Житникова Оксана
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста

“Любить природу – значит любить Родину”

М. Пришвин

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности дошкольников , в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления : анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дошкольники учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Инновационное направление, выбранное педагогами нашего ДОО с 2016 учебного года – экологическое воспитание дошкольников .

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры , формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитание чувства ответственности за сохранность природы.

Одни из главных задач – развитие у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать её характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой, воспитание стремления охранять и оберегать природу, видеть ее красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей . Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания , то и у детей будет воспитываться интерес , любовь к природе и бережное отношение к ней, появится желание оберегать и сохранять ее красоту. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего ДОУ разработана с учётом парциальных программ : Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию - Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста , детские экологические проекты (библиотека программы «Детство» , а также программы дополнительного образования «Наш дом – природа» , разработанной Приморским краевым институтом развития образования, как факультативный курс дошкольного образования . Программа дополнительного образования была реализована в этом году впервые с детьми средней группы. На следующий учебный год работа по программе продолжится. Программа «Добро пожаловать в экологию » проводится с детьми с трёх до семи лет, уже 3 года. Методический комплект представлен методической литературой (Приложение 1) .

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления :

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников .

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это - театрализованные представления на экологическую тему , праздники, утренники, экологические игры , игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории детских участков ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению кормушек и скворечников, что способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе .

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, экскурсий в природу, опыты, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Наглядных (наблюдения, экскурсии, походы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);

Словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, развлечения и досуги);

Практических (экологические дидактические игры , опыты и эксперименты, труд на природе).

На занятиях и в обобщающих беседах педагоги используют мнемотаблицы и коллажи, особое место занимает игровое проблемное обучение, которое стимулирует познавательную активность детей и приучает их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет превратить непрерывную непосредственно образовательную деятельность в увлекательную игру.

В своей работе педагоги используют разные формы совместной деятельности : экологические наблюдения , опытно-экспериментальную деятельность, беседы, чтение художественной литературы экологического содержания , экологические и дидактические игры и труд в повседневной жизни детей . Непрерывная непосредственно образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога и ребёнка, и выстраивается в форме игровых проблемных ситуаций, экологических путешествий , викторин, клубов знатоков природы и т. д. Самостоятельная деятельность детей предусматривает созданную педагогом предметно пространственную развивающую среду, которая благоприятно влияет на познавательную активность ребёнка, то есть мини экологические центры в группах , место для проведения опытно-экспериментальной деятельности, картотеки дидактических игр, для разного уровня развития детей , разнообразная наглядная информация, пособия, картины, модели, коллажи, мнемотаблицы. Всё это активно используют педагоги нашего дошкольного учреждения .

В октябре 2016 года, став участниками краевого семинара для педагогов и руководителей филиалов КОЗЕШ, я решила попробовать заинтересовать педагогов экологическим направлением работы ДОО. Вместе мы решили принять активное участие в III краевом экологическом марафоне “Экодетство» и поэтому 2016-2017 учебный год прошёл под девизом : Дети России - за сохранение природы!

Дошкольники очень любознательны , они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.

Система работы с детьми включает :

Посезонное комплексно-тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

Создание эколого - развивающей среды (уголки и центры природы, в планах лаборатория природы и экологическая тропа ;

Организация совместной деятельности (развлечения, праздники, наблюдения, огород овощных культур, труд в природе);

Чтение художественной литературы;

Совместная творческая деятельность воспитателей , детей и родителей (проекты «Ёлочка-красавица» , «Весёлый Снеговик» , кружок «Юнные исследователи» , акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

Выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне» );

Игровая деятельность, как основная форма деятельности детей ;

- экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание);

Создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).

К имеющемуся плану работы мы добавили участие в краевых акциях, в работу клуба «Весёлый гномик» , который проводит библиотекарь нашей школы № 20 (1 раз в месяц по плану преемственности, добавили 1 заседание на экологическую тему : «Земля – наш общий дом» и . В детском саду в течение года воспитателями были организованы выставки детских рисунков на экологическую тематику .

Друзья и защитники Природы – Эколята : Тихоня, Умница, Шалун, Ёлочка, за год стали поистине нашими друзьями. Все досуговые мероприятия мы проводили с их участием. Быть в роли одного из Эколят , было очень почётно.

Планомерная работа с педагогами, понимание значимости экологических проблем - все это позволило нам провести большую и целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждались на консультациях, семинарах, пятиминутках. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, я использовала анкетирование по вопросам экологического воспитания детей . На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей , так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время подготовки творческой работы или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводили выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа» , «Бережём планету вместе» , «Нарисуем волшебство» , «Зимняя фантазия» и др., привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского участка и детского сада, посадка деревьев и цветов в цветниках, изготовление скворечников и кормушек и т. д.).

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности , направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы . Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам, фитотерапию, музыкотерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду руками сотрудников создан мини-стадион, включающий : беговую дорожку, футбольную площадку и «дорожку здоровья» , в планах ещё очень многое. Очень хочется приобрести для наблюдений на улице «Метеостанцию» , и другое лицензионное оборудование, соответствующее современным требованиям и стандартам, но финансировать такие серьёзные и дорогостоящие проекты пока не кому, к сожалению.

Результатом системной и целенаправленной работы в 2016 – 2017 учебном году стали следующие достижения :

1. Участие в краевом конкурсе воспитательных проектов по теме : «Труд и терпение превращаются в умения» . Данная работа была высоко оценена и детский сад получил Диплом I степени. (Приложение 2)

2. Участие в краевом экологическом марафоне , а именно :

Краевая акция «Эколята » - друзья и защитники Природы помогают зимующим птицам». 1 кормушка была отправлена на конкурс, остальные были сделаны родителями, но так и не отправлены (Приложение 3) ;

Краевая акция «Ёлка «Эколят » - друзей и защитников Природы». В рамках акции провели флешмоб «Ёлочка, живи!» , который был оценен Дипломом I степени. А также из 22 ёлочек, отправленных на конкурс - 3 были оценены Дипломом I степени, Дипломом II степени и Дипломом III степени (Приложение 4) ;

Краевая акция «Эколята и молодые защитники Природы организуют День Земли» (Приложение 5) ;

Краевой экологический субботник «Зелёная Весна 2017» (Приложение 6) .

3. Организованы экологические выставки - «Что нам осень принесла» - поделки из природного и подручного материалов, «Ёлочка-красавица» , «Весёлый Снеговик» - поделки из бросового материла, организация опытно-экспериментальной деятельности. (Приложение 7)

4. Выставки рисунков детей старшего дошкольного возраста : «Зимние забавы» , «Нарисуем волшебство» , «Бережём планету вместе» и др. (Приложение 8)

5. В рамках работы клуба «Весёлый гномик» на заседании «Земля – наш общий дом» дети просмотрели интересный материал по теме : «Красная книга Хабаровского края» , сделали альбом в группу, и была оформлена выставка рисунков «Бережём планету вместе» . (Приложение 9)

6. Социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания , приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, большое воспитательное воздействие на дошкольников , эффективный способ пропаганды экологических идей среди родителей – «Ёлочка, живи!» , «Птичья столовая» , «Наш участок самый лучший» , «Жить без мусора» .

Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы :

1. Продолжать повышать уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением в системе непрерывного экологического просвещения .

2. Совершенствовать работу по экологизации воспитательно -образовательного пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольного образовательного учреждения, в этой связи необходимо :

Совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры » ;

Содействие в работе по укреплению материально-технической базы, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии , экологической подготовки родителей;

Активнее привлекать методы музейной педагогики, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;

3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования) ;

4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста , используя средства массовой информации, семинары, конференции и другие массовые экологические мероприятия .

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

О.М. Жданова.
О.Н. Буханчук.

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Светлана Николаевна Николаева писала, что 20-21 век - это кульминация негатива, созданного человеческой цивилизацией, где человек считает себя царем природы. Поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции "устойчивого развития", согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к "устойчивому развитию" является экологическое образование. В "Концепции устойчивого развития России" особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей и природной среды" (ст. 73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования; ст. 74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях; ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов; ст.76. Распространение экологических знаний"), "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населении и "Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), все соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более пяти лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), так же используем технологии программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (знакомство с природным ландшафтом Алтайского края); внедрение методик экологии здоровья и здоровьсберегающих технологий обучения и воспитания;
-экологическое просвещение родителей.
Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.
Система работы с детьми включает:
-посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
-организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
- чтение художественной литературы;
-совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Здравствуй дерево», «Каменный калейдоскоп», кружок «Природа и фантазия», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
-выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
-игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
-экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
-создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

  1. Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д. Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с живыми организмами и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием. Под руководством увлеченных своим делом, педагога дополнительного образования и других специалистов дети организованы в систему дополнительного образования в театральной студии, в кружке «Природа и фантазия». В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление поделок из природного и бросового материала, изготовление костюмов, декораций для праздников с элементами русского фольклора, иллюстрирование художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваются тематические выставки детских работ.
  2. Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного, организуют конкурсы и викторины.
  3. Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок: экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др. малые архитектурные формы – «сельский дворик», сенсорная дорожка, искусственный водоем, мини-стадион и игровые площадки.
  4. Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», фитотерапию, прием поливитаминов и иммуностимулирующих препаратов, музыкотерапию и ароматерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, волейбольную, футбольную и баскетбольную площадки, яму для прыжков, спортивные модули и «дорожку здоровья».

Результатом системной и целенаправленной работы в 2011 – 2012 учебном году стали следующие достижения:
1. Проведение экологических акций - социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, которые имели общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников,- и явились эффективным способом пропаганды экологических идей среди родителей – «Зеленая елочка - живая иголочка», Птичья столовая», «Жить без мусора».
2. Организованы экологические выставки - «Разноцветная осень» - поделки из природного материала, «Новогодняя игрушка» - поделки из бросового материла.
3. С 01.09.2011г. по 30.04.2012г. реализован экологический марафон «В гостях у матущки Природы». Экологический марафон включал в себя цикл творческой экологической ориентированной деятельности соревновательного характера. Участниками марафона являлись сборные команды из детей и родителей, педагогов. Проведение марафона включало три тура: 1 тур - формирование знаний и представлений по теме марафона, конкретизация и разъяснение условий и правил; 2 тур - выполнение конкурсных заданий в заочной форме с отслеживанием промежуточных результатов (диагностика знаниевого и деятельностного компонентов по теме «марафона»); 3 тур - финальное состязание команд –игра-путешествие для детей «Царство Берендея», педагогов и родителей «В гостях у Берегини».
В период проведения "марафона" проектировалось сотрудничество с общеобразовательной школой № 18 города Бийска (проведение совместной выставки экологических плакатов «Мы и окружающий мир»), библиотекой № 7 (литературная гостиная «Писатели о природе»), детским биолого-экологическим центром (экскурсия в дендропарк, оформление гербария).
4. Реализация проекта «Наш край - АЛТАЙ» приуроченный к празднованию 75-летию Алтайского края в форме экологической экспедиции. На подготовительном этапе с педагогом дополнительного образования была составлена программа экспедиции: определен маршрут, распределены обязанности между детьми, родителями, воспитателями, административно-управленческим персоналом, состоялся подбор оборудования, дидактического материала и методического сопровождения. На основном этапе проведение экспедиции, выполнили запланированную исследовательскую работу, сбор информационно-значимого материала, подтверждение теоретических знаний практическими фактами. На заключительном этапе была проведена обработка полученных данных в ходе «экспедиции», классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности и завершилась работа созданием альбома «Красная книга Алтая», выставка рисунков и поделок «Наш край - Алтай».
5. 2012г. дошкольное учреждение по итогам городской природоохранной акции «Школьный парк» удостоено дипломом 3 степени, за предоставление конкурсного практико-ориентированного проекта, направленного на улучшения состояния объектов зеленого фонда учреждения образования и прилежащей территории.
6. В образовательном учреждении созданы мини-музеи и на их основе разработаны следующие исследовательские проекты: «Вода-водица», «Природные зоны», «Музей песка и камня», «Зимний сад», «Мир живой природы», «Творчество и окружающий мир», разработана картотека экспериментов, опытов и наблюдений.
7. Педагогом дополнительного образования разработана картотека экологических тренингов, направленных на формирования осознанного бережного отношения к окружающему миру, познавательного интереса к объектам живой и неживой природы. Систематизирован методический материал по экологическому воспитанию с элементами народного фольклора (Ведется народный календарь, проведены народные праздники: «Капустные посиделки», «Сороки», «Благовещенье», «Семик»).

Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы:
1. Повысить уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением и важным звеном в системе непрерывного экологического просвещения.
2. Продолжить работу по экологизации воспитательно-образовательной пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольного образовательного учреждения, в этой связи необходимо:
- совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры»
- содействия в работе по укреплению материально-технической базы, оказанию природоохранных услуг, по созданию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров ДОУ, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии, экологической подготовки родителей;
- активнее привлекать методы музейной педагогики, потенциал национальной культуры, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;
3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования);
4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой информации, проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и другие массовые экологические мероприятия.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Елена Миронова
Система работы по экологическому воспитанию

Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Слайд № 2

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Слайд № 3 Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?

Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы.

Однако летний отдых моих воспитанников проходит за пределами поселка Дивово. Многие дети не знают названия цветов, растений, насекомых, животных, которых могут встретить.

Да и само понятие «островок природы» вытесняется машинами, наличием жилых комплексов, близостью производства.

Родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы. Но им подчас не хватает нужных знаний и времени.

Все это подтолкнуло меня к работе по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.

Слайд №4.

Основой для моей работы послужил региональный компонент Основной Программы нашего ДОО, «Воспитание экологической культуры дошкольника» .

При разработке своей системы работы я пользовалась программой под редакцией Н. Е. Веракса «От рождения до школы» . Эта программа :

Соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

Предполагает построение воспитательно -образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми .

В своей работе по выбранной теме я взяла за основу методику Светланы Николаевны Николаевой «Воспитание экологической культуры » и Натальи Рыжовой «Наш дом – природа» Данный выбор я сделала на основе анализа и сопоставления содержания обучения с возможностями учреждения, в котором я работаю .

Слайд № 5 Главной целью моей работы является - Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомлении с природой родного края, формирование основ экологической культуры .

Слайд № 6

Для достижения этой цели, мною определены следующие задачи :

1. Создать необходимую развивающую образовательную среду для работы с детьми

2. Разработать комплексно-тематические

3. Провести непосредственно образовательную деятельности с детьми

4. Способствовать развитию познавательной активность через различные виды продуктивной деятельности и экспериментирование;

5. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

6. Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Слайд № 7

Новизну моей работы я определяю следующими особенностями :

1. основу работы составляет деятельностный подход, определенный стандартом дошкольного образования : труд в природе, эксперименты, наблюдения и многое другое

3. Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении.

Слайд № 8

В основе деятельности по экологическому воспитанию лежат два направления.

Экологическое воспитание – это деятельность в природе : наблюдения, овладение знаниями, поисковая, проектная; а так же формирование основ экологического сознания : потребности, интересы детей, определенные переживания и сформированная эстетическая оценка.

При выборе методов обучения ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у детей экологический кругозор , формируют практические умения. Содействуют становлению личности,

Игровой (сюжетные и дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий);

Словесный (чтение художественной литературы, сочинение сказок, литературные викторины);

Наглядный (экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов);

Практический (упражнения, труд в природе. экспериментирование)

Слайды № 10-12

В своей работе использую различные приемы.

Но наиболее интересными считаю :

Практический

Прием экологических акций : «береги природу» , «поможем пернатым»

Личный пример взрослых

Прием проблемных ситуаций

Проектная деятельность

Слайд №13

В работе использую следующие формы :

целевые прогулки и экскурсии

Наблюдения, беседы;

НОД («Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка, «Физическое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» )

Использование художественной литературы;

Рассматривание картин, иллюстраций о природе;

- игры : - дидактические,

Подвижные

Проектная деятельность;

Слайд № 14

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мною разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.

Данная система включает в себя определённое содержание, методы и формы работы .

Это позволило активизировать родителей, создать у них самих интерес к данной работе

Слайд № 15

Результаты работы по экологическому воспитанию представлены на слайдах.

Диагностика была проведена на основе методики, которая помогает определить уровень знания детей о животном мире, растительном мире и других аспектах.

Слайд № 16

Дети демонстрируют не только достаточно высокий уровень знаний, но и дают эмоциональную оценку увиденному в природном окружении, проявляют активность в применении полученных знаний, умений и навыков.

Слайд № 17 Перспектива деятельности : Перспектива моей деятельности, как воспитателя , видится в создании образовательного долгосрочного проекта, в основе которого будет продолжена работа по апробации индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка моей группы.

Следует продолжить формирование развивающей среды группы согласно требованиям ФГОС ДО :

Оснащение оборудованием уголка экспериментирования;

Создание тематической библиотеки.

Я готова к обмену опытом работы с заинтересованными лицами.

Слайды № 18-21

Широкие, привольные,

Родимые края…

Березка белоствольная,

Любимица моя,

Стоит, как свечка, белая,

Глядит она вокруг :

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, беднее.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

В сентябре 2014г, я разработала новый проект

Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. К сожалению, подобная цель на современном этапе в массовой практики недостижима из - за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, В реально сложившийся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Назовем их условно: модель «эколог» и модель «воспитатель».

Модель «эколог». ЕЕ особенность - создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов, методиста и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников (см. Приложение).

В рамках модели «эколог» каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием ее использования является наличие в дошкольном учреждении педагога - эколога, выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:

  • - экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
  • - экологическое просвещение родителей;
  • - подготовку и переподготовку кадров;
  • - оценку окружающей среды;
  • - координацию с другими учреждениями.

Рассмотрим возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках модели «эколог».

Направления работы руководителя:

  • 1. организация всего воспитательного процесса;
  • 2. сотрудничество с органами управления образованием;
  • 3. выделение необходимых ставок;
  • 4. составление дизайн - проекта учреждения; экологизация развивающей предметной среды;
  • 5. координация работы с другими учреждениями и т.д.

Направления работы методиста:

  • 1. ознакомление коллектива с существующими программами и методами экологического образования;
  • 2. выбор программы и методики (совместно с экологом);
  • 3. определение места экологического образования в общем, образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
  • 4. руководство составлением «экологического паспорта» и т.д.

Направления работы психолога:

  • 1. психологическая поддержка работы по экологическому образованию;
  • 2. составление рекомендаций экологу с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • 3. присутствие на занятиях эколога с целью определения поведения и характеристик дошкольников.

Направления работы музыкального руководителя:

  • 1. проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
  • 2. согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
  • 3. разработка экологических праздников;
  • 4. подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе и т.д.) к программе эколога.

Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:

  • 1. закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, лепки;
  • 2. оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, костюмов к экологическим праздникам;
  • 3. проведение занятий вместе с экологом;
  • 4. участие в диагностике, по детским рисункам и т.д.

Направления работы инструктора по физическом воспитанию:

  • 1. включение в занятия физических упражнений, подвижных игр по согласованию с экологом;
  • 2. участие в эколого-оздоровительной работе (экскурсии и т.д.);
  • 3. участие в экологических праздниках;
  • 4. обучение правилам безопасности во время походов.

Направление работы медицинского работника:

  • 1. оздоровительная работа с детьми;
  • 2. участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе ДУ с точки зрения состояния здоровья детей.

Направления работы воспитателя:

  • 1. экологизация деятельности дошкольников в группах;
  • 2. выполнение заданий эколога;
  • 3. выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);
  • 4. создание условий для экологического образования в группах;
  • 5. подбор растений, животных и уход за ними;
  • 6. работа с родителями;
  • 7. участие в диагностике по заданию эколога и психолога.

Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни (см. Приложение).

Модель реализуется в детских садах, где нет возможности ввести в штатное расписание ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом контролирует методист или руководитель учреждения.

Обе указанные модели предполагают реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании. Первая модель представляется более эффективной, т.к. позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

В системе экологического образования в дошкольных учреждениях можно выделить ряд компонентов (см. Приложение).

Таким образом, чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа дошкольного учреждения в области экологического образования.

Выводы по теоретическим аспектам:

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Наиболее эффективных результатов
ДОУ достигает при наличии всех
компонентов системы.
Можно выделить 2 основные
педагогические модели:
модель «Эколог» и модель
«Воспитатель»

Компоненты системы экологического образования в ДОУ

Экологическое
просвещение
родителей
Экологизация
развивающей
предметной
среды
Оценка
окружающей
среды
Экологическое
Образование
дошкольников
Экологизация
различных
видов
деятельности
Координация
работы
с другими
учреждениями
Подготовка
и
переподготовка
кадров

Модель «Эколог»

Предплагает создание в детском саду
системы работы по экологическому
образованию, тесное
сотрудничество всех педагогов.
Необходимым условием
использования данной модели
является наличие в ДОУ педагога –
эколога, выполняющего функцию
координатора.

РУКОВОДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
МЕД. РАБОТНИК
МЕТОДИСТ
ПСИХОЛОГ
ЭКОЛОГ
ПЕДАГОГ ИЗО
Развивающая
предметная
Среда
(всего ДОУ)
МУЗ.
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПЕДАГОГ
ТРУДА
ИНСТРУКТОР
ФИЗКУЛЬТУРЫ
Подготовка
Координация
Экологизация Экологическое Оценка
И
Работы
Видов
Просвещение Окружающей
переподС
другими
деятельности
родителей
среды
готовка
учреждениями
кадров
ВОСПИТАТЕЛИ ГРУПП

В РАБОТЕ ЭКОЛОГОВ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 2 ВАРИАНТА:

1) Эколог регулярно проводит
занятия с детьми и является
координатором всей работы в
области экологического
образования
2) Эколог периодически посещает
группы, где беседует с детьми,
проводит игры и т.п., ухаживает за
растениями, животными, огородом

Направления работы руководителя

Организация всего образовательного процесса;
распределение функциональных обязанностей
между членами коллектива
Сотрудничество с органами управления
образованием
Выделение дополнительных ставок и подбор,
повышение квалификации кадров в области
экологического образования
Создание, дизайн проекта учреждения,
экологизация развивающей предметной среды
Решение финансовых вопросов
Работа с родителями
Координация работы с другими учреждениями
Связь со школой

Направления работы методиста

Ознакомление коллектива с существующими программами и
методиками
Выбор программы и методики совместно с экологом
Определения места экологического образования в общем
образовательном пространстве ДОУ, его связи с другими
направлениями
Контроль за координацией работы всех специалистов и
воспитателей, реализация интегрированного подхода
Мониторинг деятельности всего коллектива
Участие в диагностике детей и анализе её результатов
Проведение метод. семинаров для членов коллектива
Участие в экологизации развивающей предметной среды
Участие в распространении опыта работы учреждения
Руководство составлением «Экологического паспорта» ДОУ
Организация родительских собраний
Обобщение результатов работы

Направления работы психолога:

Психологическая поддержка работы
Анализ программ, методик с точки зрения их
соответствия уровню развития детей
Присутствие на занятиях эколога с целью определения
особенностей поведения и характеристик дошкольников
Участие в диагностической работе, проведение
комплексной диагностики совместно с экологом
Составление рекомендаций для эколога с учетом
индивидуальных особенностей детей
Анализ результатов качественной диагностики,
проводимой воспитателем и экологом
Участие в составлении диагностических карт
Работа с родителями

Направления работы мед. работника:

Оздоровительная работа с детьми
Участие в оценке развивающей
предметной среды и экологической
ситуации в районе ДОУ с точки
зрения состояния здоровья детей
Эколого-оздоровительное
просвещение родителей

Направления работы педагога-эколога:

Участие в выборе программы, методики и их
адаптация к условиям ДОУ
Подготовка и проведение занятий с детьми в
экологической комнате, в лаборатории, живом
уголке, на эко тропинке, участие в подготовке
праздников детского сада
Участие в разработке концепции и создании
развивающей предметной среды
Выбор растений, животных для экологического
комплекса, групповых помещений
Подготовка наглядного материала, подбор
литературы для занятий с детьми

Координация работы специалистов:
муз.руководителя, педагога изодеятельности,
инструктора физкультуры
Координация работы воспитателей:
составление еженедельной программы для
воспитателей по конкретной теме и контроль за
ее выполнением
Участие в диагностике результатов
экспериментальной работы
Работа с родителями
Консультирование педагогов по вопросам эко
образования
Оформление «экологического паспорта ДОУ»,
«экологических паспортов» растений, животных
экологического комплекса
Распространение опыта работы

Направления работы муз. руководителя:

Проведение музыкальных занятий
Согласование муз. занятий с тематикой занятий
эколога, педагога по изобразительной
деятельности
Разработка сценариев, подготовка
инсценировок, экологических праздников
Подбор муз. произведений к программе эколога
Музыкальное сопровождение экологических
игр, пластических этюдов, постановка танцев
Использование элементов фольклора в целях
экологического образования

Направления работы педагога по изо. деятельности:

Закрепление материала экологических занятий в рисовании,
аппликации, лепке
Иллюстрирование детьми книг – как изданных, так и
собственных
Оказание помощи экологу в изготовлению наглядных
пособий, оборудования, декораций, костюмов к
экологическим праздникам, постановкам
Совместное проведение занятий с экологом
Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков
в группах
Подбор художественных произведений к программе эколога
Координация своей программы с программой эколога
Участие в диагностике(в частности анализ детских рисунков)
Использование элементов фольклора в целях экологического
образования

Направления работы инстурктора физкультуры

-согласование программы физвоспитания с
программой эколога для выявления точек
соприкосновения
-Включение в занятие определенных физических
упражнений, подвижных игр по согласованию с
экологом
-участие в эколого-оздоровительной работе:
подготовка и проведение походов по экологической
тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями
-участие в экологических праздниках
-тренер по плаванию также может участвовать в
экологических праздниках, организации некоторых
экспериментов, подвижных игр на воде
-обучение правилам безопасности, отдыха на природе

Направления работы педагога художественного труда

-изготовление поделок, коллажей, макетов из
природного и бросового материала
-согласование своей программы с
программой эколога
Изготовление совместно с детьми
оборудования, наглядных пособий для
проведения экологических занятий
Изготовление декораций, масок, костюмов
для экологических праздников
Изготовление оборудования для
экологической тропинки, природоохранных
знаков

Направления работы педагога театральной деятельности:

Подготовка и проведение
экологических праздников,
инсценировок, спектаклей по
сказкам, разыгрывание
народных песен, потешек,
имитация повадок животных,
пальчиковый, кукольный театр

Направления работы воспитателя

Экологизация видов деятельности дошкольников в группах
Выполнение заданий эколога:
Проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация
наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение
литературы, проведение игр, прослушивание музыки
Выполнение отдельных экологических проектов
Создание условий для экологического образования в группах:
Организация уголка природы, уголка для
экспериментирования, выставочного уголка, подбор
литературы, фотографий, природного материала для
самостоятельных игр и экспериментирования
Подбор растений, животных и ухода за ними
Работа с родителями
Участие в диагностике по заданию эколога и психолога
Участие в сборе информации для некоторых разделов
«Экологического паспорта» ДОУ

Модель «Воспитатель»

Данная модель отличается от модели
«Эколог» принципами организации
работы: функции экологического
образования возлагаются на
воспитателя, который
самостоятельно реализует
интегрированный подход через
экологизацию развивающей
предметной среды в группе и
экологизацию различных видов
деятельности ребенка

Руководитель учреждения
методист
Координация
Развивающая ЭкологизацияЭкологическое
Подготовка
работы
Оценка
предметная
и
видов
просвещение Окружающей
с
среда
деятельности родителей
другими Переподготовка
среды
(всего ДОУ)
кадров
учреждениями
Воспитатели групп

В рамках этой модели реализуются
только отдельные компоненты
системы экологического образования.
Модель «Воспитатель» создает
ограниченные возможности для этого
процесса и является в современных
условиях менее эффективной.
Обе модели нацелены на реализацию
интегрированного подхода в
экологическом образовании и
способствует всестороннему развитию
личности ребенка

При реализации любой модели детский
сад должен стремится организовать
работу по нескольким основным
направлениям: Экологизация
различных видов деятельности
ребенка; подготовка кадров; работа с
родителями; оценка окружающей
среды; Экологизация развивающей
предметной среды, координация
работы с учреждениями. Все эти
направления дополняют друг друга.