С 1 ноября в муниципальных библиотеках города стартовал цикл мероприятий, посвященных самому молодому государственному празднику России – Дню народного единства. За два дня их участниками стали более 250 читателей библиотек разных возрастных групп.

День народного единства – это праздник с богатейшей историей, которая началась 400 лет назад (в 1612 году); это – праздник взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. Об истории праздника и истории России, о воинской славе и доблести, о гордости за нашу Родину и ее героев, о милосердии и доброте говорили библиотечные специалисты на разных по форме и содержанию мероприятиях.

1 ноября вечер добра и милосердия в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина объединил членов клуба для пожилых людей «Вместе» и студенческого клуба «Взгляд». Участниками часа патриотизма «Недаром помнит вся Россия» в детской библиотеке №3 и исторического часа в библиотеке-филиале №5 стали учащиеся школ микрорайонов.

Разнообразные мероприятия, посвященные Дню народного единства, прошли в библиотеках и 2 ноября : исторический вечер для школьников 7-8 классов в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, устный журнал – для студентов Елецкого промышленно-экономического техникума в Центральной городской библиотеке. Семиклассники школы №1 стали участниками конкурсно-игровой программы «Юный историк» в библиотеке-филиале №7. Участники мероприятий получили много полезной информации об истории праздника, Смутном времени, освобождении Москвы от польских интервентов, о роли Минина и Пожарского в объединении страны, а также проверили свои знания в предложенных викторинах.

Урок истории «День народного единства. Гражданин Минин и князь Пожарский» провели в детской библиотеке №1 им. А. С. Пушкина. Пятиклассники школы №15 узнали о жизни и деяниях Минина и Пожарского, их роли в событиях 1612 года, об освобождении Руси, а затем приняли участие в викторине. Ребята с интересом знакомились с содержанием книжной выставки «Славные сыны Российской державы» и буклета «Не забудет наш народ доблесть русских воевод», созданного в библиотеке.

400-летию освобождения Москвы от польской интервенции был посвящен исторический час «Великая дата России» в библиотеке-филиале №4, участниками которого стали школьники 8-9 классов НОУ СОШ «Развитие». Ведущие в костюмах той эпохи (представители клубов «Копье», «Витязь» и «Биврёст») повели участников мероприятия в историческое прошлое России, в эпоху Смутного времени.

Около 20 читателей библиотеки-филиала №9 приняли участие в викторине у выставки-викторины .

Праздничные мероприятия в библиотеках согласно опубликованной программе проходили и в следующие дни.

3 ноября час истории «Не бывать в России смуты» провели в библиотеке-филиале №10.

4 ноября мы отмечали День народного единства. В этот день юные читатели детской библиотеки №3 по страницам устного журнала «Не бывать в России смуты» совершили экскурс в историческое прошлое Руси, познакомились с событиями 400-летней давности, послужившие причиной рождения праздника народного единства. Библиотекари рассказали ребятам, что именно 4 ноября 1612 года два русских героя - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали из Московского Кремля польских захватчиков, тем самым, положив конец тридцатилетнему периоду, который историки называют Смутным временем.

Устный журнал состоял из 4-х страниц:

1 страница «Смотрит в небо глазами синими наша завтрашняя Россия ». Ведущие рассказали присутствующим о величии нашей Родины - России, о русских людях готовых защищать свое Отечество не жалея жизни. Прозвучали стихи Э. Асадова, И. Северянина.

2 страница «Смутное время » была посвящена историческим событиям 1612 года на Руси, так называемом Смутном времени.

На 3 странице «Очищение от Смуты » разговор шел об изгнании польских интервентов из Москвы и об историческом значении этой победы для жизни русского народа.

4 страница «Урок дает история » – о празднике. Новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Завершила мероприятие небольшая викторина.

Участниками всех мероприятий стали около 400 читателей библиотек разных возрастных групп.

Г.Н. Шеламова, методист по работе с детьми

ЦГБ им. М. Горького МБУК «ЦБС г. Ельца»,

член Союза журналистов России

Разработка мероприятия ПРАЗДНИК «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА». Сценарий для школьников 6-7 классов

Киселева Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО «СЮН» г. Палласовка Волгоградской области.
Предлагаемый мною сценарий праздника для школьников 6-7 классов может быть полезен для учителей истории, педагогов дополнительного образования, классных руководителей в общеобразовательных школах и родителей. В ходе учебно-воспитательного процесса данный материал может использоваться при подготовке к мероприятиям патриотической направленности, показывающим подвиг и сплоченность нашего народа.
Цель: Создать условия для воспитания патриотических чувств.
Задачи:
- Приобщать к историческому прошлому.
- Развивать интерес к истории России.
- Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: Воздушные шары красного, синего и белого цветов, плакат « День народного единства», Российский триколор, мультимедийный проигрыватель.
Действующие лица:
-Ведущие дети (1,2,3,4) в русских костюмах.
-Чтецы стихов.
-Танцоры.

Звучит Государственный Гимн России. (Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.)

Ведущий 1 . Наше Отечество, наша Родина, наша матушка - Россия!
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и как мать защищает нас от всяких врагов…

Чтец стихов .
Россия! Ты всегда слыла
Для стран других загадкою.
Но не всегда судьба была
Страны великой гладкою.
Порой не радость, а; печаль
Царили над Россией,
И часто защищала сталь
Ее озера синие.
Порой невзгоды над страной
Кружились черным вороном,
Плечом к плечу вставал народ,
Чтобы сразиться с врагом.
И были у большой страны
Героев поколения –
В День независимости мы
Их вспомним, без сомнения!
(Е. Швецова)

Ведущий1. Добрый день, дорогие ребята! 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Этот день занимает особое место среди наших государственных праздников. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя независимости Родины.

Чтец стихов.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
(Н. Майданик)

Ведущий 2. В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля нашей страны, крепло единство народа. Были в истории России такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза.
Ведущий 3. Много лет тому назад, после смерти царя Ивана Грозного, наступило на Руси Смутное время. Недолго правил страной сын Ивана Грозного – мягкосердечный царь Федор Иоаннович. Он не оставил наследников, и после его кончины на трон сел родич царя – боярин Борис Годунов. Царь Борис был умен и старался сделать много полезного для своего народа, но точно какое-то проклятье тяготело над всеми его делами. Сначала начался в стране страшный голод. А вскоре появился Самозванец, который с помощью хитрого польского короля решил завладеть русским престолом, выдавая себя за погибшего в младенчестве царевича Димитрия – сына Ивана Грозного. Этот Самозванец Лжедмитрий собрал в Польше разбойничье войско и вместе с ним двинулся на Москву.

Звучит песня «Вставайте, люди русские!»(Музыка С. Прокофьева).Танцоры исполняют танец-постановку.


Ведущий 4. Русские люди сначала поверили Самозванцу. Однако сам Борис Годунов держался твердо и не пускал Лжедмитрия в столицу. Но внезапно царь Борис умер, и Лжедмитрий с поляками без боя вошел в Москву, заняв царский престол. Однако столица восстала против их власти: убили в Кремле Лжедмитрия, изгнали польские отряды. На царство избрали нового царя – князя Василия Шуйского.
Ведущий 1. Кончилось Смутное время? Нет. Только начиналось. Князя Василия возвели на царство, но страна продолжала волноваться. Совсем скоро объявился и встал лагерем под Москвой новый Лжедмитрий. И опять нашлись люди, которые поверили новому Самозванцу. И таких было немало! Власть царя Василия слабела на глазах. Верные ратники, служившие царю, стали уходить в лагерь к Самозванцу Лжедмитрию. Лишь немногие остались служить законному царю Василию.
Ведущий 2. Жил в то время в России мужественный и мудрый человек – патриарх Гермоген. Первым встал он на защиту Отечества и послал в лагерь Самозванца гонца с грамотой, чтобы образумить тех, кто изменил законному царю. «Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитывались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются наши святыни; как проливается кровь неповинных. На кого вы подымаете оружие – не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?» С северо-запада напала на Русь шведская конница, по стране бродили отряды поляков и прочих разбойников, что пришли с Самозванцем на Русь. Польский король Сигизмунд объявил России войну и вошел в страну с войском, желая править Русью и обратить наш народ в свою веру.
Ведущий 3. Храбро оборонялись русские города и крепости. Образцом мужества и стойкости в борьбе с польскими захватчиками стала оборона Троице-Сергиевого монастыря, находившегося недалеко от Москвы. Две тысячи человек – иноков, воинов, крестьян, женщин, детей – защищались в стенах монастыря против пятнадцати тысяч осаждающих поляков. Так стояли они целых полтора года, не сдавая монастырь.


А московские бояре, испугавшись поляков, предали царя Василия Шуйского, свергли его с престола и, открыв ворота Москвы, впустили в Кремль польские войска, пытаясь склонить москвичей присягнуть на верность полякам. Русский престол занял сын польского короля Сигизмунда Владислав.
Ведущий 4 . Бесстрашный патриарх Гермоген рассылал гонцов по городу звать москвичей в Кремль, в Успенский собор. До хрипоты говорил он в соборе, запрещая давать присягу на верность польскому королю-завоевателю. Польская стража схватила патриарха Гермогена и заточила в темницу. И здесь патриарх дал пример крепости духа в Смутное время. Тогда по примеру патриарха города Смоленск и Москва стали рассылать грамоты, звали всю Русь собирать ополчение, идти освобождать Москву. Народ во всех русских городах и селениях слушал призывы постоять за Отечество.

Чтец стихов.
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей.
(Н. Майданик)

Звучит песня « Нижний Новгород ». (Слова и музыка И. Русских)

Ведущий1. Нижний Новгород. Жил в то время в Нижнем Новгороде мещанин Косьма Минин. На площади, где читали грамоты, сказал Минин народу: «Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, но выкупим из беды Отечество! Нижегородцы! Защитим Россию! Умрем за Русь святую! Знаю я храброго полководца – князя Дмитрия Пожарского! Пойдем к нему, и от имени всех людей русских будем просить его спасти Россию…».
Ведущий 2. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России. А при войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой русские воины три дня постились и молили о помощи Богородицу пред Ее чудотворной иконой. Чудесным образом явлена была эта икона…

Чтец стихов.
Перед святой иконой
Сколько молилось людей!
Клали земные поклоны
Что-то шептали ей,
Просили её с надеждой:
- Спаси, сохрани, научи.
И лик Её кроткий и нежный
Любви озаряли лучи.
И тех, кто перед Ней стояли
И руки тянули с мольбой,
Она утешала в печалях,
Смягчала страданья и боль.


Ведущий 3. 4 ноября 1612 года (22 октября по старому стилю) ополченцы Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву. На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся, но русские воины сражались, чтобы победить. И победили! Вся Россия благодарила храбрых своих сынов Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, вокруг которых собрались люди со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Поляки были изгнаны из Москвы, ратники торжественно внесли в Кремль Казанскую икону. В течение еще целого года освобождали захваченные поляками и шведами русские земли.

Чтец стихов.
Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День народного единства!
(О. Емельянова)

Звучит отрывок из оперы «Иван Сусанин» (Музыка М. Глинки).

Ведущий 4. Даже после изгнания поляков из Москвы интервенты еще долгое время предпринимали попытки навредить русскому народу. Все мы помним подвиг русского мужика Ивана Сусанина, который отнесён к числу национальных героев России. Зимой 1612-1613гг. Сусанин был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино - вотчины Романовых, где находился царь. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражён в художественной литературе и в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». В Костроме установлен памятник И. Сусанину.


Ведущий 1. В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. В память о чудесной победе над поляками царем Алексеем Михайловичем был установлен осенний праздник Казанской иконы Божией Матери, который отмечается с 1649года 4 ноября в знак благодарности Богородице – Заступнице за Россию в Смутное время. В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, торжественно была перенесена в этот храм. На Красной площади также поставлен памятник освободителям России, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Чтец стихов.
С историей не спорят, с историей живут
Она объединяет на подвиг и на труд
Едино государство, когда един народ
Когда великой силой он движется вперед
Врага он побеждает, встав, как один на бой
И Русь освобождает и жертвует собой
Во славу тех героев живем одной судьбой
Сегодня день единства мы празднуем с тобой!
(Н. Майданик)

Ведущий 1 . История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Когда мы едины, мы непобедимы!
Ведущий 2. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад! Соединяет людей и народы дружба. Только вместе они живут счастливо!
Ведущий 3. Будем помнить: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Чтец стихов.
С Днем народного единства поздравляю,
Пусть над нами светит мир и благодать,
И пусть дружба еще крепче всех скрепляет,
Гордость мы друг друга сможем отстоять!

Не разрушит нашу мощь никто и силу,
Только вместе сможем все преодолеть,
И расскажем всей планете, всему миру,
Что народ един, его не одолеть!
(О. Фурсова)

Начиная с 2005 года, в России мы ежегодно 4 ноября отмечаем праздник – День народного единства. До этого в нашей стране не было официальных праздников, посвященных событиям досоветской истории. Почти четыре века назад, в тяжелейшие времена раскола и междоусобиц, многонациональный народ нашей страны объединился, чтобы сохранить независимость и государственность России. И потому для современной России День народного единства – это праздник всего гражданского общества. День, когда мы отдаем дань вековым традициям патриотизма, согласия и сплоченности народа.

К этой дате в Центральной районной библиотеке оформлена тематическая книжная выставка «Единство народа, пронесённое через века», которая включает следующие разделы:

В единстве народа - сила страны

О днях великой смуты.

Герои смутного времени

Россия после смутного времени.

На выставке представлены книги, журнальные и газетные статьи, рекомендательные списки литературы, посвящённые Дню народного единства – его истории, событиям 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободили Москву от польских интервентов, проявив героизм и сплоченность.

Встречая этот праздник, люди всех национальностей, веры и убеждений, принадлежащие к разным социальным группам, должны осознать себя единым народом с общей исторической судьбой и общим будущим, проникнуться любовью к Родине и заботой о ближнем.

«Когда мы едины, мы непобедимы» - так называлась музыкально-познавательная программа, организованная совместно Центральной районной библиотекой, детской школой искусств, РДК и краеведческим музеем ко Дню народного единства.

Вниманию присутствующих на мероприятии, библиотекари представили электронную выставку – рассказ «Великий праздник, Великой страны», в ходе которой рассказали об истории праздника, дате его учреждения, о событиях 1612 года, когда смертельная опасность объединила все патриотические силы страны и народное ополчение, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, проявив стойкость, мужество и беззаветную преданность к Родине, освободило Москву от польских интервентов.

Юные читатели Набережно-Морквашской библиотеки приняли стали участниками исторической мозаики «Единый народ – единая держава».


Участники мероприятия получили много полезной информации об истории праздника о периоде смутного времени, об освобождении Москвы от польских интервентов и о роли Минина и Пожарского в объединении страны, также ребята проверили свои знания в тематической викторине.

В Октябрьской библиотеке оформлена выставка-обзор «Едино государство, пока един народ!».

В первом разделе «Сила России – в единстве»,вниманию читателей представлена литература по истории Отечества, рассказывающая о подвиге русского народа в те далёкие времена, о великом русском князе Дмитрии Пожарском и национальном герое Кузьме Минине, а также о современном развитии российской государственности.

В разделе «Во славу Отечества, во славу России!» содержатся книги, в которых рассказывается о патриотизме и любви к Родине, о единстве современной России, символизирующей дань вековым традициям, согласие и дружбу многих народов.

Цель выставки – развитие чувства патриотизма, повышение интереса к историческим событиям, происходившим в Российском государстве.

В Майданской сельской библиотеке прошел час истории «Навстречу друг к другу».

Ребята совершили экскурс в историческое прошлое Руси, познакомились с событиями 400-летней давности. Библиотекарь Сельская Л.Н. рассказала ребятам, что именно 4 ноября 1612 года два русских героя - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали из Московского Кремля польских захватчиков, тем самым, положив конец тридцатилетнему периоду, который историки называют Смутным временем. Ребята с интересом знакомились с содержанием книжной выставки «Родина и единство», где была выставлена литература по теме. Завершила мероприятие небольшая викторина.

Читателям Районной детской библиотеки представлена выставка - рассказ «Ключевое слово – «Единство».

В Введенско-Слободской библиотеке для юных читателей проведён час познаний «День народного единства».

К мероприятию была оформлена тематическая выкладка литературы «Во славу Отечества».

Час исторических событий " В единстве наша сила» проведён для читателей Кильдеевской библиотеки.

Используя электронную презентацию "День народного единства", библиотекарь Мукаева Г.Н. рассказала детям об истории празднования этого дня, о том, что произошло на Руси четыреста пять лет тому назад, как под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского был окончательно освобожден Московский Кремль от польских захватчиков.

Открытый просмотр литературы «Подвиг во имя России» дополнил рассказ библиотекаря и наглядно познакомил юных читателей с подвигом и единением многонационального российского народа.

Молодое поколение обязано помнить о событиях такого масштаба и память эта ни в коем случае не должна быть утрачена потомками. В этой памяти мы черпаем силы для преодоления трудностей, в этой памяти - мы единый и непобедимый русский народ.

В Коргузинской библиотеке прошла беседа с показом электронной презентации «Начинаем мы опять по истории шагать».

Заведующая библиотекой Любовь Грачева рассказала читателям об исторических событиях 1612 года, в память о которых был учрежден День народного единства, о его значении в укреплении Российского государства и истории России, о Смутном времени, освобождении Москвы от польских интервентов, о роли Минина и Пожарского в объединении страны.

Ребята с интересом слушали библиотекаря, а затем приняли участие в викторине о государственных праздниках России. В завершение мероприятия все выбрали книги для домашнего чтения по данной теме.

В Маматкозинской библиотеке прошла беседа «Сквозь даль столетий: Минин и Пожарский».

Заведующая библиотекой Елена Седова рассказала юным читателям, что 4 ноября мы отмечаем один из самых главных государственных праздников дружбы и объединения, любви и согласия - День народного единства.

При помощи электронной презентации перед учащимися ожили страницы истории нашей страны: трудное для народа Смутное время, ложные цари, герои народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Ребята с большим интересом всматривались в слайды презентации и смогли понять, что история России учит нас, тому, что порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Россия сильна только тогда, когда она едина. Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник.

В Кураловской библиотеке прошла информационная минутка «В единстве народа вся сила России».

405 лет назад русский народ защитил свою дорогую родину от польской интервенции. И каждый может справедливо гордиться этим святым и великим делом, помянув добрым словом доблестных, честных и верных защитников своей родной земли. В мероприятии использована электронная презентация «Слава Родины нашей отважным сынам» и раздел «Освобождение Москвы от поляков» из книги «Моя первая история».

«От Руси к России» - час интересной истории об истории праздника День народного единства провела заведующая Русско-Макуловской библиотекой Першина Н.А. для учащихся группы продленного дня Макуловской СОШ.

Во время беседы читатели познакомились с историей Смутного времени, а также с событиями 1609-1612 гг., которые сыграли ключевую роль в истории становления российского государства. В конце мероприятия показан видеоролик об этом периоде истории нашей страны.

Час патриотического просвещения «Национальные герои России: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» прошёл в Соболевской библиотеке.

Библиотекарь Самойлова Л.А. рассказала читателям о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском о том, что под их руководством был окончательно освобожден московский Кремль от польских захватчиков. О том, что День Народного Единства - это день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России.

Дню народного единства был посвящён флешмоб «В дружбе народов – единство России», организованный совместно работниками Шеланговского СДК, библиотеки и школы.

В начале мероприятия все встали в круг и взявшись за руки выполнили ряд спортивных танцевальных движений, показав этим дружбу разных народов, Затем беседовали с присутствующими о Дне народного единства, о народных героях К. Минине и Д. Пожарском, о патриотизме и любви к родной стране, уважении к традициям нашего многонационального народа.

Подводя итоги, пришли к выводу, что не важно, к какой национальности относится человек, главное быть добрым, отзывчивым и жить всем вместе в мире и согласии.

В преддверии праздника заведующая Шеланговской библиотекой для учащихся школы провела провела беседу – диалог «В единстве вся сила Росс ии».

Библиотекарь рассказала об истории праздника и истории России. Перед учащимися ожили страницы нашей страны: трудное для народа Смутное время, герои народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Родина и единство – такой глубокий смысл был заложен в этом мероприятии .

В Вахитовской библиотеке была оформлена внутриполочная выставка под названием «Единый народ - единая держава» . Читателям представлены материалы об истории возникновения праздника и книги по истории России.

Читателям Канашской библиотеки предложены материалы книжной выкладки "В единстве - наша сила"


День народного единства в России - это государственный праздник, который исторически связан с далекими событиями начала 17-го века, когда 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

В числе мероприятий, которые проходят в рамках подготовки к празднованию Дня народного единства , информационно-библиографический отдел (зав. Пашкина Л. С.) кстовской Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина подготовил книжную выставку «4 ноября – День народного единства ». Выставка адресована всем, кто интересуется историей российского государства.

Экспозиция включает издания из фонда библиотеки:

  • книгу Соколова А. Н. «Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский»;
  • исторический роман Костылева В. И. «Кузьма Минин»;
  • книгу Руслана Скрынникова «Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени» (серия биографий «Жизнь замечательных людей»);
  • книгу Храмцовского Н. И. «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» - уникальный памятник нижегородского краеведения;
  • учебник «История России» (под редакцией М. Н. Зуева и А. А. Чернобаева);
  • энциклопедию «Праздники народов России»;
  • «Мининские чтения»;
  • каталог книжной выставки «Нижегородский подвиг. Книги о Смутном времени начала XVII века и Нижегородском ополчении 1611-1612 гг. (из собрания Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина);
  • методические материалы в помощь духовно-нравственному воспитанию детей и подростков Л. В. Сускиной, Е. А. Мартыненко «Великие граждане великой России. Нижегородскому ополчению (1611-1612 гг.) посвящается»;
  • краеведческий альманах «Отечество»;
  • статьи из «Литературной газеты» о российской нации;
  • буклеты информационно-библиографического отдела, выпущенные к празднику «День народного единства».

Лазукина Н.Ю., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МАООУ СОШ № 59 г. Екатеринбург

День народного единства в школе

Тема: «Возьмемся за руки, друзья!».

Цель: Воспитание у детей и подростков толерантности, ответственности, патриотизма, чувства коллективизма.

в муниципальных общеобразовательных учреждениях

№№ п.п.

Наименование мероприятия

Возраст участников

Количество участников

Конкурс рисунков «Мир, в котором мы живем»

Учащиеся 6 классов

4 человека от класса

Веселые старты «В дружбе – наша сила!»

Учащиеся 7 классов

Команда: 2 человека от класса(1 девочка, 1 мальчик), 3 болельщика

Викторина по истории «Прошлое – рядом»

Учащиеся 8, 11 классов

4 человека от класса (по 2 человека от параллели.)

Мастер-класс «Подготовка выставочной экспозиции «Смутное время: история России в русском искусстве»

Активисты школьного музея

2 человека от класса

Литературный марафон «Да, были люди в наше время…»

Учащиеся 10 классов

Конкурс юных корреспондентов «Репортаж на тему дня»

Учащиеся 5 классов

4 человека от класса

Конкурс юных политологов «С высокой трибуны»

Уч-ся 9 классов, представители органов ученического самоуправления

Команда: 2 человека от класса, 3 зрителя

Праздничный калейдоскоп «Возьмемся за руки, друзья!»

Учащиеся 2-4 классов

6 человек от класса

Комментарии:

Общие (к конкурсам 1 – 7):

  1. Образовательное учреждение, на базе которого проводится мероприятие, готовит все необходимое для его проведения (помещение, содержательную часть конкурса или викторины, критерии оценки, протокол, отчет о проведении), определяет состав жюри, осуществляет фото или видеосъемку.
  2. Протоколы (образец прилагается) и отчет сдаются в форме коллажа: выполняется на формате А-3 (количество листов не ограничено) с использованием фотоматериалов. По представленным материалам будет выпущен буклет.
  3. Все участники делятся на команды (равное количество человек в каждой команде). Главный критерий: все участники должны быть из разных классов. Члены команды распределяют роли для выполнения конкурсного задания. Каждая команда после выполнения конкурсного задания готовит презентацию коллективного результата, обязательным атрибутом которой является название команды.

приложение

ПРОТОКОЛ

название конкурса, викторины

№ ОУ______________

Название команды

Фамилия, имя участника

№№ ОУ

Место

Примечания

К отдельным конкурсам:

  1. Конкурс рисунков «Мир, в котором мы живем». Всем участникам иметь при себе лист формата А-3, все необходимое для рисования (краски, карандаши, кисточки). Каждая команда-участница определяет концепцию выставки своих работ в соответствии с заявленной тематикой, выбирает название, распределяет роли (что будет изображать на своем рисунке каждый участник), готовит выставку по окончании работы и ее презентацию.
  2. Веселые старты «В дружбе – наша сила!». Все участники должны иметь спортивную форму. Команды-участницы (в составе равное количество мальчиков и девочек) проходят различные этапы, определенные организатором веселых стартов. По сумме побед на каждом этапе определяется команда-победитель.
  3. Викторина по истории «Прошлое – рядом». Участникам заранее предлагается повторить материал по истории Отечества «Смутное время. К.Минин и Д.Пожарский». При себе иметь ручки. Состав команды – учащиеся 8 и 11 классов из разных школ. Команда-победитель викторины определяется по сумме баллов, набранных за правильные ответы в командном и личном зачетах.
  4. Мастер-класс «Подготовка выставочной экспозиции «Смутное время: история России в русском искусстве». Командам-участницам предлагается за определенное время подготовить и оформить выставочную экспозицию по заданной теме, а также провести по ней экскурсию. Для этого заранее подготовить и иметь при себе необходимый материал. Источники, которые могут быть использованы при подготовке: исторические материалы, А.К.Толстой «Князь Серебряный», «Царь Борис», К.Маковский «Минин на Нижегородской площади», фотографии памятника Минину и Пожарскому, М.П.Мусоргский «Борис Годунов», А.Н.Островский «Козьма Захарьич Минин», А.С.Пушкин «Борис Годунов» и др.
  5. Литературный марафон «Да, были люди в наше время…». Команды-участницы представляют творческий продукт – выразительное чтение отрывков из художественных, публицистических произведений в соответствии с заявленной темой. Главный критерий – целостность литературной композиции. Выступление может быть сопровождено музыкальными фрагментами. Продолжительность литературной композиции – не более 10-12 минут. Для подготовки содержательной части участникам предлагается заранее подготовить и принести с собой источники, а также воспользоваться библиотечным фондом образовательного учреждения, где проходит литературный марафон. Пока команды готовятся к выступлению, для зрителей проводится коллективная игра, просмотр фильма, экскурсия в школьный музей и т.п.
  6. Конкурс юных корреспондентов «Репортаж на тему дня». Команды-участницы готовят школьные стенгазеты на тему «День народного единства». Всем участникам иметь при себе все необходимое для выпуска газеты: карандаши, листочки, краски, кисти, клей, вырезки из газет, журналов, фотографии и т.п. Газета выполняется на ватмане стандартного размера. Ватман и сопутствующие материалы (по необходимости) готовит образовательное учреждение, где проводится конкурс.
  7. Конкурс юных политологов «С высокой трибуны». Командам-участницам выдается задание: подготовить текст публичного выступления по определенной теме и произнести его с «высокой трибуны». Выступающего определяет команда самостоятельно. Пока команды готовятся к выступлению, для зрителей проводится коллективная игра, просмотр фильма, экскурсия в школьный музей и т.п. Темы выступлений готовит образовательное учреждение, на базе которого проходит данный конкурс.
  8. Праздничный калейдоскоп «Возьмемся за руки, друзья!». Данное мероприятие носит развлекательный характер. Школьники в процессе знакомства с образовательным учреждением посещают различные студии, мастерские, гостиные, секции и т.п. (студия танцев, хоровая студия, литературная гостиная, мастерская ваяния и зодчества и т.п.), где детям предлагается разучить несложный коллективный танец, спеть любимые песни, изготовить своими руками несложный сувенир и т.п.). Желательно сформировать несколько временных детских объединений. Содержательную часть праздничного калейдоскопа готовит образовательное учреждение, на базе которого проходит мероприятие. Главный критерий: дети должны познакомиться и получить радость от нового общения.