– состояние пикового возбуждения у ребенка, которое выражается в потере полноценного контроля над своими эмоциями и частично – действиями (способами выражения эмоций). Классический образец детской истерики – это громкий крик, плач, переходящий в визг, которые могут сопровождаться падениями, катаниями по полу или деструктивными реакциями. Иногда обнаруживается стремление к самоповреждению: дети кусают себя, начинают бить себя по голове и т.п.

Находясь в подобном состоянии, ребенок закрыт для привычного общения с ним: он не способен адекватно воспринимать обращенную к нему речь.

Детская истерика может являться, как и сознательной реакцией-манипуляцией, так и плохо осознаваемым явлением. В первом случае речь идет о выработанной привычке управления поведением взрослых, а во втором – об острой реакции на какое-либо внешнее событие. Давайте разбираться, что это такое и как успокоить ребенка во время истерики психологически грамотно, не нанеся ему вреда.

Закономерно, что по мере взросления у детей появляются индивидуальные интересы и потребности, которые нередко расходятся с желаниями взрослых. И если ребенок не может получить желаемое, то вполне вероятно, что его недовольство может найти выход в истерической реакции.

Истерическая реакция – это древний способ реагирования на небезопасную ситуацию, который встречается и в животном мире. Например, попавшее в сети животное начинает беспорядочно метаться, пока не истощиться или случайным образом не сможет освободиться из ловушки.

Итак, истерика у ребенка это способ реагирования на сложную, непонятную или опасную для его благополучия ситуацию, когда у него нет других «инструментов» для преодоления происходящего.

Приведем основные причины появления истерик:

  • неспособность выразить в словах свое недовольство;
  • желание обратить на себя внимание;
  • попытка добиться чего-либо.

Среди прочих причин можно выделить:


  • авторитарный стиль воспитания, при котором ребенок не имеет «права голоса»;
  • попустительский стиль воспитания, когда родители никак не реагируют на проступки и достижения ребенка;
  • перекос в системе «кнутов и пряников», явная неадекватность воспитательных мер;
  • общая слабость нервной системы;
  • усталость, голод;
  • постинфекционные истерические реакции как следствие истощения организма ребенка.

Нередко столкнувшись с подобным поведением ребенка родители хотят только одного – чтобы все это побыстрее закончилось и многие упускают из виду то, что именно от реакции взрослых зависит то, будут ли эти приступы учащаться либо же канут в небытие.

Итак, как бороться с подобными происшествиями? Во-первых, необходимо четко различать обычные детские капризы и полноценный истерический приступ. Капризы, хотя и могут принимать форму истерики, всегда применяются детьми сознательно, чтобы обойти какие-либо запреты взрослых, либо чтобы получить нечто, что отсутствует «здесь и теперь». Здесь есть важное отступление – при истериках-капризах дети не причиняют себе вреда.

А вот полноценные истерические приступы, как правило, непроизвольны, хотя и носят манипулятивный характер. Наступают они в ситуации, когда ребенок теряет контроль над захлестнувшими его эмоциями. Приступ сопровождается срывающимися на визг криками, нередко царапаньем рук и лица, иногда – битьем головой обо что либо. В ситуациях, когда речь идет уже о подозрении на патологическое состояние, может обнаруживаться так называемая истерическая дуга, которая описана в статье об истерическом расстройстве личности.

Важно понимать, что истерика – это крайне бурная эмоциональная реакция, при которой ребенок почти не контролирует свои действия и все сопряженные с ней явления (агрессия, раздражительность, попытки сломать что-либо, удары и самоповреждения) непроизвольны.

К слову, в подобном состоянии дети способны сильно навредить себе, поскольку болевой порог обычно повышается. Другая особенность истерик – это их быстрое угасание при отсутствии ожидаемой реакции со стороны взрослых.

Управление детскими истериками

Как успокоить ребенка при истерике? Это ключевой вопрос большинства родителей, но перед ответом на него необходимо проследить «историю» развития подобного поведения. Первые полноценные истерические реакции у детей развиваются после первого года жизни, а пиковый период приходится на возраст 3±0.5 года. Кризис трех лет – период развития самостоятельности («я сам») и противопоставления себя родителям.

В этот период у некоторых детей истерические приступы могут разворачиваться по несколько раз на дню, хотя это будет причиной, чтобы задуматься о психическом благополучии ребенка. Это период, когда истерические реакции могут стать для ребенка мощным инструментом в плане достижения целей.

Как правило, истерика не наступает внезапно – этому предшествует период насупленности, молчаливого недовольства и хныканья. В принципе, в этот период можно попробовать отвлечь ребенка от его состояния чем-либо интересным (стараясь не потакать), чтобы предотвратить истерику.

У всех детей свои интересы – кого-то успокоит пестрая книжка, кого-то любимая игрушка. Да и простой разговор с ребенком или простая просьба способны вернуть его в нормальное состояние. Различные способы отвлечения ребенка эффективны, когда приступ не развернулся. Во время самого приступа, разумеется, подобные действия не возымеют нужного результата.

Как уменьшить риски развития истерических реакций в рутинной жизни:

  • отдых и стабильный (но гибкий) режим;
  • недопущение переутомления детей (т.н. раннее развитие не всегда приносит желаемые плоды);
  • выделение ребенку достаточного времени на занятие своими делами: играми, рисованием и т.п.;
  • помогайте ребенку выражать свои чувства приемлемым образом – посредством речи, не забывайте, что необходимо не просто слушать, но и признавать эмоции ребенка: подтверждайте его права на обиду, злость и другие неприятные переживания, чтобы ребенок чувствовал себя принятым;
  • к трехлетнему возрасту научитесь давать больше свободы ребенку, не старайтесь все сделать за него – многих детей именно такое сверхопекающее поведение приводит к истерикам;
  • оставляйте за ребенком право выбора;
  • за неимением выбора четко сообщайте ребенку, что надлежит и будет сделано;
  • при плаче – попросите ребенка сделать что-либо простое, а не старайтесь каждый раз жалеть его (хотя, безусловно, это также необходимо).

Истерические реакции в 1.5-2 года

До 2 лет истерики у детей чаще всего являются следствием усталости или напряжения, поскольку нервная система еще активно формируется. Ближе к 2.5 годам капризное поведение и истерики становятся способом манипулирования и выражения несогласия.

К этому времени дети уже частично понимают смысл слов «нет, нельзя, не хочу» и начинают активно использовать их для выражения несогласия. Но в тоже время у ребенка еще недостаточно речевых навыков, чтобы полноценно выразить свое несогласие и понимая это, дети выбирают единственную доступную им форму поведения – истерику. Но, ни немедленное удовлетворение требований ребенка, ни жесткие наказания не дадут полноценного результата.

– как его успокоить? Две самые распространенные ошибки – это попытки рационально уговорить малыша успокоиться (как вы думаете, ребенок двух лет способен внять доводам логики?), либо его «бросание» фразой, вроде «ну все, мама уходит».

В первом случае вы даете стимул для продолжения истерики, а во втором – способны сильно травмировать ребенка (напугать его), что может привести его к потере доверия к миру (в лице значимых взрослых) и в дальнейшем стать толчком к развитию неуверенности, страхов, тревожности и замкнутости.

Достаточно находиться рядом с ребенком, поддерживать его, но не уговаривать и тем более – не покидать. Нередко хватает молчаливого присутствия, чтобы весьма успешно остановить истерику. Более того, не стремитесь удовлетворить требования ребенка – ведь это покажет ему, что протест в форме истерики – идеальное средство для достижения желаемого и шантажа родителей.

Наказания также не являются оптимальным способом решения проблемы, поскольку способны лишь усугубить состояние ребенка. Во время истерики достаточно холодного присутствия, а по ее прохождению полноценного разговора с ребенком, почему это произошло, чего он хотел, и как это можно было сделать по-другому.

Принципиальный момент – не лишайте ребенка общения, ведь именно через общение происходит развитие, а для ребенка – это верный показатель вашей любви к нему.

Истерические реакции в 3 года

Многие родители замечают, что это период, когда ребенок буквально забывает все слова, кроме «не хочу» и «нет». Это первый период бунтарства и несогласия в жизни ребенка, когда он понимает, что он – это отдельная личность. Истерики в этот период – не редкость и самое мудрое решение в этих условиях – отвлечение внимания ребенка от предмета истерики и общение с ним.

Но опять же, отвлечение внимания ребенка – это превентивная мера, в ходе уже развернувшегося приступа это не поможет, здесь остается лишь переждать бурю и снова обсудить произошедшее с ребенком.

В подобных ситуациях важным представляется сохранение собственного равновесия. Например, одна из консультируемых мам выработала следующую стратегию поведения: во время истерики она попросту говорила ребенку о том, что с радостью поговорит с ним о том, чего он хочет, когда тот успокоится и продолжала заниматься своими делами (не покидая ребенка). Уже через несколько «неудачных» приступов ребенок самостоятельно вызывал маму на разговор.

Нужно ли лечение?

Мы подошли к весьма тонкому моменту – необходимости профессионального вмешательства в семейную ситуацию и поведение ребенка. Как мы уже говорили, до определенного момента истерики являются нормальным явлением, которое сходит на нет к 4-5 годам. Например, часто встает вопрос о том, как успокоить новорожденного ребенка во время истерики; ответ один – никак. Младенцы и новорожденные только криком (как формой истерики) способны выражать неблагополучие своего состояния, будь то голод, неправильный температурный режим или отсутствие общения. Все это – нормальные реакции.

Как успокоить истерику у ребенка 2-3 лет – более-менее понятно, в то время как к старшему дошкольному возрасту (ближе к 6 годам), истерики могут приобретать откровенно манипулятивный или патологический характер.

Если посредством истерического поведения ребенок постоянно стремится достигать своих целей, то здесь встает необходимость диагностики всей системы семейных отношений. В данном случае логичным представляется обращение к системно-семейному терапевту для выявления причин и путей устранения проблемы.

В данном случае причина будет лежать не столько в самом ребенке, сколько в системе отношений мать-ребенок-отец и вполне вероятно, что потребуется коррекция отношений в семье и буквально построение новой системы взаимодействия родителей и детей.

Если своевременно не скорректировать патологические отношения, то в последующем у ребенка могут наблюдаться серьезные проблемы в школьной сфере.

При истерических реакциях, не носящих открытый требовательный характер, в особенности к 6 годам, стоит задуматься о том, что проблема лежит в самом ребенке. В этом случае стоит показать ребенка специалисту по детскому развитию и детской патопсихологии, чтобы провести тонкую диагностику и оценить возможность развития истерического расстройства, либо же диагностировать скрытые патологии.

Как правило, к 6-7 годам дети овладевают большим спектром способов выражения своего недовольства и протеста, и истерические реакции отходят на задний план и постепенно угасают.

До шестилетнего возраста истерические реакции (если они не регулярны) являются более-менее нормальным типом реакции ребенка на проблемные ситуации, но при сохранности подобного поведения в последующих возрастах мы рекомендуем обратиться к соответствующим специалистам за консультацией.

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят "звездочку с небес", то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих "нужд" на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то "прилепетывать", тапа "а-ха, а-ха, а-ха". Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа "не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску" (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что "это верный путь к резиновой женщине", но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне "тупеет", он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно ("Ему было так приятно, а мне ничего не стоило"). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях - это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках "норме"). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо , то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью - почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали , то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано "туалетными" делами. В этот период "дела" у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам "веселую" ночь с покаками и "подготовкой" перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.


Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы "скоро будем" и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

"Девять месяцев в мамке, девять - на мамке". Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша "не быть одному". Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении "по требованию". Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся , потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, "мамой" может быть другой ухаживающий член семьи - бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в "Непослушном дитя ноосферы" есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш "бдит" мое присутствие каждую минуту, "не отпускает" даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты "по делам". Один из малышей заорал сразу, другой - через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: "Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции". Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем "коврике", у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда - мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: "Ваш малыш, наверное, никогда не плачет". К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к "хозяйственной" жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения , не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный "кокон" безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать . Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения "халявности" слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он "сбрасывает" лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт "тело к телу". В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим "делам", а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились "большие") и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу "купаем малыша в большой ванне". Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал - если не проходит кормление и высаживание - в ванну - отдохнул - в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша ("Помоги мне уснуть!")

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он "потерялся" и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности "не видны", а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное - просто укачать на руках или на фитболе .

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто "берет ритмом". Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке , потому что это разгружает спину.

Муж (Саша) когда укачивает, танцует . Он берет динамичную музыку (типа "7-40") и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально "в лягушечке" на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) "отключает" или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более "востребовано" детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине . Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если "поукачивать" на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон "охранять" не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.


Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что "градус нервозности" в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или "проветрить" малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее - потеплее - дома в одежде - дома без одежды - на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и "просит", чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: "Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету". Для нас решение очевидно - зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. "О чем ты с ним говоришь?" - спросили меня друзья и семейные. "Конечно, о прошлых жизнях," - сказала я - "прошу его, чтобы он побольше запомнил."

Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме "радио, которое вещает само по себе", а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.

Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут "отработал", "отпахал", как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы...

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец - самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает "ругаться" и "нервничать", если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец - идеальный детектор лжи . Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через "мутную" тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми - снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться "перед тем как" взрослые заскандалят, а также "после того" как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию . Хочет грудь - получает. Хочет писать или какать - высаживают. Хочет спать - укладываем. Хочет "гулять" - даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали - плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые "просьбы", тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш - из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации

Взрослые для выражения своих эмоций используют слова и мимику, но только что появившийся на свет малыш еще не умеет разговаривать и о любых изменениях своего состояния может оповещать криком или плачем. Мама должна научиться понимать по характеру «звуковых сигналов», что беспокоит ее малыша, и помочь ему справиться с неприятной ситуацией. Сегодня сайт для мам сайт даст несколько полезных рекомендаций, как успокоить новорожденного ребенка, исходя из причины его беспокойства.

Как поступить в первую очередь?

Как только грудничок начал хныкать, мама четко должна знать, что делать в этой ситуации:

  1. Успокойтесь. Опытные многодетные мамы легко справляются с этой задачей, но если у вас первенец, придется быстро научиться брать себя в руки. Это не всегда легко, ведь некоторые дети плачут постоянно, а такое состояние изматывает и ребенка и всех его окружающих. Если рядом есть муж или другие члены семьи, отдайте малыша временно им в руки, выйдите из комнаты и отдышитесь. Успокоились? Теперь ваша задача – помочь крохе вернуться в спокойное состояние.
  2. Выясните причину плача. Факторов, вызывающих недовольство малыша, может быть достаточно много. Их необходимо исключать поэтапно, один за другим, пока не доберетесь до причины, которая и стала раздражителем для ребенка.
  3. Устраните причину беспокойства. Если вы научитесь распознавать состояние малыша по характеру его поведения и плачу, то найдете пару универсальных способов, как успокоить грудного ребенка.

Никогда не оставляйте без внимания любое проявление беспокойства со стороны малыша, надеясь, что «авось и сам успокоится». Грудные дети не плачут и не кричат на пустом месте: такое проявление эмоций сигнализирует о наличии дискомфорта — голод, жара, мокрые пеленки, боль и т.д. Вы, как родитель, обязаны понимать своего ребенка, как сложно бы это ни казалось на первых порах.

Причины беспокойства новорожденных детей

Можно выделить несколько основных причин, почему грудные дети ведут себя беспокойно:

  1. Голод.
  2. Накопился воздух в животике.
  3. Переполненный подгузник или мокрые пеленки.
  4. Переохлаждение или перегрев.
  5. Дискомфорт от складок на одежде и пеленках.
  6. Колики.
  7. Перевозбуждение или переутомление.
  8. Чувство страха.
  9. Болевые ощущения, вызванные заболеванием или вакцинацией.

Как видите, у крохи достаточно поводов проявлять беспокойство.

Как успокоить грудничка?

А теперь на сайте сайт по порядку разберем каждую из причин и выясним, как их устранить.

  1. Ребенок может проголодаться. Наши бабушки советской закалки скажут, что ребенку нужно давать грудь через определенный промежуток времени, но современные педиатры рекомендуют кормить новорожденного по первому его требованию. Если кроха вдруг захныкал, возможно, ему просто хочется есть. В этом случае дайте ему грудь, при этом следите, чтобы он правильно ее взял. Все дети в возрасте 1 месяца постоянно нуждаются в материнском тепле и внимании, поэтому сосок – это своеобразный способ понять, что мама рядом. Даже если ребенок в этот момент не очень голоден.
  2. После кормления ребенок проглатывает с молоком часть воздуха. И если он вовремя его не срыгивает, это может стать причиной беспокойства. Итак, как в этом случае успокоить плачущего месячного ребенка? После того, как вы покормили малыша, возьмите его на руки в вертикальном положении, чтобы его подбородок был у вас на плече, и легонько постучите ему по спине. Воздух выйдет, и ребенок сразу же успокоится.
  3. Дискомфорт от ощущения сырости. Подгузник необходимо менять каждые 4 часа и после каждого акта дефекации. Пеленки придется менять в несколько раз чаще, поэтому, как только услышали, что малыш закряхтел, проверьте, не мокрый ли он.
  4. Ему душно или холодно. Перегрев вреден для новорожденного так же, как и переохлаждение, по причине незрелости системы теплообмена. Поэтому проверьте, не слишком ли душно или прохладно в его комнате, а также, не много ли на нем одежды. Не одевайте ребенка в одежду из синтетических материалов и чаще проветривайте его комнату.
  5. Пуговицы на одежде или складки на пеленках могут доставлять грудничку неудобства. Используйте только мягкие пеленки из натуральных материалов и без катышков, а детей до 1 месяца одевайте в распашонки без пуговиц. Переоденьте, перепеленайте малыша и покачайте его немного, чтобы успокоить. Иногда пеленание с ручками помогает усмирить даже самых активных крикунов: плотное прилегание ткани ассоциируется с теснотой в утробе матери.
  6. Ребенок перевозбудился и не хочет спать. Такое случается, когда дома бывают гости. Эмоции, полученные ребенком во время общения, не дают ему спокойно уснуть, и могут начаться капризы.

Купание перед сном, легкий массаж, покачивание в кроватке или коляске, вечерняя прогулка, грудь на ночь, пустышка, приятная мелодия или приятный монотонный звук, шипение, покачивание, колыбельная, мобиль над кроваткой с забавными зверушками и приятной музыкой – способов, как успокоить перед сном грудного ребенка, масса. Эти же методы можно применить при переутомлении грудничка, когда дневного сна было недостаточно. А чтобы предупредить повторные капризы малыша на ночь, необходимо наладить режим дня.

  1. Иногда малыши, оставшиеся в комнате одни, могут испугаться. Обычно такое происходит, когда мама, благополучно усыпив младенца, отправляется делать домашние дела. Ребенок, проснувшись и никого не обнаружив рядом, начинает тревожиться. Чтобы хныкание не перешло в крик и плач, стоит быстрее вернуться в комнату и покачать кроватку или взять малыша на руки. Особенно в этом нуждаются маленькие дети до 1 месяца.

И еще пара полезных советов. Дети от рождения и до 3 месяцев быстрее успокаиваются от приемов, напоминающих им о внутриутробной жизни: сосание, покачивание, шипение, укладывание набок в позе эмбриона и пеленание. А начиная с трех месяцев, малыши уже способны переключать внимание от одного предмета на другой и подолгу его разглядывать. Цветная бумага, воздушные шарики, погремушки, яркие картинки в книжке помогут ему отвлечься, и вскоре он забудет, зачем затевал весь этот концерт.

Как помочь ребенку при коликах?

Колики – самая частая причина интенсивного надрывного плача, когда ребенок характерно поджимает ноги, а его животик становится твердым и вздутым. Обычно наблюдаются ежедневно в вечернее время, и многие мамы разводят руки, не зная, как успокоить месячного ребенка. Есть несколько проверенных способов, как уменьшить боль, вызванную незрелостью ЖКТ новорожденного:

  1. Положите его на спину и сомкнутыми пальцами аккуратно, контролируя силу нажима, начните делать массаж животика по часовой стрелке, избегая области печени и пупка.
  2. Согрейте на батареях чистую пеленку или одеяльце и приложите теплой стороной к животику.
  3. Посадите малыша в слинг, оголив живот себе и ему, и походите по комнате, напевая колыбельную. Можно тихонько шипеть рядом с ухом месячного малыша – это немного необычно, но такой подход может напомнить ему звуки кровотока и дыхания матери, когда он еще находился у нее в животе.

Если никакие консервативные методы не помогли, и вы не знаете, как успокоить и усыпить новорожденного ребенка, можно обратиться за помощью к педиатру, которые назначит безопасные для грудничка препараты от чрезмерного газообразования: Эспумизан в виде суспензии, Плантекс или чай на основе фенхеля.

И обязательно стоит пересмотреть свой рацион питания: возможно, что ребенок реагирует на определенные продукты питания, которые на время лучше исключить.

Как успокоить малыша, если он заболел?

Если вышеперечисленные причины исключены одна за другой, но плач не прекращается, стоит обратить внимание, нет ли каких-либо дополнительных симптомов, указывающих на начало заболевания: повышенная температура, воспаленные слизистые, сыпь на лице или на теле. Чаще всего беспокойство вызывают три вещи:

  1. Режущиеся зубки. Боль в деснах может уменьшить охлажденное мягкое кольцо из геля, а также специальные обезболивающие препараты для снятия зуда, разрешенные в этом возрасте: Калгель или Дентинокс-Н. Нужно обмотать чистый пальчик стерильной марлей и нанести немного средства на воспаленные десны.
  2. Надрывный непрекращающийся плач характерен при отите, когда остатки грудного молока или смеси попадают в слуховые проходы и вызывают в ухе воспалительные процессы. Боль в этом случае бывает настолько сильной, что маленькие дети отказываются от груди, т.к. процесс сосания вызывает у них приступ боли. Попробуйте нажать пальчиком на козелок: если ребенок отдернул голову и закричал — это серьезный повод срочно обратиться к врачу. Чтобы облегчить боль, можно дать детский сироп Нурофен в соответствии с дозировкой, указанной на упаковке.
  3. Период после проведения вакцинации часто сопровождается болью, на месте укола может наблюдаться гиперемия и припухлость, что сказывается на самочувствии грудного ребенка. Чтобы помочь ему справиться с болью, можно за день, в день вакцинации и на следующий день после ее проведения дать ему Нурофен и антигистаминные капли Фенистил.

Помните, все препараты и дозы назначаются строго педиатром: самостоятельность в этих вопросах не приветствуется.

Часто мамы в отчаянии, что не могут справиться с ежедневными детскими истериками, начинают искать причину в себе. Делать этого не нужно: рано или поздно вы обязательно научитесь понимать своего кроху.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 7 минут

А А

Последнее обновление статьи: 25.04.2019

Плач — это единственный способ общения новорожденного с родителями. Да, длительный плач младенца отражается на настроении и психологическом состоянии взрослых, однако, основная его причина — просто попытка дать понять, что малыша что-то не устраивает. Как узнать причину плача и успокоить новорожденного ребенка?

Что может вызвать плач грудничка?

Чтобы ответить на вопрос «как успокоить плачущего ребенка», надо узнать причину его плача:

  • Голод — это наиболее частая причина плача маленьких деток. Если грудничок постоянно плачет, обратите внимание на то, хорошо ли он прибавляет в весе.
  • Жажда — малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, нередко хотят пить, поэтому таким детям необходимо почаще предлагать кипяченую воду в бутылочке.
  • Колики — еще одна распространенная причина плача новорожденного. Газообразование и боли в животике, дискомфортные ощущения – все это заставляет плакать многих малышей.
  • Мокрый подгузник — также частая причина детского плача. Проверьте, не пора ли поменять памперс.
  • Внешние раздражители — если крохе холодно или, наоборот, слишком жарко, его беспокоят громкие разговоры и посторонние звуки — это может вызвать серьезное ощущение дискомфорта у новорожденного.
  • Сильная усталость — из-за нее грудничок не может успокоиться и уснуть, поэтому плачет. Чтобы такие ситуации не повторялись, старайтесь придерживаться режима дня и укладывать ребенка спать по расписанию.
  • Протест — зачастую дети сильно плачут в знак протеста, когда им что-то не нравится. Это могут быть необходимые гигиенические и другие процедуры, например, прочищение носика, переодевание и т.д. Поскольку обойтись без этого нельзя, малышу придется потерпеть. После окончания неприятных для грудничка процедур, его стоит приласкать и успокоить.
  • Прорезывание зубов — одна из причин плача ребенка в возрасте 4-5 месяцев и старше. Сопутствующими симптомами является обильное выделение слюны, покраснение и припухлость десен, ребенок пытается грызть любые попадающиеся в руки предметы. Чтобы облегчить данные симптомы, можно помассировать десну в месте прорезывания зубов, тщательно вымыв руки. Можно воспользоваться специальными средствами, гелями и мазями, которые в ассортименте продаются во всех аптеках.

7 эффективных способов успокоить младенца

Реагируя на крик грудничка, не бойтесь избаловать младенца, поскольку в первые месяцы после рождения его плач не каприз, а сообщение о проблеме.

Попытки «воспитывать» новорожденного, игнорируя плач, могут привести только к его усилению, а это плохо сказывается на здоровье самого ребенка и его родителей.



Как быстро успокоить плачущего новорожденного:

  1. Комфортные условия — убедитесь, что у младенца сухой подгузник, он одет не слишком легко и не слишком укутан. Если затылок очень теплый, снимите с него лишнюю одежду, если же кожа на затылке слишком прохладная, необходимо одеть ребенка теплее. Убедитесь, что малыш одет в комфортную одежду или пеленку.
  2. Укачивание — наиболее действенный способ успокоить малыша. Равномерные и плавные покачивания успокаивают его, напомнив время нахождения у мамы в животике. Для укачивания подойдут кроватки-качалки или детские электронные качели, а можно делать это, держа новорожденного на руках.
  3. Прогулка — чтобы ребенок расслабился и уснул, можно выйти с ним погулять. От движения коляски и звуков улицы многие дети быстро успокаиваются и засыпают. В качестве альтернативного варианта можно покатать новорожденного в автомобиле.
  4. Сосание — младенца, который находится на естественном вскармливании, можно приложить к груди. У активных детей процесс сосания хорошо развит, он помогает успокоиться многим грудничкам. Если ребенок сыт или его кормят смесями, то можно предложить ему пососать пустышку.
  5. Пеленание – весьма эффективный способ успокоения эмоциональных малышей. Запеленав новорожденного, ему становится тесно, как в последние недели перед рождением, это позволяет крохе успокоиться и уснуть. Пеленание должно быть плотным, чтобы ребенок не мог свободно двигать ручками и ножками.
  6. Смена положения — если малыш находится на спине, можно положить его на ладонь животиком вниз, при этом его голову удобно разместить на локтевом сгибе. Оказавшись на животике, болезненные ощущения от колик стихнут, а тепло маминых или папиных рук обеспечат ребенку ощущение комфорта и приятного тепла.
  7. Фоновый шум — некоторые приглушенные ненавязчивые звуки также способствуют успокоению малыша и помогают ему уснуть. Этот факт объясняется воспоминанием ощущений ребенка внутри маминого животика. С этой целью можно вспомнить, какие звуки чаще всего окружали беременную женщину. Можно негромко включить ту музыку или телепередачу, которую прослушивала будущая мама. Некоторые новорожденные хорошо спят, если в качестве фоновых звуков они слышат шум, вызванный работой бытовых приборов, вытяжек или радио. Шипение или шиканье имитируют звуки физиологических процессов, происходящих в организме матери во время беременности. Для успокоения младенца можно воспроизвести звук «ш-ш-ш» ему на ухо — если он сильно плачет, делать это нужно достаточно громко, чтобы он услышал этот звук.

Следует брать на руки ребенка как можно чаще, а не только во время плача. В противном случае, он поймет данную тенденцию и будет часто и помногу плакать, привлекая внимание родителей.

Здесь собраны рекомендации наших мам со стажем, которые делятся своими советами — как быстро успокоить грудничка. Если у вас уже есть свой отработанный прием — поделитесь им в комментариях, мы обязательно добавим его в этот список:

  1. Слишком яркий резкий свет может раздражать ребенка, следует приглушить освещение. Днем, укладывая младенца спать, стоит закрывать окна плотными шторами;
  2. Для малыша будет полезным прижаться к маме, услышать ее голос. Новорожденные хорошо успокаиваются, когда слышат мамино сердцебиение;
  3. Необходимо разговаривать с ребенком . Если маме нужно отвлечься и ненадолго отойти он него, следует постоянно говорить с малышом;
  4. Убедиться, что ребенок не голоден и его не беспокоит жажда . В том случае, когда он продолжает плакать во время кормления, у него может быть воспаление среднего уха или раздражение на слизистой в ротике;
  5. Успокаивающий массаж . Телесный контакт и массаж способствуют расслаблению. Многим малышам нравятся материнские прикосновения. Можно не спеша, плавно проводить гладящими движениями вдоль туловища, спинки, ножек и ручек. Желательно помассировать животик по часовой стрелке, это позволит избавить кроху от дискомфорта и колик. Для этих же целей можно сделать «велосипед» ножками ребенка;
  6. Купание в теплой воде . Эта процедура поможет расслабиться малышу, снять ощущение тревоги. Чтобы успокоить его, можно также протирать личико водой комнатной температуры;
  7. Срыгивание воздуха . Когда ребенок плачет, происходит заглатывание воздуха, в результате чего кроха начинает плакать еще больше, захватывая еще больше воздуха. В таком случае ему необходимо обеспечить вертикальное положение, в котором он сможет срыгнуть лишний воздух. Также это необходимо повторять каждый раз после кормления ребенка;
  8. Отвлечение малыша . Для детей старше 3-месячного возраста может стать актуальным переключение внимания. С этой целью пригодится интересная игрушка, забавные предметы ярких цветов, помощь старших детей. В крайнем случае, можно ненадолго включить мультик, меняющиеся яркие картинки его отвлекут. Но это исключение, телевизор маленькому ребенку смотреть еще рано.

Как отвлечь ребенка?

Каждая мама может найти свой индивидуальный способ отвлечь ребенка от плача. Вот самые популярные способы:

  • Можно подносить его к окну, тем самым дать посмотреть на происходящее на улице. Он может наблюдать за прохожими или машинами.
  • Некоторые детишки реагируют на разные интонации родителей. Можно рассказывать малышу сказку или стишок, пользуясь данным приемом.
  • Можно дать потрогать ребенку небольшие мешочки различными наполнителями. Для наполнения подойдут крупа, песок, камушки или пахучие травы (мята, ромашка, сандал).
  • Чтобы отвлечь кроху, другие родственники могут взять его на руки.
  • Некоторые детки хорошо отвлекаются на звуки — это может быть погремушка, резиновая игрушка, шуршащая бумажка, стук в дверь и т.д.

Экологичное родительство: Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

Как успокоить ребенка

Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

©Julie Blackmon

Итак, вот 20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка:

1. Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.

2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуется”.

3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.

4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.

5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

7. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала . Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.

12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

13. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение . Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

16. Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.

17. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка . Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”).

18. Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.

19. Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.

20. Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи. Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet