Анастасия Барбарчик
Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности

«Самый лучший учитель для ребенка тот , кто, духовно общаясь с ним , забывает, что онучитель , и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самыесокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудиемвоздействия на молодую, формирующуюся личность . От чуткости учителя к духовному мирувоспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».Сухомлинский В. А.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного , нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Если обозреть роль педагога- учителя в духовно -нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешногоразвития как личности , так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя . Роль педагога , его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного , ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель , более чем кто-либо другой, призван направлять формирование и развитие каждого из своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя , его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя ? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, чтосформулированы в плане . В сознании ребенка откладываются поведение учителя , егожесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другимиучащимися, при различных обстоятельствах ; как он держится с коллегами, какреагирует на удачи и неудачи его одноклассников. Воспитатель, учитель требует отучащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И оттого, насколько требовательным, последовательным окажется учитель , будет зависеть и результат. При правильной организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируютсяосновы нравственного поведения, духовной культуры .

Выделяется группа качеств личности педагога , влияющих на нравственноевоспитание, воспитание личности :

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическаянаправленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Положительные этические качества (добродеятельность)

Традиционными источниками нравственности являются :

1. Патриотизм, включающий в себя ценности : Любовь к России. Любовь ксвоему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная . Доверие клюдям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность -Гражданское общество. Долгперед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья - Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность инастойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука - Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности : Красота. Гармония. Духовныймир человека . Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь.

Учитель обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек , специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер : школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей , сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение

В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка .

Любовь к детям является отличительной чертой учителя , являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.

«Педагогическую любовь» можно рассматривать как «частный случай» отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Л. И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства :

Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети;

Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами» , со всеми его особенностями;

Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким» , и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку;

Найти позитивное в личности ребенка , выразить ему доверие;

Постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой) ;

Установить личный контакт с помощью средств невербального общения;

Создавать «ситуации успеха» , оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;

Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка;

Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности , подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т. д. Нравственность формируется в мероприятиях , в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.

Некоторые родители уверены, что воспитание детей напрямую зависит от их собственного поведения и взглядов на жизнь. На самом деле, роль учителя в воспитании детей также огромна, неоценима, и именно этому вопросу посвящена данная статья.

Задачи педагога в воспитании весьма разнообразны. Так, например, именно учитель закладывает в детей основы патриотизма. Современная классно-урочная система обучения помогает детям привыкнуть к определенному поведению в классе, воспитывает в них сдержанность и уважение к старшим.

Однако главное, на что влияет преподаватель - это воспитание уважительного отношения к науке и к процессу познания. Именно данную цель должен преследовать педагог на каждом своем уроке. Записывая что-то в тетрадь, получая хорошую или плохую оценку, педагог с первого класса приучает детей уважительно относиться к научным знаниям.

И тут очень важно, чтобы слова и действия родителей не противоречили тому, что говорит педагог. Так, например, некоторые мамы проявляют непредусмотрительность, заявляя детям, что знания по тому или иному предмету вряд ли им пригодятся. Поскольку в первые 10-12 лет жизни родители являются непререкаемым авторитетом для ребенка, перебудить малыша в дальнейшем не получится. В результате, все воспитательные усилия педагога окажутся напрасными.

Роль педагога в воспитании ребенка базируется на беспрекословном уважении каждого ученика по отношению к учителю. Именно поэтому родителям никогда не стоит высказывать свое негативное мнение о педагоге вслух при ребенке, поскольку это напрямую влияет на отношение к школе и к учебным предметам.

Воспитательные моменты учителем осуществляются не только непосредственно на уроках, но и на классных часах. На таких мероприятиях педагог может воспитывать в своих учениках уважение к старшим, заботливое отношение к окружающей среде, рассказывать им о правилах этикета. Поскольку современные работники школы владеют разнообразными методиками подачи информации, обычно такие воспитательные беседы получаются очень насыщенными и интересными.

Разнообразить рабочую деятельность с детьми можно при помощи разнообразных мероприятий, организованных педагогом. Так, учитель в воспитательных целях может организовать тур по Золотому кольцу или же отправиться в местный театр. Любое мероприятие подобного характера не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает в нем любовь к культуре, к искусству. Посещение важнейших и самых знаменитых памятников архитектуры помогает воспитать в детях стремление сохранить наследие предков на долгие годы.

Все эти воспитательные моменты ложатся на плечи ответственных преподавателей. Современная школьная программа довольно строга по отношению к недобросовестным преподавателям, и поэтому учителям приходится периодически составлять планы воспитательной работы. В таких планах учитель отмечает все, что он хочет внушить своим детям, все, о чем хочет им рассказать. Зачастую от качества составленного плана зависит итог профессиональной деятельности педагога. Чем больше усилий учитель будет вкладывать в воспитательные процессы на уроках, тем выше будет общая успеваемость в классе.

Задача родителей в данном случае - не препятствовать деятельности педагога, а всячески ее поощрять.

Деятельность современного учителя не ограничивается поурочными планами, ведь иногда гораздо важнее вложить в головы детей элементарные воспитательные нормы. Лучшее, что в такой ситуации могут сделать родители - это организовать правильное общение с педагогом, всячески способствуя его воспитательной деятельности.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
«Как стать бабочкой?» - капризно спросила она. «Нужно так захотеть летать, чтобы расхотелось быть гусеницей»
Trina, Paulus. Hope for the flowers, p.75
Школа, по латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости. Вспомним: для многих из нас и наших детей школа была скорее домом печали. Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя.
У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать возможность им развиться.
Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.
Все обучение и воспитание должно строится на положительных образах. К примеру, в задачке на «вычитание» не должно быть слов «отнял» или «украл», лучше - «подарил». Все должно ассоциироваться с добрыми людьми, красивыми поступками.
Главное в деятельности учителя - уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.
Отношение педагогов и детей.представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.
Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.» (1) Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в

Которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве перестраивать человека узнал весь мир...
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания еще более трудным.
Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни.
И сейчас в наше время проливается кровь на Чеченской земле и во многих других странах. И ради чего?.. Ради чего столько мук и страданий? Ради маленького куска земли!
Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их; нельзя скрывать противоречий - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения.
По сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью.
«Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах» (2)
Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования. На личность влияет коллектив, в котором личность находится. Коллектив-это чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают.

Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.
Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.
Вы спросите, как можно воспитывать математикой? Математика -это, прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стремились трудиться, борясь с ленью, легкомыслием. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, далее, если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах» (3).
Классики советской педагогики рассматривали проблему взаимоотношения учителя и учеников как поистине первостепенную. Уделялось внимание и тому феномену, как авторитет учителя. «Если человек должен отвечать за свое дело и отвечает, то вот его авторитет. На этой базе он и должен строить свое поведение достаточно авторитетно» (4). В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.
Если учитель хочет быть настоящим воспитателем, он должен озарить знания своими мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники услышали: учитель обращается к ним. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждениям, поучениям воспитателя.
Есть прекрасный ответ замечательного учителя Шалвы Амоношвили на вопрос о том, в какой стране могли бы жить дети: «В стране, где царствует диктатура совести». (5). И так будет, потому что все начинается с детства.

ЛИТЕРАТУРА
1. А.С. Макаренко «О воспитании» с.4
2. В.А. Сухомлинский «Методика воспитания коллектива» с. 152
3. «Воспитание в духе Бахай» с. 30
4. А.С. Макаренко «О воспитании»
5. газета «Новое поколение» 20.09.2002 года, с. 7; журнал «Воспитание
школьников» №5, 2002 год, с. 9

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориентироваться в выборе жизненного пути. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания, как родителю, так и преподавателю необходимо добиться уважения и доверия со стороны школьников. В этом случае он сможет максимально передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны будут стать стержнем будущих личностей.

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

Подростковый период характеризуется проблемой смены авторитетов и развивающимся чувством взрослости. Круг интересов подростка расширяется, его интересуют все более разные вещи, проявляется интерес к профессиям, появляются новые возможности для воспитания по сравнению с младшим возрастом. Родители на этом этапе должны относиться к ребенку скорее в рамках позиции "партнер-партнер", нежели нежели "родитель-ребенок". Работа педагога в школе должна быть направлена на сплочение коллектива школьников, а также на привнесение в повседневную жизнь учащихся видов деятельности, связывающей школьную и внеурочную деятельность.

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориентироваться в выборе жизненного пути. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания, как родителю, так и преподавателю необходимо добиться уважения и доверия со стороны школьников. В этом случае он сможет максимально передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны будут стать стержнем будущих личностей.

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления.

И все же та сторона учителя, которая наиболее важна для его успехов, как будто более всего ускользает от точного анализа. Это не его познания, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательское воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий красоты и святости своего признания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе.

Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Преподавание может касаться самых интересных вещей, но, если указанный элемент внушения отсутствует, ученики следят за учителем без веры и потому без собственной активности. Когда же души коснется вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным.

Однако, к сожалению, в работе учителей по воспитанию школьников немало промахов, а нередко она ведется весьма слабо и нуждается в существенном совершенствовании.

Одна из причин недостатков в воспитании заключается, по-моему, в том, что, учителя воспитательные задачи, рассматривают как второстепенные. К тому же зачастую воспитательная работа ведется как-то отдельно, без органической связи с обучением. Для результата воспитательной работы очень важно, какие отношения существуют между учителями и учениками.

Воспитательное влияние нередко связывают с авторитетом учителя как совершенно необходимым условием для его успешной и плодотворной деятельности. Если нет авторитета, значит, нет правильных взаимоотношений между учителем и воспитанниками, нет нормальных условий для плодотворной учебной и воспитательной деятельности..

У нас в школе были учителя, которые строгими мерами заставляли подчиняться дисциплине на уроках, работать над выполнением заданий всех учеников. Таких педагогов считали авторитетными.

По мнению А.С. Макаренко, это один из видов ложного авторитета. Он его называл авторитетом подавления. При этом на первый план выступают всякие дисциплинарные меры, вызывающие у детей страх перед возмездием за нарушение требований.

Ложный авторитет учителя может способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. На первый взгляд кажется, что все благополучно. В действительности глубокое воспитательное влияние на школьников отсутствует.

Работая в школе, я уделяла много внимания развитию активности, инициативы и самостоятельности детей. Это давалось не сразу, но я не торопилась. Мой опыт показывал, что ребята сначала робко, а затем все увереннее и чаще выступали со своими предложениями. Узнав о моей поддержке их начинания, дети радовались и приступали к работе. По моему мнению, предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. Если учитель постоянно водит школьников на поводу, он тем самым допускает непонимание тех условий и источников, которые служат формированию силы воли. Постановка цели и выработка плана действий самими школьниками порождает сильный мотив к преодолению трудностей и препятствий, встречающихся на пути выполнения задуманного.

Увлеченность учителя в процессе классных занятий со школьниками определяется прежде всего любовью учителя, к своей профессии.

Подъем, который возникает у учителя в процессе занятий, во многом зависит от душевного контакта с учащимися.

Учитель может увлечь ребят интересным материалом. Но бывает так, что это становится возможным только на отдельных уроках. Нет той атмосферы творческого горения, которая является постоянной тогда, когда ученики стремятся познать неизвестное, а учитель воодушевлен тем, что, обогащая ребят знаниями, растит их духовно. Возникает та атмосфера взаимного расположения, уважения, дружбы, которая благоприятствует обучению, и в то же время способствует выполнению воспитательных задач.

Не будет ли такие отношения расшатывать дисциплину в классе? Утверждая что, учитель должен стоять «над» учениками, и только при этом условии обеспечивается порядок в классе, а порядок, как известно, необходим для успешного обучения.

Следует разъяснить, как нужно понимать слово «над». Если это слово означает начальственный тон, требование беспрекословного подчинения без какой бы то ни было мотивировки, такое положение не создает той благоприятной атмосферы, о которой мы говорили. Если слово «над» означает, что учитель пользуется глубоким уважением своих учеников, что школьники видят в нем человека, который не только много знает, но и всей душой стремится обогатить знаниями учеников, в таком случае слово «над» приемлемо.

Быть для ребят старшим товарищем, а в то же время оставаться их наставником, не выпускать из своих рук нитей руководства коллективом и каждым школьником в отдельности – это как раз и нужно, хотя трудно. Легко впасть в одну из крайностей: либо подавлять детей так, чтобы чуть ли не каждый их шаг определялся указанием учителя, либо предоставить ребятам все на их усмотрение.

В педагогической печати часто пишут о том, что необходимое и даже чуть ли не главное качество учителя – это любовь к детям. Но как, какими способами, какими средствами вызвать любовь к детям ответить нелегко.

Сложность состоит в том, что вопрос о любви учителя многосторонен.

Возьмем хотя бы своеобразие самого чувства, когда речь идет о любви учителя к детям. Слово «любовь» обозначает чувство самоотверженной привязанности.

Слово «любовь» имеет и другое значение: оно обозначает склонность, пристрастие к чему-нибудь. Примерами могут служить любовь к чтению, к музыке, к живописи. Такое чувство, как любовь к детям, очень своеобразно: в нем есть что-то от самоотверженной привязанности, но оно может быть понято и как пристрастие.

Нельзя представить себе любовь учителя к детям только как ласковый и внимательный подход к ним. Такой подход, конечно, нужен. Однако любовь выражается прежде всего в том, что учитель безраздельно отдает, свои силы, способности, знания, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении и воспитании своих учеников, в их духовном росте. Ради этого любовь учителя к детям должна сочетаться с разумной требовательностью к ним.

Любовь к детям, которая вообще свойственна людям, живет и в сердце учителя. Но поскольку он учит и воспитывает одних и тех же школьников в течение ряда лет, чувство любви к детям принимает особые формы. Учитель, который внимательно наблюдает за своими учениками, видит их духовный рост, в этом росте узнает плоды своего труда, – ведь в каждом из школьников он как бы оставляет частицу своего сердца. Знание детей, их склонностей, способностей, их духовного мира, радостей и огорчений вряд ли можно переоценить. Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда; в который надо уложить определенные знания и навык; это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а, наоборот, заглушит те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их. У Л.В. Занкова есть замечательные слова,которые он повторял,как крылатую фразу: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит!» Предположим, что в классе ученик, который на уроках невнимателен, часто нарушает дисциплину, нерегулярно и небрежно выполняет домашние задания, дерзит. Все это, разумеется, не радует учителя и не может само по себе расположить его к этому школьнику. Я подчеркиваю слова «само по себе», поскольку речь идет о внешних проявлениях. Однако за этими внешними проявлениями могут скрываться положительные качества, порой немалые. Такой «черненький» школьник, если узнать его по-настоящему, предстанет, быть может, перед учителем как обладатель пытливого ума, чуткого и отзывчивого сердца, незаурядной активности. Для уяснения сути дела обратимся, к примеру, далекому от обучения и воспитания. Перед нами земля, плохая, каменистая. Она не радует глаз и не обещает даже хотя бы сносного урожая. Но вот пришли геологи, разведали недра, и в них оказались огромные богатства.

Действительно, бывает так, что учитель порой имеет совершенно неправильное представление об ученике, когда он не присматривается внимательно к своему питомцу. Хочу привести несколько примеров из сочинений учащихся, которые помогли мне лучше понять некоторых учеников и изменить мои подходы к их обучению, они довольно откровенно говорят о своих бедах, доверяют свои переживания, замечу, в 7 классе не были настолько откровенными, а сейчас сочинения воспринимают как некую исповедь учителю, иногда крик о помощи:

« Я думаю, что учеником быть не так уж и легко. Когда приходишь в школу, начинается совсем другая жизнь. Здесь нужно много трудиться, чтобы получить хорошую оценку.Если вдруг получишь двойку, настроение сразу ухудшается, и мгновенно ничего не хочется делать» (Сапожников Д.) Прим. Заметьте, а если этот ученик получил двойку на первом уроке, на всех остальных он не работоспособен будет.

«Если у кого-то трудности в жизни, то он может рассказать о них кому-нибудь доброму, потому что знает, что добрый человек его выслушает и поймет. Ведь на душе становится легче, когда чувствуешь хорошую поддержку» (Штумб К.)

« Я хочу рассказать, что учеником быть трудно, потому что учителя задают много домашнего задания, ругаются, но можно же с нами просто поговорить. …А мы что тоже должны обижаться, что не поехали в Новосибирск, хотя нам это обещали. Мы же их простили, а они нас не могут простить за то, что мы не выучили правило, не сделали домашнее задание!» (Поздняков С.)

А вот совершенно кричащее сочинение ученика, обучающегося по 8 виду:

« Я хотел бы, чтобы меня понимали друзья, родители, учителя, что я не железный, чтобы меня не унижали, не обзывали. Я тоже человек, у меня есть права гражданина, я имею право на уважение.. Я стараюсь быть добрым, но иногда бываю злым от обзываний и издевательств друзей, тогда я себя успокаиваю и все равно пытаюсь быть вежливым, добрым, культурным.» (Мамедов А.)

Много непонимания у учеников и в отношениях с родителями, а это, я думаю, страшнее, чем непонимание со стороны учителя:

«Когда есть непонимание в семье – это очень плохо, и мы должны исправить эту ситуацию…» (Проскурина К.)

«Я бы очень хотела, чтобы мамы как можно чаще общались со своими детьми, а моя мама приходила бы домой пораньше.» (Фахрисламова Д.)

«Я не могу выучить информатику, а мама вместо того, чтобы помочь начинает орать. Тогда мне обидно, начинаю психовать, выучить не могу» и приписка простым карандашом после сочинения «Покажите завтра маме на собрании»(Стрельникова В)

Взаимоотношения учителя и детей должны быть деловыми. Учитель руководит приобретением знаний, прививает нормы и правила поведения, а ученик овладевает этими знаниями, нормами и правилами.

Деловые взаимоотношения могут быть разными. Представим себе учителя, у которого все строго и точно запрограммировано, урок ведется сухо и официально. И представим себе другого учителя, который работает над тем же учебным материалом с теми же школьниками. В отличие от первого этот учитель сам захвачен процессом познания, он чутко реагирует на ответы учеников, внимательно выслушивает их вопросы и недоумения, побуждает к доказательству высказываемых ими суждений, сам с большим подъемом делится своими знаниями. Этот учитель зорко наблюдает за классом, выбирает момент, когда возбудить активность слабого ученика, когда дать простор сильному. И не только словом, но и взглядом ободряет, поощряет стремление ученика доискаться истины. Он не противостоит классу, а сливается с ним, не теряя в то же время авторитета руководителя, старшего товарища.

Здесь можно провести некоторую аналогию между общением учителя с учениками на уроке и беседой, которую ведут между собой люди, передавая свои знания друг другу, выясняя занимающие их вопросы, споря и доказывая. Ведь то, что говорит человек, возбуждает мысль и чувства не только своим содержанием. Одухотворенное лицо собеседника, глаза, то горящие блеском восхищения перед величием науки, то прищуренные, как будто сомневающиеся в истинности сделанных выводов, мимика, жесты…

Речь идет о характере работы учителя на уроке, учителя, как и все люди, отличаются друг от друга по темпераменту, по складу ума, по силе чувств. У разных учителей увлеченность общением с учениками принимает неодинаковые формы. Но самое главное – увлеченность независимо от формы, в которой она проявляется. Это как бы один полюс. И другой полюс – учитель, у которого есть нечто общее с обучающей машиной. Между этими двумя полюсами – множество своеобразных разновидностей общения учителя с учениками.

Есть разные критические мерки: одна идет от разума, другая – от сердца. Школьники еще в начальных классах подмечают и определенным образом оценивают стиль работы учителя, его манеры. Вместе с тем школьники чувствуют, как учитель настроен, как относится к ним. Душевность, с одной стороны, и сухость, формализм, с другой, чутко воспринимаются школьниками.

Закончить свое выступление я хочу словами немецкого педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».


«Расцвет индивидуальности возможен не в уединении, не в обособлении, а лишь в условиях содержательной, разносторонней жизни детского коллектива, имеющей духовную направленность и в то же время выражающей побуждения школьников, их желания и стремления. Индивидуальное - есть форма существования общего»

Л.В. Занков

Роль педагога в формировании личности школьника

Часть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является школа и внешкольные учреждения.

Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать, не воспитывая. Тем более что образование и воспитание непрерывно дополняют друг друга.

Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно . Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования . Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Поэтому деятельность образовательного учреждения следует рассматривать не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой педагогической деятельности: учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, технически-творческой, культурной, развлекательно-игровой, - что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.

Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у школьников не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия .

Теоретический анализ ценностных ориентаций

Что же такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Наиболее популярная в современной научной среде трактовка психологической культуры личности предлагается в рамках гуманистического направления. А. Маслоу был первым из числа учёных, объявившим потребности ведущими мотивами социальных действий Он считал, что когда наши физические потребности удовлетворены, то на первый план выступают вопросы личной безопасности.

По их разрешению мы стремимся удовлетворить чувства собственного достоинства и достичь успеха в организации психологически комфортного коммуникативного пространства. Следующий шаг – самоуважение и самореализация, развитие собственного личностного потенциала. Центральной категорией в учении А.Маслоу выступает «Я». Только последовательный самоанализ и самоидентификация могут привести индивида к осознанию личностно-значимых целей и ценностей существования - самореализации.

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

Факторы, определяющие развитие личности

Личность окружена множеством природных и общественных условий. Эти условия могут быть благоприятны для личности, но бывают и враждебны к ней. В период формирования личности у каждого человека есть своя микрокультурная среда, границы которой в большей степени совпадают с границами его учебного труда. Микрокультурная среда включает систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Насколько система общественных ценностей утвердилась в систему функционирования конкретного учебного заведения, присутствует ли она реально в поведении педагогов, настолько в характере осуществляемой деятельности определится сформированность системы ценностей у школьников. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя определить факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность образовательного процесса.

Часть 2. Характеристика ценностных ориентаций

Определим основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива по решению поставленных перед ним задач по обеспечению качества образования.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. В данной работе основополагающими будут следующие ценностные ориентации: познание, личность (в двух ее ипостасях - «Я-ценность» и «Другой-ценность»), ответственность и общественно-полезная деятельность.

2.1. Познание как ценность

Любое образовательное учреждение имеет своей целью прежде всего обучать и образовывать подрастающее поколение страны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, будет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание . Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной ценности - знания. Образование есть результат сложного взаимодействия личности, социума и культуры, воплощенный в определенном уровне усвоенных систематизированных знаний, умений, навыков, в определенном уровне культуры и образованности.

Необходимо, чтобы у учащихся была возможность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обучения и желание образовывать себя.

При этом необходимо знать, создаются ли педагогические условия, при которых ученик чувствует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаруживает ли он новое и неизвестное в знакомой ему информации, испытывает ли он радость от получения интересной и важной для него информации, вовлекается ли он в исследование и эксперимент? Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в процессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, величия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником познавательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.

2.2. Личность как ценность

Ведущей ценностью современного образования является гуманизация,

предполагающая принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций - «Я-ценность» и «Другой-ценность», и проявляется в двух взаимосвязанных планах - в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

«Я-ценность» . Если человек осознает себя как ценность, то «он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя. Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию - самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Представляется очень важным стимулировать потребности учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.

Наличие у школьника позиции «Я-ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся. Объективной основой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.

Отношение к себе как к безусловной ценности - это тот психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности.

«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности.

Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.

Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопереживания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное поведение с побуждениями и поведением других людей. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания.

Именно в этом направлении следует решать вопрос организации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоречия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодействия. Именно при совершении тех или иных действий и поступков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.

2.3. Общественно-полезная деятельность как ценность

Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.

В рамках этой деятельности школьники овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Ребёнку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь ему в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.

Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным.

Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом.

2.4. Ответственность как ценность

Необходимость рассматривать ответственность как обязатель ную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответствен ности и ее реальным поведением. Основная функция ответствен ности как социальной категории состоит в активизации соци ального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.

Представляется важным, что ответственность как качество лич ности фокусирует в себе ее субъективные положительные отно шения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разно образных ситуациях социального взаимодействия и строить оп тимальную стратегию собственного поведения.

Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьни ков: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение . Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствующей образовательной среды организуется такая общая деятель ность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер со вместной деятельности.

Можно рассматривать два типа ответственности школьников. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если человек при нимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способ ностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуаци ям, различного рода случайностям.

Ответственность первого типа тесным образом взаимосвязана с социальной зрелостью и социаль ным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.

Негативным следствием отсутствия названной ценности у школьни ков является социальный инфантилизм, который выражает ся, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в дегра дации личностно-смыслового уровня поведения.

Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников по является определенное знание об этом , но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоциональ ного переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в слож ную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности.

Важно постоянно поощрять самостоятельность учащихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориента цию учащихся с внешнего на внутренний контроль.

Часть 3. Формирование ценностных ориентаций в общеобразовательных учреждениях

В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. Образование - это фундаментальная основа создания у учащихся реальных представлений о ценностях человека в различных жизненных сферах. Использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей способствует совершенствованию системы образования.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентаций педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов школьников.

Организация качественного процесса обучения предполагает:

    подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;

    свободное ориентирование в многообразных информационных потоках, компьютерную и правовую грамотность;

    формирование гражданской позиции, умение противостоять негативным явлениям в общественной жизни, приоритет здорового образа жизни;

    готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики страны;

    непрерывное обновление знаний и профессиональных умений в течение всей жизни.

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.

В учреждениях образования велика потребность в педагогах, деятельность которых направлена на реализацию общечеловеческой сущности образования и воспитания, способствуя:

    укреплению связей и отношений между людьми через организацию их взаимодействия в событийных общностях;

    становлению и развитию неповторимой индивидуальности каждого участника путем создания условий для его самообразования и самореализации;

    обеспечению преемственности между поколениями через воспроизводство лучших образцов человеческой культуры и организацию присвоения их учащимся;

    прорыву в будущее через создание образовательной среды, инициирующей поиск новых способов мышления и деятельности.

Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

    личностное влияние педагога;

    ценностный диалог;

    погружение в ценностную среду;

    специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;

    создание ситуаций ценностного выбора.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора в урочной и внеурочной деятельности. Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.

Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:

    система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.

    в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;

    результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:

    стремление к уважению, признанию, компетентности;

    стремление к справедливости, гармонии;

    стремление к самореализации;

    потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:

    • познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,

      познание себя через других людей и других через себя,

      преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,

      представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.

Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.

«Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». (А. Дистервег).

В приложении к данному выступлению даны анкеты, которые помогут провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций школьников и определить приоритетные направления деятельности как педагогов, так и всего учреждения образования.

Литература

    Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.

    Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.–Москва, 1979.–158стр.

    Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

    Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.

    Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.

    Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в совре менном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.

    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. – 399стр.

    Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.

    Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемы выхавання. 2009, №4.

    Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4.

    Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3.

    Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Диссертация канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175стр.

    Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая пси хология. СПб., 1999.

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/

    Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.

Приложение 1

Дорогой друг!

Шкала «Познание как ценность»

А.

Я думаю, что выражение «век живи - век учись» неверно.

Б.

Выражение «век живи - век учись» я считаю правильным.

А.

Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе,
доставляет мне удовольствие.

Б.

Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.

А.

Усилия, которых требует процесс познания, слишком ве лики.

Б.

Усилия, которых требует процесс познания, стоят того,

ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.

А.

Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.

Б.

Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.

А.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение.

Б.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

А.

Мне кажется, что каждый человек должен иметь пред ставление об основных законах природы и общества.

Б.

Мне кажется, что без знания основных законов бытия мно гие люди вполне могут обойтись.

А.

На уроках мне чаще всего бывает скучно.

Б.

На уроках мне никогда не бывает скучно.

А.

Я очень увлечен учебой в школе.

Б.

Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.

А.

Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается

Б.

Мне не нравится учиться в школе.

А.

Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору.

Б.

Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважитель ной причине мне приходится пропускать занятия в школе.

Приложение 2

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Я - ценность»

А.

Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

Б.

Я определенно себе нравлюсь.

А.

Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты.

Б.

Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.

А.

Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен спра виться с проблемами, возникающими передо мной.

Б.

Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.

А.

Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

Б.

Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени за висит от моих достижений.

А.

Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.

Б.

Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.

А.

Я всегда уверен в себе.

Б.

Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.

А.

Самоанализ всегда необходим для человека.

Б.

Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

А.

Мне всегда удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

Б.

Мне не часто удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

А.

Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.

Б.

Мне всегда удается быть искренним.

А.

Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств.

Б.

Мне кажется, что мне нечем гордиться.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 3

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Другой - ценность»

А.

Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б.

Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

А.

Люди редко раздражают меня.

Б.

Люди часто раздражают меня.

А.

Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

Б.

Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.

А.

Зависть свойственна только неудачникам, которые счита ют, что судьба к ним несправедлива.

Б.

Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

А.

О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, доб рый он или злой.

Б.

Обычно оценить человека очень легко.

А.

По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

Б.

Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недо статки.

А.

Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

Б.

Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не пони мают окружающих.

А.

Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

Б.

Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно.

А.

Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

Б.

Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

А.

В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.

Б.

В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Общественно полезная деятельность»

А.

Главное в жизни - нравиться людям.

Б.

Главное в жизни - приносить пользу людям.

А.

Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.

Б.

Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему ин тересно.

А.

Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

Б.

Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю.

А.

Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.

Б.

Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

А.

Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

Б.

Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.

А.

Я всегда чувствую активность, сильное стремление к дея тельности, присутствие значительного запаса энергии.

Б.

Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут по вредить человеку.

А.

Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздра жают.

Б.

Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.

А.

Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлет ворения.

Б.

Интересное, творческое содержание работы - само по себе награда.

А.

Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

Б.

Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

А.

Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружа ющих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не уда ется.

Б.

Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 5

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Ответственность как ценность»

1

А.

У меня часто возникает потребность найти обоснование
тем своим действиям, которые я совершаю по собственному же
ланию.

Б.

У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

2

А.

Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.

Б.

Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое- то дело не очень добросовестно.

3.

А.

Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.

Б.

Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

4

А.

Осуществление моих планов в будущем лишь в незначи тельной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

Б.

Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

5

А.

Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удает ся выполнить какие-либо обещания, данные другим людям.

Б.

Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.

6

А.

Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.

Б.

Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.

7

А.

Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.

Б.

Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.

8

А.

Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отно шусь ответственно.

Б.

Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответ ственно.

9

А.

Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

Б.

Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

10

А.

Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни

Б.

Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

Благодарим за участие в анкетировании!