Без заголовка

Из
огромного числа свадебных традиций, имевших место в разные эпохи и в
разных регионах Армении, в данной статье выбраны 12 самых важных, а
также наиболее удивительных и интересных.

Сватовством
традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры.
Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из
соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого
жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита
сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты
есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее.
Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался
специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще
подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то
это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в
согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что
второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов
мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было
несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и
заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за
столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали,
ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное
решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей
мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах.
Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста
выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как
жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся
парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был
сделан, накрывали на стол.

Заключение
договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до
помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте,
его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При
этом, как правило, присутствовал священник, который становился между
мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.
Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным
контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу,
как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий
визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически
становился помолвкой (хоскап - буквально «скрепить слово»). С этой
минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со
своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом
нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя
втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в
коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в
случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с
невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В
отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что
юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы
и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в
подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять
лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском
доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За
помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку»)
- мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха
обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение
бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Ни
одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша),
которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой
выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд
начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и
невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями,
игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после
превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости
клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было,
когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку
попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была
немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с
умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей)
защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием
муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали
субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая
из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы.
Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным
ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого
потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом
деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение —
езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что
именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами
и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и
родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили
жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно
ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как
тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд
жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы
стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын
уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем
бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он
болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним
происходило, с судьбой сына.

К
венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный
мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха.
Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и
азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания
заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его
холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и
параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся,
как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно
анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха,
купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев
очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали
танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и
совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало
плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками,
гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На
современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами —
украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши
выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной
руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Одним
из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание
курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный
гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь,
которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в
курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем
явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная
процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны
были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее
ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде
прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис
крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с
невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым
прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его
награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в
молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой
был украшен лисьим мехом.

К
венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила
для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха
и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту
раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из
молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной
частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких
косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права
выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины
пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение —
символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически
девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи
жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу
жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли

У
частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и,
дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли
музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за
ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его
одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить
между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви
священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею,
руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с
крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой
дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных
выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам
подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона)
проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом
молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так,
чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот.
Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и
снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли
взойти на брачное ложе.

Свадьба
должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали
карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха,
встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась
шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить
женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на
лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку
считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.
Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери
жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови
убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта
ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги
имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший
считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха
встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, —
сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости,
зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный
стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и
делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу
подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали
почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий,
которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков.
Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что
требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но
и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое
обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок
водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было
раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей
занимались тамада и музыканты.

Институт
девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и
тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны
были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях
отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только
девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие
считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.
Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты,
ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной
лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя
подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о
том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины
поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по
всей округе.

Хотите сэкономить? Тогда к нам, сюда!
Выберите свой возможный бюджет и получите скидку и бронируйте на выбор пять отдельных залов!
Рядом с метро и своя парковка! Есть вариант все включено за 2000 р с напитками едой и алкоголем и сервисным сбором!

Спланировать бюджет поможет
наш калькулятор:

Делаете заказ на сумму:

Оплачиваете в кассу всего:

Армянский народ гордится и почитает свои вековые традиции. Эта нация следует обычаям и догмам как общенародных праздников, так и семейных торжеств. Рождение наследника, создание новой семьи или проводы в последний путь родственника проходят в соответствии с национальными обрядами. Такое поклонение традициям говорит о сохранении наследия своей культуры и аутентичности.

Армянская свадьба - это яркое самобытное зрелище, наполненное радостью и счастьем от создания новой армянской семьи. Благоговейное отношение к своему роду, главе семейства, женщине, как хранительнице очага, течет в жилах этого эмоционального народа.

Все же стоит отметить, что многие обряды и традиции претерпели существенное изменение от своих обрядов-прародителей. Некоторые обычаи остались жить только в исторической армянской литературе. Но есть такие, которые неукоснительно соблюдаются и в настоящее время.

Свадебное торжество - это последняя ступень для молодоженов перед вступлением в совместную семейную жизнь. До свадьбы проводится несколько обычаев, которые и приводят к бракосочетанию. Это сватовство, обручение и само свадебное событие.

Сватовство на армянской свадьбе

В прошлые времена выбором будущей жены для своего сына занималась мать. Именно она подбирала наиболее подходящую кандидатуру. И внешний вид невесты имел второстепенное значение. Главными критериями, по которым мать останавливала свой выбор на той или иной девушке, были здоровье, трудолюбие и невинность. В сегодняшнем мире эта традиция устарела, жених сам выбирает себе невесту. Неизменным осталось то, что выбирают невесту, а не жениха.

В древности родители жениха и невесты договаривались о будущем бракосочетании, когда те были еще детьми. Девочек выдавали замуж в раннем возрасте, примерно в двенадцать лет. Если же девушка засиживалась в девках лет до семнадцати, то это считалось позором для семьи невесты. Сейчас этот обычай утратил свою актуальность.

В настоящее время сваты к будущей невесте происходят тогда, когда молодые люди сами сделали свой выбор. Самая опытная и сведущая в свадебных приготовлениях родственница назначается свахой - миджнорд кин. К ней обращаются родители жениха, чтобы заручиться согласием родителей невесты. После этого засылают сватов, главным среди которых является кавор - крестный отец жениха и самый почитаемый родственник. Сватами могут быть исключительно мужчины. Придя в дом родителей невесты, они начинают иносказательными выражениями предлагать засватать их дочь за жениха. По традиции, глава семейства в первый раз отказывает пришедшим. Если бы отец согласился сразу, то это означало, что у его дочери есть какие-то недостатки, поэтому он поскорее хочет избавиться от нее. Как правило, хозяин дома соглашается на третий раз. Получив положительный ответ, стороны договариваются о дне помолвки.

Обручение

Обряд помолвки в армянской культуре называется ншанадрутюн. В назначенный день обручения гости со стороны жениха собираются в его родительском доме. После небольшого застолья все отправляются вместе с подарками для будущей невесты и корзинами, наполненными фруктами, сладостями и вином, к дому ее родителей. Подъехав к дому возлюбленной жениха, гости поднимают корзины с угощением над головами и таким образом переступают порог дома. Родные невесты ждут гостей с накрытым столом.

По современному обычаю стол накрывается за счет родителей невесты, указывая на то, что они состоятельные люди. Невеста остается в отдельной комнате и ждет кавора, который выведет ее к жениху. С появлением своей возлюбленной жених надевает ей кольцо на палец. Мать жениха дарит ей золотое украшение, а родственники вручают свои подарки. Это свидетельствует о том, что обручение свершилось.

Родственники с обеих сторон желают будущим мужу и жене счастливой семейной жизни. В этот же день назначается дата бракосочетания. Армянский народ всегда серьезно подходил к выбору невесты и обряду обручения. У них не принято его отменять. Если это произошло, то такие семьи считаются опороченными. В настоящее время к разрыву помолвки относятся достаточно мягко.

Свадьба

С момента обручения начинается подготовительный этап свадьбы. Выбирается банкетный зал, приглашаются музыканты, назначается из числа родственников тамада. В день бракосочетания жених со своими братьями и друзьями прибывает за своей будущей женой. Пройдя различные веселые конкурсы, он вручает свадебную корзину со сладостями, вином и фруктами матери невесты. Стоит сказать, что подвенечное платье невесте выбирает и покупает семья жениха.

Невеста в обрядовом танце узундара расстается со своим незамужним положением. Словно лебедь, она плывет по паркету, нежные движения рук подчеркивают ее женственность и хрупкость. Исполняет его невеста как сольно, так и со своими подругами. По окончании танца отец семейства вручает руку любимой дочери жениху, показывая тем самым, что он с благословением отдает ее будущему мужу. После этого вся процессия едет в ЗАГС сочетаться браком.

Танец “узундара” может исполняться на обручении, в свадебный день перед регистрацией или после венчания. Если это происходит после того, как супруги заключили брачный союз перед Господом, танцующую невесту окружают мужчины. Каждый, пританцовывая, пытается «отобрать» новобрачную у мужа. В знак того, что невеста не поддалась на уговоры и сохранила верность супругу, мужчины одаривают ее монетами.

По армянским традициям, молодые должны пройти таинство венчания в христианской церкви. Среди армян редко встречаются браки между мужчиной и женщиной мусульманского и христианского вероисповедания. Священник, который проводит церемонию венчания, повязывает на руки или шею молодым красно-зеленый, переплетенный между собой шнур под названием нарот и запечатывает воском от своей свечи. Этот интересный обряд символизирует единение пары. Снять его может только священнослужитель. До этого момента молодожены не могут провести вместе брачную ночь. На церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на палец невесте. После этого счастливые молодожены и гости отправляются отмечать свадебное торжество.

На праздновании тамада произносит поздравительное слово вначале родителям жениха, а потом родителям невесты. Затем поздравляют молодоженов гости, начиная со старшего поколения и заканчивая младшим. После идет черед вручения подарков. Гулянья на современной армянской свадьбе длятся один-два дня, а не неделю, как в старину. Банкетные столы серверуются национальными армянскими блюдами. Щедрая нация не скупится на угощения. Столы ломятся от шашлыка, хашламы, кяты, саджа, пахлавы, гаты и других блюд, вино льется рекой.

Когда молодые входят в банкетный зал, их встречает мать жениха и угощает медом для сладкой и долгой семейной жизни. Плечи покрывает лавашом, символом процветания. На следующий день после банкета гости угощаются наваристым хашем.

Армянская свадьба - яркое, красочное действо. Родственники и гости молодых желают им долгой и счастливой семейной жизни. Свадебное армянское торжество навсегда останется в памяти.

На армянской свадьбе обряды и традиции предков трепетно соблюдаются вне зависимости от географии торжества. Такой глубины понимания важности свадебного ритуала, пожалуй, больше нигде не встретить. Армянские невесты нежны и женственны; женихи – бесконечно мужественны. Армянская свадьба – торжество жизни, роскошный праздник, который запоминается на всю жизнь.

Красивый обряд венчания на армянской свадьбе.

Сватовство армянского жениха

Ни один парень из хорошей армянской семьи не возьмет девушку в жены против воли родителей. Конечно, случаются истории, когда Арам Монтекян и Джульета Капулетян женятся вопреки мнению родни. Один классик даже описывал подобную ситуацию.

Давно это было, но нешуточные страсти кипят и по сей день. Так что тридцатидвухлетний, преуспевающий банковский служащий, армянин из Нью-Йорка и в XXI веке, надумав жениться, обязательно сначала расскажет о своем выборе матери (именно матери, а не отцу).

Выбор невесты для армянского жениха – процесс не из легких…

Мама в тот же день начнет обзванивать подруг, родных и знакомых, соберет всю информацию (вплоть до детских болезней), проверит родословную до седьмого колена, и только после этого даст свое согласие. Вы даже не представляете себе, с каким жаром и пылом кинутся помогать матери жениха дальние и близкие родственницы, как они будут обсуждать прадеда Ашота и бабушку Аревик будущей снохи!

Будет выпита не одна чашечка кофе с ароматной кятой (сладкое печенье), пока обсудят все: образование, воспитание, внешность (прошли те времена, когда главным для невесты было благосостояние, скромность и здоровье), умение одеваться, родительский дом, кулинарные способности невесты и ее матери, основательность отца и положение в обществе братьев.

И это еще максимально нетрадиционный вариант. Скорее, сценарий будет таков: наш банковский служащий придет к маме и скажет, что его повысили в должности, и он теперь может позволить себе содержать семью. Нет ли у нее на примете милой, красивой девушки? У мамы, будьте уверены! – уже давно есть кандидатуры. Ведь что может быть в жизни важнее женитьбы сына?! Ну, если только рождение внуков…

После того, как невесту выберут, обсудят и одобрят, в ее дом посылают «миджнорд кин» – общую знакомую, которая идет «на разведку». Минджорд говорит с матерью невесты и договаривается о дне официального визита. Через несколько дней происходит само сватовство, «ншанадрутюн». Сваты, только мужчины, приходят в дом невесты вечером, в темное время суток (чтоб без лишних глаз). Сватовство начинается с обсуждения политического и экономического положения в мире.

Второй этап – разговоры о родственниках и знакомых. И только обсудив Обаму, Путина, Сержа Саргсяна, всех родственников и знакомых, начинаются само сватовство. Родители невесты своего согласия отдать дочь сразу не дают (мол, такая доченька и самим нужна). Во время сватовства и сговора назначают день обручения. «Точка», «печать» на соглашении – это разломленный на две части лаваш. Одну половину берет отец невесты, вторую – отец жениха: в знак того, что с этого момента у них общий хлеб.

Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

В доме невесты накрываются столы, собираются родственники. Жених с делегацией из самых близких и уважаемых членов семьи приходит в дом к невесте с подносами фруктов, вином, коньяком и – внимание! С дорогим, красивым кольцом, которое жених одевает избраннице на безымянный палец. Размер бриллианта и количество золота значение имеет. Раньше в этот день дарились серебряные браслеты и украшения, но сегодня бриллианты стали обязательными.

Подарки несут на красиво оформленных подносах, так, чтобы было видно издалека.

Потом молодых выставляют за порог, обильное, веселое застолье продолжается без них: это праздник старшего поколения, родителей, которые воспитали и вырастили детей. Им есть чему порадоваться и что отпраздновать! Во время обручения следует череда взаимных подарков. На второй день после обручения невеста приходит с визитом в дом жениха. Но к не нареченному, а к его матери. Свекровь дарит невестке золото, родители невесты тоже одаривают будущего зятя. Во время обручения обговаривается дата свадьбы и начинается бурная подготовка.

Армянская свадьба: три дня празника!

Если вам посчастливилось быть гостем на армянской свадьбе, вы на всю жизнь запомните это событие. Раньше свадьбу праздновалось семь дней. Целых семь! Сегодня ритуал сокращен до двух-трех суток.

Первый день армянской свадьбы

Друзья и родственники жениха идут в его дом, друзья и родственники невесты – в ее. Веселье и застолье в обоих домах продолжается с утра до вечера; жених посылает невесте подносы и корзины с фруктами, вином, угощением со своего стола. Невеста в ответ посылает выпечку собственного приготовления. Раньше в первый день в доме жениха резали ритуального быка, его кровью смачивали нить (нарот), которой связывали руки нареченных на свадьбе. Сейчас сложно представить заклание тельца во дворе многоэтажного ереванского дома, и быка вполне заменяет петух.

Второй день армянской свадьбы

Утром жених идет в дом кавора (крестного), где собирался некий мальчишник и совершалось ритуальное омовение; после совершения всех обрядов жених вместе с родней едет в дом невесты. По обычаям женихам полагается прикреплять с левой стороны пиджака красный бант. Сейчас его заменил элегантный, даже гламурный красный платок в кармашке. По правую и левую руку молодожена следуют посаженные родители: кавор и каворакин (главные действующие лица на армянской свадьбе, распорядители). На блюдах и подносах несут богатые подарки (выкуп). И все это – под веселую, зажигательную музыку!

Так, под музыку, забирают невесту из дома

Родственницы жениха сами наряжают невесту в принесенные наряды (да, именно родня жениха должна выбирать и покупать свадебное платье). Современные девушки, все же, предпочитают выбирать платье сами, по своему вкусу. Из дома жениха ей приносят только фату, перчатки и туфли.

Жених в другой комнате за накрытым столом вместе с мужчинами ждет нареченную. Невеста готова и можно ехать в церковь? – Нет! Брат девушки держит дверь кинжалом и требует выкуп. Сейчас это чисто символическая сумма; но раньше выкуп был очень значительным. Деньги отдает кавор (крестный отец). После выхода пары мать девушки раздает гостям круглую кяту и поднос с отварной курицей, накрытый шелковым платком. С этой курицей едут в ЗАГС, а потом на венчание в церковь.

Обязательный обряд венчания в церкви.

У некоторых народов почитание обычаев предков особо развито. И очень развито национальное самосознание. Армянский народ относится к их числу. Армяне смогли сберечь свое духовное сокровище: национальные традиции, корни которых уходят вглубь веков, свою культуру и религию. И сегодня стойко соблюдаются традиции, в частности такие, как: почитание старших, нерушимость родственных связей, прочность брака. Особенно следует отметить такое явление, как армянская свадьба. Это очень большой праздник. В старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом. На сегодняшний день эта традиция себя уже изжила, но гостей армянская свадьба по традиции собирает, и по сей день, очень и очень много.
До конца девятнадцатого века свадьбы в Армении начинались осенью и продолжались вплоть до великого поста. Когда полевые работы были завершены. Выбором невесты занимались т. н. "дибончи", либо же родственники парня. Тут играли роль в основном деньги, а не красота невесты, ее приданное т. н. "джегез". Браки по расчету более присуши горожанам, нежели селянам, сохранявшим, как правило, патриархальные традиции.

До начала свадьбы, за 15 дней в сельской местности от дома жениха в дом невесты направлялся материал для свадебного наряда. В городской местности же в дом невесты направлялась уже готовая одежда, включая нарядные сапожки.

Армянская свадьба имеет традиции в которых подробнейшим образом прорисовываются действия всех участников церемониала, с учетом того свадьба проводится в городе, либо же в селе - тут место проведения свадьбы играет определяющую роль, так как традиции здесь свои для города и для села.

Организация армянских свадеб в наше время, несколько отличается. С начала двадцатого века происходят существенные изменения в проведении свадебного обряда. Он состоит из следующих этапов. Первый досвадебный, включает в себя выбор невесты, т. н. сговор, само обручение, и наряды, проводимые после свадьбы. Новшеством и отличием от традиции выбора невесты родственниками, определяющегося современными нравами, когда парень и девушка сами принимают решение о свадьбе. Такой вариант наиболее встречается в наши дни. Молодые уведомляют о принятом решении родителей, мнение которых является определяющим. Свататься в дом к невесте идет мать юноши и он сам. Его дату (сватовства) обговаривают заранее. Если традиция сватовства упрощается, то обручение проводится согласно устоявшимся нормам, но без присущей ему в давние времена пышности. Продолжительность свадьбы составляет два-три дня. Некоторые обряды, касающиеся наряжания молодых, упразднены. После вывода невесты, свадьба едет в церковь для совершения обряда венчания, затем в загс. После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые "крестные свадьбы". В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.
рестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын. На следующий день после свадьбы женщины со стороны мужа приносят в дом невесты красное яблоко, символ невинности невесты. Хотя на сегодняшний день, с учетом современных нравов такая традиция носит скорее формальный характер. Про гостеприимство армянского народа слагают легенды. И небезосновательно. По любому радостному событию накрывается стол. Причем делается это всюду, где у тебя есть близкие люди, и дома, и на работе. Если гость отказывается выпивать и кушать - это означает, что он не желает счастья хозяевам. Заканчивается же свадьба, когда перевозят приданое невесты в дом к жениху.

Свадьба и ее обряд

Брак - один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общее» общественных отношений и отражают как общие закономерности развитая человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно-правовые нормы, нравственные представления и традиции.

В традиционном, преимущественно крестьянском, обществе армян брачность приближалась к всеобщей, т. е. вступление в брак считалось обязательным для всех, за исключением людей с физическими или умственными недостатками.
Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше. Правда, в литературе есть сведения о случаях добровольного безбрачия некоторых девушек, считавших это богоугодным делом; их решение вызывало безусловное уважение семьи и односельчан. В брак вступи строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.

При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством.
Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян.
Даже во второй половине XIX браки внутри азга не допускались поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие “Близкий родственник” варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство.
Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником.
Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума - кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.

На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами-григорианами были крайне редки.
Этнически смешанные браки, особенно в районах с компактным армянским населением, практически не отмечены. Браки армян с мусульманами резко осуждались; о ванских армянах Е. Лалаян, например, писал: «Ни армянин, ни турок не позволят, чтобы кто-либо из их сородичей отступил от родной веры из-за брака с инородцем».

Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
С одной стороны, локальная эндогамия объяснялась некоторой замкнутостью быта исторически возникших в связи с массовыми переселениями этнографических групп армянского этноса с их спецификой бытовой культуры. Поэтому старожилы и переселенцы, которые жили большей частью в разных селах, старались избегать семейных отношений.
Например в Вайоц-дзоре до недавнего времени были села, жители которых называли себя «старыми» армянами, отделяясь таким образом от армян из Ирана, которые поселились в этом районе в 1828 г., после присоединения Восточной Армении к России.
Длительное время различия между этими группами сохранялись. «Старые» армяне предпочитали брать жен в своем селе либо в селах со «старым» армянским населением; то же относилось к переселенцам - «новым» армянам.

С другой стороны, локальная эндогамия была обусловлена социально-экономическими причинами, особенно введенной в пореформенное время подушной системой наделения землей, при которой любое увеличение членов той или иной общины (в данном случае за счет невесты из чужого села) вело к нежелательному сокращению подушного земельного участка.
За последние десятилетия значительно увеличилась доля социально смешанных и намного меньше - национально смешанных семей. Это объясняется рядом обстоятельств: Армения - одна из мононациональных республик бывшего Союза (доля коренной национальности увеличилась здесь, например, с 84,4% в 1926 г. до 89,7% в 1979 г.), и в связи с этим у нее самый низкий индекс этнической мозаичности, имеющий тенденцию к дальнейшему снижению (с 0,212 а 1959 г. до 0,211 в 1970 г. и 0,132 в 1979 г.);

Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В Армении межнациональные браки стали заключаться со времен первой мировой войны.
Тогда молодые армяне-рабочие, трудившиеся в России, женились на русских девушках и привозили их в Армению.
В 1924г. из 6626 браков армян 35 (0,5%) были зарегистрированы с женщинами других национальностей, в том числе в 21 случае с русскими; из 6617 браков армянок в 28 случаях (0,4%) их супругом был представитель другой национальности, в том числе в 17 браках - русский; в 1926г. из 6528 браков армян и 6515 браков армянок национально смешанных браков было соответственно 25 (0,4%), в том числе 15 с русскими женщинами, и 12 (0,2%), в том числе в 10 случаях мужья были русскими.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. «цена невесты», «цена головы»).
Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения - ахчик пахцнел (букв. «умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей.

Такой способ заключения брака исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая.

Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX - начале XX в., а иногда и позднее.
Теперь практикуются обе формы заключения брака при значительном преобладании, как и прежде, брака по сговору.

Традиции и обычаи армянской свадьбы. Правила проведения сватовства и свадьбы у армян.

Множество народов славятся неизменным и многовековым соблюдением традиций и ритуалов, связанных не только с национальными праздниками, но и с такими «обычными» событиями, как рождение ребенка, свадьба или же похороны. Какие-то ритуалы и правила уже канули в лету, какие-то модернизировались, а какие-то остаются нетронутыми и неподвластными времени. Армянский народ славится беспрекословным соблюдением правил и традиций, вошедших в празднование важных событий еще во времена далеких предков. По мнению многих, армянская свадьба - кладезь традиций и ритуалов, «традиция в традициях».

Если кому-то до сих пор не посчастливилось побывать на этом красочном, ярком и запоминающемся событии, кинокартина «Моя большая армянская свадьба» передает все естество данного процесса. Так как фильм снят в комедийном жанре, то не стоит ждать от него точного воспроизведения торжества. Режиссер иронизирует на тему ярого желания родителей молодых людей, понравившихся друг другу, подобрать влюбленным более выгодные и подходящие, по мнению родителей, половинки.

Является волнительным событием не только для молодых, решивших связать себя узами брака, но и для их родителей, а так же для большинства родственников, приглашенных на торжество. Разумеется, никто из аксакалов не следит, чтобы все традиции были беспрекословно соблюдены, но более старшее поколение родственников невольно следит и обращает внимание на те обряды и ритуалы, которые «присутствовали» на свадьбе.

Следует отметить, что армянская свадьба лишена множества «диких» обрядов, которыми перенасыщены свадьбы других народов, разбросанных по всему миру. Свадьба у армян , наоборот, всегда считалась довольно «цивильной» и лишенной различных непонятных таинств. Так, например, для подтверждения невинности и непорочности невесты в дом родителей невесты отправлялся гонец с красным яблоком. Чтобы полностью в этом убедиться, давайте попробуем подробнее рассмотреть не только ныне действующие традиции, но и традиции-«законодатели», берущие свое начало в далеком прошлом.

Запреты на брак.

Предки армянского народа тщательно следили за соблюдением целого свода правил и обычаев, потому свадьба считалась долгожданной и давно запланированной. Так как издавна не только армяне, но и большинство других народов и национальностей, женили и выдавали замуж своих детей без их ведома, и решалось все это чуть ли не до рождения, то необходимо было учитывать все аспекты и нюансы.

Возраст. «Брачный» возраст в далеком прошлом был намного младше, чем сейчас. Потенциальные невесты едва успевали переступить порог детства. Если девушку не выдали замуж до 17 лет, то это считалось позором и родители невесты могли запросто поставить крест на своей дочери, так как в старину, по общепринятым меркам, такая девушка считалось уже старой девой. «Какая старая дева?»- скажете вы и будете абсолютно правы. В настоящее время нам это кажется странным, так как в 17 лет девушка только оканчивает школу, и начинает взрослую жизнь. То, что было нормой тогда, считается, по меньшей мере, странностью сейчас. Но давайте не будем забывать, что многие армянские девушки и в настоящее время выходят замуж, по европейским меркам, рано. Но есть один существенный плюс - в настоящее время, 17 лет считается ранним возрастом, а в старину уже поздним. Поэтому в прошлые века невесты выдавались замуж с 12 лет.

Тем не менее, только невесты выходили замуж, будучи еще детьми. Женихи же были мужчинами от 24 до 28 лет. Связано это было, прежде всего, с умением обеспечить свою будущую семью. Ставшая новомодной традиция родителям помогать своим детям после брака, в давние времена считалась позором для рода жениха. Женившись, молодой человек создавал свою семью, в которой только он считался главой и добытчиком. Приняв любую помощь от родственников, такой мужчина считался несостоявшимся и ни на что не способным.

Привычная разница в возрасте между женихом и невестой была в 5-10 лет.

Единственное сходство между традицией прошлого и настоящего времен, считается совершеннолетний возраст жениха.

Родство. Армянам запрещалось связывать себя узами брака не только с кровными родственниками (в некоторых деревнях рассматривался род вплоть до 7 колена), но и с приемными детьми семьи, с молочными братьями и сестрами, с детьми крестной или крестного. Тем самым поиск жениха и невесты осложнялся, круг потенциальных женихов и невест сужался. Это и стало причиной тому, что многие армяне договаривались о браках детей, задолго до их появления. Появилось такое понятие, как сговор.

В настоящее время действует только запрет на брак между кровными братьями и сестрами.

Вероисповедание. Запрещались браки между представителями православной церкви и католической. Также были запрещены браки между христианами и мусульманами. Такие союзы были неприемлемы и резко осуждались всеми, кто о таком союзе узнавал.

Сейчас нет таких остро стоящих запретов, но тем не менее, браки между православными армянами и мусульманами - редкость. Возможно, это связано с враждой, произошедшей сто лет назад и получившей название

Территория. В старину, многие представители армянского народа жили в селах и деревнях. Поэтому старались выбрать достойную пару для своего ребенка в том поселении, где жили.

В настоящее время данная традиция не сохранилась.

Статус. Богатые и зажиточные армяне, представители богатых родов подбирали «подходящую партию». Осуждались и были практически невозможны браки между представителями знатного рода и бедными, ничем не известными армянами.

Сейчас эта традиция также не сохранилась, из-за отсутствия классового деления общества.

Свадебный цикл.

Условно армянская свадьба считается не торжеством одного или нескольких дней, а целым циклом событий, предшествующих самому торжеству. Армянский свадебный цикл состоял из:

  • Добрачных приготовлений
  • Сватовство
  • Обручение
  • Торжество свадьбы
  • Переезда жены в дом мужа
  • Послесвадебных традиций

Со временем многие традиции и этапы были изменены или убраны вовсе, но неизменными остались сватовство, венчание и торжество свадьбы.

Последней традицией, покинувшей череду армянских свадебных ритуалов, стал сговор. Напомним, что в давние времена родители потенциальных молодоженов договаривались между собой о грядущем торжестве задолго до его свершения. После словесных обсуждений деталей торжества, семья жениха уплачивала некую денежную сумму семье невесты(выкуп). Со временем эта традиция претерпела некие изменения и в настоящее время от этого обычая сохранилась лишь малая часть - семья жениха одаривает невесту какими-либо ценными подарками(украшения, ценности).

Следует знать, что испокон веков выбирали именно невесту. Причем, выбор невесты возлагался на хрупкие женские плечи - на мать жениха. Она должна была оценить свою будущую невестку по таким критериям, как здоровье, женственность, умение вести хозяйство, трудолюбие. Нынешние свекрови очень бы хотели сохранить данную традицию, чтобы их сыновья были в надежных руках. Изучив многообразие форумов, именно утрата данной традиции расстраивает большинство армянских матерей.

После того, как мать жениха сделала свой выбор, она обязана была посоветоваться со своим мужем и со своим родным братом, а после и с родственниками. После соглашения и оповещения стороны невесты, обе стороны до обручения общались при помощи, так называемых, посредников (хнамахос).

Обручение (помолвка). В настоящее время процесс обручения сильно претерпел изменения, но некоторые армянские семьи стараются сохранить основы данного действа. Поэтому в заранее оговоренный день помолвки(день оговаривается родителями молодых совместно с ними), в доме жениха собираются все родственники. Центральными и самыми главными людьми на данном этапе являются родители жениха, сам жених и кавор - крестный отец жениха. Все приглашенные родственники должны принести подарок невесте (чаще всего это украшения). До 60-х годов 20 века в дом невесты в качестве подарка несли продукты, мясо, фрукты. В настоящее время это считается оскорблением для семьи невесты и обвинением в нищете.

После небольшого застолья в доме жениха, все родственники с подарками, а также со сладостями, фруктами и вином на подносах отправляются в дом невесты. Учитывая всех родственников и приглашенных музыкантов, процессия составляла от 20 человек. Раньше, так как все преимущественно находились в одном поселении, все собравшиеся отправлялись пешком, тем самым оповещая односельчан о предстоящем торжестве. Тем временем, в доме невесты ведутся последние приготовления - накрывается стол, невесту отводят в отдельную комнату. По прибытии стороны жениха в дом, все садятся за стол, пьют за будущую счастливую семейную жизнь молодых. Спустя некоторое время, жена кавора выводит невесту ко всем и усаживает ряд с женихом, после чего происходит процесс одаривания. И только после освещения священником всех даров, фруктов и вина, жених надевает кольцо невесте. Помолвка считается совершенной.

В настоящее время, данная традиция сохранилась частично и выглядит следующим образом. В доме жениха собираются все родственники на небольшой фуршет. Решив ехать в дом невесты, берутся заранее собранные корзины с фруктами, сладостями и вином. Обычай собирать большое количество украшений не сохранился. По прибытию к дому невесты, несущие корзины поднимают их над головой и заходят в дом, где всех ждут накрытый стол и родственники невесты. Нахождение невесты сразу в доме или же в отведенной комнате остается на усмотрение семьи невесты. Во время застолья произносятся тосты, поздравления. Обычно помолвочное кольцо уже на пальце невесты. Родители жениха дарят какое-либо украшение своей будущей невестке - это может быть кольцо, браслет или цепочка, но непременно из золота. После одаривания невесты, помолвка считается совершенной.

Ошибочно считается, что после помолвки жених и невеста не видятся. Безусловно, у некоторых народов Кавказа так заведено. У армянского народа присутствует такое понятие, как «свидание с обрученной» - так называется встреча жениха и невесты в присутствие одной из родственниц жениха. Происходит эта встреча в доме невесты.

В настоящее время, данная традиция не сохранилась, так как утратила свою актуальность.

Следует отметить, что к вопросу выбора невесты, помолвки и прочим обрядам относились чересчур ответственно, так как помолвку потом никто не расторгал. В случае расторжения помолвки, семьи считались опороченными.

Свадьба. После всех обрядов, связанных с обручением, следовала сама армянская свадьба. Время между помолвкой и самим торжеством не было стандартизировано - могло пройти от двух месяцев до 10 лет. Зависело это от того, насколько зрелыми для совместной семейной жизни были молодые. Разумеется, если на момент помолвки невесте было 6 лет, то торжество все будут ждать еще минимум 6-7 лет.

В настоящее время, именно сама армянская свадьба мало отличается от других свадебных торжеств. Но до сих пор многие армянские семьи считают правильным проводить свадебное торжество осенью или зимой. Это поверье пошло еще с древних времен, так как считалось, что в эти времена года все сельскохозяйственные работы уже закончены.

Нет смысла описывать множество древних обычаев празднования армянской свадьбы, так как все же единых правил не было. В каких-то селениях среди простого народа были одни традиции, в городе среди знати - другие. Празднование свадьбы того времени сильно отличалось от празднования в настоящее время. Так, например, сейчас мало кто может представить, что невеста не радуется и не празднует свою свадьбу вместе с гостями и родственниками, а сидит в углу, завешанном амулетами от сглаза и порчи. Сложно вообразить, что перед тем, как жениху отправиться за невестой, лоб его смазывается кровью убитого его отцом быка.

Сейчас армянская свадьба празднуется цивилизовано и без многих национальных уклонов, без давления со стороны родственников и родителей. Жених приезжает в дом невесты за своей будущей супругой, вручает матери корзину с угощениями, которая имеет название свадебная корзина, проходит различные веселые конкурсы со своими друзьями или братьями, забирает невесту из дома и вместе со всеми родственниками молодые отправляются в ЗАГС, а после, по их желанию, в церковь на венчание. Так как раньше, никаких ЗАГСов не было и в помине, то после всех обрядов помолвки, дороги к невесте в день свадьбы и ритуалов, молодых венчал священник, приглашенный семьей жениха. Следует знать, что даже в 60-х годах 20 века в некоторых селениях остался следующий обычай: молодая семья официально регистрировала свой брак только после появления первого ребенка. Если же в семье детей не было, то венчанные супруги могли прожить всю жизнь, так и не зарегистрировав свой брак.

В настоящее время существует обычай, скорее взятый у других народов Кавказа. Во время танца невесты, ее окружают гости мужского пола и пытаются «увести», танцуя. В награду за стойкость и верность мужу, от каждого, кто не сумел увести новоиспеченную супругу, девушка получает деньги.

Также на торжестве, безусловно, имеется свадебный стол. В настоящее время особых требований к оформлению и тому, что находится на столах, нет. Но так было не всегда. В давние времена мясо на свадьбу не покупалось, на столах было лишь то, что было добыто отцом жениха и самим будущим мужем. Столы ломились от национальных блюд и вина. Следует отметить, что других алкогольных напитков на столах не было.

Развлечений, в общепринятом понимании, в древние времена не было. Только в наши дни армянская свадьба считается веселым праздником, на котором люди веселятся и отдыхают. Тамада предлагает гостям участвовать в конкурсах, произносит тосты и дает слово всем желающим. Кстати, в наши дни сохранилась некая иерархия тех, кто поздравляет молодых. Сначала это делают родители жениха, затем родители невесты. И только потом идут все родственники, но только таким образом, что младшее поколение уступает место старшему. Родители невесты после своего поздравления дарят какой - либо подарок молодым. Чаще всего это украшения, передающиеся из поколения в поколение.

Не стоит забывать, что армянские традиции довольно гибки и только некоторые из ранее привычных и обязательно выполнимых, остались до сих пор. Трудно представить сейчас, что все подаренные подарки раскрываются и демонстративно показываются всем гостям. Хотя раньше, такая демонстрация подаренного была обязательным ритуалом.

В наши дни также не сохранилась традиция первой брачной ночи. Традиция гласит, что постель молодым стелится одной из родственниц жениха. Отмечается, что в доме не должно быть никого, кроме новоиспеченных мужа и жены. Также сложно представить, что после первой брачной ночи, муж убегает в дом своих родственников, стыдясь быть кем-то увиденным, и жена увидит своего благоверного только вечером и то потому, что его привели родственники. Очень неоднозначная традиция, которая, наверно, по понятным причинам была оставлена армянами в прошлом. Также некоторые армяне не соблюдает сейчас традицию одаривания своей тещи красными яблоками, красным вином или свечами, обвязанными красной тканью в знак признания того, что ее дочь была чиста и невинна. Данная традиция соблюдается «по желанию».

Сложно представить в настоящее время, что при первом появлении молодой семьи на пороге дома жениха закалывается ягненок или другое животное, а на голову сыпятся орехи, ягоды и сладости. Тем не менее, в наши дни встреча молодых происходит следующим образом: мать супруга встречает новоиспеченную семью на пороге дома с подносом, на котором расположены фрукты, сладости, орехи и сухофрукты. Произносятся пожелания счастливой семейной жизни свекровью и слова благодарности от невестки.

Также в настоящее время армянская свадьба не празднуется в течение недели, на празднование уходят 1-2 дня.

Безусловно, в настоящее время каждая армянская пара, решившая стать мужем и женой, сами решают, какие именно обычаи будут на их торжестве. И это правильно. Никто не хочет вспоминать самый главный день в своей жизни с содроганием и слезами, жалея о том, что пошли на поводу у традиций, а не поступили по велению сердца. Изучив множество форумов, можно сделать вывод, что, благодаря, все же, многообразию вариаций исполнения традиций, молодые могут себе позволить интерпретировать ту или иную традицию по своему усмотрению.