Наталья Бондарева
Проект «Красота дымковской игрушки» (средняя группа)
Вид проекта : познавательно-творческий
Срок реализации проекта : среднесрочный , 1неделя
Участники проекта : дети средней группы , родители, воспитатели
Актуальность проекта
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки . А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе , научат любоваться красотой . Однажды, мы с детьми пришли в музей детского сада, где была расположена выставка дымковских игрушек . Я обратила внимание детей на яркость и красоту игрушек и спросила у детей , как они называются. Дети этого не знали. Так и возникла идея проведения этого проекта .
Цель проекта :
Приобщать детей к миру прекрасного через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров .
Задачи проекта :
Расширять представления о дымковской игрушке , процессе ее изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;
Развивать творческие способности, инициативу, художественный вкус, познавательную активность, внимание, любознательность, эстетическое восприятие.
Развивать мелкую моторику рук и тонких движений пальцев.
Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе мастеров.
Ожидаемый результат : в ходе реализации данного проекта я предполагаю , что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке . Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть некоторые ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут использовать полученные знания в домашних условиях.
Продукт проектной деятельности :
Выставка совместных поделок детей и родителей «Красота Дымки » .
Этапы проекта
Подготовительный этап (1день)
Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
Изучение литературы по данной проблеме;
Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ,
Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка . Под редакцией А. Дорофеева.
Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка » .
Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке . Москва «Детская литература» 1977 г.
ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка . Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез
Величкина Г. А. «Дымковская игрушка » издательство Мозаика – Синтез 2009г
Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25.
Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству) .
Основной этап
Реализация проекта
Формы работы Содержание
ООД Тема : «Многоцветье Дымки » (Познавательное развитие)
Тема : «Украшаем дымковскую лошадку »
Тема : «Украшаем дымковского гуся » (Художественно-эстетическое развитие)
Тема : «Лепка лошадки» (Художественно-эстетическое развитие)
Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Беседы «Характерные особенности росписи дымковских игрушек » , «Как трудятся дымковские мастера » , «Из чего мы сделаны?» ,
Чтение стихотворения «Ах, лошадка, какая, грива черная» .
А. Дьякова «Веселая дымка » ,
М. Г. Смирнова «Дымка » ,
В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» ,
Л. Гулыга «Пестрый хоровод» ,
И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор.»
Рассматривание книги В. Крупина «Дымка » , «В Дымковской слободе »
Отгадывание загадок про дымковские игрушки .
Разучивание стихов о дымке .
Развивающие игры : «Дымковское лото » , «Найди такой же узор» , «Собери узор» , «Собери целое» , “Наряди Олешка»
Пальчиковая игра : «Лошадка»
Подвижные народные игры : «Ручеек» , «Золотые ворота» , «Шел козел по лесу.»
Конструирование из строительного материала : «Домики для дымковских барашков »
Изучение свойств глины. Экспериментирование.
Самостоятельная деятельность детей Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, игрушек
Сюжетно-ролевые игры : «Магазин игрушек »
Взаимодействие с семьей Консультация "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей "
Участие в изготовлении совместных с детьми поделок по мотивам дымковских игрушек
Завершающий этап (4 дня)
1. Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Красота Дымки » .
2. Оформление выставки детских поделок.
3. Рефлексия (подведение итогов проекта )
Публикации по теме:
Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.
Беседа «Знакомство с росписью дымковской игрушки» Знакомство с росписью дымковской игрушкиЦель: Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях;.
Дымковская игрушка-один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я люблю лепить сама и с детьми,провожу много занятий по лепке, но в основном материалом для этого является.
Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных.
Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа
Описание : данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки
общения.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней группы.
Актуальность : Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.
Ожидаемый результат
: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
План реализации проекта
:
1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой.
2. Подготовительный этап:
- Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.
3. Основной этап (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.
4. Заключительный.
- Выставка рисунков по теме, поделок.
-Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
- Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки».
- Викторина для родителей и детей «Фабрика дымковской игрушки».
Продукт проектной деятельности:
Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».
Ход проекта
НОД.Познание.
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.
1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».
2. Тема: презентация «Веселая Дымка».
3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка».
Общение.
Цель:
Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.
1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».
2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке.
3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.
4. Тема: разучивание стихов о дымке.
Художественное творчество.
Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.
1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей.
2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров).
3. Тема: «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования).
4. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование).
Развивающие игры.
Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.
1. «Дымковское Лото».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери узор».
4. «Собери целое».
Музыкально- художественная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
1. Л. Волокитина «Ярмарка».
2.Русская народная песня «Ягодка».
3. Русская народная песня «Барыня».
4. Русская народная песня «Жили у бабуси».
5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».
Литература.
1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка».
4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
Лариса Дугина
Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа)
Паспорт проекта
Название проекта : «Дымковская игрушка »
Вид проекта : Информационно-творческий
База проекта : МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок»
Срок реализации проекта : Краткосрочный 3 недели (4.04.2016-25.04-
25.04.2016гг.)
Участники проекта : Дети средней группы , родители, воспитатель
Актуальность проекта
Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно.
Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и
Проблема
Развитие гармоничной творческой личности сложно представить
без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного
народного творчества переоценить невозможно.
Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка,
раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и
рассказывает об истории народа и его традициях.
Воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомить детей
с различными видами искусства.
В первую очередь с произведениями народного творчества.
Цель проекта
Приобщать детей к миру прекрасного, через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров .
Задачи проекта
Создать развивающее пространство по декоративно – прикладному
искусству народных мастеров Дымково ;
Развивать творческую личность в художественно продуктивной
деятельности;
Расширять представления о дымковской игрушке , процессе ее
изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;
Обучить умению выделять элементы дымковской росписи
(кружочки, клеточки, полоски) ;
Воспитывать чувство гордости и удовлетворения от хорошо и
красиво выполненной работы и одобрения сверстников и
взрослого.
Привлечь родителей к созданию
мини-музея.
Этапы работы
Подготовительный этап
Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом
возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
Изучение литературы по данной проблеме;
создание развивающей среды , оснащение уголка группы
материалами по теме проекта ;
привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение
к сотрудничеству).
Практический этап
Отбор и изготовление дидактических игр, стихов, рассказов
по теме проекта ;
Беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций;
Сюжетно – ролевые игры «Магазин игрушек » , «Ярмарка
игрушек »;
Оформить выставку детских работ;
Создать мини-музей «Народная игрушка »
Заключительный этап
Оформление альбома «Дымковская игрушка » ;
Оформление консультаций для родителей («Роль народной
игрушки в воспитании дошкольника», «Народная игрушка
и ее роль в развитии дошкольника»);
Оформление выставки детских работ;
Создание мини-музея «Народная игрушка »
Взаимодействие с детьми
Беседа «Народные игрушки » ;
Беседа с рассматриванием дымковских игрушек ;
Рисование наряд для барышни, лошадки;
Д/и «Составь узор» , «Наряди Олешка» ;
Чтение сказок, загадок, заучивание стихотворений;
Взаимодействие с родителями
Анкетирование по теме;
Консультации для родителей;
Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини - музей
Ожидаемый результат
Дети :
расширили представления о дымковской игрушке ;
научились выделять элементы дымковской росписи ;
научились видеть и откликаться на проявление красоты
в искусстве;
приобрели изобразительно-выразительные умения (передача
формы, пропорций, композиции).
Родители :
приняли участие в подборе предметов народного промысла;
приобрели знания о народной дымковской игрушки ;
укрепили внутрисемейные связи.
Литература
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
8. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка . Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
Алена Фирсова (Сычевник)
Дымковская игрушка
Конспект комплексного занятия в средней группе
Воспитатель Сычевник А. В.
Программные задачи :
1. Образовательная : формирование у детей навыков наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику рисования – ватные палочки : горошины рисовать кисточкой; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки.
2. Развивающая : развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.
3. Воспитательная : воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи .
Дидактический материал :
Иллюстрации : Дымковские игрушки .
Словарная работа :
Активизация словаря : глиняные, деревянные, пластмассовые, конь.
Обогащение словаря : умельцы, дымковская , мастера, роспись, горошина, точка.
Предварительная работа :
Просмотр видеопрезентации о Дымковской игрушке ;
Знакомство с дымковскими игрушками , с техникой их выполнения, с мастерами промысла;
Рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке .
Раздаточный материал : (на каждого ребенка)
Силуэт коня
изобразительные материалы : (краски акварельные, кисточка, ватная палочка, вода, клеенка, салфетка)
Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе :
1–я часть : Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки » .
Привлекаю внимание детей.
Ребята посмотрите, что у меня в руках!
Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого.
Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.
- «Для ребят средней группы «Б» «Одуванчики» от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки?
Ребята, что это? (игрушки ) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках ?
Эти игрушки сделаны из глины . Из чего сделаны игрушки ? (из глины)
В далёкие времена не было таких игрушек , какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше ? (умельцы) . Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками .
Придумывают игрушки люди , а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике . Машины эти называются – станки.
Где изготавливают сейчас игрушки , как называются машины, на которых делают игрушки ? (ответы детей) .
Заводов по изготовлению игрушек раньше не было . Игрушки делали сами люди . Они их делали из дерева и глины (показываю) .
С деревянной игрушкой мы уже знакомились . Как она называется? (Матрешка)
Из чего в далёкие времена делали игрушки ? (дерева, глины) .
Глину, как и дерево, всегда можно найти. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.
Достаю из посылки остальные игрушки , рассматриваем с детьми. Называю и показываю :
Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.
Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки , другие их расписывали.
Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки . Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.
Расставляю игрушки на столах , дети подходят к игрушкам по желанию , рассматривают.
Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть. После того как дети рассмотрели, спрашиваю :
Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки) .
Какого цвета? (ответы детей) .
Начали делать такие игрушки очень-очень давно , в селе с красивым названием Дымково . (Дети повторяют название) . Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют) . Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки . Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки , только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки .
Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.
Физкультминутка :
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Предлагаю отгадать загадку об одной из дымковских игрушек :
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)
2–я часть : Продуктивная деятельность «Роспись дымковского коня »
Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки ?
Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки .
Рассматриваем игрушки . Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, клеточку, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи .
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе. Слежу за осанкой детей.
Из ваших работ мы будем оформлять выставку «Веселая дымковская ярмарка » .
Рефлексия. Вопросы к детям :
Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?
Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата-близнеца?
Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?
Трудовое поручение.
Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков. Задачи: познакомить детей с народным.
Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».
Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка» (дымковская игрушка) Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка». Тема: «Уточка». (Дымковская игрушка) Цель: познакомить с дымковской.
Конспект занятия по лепке «Уточка» (дымковская игрушка) СЦЕНАРИЙ Творческая мастерская Тема «Уточка (по дымковской игрушке)» Возрастная группа: 2 средняя Воспитатель: Урванцева Светлана Николаевна.