Год назад представители рынка ювелирных изделий забили тревогу: в первом квартале 2016-го спрос на изделия достиг минимума с 2008 года. Продано было 7,7 тонн продукции, то есть на 17% меньше, чем за год до этого. Такие данные опубликовал Всемирный золотой совет.

По ито­гам 2016 го­да юве­ли­ры России снизили ис­поль­зо­ва­ние зо­ло­та для из­го­то­в­ле­ния из­де­лий на 9,5% по срав­не­нию с го­дом ра­нее - до 30,984 тон­ны.

Так, нижегородские ювелиры существенно теряют покупателей с 2013 года. Ответ простой - нет спроса. Как сообщает Newsnn.ru , основными покупателями сейчас стали молодожены, заказывающие кольца, порой даже в кредит. Причиной этого участники рынка называют падение доходов населения. Так, за январь-май 2017 года, по данным Нижегородстата, доходы населения Нижегородской области снизились на 6%.

Владелец нижегородской ювелирной студии Александр Моляков говорит, что выручка его бутика упала в несколько сразу после нового 2014 года. «Если сравнивать, сколько я зарабатывал до 2014 года и сколько сейчас – это в 3-4 раза меньше, - сообщил он Newsnn.ru . – Раньше средний чек был в районе 50 – 60 тысяч рублей, сейчас и 20 тысяч они не тянут».

Г-н Моляков также отметил, что у коллег в других регионах ситуация так же сложная. «Я общаюсь со всеми регионами России и у всех всегда спрашиваю «как дела?». И у всех все плохо, даже в Москве. Хотя Москва, можно сказать, - это другая планета», - отметил он.

Как сообщает Inkazan.ru , падение спроса началось еще в 2014 году. Произошло это в результате девальвации рубля, введения санкций и снижения экспортных сырьевых доходов государства, писал Золотой совет. С тех пор отрасль продолжало лихорадить: из-за кризиса падал средний чек и вес продаваемых изделий, с рынка вынуждены были уходить большие игроки. Как отмечали некоторые участники рынка, относительно стабильно продолжали продаваться лишь классические изделия с одиночным крупным бриллиантом. Судя по всему, это даже подтолкнуло минэкономразвития России задуматься о снятии запрета на продажи ювелирных изделий через интернет.

А в Ростове эксперты предположили, что введение платных парковок также негативно повлияло на ювелирный рынок в регионе. Как предположил в беседе с изданием Rostovgazeta.ru представитель ювелирного дома "Шико", падение числа продаж стало заметным после введения платных парковок в центре, там, где находится большинство ювелирных салонов Ростова. "Конечно, на ювелирном рынке перенасыщение, но еще пошел отсев людей из-за того, что с октября 2016 года в центре стало тяжело припарковаться. Открыли пешеходные зоны, места для парковок стало меньше, а если есть, то это все платно. Люди и перестали приезжать в центр за покупками", - сказал собеседник агентства.

Изменения в экономике, правовых нормах, структуре города сказались на качестве изделий, считает представитель "Ювелирной мастерской №1" в Ростове. "Сейчас чтобы украшения были дешевле, их делают пустотелыми, легкими, пробу ниже и часто умалчивают об этом. Поэтому покупателям нужно внимательно смотреть на бирки", - отмечает эксперт. При ухудшении ситуации возможно дальнейшее падение качества изделий.

На ювелирном рынке сокращается ассортимент и количество работников. "За последние годы стало закрываться меньше предприятий, за несколько лет - два-три. Но повсеместно сокращают рабочие места и ассортимент. В целом, производство останавливается, убытки не дают развиваться", - говорит директор фирмы "Золотой рай" Алексей Иванов. Эти изменения он обуславливает влиянием высокой арендной платы для ювелиров. "Если бы государство контролировало цены на аренду, то было бы лучше", - считает директор.

В Ставрополе п о словам ведущего аналитика компании "Аналитик-Сервис" Антона Быкова, падение розничных продаж ювелирной продукции началось с 2014 года. В 2015 году падение ускорилось примерно на 15%, в 2016 году - до 30%.

"Происходит расслоение общества потребителей. Есть большой рынок низкокачественной «блестящей» продукции, а есть рынок дорогой брендовой продукции или изделий на заказ. Второе направление интересно тем, кто понимает в искусстве и имеет деньги, чтобы это заказать, остальные, если и приходят за ювелирной продукцией, стараются экономить", - прокомментировал NewsTracker.ru владелец ювелирного бизнеса «Златокузнец» Алексей Смольняков.

Он отмечает, что все это происходит на фоне общего снижения количества клиентов, что заставляет ювелиров искать способы дохода и делать работу, от которой они ранее бы отказались из-за простоты и дешевизны. При этом, как считает Смольняков, приобретать изделия, сделанные на заказ, сейчас выгоднее, так как это при согласовании всех параметров с мастером может выйти дешевле, чем покупка аналогичной вещи в бутике.

Как рассказал NewsTracker.ru , ювелир Алексей Калашников, заказы «полегчали» в среднем с 4-5 до 2-2,5 грамма, а материалы, которые предпочитают люди, упростились. Например, из заказов практически исчезли бриллианты. Дело в том, что люди в регионе готовы отдавать в среднем до 10 тысяч рублей за изделие, в то время как пару лет назад эта цифра держалась на уровне 20-25 тысяч рублей.

В Гильдии ювелиров России, считают, что проблема № 1 – это спад объема производства и продаж, падение спроса. За последние три года уменьшился средний вес изделий, выпускаемых из золота с 2,6 грамм до 1,9 грамм, говорят специалисты. Падает экспорт, в 2016 году – минус 34 %. К этим проблемам добавляются претензии налоговых органов, которые подозревают ювелирные компании в создании схем по уклонению от уплат НДС. Ювелирные компании в свою очередь считают эти претензии неправомерными. Не очень охотно российские банки дают кредиты, считая отрасль зоной повышенного риска. Растут штрафы и число проверок выполнения требований законодательства в области регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, в области противодействия отмыванию доходов полученных преступным путём, в области регулирования розничных продаж ювелирных изделий, в области регулирования продаж ювелирных изделий дистанционными способами. И это еще не полный перечень проблем.

Отметим, что на ювелирный рынок оказали влияние новые правовые нормы. С 10 января 2016 года были внесены поправки в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». И теперь при покупке украшений на сумму более 40 тысяч рублей наличными или 100 тысяч по карте покупатель обязан предъявить паспорт, а продавец - передать эти данные в Росфинмониторинг.

"Это чрезмерные нормы на сегодняшний день. Тем, кто хотел отмыть деньги, ничто не помешало это сделать, - считает президент Торгово-промышленной палаты Российской ФедерацииСергей Катырин. В программе телеканала РБК «Бизнес-вектор» он высказал несколько предложений по развитию ювелирной отрасли в стране. Предложения президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергея Катырина нацелены на то, чтобы государство оказывало как можно меньшее влияние на развитие отрасли.

"Большинство из наших предложений не требуют вообще никаких финансов и основаны на том, что нужно не мешать развиваться отрасли и по возможности убрать те препоны, которые на сегодняшний день сложились, и она будет развиваться даже без какой-то финансовой подпитки", - сообщил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Кроме того, российские производители жалуются на жесткое государственное регулирование экспорта драгоценных металлов и камней, которое было заложено еще в советские времена. Для вывоза товара на экспорт в РФ необходимо потратить более 1,5 месяцев на получение разрешений, что значительно дольше, чем, например, в Китае. В связи с этим экспорт ювелирных изделий за границу по сравнению с 2013 годом сократился в 6 раз – с 780 млн долларов до 117 млн. Для сокращения издержек некоторые предприятия начали переводить производство за рубеж.

"Дело в том, что в этих странах созданы более благоприятные условия для производства ювелирных изделий, как в части налогообложения, так и в части регулирования деятельности, - объясняет г-н Уткин. – Например, уровень налогов в Киргизии в 2 раза меньше, чем у нас. А с учетом того, что у нас теперь общий рынок, выгоднее производить изделия в Киргизии или в Казахстане и продавать их на территории России".

Ювелирная отрасль - такая же часть экономики, и естественно, что все тенденции - хорошие или плохие - на ней сказываются, пусть и не сразу, говорит президент компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров . По его словам, из-за кризиса в 2014 году рынок золотых изделий в весовом выражении просел чуть более чем на 10%. В 2015-м обвал достиг уже 40%, а в 2016-й завершился падением примерно на 12%. Самому «Алмаз-Холдингу» благодаря полной реструктуризации производства удалось нивелировать негативные последствия и выйти в небольшой рост. Сейчас на рынке постепенно начинают появляться перспективы роста продаж и выпуска, говорит Гумеров.

Так, в последние годы в Приморском крае ювелирный бизнес приобрёл колоритную региональную особенность. Речь идёт о возросшем интересе к благородным металлам азиатских покупателей – особенно с приходом летнего туристского сезона и заходом океанских лайнеров из стран АТР. Гости – преимущественно из Китая – лавинообразным потоком сметают весь «средний чек»: китайским гражданам более всего полюбились белое золото в среднем ценовом диапазоне (от 500 до 4000 рублей) и красные камни. По словам участников рынка, в летние месяцы каждый ювелирный магазин Владивостока делает на этом клиентском сегменте больше 50 % продаж. Многие предприниматели за определённый процент заранее договариваются с гидами-экскурсоводами, и те приводят потенциальных клиентов в нужный магазин. По данным Генерального консульства КНР во Владивостоке, в 2016 году один только краевой центр посетили 420 000 граждан Поднебесной, это рекорд всех времён. Неудивительно, что торговля ювелирными изделиями получила новый импульс: в центре Владивостока можно совершить ювелирный променад в окружении вывесок на китайском языке.

Кроме того, по данным Пробирной палаты, в первом квартале 2017 года в России произведено почти 8 миллионов золотых украшений. Это на 20 % больше, чем за такой же период прошлого года. Впервые с 2013 года отрасль показывает рост. Похоже, интерес потребителей начал постепенно возвращаться, и отрасль остаётся на плаву.

Выставок в год.

Крупнейшей из них считают встречу в Гонконге. Она собирает около 4000 участников. Они – представители почти 50-ти государств. Чем манит изготовителей и ценителей драгоценностей ювелирная выставка , что это за явление. Стоит разобраться.

Ювелирная выставка – что это?

Если вдаваться в терминологию, то выставка ювелирных изделий – музейное мероприятие. Оно подразумевает только показ драгоценностей и знакомство с их историей. Нет возможности купить , узнать о тенденциях рынка, встретиться с его посредниками, воспользоваться дополнительными услугами ювелирной отрасли.

Все это возможно сделать на ювелирной выставке. Событие отраслевое, то есть собирающее на одной площадке все субъекты отрасли. К ним относятся производители, посредники и потребители. Можно и смотреть, и покупать, и искать деловых партнеров, и узнавать перечень новинок в продукции, производстве, сервисе.

Необходимость в торгово-промышленных выставках появилась с наступлением эпохи массового потребления. Граждане не успевают отслеживать все обилие товаров и услуг.

Вместо того, чтобы сводить воедино разрозненную информацию, разыскивать ее самостоятельно, потребители приходят на отраслевые сходки. Все как говорится, в одном месте.

Дабы акцентировать внимание на основной направленности выставки, к этому слову добавляют: — продажа, торгово-промышленная, ярмарка. Такие формулировки допустимы, но выставка ювелирных изделий 2014 – термин, не отражающий всей сути события.

Ювелирные выставки с мировым именем

Все аспекты ювелирного дела представляет «Интер Ювелир». На выставке есть и оборудование, и комплектующие, и, конечно, готовые драгоценности. Ознакомится с ними, ежегодно прибывают около 40 000 . Международная встреча традиционно проходит в городе Сочи. Стартовал «Интер Ювелир» в 19994-ом.

Ювелирная выставка в Москве заслуживает особого внимания, если это «Junwex». Встреча проводится комплексом «Рестекс-Джунвекс», который организует сходки более 20-ти лет.

На счету организации 7 российских выставок. Самая крупная проходит в столице в декабре месяце. На ней под тысячу компаний-участников. Число же представляемой продукции зашкаливает за 500 миллионов экземпляров.

Проводится ювелирная выставка на ВВЦ . Так называется выставочный комплекс на Северо-востоке Москвы. Правилен и запрос «ювелирная выставка на ВДНХ ». Это народное название района ВВЦ.

Перед московской проводятся предварительные встречи, к примеру, Джунтекс ювелирная выставка в Екатеринбурге или Санкт-Петербурге. На «Junwex» представлены все ювелирные предприятия . Драгоценности из их основных коллекций реализуют без наценок, по заводской . Это привлекает и оптовых и розничных клиентов.

За пределами гремят американские выставки «JA New York Summer Show», «International Jewelry Fair/General Merchandise Show» и «AGTA GemFair Tucson». Первая проводится летом, вторая – весной, третья – зимой.

Специализация встреч в США – . Америка – их основной потребитель на планете. В год в штатах покупают изделий с , в среднем, на 14-15 миллиардов долларов.

Про крупнейшую в мире выставку в Гонконге указывалось. Официально мероприятие называется «Hong Kong International Jewely Manufacturers Show». Кроме представляют часы класса «премиум», детали для производства драгоценностей, камни, оборудование и, даже, упаковочные материалы. Состоится ювелирная выставка в октябре либо ноябре.

Масштабная выставка, специализированная на проходит в . «BaselWorld» — достопримечательность города Базель. Кроме , на нее любят привозить эксклюзивные .

Бросового товара на встрече не найти. То же можно сказать и о мероприятии «Vicenzaoro Choice». Это итальянская ювелирная выставка . Сентябрь , январь и июнь – месяцы ее проведения.

Как распределяются ювелирные выставки в мировых масштабах

На распределение выставок и переход пальмы первенства среди них влияет экономическая обстановка в мире. Какие-то его части находятся в состоянии экономического кризиса.

В этом случае производители неблагополучных стран устремляются на экспорт, вывозя невостребованную на родине продукцию в экономически стабильные на данный момент государства. Продвинуть товар помогают, конечно, ювелирные выставки. На них, в первую очередь, и стремятся попасть иностранные производители.

Влияет на распределение ювелирных выставок и собственные добыча и производства в рамках конкретной страны. Регионы, богатые залежами камней, металлов, естественно, активно занимаются изготовлением и проводят выставки. В местностях, где отсутствует сырье, и производство страдает и, конечно, выставки устраиваются редко и не масштабные.

Учёные не перестают повторять, что запас драгоценных металлов и камней на Земле ограничен. Вот наверное по этой то причине их цена со временем только увеличивается.

Полезно знать, что стоимость 1 грамма золота, содержащегося в ювелирных изделиях, намного уступает цене золота в слитках или золотых банковских монетах .

Причина кроется в качестве, а конкретней в пробе золота. Для отлива золотых слитков и банковских монет используется червонное чистое золото высшей пробы (999,9), а вот для изготовления ювелирных изделий используют сплавы, которые понижают пробу золота до (585).

Возникает вопрос, во что выгоднее вкладывать деньги: в покупку ювелирных украшений или в золотые банковские слитки и монеты?

По данным социологических опросов, вложение денег в покупку драгоценностей находят выгодным приблизительно 15% россиян.

По мнению экспертов, вложение денег в ювелирные украшения оправдано только в том случае, если они имеют кроме себестоимости ещё и культурную или историческую ценность, являются произведениями искусства или предметами старины.

В любом случае, вкладывая свои деньги в покупку драгоценностей, вы защищаете свои деньги от инфляции, так как цены на драгметаллы и камни имеют очень высокие темпы роста. Ещё плюс заключается в том, что ювелирные изделия не имеют большого износа, и по сравнению с другими капиталовложениями имеют большую сохранность.

Эксклюзивные ювелирные украшения, как объект для инвестиций

Ювелирные украшения всегда в цене, поэтому не удивительно что большинство людей вкладывают деньги именно в эксклюзивные изделия с драгоценными камнями. Такими украшениями могут быть не только колье, сережки, браслеты, брошь, но и часы, запонки.

Главное в данном принципе даже не используемый для изделия металл (серебро, золото, платина), а качество и степень сложности работы. Покупаемая вещь должна быть произведением искусства, что гарантирует ее владельцу прибыль в будущем. Но приобретать ювелирные изделия нужно только в официальных заведениях, иначе можно купить подделку.

Инвестиции в ювелирные украшения как страховка перед кризисом

Вариантов решения вопроса как сохранить деньги во время кризиса? существует несколько, в зависимости от суммы, которую необходимо сохранить, а также от желания рисковать . Не таким уж новым способом считается вложение денег в золото. Это достаточно без рисковый, надежный способ. При этом вариант снижения стоимость золота на международном рынке практически невозможен, так как страны давно пытаются уйти от долларового тупика, и, как альтернативу, выбирают золото.

А вот ювелирные украшения из золота станут не только надежной инвестицией, для которой не потребуется огромные первоначальные средства, а еще намного выгоднее вкладом финансов по сравнению с простым золотом , так как в стоимость ювелирного изделия входит работа по выполнению украшения, которая регулярно увеличивается, а также и само золото растет в цене . Стоит быть внимательным при выборе золотых украшений как инвестиции — не стоит останавливаться на большом количестве камней, так как в случае, если придется золото продавать, то чаще всего камни просто убираются, а также постараться узнать фирму-производителя и убедиться в ее надежности, в узнаваемости имени и качестве изделий.

Популярность ювелирных украшений в России растет с каждым днем, приобретая стихийный характер. Такая динамика в ближайшем будущем сможет побить рекорд ежегодного увеличения спроса на ювелирные изделия, который традиционно составляет 25% в год.

Однако потребителям стоит учесть, что драгоценные украшения не являются привлекательными объектами инвестиций, уступая во многом банковским золотым слиткам. Зачастую послепродажную стоимость ювелирных изделий приравнивают лишь к стоимости драгоценного лома.

Цепь золотая якорная

Необычное предложение делают посетителям экскурсоводы одного из крупнейших ювелирных заводов России «Адамас». Каждому желающему предлагается испытать свою силу и попробовать разорвать золотую цепочку толщиной 0,3 мм. Испортить драгоценность решается далеко не каждый. Но опытный эксперимент доказывает, что разорвать цепь такой толщины под силу взрослому здоровому мужчине. После установления результата драгоценность благополучно отправляется на переплавку.

Исходя из рассказов экскурсоводов, чем больше толщина цепочки, тем больший вес и применяемую к ней силу она сможет выдержать. Поразительно, но однажды на выставке золотых изделий с целью демонстрации качества своей продукции сотрудникам завода «Адамас» удалось протянуть автомобиль «девятку» на длинной цепочке толщиной 0,8 мм.

Это не единственный рекорд завода. В честь празднования 850-летия Москвы в цепевязальном цеху была изготовлена цепь длиной 850 м. Оказывается, в этом нет ничего сложного, ведь пока цепь плетется станком, ее сразу же наматывают на огромную катушку. Основной проблемой при установке рекорда стала транспортировка изделия. Сложность заключалась в том, чтобы переместить цепь, не запутав ее при этом.

Большой интерес также вызывает и рисунок изготавливаемой цепи. Якорный узор получается из круглых звеньев, а панцирный – из овальных изогнутых элементов. Узор формирует специальная программа, установленная на итальянских станках. Стоит отметить, что вся продукция завода производится на импортном оборудовании, технологические характеристики которого содержат ноу-хау предприятия, поэтому держатся в строжайшей тайне.

Чистота золота

Более сложную задачу предлагают посетителям завода в хранилище сырья. Каждый желающий может попробовать взять в руки настоящий золотой слиток. Оказывается, что кусок чистого золота весом 12 кг оторвать от стола одной рукой не под силу обычному человеку. К счастью, технология производства ювелирных украшений не предусматривает такие усилия со стороны работников.

Для изготовления изделий золотой слиток помещают в строгальный станок, где от него отделяют небольшие завитки. Для того чтобы будущие украшения не царапались и не изнашивались, к чистому золоту в строгой пропорции добавляют другие компоненты сплава, от которых зависит проба и цвет изделия. Полученный состав помещают сначала в одну, а затем в другую специальные печи, в которых формируется новый слиток. Из этого куска металла вытягивают проволоку диаметром от 0,2 до 1,8 мм, из которой в дальнейшем получаются звенья цепи.

Стоит отметить, что технология изготовления золотых цепочек на заводе сочетает в себе принципы машиностроения и металлургии.

Рождение нового украшения

В зависимости от сложности обработки материала и узора рисунка создание украшения от момента получения слитка до отгрузки готового изделия на склад занимает от одного до двух месяцев. В результате получаются цепочки и браслеты весом 0,3-70 г.

Во времена малиновых пиджаков вес некоторых цепей мог достигать от 100 до 200 г. Такие виды звеньев, как и другие ювелирные изделия, приходилось собирать вручную.
В наше время создание ювелирного шедевра требует отлаженной работы на каждом этапе. Сначала дизайнеры составляют эскиз будущего изделия, на основании которого мастера-модельеры изготавливают из латуни или серебра первый образец будущего украшения. Полученный прототип имеет большую ценность, так как в случае успешной продажи первой партии украшений, образец станет эталоном, на основании которого будет запущено серийное производство.

Затем прототип помещается на специальную ножку – литник и отправляется в цех резиновых форм. Там его опускают в блок из специальной мягкой резины, похожей на пластилин. Под давлением пресса резина вулканизируется, а мастер получает резиновую форму с заключенным внутри прототипом. Затем наступает один из самых ответственных моментов. Специалист по резиновым формам должен очень аккуратно разрезать полученное изделие пополам, чтобы извлечь из нее образец.

На следующем этапе в полученную резиновую матрицу с помощью специального оборудования заливают расплавленный воск, в результате застывания которого получается определенная форма украшения, например, фигурка Христа для крестиков. Используя метод плавления ножки-литника, ювелирный мастер помещает каждую фигурку на восковой цилиндр, который отправляет в литейный цех, где его заливают специальным раствором на основе мелкодисперсного гипса.

Дальнейшие преобразования скрыты от человеческих глаз. Гипсовую форму переносят в печь и подвергают температурной обработке (800 градусов). После того как воск полностью вытечет, в освободившиеся остывшие полости заливают сплав из золота. После застывания металла, гипсовую колбу аккуратно размывают мощной струей воды. Для того чтобы не повредить золотые детали, гипсовую форму ни в коем случае нельзя разбивать или пытаться расколоть ее механическим способом.

Для сборки готового изделия из полученных золотых деталей используются специальные инструменты: волосок золотого припоя и язычок пропановой горелки. При этом мастер должен обладать зорким зрением, чтобы выполнить сборку правильно.

Не все золото блестит

Стоит отметить, что после отделения готового изделия от формы, необработанное золото кажется тусклым и невзрачным. Для того чтобы украшение блестело, ему еще предстоит пройти специальную обработку.

Изделия сначала помещают в миксер с твердыми пластиковыми гранулами, потом с песком из измельченной скорлупы грецкого ореха. Затем промывают и полируют с помощью специальных крутящихся валиков.

Рабочий путь, усыпанный камнями

Незабываемое впечатление производит украшение изделия драгоценными камнями. Используя шестикратную лупу, мастер с особой точностью помещает крошечные камни в подготовленные лунки, а затем загибает микроскопические заусеницы вокруг, чтобы камень прочно держался на своем месте. Все операции производятся вручную и требуют особой концентрации и терпения. За одну смену мастер может обработать от 3 до 4 тысяч драгоценных камней.

Несмотря на распространенный стереотип о том, что к мелкому и рутинному труду больше предрасположен женский пол, ювелирами зачастую становятся именно мужчины.

Чтобы золото не осело по карманам

Побывав однажды на ювелирном заводе, невольно задумываешься о том, каким образом сотрудники избегают соблазна унести золото с собой, а руководству удается контролировать хищение имущества.

Менеджеры «Адамаса» поделились новым методом, позволяющим избежать краж на производстве. Вместо того чтобы заставлять работников раздеваться перед входом и выходом на производство, как это было в советское время, руководство завода ведет учет каждого грамма драгоценностей, выданных под роспись.

В конце рабочей смены сотрудник должен вернуть столько же золота и камней по весу, сколько ему было выдано в начале рабочего дня. Это позволяет работником свободно перемещаться по производственным цехам, имея при себе драгоценности. На первый взгляд, золото в неприглядной пластиковой миске в руках одного из сотрудников выглядит очень забавно.

Новые технологии старинного ремесла

Около двух лет назад завод внедрил новую технологию родирования, на основании которой с помощью электрохимических методов ювелирные украшения покрываются родием – драгоценным металлом из группы платиноидов. Эта технология позволяет повысить прочность изделия и придать ему белоснежный блеск.

Несколько лет назад такое новшество не пришлось по душе покупателям, так как украшения после прохождения родирования были похожи на обычную бижутерию. Сказались пережитки советского прошлого, когда человек хотел, чтобы все знали, что на нем надето именно золото. По мнению президента одного из крупнейших торговых сетей «Центр ювелир», в наши дни современная молодежь более лояльно относиться к новшествам и во главу угла ставит качество изделия, а не общественное мнение.

Золотая математика

Согласно данным российской Гильдии ювелиров, доход от розничной продажи драгоценных изделий в РФ ежегодно увеличивается на 20-25%. Мировой объем продаж в денежном эквиваленте составляет более 100 млрд. долларов.

Аналитики отмечают, что российский рынок ювелирных изделий не имеет четкой консолидации. Общее количество зарегистрированных предприятий, работающих в ювелирной отрасли, оставляет около 25 тысяч.

Согласно проведенному исследованию, эта сфера имеет ярко выраженную половую идентификацию клиентов. Около 70% покупателей являются женщинами, а остальные 30% — мужчины, которые приобретают украшения для своих спутниц.

Кроме этого, спрос на ювелирные украшения имеет сезонный характер. Наиболее востребованными золотая продукция становится в период праздников (Новый год, День всех влюбленных, Международный женский день). Спрос на обручальные кольца, например, возрастает во время свадебной поры (весной и осенью).

Специалисты также отмечают, что при покупке украшений клиенты чаще всего руководствуются эмоциями, поэтому спрогнозировать очередное импульсивное увеличение спроса очень тяжело.

Согласно данным социологического опроса, проведенного среди россиян, ювелирные украшения заняли пятую позицию в топе подарков после сувениров, спиртных напитков, игрушек и парфюмерии. Примечательно, что драгоценные украшения обогнали мобильные телефоны и различные гаджеты.

При этом наиболее востребованными, по сравнению с другими видами украшений, стали кольца и серьги из драгоценных металлов (22% и 18% от общего объема спроса).

Динамика спроса

По мнению известного итальянского ювелира Паолы Валентини, ювелирная отрасль подвержена определенной цикличности. Так называемые макротенденции имеют срок около 30 лет, а микротенденции – примерно 3 года.

На примере российского рынка, макротенденцию можно заметить в падении спроса на броши, которые стали менее популярны. А микротенденции, которые в силу их короткого срока, замечать проще, прослеживаются в падении спроса на черные бриллианты. Популярность этого вида камней появилась во времена 1990 годов среди криминальных группировок и длилась около 3-4 лет. Печатки с черными бриллиантами были отличительным знаком одной из бандитских группировок Московской области. Этот знак и стал роковой меткой местных авторитетов, из-за которой их легко вычисляли враги. После смерти членов группировки мода на черные бриллианты быстро прошла.

Драгоценные металлы всегда в моде

Изменение спроса со временем коснулось и драгоценных металлов. Например, в начале 1990 годов в России особой популярностью пользовались изделия из золота 585 пробы, которые имели красный оттенок. Со временем российский потребитель перешел на желтый иностранный металл. А в последнее время страну захлестнула мода на украшения из белого золота.

Примечательно также то, что платина и палладий до сих пор являются для российского потребителя менее востребованными. Только два российских ювелирных завода в Красноярске и Екатеринбурге занимаются производством изделий из этих металлов. При этом существуют определенные проблемы с соблюдением правил их пробирования и клеймения.

Лучшие друзья девушек – не только бриллианты

По данным исследования, наиболее востребованными драгоценными камнями традиционно остаются бриллианты, которые составляют третью часть всего объема продаж ювелирной отрасли.

Однако в последнее время в оформлении изделий ювелиры все чаще стали использовать большую палитру камней, в том числе аквамарины, гранаты, топазы, кораллы и пр.
Большую популярность также приобретают украшения с рубинами насыщенных цветов.

Ювелирная география

Большинство ювелирных заводов России используют в изготовлении украшений драгоценные камни из разных частей света. В то же время многие иностранные ювелиры предпочитают работать с бриллиантами из якутских алмазов.

Несмотря на ежегодное повышение спроса на иностранные ювелирные изделия, импорт готовых украшений занимает малую долю общего объема ювелирного рынка РФ.
Стоит отметить, что российский потребитель отдает предпочтение отечественным изделиям. Поэтому пользуясь этим, некоторые ювелирные заводы выдают иностранное сырье, из которого изготовлена их продукция, за отечественное.

Заграничные диковинки

Агентство «Русская ювелирная сеть» предоставило данные о том, что в 2006 году в России продали импортных ювелирных изделий в количестве 1,5 млн. Этот показатель можно сравнить с динамикой российского производства ювелирной продукции, но стоит учесть, что на экспорт отечественных изделий поставляются сущие крохи.

Россияне активно покупают золотые украшения из разрекламированной Бразилии, яркие таиландские изделия с пестрыми самоцветами, престижные дизайнерские красивости из Италии, а также изыски домов с мировым именем – «Тиффани», «Ван Клиф», «Картье». Главный по масштабам импорта поставщик – Италия. Почти пятьдесят процентов ввозимых «заморских» изделий производится в Италии, а это составляет около 5 т различных украшений. Второе место разделили Таиланд и Турция. Европейские производители ювелирной индустрии проникают на российский рынок легально и официально, азиатские же фабрики своей продукцией заполняют прилавки, отправляя ее в страну в сумках неизвестных «челноков». Аналитики сообщают, что находящийся в тени рынок украшений уже превысил на 4 % легальный импорт, который виден в таможенной статистике.

Строгий контроль качества — выбор россиян

Но и Восток не слишком сильно влияет на отечественный рынок ювелирных новшеств. Большая часть жителей России выбирает отечественные украшения. Около 70% россиян доверяют производителям «ювелирки» именно из России. Известно, что конечный покупатель не интересуется наименованием производителей в 50% случаев. Эксперты выразили мнение, что такая ситуация обусловлена верой продавцов не в добросовестность заводов-соотечественников, а в правильность работы госконтроля над российским оборотом золота. Эксперт Сергей Алхазов сообщил, что только в России пробирный надзор устанавливает клеймо 585 на кольцо или другое изделие лишь в случае, когда содержание золота на несколько единиц больше, итальянцы же ставят 585 как условную цифру. Можно купить итальянскую диковинку с почетным клеймом 585, а получить вещь с реальным содержанием золота, которое соответствует в лучшем случае 500 пробе. Алхазов также предупредил, что качество драгоценностей из других стран вообще не поддается критике, очень часто даже камень в украшении оказывается полустеклом.

За границей, как говорят эксперты, забота о качестве изделия полностью возлагается на плечи продавца. У нас же любые аферы с драгметаллами и дорогостоящими камнями влекут за собой уголовную ответственность, которую в итоге несет производитель. Единственная гарантия качества зарубежных ювелирных изделий – известное имя продавца. Стоит отметить, что цены в бутиках с высоким уровнем, таким как у Bvlgary, соответствующие.

Хитрости российских заводов

Благодаря хорошему отношению покупателей, современные российские заводы всячески допускают некоторые производственные хитрости. Они применяют толлинговую схему, которая на данный момент разрешена законодательством. Отечественные ювелиры вывозят часть сырья в страны Азии, пользуются там дешевой рабочей силой фирм-партнеров, а затем провозят в Россию готовые изделия. Впоследствии такой продукт преподносится для российских потребителей как собственный, причем абсолютно законно. Проконтролировать масштабы вышеуказанного явления практически невозможно.

У российских потребителей также есть свои самобытные особенности. Соотечественницы имеют привычку собирать определенный комплект украшений, а леди с Запада покупают просто приглянувшиеся серьги, не задумываясь и не волнуясь о том, что у нее в наличии нет подходящего ожерелья. Но главенствующий мировой тренд добрался уже и до России. И дело тут не в брендах и пристрастиях, а в отношении. Ранее ювелирные изделия были настоящим сокровищем, они передавались от бабушки к внучке. Сейчас ювелирное украшение – рядовой аксессуар. Драгоценность, которая принадлежит к сегменту массмаркет, не имеет какого-либо инвестиционного смысла.

Цель – красота!

Во времена Советского Союза покупка ювелирного изделия считалась достаточно серьезным денежным вложением. Принадлежащая гражданину дорогая брошь или массивная «обручалка» одновременно числилась по закону частью «золотовалютного фонда» немалой страны. На практике, как объяснил Сергей Алхазов, это обозначало непреходящую ликвидность драгоценность. Человек осознавал, что покупая товар из золота, он через полгода продаст его дороже. Нередко ювелирные изделия бывали в дефиците.

Времена СССР прошли, а цены на драгоценные металлы только выросли. Сейчас лишь 9% покупателей золотых товаров считают такую покупку выгодным капиталовложением.

Сегодня вернуть небольшую часть средств, которые были вложены в украшение, можно в скупочных государственных конторах. В таких госструктурах украшения принимают по цене лома драгоценных металлов. Отказать на просьбу о приеме изделия госструктура права не имеет. Немного дороже готовы выкупить хорошо выглядящие кольца в комиссионных магазинах. Такие магазинчики есть в крупных ювелирных сетях. Товаровед оценивает бывшее в употреблении изделие, выставляет его на продажу по более низкой, чем у новых украшений, цене. Владелец кольца может воспротивиться мнению товароведа, потребовать увеличение цены, оплатить магазину стоимость хранения продукции и ждать продажу его собственности.

Ломбарды традиционно все, что им приносят, оценивают в копейки. Товар им, по сути, не нужен, он является подстраховкой, что им вернут одолженные деньки с немалыми процентами.

Если провести сравнение приобретения драгоценности не с действующими инвестиционными инструментами, а с какими-либо потребительскими товарами, то картина получается вовсе не удручающей. Золотое колечко через год сохраняет достойный запас ликвидности, что несравнимо с потертым мобильным телефоном неактуальной модели или поношенной кофтой.

Как не прогадать с вложением средств?

Очень дорогостоящее украшение является отличным вложением средств. Такие изделия делают и мировые, и отечественные бренды, которые специализируются на эксклюзиве. К таким организациям относится фирма «Сирин», ювелирный дом Марины Цой. Еще в 1998 году талантливые и оригинальные художники-ювелиры Максим Вознесенский и Ирина Дорофеева выдумали уникальный способ презентации драгоценных украшений – своеобразный театр. Их задумка отлично работала. На данный момент это единственная отечественная фирма по производству, которая тягается с мировыми брендами на Международной выставке в Базеле. Девять лет работы новаторов «Ювелирного театра» принесли миру 10 удивительных коллекций. Многие украшения изготавливаются вручную, некоторые делаются в единственном экземпляре.

Производство эксклюзивных украшений очень отличается от серийного производства, даже высокоуровневого. Мастер ювелирного дела получает от дизайнера подробный эскиз модели, сам создает еще более тщательный чертеж и только потом начинает работать. Золото 750-й пробы выбирается для заготовки, а затем мастер вырезает все ненужные детали. Какие-либо формы не применяются. Одна элитарная модель создается от двух недель до нескольких месяцев.

Ювелирное изделие – красивая инвестиция!

Художник-ювелир Михаил Вознесенский утверждает, что существует три составляющие, которые делают ювелирное изделие полноправным объектом для инвестиций: дорогой качественный камень, ремесло профессионального уровня, достойный дизайн. Вознесенский сообщил, что уже был ряд случаев, когда продукция производства «Ювелирного театра» перепродавалась по намного превышающей первоначальную цене. С точки зрения инвестиций, выгоднее вкладывать сбережения в крупный бриллиант, чем в любой художественный изыск. Только вот отечественные производители не предлагают купить «просто бриллиант», а только бриллиант в оправе. Однако если ценовые границы камня очень велики, эта огранка существенного значения не имеет.