Гарвардский профессор и мать двоих детей. В книге «Боевой гимн матери-тигрицы» она рассказывает о китайском методе воспитания, направленном на то, чтобы вырастить послушных и дисциплинированных детей, которые чтят и уважают родителей и учатся только на отлично.

О чём эта книга?

«Боевой гимн матери-тигрицы» - книга о том, как воспитывают своих детей китаянки. Автор книги - Эми Чуа - выпускница Гарварда, известный и состоявшийся учёный китайского происхождения. Её книга - не научный труд, а описание собственной жизни, мировоззрения, ошибок и достижений.

Многих шокируют описываемые в книге методы воспитания, кто-то даже назовёт их жестоким обращением с детьми. Однако прислушаться к точке зрения автора стоит. Эми Чуа отмечает, что китайская мать - понятие образное, не обязательно быть ею по национальности, главное - метод воспитания. Сами китаянки могут и не быть китайскими матерями, потому что воспитывают своих детей по западной модели.

И как же воспитывают китайские матери-тигрицы?

Если американские родители хвалят детей по малейшему поводу, да и без повода, то китайские матери считают, что похвалу нужно заслужить. Зато на критику они не скупятся.

У них завышенные ожидания относительно будущего детей и высокое мнение об их умственных способностях. Китайские матери ценят послушание превыше всего и всеми силами его добиваются. Никакой независимости и неподчинения. Эти матери всегда сами решают, что и как лучше для их детей, а также не терпят возражений. Дети должны полностью и не перечить.

Только родители знают, что лучше для ребенка, чем и сколько он будет заниматься.

Никаких походов на дни рождения других детей - это бессмысленная трата времени. Они никогда не разрешают своим детям ночевать в гостях. Минимум развлечений, а если и развлекаться, то с пользой. Загрузить ребёнка чуть ли не круглосуточно полезными делами - задача такой матери. Детство дано не для развлечений, а для подготовки ребёнка ко взрослой жизни.

И к чему это приводит?

Автор указывает, что китайские дети чтят родителей, не представляют, что можно перечить, хамить, идти наперекор. Для них немыслимо не помогать и не поддерживать пожилых и больных родителей. Кроме этого, многие китайские школьники значительно опережают своих сверстников из других стран по школьным предметам.

Связано ли жёсткое воспитание с китайскими традициями?

Да. Такое жёсткое воспитание у китайцев передаётся из поколения в поколение. Особенно оно свойственно эмигрантам, потому что в чужой стране необходимо всё начинать с нуля. Автор уверена, что только упорный труд и сила воли помогут чего-то достичь.

Эми Чуа саму воспитывали так жёстко?

Родители автора переехали в Америку, сами всего добились, к тому же, у них были четыре дочери (младшая с синдромом Дауна). Чтобы жить лучше и чего-то достичь в чужой стране, они постоянно работали и заставляли работать над собой дочерей. Старшие присматривали за младшими, учились только на отлично, закончили престижные университеты.

Эми Чуа сама немного «бунтовала» - она поступила не ближе к дому в Стэнфорд, как хотел её отец, а уехала на Восточное побережье в Гарвард. Ещё одна сестра тоже пошла и уехала в Гарвард. Сначала родители считали это трагедией, но потом, когда дочери защитили докторские степени, безмерно ими гордились.

Что важно для китайской матери в учёбе?

Китайская мать уверена, что дети должны учиться только . Даже 5 с минусом - это уже плохая оценка.

Китайские родители считают, что не справились с воспитанием, если их дети не выделяются в школе, если они не лучшие ученики в классе.

Единственная поблажка - можно не быть отличником по физкультуре и драме. В математике же нужно опережать одноклассников на две головы вперёд. Если у ребёнка конфликт с преподавателем или тренером, китайская мать всегда становится на сторону последних. Ребёнок обязательно должен склоняться перед авторитетом взрослого.

Но разве так взрослые не ломают детскую психику и не выращивают покорных судьбе людей?

Китайские матери не считают, что таким воспитанием они ломают детей. Наоборот, в их понимании, они закаляют характер и готовят к трудностям. Во взрослой жизни бывают и взлёты, и падения, и ребёнок, которого так прессовали и учили стойкости, сможет всему противостоять.

А помимо учёбы ребёнок может чем-то заниматься?

Внеклассные занятия не поощряются, чтобы дети отдавали всё время учёбе. Но можно заниматься чем-то одним. И в этом занятии необходимо быть лучшим: иметь золотую медаль, получать первые места в конкурсах.

Своих дочерей автор отдала на фортепиано и скрипку. Девочки занимались музыкой и в свой день рождения, и во время болезни (на таблетках и жаропонижающих). Даже в отпуске обязательно нужно было заниматься по несколько часов. Если скрипку с собой можно было возить, то фортепиано находили в отелях, монастырях, библиотеках, ресторанах, магазинах. Всё что угодно, чтобы опередить других детей и показать высший результат.

Как мать-тигрица общается с детьми?

Для достижения своей и ребёнка цели мать может оскорбить, унизить, пригрозить, шантажировать. Это не считается чем-то из ряда вон выходящим.

Китайские матери не носятся с самооценкой детей и не переживают, как почувствует себя ребёнок.

Китайские родители уверены, что в их детях достаточно сил, чтобы пережить унижение и стать лучше. По их мнению, худшее, что они могут сделать, - это сдаться и не давить. Поэтому они доказывают ребёнку всеми методами, что он может сделать то, на что, как он думал, он был не способен. Китайские родители считают, что только так наилучшим образом подготовят детей к будущему. Вооружив их навыками, привычкой работать и уверенностью, что они могут сделать то, на что больше никто не способен.

Как китаянки справляются с капризами и переходным возрастом?

Если китайские дети начинают капризничать, возмущаться, отстаивать свои права, китайская мать считает, что не справилась с воспитанием и начинает «воспитывать» с удвоенной, а то и с утроенной силой. Обычно дети сдаются и , начинают выполнять указания.

Однако в своей книге Эми Чуа рассказывает, что её младшая дочь не сдавалась. Долгое время они жили в состоянии войны. В конечном итоге, обе пошли на уступки. Автор считает, что это произошло из-за того, что они жили в Америке, где сложно не выделяться из толпы, а дети смотрят на сверстников и хотят таких же послаблений: прогулок, походов в кино и так далее. В Китае же большинство воспитывается по китайской модели, поэтому и подростковых бунтов меньше.

Чего в итоге ожидают родители от детей?

Китайские родители считают, что дети перед ними. Родители живут детьми, проводят изнурительные часы с ними за учёбой, на соревнованиях, концертах, контролируя каждый шаг и каждое действие, поэтому ожидают, что дети до конца жизни будут возвращать долг, даже если это разрушает их жизнь.

В Китае немыслимо, чтобы пожилые и больные родители жили не с детьми или в домах престарелых. Даже если детям не позволяют жилищные условия, они всё равно забирают родителей к себе. Иначе их ждёт несмываемый позор.

Эми Чуа нашла что-то полезное в западном воспитании?

Несмотря на то, что автор критикует американское воспитание, в воспитании младшей дочери она использовала некоторые аспекты западников. Она позволила дочери выбрать, чем та сама хочет заниматься (а не указывала, чем надо), меньше стала вмешиваться в процесс, позволив дочери самой контролировать, сколько часов нужно заниматься (а не сама стояла с секундомером), кого выбрать тренером.

Какой вывод делает автор?

Автор считает, что свобода в воспитании слишком разбаловала детей: они не умеют трудиться, добиваться целей, сдаются при малейшей неудаче и не используют свои способности на все 100%. Чтобы достичь чего-то великого, нужно переступать через себя, работать на пределе возможностей.

Стоит ли прочесть эту книгу?

Автор этой книги - китаянка, успешный юрист, профессор Йельского университета, мать двоих талантливых девочек. Она честно и без увиливаний рассказывает о том, как воспитывала своих детей в соответствии с традиционными китайскими ценностями, с какими трудностями пришлось столкнуться, какие успехи были достигнуты, а что достигнуто не было.

Своей подчас шокирующей книгой Эми Чуа напоминает, что только тяжёлый труд приводит к успеху, а просто так ничего не даётся.

На протяжении всей книги происходила медленная трансформация понимания автора: не со всеми детьми работает такая система воспитания. Со старшей дочерью всё получилось, а младшая взбунтовалась, и всё дошло до открытой ненависти. Книгу однозначно стоит прочитать, чтобы понять, чем «страшна» профессиональная музыка (да и профессиональный спорт), и подумать сто раз, готовы ли вы и ваш ребёнок на такие жертвы, чтобы достичь успеха. Несмотря на некоторые шокирующие моменты вроде выставления раздетого ребёнка на мороз, родителям многое стоит взять на вооружение.

Например, распространена ситуация, когда дети начинают заниматься чем-то и, столкнувшись с первыми трудностями, бросают. Родители считают, что раз ребёнок не хочет, значит, нужно дальше искать то, чем он . Но не исключено, что именно этим он и хочет заниматься, поэтому со временем начнёт жалеть, что бросил. В этой ситуации нужно настоять, чтобы ребёнок продолжил заниматься и преодолел барьер временных затруднений. И, перейдя на новый уровень, ребёнок сам будет счастлив и будет гордиться достигнутым.

Все родители мечтают, чтобы их дети выросли успешными и состоятельными людьми. Однако как воспитать гениального математика, бизнесмена или одаренную творческую личность, знают далеко не все. В этом плане чрезвычайно интересен опыт китайских родителей, принципы воспитания у которых кардинально отличаются от подходов к воспитательному процессу жителей Европы.

Феномен китайской мамы

Чтобы лучше понять принципы воспитания детей в Китае, обратимся к книге американки китайского происхождения Эми Чуа. Являясь выпускницей Гарварда и профессором Йельского университета, Эми прославилась тем, что вырастила двух своих дочек по китайской системе, а затем написала об этом книгу, которая вызвала огромный резонанс в США и Европе, и стала настоящим бестселлером.

Необычность китайского подхода в воспитания детей заключается в абсолютном послушании родителям, а девиз, который китайцы внушают своим детям, звучит так: «Будь первым, иначе все, что ты делаешь, не имеет смысла!». Категорично, не правда ли?

Эми сама воспитывалась в семье, где было четверо детей. Причем одна из девочек болела синдромом Дауна. Но эта особенность не мешала родителям нашей героини относиться ко всем дочерям одинаково строго. В итоге три старшие дочери и стали успешными высокообразованными личностями, а четвертая выиграла чемпионат мира по плаванию среди инвалидов. По словам родителей Эми, нужно было лишь прочувствовать девочку, найти в ней талант и приложить усилия к его развитию. И китайская мама Эми с этим успешно справилась.

Успехи родителей дали нашей героине понимание того, как надо воспитывать своих детей. Эми уверена, что родители просто обязаны позаботиться о том, чтобы раскрыть таланты своего ребенка и подготовить его к борьбе за первенство. И следуя своим принципам, китайская мама установила для своих дочерей жесткие ограничения.

Вот основные запреты, которые были установлены для дочерей Эми:

  • ходить на школьные праздники;
  • ночевать вне дома;
  • участвовать в школьных спектаклях и ныть по этому поводу;
  • получать любые отметки, кроме высшей;
  • играть в компьютерные игры и смотреть телевизор;
  • не быть лучшим учеником по любому предмету (кроме драматического искусства и физкультуры);
  • играть на музыкальных инструментах (кроме скрипки и фортепиано);
  • не играть на скрипке и фортепиано.

Различия между китайским и европейским подходом к воспитанию

Китайцы уверены, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если постоянно заниматься и тренироваться. А учитывая, что дети хотят лишь играть и беззаботно проводить время, родители просто обязаны решить, чем заниматься их детям.

Работа над школьными домашними заданиями с детьми и их увлечениями требует большой силы духа от родителей, ведь ребенок обязательно будет сопротивляться. Тем не менее китайцы уверены, что не добившись успеха – не получишь удовольствия, а значит, все время, потраченное на достижение цели, потрачено впустую. Именно поэтому даже там, где европейские или американские родители сдаются и дают слабину, китайские родители показывают стойкость характера.

Для достижения цели важна практика, практика и еще раз практика! В странах Европы и Америки механическое повторение в большинстве своем недооценивают, однако жизнь показывает, что заставляя ребенка заниматься учебой, спортом или творчеством, в определенный момент он обязательно начинает делать успехи. Похвала и восхищение его успехами вызывают у ребенка чувство удовлетворения, и он начинает с энтузиазмом заниматься тем, что раньше не доставляло ему удовольствия.

В случае с Эми ее дети, София и Лулу, занимались игрой на пианино и скрипке, соответственно. И здесь строгость китайской мамы проявлялась в полной мере. Западным родителям может показаться слишком жестоким, заставлять свое чадо заниматься музыкой ежедневно по 30 минут в день. А вот для китайцев это ерунда. Родители нередко заставляют своих малышей тренироваться по два, и даже по три часа!

Отдельного разговора заслуживает учеба, которая также выявляет существенные различия между китайскими и европейскими родителями. Показателен эксперимент, в котором участвовали 50 американских матерей и 50 матерей, выходцев из Китая. Почти 70% матерей с Запада согласились с доводом, что «требовать от ребенка успехов в учебе – дурно». По их словам «родителям следует укреплять своих малышей в мысли, что учеба должна приносить радость».

Знаете, сколько матерей из Китая согласились с этим доводом? – 0%! Родители китайских малышей откровенно заявили, что уверены – их дети могут быть лучшими учениками, а школьная успеваемость – показатель успешного воспитания ребенка. В этом плане, если ребенок не учится на одни пятерки, это тревожный звонок, говорящий о том, что родители не выполняют своих обязанностей.

В то же время, исследования показывают, что родители из Поднебесной тратят в 10 раз больше времени на то, чтобы выполнять домашние задания со своими детьми. В то же время, дети из западных стран и США больше времени уделяют спорту и чаще являются участниками школьных спортивных команд.

Плоды «тигриного воспитания»

Родителям из Европы может показаться жутким и бесчеловечным такой подход к воспитанию собственных детей, однако факты говорят сами за себя. Старшая дочь Эми, 18-летняя София, стала выдающейся пианисткой и выступала в знаменитом Карнеги-холле. К тому же дочь пошла по стопам матери, поступив в Гарвардский университет на факультет юриспруденции. Младшая дочь Лили еще учится в школе, но по всем предметам имеет высший балл. Да и мировая статистика подтверждает, что китайское воспитание дает результат. Пять из десяти богатейших женщин в мире – китаянки по происхождению!

Почему китайским родителям все сходит с рук

У многих возникает вопрос, а не возненавидят ли дети своих строгих родителей, став взрослыми. Жизнь показывает, что дети, воспитанные в суровых условиях не испытывают ненависти к своим родителям. Более того, в своих неудачах они винят, прежде всего, себя, а не родителей, памятуя о том, сколько времени и сил папы и мамы потратили на их воспитание.

Чем объяснить тот факт, что заботливые и трепетные западные родители получают от повзрослевших детей гораздо меньше любви, нежели суровые китайские папы и мамы? Скорее всего, дело в существенных различиях между образом мыслей западных и китайских родителей.

Во-первых, родители из западных стран и США больше обеспокоены чувством собственного достоинства своего ребенка. Они концентрируют внимание на том, что чувствует их чадо, и даже если ребенок терпит неудачу или приносит плохую отметку из школы, они успокаивают малыша, рассказывая, как он хорош, и убеждая, что в будущем у него все получится. То есть, западные родители больше внимания уделяют психологическому состоянию ребенка.

Китайцы ведут себя по-другому. Они ценят силу, а потому не дают послаблений своим детям и наказывают их за малейшие неудачи. К примеру, если ребенок принесет из школы пятерку с минусом, родители на Западе, скорее всего, похвалят своего малыша, а вот китайские родители посмотрят на ребенка глазами полными скорби и потребуют объяснить, откуда взялся минус!

Даже получив четверку, западные детишки, скорее всего, получат одобрение родителей. В крайнем случае, те деликатно поинтересуются, чего не хватило до получения максимальной отметки. В любом случае вы не услышите от толерантных родителей слов «позор», «тупица» или «бездельник». А вот в китайской семье полученная четверка обернется настоящим скандалом в семье. Сначала будут крики и попытки пристыдить ребенка, затем мать купит десяток методических пособий и будет заниматься с ребенком до тех пор, пока он не будет знать предмет «на зубок». Китайские родители столь требовательны к своим детям только потому, что знают – их ребенок достаточно способен и силен, чтобы изучить школьную программу досконально. И как только он исправится и добьется успеха, в ход пойдут потоки родительской похвалы.

Во-вторых, китайские родители считают, что дети обязаны им всем. Сложно объяснить, откуда это пошло, но во всех китайских семьях дети с особым почтением относятся к родителям, искреннее считая, что родители многим пожертвовали для того, чтобы они выросли культурными и образованными людьми.

А вот на Западе мнение по этому поводу кардинально противоположное. В Европе и США уверены, что именно родители обязаны своим детям. «По сути ведь, дети не выбирают родителей. От них даже не зависит, появятся они на свет или нет. Таким образом, прямая обязанность родителей – обеспечивать свое потомство. А уж их дети, став взрослыми и заведя потомство, будут обязаны своим детям». Примерно такой ответ можно услышать от пап и мам на Западе. Сложно сказать, правильный это подход или нет, но то, что взрослые и опытные родители предстают не в самой выгодной ситуации перед своими детьми, неоспоримый факт.

В-третьих, родители из Поднебесной, считают, что им лучше знать, что нужно детям, а потому они заставляют малышей вести себя в соответствии со своими предпочтениями, требованиями и желаниями. Именно поэтому китайские детишки не ходят в поход с ночевкой, не играют в компьютерные игры по 6–8 часов в день, и не заводят бойфрендов в школе.

Здесь нужно понимать, что данные запреты – совсем не блажь. Как раз наоборот. Китайские папы и мамы отдадут последнее ради своих детей, но и спросят с них по всей строгости. Здесь нет желания самореализоваться за счет собственного ребенка. Просто это совершенно другая модель воспитания детей, позволяющая взрастить в них целеустремленность и почтительное отношение к родителям.

Все папы и мамы желают своим детям счастья и добра. Китайские родители с малых лет подготавливают своих чад к будущему, показывая, на что они способны, а также вооружая их внутренней уверенностью и работоспособностью, которая навсегда останется с ними. И это наилучший способ защитить своих детей. Родители на Западе стараются уважать индивидуальность своего ребенка и поддерживают его в слабости или неудаче, они не считают, что только успех может составить счастье ребенка. Кто сказал что огромный успех сможет заменить большое число друзей и человеческое общение.

А что по этому поводу думаете вы? Кого хотите воспитать – победителя или просто счастливого человека? Есть ли у вас секреты воспитания и какие по вашему мнению методы более действенны? Оставьте ваше мнение в комментарии.
Любите своих детей!

Путешественница и журналист-фрилансер Виктория Лоскутова специально для разузнала все возможные подробности об укладе семейной жизни в Китае. Сейчас Вика живет на острове на юге страны, в провинции Хайнань и курортном городе Санья. Она учит деток английскому, ведет блог об Азии (куда я вас обязательно приглашаю) и радуется жизни.

Кто определяет в семье, что нужно завести ребенка?

Решают вдвоем. Но если один из партнеров не согласен, то ничего не выйдет. Лучше говорить об этом до брака, иначе такой важный вопрос может перерасти в огромную проблему и пропасть между родными.

Типичная китайская семья (возраст родителей, характер, отношение к родительству).

Семья в Китае - главное. На улицах всегда много людей с детьми, редко можно увидеть одиноко слоняющихся подростков, практически никогда. Все с семьей или заняты учебой, спортом, кружками. Жениться и выходить замуж в Китае считается нормальным после выпуска из высшего учебного заведения в возрасте от двадцати пяти до тридцати лет. В это же время хорошо заводить ребенка. Характер у китайцев разный, как и у людей любой другой национальности. Относительно недавно отменили закон, который запрещал уроженцам КНР заводить больше одного ребенка. Однако и после его отмены не многие решаются на второго, потому что детям в Китае отдается буквально все и тянуть двоих или больше - тяжелый труд и огромные деньги.

Иногда отношения между родителями плохие, но они живут вместе - ради детей. Малышей балуют, холят и лелеют, стараются дать максимум заботы, любви, все самое лучшее. Многие из них из-за этого растут избалованными, могут кричать на родителей и капризничать в общественном месте, зная, что им за это ничего не будет. Однажды дочь моей подруги (9 лет) была за что-то обижена на маму и прямо в ресторане подошла и вытерла рот о рукав ее белоснежной блузки. Я в тот момент перестала жевать. Подруга лишь недовольно посмотрела на дочь, поговорила с ней дома, но не на людях. Да, не била, не наказывала, просто поговорила. Она всегда говорит, что все свои уроки ее дочь получит позже, а пока надо дать ей ориентир для будущей жизни. Я не знаю, как она проводит с ней беседы, но заметила, что в последнее время поведение девочки изменилось в лучшую сторону.

Китайские мужчины присутствуют при родах жены?

Нет, ни в коем случае. Мужчинам запрещено присутствовать при родах. Китайские звезды ездят рожать зарубеж, где мужчины могут увидеть, как их ребенок появился на свет. Также среди звезд считается, что это лучше и, естественно, престижней.

Сколько принято сидеть в декрете среди китаянок?

В каждой провинции по-разному. В основном это всего лишь около месяца - 30-35 дней! Китайские мамы очень много работают, наравне с мужчинами. В некоторых провинциях это 98, 127 декретных дней. В провинции Сычуань, известной своей очень острой кухней, например, на декрет отводится 158 дней.

Детские садики в Китае.

Детские сады здесь популярны в формате gym baby. В такие принимают от 1,5 до 5 лет. Деток приводят в 8.30 и забирают около 16-17.00. Начинается день с завтрака и зарядки в игровом формате. Потом игры в специально оборудованных комнатах, пол в которых полностью застелен мягкими матами. Так что если ребенок падает (а падают они постоянно, когда бегают и прыгают), то он ничего не повредит себе ничего. Углы тоже отделаны так, что, ударившись о такой, малыш не почувствует боли. Игры чередуют с занятиями английским. Да, таких маленьких тоже учат! В основном это отдельные слова и короткие словосочетания. Во время занятий часто используют видео-программы в виде мультика и карточки с рисунками. Игрушки, конечно, тоже идут в ход. Между завтраком и обедом перекус фруктами. После обеда тихий час. После сна детки играются и вскоре их забирают родители. Это лишь одна модель китайского детского сада. Программа может отличаться. Есть, например, такие заведения, в которые родители, бабушки и дедушки могут вместе с малышами прийти поиграться, что-то вроде клуба для детей.

Развитие детей в Китае: интересные игрушки, развивающие секции, языки, спорт

Для развития детей в Китае есть все. Игрушек полно, игровые площадки, огромные комнаты в моллах, в которых кроме батутов и горок есть также современные электронные игры. Например, настольный теннис (который популярен в Китае). На экране загружается игра и дети просто в воздухе управляют ракетками, отбивая воображаемый мячик рукой в воздухе. Там работают няньки, которые следят за детьми, пока родители занимаются покупками. Больше всего детей сейчас учат английскому, с самого раннего возраста. Для этого есть специальные тренинговые центры, в которые они ходят после общеобразовательной школы. Также нанимают репетиторов для занятий один на один с ребенком. В Китае популярны различные спортивные секции, кунг-фу, настольный теннис, упомянутый ранее. Очень популярно играть на пианино и других музыкальных инструментах. Вообще дети сильно загружены с утра до вечера, практически все семь дней в неделю.

Как в Китае родители проводят досуг с детьми? Распорядок дня типичной китайский семьи на выходных?

Все тренинговые центры больше всего загружены на выходных, так как в эти дни нет школьных занятий. Загружены и игровые комнаты в моллах, зоопарки, аквапарки, парки с площадками для роллеров. В больших отелях прямо под открытым небом показывают сказки или мультики, люди ходят в бассейны, на пляж (на юге Китая или летом), в кафе, рестораны. В ход идет мороженое и другие вкусности. В выходные все работает для семейного отдыха. В будние дни обычно родители работают, дети до вечера в школе и на кружках.

Кто глава семейства обычно, как определяется?

Иногда глава мужчина, иногда женщина, зависит от того, кто больше получает. Бывает, мужчина получает много, но он прислушивается к жене. Также это зависит от провинции. В провинции Сычуань, например, правят женщины в семье. Мужчины боятся своих жен. Возможно, это как-то относится к острой пище, которую едят в этой провинции. Но говорят, что мужчины так сильно любят своих жен, что не хотят злить их, поэтому приходится слушаться! Я видела много ситуаций, когда женщины, мягко говоря, строго разговаривали со своими мужчинами и те лишь молчали в ответ. Кроме того, много лет назад считалось, что иметь сына - гордость, он император, наследник. А дочь - несчастье. Поэтому многие женщины, узнав, что беременны девочкой, делали аборт. Мальчиков баловали и исторически так сложилось, что девочкам приходилось быть сильнее и даже мужественней, чтобы выжить. Возможно, поэтому до сих пор в генах у китаянок столько силы и они пытаются управлять своими мужьями.

Значения няни в жизни китайских родителей?

Более состоятельные люди оплачивают няньку на втором месяце жизни ребенка. Это очень дорого - 15000 юаней в месяц ($2140). Такую няню называют Золотая Няня. Ее нанимают только на один месяц, чтобы научить маму, как кормить и ухаживать за младенцем. Это практикуют молодые семьи. Но чаще всего просят маму жены помочь. Обеспеченные семьи могут позволить себе няню на каждый день.

Главные принципы воспитания китайских родителей (говорят же, что французские дети не плюются едой, что в таком случае делают и не делают китайские дети)?

Нужно учиться делать все самостоятельно. При этом родители говорят: “Учись делать сам(а), потому что когда ты вырастешь, я уже не смогу этого сделать за тебя”. Особенным есть то, что старшие люди всегда накладывают еду себе первыми, самые маленькие - последними.

Если китайские дети балуются, как их усмиряют?

Если честно, они все время балуются. Родители либо никак их не усмиряют, либо наказывают, бывает, сильно, ругают, бьют… Если время есть, тебя звали-звали, а ты заигрался, могут оставить голодным. Несколько лет назад ввели закон, который запрещает родителям бить детей. Сперва это выговор в полиции, если ничего не меняется, то может быть суд и срок на несколько месяцев.

Отношения родителей: кто несет большую ответственность за ребенка?

Всегда мама. Папа занимается намного меньше детьми. Так сложилось исторически, что мама делает все, и дети рассчитывают больше на нее, чем на отца.

  • Праздники в КНР имеют семейный уклон и семья обязательно собирается у родителей мужа.
  • Старший сын всегда ответственен больше всех перед родителями.
  • Если у девушки есть младшие братья, то один месяц после рождения ее ребенка, она не может жить дома с ними и мамой под одной крышей. Считается, что это нехорошо по отношению к братьям.
  • Но сейчас все традиции постепенно сводятся на нет. Китайцы смотрят в сторону запада, китаянки все чаще выходят замуж за иностранцев и покидают родину.

Секрет успеха китайской экономики - в образовании детей, которое целиком зависит от семейного воспитания, считает Эми Чуа, профессор Йельской школы права. Об этом она пишет в The Wall Street Journal.
Многие люди удивляются, почему у китайских родителей вырастают такие одинаково успешные и одаренные дети? Они удивляются, как эти родители воспитывают такое большое число гениальных юных математиков и гениальных юных музыкантов, как устроена жизнь в их семьях, и можно ли использовать этот опыт. Я могу рассказать об этом. Я это сделала. Вот, например, список вещей, которые были всегда запрещены моим дочерям, Софии и Луизе:
- ночевать не дома;
- ходить на школьные праздники;
- участвовать в школьных спектаклях;
- ныть, что их не взяли в школьный спектакль;
- смотреть телевизор и играть в компьютерные игры;
- выбирать самостоятельно, чем заниматься во внешкольное время;
- получать любые отметки, кроме высшей;
- не быть лучшей ученицей в классе по любому предмету, кроме физической подготовки и драматического искусства;
- играть на каком-либо музыкальном инструменте, кроме фортепиано и скрипки;
- не играть на фортепиано или скрипке.
Китайские мамы
Даже те западные родители, которые думают, что они строги, и рядом не стояли с китайскими матерями. У меня есть знакомая западная пара, считающая себя строгими родителями, так как заставляют детей заниматься музыкой 30 минут каждый день. Час - это максимум. Для китайской мамы час - это ерунда. Вот два или три - это строго.
Можно проявлять брезгливость по поводу культурных стереотипов, но существуют тонны книг, в которых указывается на заметные различия между китайцами и уроженцами Запада в вопросах воспитания детей. В одном исследовании, в котором участвовало 50 западных американских матерей и 48 матерей из семей китайских иммигрантов, почти 70% западных матерей заявили, что "требовать от детей достижений в учебе - не хорошо", и что родители должны укреплять детей в мысли, что "учение должно быть в радость".
По контрасту, среди китайских матерей те же самые мысли были у 0%. Вместо этого, подавляющее большинство китайских матерей заявили, что они считают, что их дети способны быть "лучшими" учениками, что "академическая успеваемость - показатель успешного воспитания в семье", и если дети не учатся на одни пятерки - это "проблема" и показатель того, что родители "не выполняют свои обязанности".
Другие исследования показывают, что по сравнению с западными родителями китайские родители тратят примерно в десять раз больше времени на то, чтобы делать вместе с детьми школьные задания. По контрасту, западные дети с большей вероятностью являются участниками школьных спортивных команд.
Китайская стратегия
Китайские родители думают, что никакого удовольствия нет в том, в чем ты не достиг успеха. Чтобы научиться чему-нибудь, нужно этим заниматься, а дети сами по себе никогда не хотят ничего делать, поэтому существенно, чтобы родители определяли, что им делать. Это часто требует силы духа со стороны родителей, потому что ребенок будет сопротивляться. Особенно сложно, когда начинаешь, поэтому западные родители, как правило, сдаются сразу. Но если все сделано правильно, китайская стратегия срабатывает - получается благотворный замкнутый круг.
Настойчивая практика, практика и еще раз практика очень важны для достижения высокой квалификации; механическое повторение принято недооценивать. Как только ребенок начинает добиваться успехов в чем-то - будь это математика, фортепиано, бейсбол или балет, он или она получает похвалы, восхищение и удовлетворение. Это укрепляет в нем чувство уверенности и ребенку начинает нравиться заниматься тем, что когда-то не доставляло удовольствия. доверие и делает один раз не-весело деятельности весело. Это, в свою очередь облегчает задачу родителей, которым нужно, чтобы ребенок работал еще больше.
Контрасты

Китайским родителям может сойти с рук то, что западным родителям не сойдет. Китайские мамы могут говорить своим дочерям: "Эй, жирная, тебе стоит сбросить вес". В отличие от них западные родители начинают миндальничать, когда возникает подобный вопрос, употреблять термин "Здоровье" и ни в коем случае не упоминать слово на букву "ж", но, тем не менее, детей все равно приходится показывать врачу в связи с нарушением режима питания и отрицательной самооценкой.
Китайские родители могут потребовать от детей получать только пятерки. Западные родители могут лишь просить своих детей пытаться учиться получше. Китайские родители могут сказать: "Ты ленив. Все твои одноклассники тебя обгоняют". По контрасту, западные родители должны бороться с собственными противоречивые чувствами по поводу жизненных достижений, и пытаться убедить себя, что их не разочаровывает то, каких успехов добились их дети.
Почему китайским родителям все сходит с рук
Я долго думала над тем, почему китайским родителям сходит с рук то, что они делают. Я полагаю, что есть три существенных различия между китайским и западным образом родительских мыслей.
Во-первых, я заметила, что западные родители обеспокоены психическим состоянием своих детей. Китайские родители - нет. Они ценят силу, а не слабость, и в результате ведут себя по-другому.
Например, если ребенок приносит из школы полученную на экзамене "пять с минусом" западный родитель, скорее всего, похвалит ребенка. Китайская мать будет хватать воздух ртом от ужаса и спрашивать, что было не так.
Если китайский ребенок получит "четверку" (а такого никогда не произойдет) - сначала будет взрыв, с криками и вырыванием волос. Потом несчастная китайская мать найдет десяток, а лучше сотню тестовых заданий по этому предмету и будет заниматься ими с ребенком до тех пор, пока не почувствует, что тот точно получит "пятерку".
Китайские родители требуют отличных отметок, поскольку считают, что их ребенок может их получить. Если ребенок их не получает, китайские родители предполагают, что это потому что ребенок не хочет как следует трудиться. Вот почему способ борьбы с неуспеваемостью всегда один - задеть, наказать и пристыдить ребенка. Китайский родители считают, что их ребенок достаточно силен, чтобы пережить осуждение и в результате стать лучше (и когда китайские дети добиваются отличных результатов, дома разливаются потоки родительской раздувающей самомнение похвалы).
Во-вторых, китайские родители считают, что их дети обязаны им всем. Причина этого явления не до конца ясна, но, вероятно, это сочетание конфуцианской сыновней почтительности и того факта, что родители пожертвовали многим и сделали много для своих детей. Во всяком случае, принято считать, что китайские дети должны тратить свою жизнь на погашение долга перед родителями, повинуясь им и давая им поводы для гордости.
По контрасту, я не думаю, что большинство жителей Запада придерживаются той же точки зрения.
В-третьих, китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Именно поэтому китайские дочери не могут заводить бойфрендов в колледже, а китайские дети не ходят в походы с ночевкой.
Не поймите меня неправильно. Все сказанное не означает, что китайские родители не заботятся о своих детях. Как раз наоборот. Они отдадут все ради детей. Это просто совершенно другая родительская модель.

Все родители хотят одного и того же

Существуют книги, которые изображают азиатских матерей черствыми интриганками, равнодушными к истинным интересам своих детей.
Со своей стороны, многие китайцы тайно считают, что они проявляют больше заботы о детях и готовы пожертвовать для них большим, чем западные родители, которых, кажется, вполне устраивает, что у их детей все выходит плохо.
Я считаю, что это обоюдное недоразумение. Все порядочные родители хотят своим детям лучшего. У китайцев просто совершенно другое представление о том, как этого добиться.
Западные родители стараются уважать индивидуальность своих детей, поощряя их потакать своим страстям, поддерживая их выбор, а также помогая им во всем и создавая благоприятную окружающую среду. Китайцы же, наоборот, считают, что лучший способ защитить своих детей - подготовить их к будущему, позволив им увидеть, на что они способны, и вооружив их навыками, привычкой работать и внутренней уверенностью, которую не отнимешь.

Иногда во дворе или в детском саду, в магазине или в общественном транспорте можно встретить ребенка, который ведет себя не так, как все. Дети эти любознательны и активны, но чрезвычайно прямолинейны и бесцеремонны. Они не соблюдают правил вежливости, не делают различий между своими вещами и чужими, ведут себя шумно и своевольно, не реагируя на попытки окружающих взрослых их успокоить. Если же с просьбой урезонить ребенка Вы обратитесь к его родителям, то услышите в ответ «ребенок воспитывается по японской методике, и до пяти лет ничего запрещать ему нельзя».Когда вы попробуете навести справки о «японской методике воспитания» ребенка, то узнаете, что основной её принцип кроется в словах «до пяти лет ребенок - царь, после пяти лет - раб, после пятнадцати - равный». Суть этого высказывания заключается в том, что ребенку до пяти лет противопоказаны любые запреты и ограничения, между пятью и пятнадцатью годами ребенка достаточно строго, вплоть до жестких методов, приучают к дисциплине, а после пятнадцати он считается полностью сформировавшейся личностью и полноценным, равноправным, взрослым человеком.Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок, с одной стороны, сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию; с другой же - вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.Что же это за «японская методика воспитания»? Действительно ли она ведет свое происхождение из Японии? Какую пользу она принесет ребенку, и стоит ли эта польза того, чтобы пять лет подряд родители приносили свои интересы в жертву капризам своего малыша?Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен. В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами - не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть. Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности.
Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно.К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют.
Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в... России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.
В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы.
Что же... происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?
Дитя - царь.
Методика утверждает:
Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.
Комментарии психолога.
В первые годы жизни у ребенка формируется так называемая «картина мира», то есть совокупность представлений о мире, составленная ребенком на основе набранного им жизненного опыта. Ребенок должен проделать очень важную работу - систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его, ребенка, место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Формируется отношение к миру, к окружающим людям.
Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. И эта, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной.
Не заложено представление о рамках дозволенного. Не заложено представление о разрешенном и запретном. На заложены основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, в том числе - о родительском авторитете. Не заложены навыки взаимодействия с другими людьми как с полноценными и равноценными. Не заложено представление о возможной опасности, угрозе, он не готов к столкновению с агрессией со стороны другого человека. То есть, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать.
Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.
Дитя – раб
С точки зрения «японской методики», в этот период ребенок должен усвоить правила поведения в социуме, научиться дисциплине и сдержанности. Ему отводится десять лет на приучение к порядку, развитию трудолюбия, ответственности и самостоятельности. По истечении этих десяти лет ребенок должен вырасти в полноценного и самодостаточного молодого человека.

Комментарии психолога
Итак, пятилетие ребенка отпраздновано. Задуты свечи, убран торт. И вот наступила новая веха в жизни ребенка. И в его уже привычный и налаженный мир вторглись странные слова: «нельзя», «должен», «надо», «нет»… много странных и непонятных слов, которые просто не могут иметь к нему отношения. К кому угодно, но не к нему.
Родители… родители тоже ведут себя странным, неправильным, недопустимым образом. Они не выполняют желаний. Они запрещают. Они делают нечто совершенно невообразимое и ужасное: они наказывают. Этого никогда не было, и потому быть не может. Это страшнейшая психическая травма, крушение базовых элементов картины мира ребенка.
Весь жизненный опыт, все долгие и насыщенные пять лет его жизни подвергаются сомнению из-за ужасного и необъяснимого поведения родителей. И ребенок начинает отчаянно бороться за свой привычный мир, за свои права, за все, что до сих пор составляло его жизнь. У ребенка мало способов бороться с произволом взрослых. Но те, которые есть, весьма эффектны и эффективны. Крик. Плач. Истерики. Падение на пол (землю). Намеренное битье собственной головой о предметы. Голодовки. Расшвыривание и намеренная порча вещей.
Обвинения родителей в том, что они «не любят», «ненавидят», «хотят избавиться», «чужие родители, не мои» создают родителям настолько интенсивный прессинг, что твердая решимость родителей начинает превращаться в злость и агрессию. И начинается война. От того, чья воля сильнее, чья решимость больше, зависит исход этой войны.
Если волевому ребенку удается переломить своих менее решительных, чем он, родителей, ситуация вседозволенности возвращается. В этом случае ребенок и дальше продолжает воспитываться в условиях вседозволенности и отсутствия запретов. Однако, попытка ввести в его жизнь дисциплину не проходит бесследно. Ребенок понял: взрослые способны покуситься на его права. Он становится менее отзывчивым и доверчивым, чем прежде, так как его доверие к родителям ослаблено «войной за дисциплину». Теперь с ним гораздо труднее договориться и убедить в чем-либо: родители однажды уже поступили ужасно, нельзя им верить, нельзя идти у них на поводу. Ребенок растет эгоистичным и неконтролируемым. Значимого взрослого, к которому он прислушивается, больше нет.
Если воля ребенка и решимость родителей равноценны, начинается долгая, затяжная война. Ребенка принуждают, заставляют, наказывают. Ребенка «ломают». Ребенок сопротивляется и мстит. Ребенок начинает озлобляться, становится агрессивным, жестоким к сверстникам и животным. Подлым по отношению ко взрослым. Ребенок не сломлен, но вынужден временно подчиниться. Однажды он наберется сил и ответит. Но пока ему остается только копить обиды и ждать.
Если решимость родителей превосходит волю ребенка, последнему все-таки приходится принять новые правила игры. Картина мира, в котором он был величайшим сокровищем, а родители – любящими и готовыми все предоставить и все простить, разбита и разрушена. Ребенок дезориентирован. Он потерял доверие к миру и к родителям. Он потерял веру в себя. Он вынужден подчиняться правилам и запретам, смысла которых не понимает. В нем поселился страх насилия и агрессии.
Ребенок становится покорен, но те самые качества, ради которых его воспитывали в условиях полной свободы и вседозволенности – доверие к миру и стремление к творчеству – утеряны, скорее всего, безвозвратно. Со временем ребенок привыкнет к новым правилам и порядкам, начнет смеяться и улыбаться, но нанесенная ему травма не излечится уже никогда. Прежней безмятежности, уверенности в себе и доверия к миру ребенок не вернет.
Справедливости ради, стоит заметить, что есть и четвертый вариант развития событий. Вариант, в котором родители не принуждением, а кропотливой и долгой работой над ошибками, нередко в тесном сотрудничестве с опытным психологом, смогут все-таки вырастить из своего ребенка ответственного, чуткого и верного соратника, полноценного члена общества и самодостаточного индивидуума. Но это будет очень долгий и трудный путь, куда более тяжелый, чем традиционное воспитание. Всегда проще начинать с самого начала, чем исправлять допущенные ошибки, и воспитание ребенка – не исключение.
Дитя – равный
Согласно «японской методике воспитания», к пятнадцати годам воспитание ребенка считается оконченным. Он получил все необходимые навыки, развился в полноценную личность, способную принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки, и теперь ему остается лишь получать образование и набираться жизненного опыта.