Пояснительная записка

Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

С особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей, приобщая их к условиям общественной жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

    формирование навыков общения и сотрудничества;

    формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

    развитие коммуникативных умений в процессе общения;

    введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Основными методами реализации программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Планируемые результаты

Личностные

    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

    формирование этических чувств, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Метапредметные результаты

Регулятивные

    умение использовать речь для регуляции своего действия;

    умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Познавательные

    формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

    основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

Коммуникативные

    умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

    умение задавать вопросы;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

К концу учебного года учащиеся научатся :

    Употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;

    Обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение;

    Вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;

    Правильно общаться по телефону;

    Правильно оценивать себя и других;

    Приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность;

    Встречать гостей, дарить и принимать подарки;

    Делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;

    Принимать красивые позы во время посадки и ходьбы;

Критерии оценивания планируемых результатов

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие

Критерии.

    Изменения в модели поведения школьника:

Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

Создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:

Использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

Краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание

необходимости следовать им;

Объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения

соответствия нравственным ценностям.

    Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

Способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Календарно-тематическое планирование

п / п

дата

Тема занятия

Кол-во час

Культура речи.

«Настоящий мужчина»

«Деловой человек»

О вежливости.

Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов.

Что такое этикет.

Умение вежливо слушать.

Правила беседы.

Скороговорки

Не ссориться и не обижать друг друга.

«Разрешите мне сказать»

Сочиняем стихи.

Знакомство

Поведение в столовой

На перемене.

Телефонный этикет.

Мы идем в гости.

Принимаем гостей.

Поведение за столом.

Дома после школы.

Поздравление и пожелания.

В общественном месте.

В автобусе.

В театре.

В парикмахерской.

В детской библиотеке.

В поликлинике.

Участие к человеку.

У постели больного.

Праздник «Ура, каникулы»

Материально-техническое обеспечение.

    ФГОС начального общего образования. – Просвещение, Москва, 2010.

    ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение, Москва. 2009.

    Примерные программы по внеурочной деятельности. - Просвещение, - М.: 2010.

    Богуславская Н.Е. «Весёлый этикет», М.: Флинта,2010

    Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

    Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

    Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

    Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

    Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

    Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

    Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

    Демонстрационный материал;

    Магнитная доска;

    Компьютер;

    Спортивная площадка (актовый зал).

КРУЖОК

«ЭТИКЕТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(для детей среднего дошкольного возраста)

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2«Улыбка»

г.Мичуринска Тамбовской области

Каширина Е.А.

Пояснительная записка

Цель: формировать этикет мальчиков и девочек в определенной системе, способствующей благоприятному протеканию процесса. Задачи: - закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; - дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять; - развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; - расширять словарный запас в области чувств и эмоций; - формировать коммуникативные навыки, учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; - воспитывать чувство взаимопомощи; - учить быть честными, мужественными; - формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. «Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них включены беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.

Разработан перспективный план для старшего дошкольного возраста, который представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с детьми. Он скоординирован таким образом, что обучение и воспитание дошкольников, привитие навыков этикета происходит не только на занятиях, но и во время всего пребывания ребенка в детском саду, в процессе разных видов деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и т.д..

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сроки

Тема

Программное содержание

Сентябрь

2 неделя

«Вспомним, как надо правильно кушать, накрываем на стол»

3 неделя

«Вежливость города берёт»

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты

4 неделя

«Мальчики и девочки»

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец

Октябрь

1 неделя

«Моя одежда: каждой вещи - свое место »

Учить детей соблюдать чистоту и порядок в своей комнате, бережно относиться к своей одежде.

2 неделя

«Секрет волшебных слов»

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.

3 неделя

Я и мои родители”

Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.

4 неделя

«Разрешите к вам обратиться»

Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших

Ноябрь

1 неделя

«Культура поведения во время еды»

Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.

2 неделя

«Мальчики и девочки»

Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков

3 неделя

«Что такое хорошо»

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки

4 неделя

«Правила поведения в общественных местах»

Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах

Декабрь

1 неделя

«Мы по улице пройдем»

Дать представление о том, что

2 неделя

Какие бывают привычки?”

Учить детей отличать вредные и полезные привычки.

3 неделя

Доставляй радость людям добрыми делами”

Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий

4 неделя

«Как надо вести себя в гостях»

Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета

Январь

3 неделя

«В гостях у подружки»

Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

4 неделя

Что такое дружба?”

формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других.

Февраль

1 неделя

«Телефонный разговор»

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

2 неделя

“Волшебники”

Воспитывать дружелюбное отношение друг другу.

3 неделя

«Помоги слабому»

Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

4 неделя

«Мальчики выполняют мужскую работу»

Сформировать представление детей о мужском поведении. Воспитывать желание помочь девочкам выполнить сложную работу

Март

1 неделя

Чем можно порадовать маму?”

Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

2 неделя

«Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой»

Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих.

3 неделя

«Как заботиться о своей одежде».

Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам

4 неделя

«Вежливый покупатель»

Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями.

Апрель

1 неделя

«Застольное поведение»

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом

2 неделя

Внимательный, равнодушный”

Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении

3 неделя

«В музее и на выставке»

Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации.

4 неделя

«Людей неинтересных в мире нет»

Научить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками.

Май

1 неделя

«Привычки дурного тона»

Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам

2 неделя

«Мой дом, наведу порядок в нем»

Воспитывать в детях потребность в аккуратности, желании помогать взрослым.

3 неделя

«Мы по улице пройдем»

Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

Используемые ресурсы

    Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003

    Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.

    Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.

    Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

    Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.

    Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.

    www . lseptember . ru 9. www . detsad . ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заревская основная общеобразовательная школа»

«Утверждено»

Директор МБОУ «Заревская ОШ»

Зайцева О.В.

«___» _________ 2014г.

Рабочая программа кружка

«Мир этикета»

Составитель программы:

учитель

Дольникова Наталья Владимировна

1 квалификационная категория

2014-2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

    ООП НОО и ООП ООО МБОУ «Заревская ООШ»

    Программы по этикету В.Н. Суслова Этикет. Учусь правилам поведения

    Федерального перечня учебников

Цели и задачи курса

Цель курса - формирование и развитие у учащихся умений и навыков использования формул речевого этикета в различных ситуациях общения.

Основные задачи :

1) познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных ситуациях общения;

2) формировать умения чувствовать себя уверенно в различных ситуациях общения;

3) сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4) формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

5) формировать устойчивый интерес к наблюдениям за собственной речью;

6) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Одной из актуальных задач современной школы является формирование нравственно-этической культуры обучающихся. Как известно, навыки и привычки морального поведения наиболее устойчивы тогда, когда они выработаны ещё в младшем школьном возрасте.

В школе на уроках и во время внеурочной работы дети получают определённые знания и представления по этикету. К ситуациям речевого этикета, поведению в которых разумно начать обучать уже с младшего школьного возраста, относятся: обращение и привлечение внимания, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба и др.Эти темы предусмотрены программами по окружающему миру, русскому языку, основам светской этики, а также рассматриваются на классных часах и других внеурочных занятиях.

Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

Эксперимент, проведенный нами в МБОУ «Заревская ОШ», целью которого было выявление уровня умений и навыков по речевому этикету у учащихся, показал, что лишь 10 из 20 учащихся имеют высокий уровень сформированности умений и навыков по речевому этикету. На основании этого мы разработали примерную программу курса по речевому этикету для 1-5 классов.

Основные критерии необходимости внедрения программы:

    Новизна содержания программы для учащихся (получение новых знаний).

    Мотивирующий потенциал (сведения, вызывающие познавательный интерес).

    Развивающий потенциал (содержание способствует творческому, эмоциональному развитию детей).

    Практическая направленность содержания программы (итогом темы является проект или другой вид практической деятельности).

    Наличие здоровьесберегающих характеристик (объем содержания соответствует заявленному на ее реализацию времени и возрасту обучающихся).

Методы обучения чаще всего применяются в комплексе.

    методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, беседа, игра, диспут; методы иллюстрации и демонстрации);

    методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с дополнительными материалами, словарями, видеоматериалами);

    методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, творческие работы);

    методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, проверка домашней работы учащихся, выставки, конкурсы, викторины, проекты, тестирование и другие).

Формы проведения занятий:

    беседа;

    сюжетно-ролевая игра;

    игра-спор;

    подвижная игра;

    учебная игра;

    конкурс;

    праздник.

Средства организации обучения:

При проведении занятий используются произведения искусства, средства наглядности (репродукции картин), аудио-видео материалы, дидактические материалы, методические разработки по предмету, книги-первоисточники.

Содержание учебного предмета

Культура общения (7 ч)

Телефонный разговор. Приветствие. Правила обращения. Представление при знакомстве. Правила беседы и культура речи. Мимика и жесты. Знакомство с предметом изучения: этикетом.

Культура поведения (14 ч)

Поведение на улице. Поведение в общественном транспорте. Поведение в школе. Поведение на природе. В театре. Танцевальный этикет. Посещение музея. Этикет казака. Поведение в мечети. Этикет народов Северного Кавказа. Поведение в православном храме.

Повседневный этикет (7 ч)

Приём гостей. Внешность. Как вести себя за столом. Как правильно есть. Правила сервировки стола.

Повторение и обобщение (4ч)

Описание места учебного курса в учебном плане

Традиционно считается, что первые две недели сентября – «установочные» и кружковые занятия начинают проводиться с середины месяца. В связи с этим обучение в «Школе этикета» предполагает проведение раз в неделю одного занятия в течение учебного года по 45 минут (1 академический час). Программа рассчитана на 32 часа.

Планируемы результаты достижений обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся .

Ученик научится :

    применять правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой;

    как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь;

    понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

    применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

    овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;

    согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;

    овладевать культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

    овладевать культурой разговора, искусством спора;

    использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Ученик получит возможность научиться :

    сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;

    беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок;

    соблюдать правила дорожного движения.

    достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке.

По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на окружающий их социум, самостоятельно искать решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в классе.

Формируемые ключевые компетентности:

Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

Компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

Компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;

Компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;

Компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;

Планируемы результаты

Личностные результаты

    проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

    принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

    внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;

    выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

    внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

    адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

1. о риентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

3. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

4. сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

5. группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

2. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

3.вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

4. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

5. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

2. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

4. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

5. сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

Предметные результаты:

    обогащение личного опыта общения детей;

    ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

    овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Ожидаемые результаты :

    1. Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных формул.

      Умение выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

      Освоение общих правил культуры речи и поведения.

Формы и виды контроля достижений обучающимися

Представленный в примерной программе материал разделён на три части: культура общения, культура поведения и повседневный этикет. Для оценки достижений обучающихся разработаны группы тестовых заданий по различным темам. К каждому небольшому тесту предлагается 12 вопросов. Такая модель даёт возможность учителю проверить знания учащихся в конце каждого занятия и провести итоговое тестирование после изучения всех предложенных тем.

Представленные тесты по этикету разработаны с учётом характеристики деятельности, предусмотренной новыми ФГОС. Она включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребёнком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

В ходе такой работы формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться толковым словариком. Чтобы верно ответить на некоторые вопросы, ребёнку потребуется найти соответствующий текст в дополнительной информации (поисковая деятельность).

К некоторым занятиям учащиеся могут подготовить групповые или индивидуальные проекты. Работу с проектами рекомендуется разделить на этапы (собрать – показать – рассказать) и распределить между детьми роли в подготовке группового проекта, учитывая умения и навыки каждого ребёнка.

Система оценивания достижений обучающихся

При проведении занятий предполагается безотметочная система оценивания достижений обучающихся, которая основана на словесной оценке деятельности. В случае участия в различных конкурсах, викторинах и пр. достижения оцениваются согласно положения о данном мероприятии.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Техническое оснащение и наглядные пособия:

    компьютер;

    проектор;

    экран;

    художественные рисунки и иллюстрации;

    настольные игры;

    книги со сказками.

Для учителя:

    Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003

    Смирнова Е.А. Воспитательная работа во 2 классе. «Экстремум». Волгоград 2005.

    Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2008

    Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2006

    Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009-175с.

    Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2000.-711с.,ил.

    Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся.-изд.2-дораб.-М:Просвещение, 1988.-144с.,ил.

    Зеньковский В. Психология детства.- М: 1996.

    Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС, 2001.-156с.,ил.

    Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2002.-208с.

    Кругляницо Т.Ф. и др. Этика Т.Ф. Кругляницо. Л.Е. Гаркушина, Н.А.Селиверстова. М: Спектр,1994 Правила этикета.- М: Русское слово, 1996.-126с.

    Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2002.-112с.

    Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М: Акалис, 1996.-152с.,ил.

    Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 1996.-192с.,ил.

    ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009

    ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

    DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

    DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

    «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

    «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

Для учащихся:

    Тематическая литература.

    Рассказы.

    Сказки.

    Видеофильмы.

    Учебные фильмы.

    Папка для труда.

    Альбомы для рисования.

    Игрушки для игр в помещении и на улице.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия

Содержание обучения

Характеристика

деятельности

учащихся

Домашнее задание

Примечания

Культура общения (7 часов)

Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения: этикетом.

Что такое этикет. Как построен курс работы. Стартовая диагностика.

Приветствие.

Значение этикета в жизни человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Использование приветствия с древнейших времён. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствий для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни.

Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм приветствия.

Анализировать успешность использования приветствий.

Подготовить сообщение о всемирном празднике, который отмечается ежегодно 27 ноября.

Тест №1

Правила обращения.

Обращения на «ты» и на «Вы». Обращение старшего к младшему и младшего к старшему. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Дурные привычки при обращении.

Обосновывать целесообразность тех или иных обращений в конкретной ситуации.

Анализировать успешность использования обращений.

Подготовить инсценировку по правилам обращения.

Тест №2

Представление при знакомстве.

Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и по полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.

Оценивать правильность выбора ситуаций при представлении.

Подготовить диалог по представлению (знакомству) твоих друзей с родителями.

Тест №3

Правила беседы и культура речи.

Оценивать умение слушать собеседника.

Анализировать и корректировать устную речь, находить речевые ошибки.

Тест №4

Мимика и жесты.

Мимика и жесты – понятия. Выражение эмоций положительными или отрицательными жестами. Использование жестов в разных странах. Лучшая мимика – это улыбка.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств общения.

Нарисовать грустное, весёлое, удивлённое, испуганное лица (конкурс раскрашенных лиц «Весёлый (грустный) клоун-мим).

Тест №5

Телефонный разговор.

Правила общения по проводному телефону. Значение приветливости в телефонном разговоре. Умения пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Уважительное отношение к старшим и окружающим.

Моделировать правила участия в телефонном диалоге (умения слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор по телефону).

Подготовиться к занятию-практикуму «Телефонный диалог»

Тест №6

Культура поведения (14 часов)

8(1)

Поведение на улице.

Улица – общественное место. Проявление вежливости на улице. Отношение к пожилым людям и женщинам. Правила передвижения по тротуарам. Беседа на улице, элементарные требования к поведению.

Оценивать правильность выбора ситуаций при поведении на улице.

Обосновывать целесообразность поступков в конкретной ситуации.

Изображать путь от школы до дома с помощью условных обозначений.

Подготовиться к занятию-практикуму «Я по улице иду».

Тест №7

9(2)

Поведение в общественном транспорте.

Правила, сложившиеся в общественном транспорте: вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Приветствия, беседа в транспорте.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в различных ситуациях на транспорте.

Подготовиться к занятию-практикуму «В общественном транспорте».

Тест №8

10(3)

Поведение в школе.

Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника.

Различать положительные и отрицательные поступки в школе.

Сравнивать одни и те же поступки в школе, на улице и дома.

Подготовить инструкцию (по выбору) «Обязанности дежурного по классу», «Забытую вещь – хозяину!»

Тест №9

11(4)

Поведение на природе.

Экология как наука о сохранении природы. Полезность совершения походов на природу. Хозяева в доме и на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе.

Сравнивать правила поведения в разных ситуациях (в школе, на улице, на природе).

Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека на природе, его последствия.

Прими участие в экологической экспедиции.

Тест №10

12(5)

В театре.

История театра, балаган. Уважение к зрителю. Правила поведения в театре до начала спектакля, во время спектакля, во время антракта и после окончания спектакля. Театральные термины: партер, авансцена, ложи.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в театре.

Проявить умение без ошибок по билету отыскивать своё место в зале.

Сделай план театрального зала и обозначь на нём: амфитеатр, партер, балконы, ложи, оркестровую яму, сцену, авансцену.

Тест №11

13(6)

Посещение виртуального театра.

14(7)

Танцевальный этикет.

История танца. Танцевальный этикет: поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера. Занятие танцами и развитие музыкальных чувств и тела.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека на танцевальной площадке, на балу, школьном вечере.

Принять участие в танцевальном празднике школы и научиться танцевальному этикету.

Тест №12

15(8)

Посещение музея.

Музей – что это? Музеи мира. Уважительное отношение к посетителям музея. Правила передвижения по залам. Отношение к экспозициям. Получение в музее эстетического удовольствия, ценной информации.

Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека в музее.

Оценивать правильность выбора ситуации при посещении музея.

Повтори правила поведения при посещении музея.

Тест №13

16(9)

Экскурсия в музей.

17(10)

Поведение в православном храме.

Культура и религия. Священное писание. Верующие.православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в православном храме.

Повтори правила поведения при посещении православного храма.

Тест №14

18(11)

Экскурсия в православный храм

19(12)

Поведение в мечети.

Ислам. Священный Коран. Для чего построена и как устроена мечеть. Исламские праздники.поведение в мечети.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в мечети.

Рассказать о мусульманских праздниках.

Тест №15

20(13)

Этикет народов Северного Кавказа.

Разные народы Кавказа – общий этикет. Особенность поведения в быту горских народов. Отношение к старшим, к женщине. Честь и достоинство горца.гостеприимство и щедрость горских народов.

Находить на карте России республики Северного Кавказа.

Сравнивать кавказский этикет с правилами поведения людей родном селе, городе.

Подготовить небольшое устное сообщение о природе (достопримечательностях) Северного Кавказа.

Тест №16

21(14)

Этикет казака.

Казаки России. Воспитание в казачьей семье. Уважение к старшим и к женщине. Глава семьи, семейные устои.

Сравнивать казачий этикет с правилами поведения людей в родном селе, городе.

Подготовить устный рассказ об атамане Ермаке Тимофеевиче.

Тест №17

Повседневный этикет (7 часов)

22(1)

Приём гостей.

Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной.обязанности хозяев и гостей. приглашение к ответному визиту.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в гостях.

Подготовить инсценировку по приёму гостей.

Тест №18

23(2)

Правила сервировки стола.

Сервировка крестьянского стола в старину. Значение скатерти при сервировки стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда.

Наблюдать за сервировкой стола и оценивать правильность расположения предметов на столе.

Подумать, как накрыть стол к чаепитию.

Тест №19

24(3)

Практическая работа «Сервировка стола»

25(4)

Как вести себя за столом.

Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначения столовых приборов. Правила еды.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения за столом.

Тест №20

26(5)

Как правильно есть.

История культуры еды.предназначение салфеток. Как правильно есть за столом и пользоваться столовыми приборами во время еды и после неё.

Наблюдать за тем, как едят за столом, и оценивать культуру питания.

Подготовить сообщение об истории ложки (другого предмета).

Тест №21

27(6)

Внешность.

Понятие внешности. Опрятная внешность, уход за телом и волосами. Умение беречь одежду, обувь и ухаживать за нами.рациональность в выборе одежды. Внешность делового человека. Школьная форма.

Обсуждать и объяснять правила использования и ношения одежды.

Оценивать правильное использование одежды и обуви в зависимости от обстановки и времени года.

Подготовиться к дискуссии «Школьная форма – «за» и «против».

Тест №22

28(7)

Практическая работа-игра «Внешность делового человека»

Повторение и обобщение (4часа)

29(1)

Знаете ли вы этикет?

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры «Колесо фортуны».

30(2)

Итоговое тестирование за год.

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме итогового теста за год.

Тест №23

31(3)

Демонстрация и защита проектов.

32(4)

Итоговое занятие.

Эльмира Исмагилова
План работы кружка в старшей группе «Веселый этикет»

Пояснительная записка.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими . Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он являетсяособо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета , и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета , стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Данный кружок «Веселый этикет » представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .

Цель кружка :

Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

Формировать навыки этического поведения;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).

Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет » .

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как :

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия , направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

Сентябрь «Мои друзья»

Консультация для родителей

«Этикет » . Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний.

1 час. Почему говорят «Здравствуй» .

Чтение отрывка из произведения

С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте» , «добрый день» , «доброе утро» и т. п.); первыми приветствовать старших ;

уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час. Фея учит вежливости.

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими :

доброжелательности, честности, правдивости. Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час. «Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Октябрь. Чтение художественной литературы : «Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» . Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей. 1 час. Д/и :

«Кто знает больше вежливых слов» .

Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

1 час. Беседа «Культура поведения в общественных местах» .

Чтение художественной литературы «Торопыжка» . Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

1 час. Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра

«На дорогах города» . Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Ноябрь. Беседа «Принимаем гостей» .

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки» . Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими . Умение вести себя в гостях и принимать гостей.

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.