В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Умение наблюдать очень важно для жизни. Этот навык позволяет стать более восприимчивым к происходящему, открывает для нас новые перспективы и на работе, и в обществе. Следуйте предложенным ниже рекомендациям, чтобы развить в себе наблюдательность.

Шаги

Учимся наблюдательности

    Наблюдать и просто смотреть на что-то - не одно и то же. Хотя и то, и другое происходит посредством нашего зрения. Многие люди часто путают эти термины, но, на самом деле, это совершенно разные действия.

    Обращайте внимание на то, что вас окружает. Хороший наблюдатель относится к окружающему миру осознанно, а не просто принимает его, как есть. Смотрите вокруг, когда идете в магазин или едете на работу. Вы многое заметите, например, автомобили, которые едут в том же направлении, что и вы, каждый день, изменения в витрине магазина на углу.

    • Если вы каждый день бываете в одних и тех же местах, постарайтесь уделить им побольше внимания. Что вы заметили в них? Какие изменения происходят? Что остается неизменным? Постарайтесь позже вспомнить эти места и посмотрите, сколько деталей вы можете вспомнить.
  1. Будьте внимательны к деталям. Начните замечать детали того, что оказывается на вашем пути каждый день. Вы сможете осознанно относиться к своему окружению, если будете обращать внимание на то, что кажется вам незначительным. Это сделает вас более наблюдательным. Чем более целенаправленно вы будете замечать разные вещи, тем скорее наблюдательность войдет у вас в привычку.

    Старайтесь не судить. Хороший наблюдатель должен быть нейтральным. Наблюдение не предполагает личного чувства или суждения, поскольку эти вещи основаны на предубеждении. Люди не видят реальных вещей, если у них проступают личные чувства, предубеждения или суждения. Они видят всё искаженным. Хороший наблюдатель игнорирует личные чувства и видит вещи такими, какие они есть.

    Не спешите. Чтобы быть хорошим наблюдателем, нужно замедлиться. Если мы в спешке проносимся по жизни каждый день, то у нас не остается времени на наблюдение окружающего мира. Старайтесь каждый день уделять какое-то время наблюдению за миром вокруг. Делайте что-то новое или постарайтесь посмотреть на что-то давно знакомое по-новому.

    Тренировка наблюдательности

    1. Развивайте свою память. Запоминание деталей - важное качество хорошего наблюдателя. Оно предполагает запоминание всех деталей, начиная от того, как вы закрываете дверь перед выходом из дома, до цвета машины, которая припарковалась рядом с вами на стоянке. Обычно наш мозг фильтрует и отбрасывает много ненужной нам информации. Поэтому старайтесь делать сознательные усилия, чтобы запоминать простые детали. Это поможет вам улучшить свою память и развить наблюдательность.

Тема 11. Психология наблюдательности и методика ее развития

ПРАКТИКУМ

(Материалы для студентов)

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подме­чать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и при­обретается с опытом 1 .

Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблю­дательность можно развить.

Упражнение 1.

Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, "водящий", располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.

Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу "начали" крайний в полукруге легким нажатием "посылает" двигательный "им­пульс" - толчок - локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, "импульс" двигается по всему полу­кругу справа налево или слева направо.

Задача играющих в том, чтобы движение "импульса" было непрерывным, но таким, чтобы "водящий" не успел "засечь" по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же "водящего" как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть "умудриться" поймать движение, которое от него скрывают. Если "водящий"правильно "засек" передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то "пойманный" становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.

Движение "импульса" не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая "водящего", чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет "обмануть" бдительного водящего.

Если "импульс" не ловится "водящим" в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет "водящего".

Роль "водящего" увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения "импульса", скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.



Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты "водящего" лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами. 1

Упражнение 2.

Одному из членов группы предлагается внимательно "осмотреть" аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?

Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т....? Кто улыбался?

Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?

Упражнение 3.

Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотри­тесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.

Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь. 2

Упражнение 4.

Группа образует круг. Испытуемый в центре.

Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей - их величину, форму, цвет и т. д.

Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возмож­ность проверить свою наблюдательность.

Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы "вглядеться" в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время - надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.

Время. Испытуемый приступает к работе.

По команде "стоп" группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность "описания". Поменяйте состав "круга".

Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый. 1

Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22

Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81

Упражнение 5.

Группа делится на пары.

Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слуша­ет, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытай­тесь уловить своеобразие его " способа думать", догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим - поймите его отношение к Вам. 2

Упражнение 6.

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите пред­стоящий путь.

Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представь­те, как идете к столу, подходите к нему, садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли Вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель - развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое глав­ное, когда идете - старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть. 3

Упражнение 7.

На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) "сфотографировать" эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попы­таться описать, дав их пространственное расположение.

Упражнение 8.

На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. "изучает" предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предла­гает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.

Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95

2 Там же, с. 210-211

3 Там же. с. 89

Упражнение 9.

Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет " раз, два, три" показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может исполь­зоваться связка ключей 1 .

Упражнение 10.

Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.

Задача испытуемого - устранить внесенные изменения.

Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.

Упражнение 11.

Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.

По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.

Упражнение12.

Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых - восстановить ис­ходные геометрические фигуры.

Упражнение 13.

Аналогичная процедура проводится и со вторым участником. 1

1 Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.

Упражнение 14.

Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки "строителей" не соответствуют истинной картине, и только проде­лав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.

Цель этих упражнений - добиться того, что Станиславский называл " учиться смотреть и видеть, слушать и слышать".

Упражнение 15.

Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого - найти ее среди остальных.

Упражнение 16.

Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рас­смотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.

Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляет­ся 2 ?

Упражнение 17.

Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рас­сказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рас­смотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните, какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д. 3

Упражнение 18.

Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в "мгновенном фотографировании".

Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его "фотографию" в памяти, а затем сравните "снимок" с оригиналом.

Точно также упражняйтесь на "фотографиях" афиш, витрин магазинов, до­мов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать. 1

1 III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15

2 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82

Упражнение 19.

Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы "С".

29, 301 Пожалуйста, кто первый?

Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты...
Кто добавит?

Серьги, серебро, сталь...

Сетка, сборник, страницы, скрепка...
-Ступня, стена...

Сукно, строчки... -Солнце, свет... -Синяк...

Сучок! Все!

Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву "С". Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву "Т". 2

Упражнение 20.

Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.

Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.

Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.

Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.

Попробуем совершить прогулку от станции метро "Площадь Ногина" до здания ВЮЗШ МВД России - по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.

Упражнение 21.

Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.

Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.

Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид горо­да.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86

После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репро­дукцию по кругу для "мгновенного фотографирования" на каждый счет.

То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз "момен­тальное фотографирование" усиливает новые, незамеченные прежде детали.!

Упражнение 22.

Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (ре­продукция) возвращается руководителю занятия.

Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.

Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вна­чале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.

Затем это число можно уменьшить.

Анализ картин может осуществляться поочередно. 2

Упражнение 23.

Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинатьсятакже. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.

Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладыва­ются.

Упражнение 24.

Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколь­ко раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ори­ентация в пространстве. 4

Упражнение 25.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль "натур­щика", второй -"скульптора", затем они меняются ролями. Исходное положе­ние: "скульпторы" стоят спиной к "натурщикам". По первому сигналу руководителя занятия "натурщики" принимают определенную позу и мимическое выражение, по второму сигналу -"скульпторы" поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу "скульпторы" от­ворачиваются, а "натурщики" быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия "скульпторы" подходят к "натурщикам" и начинают "ле­пить" исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллек­тивно. В этом случае выделяются 2-3 "натурщика", а остальные члены группы выступают в роли "скульпторов" и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119

2 Там же. с. 100-101

3 Там же. с.101-102

4 Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164

Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один "скульптор". Руководитель произносит команду "Замерли" и вся группа неподвижно застывает.

Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а "скульптор" пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток вре­мени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 ми­нуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, "скульптор"отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают не­сколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, "скульптор" вновь поворачивается к группе. Его задача - обнаружить эти перемены. 1

Упражнение 26.

Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предла­гает ответить на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению идет пароход?

2.Какое время года изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли до пристани?

5.На каком берегу находится пристань?

6.Какое время года изобразил художник?

7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.

Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способ­ностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.

1. Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163

Упражнение 27.

Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.

Упражнение 28.

Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.

Упражнение 29.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохо­жих.

Инструкция : руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Был ли в толпе прохожих человек с определенными приме­тами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фото­графии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотогра­фии, после чего задаются вопросы по группе снимков.

По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотогра­фии до 3 сек.

Упражнение 30.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пе­шеходов по фотографии.

Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящих­ся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по ули­це и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.

Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеома­териалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняют­ся.

Вместо кино или видеофрагмента возможно использованиесерии из 5-7 фо­тографий.



Упражнение 31.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.

Инструкция : Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.

Упражнение 32.

Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.

Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящих­ся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внима­тельно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.

Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно исполь­зовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транс­порта на улице.

Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.

Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличи­вается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.

Упражнение 33.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранс­порта.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение несколь­ких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассмат­ривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автома­шин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотогра­фии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.

Упражнение 34.

Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами

Инструкция : порядок выполнения упражнения тот же.

Упражнение 35.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пяти­этажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: "Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?"

Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9 е, 12", 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.

Упражнение 36.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.

Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография несколь­ких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: "Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?"

Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хоро­ших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.

Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы лю­дей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.

Упражнение 37.

Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации "похищение".

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент на­учно-популярного фильма "Я и другие", связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: "Сколько было похити­телей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др."

При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.

В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация "похище­ние" снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.

Упражнение 38.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофраг­мент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: "Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; осо­бенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др.?"

Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофраг­ментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.

Упражнение 39.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника ми­лиции со свидетелями происшествия.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвучен­ный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.

Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеоф­рагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.

Упражнение 40.

Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.

Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография че­ловека с целью определения его национальности.

Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.

Упражнение 41.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).

Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композицион­ных портрета, которые были показаны ранее.

Упражнение 42.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).

Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей "со­брать" портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).



А ведь наблюдательность человека — это важная черта, которая помогает подмечать важные закономерности в происходящих событиях, встречаемых людях и явлениях. Практика показывает, что развитие наблюдательности — это вполне посильная задача, даже в том случае, если ты такой же невнимательный человек как и я.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность помогает лучше читать людей. Это когда ты по незанчительным деталям можешь понять то, что от тебя пытаются утаить. К примеру, человек может говорить одно, а неверабально его тело может подсказывать нам, что он, к примеру, лжет. Наблюдательность помогает отличать схожее и обращать внимание на закономерности в разном.

Развитие наблюдательности помогает понимать мотивы людей, что позволяет предвидеть, как они поступят в будущем. Это важно, к примеру, в деловых переговорах.

В общем и целом, наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас и соответственно — принимать более качественные решения. То есть наблюдательность — это важная составляющая человеческого интеллекта.

Наблюдательность и хорошее внимание — важное условие в досижении успеха во многих профессиях. Например, я часто допускаюошибки по невнимательности и поэтому мне нежелательно даже пытаться работать в качестве бухгалтера или контролера качества. Весьма вероятно, что мною будут допущены существенные ошибки. Однако это ни в коем случае не догма, так как наблюдательность и внимание вполне возможно развивать.

Как развивать наблюдательность и внимание

Подобно тому как мы можем развивать свои мышцы в тренажерном зале, точно также мы можем развивать и свои когнитивные способности, такие как память, внимание, концентрация. Но для того, чтобы получить заметные резульаты, потребуются сознательные и постоянные усилия.

Наблюдательность и внимание тесно переплетены с вашей памятью. Первое и самое простое, что ты можешь сделать — это начать обращать внимание на какие-то мелочи, на которые ты никогда не обращал внимание. Попробуй запомнить лица и имена баристы в твоей кофейне, попробуй обращать внимание на какие-то мелкие детали и сопоставляй их с тем, что происходит. Например в супермакрете смаотри, что находится в тележке у людей из очереди и как они выглядят. Ты сразу поймешь, какую еду следует брать, чтобы выглядеть толстым и с пивным животом или худым и стройным.

Анализируйте то, что случайно попадает вам на глаза или то, что ты слышишь из случайных разговоров. Иногда это может показаться бестолковой болтовней, но иногда можно услышать весьма интересные вещи иди найти новые и интересные знакомства. Вглядывайтесь в привычные вещи и вы найдете немало инересного для себя.

Например, я планирую в будущем открыть мини-кофейню. И сейчас каждый раз, когда я заглядываю в подобную точку — я вдумчиво изучаю, какие там стоят кофе-машины, какое имеется оборудование, а также как работают сотрудники. Это очень интересно! Раньше я ни на что из этого не обращал внимание и мне казалось, что в подобном бизнесе все просто — есть кофе-машина и есть сотрудник кофевар. Но когда я стал пристально приглядываться к этому виду бизнеса, то мне стало очевидным, что данный бизнес значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Упражнения американского психолога Джон Уильям Аткинсона для развития внимательности

  • В конце каждого дня перед сном вспомни какие события, люди и явления происходили в течение прошедшего дня. Делать это необходимо перед сном. Каких людей ты видел, вспомни выражени их лиц. Какие интересные вещи ты видел, что примечательного читал. По первости будет сложно вспомнить небольшие детали. Но со временем у тебя будет получаться все лучше и лучше.
  • Тренировка фотографической памяти . Попав в новое место или комнату попробуй взглядом запомнить все, что видишь, выйди из этой комнаты и запиши все, что удастся запомнить. Это может быть цвет объектов и стен, какие-то арт-объекты или мебель и даже размер помещения. Одним словом, ты должен постараться запомнить абсолютно все за короткий промежуток времени, и потом попытаться воспроизвести все на бумаге. Потом возвращаешься к месту и сравниваешь, что ты записал, а что упустил. Повторять операцию до тех пор, пока не добьешься совершенства.
  • Учитесь ловить суть статьи или главы книги максимально быстро . Не секрет, что в любом тексте есть большое количество воды и отвлеченных рассуждений. С помощью постоянной практики нужно попытаться научиться понимать все быстро. Когда ты много работаешь с текстами, то подобная способность появляется в виде профессионального навыка. Подобные способности обычно хорошо развиты, к примеру, у журналистов или у тех, кто длительное время занимался написанием диссертации.
  • В игровой форме можно попытаться запомнить десять разложенных кем-то перед тобой предметов . Смотришь на них в течение 10 секунд, потом отворачиваешь и записываешь список на листке бумаги. Таким образом тренируется память. Средний человек в состоянии одновременно удерживать в голове до 7 объектов. У многих этот показатель еще ниже. Но при помощи постоянных тренировок, а также с помощью различных ассоциативных техник запоминания возможности памяти можно существенно расширить.
  • Пробуйте запомнить мелкие детали наблюдаемого объекта. Это может быть одежда человека или особенности организации рабочего стола твоего коллеги. Тем самым ты сможешь развивать наблюдательность и, возможно, отметишь про себя какие-то интересные детали. К примеру, оказывается, что такой пиджак вполне сочетается с джинсами. При этом обращать внимание следует на мелкие детали, а не пытаться запомнить весь объект нахрапом целиком
  • Рисуйте по памяти , а потом сверяйтесь с оригиналом. Такой способ поможет развить визуальную внимательность и память. А после того как дело сделано, следует сверить рисунок с оригиналом. При необходимости дорисовать недостающие детали. Более простым вариантом может быть «рисование» объекта, на который вы какое-то время смотрели в своей памяти. Смотрите, скажем на здание. Потом закрываете глаза и пытаетсь его представить себе. Далее — открываете глаза и сверяетесь — все ли в вашей памяти соответствует действительности.

Беглый но внимательный взгляд

(Девять эффективных упражнений для развития наблюдательности)
Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Девять практических легко выполнимых упражнений для развития искусства наблюдательности, которые должен освоить каждый.

Упражнение 1. Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении "видеть" обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте, и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собой какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, потому что таковой легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или чернильница. Смотрите спокойно на нее в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти.

Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с максимальной точностью. Постарайтесь припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в своем мозгу. Затем откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному образу.

Внимательно отметьте эти опущенные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение; снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях: она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

Упражнение 2. Вполне овладев первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь тем, что вы не художник; мы хотим лишь развить вашу наблюдательность и способность запоминать увиденное вами.

Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, но от подробностей, которые вы запомнили и нанесли на бумагу. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать набросок со всеми главными деталями.

Конечно, для вас понятно, что вам должен служить моделью не самый предмет, но его "умственное" изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыли ли что-нибудь; словом, поступайте как в первом упражнении. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, потому что это способствует успеху и даст отдых уму.

Упражнение 3. Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение - наиболее трудное искусство. Не старайтесь «воспринять» весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого прогресса. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица встречаемых нами людей. Многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом направлении.

Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности в наружности других.

Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего и т.д.

Однако еще до этого сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрое улучшение.

Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие о его общем виде, форме, цвете и т.п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе в этом ясного отчета.

Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него. Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили.

На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока в вас не составится понятие о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

Упражнение 4. Положите на стол по крайней мере семь предметов и накройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы.

Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати.

Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Подобные упражнения очень обычны в Индии, где таким образом практикуются йоги. Развитые этим методом способности обостряют наблюдательность настолько, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную подмогу в делах.

К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения разнообразят вашу работу и будут способствовать развитию наблюдательности и сосредоточения в то время, как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и сценами.

Упражнение 5. Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются, и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление.

Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет стоящим по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать, смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

Упражнение 6. Упражняющемуся показывают кость домино и просят его назвать число очков сразу, не считая. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его сказать ее масть и название. Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока для упражняющегося достаточно будет бросить беглый взгляд на карту.

Упражнение 7. Многие лица могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости просматривающие газеты, обладают такой способностью. Журналисты часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь взглянув на последнюю. Рецензенты также обладают этой способностью. Все дело в практике.

Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п. При развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов - сначала развиваем один мускул, затем доходим последовательно до целой группы мускулов.

Упражнение 8. Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных упражнений. Наблюдательность мужчин в этом направлении не велика и они нуждаются в развитии ее. Многие женщины, по-видимому, «видят» всякую интересующую их вещь и многие из них никогда не забывают увиденного.

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую "мысленную фотографию" наибольшего числа предметов, размер комнаты, высоту, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и пр.

Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом . Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой практикой вы в состоянии будете точно описать любое посещаемое вами место не затрудняясь нисколько, потому что ваша способность наблюдать автоматически заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

Упражнение 9. Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша подсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Джон Уильям Аткинсон

Наблюдательность человека - это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Необходимостью развития наблюдательности является ее важность не только в профессиональной сфере, а также и в жизни в целом.

Зачем развивать наблюдательность

  • Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
  • Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
  • Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
  • Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности .

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти . Уделяйте внимание своей памяти. Могу порекомендовать вам видеокурс, содержащий упражнения по развитию памяти .

Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

«Хороший глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:

Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.

Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.

Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие – форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.

Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем - десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры - сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.

Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.

Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

P.S. И взрослым и детям развить наблюдательность, а также память и внимательность, поможет онлайн тренажер для мозгов Викиум .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .