Эгоизм и эгоцентризм

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое.

В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. — Прим. ред.) тень — эгоцентризм — всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития…»

Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.

Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?

Эгоцентризм — это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием.

Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.

Странно, но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.

С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя «тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.

Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь — эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира.

Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и «не-журавли».

То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания.

Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности.

В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь — это отдача, и соответственно, отдача — это проявление Любви…» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?

Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.

Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле.

Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной.

Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:

«Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».

http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=98§ion_id=1304&alt_menu=-1

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Кто я? » Точный ответ на него должен привести вас к согласию с самим собой. Ведь, не познав себя, тяжело найти в этом мире достойное место, стать активным участником этой жизни, а не безвольным зрителем…

Хотя все это справедливо далеко не для всех. Как и сам вопрос. Задаются им только те, кого вообще интересуют всяческие смыслы: смысл жизни, место своего «Я» в мире и обществе (да-да, сначала именно в мире), смысл ежедневной суеты - и прочее. Это люди со звуковым вектором (для простоты буду называть их звуковики) - люди нередко тяжелые в общении, для многих странные и «усложняющие» себе жизнь.

Так вот, если вы понимаете, о ком я говорю, вам знакома и такая характерная черта многих звуковиков - эгоцентризм. Это только «Я» - без других, это только «Я» - умнее других, это только «Я» и мои страдания.

Эгоцентризм и эгоизм - в чем разница?

Что вообще такое эгоцентризм? Википедия дает очень узкое толкование, выделяя в качестве главного признака эгоцентризма неспособность человека воспринять чужую точку зрения. Большая советская энциклопедия толкует шире и говорит об отношении к миру, которое можно охарактеризовать как сосредоточение на своем «Я».

И все-таки из этих определений сложно понять, что есть эгоцентризм, а что - эгоизм, в чем их сходства и отличия. Разобраться в нюансах смыслов мне помог тренинг Юрия Бурлана, в очередной раз расставив все на свои места.

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его "младший брат" эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье "Что такое мистика" профессор Ливрага пишет: "Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития..."
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма", и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.
Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему "наплевать" на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: "Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви..." Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира. Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.
Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.
Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:
"Нет человека, который был бы трусом бо/льшим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях".

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

В январе - марте 2012 г. (уточняйте даты занятий в своём городе)

Лекции и семинары в рамках Курса лекций в городах:

Делия Стейнберг Гусман, руководитель международной школы «Новый Акрополь»

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития...»

Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.

Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?

Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.

Странно, но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.

С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя «тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.

Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и «не-журавли». То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви...» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?

Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.

Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:

«Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».

Эгоизм – это мотивационная ориентация человека, которая заставляет его ставить на первое место собственные интерес и потребности. Эгоистичный человек никогда ничего не делает без выгоды для себя. Хотя то, что это является исключительно отрицательная черта в последнее время вызывает сомнения. Просто, как многое в этом мире, всё зависит от степени выраженности эгоизма. Но, давайте подробно разберёмся.

Итак, начнём, пожалуй, с обозначения чётких границ определения эгоизма. Ведь в быту люди часто смешивают это понятие с подобными. Основа эгоизма – это, безусловно, завышенная самооценка. Но, этот термин связан прежде с поведением, которое направлено на достижение желаемого результата. Иногда это стремление выражается в «победой любой ценой» и «хождению по трупам», но может и учитывать потребности других , если при этом достигается общая выгода. То есть, эгоист не считает себя центром вселенной. Зачастую он, наоборот, считает себя «обделённым» и потому постоянно стремиться к большему и лучшему. Ближе всего в понятии находится феномен эгоцентризма или себялюбия. Вот здесь мы имеем дело не с моделью поведения, а с установкой в своеобразное «богопомазанье», со специфичностью мышления человека.

Эгоцентрик считает, что существует два мнения: его и неправильное. И это не шутка. Только его идеи правильны, даже если он сотый раз наступает на грабли. Он не слышит доводов и рассуждений. Вселенная замыкается на нём. Считается, что такое проявление в детском возрасте может быть результатом определённых событий и значительно ослабляться в возрасте 12 лет. Что же касается таких убеждений в возрасте до 8 лет, то они часто рассматриваются как вполне допустимый этап формирования личности ребёнка, с учётом их нивелирования к указанному сроку. А вот взрослый человек, ведущий себя как эгоцентрик указывает на проблемы своего взросления. Судя по всему, в раннем периоде у него были определённые травмирующие события, не позволившие ему адекватно внутренне повзрослеть. Или же руку к этому приложили близкие люди (чаще всего мамы), которые внушили ему определённые постулаты не просто личностной значимости, а настоящей сверхзначимости.

Эгоцентрик отлично проводит время в одиночестве, ведь никто не нарушает его порядок. Хотя, в реальной жизни встречаются люди, которые проявляют смешанные черты.

Есть так же некоторые сходные черты проявлений эгоизма и эгоцентризма, это давление на вину других людей. И эгоисты, и эгоцентристы не склонны ощущать чувство вины. Поэтому, им удивительно видеть, что подобное может так явно влиять на других. Поэтому, чтобы мочь пользоваться людьми, они охотно внушают им ощущения «ущербности», а как следствие — виноватости перед ними. Причём это особенно больно бьёт по близким людям, поскольку внушает ощущение, что человек «не дотягивает» до их уровня. В первое время такой близкий ещё будет стараться исправиться и научиться, но видя, что любые старания приводят только к очередной порции критики, начинает сомневаться в правильности таких суждений. Но, ведь суждения эгоиста, а тем более эгоцентриста – справедливость в априори. И такие отношения начитают стремительно рушиться, ведь нормальному человеку невозможно постоянно жить с чувством вины.

Но, существует различие, которое коренным образом отличает эгоиста от эгоцентриста – это позитивный компонент данных проявлений. Дело в том, что эгоизм имеет иногда достаточно позитивный аспект. Эгоцентризм никогда и ни при каких обстоятельствах его не имеет.

Формы проявления и что такое рациональный или здоровый эгоизм

Считается, что эгоизм не однороден и имеет целый ряд форм:

  • этический эгоизм – это собственно тот самый эгоизм, который заставляет человека действовать в своих интересах;
  • психологический эгоизм, который выражается в том, что человеческая мотивация связана со своими интересами;
  • рациональный эгоизм – утверждение, человек всегда существует принципиальный приоритет собственных интересов.

И вот именно с последним понятием связанно много интересного. Дело в том, что в нашей стране на протяжении многих лет существовал определённый культ жертвенности. То есть, доминирующим принципом было благо общества, а личное благо стояло, мягко говоря, на втором месте. Однако, согласно многим исследованиям, это противоречит истинной природе человека. Если маленькому ребёнку предлагают один из двух кусков пирога, то он выберет больший или лучший. Будучи взрослыми, если не существует иных важных для нас составляющих, мы действуем в случае выбора так же – выбираем лучшее. Какими могут быть эти самые дополнительные важные составляющие? Это потребности значимых для нас людей. И вот здесь понятие разумного, рационального или так называемого «здорового» эгоизма входит в некоторый конфликт с основным его определением. В этом случае эгоизм не определяется как «в ущерб другим», а переходит в разряд «не в ущерб себе». И, когда при приёме на работу, вас просят указать предполагаемую заработную плату, смотря уровень ваших притязаний, всплывает и «жизнеспособность» вашего рационального эгоизма.

Как утверждают современные психологи, доля здорового эгоизма необходима в современном обществе. Ведь она заставляет нас чувствовать и отстаивать свою значимость. Ведь, как говорится, себя не похвалишь, никто тебя не оценит. Разумный эгоизм заставляет нас протестовать против бесплатных дополнительных нагрузок на работе; требовать повышение, потому что мы уже давно являемся сотрудниками фирмы и можем оценить себя как «лучший и достойный». Без доли эгоизма человек вряд ли так себя оценит.

Существует много примеров здорового эгоизма.

Ну и наконец, человеку не хочется тратить много времени на разогрев пищи, и он изобретает микроволновку; хочет видеть руки жены красивыми, и изобретает посудомойную и стиральную машину; хочет перемещаться быстро и комфортно и к нашим услугам автомобили, самолёты, поезда, а если при этом появляется стойкое желание не дышать грязным воздухом – изобретается электротранспорт, роется метро, а тепловозы заменяются суперсовременными электровозами, которые несут эгоистичных пассажиров, требующих только лучшее обслуживание и сервис за свои тяжело заработанные деньги. И, таким образом, этот самый разумный эгоизм становится двигателем прогресса.

А ещё невозможно любить других, не любя себя. Если каждый день твой альтруизм сталкивается с неимоверными волевыми усилиями, рано или поздно ты начнёшь думать, что тебя «не оценили». По типу «я жизнь свою потратил на тебя, а ты – неблагодарный». И вот здесь всегда возникает вопрос: «а кто тебя просил?». Это был твой выбор, значит, он должен был приносить тебе удовольствие; если ты при этом получал только негатив, то зачем такое выбирал (или выбирала)? Часто подобное всплывает в отношениях мама-дети, когда мамы полностью растворяются в заботах и потребностей детей. Ведь будучи здоровыми эгоистками, они могут заниматься дополнительно тем, что им нравится и быть счастливыми , тогда и дети их будут счастливы. А выросшие дети будут строить свою жизнь, не оставляя маму «у разбитого корыта», ведь у неё есть свои занятия. А если как раз всеми занятиями были дети, отпустить их становится невыносимо. Ведь жизнь теряет смысл. Детей обвиняют в неблагодарности по отношению к родительскому альтруизму. Но упомянутые претензии как раз вовсе не пример его, а признак самого что ни на есть нерационального эгоизма! Ведь постулат: будь несчастен потому, что я сама была из-за тебя несчастна – это стремление получить удовлетворение без оглядки на чувства и потребности другого.

Нездоровый эгоизм – дракон с разными головами

Таким образом, получается, что нездоровый эгоизм — весьма интересная и многоплановая вещь. Так, эгоизм в отношениях, когда не учитываются чувства, потребности и желания другого, склонны заканчиваться крахом. Потому что человеку невозможно постоянно жертвовать, не получая ничего взамен. Даже если кто-то именно в этом получает удовольствие, всё равно наступают моменты, когда помощь необходима, ведь человек может заболеть, устать или попасть в неприятность. А нерациональный эгоист вряд ли захочет напрягаться при этом.

Но, есть и другой вариант эгоизма. Человек вроде бы живёт для кого-то. Например, он всячески обеспечивает ту же семью: покупает еду, одежду и всякие блага. А потом начинает жаловаться, что его недооценили. Стоп. А действительно ли всё это совершено с заботой о ближнем? Спросил ли упомянутый человек что действительно хотят близкие? Или их потребности – только его личное мнение относительно этого? Например, ваш ребёнок с большим удовольствием бы пошёл в художественное училище на соседней улице, чем поехал изучать экономику за границу; а ваша жена с удовольствием провела время на даче только с вами и огородом, а не на престижном курорте. А вы тратите силы и здоровье на зарабатывание «мешка денег», который оказывается никому не нужным и не оценённым. Но, ведь положите руку на сердце, вы зарабатываете его не для них, а потому что вы и только вы достойны лучшего. Вот вам и эгоизм под маской альтруизма. А также путь к непониманиям, ссорам и расставаниям.

Если человек предполагает «жить для других», он сознательно идёт на получение удовольствия от того, что делает хорошо кому-то, не желая ничего взамен. То есть это поведение полностью исключает зависть, жадность, гнев и многое другое. Но, истинный альтруист не может переступить определённый порог. Например, если вы идёте в монастырь или хотите посвятить жизнь философии – это одно. Но, если вам важно всё-таки одеть своего ребёнка не в фиговые листики, а в «сто получше», если вы любите кушать определённые вкусные блюда, а не только хлеб из лебеды и воду, значит доля эгоизма у вас присутствует, просто в разумных пределах.

Последствия эгоизма и что делать

Сточки зрения современного общества на разумный эгоизм – развивать его дальше. Люди, могущие оценить себя, добиваются успехов. Но, иногда обиду вызывает умение заявить об этом начальству. Так и получается, что работники с одинаковыми знаниями получают разную заработную плату. Теперь понятно почему в разумных пределах стоит быть эгоистом?

А вот с истинным эгоизмом, без оглядки на других людей стоит бороться. Но, проблемы заключаются в том, что такому эгоисту сложно понять и принять свою проблему. Вот представьте, что у вас на руке шесть пальцев и вы прекрасно ими пользуетесь. Иногда, правда, путаетесь и перчатки не купишь, приходится мёрзнуть, но всё равно у вас всё отлично и вы – уникальный. Как же всё-таки прийти к мнению, что шестой палец вам не нужен и это – проблема, с которой нужно бороться кардинально? Конечно, тяжело и мучительно.

Оцените, сколько людей, которые были рядом с вами оставили вас. Задумайтесь, счастливы ли вы? Ведь чаще всего эгоисты не счастливы. И постоянная погодя за призрачным «насыщением во всём» лишает их вкуса настоящего дня. И, если это так, обратитесь к психологу. Возможно, он поможет найти ваши спусковые механизмы формирования такого отношения к миру. А вам остаётся учиться замечать потребности и чувства всё ещё оставшихся радом с вами людей.