Довольно часто во всех экзаменах встречается понятие «патриархальная семья». Это не совпадение: отличать этот вид семьи от всех прочих: партнерской, например, требуется постоянно на экзаменах как в школе, так и в ссузе, вузе. Тем более что материал не такой сложный, как может показаться на первый взгляд. В одной из прошлых статей, кстати, мы разбирали нуклеарную сем

Определение

Патриархальная семья — это малая социальная группа, основанная на родстве, традициях, общих хозяйственных и бытовых условиях, а также на примате мужского начала над женским. Также она является семьей расширенного типа, когда многие родственники жили под одной крышей.

Это вид семьи характерен для традиционного общества, а также для переходного к индустриальному. Для последнего больше характерна . Почему же мужское начало превалировало над женским? Причин тому было несколько.

Во-первых, существующий способ хозяйствования делал крайне трудным добычу пропитания. Поэтому выжить можно было только вместе.

Во-вторых, кто при прочих равных условиях больше добудет пропитания: мужчина или женщина? Конечно мужчина. Я понимаю, что сейчас полным-полном таких «мужчинок», которые больше похожи на женщин. Да и женщин хватает, похожих на мужчин. Но это сегодня, когда пропитания полным-полно в магазинах. А вот раньше такого быть не могло: суровый мужчина был мужчиной и по праву занимал ведущее место в семье.

Поэтому приданное невесты кому отходило? Мужу. Как писал врач царя Алексея Михайловича, Самюэль Коллинз (17 век), если женщину уличали в измене, то ее просто закапывали в землю по горло, и она медленно умирала. А вот если жена уличит в этом же мужа, то при ее обращении в суд сначала пытали ее. Если пытки выдержит — значит правду говорит, тогда принимались за мужа, но ему обычно ничего не было.

Также Самюэль Коллинз писал в своих записках, что при договоре между семьями о свадьбе молодых, родители невесты, заключая такой договор, просили, чтобы будущий муж, конечно, хоть и бивал жену для приличия и острастки, но чтоб уж до смерти не забивал. Молодые при этом не принимали никакого участия, да они и могли увидать друг друга в первый раз именно на свадьбе. Отсюда пошли многие русские народные поговорки: «Стерпится — слюбится», «Бьет — значит любит» и пр.

Насилие, кстати, было нормой в таких семейных группах не только по отношению к жене, но и к детям. Вот интересный отрывок из сочинения «Домострой» Сильвеста (16 век):

«17. Како дети учити и страхом спасати
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу,а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины творишидуши твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла.»

Из отрывка видно, что постоянное избиение детей было нормой. Считалось, что тогда в старости ребенок тебя не забудет и воздаст тебе должное. Телесное наказание считалось богоугодным делом и воспитанием души, более того — ее спасением! Но под еще большим подозрением были дщери — дочери. К ним бес близок как к никому! Поэтому надо ее учить кротости и смирению — опять же через избиение. Как это ни странно, но большинство народа считает, что рукоприкладство — абсолютно нормальное дело.

Признаки

Таким образом патриархальная семья — это малая социальная группа, основанная на:

Традициях предков. Традиционное сознание глубоко мифологично.

Глубокой религиозности. В традиционном обществе, как известно, именно религия занимает очень серьезное место в общественной жизни. Сословие духовенства было одной из опор власти в промывке мозгов верующим.

Примата мужского начала над женским. При прочих равных условиях, именно мужчина играл ведущую роль в достатке семьи и в ее обеспечении. Другая ситуация рассмотрена например .

Восприятие женщины как исчадия порока и хаоса. Не в обиду будет сказано прекрасному полу, но львиную долю истории человечества женщины занимали второстепенное место. Хотя есть люди, утверждающие о существовании матриархата, матриархальной семьи, основная историческая концепция такова, что это не так. Именно патриархат, мужчины главенствовали всю историю, да и сейчас существуют пережитки этого: неужели работодатель, к примеру, смотрит на женщину-работника, также как на мужчину? Вопрос оставляю открытым для обсуждения в комментариях.

Женщины же по преимуществу воспитывались в духе кротости и с рождения были обречены занимать второстепенное место.

Фактически дети как дети не воспринимались. Это происходило только в очень богатых семьях, да и то не ранее 18 века, когда возникает специфическая детская материальная культура: одежда, игрушки и пр.

В этой теме крайне много нюансов. Статьи это конечно хорошо. Но цельный и полный материал выложен в моем . А так, ставьте лайки, делитесь материалом с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Андрей Пучков

Мы с детства живем в семье. Нас окружают родители, бабушка с дедушкой, если есть, то дядюшки и тетушки. Это, конечно, в лучшем случае. Мы знаем, что семья — это ячейка общества, самая, пожалуй, крепкая. Она бывает полной и неполной, моногамной и полигамной. Делится на виды и типы. Самый распространенный ее тип — патриархальный. Вот о нем и пойдет речь в нашей статье.

Мужчина главный!

Из названия понятно, что патриархальная семья — та, в которой главенствует муж, отец. Именно он принимает самые важные и значимые решения, он вершит судьбу детей и является распорядителем Имеется в виду классический вариант этого понятия.

Почему произошел переход?

По этнографическим данным, патриархальная семья стала следующей после матриархальной, когда женщины главенствовали. С образованием общин женщины утратили свои права, которыми стали в полной мере пользоваться мужчины. Вся община была в подчинении одного человека — отца. Появились такие понятия, как наследник и

Наследнику — трон

Из истории мы знаем, что по в королем-отцом трон передавался старшему из сыновей. Не имел значения возраст наследника: пока он не достигал своего совершеннолетия, все функции монарха осуществлял опекун.

Стереотипы

Существуют различные патриархальная — самый распространенный вариант. Некоторые каноны уже в забытьи, как, например, право наследования. По-прежнему в таких фамилиях главным является мужчина. Хотя общество стало демократичным и равноправным, очень часто именно муж остается единственным кормильцем. Женщина, как и в давние времена, тянет за собой стереотип хранительницы домашнего очага.

Почему он глава?

В такой ячейке общества, как традиционная патриархальная семья, происходит подчинение жены мужу (правило негласное). Свою главенствующую роль мужчина получил в основном благодаря своей экономической независимости. Раз он работает, значит, получает доход. Сосредоточив в своих руках финансовые возможности фамилии, он принимает значимые решения для нее. Это касается дополнительных занятий ребенка, новой покупки для жены или в дом, планирования отдыха и тому подобного. Очень часто супруга тоже работает, но бюджетом все равно занимается супруг, даже если ее финансовая лепта не меньше доходов мужа.

Современная патриархальная семья имеет несколько типов:

1. Когда основной доход принадлежит супругу, а женщину вполне устраивает такое положение дел. Есть общие интересы, происходит общение, царит взаимопонимание. Это тип счастливой семьи: он и она довольны друг другом.

2. Когда муж не имеет основного заработка, а только временный, женщина является основной добытчицей. Ущемленный муж рано или поздно начнет бунтовать. Причина банальна: супруг стремится подчинить себе супругу, а ей не нравится, что муж не обеспечивает ее и детей. Этот союз обречен.

3. Третий тип, который зиждется на экономической выгоде. Муж не так молод, но богат, жена — молодая, но без образования и денег. Брак заключается по обоюдному согласию и договоренности.

Как показывает жизнь, патриархальная семья вполне устраивает женский пол. Мужчина, он же представитель сильного пола, является главной опорой их союза. В противовес ущемлению женских прав, она стоит за мужем, значит ей и ее детям обеспечена защита и забота.

Как известно, семьи бывают разных типов. В некоторых мнение мужа считается единственно верным, его надо уважать и беспрекословно ему подчиняться. В других все происходит наоборот: женщина, как продолжательница рода, является главным авторитетом. И все же самым распространенным до недавнего времени был первый из названных типов - патриархальный. Расскажем о нем подробнее.

Толкование термина

Патриархальная семья - это ячейка общества, в которой главенствует мужчина. Она, как правило, состоит из нескольких поколений близких родственников, которые живут под одной крышей и делят общий быт. Во времена Ивана Грозного один из служителей церкви написал «руководство» по поводу того, как грамотно нужно вести хозяйство, строить отношения в семье. Эта книга стала практически сводом законов, непреложных правил, которым должны были следовать члены семьи. Она называлась «Домострой» и включала в себя множество наставлений и даже ограничений, большая часть которых была предназначена для женщин. Мужчинам же давалась некоторая свобода.

Патриархальная семья - одна из древнейших форм сплочения людей. По сути, она представляет собой зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужчины объясняется его ролью в семье. Он - добытчик средств к существованию, а жена лишь организовывает быт. Дети воспитываются в строгости и уважении к родителям.

Особенности данного типа семьи

Обозначим, чем же отличается патриархальная семья. Признаки ее таковы: главенство мужчины, экономическое превосходство главы семьи над супругой и четко выраженное разделение мужских и женских обязанностей относительно организации жизненного уклада.

В подобной ячейке общества не может идти речи о том, чтобы супруги обменивались ролями. Например, муж никогда не будет вести домашнее хозяйство, а жена - работать.

Существуют некоторые другие особенности, по которым отличается патриархальная семья. Признаки эти базируются на том, что после свадьбы сын приводит жену в дом. Молодожены не живут отдельно. Они становятся частью семьи, где авторитетом для них является глава семьи - старейший мужчина рода.

Именно данный тип ячейки общества строится на уважении и почитании старших. Недаром во всех странах, где в разные исторические эпохи преобладала традиционная патриархальная семья, часто собирались советы старейшин, на которых обсуждались все насущные проблемы.

Функции данного типа семьи

Перейдем к характеристике других особенностей этой разновидности ячейки общества. Патриархальный тип семьи выполняет множество функций. К ним относится репродуктивная, воспитательная, мировоззренческая и другие. Но одной из главных является экономическая функция. Она была основой выживания семьи.

Экономическая эффективность достигалась посредством полного подчинения жены мужу. Зачастую личные желания членов семьи и даже чувства не были приоритетными. Главной целью было достижение и поддержание финансовой стабильности. Большое количество людей, живущих под одной крышей, способствовало гармоничному ведению домашнего хозяйства, а также получению большей прибыли.

Патриархальная семья является одной из самых устойчивых ячеек общества. Изменение чувств к партнеру не могло быть поводом для развода. Особенно характерен данный тип семьи был для христианского мировоззрения. Собирающиеся пожениться скрепляли свою брачную клятву в церкви и верили, что отвечают за нее перед Богом. Таким образом, развод был практически исключен.

Современное состояние патриархальной семьи

В постиндустриальном обществе патриархальная семья практически перестала существовать. Это связано с эмансипацией женщин, возможностью зарабатывать деньги самостоятельно, быть экономически независимой от мужчины. Из-за этого изменились нормы брака и функции, которые супруги выполняют в семье. Отношение детей к родителям также изменилось. Все чаще старшие члены семьи сталкиваются с неуважением.

С другой стороны, развитие и изменение общественных устоев вывело на первый план роль отдельной личности. Каждый человек стал более ценным независимо от окружающих его людей, у каждого появилась возможность добиться того, чего хочет именно он. Сегодня индивидуум посредством своей деятельности может изменить собственный социальный статус, что еще несколько столетий назад было невозможно.

Самым распространенным типом семьи является патриархальная. Название говорит само за себя – мужчина глава рода. В глобальном понимании он принимает важные решения, решает судьбу своих детей, распоряжается средствами и т.д.

Согласно периодизации этнографа М. М. Ковалевского, патриархальная семья пришла на смену матриархата. Главенство женщины в семье имело место во время охотничьего быта, примерно 2 миллиона лет назад, но с переходом к земледелию и образованию общин, женщина утратила свои права как главы, имущество начало становиться объектом собственности семьи, после чего право распоряжаться получил мужчина. Родство стали отмечать по мужской линии, вся община подчинялась одному человеку – отцу, мужу. В это же время появилось понятие, как право наследования, которое сохранилось в некоторых странах и по сей день.

Древние Греция, Рим, Египет существовали на единственном праве наследования: королевские семьи, как известно, передавали свой трон и корону от отца к старшему сыну. Этот же принцип сохранялся и в средние века. Даже если наследнику было всего несколько лет от роду, он все равно короновался, а до его совершеннолетия страной управлял приставленный опекун. Любая женщина, несмотря даже на самое высокое положение в обществе, была всего лишь женщиной – хранительницей домашнего очага.

Несмотря на то, что с тех времен многое изменилось, патриархальная семья и сейчас довольно распространенное явление. Право наследования в обычных семьях кануло в лету, общество стало намного цивилизованнее, но все же патриархат означает главенство мужчины в семье.

Если не вдаваться в научные термины, семья с мужчиной во главе – привычное дело в современном мире. Несмотря на демократизацию общества, равноправие мужчин и женщин, супруг часто является единственным кормильцем в семье, а женщина, по всемирно устоявшемуся стереотипу, должна отдавать все свое свободное время домашним хлопотам и уходу за детьми.

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети, в свою очередь – родителям. В основе главенства мужчины лежит его экономическая независимость – он работает, получает зарплату, содержит семью. В силу того, что он является кормильцем, он и принимает главные решения: на какой кружок записать ребенка, когда можно купить жене шубу, куда поехать летом отдыхать. Даже если супруга имеет работу и приносит в семью достаточно большие суммы, финансами все равно распоряжается муж.

В патриархальной семье есть разделения на типы. Допустим, что муж приносит основной доход, у супругов есть общие темы для разговоров, интересы и понимание. Такая семья будет вполне счастлива, и обе стороны будут вполне довольны жизнью. В случае, когда мужчина перебивается случайными заработками и хочет казаться главным, а деньги все равно приносит женщина – супруга рано или поздно взбунтуется. Она желает, чтобы ее обеспечивал любимый, а он не в состоянии осуществить мечты, требуя подчинения. Такой брак практически обречен на провал, или же – постоянные ссоры. Еще один возможный вариант патриархального типа семьи – олигарх и золушка, отношения которых не заходят дальше экономической выгоды. Этот вариант подойдет женщине, которой нужен богатый спонсор и, скажем, любовник.

Так или иначе, патриархальные семьи имеют место в современном мире. Многих женщин главенство супруга вполне устраивает. Ведь то, что мужчина является опорой семьи, еще совсем не означает ущемление прав женщины. Зато есть на кого опереться.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. Идеальный вариант воспитания, когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения. «Первый мужчина» в жизни девочки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа .

Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, пассивность. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать развитие «женских» черт характера или, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения .

Личность самих родителей как субъектов воспитания является наиболее значимым фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей .

Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.

В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З. Фрейда, к явно выраженным и своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в дошкольном возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт данной стадии состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола. К преодолению кризиса, к складыванию зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование всех норм и ценностей .

Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей жизни. По его мнению, каждый индивид решает психосоциальные конфликты, преодолевая жизненные трудности. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности - базовое чувство доверия к миру, автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрение самостоятельных действий) .

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности.

Центральная проблема концепций социального научения - социализация как процесс превращения изначально асоциального существа в полноценного члена человеческого общества. Социализация представляет собой результат научения. Родительское поведение рассматривается как модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, характер супружеских взаимоотношений и другие. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений (неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком), что имеет серьезные, негативные последствия для психического развития ребенка. Семейные отношения, как правило, выступают для индивида как наиболее важные, чем служебные, учебные и т.д. Этим объясняется их ведущая роль в формировании психических нарушений и факторов, которые обуславливают психотравмирующее переживание .

Стиль воспитания - это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. Необходимо помнить, что пол, возраст, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры, личностные особенности родителей определяют стиль родительского воспитания.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению .

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представление о себе, самоотношение, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием его, с характером родительских установок и качеством привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери.

Исторически отношение к воспитанию детей было достаточно безразличным, дети рассматривались как неполноценные взрослые. Однако традиционная патриархальная семья предоставляла отцу без особых усилий влиять на взросление ребенка (особенно сына) в процессе осуществления совместной деятельности. Традиционная патриархальная семья, осуществляющая сельскохозяйственную или ремесленную деятельность была, по существу, основой воспитания как мужских, так и женских качеств .

Само понятие «патриарх» - глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) - характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи - не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти. Триада Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям .

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине. В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.

Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы (machismo) Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины .

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht - «честь и страх». Отец не может быть не прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

Отношение отца к детям сильно отличается в зависимости от национального, культурного, классового типа семьи. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми - от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы - в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец - прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом .

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в частности, в законодательстве Великой французской революции, которое освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи. Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его романах «Жерминаль», «Западня» .

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью - тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я» - эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна. Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла - будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии). Сейчас отец (рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то там», на работе, причем эта работа есть нечто непонятное ребенка. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность «сын - наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания .

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок.

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви -- отцовской или материнской - ведет к нарушению поведения. Современное западное общество, считает Э. Фромм, все в большей степени становится «безотцовым». Падение авторитета отца связано с крушением прочих авторитетов. Для современного «безотцового» молодого человека нет уже ни государства, ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах.

Преобладает «материнский» принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши, заслуги и достоинства не имеют значения. С наибольшей полнотой этот взгляд выражен в идеологии хиппи. Отсюда, по Э. Фромму, характерная для современного Запада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.

В настоящее время во многих зарубежных странах пытаются преодолеть «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье.

Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и недостатками патриархальной семьи. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х - 30-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук; женщина была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало (по сути, остается и до сих пор) массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв война - все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения.

Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было .

История 20-40-х годов представляет широкий спектр разнообразных преступлений против отцов. На одном краю спектра - некто Успенский, сын священника, убивший своего отца, чтобы доказать верность атеистическим принципам новой власти; по данным А. Солженицына, отцеубийца стал заведующим культурно-воспитательной частью (!) Соловецкого концлагеря. На другом краю - десятки тысяч людей, отрекшихся от отцов. «Советские родители не лишены авторитета, - пишет американский исследователь Д. Линн, автор единственной в мире монографии, посвященной роли отца в семье, - но этот авторитет - лишь отражение мощи государства».

В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой - лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец - просто «чужой среди своих».

Психолог Т. Юферева провела исследование восприятия московскими подростками 13-14 лет положения мужчины и женщины в семье. Женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как мать и глава семьи, мужчину же и девочки и мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. «Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной», - сказала одна из девочек. Другие были более резкими в своих отзывах: «Мужчина - это три Т: тапки, тахта, телевизор»; «Мужчина - это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест».

Мальчики 8-9 лет на вопрос «На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?» чаще отвечают «На маму». Отец не является ни примером для подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами (старостами, звеньевыми). Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье .

По мнению американского социолога П. Ларссон, ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России (в связи с ее особыми историческими условиями) и редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. По данным ленинградского детского психиатра А. И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы - значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом доминирование матери часто носит жесткий характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко значительную роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери .

При этом положение отца становится еще более тяжелым. Вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей.

Таким образом, процесс отчуждения отца от детей в значительной мере представляется общим и для нашего, и для западного общества. И в том, и в другом случае в основе лежит распад патриархальной семьи с отцом-господином, послушной женой и беспрекословным подчинением младших старшим. И на Западе, и на Востоке действуют многочисленные факторы, ведущие к увеличению числа неполных семей, матерей-одиночек.