Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию. Или желание помочь ребенку с уроками обернется полным фиаско.

У взрослого? Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.

Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.

У взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:

  • высокое давление;
  • атеросклероз;
  • диабет;
  • полнота.

Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Как развить память у взрослого? Прежде всего ему необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.

Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память.

Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии:

  • обогащать кровь кислородом;
  • обязательно хорошо высыпаться;
  • не злоупотреблять алкоголем и табаком;
  • отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения.

Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить.

Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Подготовка к занятиям

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений:

  1. 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания.
  2. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического.
  3. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.

Развитие способности запоминать

Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.

  • можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
  • Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
  • Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
  • Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

Заключение

Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.

В этой статье речь пойдет об одном из видов человеческой памяти — зрительной. Вы узнаете, какие виды бывают такой памяти и, как её тренировать.

Зрительная память называется также фотографической. Она позволяет сотворить образ увиденного и сохранить его в памяти. В последующем, сохраненный зрительный образ, можно воспроизводить в деталях в своем сознании.

Этот вид восприятия позволяет удерживать, видеть образ даже в его отсутствие. Известно, что 60% людей лучше запоминают визуальную информацию, нежели полученную — звуковую.

Зрительная память, запоминание

Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.

По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное .

  • При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
  • Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.

Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).



Запоминание — один из важных процессов в памяти

Зрительная память — особенности

Эйдетическая память благоприятно воздействует на успехи в дальнейшем обучении в школе. В ходе данного процесса дети запоминают, усваивают большое количество материала. Без хорошо развитой зрительной памяти — новую информацию трудно запомнить.

ВАЖНО : Качество непроизвольного запоминания зависит от активности деток к запоминающим объектам, детальности восприятия, обдумывания.



Родители занимаются тренировкой памяти своего ребенка

Говорят, что фотографическая память у девочек больше развита, чем у мальчишек. Это связанно с тем, что особенности строения мозга у девочек, мальчиков отличны друг от друга. Не стоит упускать из внимания, что у них разные условия развития.

Виды зрительной памяти

Имеется несколько классификаций эйдетической памяти, они представляют собой различные виды памяти.



Подразделяются они по таким характеристикам :

  1. По скорости запоминания, сохранения материала: иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная, наследственная
  2. По результатам деятельности: непроизвольный, произвольный
  3. По способам запоминания: смысловой, механический
  4. По типам запоминаемого материала: числовой, цветовой, математический, память на лица
  5. По уровням запоминания: кратковременный, долговременный, сенсорный
  6. По типам психологии : моторный, образный, словесный, эмоциональный


Кратковременная зрительная память

Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью , имеет маленький срок, ограниченный объем.

При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.

Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.



Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.

Зрительно моторная память

Двигательная память , она же моторная содержит мышечно-двигательные объекты выученных движений (скорость, темп, амплитуда и прочее).



Моторная память является запоминанием, усваиванием, воспроизведением движений. Она служит ключевым аспектом в формировании навыков, как практических, так и рабочих.



На чем основывается зрительно моторная память у детей?

ВАЖНО : Когда ребенок выполняет определенные движения, он не может их сделать точно так же в следующий раз. Случается это потому, что скелет имеет особое строение, функционал движений не позволяет человеку передвигаться систематически, одинаково.

Объем зрительной памяти

Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем . Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.

Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.



Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.



Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту . Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.

Следует обратить внимание на ошибки :

  • Повторения детей
  • Объекты, которые не показывали
  • Сколько картинок помнят дети


Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.

Результаты оценивайте по следующим параметрам :

  • 8-10 фото — хороший результат
  • 5-7 фото — удовлетворительный результат
  • до 5 фото — неудовлетворительный результат


Объем зрительной памяти. От чего он зависит?

Диагностика зрительной памяти

Диагностирование эйдетической памяти позволяет оценить лишь поверхностно уровень развития конкретной особы. Детальное исследование конкретного человека — невозможно, так как все процессы в памяти поддаются только поверхностному изучению.

Для определения зрительной памяти детей , используют определенные тесты, которые мы рассмотрим далее.



ВАЖНО : Нарушение зрительной памяти может привести к психическим расстройствам.

Существует несколько тестов на зрительную память, рассмотрим детальней один из них. Он разработан для деток от пяти до шести лет.



Суть теста такова :

  1. Подбираем 11-16 слов , запоминаем. Подготавливаем набор фото (21-31 штуки)
  2. Фотографии не должны нести прямой характер к словам, отведенным для запоминания
  3. Используйте такие слова, как: путь , сад , обед , молоко , свет , поле , одежда , ошибка , ночь , конь , птица , учеба , стул , мышь , лес
  4. Применяйте такие изображения на картинках: хлеб , чашка , блокнот , фонарь , дом , школа , часы , фрукт , карандаш , шкаф , вертолет , мебель , санки , лампа , кот , корова , грабли , растение , нож , блузка , машина , луна , телега , диван
  5. Для деток дошкольного возраста слова, изображения должны быть конкретизированными, а для младших школьников — больше отвлеченными
  6. Зачитывайте ребенку слова, а он в это время пусть отбирает подходящее фото, которое поможет вспомнить слово
  7. К примеру, вы называете слово — учеба , а ребенок тем временем выбирает фото с изображением школы
  8. Давайте время на выбор каждого фото, около 33 секунд . Часто дети делают выбор намного раньше этого времени
  9. После каждого подбора картинки, попросите аргументировать его выбор
  10. Потом ребенок должен отвлечься на 15 минут
  11. В заключении ребенок называет слова по картинкам


Нарушение зрительной памяти

У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.

Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.



Нарушения проявляются следующими симптомами:

  • Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
  • Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
  • Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.


Нарушение зрительной памяти

ВАЖНО : Лечение малышей невозможно осуществить самостоятельно в домашних условиях, обязательно врач-специалист должен разработать индивидуальную долгосрочную терапию.

Тренировка зрительной памяти

Уже в дошкольном возрасте необходимо заниматься тренировкой зрительной памяти. Ведь малыши быстро усваивают новые слова, изображения, задают множество познавательных вопросов. А специальные игры для её тренировки помогут развить восприятие сложной информации в школе.



При занятии с детьми нужно помнить такие нюансы обучения :

  • Интересная информация всегда усваивается лучше
  • В обучении лучше всего запоминается начало, конец
  • Помимо зрительного восприятия, намного эффективней будет задействование сенсорного ощущения
  • Вся информация должна быть представлена ребенку просто, понятно


ВАЖНО : Если вы уменьшите время ребёнка для просмотра телевизора или ограничите период пребывания за компьютерными играми, то, уделив часок-другой на совместные занятия тренировкой памяти, вы поможете малышу развить фантазию, мышление.

Упражнения на зрительную память

По статистике до 81% всей полученной информации мы получаем зрительно. Правда, большинство людей не пользуются всеми этими возможностями.

Натренированная зрительная память расширяет взгляд на любой объект, предмет. Это, в свою очередь, позволяет увеличить у ребенка концентрацию, внимание.



Какие упражнения помогают развить зрительную память?

Для тренировки зрительного восприятия существует множество различных упражнений. Некоторые из них:

  • Запоминание образов — это упражнение позволяет запомнить увиденные предметы, образы, и как можно точнее воспроизвести их в мыслях во всех тонкостях, деталях. Данное упражнение можно практиковать на простых предметах
  • Рисование — отличный способ для улучшения эйдетической памяти. Навыки художника здесь абсолютно не обязательны. Главное — это желание перенести, запечатленные в памяти образы, на бумагу в различных рисунках
  • Воспоминания — тренировать фотографическую память с помощью воспоминаний просто. Для этого необходимо перед сном воспроизводить все события прошедшего дня. Стараться при этом, воображать визуальные образы
  • Игры — имеется огромное количество игр, направленных на развитие визуального восприятия. Одна из них — «Найди отличия»


Картинка для тренировки зрительной памяти — найди отличия

Игры на зрительную память

Существуют не мало специальных игр для развития зрительной памяти у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. «Найдите фигуры» Правила игры: ребенку предоставляют иллюстрацию с различными геометрическими фигурами. Для начала он должен хорошо рассмотреть, запомнить (время просмотра 30 — 20 секунд) первоначальный рисунок. Затем взять второй, найти на нем фигуры, которые он запомнил на первом
  2. «По порядку» Правила игры: ребенок, раскладывает, чередуя цветные палочки (по порядку — желтый, красный, синий). Либо раскладывает цифры, фигуры, буквы в заданной взрослыми последовательности
  3. «Где что было?» Правила игры: чертим квадрат на магнитной доске. Разделяем его на девять клеток. В каждой клетке фиксируйте разные изображения. Дайте ребенку запомнить расположение картинок в течение 10 секунд. Снимите все, через 5 минут спросите у ребенка расположение рисунков, пусть восстановит их на доске
  4. «Как на картинке» Правила игры: для игры берем рисунок с несколькими фигурами. Малыш запоминает их расположение, после — воспроизводит по памяти фигуры в квадратах на пустом листке
  5. «Конструктор» Правила игры: ребенок рассматривает фигуру на изображении, затем выкладывает такую же фигуру из палочки Кюизенера либо кубиков. По завершению — сравниваем, насколько правильно все получилось


ВАЖНО : Игры для формирования зрительной памяти у дошкольников и школьников подбирайте по возрасту.

Видео: Игры для развития зрительной памяти у деток

Зрительный анализатор позволяет человеку получать около 90 % информации из окружающего мира. А зрительная память способствует ее запоминанию и воспроизведению в нужный момент. Посредством зрительной памяти мы откладываем в голове прочитанную информацию, просмотренный фильм, внешность людей и другие предметы, которые видим.

В развитии человека зрительная память появляется одной из первых и становится основой для образного мышления, которое доминирует у детей до 4-5 лет. Однако хоть мышление в дальнейшем трансформируется в другие виды, зрительная память продолжает преобладать у большинства людей до самого конца жизни.

Большая часть человечества не может использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы. Поэтому зрительную память следует развивать так же, как и остальные виды. При этом параллельно с такими тренировками улучшаются внимание и способность концентрироваться.

Как улучшить зрительную память без дополнительной траты времени?

Мало кто любит делать упражнения для тренировки памяти, однако можно улучшать ее, не тратя дополнительное время. Есть несколько рекомендаций, исполняя которые можно значительно улучшить зрительную память.

  • Воспоминания. Для развития памяти зрительного характера нужно каждый день перед сном как можно более подробно воспроизводить события прошедших суток, делая особый упор на образы и мелкие детали. Делая такое упражнение ежедневно, вы быстро заметите, что подробностей, которые удается уловить, становится все больше.
  • Тренировать память можно постоянно, особенно, если профессия подразумевает контакт с людьми. Для развития зрительной памяти нужно пытаться воспроизводить в голове детали образа человека, с которым вы только что общались или даже мимо которого просто прошли.
  • Мгновение. На протяжении дня можно проводить стимуляцию зрительной памяти, неожиданно останавливаясь или просто глянув на какой-нибудь предмет, например, картину. За пару мгновений рассмотрев его, нужно закрыть глаза и попытаться как можно точнее воспроизвести в мыслях все, что удалось запомнить.
  • Словесный портрет. Данное упражнение также является помощником для людей, у которых проблемы со зрительной памятью. Знакомясь с человеком, следует мысленно основные детали внешности и поведения описать словестно. При этом нужно стараться обратить внимание на множество даже мелких подробностей. После чего спустя некоторое время надо попробовать воспроизвести словестный портрет в виде образа.

Такие простые упражнения помогут достигнуть ошеломляющих результатов в развитии памяти зрительного характера. Кроме этого улучшится внимательность, концентрация, а значит, и в целом повысятся интеллектуальные возможности.

Наиболее эффективные упражнения на то, как развить зрительную память

Для тех, кому недостаточно или не помогают ежедневные мини-тренировки, существуют полноценные методики. Так как улучшать зрительную память нужно параллельно с вниманием, то многие упражнения рассчитаны на тренировку обоих элементов психики.

  • Таблицы Шульте. Берутся специальные квадраты, разбитые на блоки, в которых хаотично написаны цифры от одного и до некоторого числа (может быть разное). Суть упражнения в том, чтобы в максимально короткие сроки отыскать все цифры по порядку. Для усложнения задания могут браться несколько блоков чисел разных цветов, а задание будет заключаться в том, чтобы расположить мысленно по порядку числовой ряд, например, зеленого цвета. В качестве разнообразия воспользуйтесь играми «Кликер » и «Кликер+ », которые найдете на нашем сайте. Это онлайн тренажер на базе таблиц Шульте, по которому удобно заниматься.
  • Спички. Очень эффективное упражнение для тех, кто не знает, как при развитии зрительной памяти следить за прогрессом. На начальном этапе берутся 5 спичек, которые нужно просто произвольно бросить на ровную поверхность. Оценив их расположение в течение нескольких секунд, нужно отвернуться и попытаться повторить увиденное. Постепенно можно увеличивать количество спичек, уменьшая время, отведенное на запоминание, тем самым наблюдая за собственным прогрессом, ведь изначально воспроизвести упавшие 5 спичек будет нелегко.
  • 25 букв. Для выполнения этого упражнения лучше всего собрать группу людей, так как оно больше походит на игру. Берется табличка, расчерченная на 25 квадратов, в каждом из которых написана буква. Эта таблица показывается участникам упражнения на полминуты, после чего убирается. Человек должен попытаться составить из написанных там букв слова, опираясь на зрительный образ таблицы. По своей сути упражнение напоминает кроссворд, в котором надо отыскивать слова, но только в данном случае он существует лишь в вашей памяти.
  • Кисть. Данное упражнение в большей степени нужно делать тем, кто не знает, как с помощью упражнений развить зрительную память и внимание одновременно. Концентрируясь на несколько минут лишь на своей кисти, следует полностью отбросить все лишние мысли, начиная упражнение сначала, как только концентрация уйдет. Нужно стараться как можно четче запомнить линейный рисунок на кисти, чтобы получилось без проблем воспроизвести его в голове.
  • Ассоциации. Чтобы улучшить память, существует довольно сложное, но интересное задание. Для его выполнения потребуется помощник, который будет зачитывать со скоростью в минуту слова. В течении паузы между воспроизведением, нужно выложить из спичек (которые предварительно готовятся в большом количестве) ассоциацию с этим словом. Выполняя подобное упражнение регулярно, можно сокращать время вплоть до половины минуты.

Общие требования ко всем описанным методам улучшения зрительной памяти – регулярность и постепенное усложнение задания.

Как развить зрительную память у детей?

Начинать полноценные тренировки для детей лучше всего в дошкольном возрасте (5-6 лет). Для ребенка подойдут и те повседневные упражнения, о которых говорилось выше, например, можно попросить его как можно подробнее рассказывать об увиденных за день вещах и пережитых событиях. Таким образом развивается также речь, правильная формулировка мыслей и, конечно же, внимание.

Упражнения для тренировки зрительной памяти у детей:

  • Картинки. Предварительно подготовленные 15 картинок со знакомыми ребенку предметами нужно показать ему на несколько минут. После этого картинки убираются и надо попросить малыша назвать те предметы, которые он запомнил. Затем забытые предметы показывают еще раз на несколько минут и отпускают ребенка играть. По прошествии получаса нужно еще раз спросить малыша о том, какие предметы он запомнил. Данное упражнение позволяет не только тренировать память, но и оценить ее. Хорошим считается результат от 8ми названных предметов.
  • Игрушки. Для этого метода нужно взять несколько игрушек малыша, расположив их на столе. Ребенок должен внимательно их рассмотреть и отвернуться. Взрослый убирает или добавляет игрушку, а малыш, повернувшись обратно, определяет, что поменялось в композиции.
  • Рисование. Для упражнения нужны будут листики и карандаш. Мама показывает ребенку картинки с разными несложными узорами, которые тот должен нарисовать сам, но не глядя на оригинал, а по памяти. Со временем можно брать более сложные изображения. С помощью этого метода также развивается мелкая моторика рук, что очень важно, особенно, перед школой.
  • Зрительное фотографирование. Для выполнения этого задания не понадобится никаких особых приспособлений. Нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть свое игрушечное царство, предварительно расположив его на столе или диване, после чего малыш должен перечислить те игрушки, которые успел заметить. Со временем для усложнения задания можно просить ребенка называть особенности каждой игрушки, например, цвет.

В общем, развитие зрительное память очень помогает нам в повседневной жизни, делает нас более собранными и внимательными, поэтому ее нужно улучшать и стимулировать, пользуясь упражнениями или применяя игры ресурса Brainapps.

Зрительная память - важная составляющая нашего восприятия. Зрительный анализатор, по отношению к другим органам чувств, получает до 90 % информации окружающего мира. Как раз развитая часть данного вида памяти помогает запоминать текст, делать меньше ошибок при письме и ориентироваться в пространстве. Так насколько же важна тренировка зрительной памяти в детском и взрослом возрасте?

Проверить зрительную память можно с помощью специальных тестов. Это можно сделать у специалиста - невролога или онлайн.

Лучше проходить специально разработанные тесты с врачом, потому что в Интернете слегка привирают истинные результаты. Лишь некоторые сайты оценивают действительно правдоподобно. Да и человек любит сам себя хвалить, поэтому без посторонней помощи проверка зрительной памяти будет не объективной.

Для проверки берутся специальные картинки с различными изображениями. Обычно проводится ряд тестов, который поможет оценить все сферы зрительного анализатора. Эти тесты заключаются в проверке реакции на внимательность и быстрой ориентации . То есть предлагается определенное число цифр или букв, которые разбросаны по всему листу. И нужно за время собрать логическую последовательную цепочку.

Другие тесты направлены на определение объемного охвата зрительного анализатора . На листе может быть расположена целостная картина, множество живых или неживых предметов, абстрактных фигур. Пациенту предлагают смотреть на лист определенное время и максимально запоминать детали. После, по памяти воспроизвести увиденное. Чем больше точностей называют, тем лучше развит зрительный анализатор. Те же картинки могут в дальнейшем послужить и орудием тренировки для развития зрительной памяти.

Плохо развитая зрительная память не обязательно станет ключом всех бед. Это не принципиально важно. Но все же, большинство информации проходит как раз через глаза. И чтобы максимально охватить всю полноту окружающего нас мира, нужно иметь развитый зрительный анализатор. Хорошо развитая зрительная память - залог адекватного обучения и хорошей запоминаемости. Уровень развития этого вида памяти влияет на скорость обучаемости и ее качество.

Почему зрительная память может быть плохо развита? Основным фактором служит все-таки генетика и своевременное воспитание родителей.



Отсутствие или недостаточное внимание малышу, отсутствие развивающих игр и занятий обязательно скажется на дальнейшей обучаемости и активности. Но существуют и приобретенные причины ухудшения и снижения качества «работы» зрительного анализатора. До этого память была хорошая, никто не жаловался, а со временем стали рассеянными, плохо запоминаете и слабо обращаете внимание на детали. Каковы причины?

  • Черепно-мозговые травмы , перенесенные нейроинфекции и нарушения мозгового кровообращения - данные патологические состояния обязательно повлекут за собой разрушение большого количества нервных синапсов и самих нервных клеток. Травма может повредить как раз тот отдел, который отвечает за зрительный анализ.
  • Возрастные изменения - у каждого человека в той или иной степени развивается энцефалопатия. Это происходит из-за постепенного запустевания кровеносных сосудов, образования в просвете мелких тромбов и нарушении питания глиальных клеток и самих нейронов. Клетки головного мозга постепенно отмирают, и количество активно работающих резко сокращается. Оставшиеся нервные клетки не могут справиться с прежним потоком информации и все силы направляют на более важные дела - витальные функции. А зрительная память остается на втором плане для тех клеток, которые не задействованы в важных процессах обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
  • Интоксикация и вредные привычки - любое проявление эйфории без лекарственного вмешательства соответствующей группы препаратов влечет за собой гибель огромного количества нервных волокон. Происходит замещение ткани и настройка работы мозга на обеспечение более важных функций. Поэтому зрительная память страдает.
  • Недостаток полезных веществ в еде - нервным клеткам нужен не только кислород. Но и питательные элементы , которые приходят с пищей. Например, недостаточное потребление жирных кислот и витаминов, глицина приводят к ухудшению работы головного мозга.
  • Эмоциональная и умственная перегрузка - нервные клетки находятся на грани истощения, поэтому решили беречь себя. Они включили lite-режим, в котором берегут себя и не работают в полную силу. В таком случае хороший отдых вернет все на свои места.



Если зрительная память плохо развита у детей, это может привести к проблемам с запоминанием, обучаемостью, на этом фоне - нарушению поведения в целом. Иногда плохо развитая зрительная память может стать причиной плохой адаптации в окружающей среде и социуме.

Резкое ухудшение памяти у взрослого человека приводит к рассеянности, снижению запоминания, сложности во временной адаптации, психологическим проблемам.

Прежде всего, чтобы улучшить свою зрительную память , нужно нормализовать режим труда и отдыха, исключить перегрузы, убрать вредные привычки. После чего браться за «прокачку» своего зрительного анализатора.

Постоянные занятия обязательно принесут свои плоды. Вот несколько действенных упражнений, как развить зрительную память. Их можно использовать в любое свободное время.

Как развить зрительную память у детей


Для детей разработаны целые методики. Ведь этот период развития - очень значимый для дальнейшей жизни малыша.

  1. Карточки - нужно иметь набор картинок, на которых расположены знакомые для ребенка предметы. Показывать картинки несколько минут. После чего попросить воспроизвести увиденные предметы. Те картинки, которые ребенок не назвал, показывают еще раз. И так до воспроизведения полного списка.
  2. Игрушки - для этого метода развития зрительной памяти нужно взять несколько игрушек ребенка, выставить их в один ряд. Попросить ребенка запомнить композицию. Когда малыш отворачивается, убрать или добавить новую игрушку, поменять местами. После чего попросить воспроизвести все изменения.
  3. Рисование - развивается не только зрительная память, но и мелкая моторика рук. Нужен листик и карандаш. Мама показывает несложные узоры, которые малыш рисует по памяти на своем листике.
  4. Зрительное фотографирование - нужно попросить внимательно осмотреть свои игрушки или комнату и попросить воспроизвести все, что он успел заметить. Со временем можно спрашивать особенности предмета - цвет и форму.

Если упражнения не помогают, а причина кроется в органическом нарушении, следует немедленно обратиться к врачу и решать проблему медикаментозно.

Источники

  1. Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994;
  2. Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии;
  3. Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст;
  4. Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать»;
  5. Health Behaviors From Early to Late Midlife as Predictors of Cognitive Function. American Journal of Epidemiology 2009.
  6. Беликов, В. Г. Фармацевтическая химия / В. Г. Беликов. М. : Высшая школа, 1985. — 668 с.
  7. West, R. L., Welch, D. C., & Thorn, R. M. (2001).Effects of goal-setting and feedback on memory performance and beliefs among older and younger adults. Psychology and Aging,16,240–250.doi:10.1037/0882-7974.16.2.240
  8. Эрик Ричард Кандель. В поисках памяти [Возникновение новой науки о человеческой психике] 12819K, 482 с. издание 2012 г.
  9. Dixon, R. A., & Hultsch, D. F. (1983). Structure and development of metamemory in adulthood. Journal of Gerontology, 38, 682-688.

Вы не понимаете, почему с вами здороваются на улице незнакомые люди? Каждый раз лезете в словарь, чтобы вспомнить написание слова «ингредиенты»? Блуждаете в переходах метро и все равно выходите совсем не с той стороны? Причиной всему - плохо развитая зрительная память.

На протяжении всей своей жизни человек получает из окружающего его мира большой объем разнообразной информации. Многие знают о том, что именно зрение дает нам более 80% всех сведений. Некоторые из них вскоре стираются из нашей памяти, другие становятся для нас интересными, что заставляет нас довольно долго держать их в своей памяти.

Благодаря зрительной памяти мы можем всегда обратиться к нашим воспоминаниям, представленным в виде ярких картинок, содержащих множество деталей, элементов, неподдающихся описанию при помощи коротких фраз. И чтобы мы могли не лишиться тех ярких образов, относящих нас к прошлым событиям, важно знать, как развить зрительную память.

Зрительная память, что это?

Зрительная память представляет собой особый вид памяти, функционирование которой обеспечивает зрительный анализатор. Именно благодаря ей в нашем сознании долго хранятся зрительные образы, к которым мы можем обратиться в любой момент. Конечно, тут многое зависит от того, знает ли человек, как развить зрительную память.

Зрительную память можно классифицировать на следующие виды:

  • Иконическая. Данная память может хранить информацию меньше секунды. Поэтому, если она нам оказалась бесполезной, мы тут же лишаемся ее.
  • Кратковременная. Эта память может хранить образы не дольше 30 секунд.
  • Долговременная. Именно благодаря данной памяти мы можем по прошествии нескольких месяцев и даже лет представить мысленно важные для нас события, произошедшие в прошлом.

Зрительная память - важный носитель информации

Учитывая, что зрительная память использует образы, каждый из нас может держать в своем сознании большое количество различных воспоминаний. Для этого нужно только запомнить, скажем, как выглядит красивый молодой человек, замеченный нами в столовой в обеденный перерыв. Когда мы хотим поднять в памяти его образ, в нашем сознании всплывает соответствующая картинка.

Вообразите себе ситуацию, что вы должны описать на словах его образ своей подруге. Сможете ли вы обойтись десятком слов? Скорее всего, вам потребуется сотня. Ведь нужно обратить внимание и на его рост, и на размах в плечах, рассказать о длине волос, сравнив с актером из определенного фильма, уделить внимание его бороде и иным внешним признакам, которых может быть великое множество.

Выходит, что для передачи на словах какого-либо изображения приходится использовать сотни слов, а они-то запоминаются на порядок сложнее, нежели картинка. Маловероятно, что подруге удастся в дальнейшем пересказать данное описание. И не исключено, что для нее образ этого молодого человека будет составлен именно на основе описаний.

Хочется обратить внимание на такой момент. Создается впечатление, что в нашем сознании сохраняется только образ. Данное мнение ошибочно. В действительности помимо картинки мы помним массу иных дополнительных сведений о событии, которые обеспечивают нам другие органы чувств.

Зрительная память очень важна для человека, но мало кто сознательно работает над ее развитием. Кому-то дано природой умение «фотографировать» образы, а у кого-то они стираются уже через пару секунд. Но не нужно расстраиваться - любой навык можно развить, и зрительная память не является исключением. Ее нужно лишь тренировать с помощью комплекса упражнений, о которых мы и рассмотрим ниже:

Разбивайте целое на детали

Мозгу проще запоминать образ по частям, нежели в целом - воспользуйтесь этим и разделите изображение на несколько отдельных фрагментов. Намного проще будет зафиксировать каждый из них, а потом сложить в единую картину. Эта методика уже давно применяется для задач, в выполнении которых необходимо участие зрительной памяти - например, если нужно запомнить карту.
Будущие переводчики с китайского языка на первых стадиях обучения часто сталкиваются с трудностями в запоминании иероглифов. Чтобы облегчить им задачу, преподаватели объясняют, что во всех иероглифах существуют одни и те же знаки, скомбинированные различными способами - выучив эти детали, будет намного проще запомнить сами иероглифы.

Таким же образом можно фиксировать в памяти образы, сложенные из однотипных компонентов. Например, как одет человек. Эту информацию можно разделить на три «зоны» - голова, туловище и ноги. На голове прическа или головной убор; туловище может быть одето в один предмет (пальто или платье), а может в два (свитер и джинсы), на ногах в любом случае что-то обуто (кроссовки, сапоги, туфли). Теперь запоминаем цветовую комбинацию всех этих деталей - и готово, вы уже не ошибетесь. Этот метод хорошо работает, когда нужно запоминать людей, с которыми вы видитесь впервые - например, в очереди в поликлинике.

Головоломки и ребусы

Кажется, что картинки-головоломки - это детские игры, но в действительности они хорошо развивают зрительную память у взрослых. Хороши в этом рисунки, где нужно находить отличия: отыскивая несходства на двух практически одинаковых изображениях, мы учимся подмечать детали.
Играйте в игры, где нужно запомнить предметы в определенном порядке - это помогает развить чувство композиции и верное восприятие пространства.

Развивайте синестетическое восприятие

Как пахнет солнечный день? А какой звук у этой высотки? Каков на вкус красный цвет? Это не просто игра - таким образом вы развиваете связь между визуальными образами и ощущениями всех остальных органов чувств. Синестезия помогает мозгу в изобретении сложных ассоциативных связок: с их участием будет проще находить в памяти нужные данные.
Благодаря синестезии зрительные образы прочно закрепляются в сознании - одна сенсорная система восприятия запускает механизмы другой. К слову, уже давно замечено и активно используется это свойство человеческого мозга, именно потому ветки метро различаются не только по пунктам назначения, но и по цветам. Большинству людей проще запомнить цвет, запах или вкус, чем название, поэтому все торговые марки имеют свою узнаваемую расцветку.
Через развитие синестезии вы включаете и свои творческие таланты - многие гениальные творцы из мира искусства обладали этим полезным свойством.

Копируйте асимметричные рисунки

Лучше всего отпечатываются в памяти визуальные образы, которые можно логически объяснить. И наоборот - чем меньше смысла в изображении, тем сложнее его воспроизвести. Из-за этого многие путешественники с легкостью ориентируются в современных городах с четкой структурой и сразу же теряются в старинных центрах с отсутствием логики в расположении улиц.
Существует отличное упражнение, которое оказывает очень сильное влияние на развитие зрительной памяти. Оно дается нелегко, поэтому лучше осваивать его еще в детстве. Для этого понадобится камень с сетью прожилок - мрамор или малахит. Конечно, не так просто добыть эти минералы, поэтому можно использовать их фотографии.
Вооружаетесь карандашами и рисуете «портрет с натуры», стараясь воспроизвести все прожилки, цветовые переходы, толщину и расположение черточек относительно друг друга. Потом возьмите новый листок и попробуйте повторить это по памяти. Скорее всего, сразу у вас ничего не получится, нужно будет пробовать еще и еще, чтобы копия хотя бы отдаленно соответствовала оригиналу.

Превращайте изображения в слова

Немало людей с плохой визуальной памятью могут компенсировать этот недостаток умением хорошо запоминать слова в определенном порядке. Наш мозг прекрасно справляется с заменой изображений символами. Разбив образ на детали, достаточно просто дать им словесное описание, желательно с большим количеством подробностей.
Например, вы всего один раз видели человека, и теперь вам предстоит снова встретиться с ним среди большого скопления людей. Чтобы не оконфузиться, нужно представить, что вы описываете его для составления фоторобота: «Рост выше среднего, худой, жилистый, волосы темные, коротко стриженные, глаза темные, брови широкие. Нос большой, с горбинкой. Щурится».
Преобразование зрительного образа в вербальные символы поможет конкретизировать детали, на которые вы не обратили бы внимание при беглом знакомстве с новым приятелем. Идя на встречу, вы будете просто проговаривать про себя его словесный портрет, а мозг сам воспроизведет визуальную картину.

Обращайте внимание на подробности

Когда перед мозгом не стоит задача по запоминанию каких-то элементов увиденной картины, то он и не напрягается. Чтобы довести умение подмечать подробности до автоматизма, необходимо упражняться.
Во что был одет встреченный на улице коллега? Как жестикулировал? Каким был фон за его спиной - улица, киоски, деревья? Сколько и чего вы заприметили? Как расположены предметы?
Тренируя таким образом свой мозг вы довольно быстро научите его запоминать обстановку и незначительные детали происходивших с вами событий. Главное, не позволять ему «халтурить», создавая выдуманные подробности - чтобы избежать этого, возвращайтесь на место и сверяйте особенности антуража с тем, что запомнили.