Приемные дети в этом возрасте, как правило, отличаются от своих сверстников в сенсорном, а также в интеллектуальном развитии. Такое отставание нельзя расценивать как большую проблему, но уделять внимание этому вопросу, безусловно, необходимо.

Воспитание приемных детей в трехлетнем возрасте имеет свои особенности, о которых мы и поговорим. Приемные дети отличаются от своих сверстников отсутствием инициативности. Это выражается в том, приемный ребенок не берет все подряд игрушки, предметы. Складывается впечатление, что трехлетний приемный ребенок не хочет исследовать окружающий его мир. Многие приемные дети очень часто малоактивны. Такая пассивность является вполне нормальным процессом. И если ребенок долго сидит на одном на месте, родителям не стоит принимать слишком активные меры по борьбе с такой пассивностью. Адаптация приемного ребенка к новой для него обстановке проходит определенное время, и поэтому ребенок почувствовав себя в безопасности, самостоятельно начнет интересоваться окружающим миром.

Многие приемные дети не хотят смотреть в лицо собеседнику. Это объясняется тем, что глазами, взглядом, люди производят обмен своими чувствами. Приемный ребенок еще не привык к искренности, к открытому общению. То есть, такое поведение для него является нормальным процессом. Что в таком случае делать родителям? Во-первых, не проявлять своего недовольства. Во-вторых, необходимо как можно чаще разговаривая с малышом смотреть ему в глаза.

Как мы отмечали выше, адаптация приемного ребенка – это дело времени.

Поэтому, приемные дети, впрочем, как и некоторые обычные, одинаково улыбаются, чтобы вы не делали. Таким образом, многим взрослым кажется, что ребенку абсолютно все равно, что делают его приемные родители. Это объясняется очень легко. Ребенок быстро учиться видеть, когда взрослый доволен, и боится расстроить маму или папу. Этим и объясняется улыбка на лице ребенка, которая часто кажется взрослым совершенно не к месту. Но пройдет время и ребенок научится проявлять свои чувства и свою волю.

Некоторые приемные родители сталкиваются с такой проблемой, как самонаказание ребенка. То есть, приемный ребенок в трехлетнем возрасте может сам себя отшлепать или ударить. В этом случае родителям нужно полностью отказаться от физических наказаний и со временем проблема самонаказания пройдет.

Адаптация ребенка в приемной семье иногда связана с таким фактором, как безотказность приемного ребенка.Ярким примером такого поведения является хороший аппетит. То есть, ребенок послушно открывает рот во время еды даже тогда, когда пища ему не нравится или когда он уже наелся. Так называемое патологическое послушание объясняется тем, что приемный ребенок относится ко взрослым с опаской и просто не знает, чего ожидать. А переедание, как известно, может вызвать определенные проблемы со здоровьем малыша. Адаптация приемного ребенка может проявляться и в отказе от пищи. Такое поведение трехлетнего малыша может быть объяснено стрессом от новой обстановки, от нового окружения, от незнакомой еды. В такой ситуации приемные родители не должны слишком усердствовать в кормлении малыша. Со временем это пройдет и питание ребенка нормализуется.

Еще одной особенностью поведения приемных детей в возрасте 3-х лет являются симптомы, внешне напоминающие симптомы аутизма. Например, приемный ребенок может мало общаться, что-то бормотать про себя, совершать монотонные движения, погружаться в себя. Такие симптомы, как правило, проявляются у детей, которые от природы очень впечатлительны, а также у малышей, которые обладают возбудимой нервной системой. Со временем это пройдет, и приемный ребенок станет открытым и активным.

Главное, понимать ребенка. Приемные родители всегда должны помнить, что их новый член семьи пережил огромный стресс, и адаптация приемного ребенка в новой семье требует некоторого количества времени. Любите и понимайте своих детей, и они обязательно ответят вам тем же.

Приемные родители зачастую стремятся подарить ребенку все те чувства, которых он был лишен все то время, когда находился в доме ребенка. Главное, чтобы любовь родителей не переросла во вседозволенность.

Адаптация приемного ребенка к новой семье может происходить по-разному. Приемный ребенок определенное время слушается своих новых родителей во всем, а потом наоборот, становится непослушным. Поэтому, не будет ничего страшного если вы сделаете замечание ребенку о его плохом поведении сразу, несмотря на то, что он вынес немало страданий в своей «прошлой жизни». Приемные родители должны помнить о том, что, например, в доме ребенка малышам, как правило, делают замечания резко, зачастую криком. И, естественно, что приемный ребенок иногда не реагирует на ваши замечания, сделанные спокойным и ровным голосом. Выход из этой ситуации прост: покричать вы всегда успеете, поэтому попробуйте несколько раз повторить свое замечание ровным голосом, при этом глядя малышу в глаза. Воспитание приемного ребенка будет качественнее, если новые родители будут личным примером показывать как правильно поступать в той или иной ситуации, а как неправильно.

Адаптация приемного ребенка в новой семье будет связана с еще одной проблемой: с вещами ребенка, с его игрушками, с одеждой. Дело в том, что в доме ребенка у малышей, как правило, не бывает много своих собственных вещей. Например, курточка или шапочка, в которой сегодня гулял малыш, завтра может быть обета на другого ребенка. Оказавшись в новой семье, приемный ребенок просто не сможет определенное время понять: А почему нельзя брать ту или иную вещь? Поэтому задачей новых родителей будет объяснить, терпеливо и доходчиво, что теперь это личная вещь ребенка, а «эта шапочка» другого ребенка и ее брать нельзя.

Воспитание приемного ребенка может быть связано с еще одной проблемой: «бесстрашием» малыша. Приемные дети очень часто начинают лезть куда им не следует и брать дома и на улице все подряд. Такое поведение малыша объясняется тем, что у него просто отсутствует какой-либо опыт обращения с потенциально опасными предметами. Приемные родители должны быть очень бдительны и постоянно объяснять малышу, что можно брать, а что опасно и лучше это не трогать

Некоторые приемные родители сталкиваются в процессе воспитания с тем, что малыш начинает требовать к себе внимания от всех окружающих, даже незнакомых ему людей. Такое поведение легко объяснить. Ребенок, который привык что до него никому нет дела, вдруг видит, что в новой семье он стал центром внимания. Приемные дети в такой ситуации хотят как бы получить внимание на будущее, как бы впрок. Что делать в такой ситуации? Да ничего, просто пережить это время и все встанет на свои места.

Воспитание приемных детей требует от новых родителей повышенного внимания во время прогулок в общественных местах. Дело в том, что приемные дети очень часто обращают внимание на окружающих, которые им улыбаются, и ребенок запросто может куда-то пойти с чужыми дядей или тетей. Такое поведение объясняется тем, что малыш, во-первых, привык в доме ребенка безоговорочно слушаться взрослых, а, во-вторых, малышу просто нравится, что на него обращают внимание. Ведь раньше он этого не ощущал. Поэтому, находясь в общественном месте или просто на улице приемные родители не должны ни на секунду терять бдительность.

Адаптация приемного ребенка в новой семье моет быть связана с проблемами со сном малыша. В данном вопросе нет какого-то единого мнения. Каждый ребенок – это личность, индивидуальность. Приемный ребенок, в идеале должен засыпать в своей комнате. Но такое возможно не всегда, поэтому пробуйте разные варианты засыпания и, в конце концов, решение проблемы будет найдено.

Приемные родители, рано или поздно, зададутся вопросом: а правильно ли проходит адаптация приемного ребенка в семье? Конечно, самым лучшим вариантом в решении данного вопроса является помощь и консультация специалиста. Ну, а как быть, если приемные родители не имеют возможности консультироваться с психологом? Специалисты выделяют несколько признаков, по которым можно определить, что адаптация приемного ребенка проходит правильно.

Приемные родители должны обращать внимание на мимику ребенка. Если мимика приемного ребенка стала более живой, то значит, процесс адаптации проходит правильно. Приемный ребенок должен проявлять интерес к окружающему. Малыш должен активно брать различные предметы, изучать их на сенсорном уровне. При возникновении стрессовой ситуации малыш прячется за вас, ищет поддержки именно у родителей – это также признак того, что вы все делаете правильно и стали близки приемному ребенку.

Адаптация приемного ребенка проходит правильно, если малыш начинает проявлять свою волю и характер: он отказывается от чего-то, у него появляется любимая еда, любимые занятия, любимые игрушки. Успех адаптации и воспитания проявляется также в том, что приемный ребенок во время разговора не боится смотреть вам в глаза, а когда его спрашивают: где его родители, сразу же, не теряясь, указывает на вас. Если во время игры на детской площадке малыш периодически ищет вас глазами, отвечает отказом на разнообразные предложения и заигрывания посторонних, то это означает, что вы все делаете правильно. И последнее, если приемный ребенок понимает ваши запреты, которые сказаны спокойным голосом, то это означает, что взаимопонимание между вами и ребенком найдено.

Особенности воспитания ребенка в приемной семье

В настоящее время немало семей воспитывает приемных детей. Основная причина этого – физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. Иногда бездетность становится настоящей трагедией. Большинство супругов, чтобы сохранить семью и обрести смысл жизни идут на усыновление чужих детей.

Однако, приемные родители могут столкнутся с некоторыми проблемами.

Например, перед тем как взять на воспитание приемного ребенка с медицинскими противопоказаниями, будущим приемным родителям надо быть готовым к тому, что могут возникнуть трудности. Не всегда родители готовы растить приемного ребенка, создавать ему определенные условия, опекать. Иногда бывает, что супруги, взяв на воспитание приемного ребенка, обнаруживают у него серьезные проблемы со здоровьем, отказываются от него, испугавшись последствий. Такое отношение приемных родителей может быть серьезным ударом для ребенка.

Действительно, воспитывать приемного малыша довольно сложно и не каждому это под силу. Будущим родителям рекомендуется брать ребенка в возрасте до 1 года, так как в этот период у него еще отсутствует понятие о родителях и семье. Воспитание приемных детей старшего возраста будет более сложным, так как у них уже имеются свои привычки, интересы и вкусы, которые нужно будет учитывать. Перед тем как привезти ребенка домой, психологи рекомендуют будущим приемным родителям хорошо рассчитать свои силы в отношении ребенка. Недопустимой будет та ситуация, если ребенка сначала берут в семью, а спустя некоторое время возвращают в детский дом, объясняя это тем, что он непослушный, капризный. Для ребенка это будет еще одной психологической травмой и предательством, после чего он окончательно утратит в будущем веру в добро и любовь. Перед тем как усыновить ребенка, будущим родителям следует с ним пообщаться, узнать о его характере, особенностях его поведения. После приезда домой ребенку понадобится примерно около месяца на адаптацию к новым условиям жизни. В это же время родители тоже привыкают к новому члену семьи.

В этот период ребенок может быть счастливым и активным, так как он наконец-то обрел дом и семью, то, о чем так мечтал.

Привыкание ребенка к новой обстановке часто сопровождается проявлением капризов и агрессии в адрес других членов семьи. И в этом случае взрослым необходимо проявить понимание. Им следует объяснить ребенку, почему так поступать нельзя.

Воспитание приемных детей в семье требует от родителей большого терпения. Но когда наиболее сложный период адаптации пройдет и ребенок вновь обретет спокойствие и доверие к родителям, он начнет привыкать к новому образу жизни и к своим приемным родителям. Полная адаптация ребенка длится от 3 до 5 лет, поэтому родителям следует запастись терпением, окружить ребенка заботой и любовью. В воспитании приемных детей могут возникнуть некоторые проблемы, например, приемные родители должны решить, сообщать ребенку о его усыновлении или хранить это в тайне, так как в будущем это может привести к сильнейшему стрессу у ребенка. Еще одной проблемой воспитания приемных детей является то, что ребенок не сразу знает, что в новом доме ему брать разрешено, а что нет, так как в детском доме все вещи были общими. И ребенку надо объяснить, какие вещи лично его, а какие принадлежат другим членам семьи, и которые можно брать только с их разрешения. Ребенок довольно быстро привыкнет в новой семье. Первое время воспитание приемных детей требует от родителей много сил и терпения, но когда трудности будут позади, ребенок отблагодарит их своей любовью.

Понятие и порядок образование приемной семьи определяются Семейным Кодексом РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) и Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие). Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 Семейного Кодекса РФ. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Юрисконсульт МДОУ «Солнышко» Лекерова Л.Н.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание...

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)

В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого

Реферат на тему:

Педагогические проблемы воспитания приемных детей в семье

Выполнила: Ефремова Юлия,

гр. 5561 зу, 37.03.01.-Психология

С каждым годом количество брошенных детей увеличивается, но и число родителей, решившихся на усыновление, тоже растет. Взять в приемную семью чужого ребенка – это ответственный шаг, перед которым необходимо все хорошенько обдумать взвесить все «за» и «против».

Семьи, в которых есть приемные дети, часто сталкиваются с различными проблемами, но зная некоторые секреты, их можно избежать или решить в короткий срок. Мнений, по поводу правильности усыновления, огромное количество. К примеру, многие уверены, что чужой малыш никогда не сможет стать родным, так как в его жилах течет совершенно другая кровь. У людей, решивших на этот сложный шаг, совершенно другое мнение, так как они считают, что приемные дети ничем не отличаются от родных.

Люди, решающиеся на усыновление, подсознательно готовятся к проблемам в будущем. Если знать основные ошибки, допускаемые в воспитании и общении, то можно предотвратить их появление. Также можно выделить ряд проблем, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги и психологи в работе с приемными семьями:

Чувство неуверенности и страха у родителей. Родители боятся, что они делают что-то не так, что они не смогут вернуть де­тей в детское учреждение, если не справятся с воспитанием, боятся осуждения.

Ответственность родителей за приемных детей. Часто родители не берут на себя ответственность за приемного ребенка: заболел свой ребенок - лечат сами, приемный - вызывают врача.

Несоответствие приемного ребенка представлениям ро­дителей. У родителей, как правило, складывается свое представ­ление о том, каким должен быть ребенок. Родители хотят увидеть в ребенке себя, но в улучшенном варианте. Приемный ребенок изначально будет отличаться от прием­ных родителей. Все, что у него может быть сформировано, будет являться результатом целенаправленного, творческого, деликатно­ го воспитания. И свое подобие патронатные родители, смогут увидеть лишь тогда, когда их ребенок будет воспитывать своих собственных детей.

Степень принятия ребенка. Под принятием по­нимают положительное отношение к человеку при адекватном восприятии его достоинств и недостатков. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку он составляет основу для форми­рования взаимоотношений между приемными родителями и ре­бенком.

Принятие должно опираться на знание ребенка и понимание его потребностей и интересов. Принимая решение о принятии ребенка в свою семью, необходимо оценить степень готовности к этому акту, педагогические принципы, установки, взгляды родителей, меру их ответственности за судьбу ребенка.

Положение ребенка в приемной семье. Главная трудность для ребенка из интернатного учреждения заключается в освоении новой ролевой позиции членов семьи - сына, дочери. Именно та­кая позиция приемным ребенком не освоена, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Приемным детям трудно осознать себя сыном (дочерью), еще сложнее - братом (сестрой). Известно, что даже у родных братьев и сестер, живущих в интернате или детском доме, нет родственных чувств, желания заботиться друг о друге, быть вместе. Для таких детей нужны чет­ кие ориентиры того, что происходит в семье, каковы правила жиз­ ни семьи.

Отношения между родными и приемными детьми. Опыт многих замещающих семей показывает два явных типа отношений родных и приемных детей.

    Разделение своих и приемных детей очень заметно, родители сравнивают своих детей с приемными. В момент сравнения «пло­ хой» ребенок вынужден быть плохим. Родители настораживаются, начинают запрещать, угрожать, а отсюда опять плохой поступок ребенка из-за страха, что от него откажутся.

    Родители ко всем детям относятся одинаково, у всех равные условия жизни. В очень трудном положении находятся родные дети: они теря­ют часть внимания и любви родителей. Поэтому очень важно сде­лать их сторонниками родителей, партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Практически это выражается в совместном реше­нии о принятии ребенка в семью. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, т. е. они по-прежнему любимы, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных де­тей приемные учатся взаимодействию с родителями. Также необ­ ходимо учесть, что если у родителей плохие отношения с родными детьми, нет взаимопонимания с ними, - с приемными будет еще сложнее.

Еще одна проблема заключается в том, что родные дети расска­ зывают о приемных соседям, на улице, в школе. Здесь нужна се­мейная линия поведения, направленная на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы. Конечно, нельзя приказать родным детям не рассказывать другим людям о плохих качествах приемных братьев и сестер. В такой ситуации можно попросить родных детей представить, чтобы они испыты­вали, если бы были приемными.

Тревожность, стрессы родных детей - яркий показатель не­благополучия всей семьи. Заботясь о приемных детях (а они наи­более требуют заботы родителей), родители должны оставаться внимательными и к родным. Они тоже хотят разделять свои чувст­ ва с родителями, быть ими выслушанными не только по поводу школьных проблем, но и поводу приемных детей, получать инфор­мацию как о действиях родителей, так и других детей.

Если в семье складывается ситуация, в которой родные и при­ емные дети не могут жить с каким-либо приемным ребенком, нуж­ но быстро решать эту проблему, вплоть до официального вывода этого ребенка из семьи.

Приемный ребенок ранее подвергался сексуальному насилию. Особые трудности в семье возникают, если приемный ребенок подвергался сексуальному насилию . Поскольку, кроме самого ребенка, об этом не знает никто, то первыми, кому он захо­ чет рассказать об этом, могут быть «новые» брат или сестра. А может и не рассказать, но своими действиями влиять на них. В таком слу­ чае родные дети должны:

    узнать, как в семье относятся к сексу (в зависимости от возрас­та ребенка - понимать, что это такое), получить информацию о сексуальных действиях;

понимать, как отнесутся родители, если узнают, что родные де­ ти обсуждают с приемными вопросы секса. Необходимо научить детей руководствоваться простыми пра­вилами: не допускать интимных контактов с приемными детьми (сов­местное мытье, общая постель и т. п.);

    не ходить дома в нижнем белье;

    рассказать родителям, если что-то беспокоит, непонятно в рас­сказах, действиях приемного ребенка.

Отношения приемных детей с кровными родителями. Как правило, приемные родители не одобряют контактов кровных родителей или их родственников с приемными детьми. Они счита­ют, что такие встречи вносят дестабилизацию, тревогу в жизнь семьи. Некоторые психологи, наоборот, предлагают сохранять у детей положительное отношение даже к очень плохим родителям (несомненно, нужно определить, с какой целью родители добива­ются встреч с детьми и как эти встречи действуют на детей). Особенно это относится к подросткам, у которых в это время форми­руются собственные представления о родительстве. Ненависть к собственным родителям - слишком тяжелая ноша для ребенка, поэтому необходимо ему помочь избавиться от этого.

Встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих родителей, особенно мать. Если ребенок хорошо относится к своей матери, то будет абсолютно неправильно высказывать в связи с этим неудовольствие.

В отношении совсем маленьких детей замещающие родители часто испытывают соблазн умолчать об их прошлом. Опыт многих приемных родителей говорит о том, что ничего не нужно утаивать от ребенка: осведомленность и понимание информированного ре­ бенка смогут впоследствии защитить его от любого бестактного за­ мечания или намека окружающих, сберечь его уверенность в своей семье.

При разговоре с ребенком о его прошлом ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно: ре­ бенок может почувствовать себя оскорбленным, однако он должен четко знать, почему не мог оставаться среди прежнего окружения. Необходимо рассказать ребенку правду, но при этом не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребенок дол­жен согласиться с действительностью, только тогда он не будет возвращаться к воспоминаниям о своем прошлом.

Дезадаптивная атмосфера в семье. Для ребенка, входяще­го в замещающую семью, очень важен микроклимат, атмосфера этой семьи. Буквально с первых шагов в новом доме он чувствует, ждут его здесь или нет. Вероятно, ради приемного ребенка необходимо что-то изме­нить в интерьере, обстановке и даже образе жизни, привычках, традициях.

К сожалению, не все взрослые к этому склонны. Но для прием­ного ребенка атмосфера семьи играет особую роль. Если в новой семье в чем-то проявляется образ жизни бывшей семьи, то у ребен­ ка может усугубляться умственное отставание. Если же в патронат ной семье изначально задумываются о формировании щадящего психологического микроклимата, то это будет способствовать сгла­ живанию имеющихся у него дефектов и отклонений.

В повседневной воспитательной практике родители мало заду­ мываются о формировании соответствующей атмосферы. Благоп­риятная атмосфера создается как-то сама собой. Но если в микро­климате семьи что-то неблагополучно, то, как правило, ищут ви­новных. В ситуации с приемным ребенком таким «виноватым» нередко становится именно этот ребенок.

Отсутствие ценностных ориентиров и правил постро­ения взаимоотношений в семье. Данная тенденция весьма ти­пична для современной семьи. Молодые люди, вступающие в брак, не задумываются о перспективе появления детей, о том, что нужно готовиться к их появлению. И поэтому, когда ребенок «вдруг» появляется, они еще не определили для себя те нормы, правила, ценности, принципы, которым намерены обучать ребен­ка в семье. Это приводит к спорам, конфликтам. Приемный ребенок также чувствует отсутствие таких правил, так как родители по мере совершения им ошибочных действий на­чинают раздражаться, сердиться, становятся несправедливыми.

В исследованиях С. А. Ковалева даны рекомендации для озна­ комления ребенка со следующими ценностями:

    «ты такой же полноценный человек, как и все окружающие» (для формирования самоуважения и адекватной «я»-концепции);

    «ты имеешь право на особое внимание к себе со стороны окру­ жающих людей»;

    «ты имеешь право пользоваться теми же вещами, предметами, которыми пользуются и близкие люди»;

    «ты имеешь право заниматься теми же делами, которыми зани­ маются близкие люди»;

    «ты имеешь право на свободное время, которое можешь запол­ нять по своему усмотрению».

По аналогии с этими ценностями взрослым совместно с ребен­ ком необходимо выработать несколько (примерно 3-4) обязатель­ ных правил поведения и общения. Эти правила и ценности будут видоизменяться, совершенствоваться в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Важно, чтобы подобные ценности и пра­вила были выработаны и включены в контекст ценностей и правил всей семьи.

Неадекватный стиль воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание). В данном случае нужна коррекция сложившейся системы отношений между ребенком и родителями, предполагающая ломку неадекватных воспитательных установок и стереотипов; формирование новой системы отношений, постро­енных на эмоциональном принятии ребенка, уважении его лич­ности и предоставлении возможности реализации самостоятель­ного активного поведения при сохранении руководящей роли взрослого.

Проблема наказания. Это серьезная проблема для патронатной семьи: с одной стороны, ребенок имеет право на ошибку, на проступок, с другой стороны, наказание является одним из при­вычных атрибутов воспитательной работы.

Родителям, принимающим ребенка в свою семью, следует за­ранее продумать систему возможных порицаний и наказаний за проступки. Они должны быть готовы к тому, что ребенок по ка­ким-то причинам может допускать безнравственные, а порой про­тивоправные проступки. Но поскольку они сознательно взяли ре­бенка на воспитание, то несут ответственность за меру воспитан­ности своего ребенка и адекватность методов и средств, которыми ее добиваются. Талант родителей состоит в том, что они постепен­но формируют у себя широкий арсенал средств поощрения и нака­зания; они вырабатывают позитивную установку на отношения с ребенком. Следует помнить, что приемные дети любое наказание воспри­ нимают как несправедливое и болезненно на него реагируют, вплоть до истерики и нервных срывов.

Отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспи­тания ребенка, родители порой очень упрощенно понимают по­нятие воспитания и сводят его к сумме приемов воспитательного воздействия. Правомернее рассматривать воспитание как взаимо­действие, т. е. совместную деятельность взрослых и ребенка в про­цессе достижения разнообразных целей, в результате которого осуществляется развитие личности. В этом случае воспитание бу­дет состоять в совместной организации интересных, практически полезных, увлекательных дел, в которых ребенок будет учиться планировать, организовывать и контролировать свою работу, будет преодолевать застенчивость и неуверенность.

Чтобы ребенок быстрее вошел в приемную семью, родители должны учитывать e г o возраст, разнообразные интересы, предъяв­ лять к ребенку все более усложняющиеся требования, все чаще ставить ребенка в позицию организатора семейных дел, помогать оценивать результативность этих дел, искать причины успехов и неудач.

Эмоциональная холодность . Одной из серьезных причин возможных нарушений во взаимоотношениях между патронатными родителями и приемным ребенком является недостаток душев­ ного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жесткость отношений.

Ребенок, находящийся с раннего детства в условиях общест­венного воспитания, постоянно оказывается в условиях дефицита проявления к нему чувств и эмоций. Он сам не умеет проявлять чувства эмоции, соответствующие какой-либо конкретной ситу­ации. Очень часто от не осознает переживания окружающих его людей и не реагирует на них.

С приемными детьми нужно больше общаться, используя ми­ мику, жесты. Нужно чаще прижимать его к себе, ласкать, гладить. Такое обращение особенно необходимо мальчикам, потому что они чаще чувствуют себя беззащитными, они более тревожны. Та­ кое обращение необходимо подросткам и старшеклассникам, по­ тому что они, с одной стороны, стесняются открытых проявлений чувств, а с другой стороны, особенно нуждаются в подобном обра­ щении.

Эмоциональная открытость должна быть постоянной, а не от случая к случаю, но в то же время должна быть для ребенка радост­ ной неожиданностью. Ребенок должен испытывать потребность в чувствах, но не «тонуть» в них, потому что иначе возможен детский негативизм по поводу слишком «нежного» воспитания.

Смысловой барьер. Проявляется данная проблема в том, что родители не понимают все более усложняющиеся потребности взрослеющего ребенка, не хотят анализировать мотивы его по­ступков, приписывают ему несуществующие мотивы и по ним су­дят ребенка. Суть данного барьера состоит в том, что родители и дети смотрят на одни и те же вещи, говорят на одном языке, но не понимают друг друга.

Этот барьер между детьми, пришедшими из заведения интер­натного типа, и их приемными родителями может возникнуть уже в первые дни: родителям может не понравиться, как ребенок си­дит, ест, не хочет мыть ноги и т. д. Взрослеющим детям надо показывать, что родители понимают их проблемы и трудности, сочувствуют им.

Отсутствие у ребенка специальных традиций. В сплоче­нии семьи, в адаптации ребенка важную роль играют традиции, т. е. устойчивые позитивные формы деятельности, обычаи. Роль традиций заключается в формировании произвольных форм пове­дения, в формировании положительных переживаний.

Важно, чтобы формировались не только досуговые, развлека­тельные традиции, но и познавательные, трудовые и др. Традиции должны быть плодом совместной фантазии и твор­чества ребенка и взрослого. По мере взросления ребенка многие «детские» традиции отмирают. Их место занимают более серьезные традиции: любимое занятие, увлечение, общение с дорогими и близкими людьми. Но какие-то непосредственные детские тради­ции полезно сберечь: празднование дня рождения в шутливой форме, любимая с детства игрушка-талисман и т. д.

Нарушения в поведении ребенка и вредные привычки. Капризы - это бурные проявления гнева: ребенок кричит, пла­ чет, топает ногами, катается по полу, разбрасывает вещи, кусается, царапается и т. д. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу в дальнейшем все чаще и чаще.

Непослушание. Ребенок острее реагирует на то, как поступа­ют родители, чем на специальные меры, предпринимаемые для из­менения его поведения. Ребенок воспринимает действия родите­лей в зависимости от того, что он о них думает, как к ним относит­ся. Если ребенок ощущает нерасположение, то каждый упрек, каждый выговор становится для него все мучительнее. Если ребе­ нок чувствует поддержку и одобрение родителей, то он будет чув­ ствовать себя уверенно, даже если его иной раз и отругают. Ребе­ нок не становится послушнее от того, что родители часто его нака зывают. Между послушанием и наказанием нет никакой связи. Ребенок становится послушным, когда родителям удается уравно­весить свое недовольство со своим одобрением. Если у ребенка хо­ рошие отношения с родителями, он спокойно отнесется к отдель­ным вспышкам гнева у взрослых. В такой ситуации он более скло­нен прислушиваться к словам родителей, а им, соответственно, легче повлиять на его поведение. Родители должны мягко выра­ жать свое недовольство, как бы между прочим. Вместо того чтобы упрекать ребенка за плохое поведение или непослушание, родите­ лям нужно выразить свое огорчение: как жаль, что ребенок ошиб­ся и поступил неправильно, ведь он теперь и сам расстроен из-за этого.

Драки. В такой ситуации, чем меньше родители будут реагиро­ вать на ссору или драку детей, тем правильнее поступят. За исклю­чением крайних случаев; дети редко причиняют друг другу серьез­ ные увечья. Оставаясь без взрослых, они, как правило, забывают про свои ссоры и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как дети почувствуют себя несчастными, потому что их накажут. В результате вмешательства родителей драка приобретает значение важного события. Самое полезное, что могут предпринять взрос­лые, - развести детей как можно дальше друг от друга. А утешать и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети успокоятся.

Упрямство. Довольно часто родителям приходится сталки­ ваться с упрямством детей: они отвергают все авторитеты и не же­ лают слушаться. Это периодически бывает с каждым ребенком. Очень часто упрямство так обижает и удивляет родителей, что они выходят из равновесия: пытаются вновь утвердить свой авторитет сильным нажимом на ребенка, но теряют свой престиж, даже если ребенок им подчиняется.

Очень важно, чтобы родители понимали - они настаивают на своем мнении, потому что имеют больший, чем у ребенка, опыт. Говорить с ребенком нужно твердо, не обнаруживая свое плохое настроение. Не следует впадать в крайность - изображать святого, чтобы ребенок, готовый согласиться с точкой зрения взрослого, не почувствовал себя униженным. Решительность более эффективна, чем принуждение. При этом ребенку демонстрируется норма пове­ дения, которой он может подражать с пользой для себя, а также исключается появление у ребенка чувства вины, которое часто воз­ никает после родительских вспышек гнева. Другими словами, практика контроля над собой - лучший способ научить самоконт­ ролю детей.

Бранные слова. Практически все дети рано или поздно начи­нают говорить бранные слова, так как им свойственно слушать, что говорят вокруг. Обычно бранные слова дети начинают исполь­зовать, когда попадают в школу, а иногда и раньше. И то обсто­ ятельство, что это шокирует взрослых, оказывается для детей на­илучшим поводом, чтобы повторять их.

Родителям не следует ругать ребенка; нужно постараться сде­ лать так, чтобы ребенок был откровенен, это позволит непосредст­веннее высказываться в их присутствии, и тогда то, чему он на­учился, он скажет родителям. Наилучший способ повлиять на ребенка - это обескуражить его: нужно отнестись спокойно, мяг­ко к тому, что говорит ребенок. Затем следует объяснить ребенку, что говорить бранные слова неприлично, но сделать это следует кратко и не наказывая ребенка. Вообще, нужно стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то или что-то.

Воровство . Воровство - относительно редкое явление среди маленьких детей, так как ребенок еще не имеет представления о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть, но ребенок еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоут­ верждению, которое лежит в основе воровства. Подобное стремле­ ние может возникнуть, если родители не интересуются делами ре­бенка, а у старших детей есть немало дурных привычек, которым младшие стремятся подражать. Не чувствуя опоры, поддержки ро­ дителей, ребенок вынужден красть то, что не может приобрести ес­тественным путем. Вещи, которые он ворует, сами по себе не име­ ют для него никакого значения, но они олицетворяют то, что ему хотелось бы иметь.

Воровство нужно рассматривать как один из способов самоутверждения ребенка в жизни, но его не нужно за это упрекать и наказывать. Необходимо выяснить, чего ребенку не хватает дома и попытаться сделать все возможное, чтобы дать ему это. Очень важ­ но, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отноше­ния. Только тогда удастся внушить ребенку представление о поря­дочности и честности.

Ложь . Чтобы говорить неправду человек должен обладать известной долей интуиции и наблюдательности, поэтому редко бы­вает, чтобы ребенок начинал что-то придумывать, не достигнув 3,5-4 лет. Особенно часто этот феномен проявляется в возрасте 5-6 лет. Причинами лжи являются желание добиться похвалы ро­дителей, стремление скрыть вину, стремление избежать наказания, стремление выразить свою враждебность по отношению к родите­лям.

Первое, что необходимо сделать родителям, - это успокоить ребенка, уверить его в своей любви, так как очень часто ребенок, замученный постоянными нравоучениями и криками, лжет, чтобы произвести впечатление на посторонних и упрочить собственное хорошее представление о себе. Все, что сделают родители для улуч­ шения взаимоотношений с ребенком, будет иметь большое значе­ние для предотвращения лжи. Таким образом, чем комфортнее будет себя чувствовать ребенок в обществе роди телей, тем реже у него будет возникать потребность скрывать прав­ ду. Э тот процесс можно ускорить, если поощрять ребенка за хорошие поступки, тем самым внушая ему уверенность в себе.

Эмоциональная неустойчивость приемного ребенка. С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, причем это положение не меняется в тече­ние многих лет. Взрослые, в силу целого ряда различных причин, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чув­ ствует себя подавленным его огромностью. Неспособность управ­лять своими побуждениями и желаниями и неумение контролиро­вать их усложняют жизнь ребенка. Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчений. Плача, ребенок постепенно пе­реходит от призыва о помощи к отчаянно гневному протесту. Та­ким образом, агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и попытки ребенка изменить положение вещей.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности - прояв­ лять любовь к ребенку. Самое главное, чтобы родители не забывали, что одно лишь доброе слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы ребе­ нок чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Задача социального педагога - объяснить родителям причины протеста и сопротивления ребенка и по возможности исключить их.

Соперничество . Желание в чем-то превзойти других - одна из первых реакций ребенка на новую обстановку. Умение побеждать не только доставляет удовольствие от игры, но и обеспечивает добро­ желательное отношение окружающих. Тем не менее, очевидно, что родители часто заставляют детей соперничать за любовь. Способность бороться за нее определяет интенсивность духа соперничества, которую ребенок потом проявит в других ситуаци­ях. Несмотря на то, что он маленький и многого еще не умеет, ре бенок начинает верить в себя, если убеждается, что родители отно­ сятся к нему с любовью. Главная причина соперничества - ревность к братьям и сестрам.

Робость . Дети становятся робкими после того, как их напуга­ли взрослые: ребенку может показаться слишком громким голос незнакомца, могут напугать резкие движения. Но как бы часто не происходили подобные казусы, их нельзя сравнить с тем отрица­тельным воздействием, какое могут оказать на ребенка родители. Дети пугаются того, что не способны выпол­ нить просьбу, боятся утратить любовь. Лучший способ устранить робость - постараться избегать про явлений недовольства; показать ребенку, что родители понимают ребенка, любят его таким, какой он есть. Необходимо поощрять его встречи с людьми, с друзьями и радоваться вместе с ним его ус­ пехам.

Эмоциональная неуравновешенность. Дети, более чем взрослые, подвержены переменам настроения. Их легко развеселить, но также легко обидеть. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя опять заразительно смеяться. До тех пор, пока плохое настроение не затягивается надолго, нет необходимости беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии, то нужно обратиться к психо логу.

Педагогические проблемы. У приемных детей очень часто возникают проблемы с обучением, с готовностью к нему. Сущест­венным аспектом, определяющим готовность ребенка к обучению в школе, является формирование у него готовности к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности. Также важно объяснить родителям, что дети имеют право на ошибку, что ошибки помогают приобретать новый опыт, а когда у ребенка что-либо не получается, ему необходима поддержка родителей.

Болезни приемных детей. У детей из интернатных учрежде­ ний очень низкий уровень здоровья. Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, но родители могут помочь стать ребенку здоровым. Речь идет о закаливании, развитии гигиенических привычек, индивидуальном использовании некоторых вещей.

Адаптация ребенка в приемной семье.

Если родители взяли на попечение грудничка, то особых трудностей не должно быть, чего нельзя сказать о подростках. Взрослым очень важно создать необходимые условия, чтобы подрастающий человек мог нормально освоиться и почувствовал себя полноценным членом семьи и общества.

Для нормального развития важно семейное тепло, любовь, взаимопонимание, доверие и, конечно, уважение. Родители боятся, что приемные дети рано или поздно проявят плохую наследственность. В таком случае взрослые постоянно живут в напряжении и ищут какие-то недостатки в поведении. Изменить то, что заложено природой, невозможно, но на все другое можно с успехом повлиять.

Правильное воспитание позволит уравновесить психологическое и эмоциональное состояние, изменит привычное поведение и т.п. Важно уделять ребенку время, заниматься с ним и проявлять свою любовь.

Практика показывает, что большинство проблем возникает именно из-за родителей. Часто взрослые боятся наказать приемного ребенка, когда он не слушается, поскольку думают, что будет считать себя чужим и нелюбимым. Хотя бывают и случаи, что они не знают, какой именно шаг предпринять, чтобы указать чаду на его плохое поведение. Важно чтобы после любой ссоры и выяснения отношений наступало примирение, прощение и восстановление прошлых отношений.

Трудное поведение приемного ребенка во многом связано с тем, что у каждого своя история и индивидуальные потребности. Поэтому для привыкания к новым условиям ему необходима помощь родителей.

У детей в возрасте от 6-ти месяцев до 2-х лет возникает привязанность к человеку, проявляющему наибольшую опеку и внимание. Если до этого возраста привязанность не сформировалась, то, скорее всего, это больше и не произойдет. Отсюда можно сделать вывод, что если у малыша есть естественная привязанность к членам семьи или к работникам специального учреждения до усыновления, то переход в новую семью будет для него серьезным стрессом. В более осознанном возрасте ребенок в душе испытывает много смешанных чувств. С одной стороны, он скучает по родным, а с другой – он их ненавидит из-за невозможности быть рядом.

Подобное болезненное состояние часто является основной причиной агрессивного поведения, непослушания и отторжения новых родителей. В такой ситуации взрослые должны быть готовыми к подобному поведению и помочь дитю быстрее адаптироваться в новой атмосфере.

Этапы адаптации приемного ребенка в семье.

    Ознакомительный. Длиться около 2-х недель. В это время проявляются социальные и эмоциональные барьеры. Особое внимание стоит уделить первой встрече. К новому порядку приучать стоит тактично, но настойчиво. Количество правил должно быть умеренным, чтобы не пугать малыша;

    Приспособительный. Длится от 2-х до 4-х месяцев. Когда новый член семьи привык к новым условиям, он начнет выбирать подходящую линию поведения. В этот период он начнет проявлять свои негативные черты характера, капризничать, но не стоит думать, что он не слушается специально, это лишь показатель значимости прежних взаимоотношений. Важно не проявлять агрессию, а делать все спокойно и уверенно, не забывая при этом о ласковых словах.

    Привыкание. Если все прошло удачно, то отпрыск оценит достоинства нахождения в семье и начнет проявлять ответные чувства. Новые трудности могут проявиться в подростковом возрасте, когда начинает формироваться личность. В это время дети хотят найти своих настоящих родителей и задать интересующие вопросы. Важно, чтобы взрослые не противились этому и даже способствовали поиску. Это позволит понять приемному ребенку, что он важен и любим.

Список литературы:

    Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей - М.; Дрофа, 2005. – 164 с.

    Галагузова М.А. Социальная педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов - М.: ВЛАДОС, 2001. – 30 с.

    Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей – М.; Народное образование, 2001. – 179 с.

    Мустафина Ф. Патронатная семья - территория любви? - М.; Народное образование, 2000. – 257 с.

    Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни – М.; Социс, 2001. – 77 с.

    Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога - М.; ТЦ. Сфера, 2002. - 480с.

    Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.

    Колухова Я. Психология воспитания приемных детей / Общ. ред. и послесловие Н. М. Ершовой - М.: ИНФРА-М, 2000. - 176 с.