" width=

Имя актера Владислава Галкина сегодня на пике популярности. Большинству зрителей он полюбился по сериалу «Дальнобойщики», в котором актер на грузовике покорял дороги России. Кому– то Галкин запомнился по фильмам «Диверсант» и «Ворошиловский стрелок». А роль поэта Ивана Бездомного в сериале «Мастер и Маргарита» не оставила равнодушными ценителей классики. Год назад Влад Галкин облачился в белый халат, вооружился скальпелем и полюбился зрителям в образе строгого и довольно неуживчивого хирурга в сериале «Я лечу». Сегодня телеканал «СТС» повторяет этот сериал – таким образом зрители получают шанс вновь встретиться с любимыми героями.

– Влад, чем вас заинтересовал персонаж Гордеев?

– Прежде всего, он – живой человек, такой же, как вы и я. Мне нравится, что характер у него сложный и неуживчивый. Мне гораздо больше нравится играть таких персонажей, чем так называемых «хороших» людей. Ну, хороший он – и что дальше? Как правило, пустота... Критерий при выборе роли должен быть один: или ты что-то для себя в этом персонаже находишь, или ты просто за это не берешься.

– С медициной вам приходилось в кино или в театре сталкиваться?

– Ни в кино, ни в театре, но однажды я очень близко столкнулся с медициной в жизни. В один «прекрасный» год я перенес десять операций. Поэтому что такое отечественная медицина, я знаю очень хорошо.

– Настоящие врачи помогают актерам на площадке? Дают какие-то советы?

– На съемках присутствовал настоящий врач, но мы обращались к нему с вопросами, по большей части, технологическим: как что включается и как что правильно делается.

– Насколько достоверно в «Я лечу» изображены больничные реалии?

– Конечно, хочется, чтобы все выглядело как можно достовернее, чтобы не показаться клоунами в данной ситуации. Разумеется, издержки свои тоже есть. Например, по хирургическому отделению дама не может ходить с прической: волосы должны быть прилизаны и убраны под шапочку. У нас же девочки ходят с прическами, чего не может быть по определению.

– Как работается с молодыми коллегами-актерами?

– На мой взгляд, в этой команде есть несколько человек, которые вызывают уважение и интерес.

" width=

– Помогаете им? Даете какие-то советы?

– Я не занимаюсь ни педагогикой, ни самоутверждением. Если они ко мне за советом обращаются – я подсказываю, но только в этом случае. А вообще, сейчас ситуация с молодыми актерами угнетающая, особенно когда их собирают в некие команды для того или иного сериала. Это уничтожение профессии. Человек начинает думать о себе чуть лучше, чем следует, и появляется неадекватность. Знаете самое страшное время для человека, который начал водить машину? Первые четыре-восемь месяцев, когда тебе начинает казаться, что ты можешь все! Здесь то же самое. Не имея базы и опыта, человек начинает думать, что все у него получается!

– Когда вы только начинали свой путь в этой профессии, ситуация была другая?

– У меня она была вообще категорически другая, потому что я пришел в этот мир в возрасте восьми лет. И когда я поступал в Щукинское училище, у меня уже было около 15 картин и несколько наград. При этом поступление для меня было чудовищно тяжелым, такого зажима я не испытывал никогда! Мне было очень страшно! Поэтому мой приход в профессию – скорее исключение, так сложилось. И потом: тогда и время было другое, и ценности. Раньше существовала некая схема. Были амплуа и типажи, которые никто не отменял, но они как-то незаметно рассосались. На курсе обязательно был герой, была героиня, а то и не одна. А сегодня у нас как – пришел, снялся, а завтра – уже звезда. Такого раньше не было. Это опустошает.

– Неужели никогда не приходилось соглашаться из-за чисто финансовых соображений?

– Вопрос лукавый, и вот почему: всегда можно объяснить себе, что тебе это действительно интересно. Но при этом положа руку на сердце могу сказать, что никогда не соглашался сниматься чисто из-за денег. Я бы просто не смог. В силу характера, в силу темперамента меня бы просто разорвало на составляющие. Ты выбираешь то, что тебе интересно. Хотя бывает и так, что материал интересный и замечательный: классическая литература, например. Но кто это ставит? Режиссер может уничтожить все на корню...

– Взглянуть на кино со стороны сценариста или режиссера не пытались?

– Я смотрел уже с разных сторон. Я закончил ВГИК – режиссерский факультет, все эти опыты уже были. Я не большой любитель идти сразу на все четыре стороны. Всему свое время. Если мне будет необходимо заняться чем-то другим, я займусь. Это из серии, если можешь не заниматься – не занимайся. Я считаю профессию, который занимаюсь, поистине великой, потому что она может дать гораздо больше, чем человек в состоянии себе представить. Самое главное мерило, на мой взгляд, – это степень достоверности. Как сказал отец: «Степень одаренности артиста зависит от степени влюбленности в материал». Очень точно. Я как зритель должен поверить и оказаться там. Если этого не произойдет – грош цена такому произведению. История должна быть не просто рассказана, а оправдана. Когда ты берешь на себя ответственность за ту или иную роль, ты берешь на себя ответственность ее оживить. Возьмем того же Гордеева. Как я уже сказал, нормальный среднестатистический человек. Любит свою профессию, относится к ней очень серьезно. Вероятно, талантливый человек в своем деле. Не конформист. Все его помыслы заняты исключительно работой и пациентами. Это не просто род его деятельности, это суть его существования. Остальное для него второстепенно.

– Как и для вас?

– Да, конечно.

– А амплуа, о которых говорили, у вас в юности было?

– Когда я пришел на первый курс, я был тем самым героем. Но я быстро от этого ушел, потому что герой – это слишком узко, у меня был совершено другой диапазон, мне давалось все подряд. Да, я играл героев, но это было самое неинтересное и скучное, что только может быть. Для меня настоящий герой – это Митя Карамазов, например...

– Есть роли, которых уже никогда не сыграете в силу возраста?

– Мне очень нравятся мои 35 лет... А играть мальчишек... Понимаете, я никогда не был в этом качестве, мне это неинтересно. Мне гораздо более интересно мальчишество во взрослом человеке, в мужчине, нежели мальчишество в мальчишке – это как масло масляное.

– А в вас это мальчишество есть?

– Думаю, что да.

– Но выглядите таким серьезным, строгим...

– Вы ошибаетесь: это просто моя система защиты. Обо мне ходят слухи, что у меня жуткий характер. Да я сам их периодически создаю, потому что так проще. А на самом деле я такой, какой я есть. Нет, не белый и пушистый. И не особенно коммуникабельный. Просто – человек настроения...

Ты делаешь это изо дня в день. Надеваешь одну маску, снимаешь, примеряешь следующую. Кого и почему мы играем? Что дает нам та или иная роль? Чего лишает? Давай попробуем разобраться.

01:19 25.12.2012

Утром, провожая детей в школу, ты - Заботливая Мама. На работе - Безупречный Сотрудник, а может, и Строгий Босс. На перерыве, с приятельницей за чашечкой чая - Хорошая Подруга. Вечером, хлопоча у плиты, превращаешься в Идеальную Хозяйку. Ночью, жарко обнимая мужа, становишься Знойной Любовницей. Сколько персонажей умещается в тебе одной?

Психологи говорят, что для женщин игра - это состояние души. Мы чаще мужчин осознанно выбираем и играем те или иные роли. Представители сильного пола реже берут на себя труд изображать кого-то - у них не хватает на это ни сил, ни терпения. Да и элементарная лень сказывается. Женская способность играть лучше всего проявляется в быту: тут наш актерский талант разворачивается во всей красе. Даже в плохом настроении мы остаемся чуткими матерями, чудо-поварами, хорошими женами. И эта наша корректность и гибкость в семье - результат исполнения одной большой роли Хранительницы Очага, к которой нас готовят с детства.

Вживайся в новые образы!

Сразу оговоримся, что разные направления психологии - гештальт, психодрама, психоанализ и пр. - по-разному определяют понятие роли. Если же подойти к вопросу обобщенно, то можно сказать, что наши маски - это то, что придает нашей жизни смысл, ибо все мы идентифицируем себя с тем или иным образом, в который оформляем свои ценности и стремления. Человек без роли - это человек, не нашедший смысла жизни. При этом мы никогда не придерживаемся одного амплуа. Ведь даже самый талантливый актер нуждается в отдыхе, а быть постоянно в тонусе и не изменять одному-единственному образу, согласись, - то еще искусство.

Человеку свойственно примерять на себя ту или иную роль в зависимости от конкретной ситуации. Главное, разобраться: осознанно он играет или нет. Реальный пример: на совещании директор компании - солидный и весьма сдержанный человек - звонит по мобильному. И вдруг, развернув кресло на 180 градусов, ни с того ни с сего начинает кричать и ругать невидимого собеседника на чем свет стоит. Окончив разговор, он поворачивается к оторопевшим коллегам и поясняет: «Прошу прощения, я разговаривал с водителем-дальнобойщиком. Другого языка он не понимает». Сыграл ли он? Конечно! Принесла ли ему эта 5-минутная игра пользу? Несомненно: понимание между боссом и подчиненным было достигнуто!

Умение «войти в образ» пригодится и тогда, когда речь идет о глобальных жизненных планах. Как выбрать роль, которая будет тебе полезна? Это зависит, в первую очередь, от сферы твоих интересов. Если хочешь быть руководителем, роль лидера в компании друзей, во время общественных мероприятий, просто в жизни позволит определиться со своими амбициями.

Ты мечтаешь о творческой профессии? Примерь на себя роль человека творчества: определенный образ жизни (это и стиль одежды, и компании, в которых ты проводишь время, и твои интересы) создает нужную атмосферу вокруг тебя и помогает добиться желаемого. Но не путай роль и копирование! Подражание - путь к зависимости, а любая роль хороша своей индивидуальностью!

Опасные и навязанные

Играя, ты раскрываешься в новом образе и находишь у себя все новые достоинства. Но любая роль может стать опасной, если ты перестанешь воспринимать ее только как маску и позволишь ей завладеть тобой полностью. Здесь опять можно провести аналогию с театром: случалось, что актеры настолько вживались в образ, требующий огромного душевного напряжения (например, в «Идиоте» Достоевского), что попадали в психиатрические клиники.

Наиболее опасные роли - с уклоном в «идеал»: идеальная жена, мать, подруга, подчиненная. В чем главная ошибка человека, избравшего этот путь? В том, что он стремится априори к недостижимому! Даже приблизившись к нему на 99%, перфекционист обречен переживать из-за оставшегося процента и всегда будет чувствовать себя спортсменом, занявшим второе место. Сил такой образ отбирает много, а удовольствия приносит несоразмерно мало. Проанализируй, нет ли в твоем арсенале подобных ролей? И если есть, измени установки: достаточно быть просто хорошей мамой, женой, хозяйкой, сотрудником. Оставь себе право на ошибку!

Не менее опасны и навязанные роли: те, что продиктованы не собственным желанием, а влиянием окружающих. «Ты должна быть такой!», «Нужно вести себя так-то», - безапелляционно восклицают родные и близкие, не осознавая того, какой вред нам приносят. Пытаясь соответствовать навязанному образу, человек путается, хитрит и с собой, и с окружающими, теряет душевный комфорт, впадает в депрессию.

Нередки случаи, когда женщины, устав от навязанных родителями ролей образцовых матерей семейств, неожиданно совершали безрассудные поступки, повергая в шок домочадцев. На поддержание такой роли уходит вся энергия, и человек либо заболевает от нервного перенапряжения, либо, будучи не в силах тянуть лямку искусственного образа, срывается.

Поэтому крайне важно разобраться, не играешь ли навязанных ролей ты сама. Возможно, какие-то вещи ты делаешь не потому, что так хочешь, а лишь в угоду мужу, детям, родителям. Это недопустимая ситуация! И выход тут только один: находить компромисс между желаниями окружающих и собственными стремлениями (не в ущерб последним).

Игры для взрослых

Чтобы помочь человеку достичь такого компромисса, лучше понять свои желания, преодолеть комплексы, психологи используют ролевую терапию. Такой раздел психологии, как психодрама, придает большое значение ролевым играм. Принцип игры - предложить человеку осознанно вжиться в ту или иную роль. Например, неуверенной в себе девушке, которая испытывает трудности при общении с противоположным полом, - в роль Покорительницы Мужских Сердец, от одного взгляда которой мужчины забывают обо всем на свете. Детально прописывается образ Покорительницы, ей придумывают имя, характерные выражения - и девушка под присмотром психолога отрабатывает роль с другими участниками подобных экспериментов. В результате уже после нескольких «примерок» данной роли она спокойно общается с незнакомыми мужчинами!

Подобные приемы нередко используются и психотерапевтами в работе с людьми, пережившими глубокие травмы (жертвами аварий, изнасилований и т. д.). Включаясь в игру, человек получает возможность как проанализировать ситуацию, в которой он оказался, так и пережить ее по-другому, с иным, на этот раз позитивным, исходом.

Ролевые игры успешно применяются и в конфликтных семейных ситуациях. Супругам предлагают поменяться ролями и говорить друг с другом от имени противоположной стороны, что дает возможность лучше понять друг друга. Однако учти, что подобные игры категорически не рекомендуется применять самостоятельно, без участия специалиста!

Будем настоящими!

Ты никогда не обращала внимания на то, что в школах любимчиками учителей обычно становятся не примерные ученики-паиньки, а хулиганистые любители шальных проделок? Быть хорошим учеником не всегда означает быть хорошим человеком, а хулиганы хоть и бузят, но вызывают симпатию своей искренностью. «Настоящий» - синоним «хорошего». Надуманные типажи ненатуральны, а естественность уже сама по себе способна вызвать симпатию. Выбор чужой роли неправилен, ибо он лишает человека индивидуальности. Куда интереснее найти собственный образ, который будет соответствовать твоим чаяниям и стремлениям и в который ты сможешь вложить свою душу. Дерзай!

Какие роли я играю?

В спокойной обстановке попробуй проанализировать, какие роли, в каких ситуациях и с какими людьми ты играешь.

Перечисли их на листе бумаги. Задумайся, какие роли тебе приятны, а какие вызывают чувство дискомфорта. Почему ты вынуждена их играть? Возможно, есть смысл сбросить маску при общении с навязчивой подругой, которая тебе уже неинтересна, мужчиной, от которого не получаешь никаких положительных эмоций. Иногда это сложно, но в результате ты обретаешь себя - и становишься свободнее и счастливее. В то же время бывают ситуации, когда не играть невозможно (например, у тебя есть коллега, которая тебе неприятна, но с ней приходится сотрудничать). В такие минуты просто осознавай, что ты - актриса.

Образ, изменивший жизнь

Сколько по миру ходит рассказов и сказок о золушках, чудом вырвавшихся из окружающей их безысходности и рутины. «Повезло!» - восклицаем мы, иногда даже и не подозревая, что это лишь результат кропотливой работы над собой.

Семнадцатого февраля 1920 года в Берлине, бросившись в канал, попыталась покончить с собой молодая бедно одетая женщина. Ее поместили в психиатрическую клинику, где она провела полтора года, прежде чем решилась на грандиозную авантюру: из клиники таинственная незнакомка вышла под именем Анастасии - великой княжны Романовой! Дело «Анастасии Романовой» (все же проигранное) тянулось почти 40 лет. За это время самозванка, известная как Анна Андерсон, перезнакомилась с доброй половиной европейского дворянства, написала мемуары, ставшие бестселлером, и вышла замуж за профессора одного из американских университетов. Неплохо для немецкой мещанки польского происхождения! А ведь она всего лишь примерила на себя чужой образ, и такова история многих мистификаторов!

Чтобы получить ту или иную роль актёрам порой приходится идти на крайние меры. Чего только стоят многочисленные трансформации Кристиана Бейла, который ради ролей катастрофически худел, набирал мышечную массу и обрастал лишними килограммами. Режиссеры иногда бывают очень капризными к подбору актеров и к тому, какими бы он хотел видеть их в кадре, так же как и бывают дотошные актеры, полностью отдающие себя новой роли и уходящей в неё с головой. Далее вас ждут 10 актеров, которые чуть не сошли с ума пытаясь вжиться в роль.

Кристиан Бейл

«Машинист», 2004

Для драмы «Машинист» Бейл сбросил 30 килограммов, доведя себя до истощения. Актер, который весил 55 килограммов, во время съемок питался одним яблоком и банкой консервированного тунца в день. По словам продюсеров картины, актер был готов истощать себя и дальше (при этом о медицинском контроле «диеты» речи не шло), но команда беспокоилась за здоровье Бейла и попросила его остановиться.

Шайа Лабаф

«Ярость», 2014

Во время подготовки к съемкам в военной драме «Ярость» в 2014 году Шайа месяц прожил на военной базе. Он выбил себе зуб, изрезал ножом лицо, перестал мыться и сутками наблюдал, как умирают и погибают лошади. За год до этого во время съемок фильма«Опасная иллюзия» Шайа пытался избить режиссера Фредрика Бонда, когда находился под воздействием ЛСД. Собственно, сама картина рассказывает о последствиях приема галлюциногенных препаратов, и актер действительно принимал наркотик. Все эти эксперименты с сознанием и собственным телом в итоге серьезно повлияли на состояние актера. Перемены в поведении Лабефа произошли еще после съемок в картине Ларса фон Триера «Нимфоманка» в 2013 году. Тогда актер пришел на премьеру фильма в Берлине с пакетом на голове. Позже Шайа не раз срывал пресс-конференции, устраивал драки в общественных местах, лечился в рехабе… В общем, Шайа давно и заслуженно получил звание самого странного актера в Голливуде.

Кейт Уинслет

«Чтец», 2008

Актриса была порабощена своим персонажем, безграмотной охранницей концлагеря, и ей потребовалось несколько месяцев после завершения съемок, чтобы вернутся к нормальному состоянию. Кейт, которая получила «Оскар» за работу в «Чтеце», признавалась, что выход из образа - такая же работа, как репетиция роли. «Я потратила много дней и сил, чтобы окончательно попрощаться с этой своей героиней».

Джаред Лето

«Отряд самоубийц», 2016

Вживаясь в роль полоумного Джокера, Лето начал рассылать своим коллегам по проекту странные вещи. Так, Уилл Смит получил упаковку пуль, а вот Марго Робби повезло меньше - ей Джаред прислал живую крысу. Другие партнеры получили видеопослание, в котором Лето в образе Джокера обращался к ним на фоне мертвой свиньи. Этим Лето добивался того, чтобы его коллеги по фильму начали испытывать к нему настоящую неприязнь, которая передалась бы и зрителям в зале.

Хит Леджер

«Темный рыцарь», 2008

Покойный актер был одержим созданием идеального Джокера и не выходил из образа весь период подготовки и съемок. Леджер на месяц заперся в номере отеля и вел «дневник наблюдений» за своим злодеем, который после перешел в дневник от первого лица - самого Джокера. К сожалению, Хит не увидел плод своих усилий на большом экране: Леджер погиб от передозировки болеутоляющими, снотворным и транквилизаторами. Многие уверены, что Хит просто потерял связь с реальностью и уже не понимал, где он, а где - сумасшедший Джокер, что и привело к неконтролируемому приему препаратов.

Эдриан Броуди

«Пианист», 2002

Актер проделал большой путь, готовясь к роли брошенного и голодающего во время войны пианиста-еврея. Причем, проделал путь в прямом смысле. Броуди продал машину, съехал с квартиры, отключил телефон и уехал в Европу с одной сумкой и клавишными. Актер ел в день пару яиц и куриную ножку с овощами, не смотрел телевизор и репетировал.

Шелли Дювалл

«Сияние», 1980

Культовая экранизация романа Стивена Кинга признана и одним из самых страшных фильмов мирового кинематографа, и одним из великих. Однако не все знают, чего стоил такой результат. Режиссер Стэнли Кубрик не жалел нервы актеров, чтобы погрузить их в тот стресс, в каком находятся герои фильма. Например, во время трехдневных (!!!) съемок кульминационной сцены Джек Николсон разрубил 60 дверей, пока Кубрик не одобрил один-единственный кадр. Не пожалел режиссер и 70-летнего актера Скэтмена Крозерса, который«умирал» перед камерой 40 раз, пока за коллегу не вступился сам Николсон и не попросил режиссера остановиться. Но больше всего досталось актрисе Шелли Дювалл, которую Кубрик систематически доводил до истерики при всей команде, чтобы она не выходила из образа до смерти напуганной жены психопата. Каково же было актрисе узнать, что за «Сияние» ее номинировали на антипремию «Золотая малина»! Впрочем, спустя десятилетия эмоции актеров не вызывают вопросов: зрители буквально чувствуют напряжение фильма.

Мария Шнайдер

«Последнее танго в Париже», 1972

В 2016 году резонанс получило интервью Бернардо Бертолуччи. Режиссер признался, что сцена анального секса со сливочным маслом вместо лубриканта, в которой принимала участие Мария Шнайдер, не была согласована с 19-летней актрисой. Напарник Марии по фильму, актер Марлон Брандо, и режиссер решили не предупреждать девушку, чтобы заснять ее естественную реакцию и эмоции. Сама же Шнайдер назвала этот эпизод изнасилованием. Девушка долго не могла избавиться от воспоминаний и перестала есть масло. После съемок в «Танго» карьера Марии не сложилась. Бертолуччи пригласил актрису в фильм «Двадцатый век», но ее отстраняли от съемок из-за проблем с наркотиками и алкоголем. В 2011 году 58-летняя Шнайдер погибла от рака.

Натали Портман

«Черный лебедь», 2010

Натали Портман несколько недель соблюдала экстремальную диету, чтобы похудеть на 15 килограммов. Задуманное удалось - она напугала своим внешним видом даже режиссера Даррена Аронофски. Конечно, играя балерину, Портман уделяла огромное количество времени занятиям у станка, перемещаясь в зал сразу после 15-часовых съемок с шести утра. Чтобы актриса могла полностью погрузиться в психическое расстройство своей героини, режиссер изолировал ее от остальных актеров. В течение года Портман не занималась ничем, кроме подготовки к роли и последующих съемок, и, по словам актрисы, ей не очень нравится вспоминать тот период. «Нина очень больна. Ей нужны годы терапии, - рассказывала после выхода фильма Натали о своей героине. - Но, соглашаясь на съемки, я не знала, во что ввязываюсь».

Николас Кейдж

«Птаха», 1984

Вообще-то, психопата в фильме играет Мэттью Модайн. Его герой, пережив ужасы Вьетнамской войны, сходит с ума и начинает воображать себя птицей. Николасу Кейджу в проекте досталась роль лучшего друга Птахи. Однако и эта задача повлияла на рассудок Кейджа. Перед съемками актер потребовал, чтобы ему, как и его герою, вырвали без наркоза два зуба, но большим испытанием оказалось войти в эмоциональное состояние героя, который пытается вытащить лучшего друга из мира бредовых идей: «Я был в ужасе от роли, это не было похоже на то, что я когда-либо делал раньше».

А1 Выделите законодательные органы РФ:

1) Правительство РФ; 2) Совет Федерации;

3) Президент РФ; 4) Государственная Дума.

А2 Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов осуществляется:

1) Президентом РФ; 2) Советом Федерации;

3) Правительством РФ; 4) Государственной Думой.

А3 Соедините понятия с их содержанием.

1) государство

а) независимость от внешних обстоятельств, самостоятельность, определяемость лишь внутренними законами

2) автономия

б) общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемых государством и правом, активно участвующих в жизни общества и воздействующих на государство с помощью созданных ими общественных структур

3) гражданское

общество.

в) особая форма организации общества, построенная по принципу управления

А4 Выделите признаки правового государства.

1) верховенство закона;

2) экономическая самостоятельность граждан, основанная на частной собственности;

3) принцип разделения властей;

4) невмешательство государства в частную жизнь граждан.

А5 Выделите органы исполнительной власти РФ:

1) Верховный суд; 2) Президент РФ;

3) Государственная Дума; 4) Правительство РФ.

А6 Определите полномочия Государственной Думы:

1) утверждение Указа о введении чрезвычайного положения; 2) объявление амнистии;

3) назначение на должность председателя Центрального банка; 4) решение вопроса о доверии правительству.

А7 Электорат – это:

а) все, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах;

в) небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

А8 Выделите признаки неправового государства:

1) господство одной партии;

2) выборные государственные органы;

3) регламентация жизни граждан;

4) защита прав и свобод граждан.

А 9.Политические отношения есть отношения людей по поводу:

1) обмена и распределения продуктов производства; 2) власти в обществе;

3) потребления материальных благ; 4) производства духовных ценностей.

А 10. Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для:

1) мажоритарной избирательной системы; 2) пропорциональной избирательной системы;

3) прямого делегирования депутатов; 4) смешанной избирательной системы.

А11.Верны ли следующие суждения об избирательных системах:

А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Ответы на вопрсы, Срочно ЗАрание спасибо!!!

1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына

1.К социальным качествам человека относятся 1) разрез и цвет глаз 2) расовые признаки 3) память, быстрота реакции 4) ценностные ориентации.2.Присущий тольк

о человеку способ взаимодействия с окружающим миром,в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, называют 1) деятельностью 3) активностью 2) наблюдательностью 4) интересом.3.Девятиклассник Роман любит химию. Он много занимается, успешноучаствует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какиекачества Романа проявились в данной ситуации?1) способности 3) потребности 2) особенности темперамента 4) задатки.4.Верны ли следующие суждения о свободе человека?А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модельповедения, средства и способы деятельности.Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок – важное условие творчества.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.5.Истинным можно считать лишь то знание, которое 1) имеет практическую значимость 2) имеет теоретическое обоснование 3) соответствует предмету познания 4) поддерживается авторитетным мнением.6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?1) объяснение сущности явлений природы и общества 2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла 3) использование художественных образов 4) обращение к сверхъестественным силам.7.Верны ли следующие суждения о познании?А. Рациональное познание позволяет выявить существенные свойства ифункции объекта познания.Б. Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.8.К социальной подсистеме общества относятся 1) отношения людей по поводу власти 2) взаимодействия общества и природы 3) отношения людей в процессе материального производства 4) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой.9. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер 1) отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в развитии средств связи и коммуникаций 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) развития правового государства.10. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?А. Социальный институт – исторически сложившаяся форма организациилюдей, регулирующая их деятельность.Б. Социальные институты призваны удовлетворять те или иные фундаментальные потребности человека.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    Общее представление о личности в психологии

    Личность как социокультурная реальность

    Психологические образо­вания личности

Что такое личность? В каком «пространстве» существует личность человека? Какие образования реализуют личностное бытие человека?

Общее представление о личности в психологии

Реальность, которая описывается термином «личность», про­является уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни «личина»), которые в античном театре были закреплены за опре­деленными типами действующих лиц («ревнивец», «завистник», «герой» и т.д.).

Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, лич­ность царя, судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первона­чальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон кото­рых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском, поня­тие личности не отделено от смыслового значения индивидуаль­ности (хотя, как мы видим, - слова разные). В «Толковом сло­варе русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова личность ха­рактеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социаль­ных и психологических свойств.

В значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собствен­ ных характеристик человека, его лица с содержанием роли, ко­ торую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.

Зафиксированная в слове и в произвольных от него терми­нах связь этих значений привела в последующем к представле­нию о том, что социально-содержательные характеристики чело­века несовместимы с реальными свойствами носителя этих ха­рактеристик. Соответственно и социальные функции лично­сти представлялись как не связанные с внутренними характе­ристиками психологических механизмов, обеспечивающих эти функции.

В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала им­пульс для развития представлений о личности как системе ро­ левого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых со­циальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это на­шло свое выражение в так называемой ролевой теории личности , в которой она характеризуется главным образом через выполняе­мые ею социальные роли. В семье - это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе - определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обая­тельной женщины и т.п.

В психологии личности ролевая теория подвергается рез­кой критике. Известный психолог А.Н.Леонтьев писал, что «идея прямого сведения личности к совокупности «ролей», кото­рые исполняет человек, является - несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи - одной из самых чудовищных. Ко­нечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о «роли» полярного исследователя, «акцептированной» А.Нансеном: для него это не «роль», а мис­сия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него «ролью». «Роль» не лич­ность, а скорее изображение, за которым она скрывается» .

Критика подобного подхода в объяснении личности спра­ведлива, если личность сводить только к совокупности усвоен­ных ею социальных ролей. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ро­лей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных со­ циальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность - это не структура ролей и вообще не структура, а человек, кото­рый вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедейст­вует только. Человек как личность свободно и осознанно принима­ ет ту или иную социальную роль, сознает возможные последст­ вия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полно­ту ответственности за их результаты.

Понятие роли как способа социального поведения, приня­того в данном сообществе, является достаточно адекватным для первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отноше­ний, реализуемых через определенные социальные роли. Од­нако социальные роли - это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или не­принятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответст­венность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

Личность как социокультурная реальность

В качестве отправных идей для научно-психологического понимания природы личности можно принять следующее выска­зывание А.Н.Леонтьева. Характеризуя предмет психологии лич­ности, он писал: «Личность | индивид; это особое качество, ко­торое приобретается индивидом в обществе, в целокупности от­ношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому «сверхчувст­венное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами.

Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности - как и внешние условия и обстоятель­ства жизни, выпадающие на долю индивида.

С этой точки зрения проблема личности образует новое пси­хологическое измерение:

иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психологических процессов, отдельных свойств и со­стояний человека;

это исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открыва­ются ему;

это исследование того, что ради чего и как использует человек врожденное ему приобретенное им...» .

Нам представляется важным подчеркнуть и пояснить в при­веденном положении те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия «личность» и разделяются многими психологами. Это, прежде всего, указание на то, что личность есть особое качество или характеристика человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его об­щественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н.Леонтьев называет личность «сверхчувственным» образованием именно за то, что связи и отношения с другими людьми составляют особого рода реальность, недоступную непо­средственному восприятию, предполагающую для своего пони­мания использование познавательных возможностей мышления, разума человека.

Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной ре­альности человека. В психологической литературе очень часто в понятие личности включают самые разнородные характеристики человека - от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расшири­тельное толкование затрудняет понимание самого феномена лич­ности в ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития индивида, обучения субъекта, воспитания личности. Проблема личности действительно образует новое психологиче­ское измерение.

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми , рас­крывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с поня­тием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведе­ нию человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус описывают поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отноше­ния, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность челове­ка отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности - способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно , т.е. выходить за пре­делы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Как отмечал А.Н.Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспосо­бительной деятельности. Личностное поведение - это поведение по собственному, свободному выбору. Личность - это субъект свободного социального действия или, по выражению М.М.Бах­тина, - «субъект поступания».

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному вы­бору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее це­ лостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно опреде­ ляющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свобод­ но определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возни­кает необходимость свободного и самостоятельного выбора, не­избежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность - это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность - это способ действий, образ бытия; это - субъект поступания. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глу­бокой старости. Личность есть специфический способ существо­вания человека. Можно говорить об особом личностном бытии человека. Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом, душевными пристрастиями и влечениями.

Личностный способ бытия есть исходный уровень культур­ной и духовной жизни человека. С христианской точки зрения, только на уровне личностного бытия человек оказывается спосо­бен к прямому, личному, непосредственному обращению к Богу. Действия человека как личности, его поступки ориентированы на других людей, на нормы и ценности общественной жизни. Но в общественной жизни духовность может быть представлена в различной мере. Личность может утверждать себя и на негатив­ных нормах и ценностях, существующих в человеческой культу­ре. Потому личность нельзя рассматривать только с положитель­ным знаком. Особенно наглядно это проявляется в так называе­мых исторических личностях. Среди исторических личностей много героев и прогрессивных деятелей, но и немало злодеев и «темных личностей».

Личностный способ бытия человека обеспечивается благода­ря особым личностным образованиям . В свою очередь, эти пси­хологические, личностные образования формируются и склады­ваются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни. Только совершая поступки, человек может стать лично­стью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других Лиц.

Личность есть полная самоопределенность человека во всей совокупности его действий, отношений с другими, его устремле­ний и ориентации. Формулой личностного поведения выступает заявление человека: «Я лично!». Человек заявляет о своей собст­венной, полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие - это муки выбора, риск социального дейст­ вия, тяготы ответственности за себя и других. А потому не все люди соглашаются на такой способ жизни. Но отказ от личност­ного бытия есть согласие на зависимый, безответственный, со­циально-приспособительный способ жизни. Это не менее тяж­кая доля для человека.

Психологические образования личности

Пространство личности - это пространство социального поведения человека, его поступки. Личность проявляется и фор­мируется через поступки. Поступок в психологии определяется как сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Психологические образования личности, обеспечивающие человеку возможность совершать поступки, позволяющие ему осуществить акт свободного, самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать собственную позицию, составляют особый уровень и особую структуру субъективности. С этой точки зре­ния субъектность человека, способности и механизмы его душев­ной жизни входят в психологические образования личности в качестве их особых предпосылок.

Способности субъекта в личностном плане получают оценку через особый (присущий данному индивиду) способ социального действия: способность глубоко и правильно оценить сложив­шуюся ситуацию, учет различных позиций других субъектов, предвидение возможных последствий для себя и других своих действий и др.

Характер (в широком смысле слова) также неотделим от личности, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. Принципиальная общность личности и характера про­является в присущей им совокупности основных жизненных от­ношений человека. Различия же проявляются в том, что лич­ность определяет специфику позиции человека, мотивов и смы­слов его социального действия, нравственных ориентиров, на которых оно строится, в то время как характер по преимуществу определяет способы действия, способы достижения намеченных целей.

В психологии указывается на то, что личность в ее узком понимании может контрастировать с характером. Житейская психология дает многочисленные примеры несовпадения лично­сти и характера: можно встретить «хорошего человека» (т.е. ин­дивида с социально ценной, нравственной позицией) с плохим характером (недостаточно сдержанным, безвольным) и, напро­тив, негодяя и подлеца (личностная позиция) с хорошим харак­тером (общительным, уравновешенным). В научной литературе отмечается, что на личностном уровне бытия человек преодолевает недостатки своего характера: личность в своем развитии «снимает» характер .

Включенность субъектных образований в личностное пове­дение позволяет определять личность как субъект социальных отношений. Недоразвитие внутреннего мира проявляется и в личностном бытии человека. Отсутствие стойких социальных устремлений у субъекта приводит к избеганию ответственных действий. Неспособность осмыслить глубину и сложность соци­альных взаимоотношений, выработать собственное отношение к происходящему приводит либо к зависимому, несамостоятельно­му поведению, либо к асоциальным действиям.

С этой точки зрения, действительно, личность - это субъ­ект (распорядитель, инициатор) социального поведения и в этом качестве включает в себя основные субъектные структуры. Опре­деляя личность человека, С.Л.Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обуславливают общест­венно значимое поведение человека. Основное место поэтому в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе че­ловек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отноше­ния человека к другим людям), и способность человека, т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности» .

Подчеркивание этого момента важно в том отношении, что нередко в научно-психологических работах личность человека рассматривается в отрыве от ее носителя, от субъективного, внутреннего мира человека. Действительно, личность человека представляет собой особое измерение, которое получает человек как субъект общественных отношений и деятельности.

Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А. Маслоу. Автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого можно было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Основные из них следующие:

1) объективное восприятие действительности, выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления - от видимостей;

2) принятие себя, других, мира такими, как они есть;

    неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте;

    способность переносить одиночество и потребность в обособлении;

    творческие способности;

    естественность поведения, но и отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия;

    дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;

    способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;

    нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении;

    относительная независимость от физической и социальной среды;

    сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;

    крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями») .

И вместе с тем для описания психологии личности исполь­зуются новые понятия, отражающие факт включенности субъек­та в социальные связи и отношения, описывающие человека как социокультурную реальность. Это такие понятия, как личност­ ные ценности, личные выборы, моральность личности, само­ стоятельность, ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности, личный характер, перспективы, цели лич­ ности, личное время и т.д.

Понятие личностных ценностей мы связываем с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуаль­ной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей, или ценностных ориентации личности.

Основное содержание ценностных ориентации личности со­ставляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают ус­ тойчивость личности, определенность и последовательность по­ведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелой лично­сти, показатель меры ее социальности, степени вхождения индиви­да в общественно-социальные учреждения и общности. В силу это­го в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личност­ного выбора. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего социального поведения. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответ­ственное поведение, принимает решение на совершение дейст­вий, которые получат социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий.

Самостоятельность и ответственность в социальном по­ведении составляют самые существенные характеристики челове­ка как личности. Самостоятельность действия - это действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке другого, к авторитету. С этой точки зрения, личностный поступок обдумывается человеком наедине с собой, обсуждается в диалоге с внутренним собеседником, со своим Я. В философии в таком случае говорят об автономии «са­мозаконности» личности как способности человека возводить в принцип самостоятельно выработанные нормы поведения и доб­ровольно им следовать.

Ответственность мы связываем со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо разли­чима эта характеристика поведения человека. Человек, признаю­щий свою ошибку, вызывает уважение других. Напротив, стрем­ление уйти от ответа за совершенные действия однозначно оце­нивается другими как внутренняя слабость, личностная недораз­витость, а нередко и безнравственность.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения су­ществующей морали. Поэтому личность - это моральная катего­рия. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обще­стве, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотно­шений: так принято поступать, а так не принято в данном сооб­ществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности. Моральность личности отличается от ее нравственности . Мо­ральность в первую очередь предполагает ориентацию на част­ные, исторические конкретные оценки других, сообщества. Нравственность - ориентация на самостоятельно принятые аб­солютные принципы и ценности.

Различие моральности и нравственности отчетливо проявля­ется в различных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения, принятым в данном сообществе и разделяемым им самим, требованиям морали переживается в эмоции стыда . Стыд переживается как неудов­летворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя. Стыд - это всегда стыд перед другими, страх быть осуж­денным окружающими людьми. Выражение «мне стыдно» под­разумевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.

В отличие от стыда, совесть представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоя­тельно формулировать для себя нравственные обязанности, тре­бовать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шаемых поступков. Здесь другой - это не конкретный индивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе - челове­чество, для религиозного человека - Бог). Мы связываем со­весть с более высоким уровнем духовного развития человека - с его индивидуальностью.

С моральностью личности тесно связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести . Мои обязательства перед дру­гими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном сооб­ществе. Кодекс чести - это всегда конкретный, определенный кодекс. В этом плане говорят о чести офицера, ученого, дипло­мата, предпринимателя и т.д. Вступая в данное сообщество, субъект принимает на себя обязательство нести и выполнять его правила и нормы. Подтверждением этого факта для других часто является произнесение им выражения: « Честное (личное) сло­во». Нарушение данного слова сурово осуждается и подвергается групповому наказанию. Весьма развитый кодекс чести существу­ет у подростков. Как мы покажем в дальнейшем, подростковый возраст - это период становления личности, определение своей позиции в группе, самоутверждение себя среди других.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоя­тельно и ответственно есть достоинство личности . Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения. Достоинство лич­ности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.