Свадьбу принято отмечать шумно и весело, а праздник в честь развода скорее исключение, чем правило. Тем интереснее нам было найти подобные примеры.

ВАРИАНТ 1: С ТЕМ ЖЕ УСПЕХОМ

« Мы с экс-мужем и друзьями отпраздновали наш развод: белая машина с лентами, я в красном платье(в том самом, в котором выходила замуж) с букетом из бело-красных цветов, он — в смокинге. Мы ездили по традиционным свадебным местам Москвы, фотографировались, пили шампанское. Ближе к концу прогулки на Воробьевых горах торжественно сняли обручальные кольца и бросили их в Москву-реку. Сели в разные машины с надписью« Только что разведенные!» и разъехались в разные стороны, чтобы встретиться на застолье в холостяцкой квартире его папы. А дальше — поздравления: «С началом новой жизни!», цветы, подарки, крики« Сладко!», в финале вечера — салют. Были и слезы. От счастья и благодарности, что близкие люди поддержали нас в тот день в нашем решении. Теперь мы с экс-мужем лучшие друзья, нередко часами болтаем по телефону, смеемся, из наших разговоров почти исчезли претензии, мы перестали себя считать чем-то обязанными друг другу. На вопрос окружающих: «А не сойтись ли вам снова?» я отвечаю: «А зачем портить такие прекрасные отношения?» Светлана, 27, Москва

ВАРИАНТ 2: ПО‑ДЕВИЧЬИ

« Когда я получила решение суда, буквально танцевала. Моя сестра врубила звук магнитолы на максимум и закричала: «Ты вернулась! Ура!»(экс-супруг ограничивал мое общение с друзьями). Вечером друзья собрались около моего дома. У подъезда — сюрприз, такой же автомобиль, как на моей свадьбе, только черный. На мне черное платье, черные ботфорты. Выхожу, мои девчонки набрасываются на меня с поздравлениями, вспышки фотоаппарата(я заказала фотографа), затем едем кататься по городу. Потом — ресторан. Зал украшен шарами и свечами. А над столом — большой воздушный шар с надписью« Костя»(имя бывшего мужа). В конце праздника я кинула дротик и проткнула этот шарик. Сестра подарила мне букет из желто-синих цветов и футболку с надписью« Ivanova I»(моя девичья фамилия). Кульминацией вечера стал торт в виде Lexus IS 250(его хотел отсудить у меня муж). На крыше фигурка девушки в черном платье, похожая на меня. Под колесами в варенье лежал жених. Идею оценили! Праздник удался!» Елена, 23, Иркутск

ВАРИАНТ 3: ТИХО-МИРНО

« Мы разводились с мужем(иностранцем) по моей инициативе. Я влюбилась в другого и хотела быть с ним. В суд я пришла с любимым мужчиной, а муж с переводчиком. Судья посмотрела на мужа, перевела взгляд на меня(в тот момент я была на шестом месяце беременности от любимого), выслушала объяснения: «Разводимся из-за разных жизненных взглядов», мы также сообщили, что достигли мирных договоренностей по проживанию общих детей и в вопросах имущества. Вердикт: «Виноваты в равной мере». Выписала штраф. И все. После суда я, любимый мужчина, бывший муж и переводчик зашли в кафе и отпраздновали развод в уютной атмосфере. Пили чай с пирожными, говорили, вспоминали пережитое. Спустя несколько лет бывший муж уехал со второй женой(он снова женился на русской) и нашими двумя дочерьми на родину. Но мы до сих пор дружим семьями». Людмила, 39, Калининград

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Психолог и автор книги« Семь шагов к успешному разводу» американка Лара Дэвис считает, что бывшим супругам полезно устраивать общую вечеринку по случаю развода: «Ваша общая жизнь принадлежит не только вам, но и вашим друзьям, родным. Они имеют право знать о том, что происходит». Лара уверена: если супруги в этот день будут на виду, им будет проще пережить развод, и не придется ощущать себя хрупкой статуэткой, которую близкие боятся уронить, поранить. Еще один аргумент в пользу вечеринки: «С ее помощью у супругов больше шансов сохранить дружеские отношения и общение».

70% РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН ДОЛГО ЦЕПЛЯЮТСЯ ЗА ПРОШЛОЕ И НЕ РАЗРЕШАЮТ СЕБЕ НАСТРОИТЬСЯ НА НАСТОЯЩЕЕ И СМЕЛЕЕ ВЗГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ.

ВАРИАНТ 4: ВСЕ В КЛОЧЬЯ

« В этот день я взяла отгул, хорошо выспалась и рванула в другой город — разводиться. Отношения сошли на нет, но мы продолжали дружески общаться. Муж встретил меня в аэропорту с букетом роз и огромной мягкой игрушкой, серым волком(его Сергеем зовут). После оформления документов мы с друзьями отправились за город на шашлыки. На песчаном берегу провели фотосессию и сняли видеоролик в стиле Trash the Wedding Dress(«Выбрось свадебное платье»). Мы дурачились, катались по песку, раскрасили друг друга бутафорской кровью. Когда стемнело, сожгли свадебные наряды на костре и запустили в небо два шара в форме сердца. В знак того, что наши сердца свободны для новой любви. Мне этот день понравился больше, чем наша свадьба». Екатерина, 26, Санкт-Петербург

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • В Италии популярны антисвадебные фотоальбомы, в них бывшие супруги хранят кадры, сделанные в день их развода.
  • В Канаде не редкость открытки с надписью« Счастливого развода!».
  • В США на звание бестселлера смело претендуют две книги: «Планируем вечеринку по случаю развода»(The Divorce Party Planner) и «Семь шагов к успешному разводу»(Seven Steps to Separating with Success).

ВАРИАНТ 5: ЗА СВОБОДУ

« В день своего развода подруга пригласила меня в бар, была прямолинейна: «Хочу напиться». Как не поддержать подругу?! Посетителей в заведении было много. Официант принес наш заказ, мы подняли первый тост: «За нее, за свободу!» Потом второй: «За него, пусть будет счастлив!» После двух бокалов подруга оживилась, осмелела и… пошла к сцене. Я видела, как она говорит о чем-то с музыкантом. Тот в ответ улыбается и кивает головой. И вот она уже перед микрофоном: «Дорогие друзья! Сегодня я развелась. По этому случаю я заказала песню Валерия Кипелова« Я свободен». Пусть мой, теперь уже бывший, муж найдет свое счастье — такое, какое он сам хочет, а главное, заслуживает!» Поначалу в зале воцарилась гробовая тишина, которую через мгновение взорвал шквал возгласов, аплодисментов и выкриков« Поздравляем!». Публика поддерживала выбор песни, потом она была заказана еще дважды. …Во время третьего по счету исполнения после слов« В моей душе нет больше места для тебя» подруга заплакала. Иногда развода хочет кто-то один из пары, и нужно время, чтобы это пережить. К нашему столику одна за другой подсаживались женщины, успокаивали, что-то советовали, делились своими историями. Мужчины участливо молчали и пили. Но это еще не конец истории! Через несколько часов в том самом баре моя подруга встретила Его, как вскоре оказалось, будущего мужа!» Софья, 31, Екатеринбург

ПОДСЛАСТИТЬ ПИЛЮЛЮ

Кондитеры США и Европы обладают рецептами антисвадебных тортов. Все ингредиенты в них такие же, как и в свадебных, а вот декоративные элементы позволяют разгуляться фантазии. По словам Сюзанны Максвелл, владелицы пекарни в Техасе, такие торты можно украсить и упавшими обручальными кольцами, и перевернутыми голубями, и сломанными свадебными колокольчиками, и шаржевыми фигурами бывших жен и мужей. Кондитер из Флориды Ларри Бач предлагает экс-супругам свадебный торт вверх тормашками или украшает десерт сценами убийства(в них обычно не везет мужчине). Георгиус Василиу, пекарь из Берлина, готовит подобные торты с 2005 года. Вместо розочек — съедобный портрет бывшего супруга. Англичанка Фэй Миллер творит марципановые сцены супружеских скандалов, собранные чемоданы, невест с ружьями и ножами. Цены за ее креатив — от $100 до $1300.

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии . Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Как развестись?

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж все-таки твердо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведенной жене: «Я тебя возвращаю», — и она вновь становится его полноценной супругой. Однако, у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момент отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трех месяцев, чтобы обдумать и взвесить свое решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть все, что случилось между супругами и вернуться к нормальной жизни.

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Заключение

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в
самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три ; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три ]» .

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один . Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те - грешники (притеснители, тираны)» (см. ).

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)» .

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).

И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.

Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.

Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.

Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.

См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Прикольные анекдоты про развод

— Я вчера чуть с женой не развелся.
— А почему «чуть»?
— Мы поссорились, она сказала, что уходит, но перед уходом так долго наносила макияж, что забыла, куда собралась…

— З ачем ты покупаешь жене новое платье, если собираешься с ней разводиться?
— А в старом она не хочет идти в суд!

Р азводятся двое. Судья спрашивает мужа, по какой причине он решился на развод. Тот ответил, пряча глаза:
- Да она оказалась холодной женщиной.
Жена, не выдержав такого, кричит:
- Я не холодная женщина, просто там где я горячая ты не достаешь.

- В ы счастливы в своей семейной жизни?
- О, да! Мы так крепко любим друг друга, что уже три раза откладывали развод!

П ьяный муж возвращается домой и орёт:
- Всё, ты меня достала! Развод!
Жена, со змеиной улыбкой:
- Хорошо, милый, сейчас только за ключом схожу!
- Каким?
- РАЗВОДНЫМ!!!

- М не кажется, жена хочет со мной развестись.
- Почему ты так думаешь?
- Вчера она привела домой свою подругу!
- Ну и что?
- Ты не представляешь, какая она красавица!

М ы развелись из-за одной моей фразы. Во время скандала Володя угрожал испортить мою жизнь, а я ему сказала, что он может испортить только воздух...

С лушается дело о разводе. Судья:
- Истица, объясните, почему вы хотите расторгнуть брак?
- Дело в том, что мой муж полтора года тому назад вечером вышел купить сигареты, вернулся на прошлой неделе и устроил мне скандал из-за остывшего ужина. . .

Б ракоразводный процесс. Муж требует развод из-за бесконечных измен жены. Адвокат жены ей советует:
- Стратегия наша должна быть такая. Вы - верная жена. Все отрицайте, каждый вопрос переспрашивайте и делайте вид, что вы вообще
не понимаете о чем речь идет. Я вам буду знаки подавать.
Жена:
- Все поняла.
На суде. Встает адвокат мужа и задает вопрос:
- Верно ли, что 12 июня сего года под проливным дождем вы совершали половой акт с лилипутом Джакомо из цирка "Амаретто" на мотоцикле, двигавшемся по главной улице со скоростью 100 км/час?
Адвокат жены ей незаметно кивает.
Жена:
- Я что-то ничего не понимаю. Какого, вы говорите, числа?

Ж ена:
- Я требую, чтобы нас развели: муж без моего ведома продал все кастрюли, а деньги пропил.
Муж:
- Я тоже прошу развести нас: пропажу кастрюль жена заметила только на шестнадцатый день!

П осле развода мы с женой поделили поровну наш дом: ей досталась его внутренняя часть, а мне - наружная.

- П очему люди разводятся?
- Потому что свадьбы играют! А семейная жизнь - не игрушки!

- К ак закончился бракоразводный процесс Джонсонов?
- Как и положено. Супруг получил автомобиль, супруга - детей, а адвокат - все остальное в качестве гонорара.

П о статистике, четверть всех разводов происходят потому, что муж слишком мало времени проводит с женой; три четвери - потому, что проводит с ней слишком много времени...

К акой лучший способ избавиться от 70 кг лишнего жира?
Развестись.

- П о статистике, более половины браков заканчиваются разводами.
- А остальные чем?
- Ну, смертью.
- Мама, я не хочу жениться!

А двокат спрашивает:
- Что бы вы хотели получить после развода?
- Я бы хотела получить детей, квартиру, машину и... своего бывшего мужа.

М олодые супруги обратились к судье за разводом.
- Но было ведь что-то в вашем муже, синьора, что вам нравилось.
Жена: Было, синьор судья, было! Но я все истратила!

А лександр Друзь разводится с женой. Спрашивает: "Будешь фамилию менять?" Жена: "Нет, лучше давай останемся Друзьями"!

- П очему вы решили развестись со своей супругой, мистер Джонс?
- Из соображений гуманизма, ваша честь.
- ???
- Если я проживу с ней ещё хотя бы один день, я эту суку точно придушу!!!

- П ап, ты когда больше денег потерял - во время прошлого кризиса, или позапрошлого?
- Во время развода с твоей мамой!!!
Кстати, тогда я еще не понимал, почему это называется РАЗВОДОМ...

П разднование развода, после пятой, ни чем не отличается от ...

П еред свадьбой думаешь, что лучше ее не бывает, перед разводом, что хуже её не бывает. И каждый раз ошибаешься!

Б ракоразводный процесс. Мужа спрашивают:
- А какова причина вашего развода?
- У нас разные интересы. Она интересуется мужчинами, а я женщинами!

- В се ваши доводы недостаточны для расторжения брака. Вам следует
примириться с супругой.
- Это уж слишком суровое наказание, господин судья.

- А ты знаешь, что Серега в квартире сделал? Линолеум на потолок приклеил. Обои тыльной стороной наружу налепил. Стены в ванной ковролином обклеил. И все на совесть так.
- У него крышу снесло?
- Разводится он. А квартира эта жене и теще достается.

К адвокату обращается клиент с просьбой взять на себя ведение брако - разводного процесса.
- Почему вы хотите разойтись? - спрашивает адвокат.
- Я не в состоянии больше это выносить. Моя жена имеет скверную привычку ложиться спать утром.
- А что она делает всю ночь?
- Ждет меня!

- П очему вы хотите развестись с мужем? - спрашивает судья.
- У нас разные религиозные взгляды.
- А поконкретнее?
- Он не признаёт меня богиней.

- П очему женщины выходят замуж?
- Недостаток жизненного опыта.
- А почему они разводятся?
- Недостаток терпения.
- А почему они вновь выходят замуж?
- Недостаток памяти.

П о телевизору показывают интервью с пожилой парой, недавно отпраздновавшей свою золотую свадьбу. Тележурналист задает деду вопрос:
- Скажите, у вас за время вашей совместной жизни когда-нибудь возникала мысль о разводе?
- Что вы, молодой человек, как вы только могли такое подумать! Об убийстве - не раз бывало, но о разводе - никогда!

Ж ена - мужу:
- Мне надоело быть твоей служанкой! Я подаю на развод!
- Нет, ты уволена!

А нджелина Джоли сошла с ума! Представляете, она разводится с Бредом Питом, чтобы его усыновить.

Ж енщина из деревни приехала подавать на развод.
- Совсем меня затрахал! И ночью ему дай, и утром, и после обеда... Сил моих больше нет!
- Хорошо, мы рассмотрим вашу аппеляцию.
- Да она так распухла, что и смотреть не на что!

С упружеская чета купила парник, на участок его доставил суровый такой дядя. Муж спрашивает:
- Как долго его собирать?
Суровый дядя отвечает:
- Мы с напарником соберём за 6 часов, а вы (смерил их взглядом) - от двух дней и до развода.

Ж ена подаёт на развод.
- А какой у вас повод для развода? - спрашивает судья.
- Он заставляет меня есть всё, что я ему готовлю...

Н е боишься ходить на сторону? А если жена узнает? Она ведь у тебя просто зверь!
Глубокий вздох:
- В лучшем случае, подаст на развод.
- Я даже боюсь спрашивать, что в худшем случае.
- В худшем - не подаст.

90% людей, отправляющих смс чтобы узнать что их ждет: любовь, секс или развод, узнают еще один смысл слова "развод".

- Т ебя, что, жена в сексуальном плане не устраивает?
- Устраивает.
- Почему тогда разводитесь?
- Так она не только меня в этом плане устраивает.

Ч истоплотный мужчина всегда моет сахарницу перед тем, как засыпать новый сахар, масленку перед тем, как положить свежее масло и разводится перед тем, как привести новую женщину.

Н еожиданно для самого себя женился. Оказалось, что развестись неожиданно для себя - никак не получится.

- С лушай, подруга, а почему ты разводишься уже седьмой раз? Неужели одни мерзавцы попадаются?
- Нет. Просто очень свадьбы люблю.

П осле развода с женой Серёга в одиночку воспитывает и растит пивной живот. А по выходным даже катает его на каруселях и американских горках.

По мере многократного прочтения Нового Завета, у меня постепенно сформировалось понимание того, как Бог относится к повторным бракам согласно Библии. Для Бога брак имеет силу до смерти одного из супругов, а не до развода, и хотя развод иногда допускается, это вовсе не значит что позволяется вместе с тем и повторный брак, и только после смерти супруга повторный брак позволителен и уже не будет грехом. При этом не важно во что верили состоящие в браке люди и во что верят сейчас, и что было раньше - свадьба или покаяние. Я долгое время искал контраргументы к такой точке зрения и продолжаю искать, но по пути нашел и довольно полное и ясное изложение понимания этого вопроса, совпадающее с моим, поэтому привожу его ниже. И ещё две статьи с того же сайта на ту же тему: Развод и Повторный Брак и 11 Тезисов о Супружестве, Разводе, Повторном Браке и Прелюбодеянии

Вестминстерское Исповедание Веры о повторном браке

Мартин МакГеон

(Протестантская Реформатская Община Завета, Баллимена, Северная Ирландия)

Нужно сознаться, что мы не согласны (к сожалению) с учением Вестминстерского Исповедания Веры (ВИВ) о разводе и о повторном браке. Несмотря на то, что мы испытываем глубокое уважение к этому по праву почитаемому символу, мы, тем не менее, не можем согласиться с Вестминстерскими богословами по данному вопросу, по причине нашего убеждения – на основании Святого Писания, что в этой области, они серьезно заблуждались. Вот, что говорит ВИВ:

5. … В случае измены после бракосочетания невиновная сторона может законно требовать развода, и после развода вновь вступать в брак, как в случае смерти супруга или супруги. 6. Хотя греховность человека такова, что он готов рассматривать (изыскивать) доводы к расторжению брака, (тем не менее) не должно разводить тех, кого Бог соединил в браке; поэтому ничто, кроме случая супружеской неверности или такого намеренного оставления семьи, которое уже никоим образом не может быть исправлено ни Церковью, ни гражданской властью, не является достаточным основанием для расторжения брачных уз. Расторжение брака должно проходить гласно и законным образом. Не позволительно оставлять такие случаи на усмотрение и волю самих супругов (ВИВ 24:5-6).

Однако Писание учит, что вступление в повторный брак, пока живы оба супруга, является продолжающимся актом прелюбодеяния, для обеих сторон:

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (От Марка 10:11-12).

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (От Луки 16:18).

Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (К Римлянам 7:3).

Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (I Коринфянам 7:39).

Учение Библии по этому вопросу очень ясно и недвусмысленно: единственным основанием для развода является прелюбодеяние, а единственной альтернативой для разведенных, это оставаться безбрачными, либо примириться с супругами: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]» (I Коринфянам 7:10-11).

Развод (по любой причине) не разрывает брачные узы. Супружеская чета может взять и развестись по законам государства, в котором они проживают, и эта пара уже может не жить вместе, по причине юридически оформленного «расторжения» брака, но Бог соединил их в одну плоть в день их свадьбы, и только Он имеет власть расторгнуть их союз одной плоти, через смерть, и только через смерть. Писание на этом настаивает: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» (Рим. 7:2) и «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (I Кор. 7:39). По этой причине, Иисус требует, чтобы супружеская связь, была почитаема и охраняема: «так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (От Матфея 19:6).

Согласно же Вестминстерскому Исповеданию, брачные узы можно расторгнуть не только смертью. ВИВ позволяет невиновной стороне после развода, вступать в повторный брак, потому, что рассматривает виновную сторону, как если бы она умерла. «В случае измены после бракосочетания невиновная сторона может законно требовать развода, и после развода вновь вступать в брак, как в случае смерти супруга или супруги» (ВИВ 24:5; курсив мой, ММ). Однако Писание дает позволение на повторный брак, только в случае настоящей, физической смерти супруга (супруги): «Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Римлянам 7:3) «… если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (I Коринфянам 7:39). Речь не идет о потенциальной или условной смерти супруга (супруги).

В позволении повторного брака для «невиновной стороны», Вестминстерские богословы ссылались на пояснительное предложение «кроме» в Евангелии от Матфея:

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (От Матфея 5:32).

но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (От Матфея 19:9).

Исключения в Матфея 5:32 и 19:9, относятся к разводу, а не повторному браку. Обратите внимание на то, как построено предложение. Христос не говорит: «кто разводится с женою своею, и женится на другой, кроме вины прелюбодеяния, тот прелюбодействует». Нет! Вместо этого, Он говорит: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует». Конструкция предложения доказывает, что Христос дает исключение в случае развода, а не повторного брака.

Вестминстерские богословы заблуждались еще больше в позволении развода и повторного брака в случае оставлении семьи одним из супругов. Во-первых, нужно заметить, что ВИВ дает здесь крайне туманное определение тому, что можно классифицировать как такое «оставление»: «… ничто, кроме случая супружеской неверности или такого намеренного оставления семьи, которое уже никоим образом не может быть исправлено ни Церковью, ни гражданской властью, не является достаточным основанием для расторжения брачных уз (курсив мой, ММ)». Но место из Священного Писания на которое ссылается ВИВ в качестве даказательства сего утверждения (I Кор. 7:15), отнюдь не дает никаких оснований полагать, что самовольное оставление одним из супругов, якобы разрывает узы брака и дает позволение брошенной стороне на повторный брак.

В I Коринфянам 7:12-16, апостол Павел, обращается к теме, которая не поднималась во время земного служения Христа – это тема смешанных браков. Если неверующий супруг (супруга) соглашается жить с верующим (верующей), то верующая сторона не должна покидать или оставлять неверующую половину. Павел это запрещает. Такое оставление является грехом, и не может стать основанием для повторного брака (даже под прикрытием ошибочного понимания 15-ого стиха). Но ВИВ, дает позволение на повторный брак по причине любых оставлений. А те, что «готовы рассматривать (любые) аргументы для развода» (ВИВ 24:6), могут ссылаться – и ссылаются, на туманность этого абзаца, чтобы найти основание для оправдания развода и повторного брака.

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его (I Коринфянам 7:12-13).

Случай оставления, о котором здесь пишет апостол, это когда неверующая сторона уходит из семьи, из-за благочестия Христианской половины. В этом случае, верующая сторона имеет чистую (добрую) совесть. Супруг ушел из-за благочестивого поведения верующей жены. Здесь нет вины, нет нужды опасаться церковного наказания или неодобрения святых: «… брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь» (I Коринфянам 7:15).

Но это никак не означает, что брачные узы теперь разрушены. Неверующая сторона согрешила, оставивши свою половину. Верующий может иметь чистую совесть в этом, но брачные узы остаются в силе. Доказательства тому в этой же главе (I Кор. 7:39). Брат или сестра, в этом состоянии, не могут вступить в повторный брак, потому, что все еще находятся в браке («одна плоть») в очах Бога. Если верующая сторона, в этом положении, то есть, при живом супруге, все-таки вступает в повторный брак, то он или она, не смотря на позволение и даже благословение церкви и государства, - прелюбодействует. Не может этот брат или сестра иметь добрую совесть и мир, до тех пор, пока не раскается и не прекратит эти прелюбодейские отношения.

В I Кор. 7:15, дословно говорится «брат или сестра в таких [случаях] «не подневольны». То есть, здесь не имеется в виду, что «брат или сестра в таких случаях не связанны» в том смысле, что узы брачные теперь «развязались»-и они теперь свободны на все четыре стороны! Нет! Верующие в тех случаях, когда их бросают их неверующие супруги, - не подневольны (таково значение греческого оригинала), но все еще связанны!

Брак является связью, узами, союзом одной плоти на всю жизнь, но нигде в Писании, супружеская связь не характеризуется как «подневольность»! Попросту недопустимо сказать, что 1 Кор. 7:15 означает, что брат или сестра, в таких случаях, не связаны–более не состоят в браке. ВИВ, совершило серьезную ошибку, и эта ошибка принесла горький плод в жизни церкви.

Когда Фарисеи подошли к Иисусу и спросили: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (От Матфея 19:3), Иисус отвечал, сославшись на первоначальное установление в книге Бытия:

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (От Матфея 19:4-6).

Когда же Фарисеи возразили, сославшись на Второзаконие 24, Иисус объяснил, что Моисей узаконил развод, по причине жестокосердия Израильтян (Матф. 19:8). Моисей «позволил», или допустил такую ситуацию в свое время, потому что, многие мужи оставляли своих жен и брали себе новых. Столь жестокосердные Израильтяне не могли покориться закону Господа (Рим. 8:7), Который «ненавидит развод» (Мал. 2:16), и «был свидетелем между» ними и женами их юности, против которых они поступили вероломно, между тем, как они их законные жены и подруги (Малахия 2:14). Но Иисус не потерпит такой ситуации в Своем царстве. Жестокосердные личности в сегодняшней церкви, могут ссылаться на Второзаконие 24, но ответ Христа бескомпромиссен:

Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (От Матфея 19:8-9).

Кроме того, брак между мужчиной и женщиной был установлен для того, чтобы отражать небесные брачные узы, которые существуют между Христом и Его Церковью (Еф. 5:23-32). Третья глава книги Иеремии очень поучительна в этой связи. Первый стих: «Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?"» Это–ссылка на Второзаконие 24:4 (на этот же отрывок ссылались жестокосердные фарисеи, чтобы уловить Господа в Матф. 19:7). Израиль, вероломная жена Иеговы (Иер. 3:20), многократно изменяла («со многими любовниками блудодействовала» Иер. 3:1) и хотя Господь по праву «дал ей разводное письмо» (Иер. 3:8), все же Он призывает её: «возвратись ко Мне, говорит Господь» (Иер. 3:1). Несмотря на блуд Израиля и на разводное письмо, полученное ей за свои блудодеяния от Господа, Бог все же сохраняет брачные узы и не берет Себе другую жену: «потому что Я сочетался с вами» (Иер. 3:14). Это Он говорит, после того, как вручил Израилю разводное письмо и отослал её за её духовный блуд! Изумительная благодать! Духовный блуд Христовой невесты не может разорвать небесные узы, потому что Христос остается верным. Он хранит Свою супругу и исцеляет её непокорность (Иер. 3:22). Именно по этой причине, супружеская неверность в браке не может разрушить союз одной плоти, и именно поэтому, прелюбодейство является таким тяжким преступлением, ибо это грех, совершаемый против тайны Христа и Его Церкви.

А какова была реакция учеников на столь бескомпромиссное учение о браке? Они были ошеломлены: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (От Матфея 19:10).

Но разве были бы ученики столь шокированы, если бы Иисус учил как Вестминстерские богословы? Разве кто-нибудь испытает изумление, если ему скажут: «можно жениться, а если что не так, то ты имеешь право развестись со своей неверной женой, и взять себе другую жену?» Большинство людей считают, что так и надо поступать, ведь это-«справедливо» и «разумно» и большинство так и живут. Для плоти, такое учение очень удобно. Но разве бы Иисус ответил так, как записано в Матфея 19:11: «не все вмещают слово сие, но кому дано» (От Матфея 19:11), если бы при этом Он давал позволение «невиновной стороне» на повторный брак? Нет, только учение Господа о нерушимости брачных уз вызывает ответ: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (От Матфея 19:10). Что-то явно не в порядке с учением о браке в современной церкви, потому что не слышно откликов, подобных реакции учеников!

Мы не соглашаемся с Вестминстерским Исповеданием по этому вопросу, потому что оно, в этом месте, противоречит Писанию. ВИВ содержит множество великолепно сформулированных утверждений и мы всем сердцем соглашаемся со многими статьями. Более того, если бы все, кто называет себя Пресвитерианами, на самом деле исповедовали доктрины, изложенные в ВИВ, церкви находились бы в гораздо лучшем состоянии. Но мы стоим на Писании в первую очередь, и на Христовом, а не Вестминстерском учении о браке.

Само Вестминстерское Исповедание наставляет нас испытывать всякое учение в свете Священного Писания:

Высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, и Которым проверяются все постановления соборов, мнения древних писателей, учения человеческие и личные откровения, и на суждениях Которого мы должны основываться, может быть не кто иной, как Святой Дух, говорящий в Писании (ВИВ I:10).

В послушании этому принципу, мы заключаем, что прелюбодеяние и оставление не могут разорвать брачные узы и позволить повторный брак. Что Бог соединил, человек да не разлучает.