Цели:
Обучающие: 1. Научить писать строчную букву п, соединения и слова с этой буквой.
продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;
Развивающие: Развивать фонематический слух, воображение, память, речь, логическое мышление; уточнять и обогащать
словарный запас; развитие мускульной памяти; развитие тактильной памяти; орфографическую зоркость.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность при выполнении работ в тетрадях, интерес к урокам письма.
Оборудование: элементы букв, касса букв, раздаточный материал «Буква п», слоговые карточки, картинки «На что похожа
буква», шаблоны из бархатной бумаги «п», карточки.
1.Организационный момент
Ход:
Внимание, проверь, дружок,

готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручки, книжка и тетрадки,
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Актуализация опорных знаний.
А)Повторение изученных букв.
Игра «Узнай букву».(на доске буквы закрыты наполовину листом бумаги, по оставшимся частям угадать буквы
Назовите гласные буквы. Назовите согласные буквы.
Игра «Слоги расшалились».
На доске ре се ло ра ка во ли са ро ки
Составьте слова: /село река лиса раки/
3. «Правила красивого письма».

Инструктаж о положении прописи на парте при письме, об умении правильно держать ручку на письме, о правильной посадке
во время письма.
4 . Сообщение темы и постановка учебной задачи урока
Сегодня на уроке мы научимся писать строчную букву п, слоги и слова с этой буквой.
5. Разминка рук и упражнения в рисовании и штриховке
А. Зарядка для пальчиков.
Вот за партами ребята
(Раздвинули широко пальцы).
Расшалились, как котята.
(Шевелим пальцами)
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
(Подушечками пальчиков трем о парту)
Наши пальцы, как котята,
Тоже вздумали играть.
(Стучим подушечками пальцев
по парте)
Что за ловкие ребята!
(Пальцы «борются»)
Как же можно их ругать?!
Б. Упражнение в рисовании и штриховке.
Какую букву мы сегодня изучили? Какие звуки она обозначает?

6. Сопоставительно­критический анализ всех вариантов буквы
А) Знакомство с письменной буквой. Анализ письменной буквы.
­ Посмотрите, как выглядит письменная буква п. Чем она отличается от печатной?
Б) Поэлементный анализ буквы
Из скольких элементов состоит буква? Каких?/прямая наклонная короткая линия и наклонная линия с закруглением вверху и
внизу/.
­ В каких письменных буквах есть элементы, напоминающие письменную букву п?/н, К,р,т/
В) Конструирование буквы из элементов
Игра «Буква рассыпалась»
­ Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква п рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать
букву?
Г) Комментированный показ учителем на доске
Начинаем на верхней линейке строки. до нижней линейки пишем прямую, делаем повтор до середины строки, линию повтора
плавно отклоняем вправо, не дойдя немного до верхней линейки, делаем закругление вправо, касаемся верхней линейки,
опускаем прямую вниз и, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.
Показ и письмо под счет: п - раз­и­два­и;
Д) Формирование зрительно­двигательного образа буквы (Тактильная память)

 Учитель раздает детям шаблоны, на которых из бархатной или мелкой наждачной бумаги (действуют, как раздражитель
на нервные окончания пальчика) приклеена письменная буква п. Дети указательным пальцем правой руки ощупывают
букву в направлении письма.

 Вместе с учителем прописывание буквы в воздухе.
­ Возьмите ручку в руку (как будто вы сейчас будете писать букву п в тетради) и повторяйте движения за мной. Учитель
поворачивается к классу спиной и показывает движения написания буквы, комментируя их.
 «Письмо» мокрым пальцем на доске; «письмо» пальцем на ладошке;
ФИЗМИНУТКА:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я от вас друзья не скрою
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
7. Отработка написания новой буквы в прописи
8. Чтение и запись по образцу слогов – слияний, обратить внимание на соединения:
па по пы пу пи пе
Подчеркните мягкие слияния.
9. Письмо слов с новой буквой.

1. Прочитайте слова в прописи. Чем они отличаются? /ударением и гласными буквами/.
Составьте предложение со словом пила. /Пила остра. Мама пила сок./ /Обратить внимание, что первое слово обозначает и
предмет и действие/.
Измените слово, чтобы ударение падало на гласную букву и. /пить/
Обратите внимание на соединение согласной буквы п с гласной и. Какое оно? /верхнее/
А гласной буквы и с согласной буквой л? /нижнее/ Согласная буква л и гласная буква а тоже соединены нижним соединением.
Запись слова с комментированием.
Прочитайте второе слово. /пела/. Составьте предложение. /Катя пела песню/. Сколько слогов в этом слове? /2 слога, потому
что 2 гласные буквы: пе­ла/
Обратите внимание на соединение букв. Запишите это слово.
Физминутка.
Мы сидели и писали, мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули.
А теперь попляшут ножки: побежали по дорожке
Быстро­быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки выше поднимаем и в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись.
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
10. Работа с предложением.

Прочитайте первое предложение. Сколько слов в этом предложении? /3/ Как вы думаете, какое слово подходит к схеме?/пила/
Сколько слогов в этом слове? /2/ Какой слог ударный? /второй/ Произносим первый слог /ппппииииии/. Сколько звуков мы
слышим? /2, они образовали мягкое слияние cогласного звука [п,] и безударного гласного [иэ], раскрасим зелёным карандашом/.
Произносим второй слог. /ллллааа/ /Мы слышим твердое слияние согласного звука [л] и ударного гласного [а], раскрасим синим
карандашом/. Запишем это слово.
Прочитайте второе предложение. Сколько слов в этом предложении? /3/ Как вы думаете, какое слово подходит к
схеме?/пела/
Сколько слогов в этом слове? /2/ Какой слог ударный? /первый/ Произносим первый слог. Сколько звуков мы слышим? /2, они
образовали мягкое слияние cогласного звука [п,] и ударного гласного [э], раскрасим зелёным карандашом/. Произносим второй
слог. /ллллааа/ /Мы слышим твердое слияние согласного звука [л] и безударного гласного [а], раскрасим синим карандашом/.
Запишем это слово.
11. Задание на внимание.
 Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.
ппПП ППпп ппПП пПпП ПпПп ппПП пПпП
 Найди среди буквенного текста спрятанные слова:
палка, пушка, пила, полка и подчеркни их.

Дпорёхкшнегпалдроропалкалрпоролвдпушлопордлпа
рппвовыдлждпушдрпопушкадрлрочпиладрлролыщнг
парвлполщегполкалполродвдпалкалпорорплавдвдлло

12. Итог.
Какую букву мы научились писать? / строчную согласную п/ Из скольких элементов она состоит? /из 2­х/ Напишите эту
согласную в воздухе. Что понравилось на уроке?
Спасибо за урок.

Урок письма

1 класс

Тема . Письмо заглавной и строчной букв П, п.

Цели: создать условия для формирования навыка письма буквы П, п; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.

Оборудование:

Презентация, электронное приложение к учебнику;

Использование доски, компьютер, проектор, изображение петуха, образец написания буквы, элементы буквы Т, книги для оформления выставки (сказки о петушке).

ХОД УРОКА

I .Орг.момент. Введение в тему.

Ребята, добрый день!

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать,

А работать и писать.

К нам на уроки приходят сказочные герои, они приходят к нам не случайно, вот и сегодня у нас новый гость.

Послушайте загадку и скажите кто он?

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами,
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке ? (Петя Петушок)

Посмотрите, ребята, как обрадовался Петушок, что вы его узнали.

Петя, Петя-петушок

Вмиг расправил гребешок.

Просит Петя букву «п»

Написать красиво.

Почему он выбрал «п»

Отгадать смогли вы?

А какую «П» ему надо научиться писать?

(заглавную)

(Петя – кличка, имя петушка)

Значит, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

II .Усвоение новых знаний.

1) Объяснение учителем. (СЛАЙД 1)

Рассмотрите образец заглавной буквы П. Опишите направление движения руки при написании буквы П. (Буква П состоит из четырёх элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию.)

2) Показ учителем на доске.

3)Письмо в воздухе.

4) - А теперь приготовимся писать в тетради.

(хоровое проговаривание)

Я тетрадочку открою

и как надо положу

Я друзья мои не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь.

(Дети пишут П)

III . Закрепление.

Ребята, Петя даже букву взял с собой, но по дороге буква рассыпалась. Давайте поможем ему ее собрать.

(дети собирают букву Т)

Ребята, Петушок так торопился, что что-то перепутал и принёс не ту букву. Какую букву он нам принёс?

Как же так получилось, что он перепутал буквы

Чем похожи буквы?

А чем они отличаются?

Что же сделать, чтобы получилась буква П?

(убрать один элемент)

А какая ещё буква спряталась в букве Т, да и П? (Г)

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IV . Усвоение новых знаний.

Работа с образцом строчной буквы п.

1) Объяснение учителем. (СЛАЙД2).

Рассмотрите образец строчной буквы п.Опишите направление движения руки при написании строчной буквы п. (Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

2) Показ учителем на доске.

3)Письмо в воздухе.

4) Самостоятельная работа (1-4 строчки).

Физминутка для глаз.

V . Закрепление.

1) Игра «Живые звуки».

А теперь я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки» со словом «Петя».

Приглашение детей на игру .

Назовите первый звук;

Назовите ударный звук;

Назовите третий звук;

Назовите гласный звук, находящийся во втором слоге.

Каждый ученик берёт кубик того цвета, который соответствует его звуку и остаётся на своем месте.

Выход к доске:

Выйти безударному гласному звуку в слове;

Выйди ударный гласный звук;

Просим к доске первый мягкий согласный звук;

Выйти третьему согласному мягкому звуку;

У доски ученики выстраиваются в соответствии с порядком звуков в слове. Учащиеся класса проверяют правильность их построения.

2)Подбор слов к модели.

Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются?

(Отличаются первым звуком.)

Прочитайте слово ко второй схеме. (Порт.)

- Какой звук заменим? Назовите новое слово. Запишите его слева от схемы.

Аналогичная работа со словами балка-палка.

3) Деление слов на группы. Работа в парах.

Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание.

(Разделить слова на группы и записать: слова со звонким согласным рядом с буквой Б,б, слова с глухим согласным – рядом с буквой П,п.)

4)Прочитайте предложение.

Сколько в нём слов?

Какое слово написано с заглавной буквы?

Что стоит в конце предложения?

5) Самостоятельная работа.

Запишите предложение по образцу.

Составьте слово, запишите его.

Запишите напечатанные слова письменными буквами.

VI . Итог урока.

С какой буквой мы познакомились сегодня?

Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [п]?

Мы учились писать букву п. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми.

7 Рефлексия

У меня на столе лежат красные, зеленые и синие звездочки. Мне очень хочется, чтобы мы сейчас устроили салют. Но салют не простой, а волшебный. Подойдите к моему столу и выберите одну звездочку. Если вам было хорошо, интересно и все получалось на уроке, то возьмите красную звездочку, если было не очень интересно и не все понятно, то зеленую, ну, а если было совсем трудно, то синюю. Подойдите ко мне. На счет три сделаем из звездочек салют и посмотрим, звездочек какого цвета больше.

I. Организационное начало урока

Звенит звонок, начинается урок.

Быть должны у нас в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас какой? (вопрос учителя )

Все, что надо под рукой!

II. Мотивация к УД

А что у вас под рукой?

Сколько тетрадей вы уже исписали?

Вы уже много изучили букв!

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Надо ли еще учиться правильно писать другие буквы?

III. Актуализация знаний.

Петр Петрович, по прозванью Перов,

Поймал птицу пигалицу;

Понес по рынку,просил полтинку,

Подали пятак, он и продал так.

(учитель читает скороговорку быстро )

Что я прочла?

Как вы догадались?

Что интересного заметили?

А как вы думаете, почему именно сегодня я прочитала эту скороговорку?

Все ли слова понятны?

Что такое пигалица ? (так называют маленькую птичку чибиса, а еще так называют маленького человека )

Что такое полтинка ? (монета в 50 копеек )

Значение этих слов я посмотрела в словаре В.И.Даля. Он собирал и записывал самые разные слова, а также загадки и скороговорки. Ту, что я вам рассказала, тоже записал В.И.Даль.

IV. Целеполагание

Кто догадался какую букву будем писать? Откройте пропись на с.3.

А что еще мы будем писать?

V. Пальчиковая гимнастика.

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб никто войти не смог.

Пустим только ёжика,

Пустим только зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

VI . Работа по теме урока.

1.Работа в парах.

Каким цветом закрасите букву п в левом верхнем углу на странице 3?

2.Показ правильного написания буквы п учителем на доске.

Из каких элементов состоит п ?

3.Написание п по элементам.

4.Рисование узора «Пар».

5.Самостоятельное написание п (первая строка).

6.Работа со слогами-слияния: па, пы , пу.

Какой слог лишний?

Что общего?

7 .Физминутка .

(Пропедевтическая игра к изучению частей речи)

Если я произношу слово «предмет»,

вы присаживаетесь, «признак предмета» - руки в стороны, «действие предмета»- хлопок над головой.

Учитель, строгий, учит, лечит, врач, укол, внимательный, ведёт, пилот, самолёт, пила.

8.Работа над словом пила.

Почему у вас возникло разногласие? Отгадайте загадку:

Ела-ела дуб-дуб,

Поломала зуб-зуб.

Прочитайте предложение на следующей строке:

Лена……………сок.

Какое слова вставим вместо точек?

Сколько слогов в слове пила?

Назовите первый слог.

Произнесите первый звук и охарактеризуйте его.

Каким цветом закрасим нижний треугольник на схеме?

Кто расскажет всё о следующем согласном звуке?

9.Комментировнная запись слова пила

10.Работа с калькой.

Докажите, что слово пила поместится в пропуск?

Напишите сами.

VII Закрепление пройденного.

Работа над предложением Вера пела песни.

Начертите на магнитной доске схему этого предложения.

Запишите пропущенное слово.

VIII Музыкально-динамическая пауза.

(На экране компьютерная презентация «Осень», тихо звучит музыка Вивальди.)

Вера шла-шла-шла,

Лист сирени нашла.

Он ещё зелёный.

Ваня шёл-шёл-шёл

Резной лист нашёл.

Золотой, кленовый.

Дима шёл-шёл-шёл,

Лист дубовый нашёл,

Кто ещё пойдёт,

Много листиков найдёт.

А теперь тихо сели, закрыли глазки

и, слушая музыку, мысленно перенеситесь в наш замечательный парк.

IX Включение в систему знаний и повторение.

Давайте сравним два последних предложения. Что вы заметили?

Подходит ли эта схема к обеим предложениям?

__ ______ _______ _______.

Запишите слова, написанные печатными буквами, прописными.

Поменяйтесь тетрадями и простым карандашом обведите правильно написанные слова.

X Рефлексия.

Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?

Что у тебя получилось хорошо?

Над чем надо ещё поработать?

  1. научиться правильно и красиво писать заглавную букву «П»;
  2. научиться писать соединения букв Па, Пу, Пл;
  3. научиться писать слова с заглавной буквой «П» - Полина, Папа.
  • Развивающие:
    1. обогащать словарный запас;
    2. развивать речь, внимание, память, мелкую моторику;
    3. способствовать развитию логического мышления при выполнении творческих заданий.
  • Воспитательные:
    1. Создать положительную мотивацию учения:
      • воспитывать интерес к изучаемой букве;
      • воспитывать чувство любви, уважения, заботы к матери.

    Средства обучения:

    • Презентация.
    • Прописи В. А. Илюхиной.
    • Использование доски, компьютер, проектор или интерактивная доска.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    • «Долгожданный дан звонок – начинается урок»

    II. Целеполагание и мотивация.

    Презентация. (см. приложение 1)

    1. Петя, Петя – петушок
      Вмиг расправил гребешок.
      Просит Петя букву «п»
      Написать красиво.
      Почему он выбрал «п»
      Отгадать смогли вы?
      (петушок – начинается с «п». Петя – кличка, имя петушка)
    2. Тема нашего урока – Заглавная буква П. (открыли прописи)

    III. Актуализация знаний и умений.

    1. Письмо под диктовку элементов
      • Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладём «клюшку», ручку снимаем.
      • В средней 1/3 дополнительной строке выписываем «перевёрнутую клюшку», (внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке – сохраняем параллель).
      • Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии «качалочка», «крючок до середины».
    2. Кто узнал, элементы какой буквы мы написали? (Мы узнали элементы заглавной буквы П)

    IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.

    1. Обвели по пунктирным линиям, написали сами.
    2. Па Пу Пл – с объяснением – какое соединение? (поставить знак «+» под буквой, какая написана вами лучше всех).
    3. Полина – имя девочки (П)

    Микропауза

    • Пальчиковая гимнастика.
    • «Письмо носом»

    (глазки закрыли, ваш нос – ручка, пишем заглавную букву П).

    V . Первичная проверка понимания изученного.

    1. Полина поймала рыбу.
    - Какое слово в этом предложении написано с заглавной буквы П и почему?
    1. Папа Лины – полярник.
    - Словарная работа.

    (Словарь Ожегова.)

    Полярник – участник полярных экспедиций; работник полярных станций.

    Папа Лины – полярник.

    • Что прочитали? (предложение)
    • Докажите.
    • Сколько слов в предложении? (3)
    • Как будем писать слово папа? (с заглавной буквы)
    • Почему? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы)
    • Почему слово Лины написано с заглавной буквы? (Имена пишутся с заглавной буквы)
    • Что ставим в конце предложения? (В конце предложения ставится точка)

    П а п а Л и н ы т и р е п о л я р н и к.

    (Постарайтесь написать грамотно и красиво)

    Вывод. Когда пишется заглавная буква П?

    Первое слово в предложении.

    В именах людей.

    1. Выполнили ли мы просьбу Пети – петушка?

    (Да. Научились писать заглавную букву П)

    VI. Закрепление изученного.

    1. ПАПИРУС древний материал для письма, выработанный из травянистого растения – папирус. (Толковый словарь Ожегова)
    - Нам Маша привезла папирус из Египта. (Рассмотрите его)
    1. Исправление графических ошибок в слове папирус.
    - Что заметили?

    Дети анализируют и отмечают ошибки в написании элементов букв и их соединений.

    Возьмите свой волшебный карандаш и найдите ошибки.

    1. Физкультминутка.
    - Руки на плечи, вращаем локтями.

    Руки на пояс. Повороты туловища влево и вправо.

    Встали на носочки - руки вверх; опустились – руки вниз.

    1. Творческое задание.
    - Допишите недостающие элементы букв.

    ПАРОМ РУБЛИ ПАЛУБА

    ПАРОМ –плоскодонное судно или плот для переправы через реку людей, повозок, грузов.

    РУБЛИ – мн. ч.

    Денежная единица России, монета = 100 коп.

    ПАЛУБА – пол в корпусе судна.

    Какое слово следует исключить из этой группы слов и почему?

    РУБЛИ (паром – по воде, палуба – на корабле)

    ПАЛУБА (3 слога)

    ПАРОМ – (нет буквы у)

    РУБЛИ – [л’]

    ПАЛУБА – (ударение на первом слоге)

    Я нисколько не сомневалась, что вы справитесь.

    Ведь у вас есть все те качества, которые требовались: и внимательные глазки , и трудолюбивые пальчики , и доброе сердечко .

    1. Физкультминутка

    Руки за голову, локти вперёд, назад.

    Правую ногу назад на носок – руки вверх, и. п., левую ногу назад на носок – руки вверх.

    Ногу согнули в колене, приподняли, хлопнули в ладоши под коленом.

    1. Работа с пословицей.
    - «При солнышке тепло, при матери добро».
    • объяснили значение пословицы
    • какой сегодня день? (день матери)
    • сделаем маме подарок: обведём буквы пословицы по пунктирным линиям.
    - Прочитайте пословицу.

    Подарок мамам (стихотворение о маме – Скопин Д.)

    1. Собери слова. Запиши.
    - ЛАПА ЛУПА ЛИПА
    1. Работа с лентой букв.
    - возьмём волшебные цветные карандаши и определим место заглавной буквы П.

    О П Р

    VII . Итоги урока.

    С какой новой буквой познакомились на уроке? (П)

    Где научились писать эту букву? (В слогах, в словах)

    VIII. Рефлексия

    Какой элемент показался трудным при написании П?

    Какую пословицу узнали на уроке? (повторите)

    Урок обучения грамоте (письму) в 1 классе

    Тема: Строчная буква п.

    Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать строчную букву п ; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности.

    Тип урока: решение учебной задачи.

    Планируемые результаты (предметные): сравнивают печатную и письменную буквы п ; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [п]; обводят элементы буквы п безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта.

    Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

    Универсальные учебные действия (метапредметные):

    Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

    Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов.

    Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

    Основное содержание темы, понятия и термины: строчная буква п , звук [п], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов.

    Ход урока

    I. Организация начала урока

    Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки).

    Раз, два – выше голова,

    Три, четыре – руки шире,

    Пять, шесть – тихо сесть.

    (Приветствуют учителя, проверяют готовность УК уроку, эмоционально настраиваются на урок.)

    II. Постановка учебной задачи

    Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.

    Закончите стихотворение и узнайте, какую букву будем сегодня учиться писать.

    Пианино Прошино

    Новое, хорошее.

    Пальчик клавишу нажмет,

    Пианино запоет:

    До-ре-ми! До-ре-ми!

    Лучше пой, а не шуми!

    Пляшут птички на тропе,

    Напиши им букву …(п.)

    Правильно! Строчную букву п .

    III. Актуализация опорных знаний

    На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой п . Что вы про нее узнали?

    На хоккее, на футболе

    Буква П – ворота в поле.

    Букву П в спортивном зале

    Перекладиной назвали.

    Ну-ка, милый, не ленись,

    Подойди да подтянись.

    На что похожа буква п ? (Ответы детей.)

    IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Зайка и барабан».

    Зайка взял свой барабан

    И ударил: трам-трам-трам!. (Пальцы в кулак. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным пальцем и мизинцем постучать по большому пальцу.)

    2. Правила посадки за столом во время письма.

    Проверим посадку, правила обращения с ручкой. (Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.)

    3. Работа в «Прописи 3» (с.3). Анализ начертания строчной буквы п . Написание строчной буквы п .

    Будем учиться писать строчную букву п . Откройте с.3. Посмотрите на строчную букву п . Из каких элементов она состоит? Сравним ее с печатной буквой. (Рассматривают строчную букву п, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.)

    п .

    Первый элемент – короткая наклонная линия, второй элемент – короткая наклонная линия с закруглением вверху (влево) и внизу (вправо).

    Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз, до нижней линии рабочей строки, пишем прямую. Делаем повтор по прямой вверх до ее середины. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняем вправо. Не доходя до верхней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз. Не дойдя до нижнгей линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

    Показ и объяснение учителем написания буквы д .

    Выполним письмо буквы в воздухе. (Выполняют письмо в воздухе, в прописи.)

    Пропишем буквы по контурным линиям обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения. (Пишут по контурным линиям.)

    Напишем строчную букву п . (Письмо буквы п.)

    Напишем слоги. Прочитайте слоги на второй строке сверху. Объясните, каким соединением будем соединять буквы п и а в слоге па , п и ы в слоге пы , п и у в слоге пу . (Письмо слогов па, пы, пу.)

    Напишем слова пила, пела. (Письмо слов.)

    Чем отличаются эти слова? (Гласным звуком и постановкой ударения.)

    На каком слоге стоит ударение? (В слове пила – на втором слоге, в слове пела – на первом.)

    4. Слого-звуковой анализ слов пила, пела.

    Какое слово пропущено в предложении? (Пила.)

    Рассмотрим схему этого слова. Сколько слогов в слове? (Два.)

    Какой слог ударный? (Второй.)

    (Два.)

    Из чего состоит первый слог, второй слог? (Из слияния согласного с гласным.)

    Рассмотрим схему слова пела . Сколько слогов в слове? (Два.)

    Какой слог ударный? (Первый слог.)

    Сколько звуков в первом слоге, во втором? (Два.)

    Физминутка

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка! Наклоны вперед и назад,

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись.

    Разминаем руки, плечи, Рывки руками перед грудью

    Чтоб сидеть нам было легче,

    И совсем не уставать.

    Голова устала тоже. Вращение головой

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова!

    Хоть зарядка коротка, Садятся за парты

    Отдохнули мы слегка.

    5. Слого-звуковой анализ слова пенал .

    В предложении пропущено слово. Какое? Впишем его. (Вписывают слово.)

    Рассмотрим схему слова пенал . Сколько слогов в слове? (Два.)

    Какой слог ударный? (Второй.)

    Сколько звуков в первом слоге? (Два.)

    Из чего состоит первый слог? (Из слияния согласного и гласного звуков.)

    Сколько звуков во втором слоге? (Три.)

    Из чего состоит второй слог? (Из слияния согласного с гласным и согласного без слияния.)

    V. Рефлексивно-оценочный

    Какую букву писали на уроке?

    Элементы каких ранее изученных букв используются для написания строчной буквы п ?

    Буква п довольна вашей работой. А вы?

    Что получилось? Над чем еще надо поработать?