..Или снова про арбуз и свиной хрящик.

По следам недавней дискуссии, развернушейся в комментариях, тоже решила порассуждать о том, что лично меня привлекает в актерских работах, и почему именно меня это привлекает. Хотя тема на самое деле еще обширней, чем кажется.

А вот с чего все началось.

«…Талантливых актеров - мало. Но есть целый бизнес, который отбирает
подходящие типажи и делает из них крепких ремесленников (я все время
удивлялась, как много похожих лиц у нас в кино и в Штатах. Потом до меня дошло, что это, скорее всего, не простое совпадение). Я всеми силами отгоняю от себя эту мысль, но - как я думаю - каждый из наших кумиров прекрасно знает, в каком ракурсе он будет смотреться перед камерой лучше всего. И он постоянно держит это в голове. Обаяние? Харизма? Они прекрасно об этом осведомлены, и тебе покажут это все в наиболее выгодном свете. Хороший художник по костюмам, визажист и парикмахер доделают остальное.
Совсем некрасиво звучит, да? То есть актер озабочен не тем, чтобы вжиться в свой персонаж. Он думает только о том, как тебя заставить во всё это поверить, используя некий арсенал трюков из своей палитры. У кого-то он богаче, у кого-то - беднее.

А теперь прикинем - нам-то какая, в конце концов, разница? Вывернется ли Файнс из штанов, для того, чтобы мы поверили в его Хитклифа, или Костнеру с Уиллисом подберут сценарий, в котором они сами будут чувствовать себя органично и соответственно - действовать и выглядеть полностью правдоподобно?» e_zaec

Вот за что, Заец, я тебя всегда ценила, ценю, и буду ценить, так это за то, что ты не ленишься предельно четко и наглядно формулировать свои мысли! Нет, ну и за многое другое, конечно, но вот за это - в частности.
А уж когда мысли эти вдруг оказываются по совместительству также и моими, по какой-либо причине неоформленными в виде такого, как у тебя, аккуратного текста, - вот в таких случаях я вообще прихожу в состояние полной эйфории и немедленно начинаю радостно подскакивать на своем шатком стульчике, активно суча при этом в воздухе лапами и даже порой тихонечко повизгивая от восторга:)

Именно поэтому мне очень захотелось тебя процитировать, а кроме того, немного развить затронутую вами вчера тему.

Ни для кого не секрет, что я в самом деле весьма неравнодушна к хорошей, талантливой актерской игре.
Но что лично я вкладываю в это, вообще-то достаточно условное понятие?
Хороший актер для меня - это в первую очередь человек, который способен, который умеет играть самые разные роли и создавать отличные друг от друга образы. Человек, который снимается в фильмах, различных как по жанру, так и по стилю. И само собой разумеется, что он делает все это хорошо, то бишь персонажи его будут, что называется "психологически достоверны" и убедительны.
Смотреть именно такие работы мне будет наиболее приятно и интересно: я бы сказала, что чаще мне бывает интересен даже не столько сам фильм и его сюжет, сколько созданный актером в этом фильме образ. Например, "Вальмон" Милоша Формана. Или "Амадей"... Или… да-да, или любой из фильмов с Рэйфом Файнсом.

Чем сложнее будет устроен персонаж, тем интереснее. Но при этом я должна еще и безоговорочно верить актеру: малейшее сомнение, и все - волшебный морок исчезает, очарование ушло безвозвратно...

А вот если помимо всего перечисленного актерская работа вызовет у меня желание не только немедленно пересмотреть(это обязательно), но и начать обдумывать, то есть влезть в шкуру героя, на время взглянув на его мир его же глазами, попытаться проанализировать ход его мыслей и логичность его поступков, в общем, как говорится, понять, "как он дошел до жизни такой", - вот в этом случае восторгу моему поистине не будет предела.

Гхм. Разумеется, что как любая норамльная женщина подавляющее большинство зрителей я также люблю красивую картинку, поэтому не стану луквить: если упомянутых "идеальных персонажей" ко всем перечисленным выше прелестям изобразит актер, привлекательный внешне, мне это понравится значительно больше, нежели бы с не меньшим мастерством ту же роль исполнил некий лысый и беззубый пень с брюхом ниже колен.

Именно по этой причине периодически все мои сложные рассуждения о кайфе от созерцания талантливой актерской игры благополучно отправляются гулять лесом, а сама я, освободившись от пут снобизма и вооружившись внушительным пакетом попкорна, усаживаюсь смотреть какую-нибудь... Обойдемся без примеров - одним словом, какую-нибудь красиво сделанную голливудскую муру, которая на самом деле, ни уму, ни сердцу:)
Хотя вообще-то, мой "идеальный фильм" - это и сценарий, и игра, и к тому же радость для глаз.

Согласна ли я смотреть фильм, где вообще никто ничего не играет, но зато все чрезвычайно эффектно выглядят, - наприемер, весьма лихо машут сверкающими мечами и налево-направо сверкают стройными воинскими лодыжками?.. Сложный вопрос. Наверное, все-таки лишь в том случае, если там будет играть кто-то, кого я и без того высоко ценю по умолчанию, так что буду во-первых готова простить ему любые «прегрешения», а во-вторых, банально не засну от скуки в процессе просмотра.
Впрочем, из каждого правила есть свои исключения, но в данном случае - это все-таки исключения.

Теперь возвращусь к процитированному в начале тексту о "крепких ремесленниках" e_zaec .
О них она рассказала самым, на мой взгляд, исчерпывающим образом. Ни прибавить, ни отнять!

Действительно, это отличные воплотители однажды выбранного и стопроцентно подходящего им образа, под которых, фактически, делаются фильмы и пишутся сценарии.
Кстати, у меня есть стойкое такое ощущение, что в последние годы эта практика неуклонно идет на убыль: сегодня все-таки значительно меньше имен, под которые "делают фильмы", чем, например, в восьмидесятые. И с другой стороны, гораздо чаще на наших глазах происходит прямо обратное - практически каждый популярный бокбастер норовит открыть очередную "звезду".
То ли этот рынок труда разросся до такой степени, то ли просто вкусы у народа изменились, и народ стал требовать значительно большего разнообразия - черт его знает. Кинематограф - индустрия еще очень молодая, постоянно развивающаяся, так что мы сейчас как раз имеем возможность наблюдать все эти изменения, постоянный поиск, прощупывание каких-то новых путей и новых подходов к созданию кинофильмов.
...В любом случае, сегодняшний "голливудский суперстар" уже довольно заметно отличается от классической голливудской звезды двадцатилетней давности (о более раннем периоде я вообще молчу). На сегодняшний день это человек, постоянно пробующий себя в самых разных жанрах и не боящийся экспериментировать. Фактически, дело идет к отказу от какого-то определенного амплуа: думаю, такая звезда, как Джонни Депп, в качестве примера всех устроит.
...Но я немного ушла от темы.

Так вот, я полностью согласна с теорией Заеца о существовании двух отдельных категорий актеров, придерживающихся принципиально различных методов работы.

Для примера рассмотрю кандидатуру Гаррисона Форда, речь о котором у нас уже заходила раньше.
Да, он харизматичен, он добротен, но, как бы я ни любила его Индиану Джонса и Хэна Соло, я никогда не смогла бы назвать его хорошим актером.
Гаррисон Форд, на мой взгляд, - это как раз очень наглядный пример актера одной роли! Однажды выбранное амплуа, совершенно определенный стиль, но все это отточено до практически немыслимого совершенства. Грубо говоря, все удачные работы Форда всегда будут оставаться лишь гранями этого самого, единожды выбранного образа. Еще раз повторяю, - да, мне очень нравится яркие, обаятельные, и по-своему очень-очень целостные персонажи Форда, но это совсем не то, что лично я считаю актерской игрой.

Для меня же здесь будет отствовать одна очень важная вещь: элемент неожиданности. Если я заранее знаю, чего ждать от актера, то попросту очень скоро мне станет скучно, да и стимул ждать следующих ролей пропадает. Если все роли актера относительно однотипны, будет достаточно лишь выбрать из них в фавориты одну-две, чтобы потом коротать время, пересматривая их долгими зимними вечерами.
Если же наоборот, я знаю, что актер умеет быть разным, - в таком случае процесс ожидания новых (или же поиска старых) фильмов с его участием приобретает почти детективную окраску. Удивит на этот раз, или нет? И как справится с новой, неожиданной для себя задачей? А может быть опять будет как в том замечательном фтдльме, только еще лучше?..
А это никогда не бывает скучно:)

Именно поэтому для меня как раз существует огромная разница - «вывернется ли Файнс из штанов для того, чтобы мы поверили в его Хитклифа, или Костнеру с Уиллисом подберут сценарий, в котором они сами будут чувствовать себя органично» (с)

И любое сравнение работ того же Костнера с работами того же Файнса - вещь в моем случае совершенно невозможная и немыслимая уже просто потому, что это абсолютно разные явления в принципе.
В конце концов, что лучше - классическая музыка или рок-н-ролл? Свет ночного костра или танцующие на поверхности воды солнечные блики? Арбуз или свиной хрящик?..

P.S.
Собственно, все написанное выше является частной точкой зрения, которую я ни в коем случае не пытаюсь позиционировать, как некую единственно верную.
При этом я прекрасно помню, что о вкусах не спорят: мое мнение - это просто мое мнение, являющееся однако единственно верным для меня самой на данный момент. А соглашаться с ним, или же недовольно фыркнуть - целиком и полностью дело читающих;)

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ (ОПИСАНИЕ)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Кроме предложенных общеразвивающих игр, дополнитель-ный материал можно найти в книгах:

Чистякова М.И. Психогимнастика - М., 1995.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М., 1995.

♦ Уроки театра на уроках в школе / Сост. Ершова А. П. - М., 1992.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ЭСТАФЕТА

Цель.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмеши-ваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо лю-бимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет ко-рабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ре-бенок, сидящий на первом стуле, - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, пе-редавая дальше. Если задание выполнено правильно и послед-ний ребенок - «капитан» спасательного судна точно повторя-ет ритм, тогда корабль спасен.

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые про-звучат в комнате для занятий в течение определенного време-ни. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Цель. Тренировать зрительное внимание. Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе не-сколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).

Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается за-помнить расположение всех предметов. Затем снова отвора-чивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответствен-но должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

РУКИ-НОГИ

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. Если руки подняты: по одному - опус-тить руки, по двум - сесть.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространст-ве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на сту-лья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

ЕСТЬ ЛИ НЕТ?

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление. Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; веду-щий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

ПЕРЕДАЙ ПОЗУ

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фан-тазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоми-нает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза по-следнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 че-ловек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располага-ет свою группу в определенном порядке и «фотографирует», за-поминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроиз-вести изначальный вариант. Игра усложняется, если предло-жить детям взять в руки какие-нибудь предметы или приду-мать, кто и где фотографируется.

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зритель-ную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народ-ной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описы-вает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, актив-ность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог по-казывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три - замри!». Стоять должно столько детей, сколько матре-шек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно бу-дет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он ви-дит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно пред-ложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного ко-личества детей.

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

Цель . Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы - медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

ТЕЛЕПАТЫ

Цель . Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ре-бенок - «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальней-шем можно предложить детям, меняясь местами, поздоровать-ся или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая раз-вивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шеве-литься и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

СЛЕД В СЛЕД

Цель . Развивать внимание, согласованность действий, ори-ентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодо-левают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ - НЕ РАСТЕТ

Цель . Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не ле-тает - опускают руки вниз. Если растет - поднимают руки вверх, не растет - охватывают себя двумя руками.

ВОРОБЬИ - ВОРОНЫ

Цель . Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к дру-гу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет веду-щий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассып-ную, а вторая команда остается на месте.

ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

Цель . Развивать внимание, наблюдательность, быстроту ре-акции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную - это обезьянки. Лицом к ним - ребенок - посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ре-бенка, точно повторяют все за ним.

ТЕНЬ

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок - водящий ходит по залу, делая про-извольные движения: останавливается, поднимает руку, накло-няется, поворачивается. Группа детей (3-5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он дела-ет. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цве-ток; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

ПОВАРЯТА

Цель . Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7-8 чело-век. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блю-до (что предложат дети), а второй, например, приготовить са-лат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, мор-ковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг - это кастрюля - и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впры-гивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в кру-ге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно пред-ложить приготовить кашу из разных круп или компот из раз-ных фруктов.

ВЫШИВАНИЕ

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласован-ность действий, воображение.

Ход игры . С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направ-лениях, вышивая различные узоры. Темп движения может ме-няться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ

(ухо, нос, хвост)

Цель . Тренировать слуховое и зрительное внимание, быст-роту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Веду-щий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называ-ют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориенти-роваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласован-ность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с со-ответствующими цифрами выходят вперед и строятся по поряд-ку цифр в названном номере.

ЯПОНСКАЯ МАШИНКА

Цель . Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.

Ход игры. Дети сидят в кругу и выполняют одновременно ряд движений:

1) хлопают перед собой в ладоши;

2) хлопают обеими руками по коленям одновременно (пра-вой - по правому, левой - по левому);

3) не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо --вверх, одновременно щелкая пальцами;

4) то же самое делают левой рукой.

Когда дети научатся действовать ритмично и синхронно в\^/ разных темпах, каждому ребенку предлагается запомнить свой порядковый номер начиная с 0. Машинка вновь включается, и дети по порядку номеров на каждый щелчок называют свой номер. На следующем этапе на щелчок правой руки участник игры называет свой номер, а на щелчок левой - любой номер, который задействован в игре, передавая таким образом ход дру-гому ребенку, и т.д. С таким вариантом игры дети справляются во втором полугодии подготовительной группы.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры. Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий зада-ет любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вто-рым - ребенок с буквой «о» и последним - ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, вообра-жение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котен-ка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю пла-ток, срываю цветок.

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель . Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать не-сколько вариантов поведения по определенному заданию: че-ловек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слуша-ет» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получа-ет определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные ва-рианты:

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, разви-вать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное пу-тешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через оке-ан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фан-тазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази-тельность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или пе-редается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый дол-жен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Вари-анты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, ду-дочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картош-ка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколад-ка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

Цель . Та же.

Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Ос-тальные дети по поведению участников превращения отгады-вают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, те-атр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей краса-вицы, пещера дракона и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель . Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в де-ревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и пре-вращать детей по своему желанию.

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ

ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель . Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

КОРОЛЬ (вариант народной игры)

Цель . Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстриру-ют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правиль-но, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (ко-роль - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Цель . Развивать навыки действия с воображаемыми пред-метами,"воспитывать доброжелательность и контактность в от-ношениях со сверстниками.

Ход игры . С помощью считалки выбирается ребенок, кото-рый приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

РИТМОПЛАСТИКА

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МУРАВЬИ

Цель . Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Дви-гаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры . По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

КАКТУС И ИВА

Цель . Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координи-ровать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети на-чинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Му-равьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слег-ка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной сто-роной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко-лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотичес-кое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разве-денные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как вет-ви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение во-зобновляется, команды чередуются.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружиня-щим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слег-ка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, на-прягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четы-рех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

деятельности художественной литературы» Ознакомление с художественной литературой , как средством развития интеллекта...

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственного образовательного учреждения города Москвы

    Исследовательской и продуктивной деятельности , практическое овладение воспитанниками нормами речи «Чтение художественной литературы» Ознакомление с художественной литературой , как средством развития интеллекта...

  • Образовательная программа государственного ц ентр развития ребенка - детский сад № 1619 «лебедушка» южного окружного управления образования

    Основная образовательная программа

    средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой Художественная литература

  • Детский сад № 478 южного окружного управления образования департамента образования г москвы

    Основная образовательная программа

    Пособие. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой . М. Перспектива, 2010. Л.А. Кондрынская, Т.Н. Вострухина. Художественная литература в развитии творческих способностей...

  • Думаю, мало кто знает, что наши любимые актеры, которых мы любили еще с детства, периодически забивали на свой уровень качества и снимались либо в каком-то второстепенном фильме, либо играли так плохо, что их можно закидать помидорами за такую бездарную игру. Каждый год все внимание актеров приковывается к наградам года, где отмечаются самые высокие достижения в киноиндустрии.

    Также наличие своеобразной антипремии в жизни кино выглядит вполне естественным явлением. Такой антипремией служит "Золотая малина" , которая была придумана в еще 1981 году. Эта кинонаграда стала зеркальным отражением "Оскара" и его номинации, отмечая "худший фильм, "худших актеров" и т.п. За 35 лет существования данной антипремии, ее получали многие выдающиеся кинодеятели, но некоторые отметились особо!

    Подборка самых худших актеров в мире:

    1.

    Одним из любимчиков этой премии по праву стал америнский кинокомик - Адам Сэндлер. В его активе аж 19 номинаций, в пяти из которых он победил.

    Сэндлер стал завсегдатаем "Золотой малины" еще с 90 годов, когда был наминирован на "худшую мужскую роль" в фильме "Пуленепробиваемый" . С тех пор он номинировался стабильно раз в три года, а то и чаще! Всегда это были номинации либо "худший актер" , либо "худший сценарий".

    Самый богатый урожай малины актер собрал в 2012 году, когда получил сразу 4 номинации за два разных фильма и заабрал 3 из них. Виной всему стал фильм "Такие разные близнецы" . Благодаря этому фильму комик стал обладателем уникального достижения: он умудрился получить "Золотую малину" сразу и за "худшую мужскую роль", и за "худшую женскую роль", а дополнением стала награда за "худший сценарий".

    Вообще 2012 год стал поворотным в карьере актера. Он, конечно, и раньше не часто блистал, но за последние 5 лет подряд собрал 11 номинаций! (четыре из которых выиграл). Хотя, я думаю, самому Сэндлеру все-равно на такую славу, он как был одним из самых высокооплачиваемых американских актеров, так им и остается.

    2.

    Двукратный обладатель "Оскара" и "Золотого глобуса" - Бен Аффлек в свое время тоже изрядно покушал "Малинки" . Свой первый "Оскар" и "Золотой глобус" он получил аж в 1998 году за лучший сценарий к фильму "Умница Уилл Хантинг". З атем был сравнительно успешный "Армагеддон", а вот за полюбившийся многим "Перл -Харбор" актер получил свою первую номинацию на "Золотую малину" как "худший актер года" . Фильм Майкла Бэя был принят довольно прохладно и получил сразу 6 номинаций, включая "худшего режиссера", и "худший фильм", и "худшую экранную пару". В тот раз все награды обошли стороной как сам фильм, так и Бена Аффлека в частности.

    Но актер видимо не сделал должных выводов, и вскором времени загремел в самый провальный проект за всю свою карьеру. Этим проектом стал фильм "Сорвиголова", который вышел в 2003 году. За это супергеройское кино актер в первые получил свою антинаграду и был признан исполнителем "худшей главной роли" . Тот год стал вообще прорывным для Аффлека. Помимо "Сорвиголовы" он еще поучавствовал в фильме "Джильи", который собрал сразу 6 ягод "Малины" . Бен Аффлек вместе с Дженнифер Лопез были признаны "худшей экранной парой" года.

    Видимо по инерции он и в следующем году попал в номинацию "худшая мужская роль" за фильм Кевина Смита "Девушка из Джерси" . Но награду не получил. Затем, вроде, все улеглось и пошли неплохие фильмы, номинации на "Золотой глобус" , но темное прошлое еще разок напомнило о себе в 2010 году. Тогда он снова был номинирован на "Золотую малину" как "худший актер десятилетия" , причем, все за тот же фильм "Сорвиголова". Он проиграл своему конкуренту, о котором пойдет дальше речь. Жизнь, вроде, наладилась у Бена: пошли "Оскары" и "Золотые глобусы".

    Но еще одну "Золотую малину" он все же получил. В 2015 году Бен Аффлек выиграл премию "за восстановление репутации" , так что, на данный момент можно считать его полностью реабилитировавшимся.

    3.

    У известного американского кинокомика Эдди Мерфи ситуация до поры до времени была похожая: престижные награды чередовались с неудачными, взлеты чередовались падениями. Получив в 80 годах 3 номинации на "Золотой глобус", в 1990 году Эдди впервые взял "Золотую малину" за "Худший сценарий " к фильму "Гарлемские ночи". Это была его первая кинонаграда за историю работы. Положение его в 90 годы поправил фильм"Чокнутый профессор" и участие в озвучке мультфильма "Шрек".

    Эти работы принесли ему награду "Сатурн" и кучу номинаций в престижных премиях. А в 2002 году вышел провальный фильм "Приключения Плуто Нэша" , за который Эдди Мерфи вновь был номинирован на "Золотую малину" . Вроде бы пронесло, награду не получил. Но в 2006 и вовсе "выстрелил" в фильме "Девушки мечты" , за который получил "Золотой глобус" и номинацию на "Оскар".

    Все было хорошо, пока в 2008 году Мерфи не сорвал джекпот: за фильм "Уловки Норбита" он получил 4 номинации на антипремию и выиграл в 3 из них. Причем, в одном фильме актер умудрился сыграть: "худшую мужскую роль", "худшую мужскую роль второго плана" и "худшую женскую роль второго плана".

    Это действительно было полное фиаско, и затем понеслось: в 2009 году номинация на антипремию в фильме "Знакомьтесь: Дэйв" , в 2010 году снова номинация в картине "Представь себе", и до кучи актер был признан "худшим актером десятилетия". в 2010 году он вновь был номинированин за игру в фильме "Тысяча слов", и на данный момент это последняя кинопремия Мерфи.

    4.

    А вот Траволта либо не умеет выбирать фильмы, либо ему все-равно, где сниматься. Прославился Джон еще в конце 70 годов, благодаря двум фильмам, в которых он больше танцевал, чем играл: картина "Лихорадка субботнего вечера" и "Бриолин" принесли актеру номинации на "Оскар" и "Золотой глобус" . Затем за все 80 годы он не снялся ни в одном хорошем фильме. А картины "Идеально" и "Остаться в живых" принесли ему 2 номинации на "худшие мужские роли".

    Начало 90 годов тоже у ктера не задалось: сперва Джон был номинирован на премию "Золотая малина" как "худший актер десятилетия", а затем как "худший актер второго плана" за фильм "Крик". При этом фортуна вполне благоволила актеру: он не победил ни в одной из многочисленных номинаций, а окончательно из провала его вытащил Квентин Тарантино. В 1994 году начался успешный этап в карьере Траволты. За "Криминальное чтиво" он получил номинации "Золотой глобус" и "Оскар".

    Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу представить вам очень талантливую маму, профессионала своего дела, актрису, режиссера — Белоусову Юлию

    Играем в театр – зачем?

    А и правда – зачем? У нас ведь нет задачи сделать из ребёнка артиста, да и с фантазией у абсолютного большинства детей всё в порядке от природы, и в ролевые игры они играют с большим успехом без нашей взрослой помощи.

    Всё верно. Но актёрский тренинг, (а мы будем говорить именно о нём, только в чуть-чуть адаптированном виде) – занятие удивительное и уникальное тем, что знания, навыки, информацию, пищу для размышлений и впечатления получаешь не извне, от учителя или из книжки, а в основном черпаешь из себя самого. И – в равной степени – от своих «коллег», если таковые имеются (в идеале актёрский тренинг – это коллективное дело, но вполне можно заниматься и вдвоём с мамой). То есть, это отличный способ познакомиться с самим собой – разным, контрастным, непривычным, осознать свою творческую смелость, попробовать быть режиссёром своих же придумок, и, конечно же, воплотить их в жизнь здесь и сейчас.

    С какого возраста можно играть в такие игры?

    С любого. Такие занятия могут быть интересны и полезны как малышам, так и взрослым. Любую игру или упражнение можно при желании адаптировать для крохи и наоборот – сделать сложнее и разнообразнее, стоит только включить свою фантазию. Поэтому возрастной диапазон наших занятий будет примерно таков: от 2-3 лет до бесконечности. Я намеренно не буду говорить о том, что именно развивает то или иное задание – мы с вами прекрасно понимаем, что любая игра развивает у ребёнка абсолютно всё, что бы там ни писали в методичках и на коробках с играми и игрушками.

    Договоримся на берегу!

    Прежде чем мы с вами отчалим от берега и поплывём по театрально-творческим волнам, хочу обратить ваше внимание на одну вещь, дабы потом избежать разочарований. То, что мы привыкли считать театральной деятельностью наших малышей – утренники в детском саду, например – на самом деле не имеют ничего общего с театром в любом его проявлении и форме. Не хочу никого обижать: утренники – это по-своему отличное, интересное и полезное дело, но… бесконечно далёкое от театра. Поэтому в этой статье вы не встретите советов, «как научить ребёнка выступать на публике и не стесняться», «что делать, чтобы малыш читал стихи громко и чётко» и т.д. Мы не будем сегодня «учить роли», гримироваться и шить костюмы. Зато мы будем играть всякие истории, придумывать настоящие этюды и даже осваивать азы пантомимы. Ну, раз обо всём договорились – вперёд!

    Королева Фантазия и Король Воображение

    Это наши друзья и помощники, без них просто никуда. Поэтому им будет посвящён целый блок тренинга.

    Превращалки . А сейчас мы все – волшебники. Игра чем-то похожа на «море волнуется». Я хлопну в ладоши и скажу, во что будем превращаться, и мы все тут же становимся… мячиком, карандашом, цветком, зубной щёткой … А теперь чуть сложнее: бутон белой розы, увядшая ромашка в вазе, осенний грустный дождик, горячий песок на пляже…. А теперь ещё сложнее: радуга, сомнение, Новый Год, буква «А», весёлое настроение, мамина улыбка.

    А теперь скажите, пожалуйста, можно ли сыграть дождь? Нет, не показать, а именно сыграть его (или «в него» – это как хотите)? Конечно, можно! Но только сыграть-то можно историю, а её нужно узнать или сочинить. А что дождь делает? Идёт… Отлично! А ещё? Льёт как из ведра, моросит… Замечательно! А ещё он может играть на крышах, как на барабанах, или рисовать каплями на асфальте, или играть с прохожим, норовя капнуть прямо за шиворот, или пускать пузыри в луже, или… И вот нам уже есть чем заняться, и вопрос «как сыграть дождь» просто не стоит! А дождь – он какой? Какой у него характер? Походка? Настроение сегодня? Может быть, он не выспался или сердится на кого-то? А на кого и за что?… Или наоборот – он очень рад, потому что к нему приехала бабушка! Кстати, а может ли у дождя быть бабушка? И если да, то как же она выглядит?… И вот наш дождик становится живым. И у нас получился маленький этюд, почти спектакль!

    Этюд . А теперь попробуем сыграть историю, которую придумал кто-то другой. Я предлагаю обратиться к известной многим книжке А.Усачёва «Жили-были ёжики». Выбор пал именно на это произведение, во-первых, потому что эту сказку читали, наверное, почти все, во-вторых, события этой истории достаточно подробны, на них легко можно посмотреть через «увеличительное стекло» и превратить в полноценный этюд-историю.

    Ребята любят «рисовать широкими мазками», поэтому они готовы в двух-трёх жестах показать-рассказать целый мультфильм или сказку. И это здорово! А наша задача – направить их внимание на мелочи, не менее интересные и «вкусные», чем лихие повороты сюжета.

    Ежика Вероника попала в банку из-под варенья. Это же целая история! Нужно только чуть-чуть помочь ребёнку её прожить подробно. Для этого можно прямо во время нашего «спектакля» подсказывать малышу то, что ускользнуло от его внимания, можно даже придумывать мелочи, которых не было в книжке, очень важно в этом «суфлировании» магическое слово «вдруг».

    Вероника ела малиновое варенье. Запретное – это важно! Значит, ела так, чтобы никто не заметил. Вкусное-е-е-е! Сначала она одним пальчиком брала варенье, а потом увлеклась и стала есть целой лапкой. И вдруг… капнула на платье. Расстроилась? Нет? Ну и правильно – варенье важнее. Ела-ела и наелась! Живот такой большой стал и лапы липкие! Ещё хочет или нет? А это уже не важно: варенье ведь всё равно кончилось, вот на донышке последняя капелька осталась. Вдруг Вероника поняла, что она внутри банки… Это весело: можно нос к стеклу прижать, можно крикнуть наверх – и получится смешное эхо. Сколько игр можно придумать! Ой-ой-ой… А как теперь выбираться-то? Подпрыгнуть? Нет, не достать до горлышка… Может быть, вскарабкаться? Но лапки соскальзывают… А если банку разбить? Силёнок не хватает. Как-то уже не по себе… И к маме так хочется… Что же дальше будет делать Вероника? Звать на помощь? Или придумает какой-то свой выход из сложившейся ситуации?

    С подсказками нужно быть как можно деликатнее: если малыш хорошо сам придумывает варианты, то не стоит его мысль перебивать, если только предложить какое-то очень неожиданное обстоятельство – пусть попробует выкрутиться. А если ребёнок стремится «перепрыгнуть» сразу к результату, то чем подробнее будет мамин монолог, тем лучше.

    А вот ещё идеи для подобных этюдов из этой же книжки: Вероника прилипла к маслёнку, Вовка играет в футбол и каждый раз прокалывает иголками мяч, Вероника подглядывает в коробку с бронзовиками, Вероника вместо компота выпивает папины чернила и т.д.

    Музыка, давай дружить!

    Без музыки, пожалуй, нет театра. Она – мощнейшее выразительное средство, действующее лицо, создатель атмосферы спектакля и выразитель чувств и эмоций героев. Давайте послушаем её. Лучше, если музыка будет классической, инструментальной (без слов). Хорошо, если это будет маленькое и простое для восприятия произведение или отрывок на 1.5-2 минуты. И.С. Бах, Д.Кабалевский, С.Прокофьев, П.Чайковский, Р.Шуман писали музыку для детей, в их творческом наследии много таких произведений, которые нам нужны: маленькие, яркие и выразительные, событийные. Можно без труда подобрать что-то интересное именно для вас с малышом. есть небольшой список подходящих для таких игр музыкальных произведений.

    А теперь давайте представим, про кого эта музыка? Про то, как кот пил молоко и точил коготки? Здорово! А показать этого кота сможешь? А вот интересно, что произошло с нашим котом во время этого «бум» – а ведь явно что-то произошло, ведь так сильно музыка вскрикнула?!

    Чем больше вопросов будет задано ребёнку, тем лучше. Обращайте своё и детское внимание на музыкальные акценты и всевозможные изменения: вдруг музыка стала тихой-тихой, а теперь появилась пауза – тоже ведь неспроста, а теперь изменился темп и тональность – отчего это? и т.д.

    А какой характер у этой музыки? Она добрая или воинствующая, задумчивая или игривая? Не обязательно слушать музыку сидя, можно двигаться, только одно условие: слушаться музыку, куда она поведёт и позовёт. А, может быть, у нас получится её нарисовать или слепить? Давай попробуем! Или сочинить сказку (вместе с мамой, конечно), а потом под музыку её сыграть, как этюд?

    Озвучание. А вот ещё интересная командная игра. Правда, она не с музыкой, но со звуками. Придумываем вместе цепочку несложных действий. Например, я беру со стола стакан с чаем, кладу туда два кусочка сахара, размешиваю ложкой и выпиваю. Всё это, конечно, не настоящее, а воображаемое. Теперь давайте подумаем, какие звуки мы слышим во время этих действий? Шаги, стук кусочков сахара, звяканье ложки, шум выпиваемой воды… Возможно, что-то ещё? Теперь давайте найдём вокруг себя подходящие предметы, чтобы можно было издать эти звуки – самые неподходящие на первый взгляд предметы, могут стать отличными помощниками. Всё готово? Теперь, если играющих больше, чем двое, нужно распределить звуки между собой. Один из игроков выполняет все действия с воображаемым чаем, а все остальные озвучивают этот процесс. Игра требует пристального внимания от каждого, ведь задача не подловить друг друга, а напротив – максимально точно озвучить фрагмент!

    Живое слово

    Как же его нам не хватает, как только жизнь ставит нас в ситуацию какого-то «показа»! Слова заученного стихотворения неловко падают куда-то вниз, да ещё норовят и забыться по дороге! Ужас! И до чего же легко мы рассказываем о том, как отдыхали на море, о маленьком котёнке, который со вчерашнего дня живёт у нас дома, о празднике по случаю нашего дня рождения. Всё так и есть: слово может стать живым и выразительным, а значит, интересным слушателю, только в том случае, если оно рождается «картинкой» внутри. То есть, сначала мы представляем в своём воображении то, о чём рассказываем – не сам текст, а очень интересную историю! – а потом уже превращаем нашу картинку в слова. Вот и главный секретик «говорильных» игр: рождение живого слова.

    Сказка про… Да про что угодно! У меня в кармане есть автобусный билетик, давайте про него сказку сочинять. Говорить начнёт тот, в чьих руках находится билет. По моей просьбе, билетик передаётся дальше, и повествование продолжает другой рассказчик. Интересно, куда же вырулит сюжет к концу сказки? Передача «эстафеты» происходит на границе событий: «и вдруг…», «а однажды…», «и вот…»

    Скажи как будто… Вот ещё игра со словом. Я предложу короткую, но не очень легко произносимую фразу: «слишком солёный суп», например. Для ребят постарше и фразы будут позамысловатее и подлиннее, а для малышей, наоборот – попроще, можно даже ограничиться одним-двумя словами. Главное, чтобы её было можно быстро и легко запомнить. А теперь произнесите её, как будто вы не хотите есть этот противный суп, а теперь как будто солёный суп – ваше любимое лакомство, чем он солёнее, тем лучше. А теперь как будто этот суп сварили вы, и теперь извиняетесь за то, что он вышел пересоленным. А теперь это и не про суп вовсе – это зашифрованное послание, его нужно сказать по секрету, чтобы никто посторонний не услышал. А теперь «слишком солёный суп» — это ваше имя. Представьтесь, пожалуйста! А теперь вы – ведущий концерта и объявляете следующий номер программы. Продолжать можно долго.

    «Мама» Какое замечательное слово! Мы его произносим очень часто. А по какому поводу? Давайте вспомним, в каких ситуациях сегодня мы обращались к маме. С утра нарисовали красивый рисунок и пригласили маму полюбоваться. А потом увидели, как на улице гуляют дети и стали уговаривать маму идти гулять. Потом попросили помочь завязать шнурки. А потом позвонил телефон, и мы позвали маму. А на прогулке встретился большой и страшный паук, и от страха мы закричали: «мама!». А после обеда мама прилегла отдохнуть, а нам так нужно было что-то спросить у неё, поэтому тихо, шёпотом, чтобы не разбудить и очень ласково: «мама!». Вот сколько историй приключилось за сегодняшний день, и как по-разному звучало одно и то же слово! А давайте теперь сыграем их как этюд, как маленький спектакль, в котором будет звучать только одно слово.

    Две руки – две волшебницы

    Руки – это, пожалуй, одно из самых выразительных средств. Как часто, рассказывая что-то или объясняя, мы непроизвольно жестикулируем руками, помогая своему рассказу. Их жесты порой могут сказать даже больше, чем слова.

    Муха. Она будто бы летает вокруг нас и жужжит. А мы её – раз! – и поймали в кулачок. Послушаем, как она там, жужжит? А теперь посмотрим на неё, только осторожно – улетит! Открываем по одному пальчику – раз, два, три, четыре, пять, — улетела! Теперь снова найдём её глазками и снова поймаем, только теперь уже другой рукой.

    Клей. Мы сегодня клеили (кстати, а какую именно поделку мы делали? Это подарок или просто так, для себя? Красиво получилось?), и на ладошке остался клей. Нужно его счистить каждым пальчиком этой же руки по очереди. Получилось? Теперь на другой ладошке.

    Лепка. Можно лепить из пластилина, можно из глины, можно из теста. А можно из своей собственной руки. Сначала нужно ручки размять, разогреть. А теперь можно лепить. Всё что угодно! Стол, гриб, лодочку, домик, кресло. А теперь давайте слепим какое-нибудь существо. Оно может быть самым невероятным и фантастическим. Готово? А как оно передвигается? А погладить его можно, не укусит? А что оно ест на завтрак и где живёт? А что это у него – усики или лапки? У него есть друзья? И самое главное: какое у него имя, ведь имя – это судьба в некотором роде?

    Пантомима. Это театр без слов, но они в данном случае и не нужны, всё и так понятно. Давайте слепим воображаемый шарик. Лепим тщательно, он должен быть совсем-совсем круглым, гладким. Вот он становится всё больше и больше, а теперь давайте сделаем его более плотным и маленьким, для этого нужно приложить больше усилий. Ой, он стал тяжёлым и почти коснулся земли, и держать его тяжело – рука сама к земле тянется. А теперь он вдруг стал лёгким. И теперь уже его нужно удержать, чтобы не улетел, даже на цыпочки придётся встать. Давайте теперь его отпустим в небо, пусть летит! И проводим взглядом, вот он, уже совсем в точку превратился.

    Может быть, теперь мы «слепим» кубик и построим из наших воображаемых кирпичиков целый дом? Решать вам. Можно продолжать бесконечно. Тем, кто захочет поиграть в такие игры, хочу пожелать не увлекаться «ролями», а искать и примечать живое и настоящее во всём вокруг: в себе и друг в друге, в своих и чужих реакциях и эмоциях, в словах, поступках, впечатлениях, в окружающем мире. Хоть и говорят, что актёры «играют роль», игра в данном случае — процесс максимально честный, сродни детской игре: всерьёз, до конца, по-настоящему. В этом парадокс актёрского тренинга: играя не играть. Не кривляться и прикидываться, а проживать и чувствовать.

    Попробуйте поиграть с малышом в любую из предложенных игр, и своё собственное чутьё обязательно подскажет то направление, куда захочется отправиться дальше.

    На этом мы закончим наше занятие. С огромным удовольствием я отвечу на любые ваши вопросы. Творческих успехов всем!

    Белоусова Юлия

    P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

    Народу тут маловато, ну, может, кто подтянется обсудить один вопрос.))
    Постоянно люди пишут: играет как бревно, эмоций нет, лицо ничего не выражает. Мне всегда хочется спросить: актеру обязательно хлопотать лицом как Джим Керри, чтобы про его работу сказали: играет хорошо, эмоционально?
    А то, что люди по жизни разные, одни сразу все чувства выражают: словами, лицом, телом, а другие как замороженные, безэмоциональные по природе своей, скупые на внешнее выражение чувств. Все переживают внутри. Ведь есть же такие, и их немало.
    Почему же от актера все хотят каких-то африканских страстей, чтобы только в этом случае оценить актерскую игру на отлично?

    Не преувеличивайте. А как же фильм всех времен и народов Терминатор и его не меняющий лицо главный герой-робот бодибилдингист?:) Который сделал его кумиром на многие годы. Да и Сталлоне был парализован на поллица. Актер должен
    вписываться в роль.
    Та же Анджели́на Джоли́ Питт в принесшей ей славу роли Лары Крофт просто есть такой минисфинкс (ноль эмоций, игра мышц), а вот ее дебютная комедия не многим и знакома.
    Так что не соглашусь никогда, что главное - эмоциональность. Вот как раз все любители грешат этим. И китайцы и студтеатры считают что, чем громче крик, тем больше слава.

    Лично для меня актерская игра состоит не в хлопотании лицом, не в мимике, а в достоверности выражений чувств...
    Вот это самое, пресловутое, " верю-не верю".
    Для меня самый большой показатель актерской игры - когда я забываю о том, что смотрю фильм, когда я сопереживаю герою.
    А еще круче, когда не могу узнать актера...(это не о гримерах, которые из Безрукова лепят Высоцких да Есениных).
    Яркий пример преображения до неузнаваемости - это роль Брюса Уиллиса в фильме "Смерть ей к лицу".

    ИМХО, в огромной мере личная оценка актерской игры - вкусовщина, многие ли способны признать отличную игру нелюбимого актера? И увидим ли достоверность в игре актера, от которого тошнит...

    Не преувеличиваю, постоянно сталкиваюсь с такой оценкой актерских работ (бревно), от культуристов вроде как ничего изображать и не требовалось, пример неудачный, как и героиня комикса, по сути - мультяшный персонаж.

    Из последних нападок - Джесси Айзенберг в Ультраамериканцах (а в доказательство его умения играть разные характеры приводят фильм Двойник).

    Пример Иволги - именно то, о чем я говорю, максимально возможная мимика, слезы в глазах - темперамент южных людей, рвущийся наружу.)) А если взять северян, эстонцев из анекдота, невозмутимых внешне в любой ситуации, их как играть, что порадовать зрителей? И много ли в обычной жизни людей, ведущих себя в быту, как актеры турецких или бразильских сериалов?

    Мне ближе всего игра как бы и не игра вовсе, живёт человек чужой жизнью, из советских актеров для меня это Нина Русланова, Нина Усатова, Владимир Ильин.

    Лично мне очень нравится игра актеров в бразильских и турецких сериалах.


    Это шутка такая?
    Удалась.
    Где сериалы и где актерская игра?
    Наших хоть в театрах можно увидеть, в основной своей массе, вот там игра.

    И китайцы и студтеатры считают что, чем громче крик, тем больше слава.


    Типа этого? ;)
    http://www.youtube.com/watch?v=kuIXYwOIAkc

    многие ли способны признать отличную игру нелюбимого актера?
    увидим ли достоверность в игре актера, от которого тошнит...


    Не знаю как кто. лично я способна.
    а так же и наоборот. если любимый актер гонит халтуру, то и смотреть не буду.
    Последнее мое разочарование - это моя любимая Инна Чурикова (уже даже название спектакля не помню)...Приезжала в Спб см чесом и отработала халтурно халтуру.
    И точно так же Безруков удивил, случайно посмотрела серию какого-то сериала, он там участкового играл, телик фоном служил, так что название сериала не скажу. Смотрела случайно, руки были в тесте чтоб переключить, иначе переключила бы сразу, как только лицезрела - "доблестного и многолицего Безрукова."
    На мое удивление, в сериале он был органичен, хорошо вписался в образ, и собака рядом играла замечательно.
    Они с собакой так мило сидели беседовали над каким-то утесом. И диалог был неплохой и голос Безруковский с придыхом не раздражал, и интонацию верную доверительную выбрал.
    Так что даже мелькнула мысль...актер то он может и неплохой, а просто затасканный.
    Но естественно любимому артисту простишь все промахи...а к нелюбимому будешь придираться.

    Наших хоть в театрах можно увидеть

    Когда-то давно увлекались походами в Театр сатиры. Билеты в основном на премьеры во все театры доставали на так называемых сносах, это когда студенты одного вуза как регбисты сносят в очереди другой вуз и скупают всю кассу. Ну потом спекулируют среди своих ессно.
    Так вот мы покупали как люди в субботу в кассах в очереди на уже давно идущие спектакли. Весь репертуар почти видели. Одна знакомая попала на спектакль с САМИМ Андреем МИРОНОВЫМ. Он был в зените славы. И что? Вся исплевалась, вид у него равнодушный, играл как пьяница на базаре на дудке. Причем знакомая была жуткая тряпишница и любила время проводить в выходные в супермаркетах в очередях за импортными тряпками. И на спектакль "забежала" чтоб было о чем мальчикам ляпнуть для понта и перехода к поцелуйчикам.
    Ну а вскоре Миронова не стало. И как его нам всем остальным не хватало, его то мимику мы и сейчас любим:)
    А вот та тряпишница видела "ПРАВДУ" - пустышку на сцене. И кому вы верите - ей или фильмам, которые и сегодня у многих в памяти, как светлое воспоминание о своей молодости:)

    Олег Ф ., а Вы смотрели хотя бы один бразильский сериал? Или хотя бы турецкий "Великолепный век"?
    Сомневаюсь. Иначе так пренебрежительно не отзывались бы о работе их актеров.
    Они на самом деле играют очень натурально, красиво, естественно, выразительно, в общем талантливо.

    Конечно, среди них встречаются не талантливые, но без исключений не бывает нигде.
    А наши молодые актрисульки в большинстве своем умеют только глаза таращить, больше ничего.

    иногда в фильмах с удивлением обнаруживаю плохую игру хороших актеров,
    для себя я это объясняю работой режиссёра, которой вроде и не видно, поскольку фильм - плод труда огромного коллектива,
    но почему тогда у некоторых режиссеров актеры играют офигенно,
    а у некоторых просто отрабатывают гонорар (речь и о наших, и о голливудских, и о французских актерах - о любых)

    Миронов (царствие небесное) был слабым актером, вне всякого сомнения, обаяшкой, душкой, народным любимцем, но не актером

    Вспоминая старую школу: Алексей Грибов - вот был Мастер;
    и в качестве примера безупречной актерской игры старых мастеров всем предлагаю посмотреть фильм "Свадьба",
    где каждый из актеров - бриллиант, ни одного проходного эпизода, участники треда, естественно, этот фильм видели))
    http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6219/annot/

    Михалкова.


    Терпеть его не могу, но роли в Родне, Холмсе, Вокзале для двоих и Свой среди чужих достойны Оскара за роль второго плана. Конгениально!

    Миронов (царствие небесное) был слабым актером, вне всякого сомнения, обаяшкой, душкой, народным любимцем, но не актером


    Бог мой, какие мы все разные!
    Всегда считал и считаю Миронова гением, хотя он умер я еще в школе учился.

    Ох, Михалков как актер просто две душечки в измерении в Мироновых:)
    Что с ним потом стало, называется не судите, не судимы...и так далее. В это время каждый по своему ходу полз, как таланты никто никому не нужен уже лет 30, нужны пробивные качества, которыми раньше владели только избранные или снабженцы. О чем теперь вспоминать?
    Мне вот жаль Робина Уильямса, его гениальных героев. Зачем он ушел?

    считаю Миронова гением

    на основании каких ролей? просто для примера
    я вот, честно, не смотрела Мой друг Иван Лапшин, там роль у Миронова сильно отличается от большинства его ролей,
    я считаю, при очень мощной режиссерской поддержке любой актер сыграет лучше своих возможностей

    Папанов органичен был и в роли Лёлика, и в роли генерала Серпилина,
    а вот в 12 стульях Захарова оба: и Миронов, и Папанов не блистали, вина Захарова, скорее всего...

    Есть вариант, когда актер вытягивает слабый фильм,
    а есть наоборот: сильный режиссер поднимает до своего уровня слабоватых актеров

    А то, что мы все разные - так природа задумала, чтоб веселее жилось, наверное)))

    Я придерживаюсь мнения, что оценка актёрской игры не только обывателями, но и критиками - вкусовщина,
    лишь "мне нравится / мне не нравится", нет четких критериев такой оценки,
    не в высоту же прыгают, сбил планку или перелетел над ней...