Текст: Елена Найданова
фото из архива Жанны Пырчиной

Жанна Пырчина - преподаватель детского сада в Нью Джерси, США. До своего перезда в Америку, она проработала четыре года в Японии в спецшколе для детей от 0 до 6 лет. Жанна поделилась с «Летидором» своими наблюдениями о той разнице, которая есть между дошкольным образованием этих двух стран. Как оказалось, в Японии нет прикорма, дети нацелены на коллективную работу, а проблема нехватки мест в детсаду стоит также остро, как и в России. В Америке весь персонал должен сдать отпечатки пальцев и уметь оказывать первую медицинскую помощь, а дети нацелены на индивидуальный успех.

Япония: дисциплина и семейные ценности

Жанна закончила факультет международных отношений Томского государственного университета и переехала в Киото, один из крупнейших городов Японии, в 2006 году:

Я рассчитывала найти работу в офисе, но это оказалось непросто, мои знания оказались востребованы в дошкольном учреждении с программой обучения на английском. В весьма однородной Японии, где примерно 97 % населения страны - японцы, говорящие только на японском, знание английского языка ценится очень высоко; большинство образовательных учреждений нанимает преподавателей-иностранцев для познавания и внедрения иностранной, в основном Западной культуры, и обучению детей английскому языку. В школе, где я работала, обучаются дети от полугода до 6 лет, мы общались с детьми только на английском.

В Японии существуют несколько типов дошкольных учреждений, частные и государственные, функционирующие полный и неполный рабочий день. Проблема нехватки мест в детских садах и листы ожидания являются одной из норм современной действительности в Японии.

Стоимость услуг государственных дошкольных учреждений расчитывается на основе дохода семьи и значительно отличается от частных детских садов. Например, месяц пребывания ребёнка в первых может варьироваться от 100 до 300 долларов, в то время как в частных стоимость может доходить до 1000 до 1500 долларов. При этом все выездные мероприятия и экскурсии оплачиваются отдельно.

Все четыре года я работала основным преподавателем в группе детей от года до трех лет. Комфортные условия, большие помещения, сбалансированное соотношение преподавателей и детей (в зависимости от возраста 3-5 детей на одного взрослого), наличие помощников и ассистентов, удобное расписание и разнообразные мероприятия позволяют сосредоточиться на учебном процессе и достичь высоких результатов с точки зрения дисциплины.

Образовательная программа была очень насыщенной, в игровой форме мы изучали окружающий мир, цвета, формы, цифры, буквы, дни недели и прочее, использовали систему карточек Домана. Так же дети занимались музыкой, спортом, познавали основы театрального мастерства. Большой упор делался на язык жестов, помогающий развить моторику рук и способствующий развитию речи. Например, невербальные дети 1 года могут показать, что хотят кушать или спать, сообщить о боли и дискомфорте, показать, где болит.

Каждый месяц на всешкольном собрании мы с детьми организовали выступление: пели песни или танцевали. Однажды ставили танец чукчей под песню «Увезу тебя я в тундру», шили национальные костюмы, на репетиции ушло пару месяцев, но почти все танцоры двигались синхронно.

Надо сказать, что японские дети очень организованы и дисциплинированы благодаря коллективной или групповой организации всего общества. Как правило, они спокойны и послушны. Сложно представить малыша, который бы устроил публичную истерику, при всем при этом родители не повышают голос и не шлепают своих детей.

В Японии роль семьи очень высоко ценится. Связь между матерью и ребенком очень сильна, так как до самой начальной школы они находятся в тесном физическом и психологическом взаимодействии. К примеру, традиционно вся семья принимает ванну вместе и спит в одном помещении. Дети настолько любят и уважают своих родителей, что просто не хотят их огорчать капризами или дурным поведением. Также дети с младенчества привыкают жить в обществе и по его законам. Матери везде берут с собой новорожденных детей, например в ресторан, где созданы все условия для комфорта: на каждом шагу чистейшие туалеты, в которых есть средства детской гигиены, пеленальный столик, место для кормления.

Статус преподавателя в японском обществе очень высок. Преподаватель уважаем и детьми, и взрослыми. Родители выражают наивысшую степень почтения при обращении, никогда не противоречат и частенько приносят какие-нибудь мелкие подарки, угощения или сувениры. Также работа педагогов достойно оплачивается, особенно по сравнению с Россией.

В школе, где я работалa, во всех помещениях были установлены камеры видеонаблюдения. Родители или руководители всегда имеют возможность посмотреть, что делают дети и преподаватель. В последние годы в Японии, как и в других странах, возникает проблема распространения незаконной фото- и видео съемки детей, но официально она не озвучивается. Детей пытаются законодательно оградить от излишнего внимания. Например, в дошкольных учреждениях запрещено фотографировать и распространять фото- и видео чужих детей без разрешения родителей.

Педагоги в школах и детских садах не имеют права носить при себе мобильный телефон, чтобы так же исключить возможность незаконной фото или видеосъемки.

Япония богата на красивые традиции и праздники, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса и общественной жизни. Многочисленные фестивали посвящены природе и сезонным изменениям. Новые год характеризует новые планы и ожидания, японцы украшают дом ветками сосны и бамбуком, готовят специальные угощения, одевают праздничные кимоно и отправляются в храмы и парки. В период цветения вишни (сакуры) в марте-апреле любоваться этим зрелищем отправляются всей семьей, расположившись под цветущими деревьями и угощаясь принесенными лакомствами, дети играют вокруг.

Летний фестиваль звезд Танабата основан на легенде о влюбленных Орихимэ и Хикобо́си (Пастух и Ткачиха), разлученных навеки небесной рекой. Звезды Вега и Альтаир, находяшиеся по обе стороны Млечного пути, олицетворяют влюбленных и встречаются каждый год в седьмую ночь седьмого месяца. В день 7 июля японцы записывают свои желания на кусочках цветной бумаги и украшают ими ветки бамбука. Многие одевают летнее кимоно и участвуют в парадах и праздничных мероприятиях: поют песни и танцуют. Осенью японцы отправляются любоваться осенними листьями, что завершает годовой цикл.

Известно, что японские дети очень здоровы и продолжительность жизни в Японии – одна из самых высоких в мире. Одним из факторов, способствующих этому, является образ жизни и питание. В Японии не существует понятия «прикорма» для детей как такового - с грудного или искусственного вскармливания детей переводят сразу на взрослую пищу. Продукты не измельчают, не протирают.

Дети, как и взрослые, питаются в основном рисом, рыбой, бобовыми, овощами и фруктами. Вместо привычной каши на завтрак детям предлагают набор блюд, больше похожий на русский обед. Однако, несмотря на незначительные показатели, в последние годы в Японии стала появляться проблема ожирения по причине неправильного питания и распространения фастфуда. Среди младших школьников стали появляться полные дети.

Большое отличие от других стран в Японии существует в отношении здоровья, лекарств и лечения детей. Например, детей не кутают, как в России, а одевают легко. Часто можно видеть картину, когда мама идет в куртке и шапке, а ребенок в легкой кофточке и шортиках. При этом дети редко болеют, и если у них появляется насморк или кашель, родители не торопятся давать им лекарства, только в случае, если болезнь осложняется.

Несмотря на то, что в Японии традиционно сильна связь поколений, современная семья (родители-дети), в основном живет отдельно от бабушек и дедушек, которые проводят некоторое время с внуками, но не вмешиваются в их жизнь, не навязывают свое мнение.

Так как японки часто полностью прекращают работать с появлением детей и все время посвящают семье, услуги нянь не популярны - в отличие от США, где услуги нянь очень распространены.

Америка: индивидуализм и много мучного

Дошкольное образование в Америке очень отличается от японского. В первую очередь нужно отметить однородность общества в Японии, где доходы в разных слоях общества отличаются незначительно. В американской системе разница между малоимущими слоями населения и людей с высоким достатком огромна. Это создает всевозможные вариации в развитии дошкольного образования. В США есть частные и государственные детские сады и центры ухода за детьми.

Большинство детей с младенческого возраста до 3 лет посещают частные учреждения, больше половины детей трех- пяти лет посещают государственные детские сады со стандартной программой обучения. Последний год от пяти до шести лет дети занимаются подготовкой к школе: посещают уроки, выполняют домашние задания и усовершенствуют знания и умения в языках, математике, общественных и естественных науках.

Стоимость обучения на прямую зависит от качества, определяющегося уровнем образования педагогов (чем выше степень подготовки преподавателя, тем лучше), от соотношения преподавателей на число детей (чем меньше детей под опекой одного взрослого, тем больше времени посвящается каждому конкретному ребенку), и наличия программ развития и ресурсов (чем разнообразнее и интереснее программы, чем больше материалов, книг и игрушек, тем полезнее для умственного и социального развития дошкольников). В зависимости от штата и населенного пункта, количества часов и качества оплата в детских садах может начинаться от 100 долларов и достигать двух и более тысяч долларов в месяц.

Американская система поощряет воспитание детей в детсадах и яслях, которые очень востребованы родителями, так как оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком – 3 месяца, по окончании которого большинство родителей выходит на работу на полный рабочий день.

В США (регион Нью-Йорк – Нью Джерси) я работала в небольшом частном дошкольном учреждении, где основная задача преподавателя или скорее воспитателя – присмотр и уход за детьми (кормление, смена одежды, подгузников, прогулки, сончас, игры, песни и чтение книг). В таком мегаполисе, как Нью-Йорк, очень часто бывает, что нет собтсвенной территории для прогулок и дети посещают соседние парки и игровые площадки.

Значительно отличаются подходы воспитания детей в Японии и Америке. В Японии детей воспитывают, ориентируя на коллектив, успех в команде и сохранения накопленных знаний. А в США, наоборот, поощряется успех конкретного индивидуума, уверенность в себе и стремление к новому. Например, во время празднования Рождества и Хануки в американском детсаду дети исполняли свои задания и расходились, занимаясь личными делами, не слушая выступления друг друга.

В США большое значение отдается соответствию стандартов, разработанных с учетом потребностей каждого конкретного штата - уровню образования и подготовки преподавателя, соотношению взрослых и детей в группе, отсутствию любой дискриминации и вовлечения всех групп населения в образовательный процесс, то есть детей со специальными потребностями (инвалидов, малоимущих, социально и эмоционально неразвитых).

Программы видео-наблюдения распространены повсеместно. Для того, чтобы приступить к деятельности в детсаду, весь персонал должен предоставить отпечатки пальцев, гарантирующие отсутствие правонарушений и судимостей. Сертификация по оказанию первой медицинской помощи и сердечно-легочной реанимации обязательна, также как и проверка здоровья и соответствование санитарно-эпидемиологическим нормам.

Большая разница наблюдается в американских и японских правилах и нормах гигиены и здоровья. В Японии смена обуви в любом дошкольном учреждении обязательна, однако в Америке это просто не предусмотрено. Питание американского дошкольника резко отличается от питания его японского сверстника. Младенцы начинают с «прикорма» и пюре, постепенно переходя на каши, хлопья, супы, молочную продукцию и бутерброды, и продолжая всевозможными макаронными изделиями и мясными продуктами. В Японии дети с раннего возраста начинают пить зеленый чай и травяные напитки, однако в Америке дети пьют воду и молоко.

По моим наблюдениям, статус воспитателя в США невысок, так же как и вознаграждение труда (относительно общей экономической картины и уровня жизни). В связи с большим спросом на частные дошкольные учреждения и наличием прозрачной системы регистрации и стандартизации этих учреждений, я почувствовала, что открыть детский сад в этой стране довольно перспективно.

Добрый день, друзья!

Сегодня мы поговорим о дошкольном воспитании в Японии. Часто можно встретить информацию об уникальном японском методе воспитания детей и как аргумент в пример приводится цитата: «до 5 лет ребенок король, с 5 до 15 — раб, а после 15 — равный». Различные интерпретации данного высказывания есть и у других народов. Разумеется не следует это философское высказывание понимать буквально. Но действительно жизнь ребёнка делится на несколько периодов и первый это когда малышом восхищаются, лелеют, балуют. С возрастом помимо удовольствий у ребенка появляется ответственность за свои поступки и ряд обязанностей, достигнув определенного этапа взросления вчерашний ребенок становится полноправным и равным членом общества. Всё это гармонично и последовательно прослеживается в системе образования детей в Японии.

История развития системы образования, в том числе дошкольного уходит корнями в эпоху Мэйдзи. В 1876 году в Японии был открыт первый детский сад для состоятельных семей. Детские сады были призваны создать среду взаимодействия, которая способствовала бы умственному и физическому развитию детей и хотя роль матери в воспитании детей универсальна, но общение детей одного возраста в том числе и общение с воспитателем, совместная игра и совместная работа способствует здоровому и гармоничному развитию ребенка, которое невозможно получить в домашних условиях. Широкое распространение дошкольное воспитание на государственном уровне получило только после 1961 года. Сегодня же практически каждый японский ребенок посещает детский сад или центр по уходу за детьми.

Для японского общества характерна доброта и любовь к детям, основным и главным источником такой любви является женщина. До недавнего времени в японской семье женщина считалась хранительницей очага, заботливой женой и любящей матерью в обязанности которой входило гармоничное воспитание ребенка. В последнее время ситуация меняется, японцы всё позже заключают браки и всё чаще женщина желает или вынуждена работать. Тем не менее основная часть японских мам воспитывает детей до 3-х летнего возраста в домашних условиях и затем отдает ребенка в детский сад для, так называемой, социализации. Какие есть виды дошкольных учреждений в Японии рассмотрим ниже.

Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом:

  • детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen,
  • детские сады (幼稚園) yōchien,
  • специальные учреждения для инвалидов (特別支援学校)

Несмотря на то, что дошкольное образование не является общеобязательным, тем не менее детские сады и детские ясли пользуются большим спросом и как правило, чтобы устроить ребенка в детский сад необходимо заблаговременно побеспокоиться об этом. В среднем в очереди на получение места в детском саду стоят 25 тысяч детей.

В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.

В детские ясли (центр по уходу за детьми) р ебёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы. И такая женщина со стороны общества выглядит не достаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.

Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли). Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо больше в связи с тем, что начинается учебный год и часть выпускников дошколят поступают в начальную школу.

Следующий вопрос, который стоит перед родителями, в какой детский сад устроить ребенка?

В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа:

  • государственные, префектурные, муниципальные
  • частные

Так же существуют детские сады при школах и университетах. То есть начиная с детсадовского возраста для ребенка уже определяется его дальнейшее обучение. Такие специализированные детские сады дают преимущество для поступления в соответствующую престижную школу и в дальнейшем в университет.

Для формирования успешного будущего ребёнка, родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную , в среднюю и так пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.

Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.

Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми.

Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Так же оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.

Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.

Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива. Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.

Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру г осударственные детские сады бывают двух видов — детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный плюс суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня. В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения.

Сейчас молодые мамы для развития своего ребёночка покупают или шьют самостоятельно умные красивые книжки из фетра. Они очень красочны, приятны на ощупь и безопасны. У детей развивается моторика и воображение. Книги предназначены для ребятишек от года и старше. Они хороши тем, что готовятся индивидуально и могут быть выполнены под заказ на любой возраст и любой комплектации. Посмотреть и приобрести можно в инстаграме ymnaya kniga — Развивающие книжки для детей

В детских садах вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Для наших граждан, привыкших отдавать детей в садик рано утром и забирать после работы, очень непривычно и сложно привыкать к режиму работы детских садов в Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.

В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают "мамские" комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.

Но прежде всего дошкольное воспитание японских детей начинается с дома, именно родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности. Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то. Этот кто-то на протяжении всей жизни японца незримо находится рядом, и для японца очень важно общественное мнение.

Основы воспитания, заложенные в семье развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. Воспитатель, обучая детей взаимодействию создает небольшие группы — хан, в этих группах дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее.

В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы.

Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это:

  • социальные отношения
  • здоровье, безопасность
  • окружающая среда
  • выражение чувств

благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания. Нередко на японских улицах можно встретить малыша в октябре месяце в садовской форме в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.

В детских садах предусмотрены и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.

Регулярные коллективные походы на целый день, проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона. Японские дети очень тонко чувствуют и любят природу. Наверное поэтому в Японии так популярны , деревьев, природных явлений и другие . Ребятишки, которым с детства привили любовь к красоте и научили пониманию природы проносят это через всю свою жизнь.

При всех положительных моментах в воспитании детей в Японии, за пределами страны существует расхожее мнение, что японцам чрезмерно привито чувство коллективизма, которое стирает их индивидуальность. Человек, проявляющий свою индивидуальность не очень приветствуется в японском обществе. Это не означает, что в Японии все как один и не «высовываются», нет, стоит посмотреть только на фотографии молодежи и видно, что это достаточно яркие и раскрепощенные молодые люди, но они живут и позиционируют себя группами и это определённая ступень их взросления. Закончив и институты яркая и неординарная молодежь вливается в ряды законопослушных и трудолюбивых граждан Японии.

Как воспитывают детей в Японии можно прочитать в книге. Это, можно сказать, практическое руководство по привитию малышу в определенном возрасте нужных навыков. Книга будет интересна как молодым мамам, так и просто людям, интересующимся японской культурой.

Предлагаю вашему вниманию игрушки для детей от 2-х до 5 лет:

Япония, моделирование, набор игрушек для кухни (материал — дерево), стоимость — 3641,99 руб.

Моделирование, аптечка доктора (материал — дерево), стоимость — 2212,88 руб.

Моделирование, кухня, пирамидка мороженое (материал — дерево), стоимость — 1643,42 руб.

Игрушка «Украшение торта» (материал — дерево), стоимость — 1820,69 руб.

Система воспитания детей в Японии построена на традициях. Начиная с рождения воспитательный процесс регулируется соответственно гендерному признаку. Применяются разнообразные подходы и методики.

Возрастные периоды в воспитании японских детей

Воспитательная система японских детей, как уже говорилось выше, берет свое начало в совсем юном возрасте и разделяется на три основных этапа:

  • «Император» (с рождения до 5 лет). Этап характерен политикой полной вседозволенности. Ребенок не слышит порицания и не получает наказаний за свои поступки. Родители вправе только предостерегать и объяснять. Если ребенок поранился, виновной становится мать, которая незамедлительно просит прощения у малыша. Отцы на данном этапе принимает косвенное участие в воспитании. Их общение с ребенком ограничивается выходными днями.

Такой формат общения неизбежно ведет к появлению черт избалованности и капризам, но это корректируется на следующем этапе воспитания.

  • «Раб» (с 5 до 15 лет). Как только ребенок впервые идет в образовательное учреждение формат воспитания кардинально меняется. Японцы считают, что в это возрастной период закладывается интеллект, поэтому ребенок постоянно нагружается всевозможными задачами, как учебного, так и социального характера и жестоко порицается за неисполнение. Дисциплина и внешний вид играет важную роль, за счет этого дети в этот период усваивают, что они часть общества с равными правами и обязанностями. Таким образом, акцентируется внимание на второстепенности финансового положения и фамильного происхождения.
  • «Равный» (от 15 лет). Это важный период воспитания, где ребенок уже полностью понимают свою ответственность перед обществом и семьей за совершенные поступки. Он стремится неукоснительно соблюдать нормы и правила, принятые в социуме. Несоблюдение традиций в учебных заведениях ведет к жесткому порицанию, однако, в свободное время каждый волен выбирать, как одеваться и проводить время.

Данная система не имеет себе равных, и если сравнить воспитание детей в Японии и Англии, к примеру, то можно заметить, что в отличие от англичан, которые считают, что чрезмерное выражение любви вредит характеру ребенка, японцы все-таки повсеместно выражают любовь к детям, но разделяют семейное и социальное поведение.

Раннее развитие

В Японском обществе особое внимание уделяется воспитанию маленьких детей, поскольку японцы считают, что именно раннее развитие способно создать фундамент для правильного формирования личности. Подобная идея описана в книге М. Ибука «После трёх уже поздно». В этом возрасте, а именно до 3 лет, происходит формирование основ личности. Обучение проходит быстрее и основной задачей родителя становится создание необходимых условий для реализации потенциала ребенка. В период раннего воспитания главенствуют следующие принципы:

  • Стимуляция познания через развитие интереса.
  • Воспитание характера.
  • Развитие творческих способностей и других навыков.

Детские сады в Японии

Замечание 1

До трехлетнего возраста главенствующая роль в воспитании ребенка отводится матери. Обществом не приветствуется ясельное воспитание, хотя такие учреждения и присутствуют в Японии, но мать, решившая отдать ребенка на воспитание посторонних, порицается обществом, а ее поведение считается эгоистичным.

Несмотря на подобное отношение в Японии распространены детские сады государственного или частного формата.

Определение 1

Хойкуэн – государственные ясли. Дети в такие учреждения принимаются с раннего возраста от 3 месяцев. Находиться в саду, ребенок может с 8 утра до 6 вечера, а также по субботам в течение первой половины дня. Родители должны иметь действительно веские причины, что бы их ребенок был принят в такой детский сад, к примеру, может понадобиться предоставить документ о том, что родители работают более 4 часов в день. Оплата напрямую зависит от достатка семьи.

Определение 2

Етиэн – государственные и частные детские сады. В таких учреждениях ребенок может находиться не более 7 часов в день, как правило, это с 9 утра до 2 дня.

Существуют и элитные детские сады при престижных университетах, но попасть туда крайне не просто. Однако, если родителям посчастливилось устроить ребенка в такое заведение, то его дальнейшая судьба будет предопределена. После обучения в детском саду ребенок получит образование в университетской школе, а после сможет без экзаменов поступить в данный университет и получить в дальнейшем престижную, хорошо оплачиваемую работу. Ввиду таких привилегий зачисление в подобный детский сад проводится на основе сложного тестирования, обучение также платное и не каждая семья способна себе его позволить.

Особенности воспитания в детском саду

Специфика воспитания детей в японских детских садах существенно отличается от российских. Особенности заключаются в следующем:

  • Скромная обстановка в учреждении.
  • Строго сбалансированное и специально разработанное меню с преобладанием молочных продуктов, фруктов и овощей.
  • Небольшие группы до 8 человек с тенденцией периодического переформирования, для обеспечения широкой социализации ребенка.
  • Частая смена воспитателей, для исключения личной привязанности.
  • Основная задача – воспитание. Помимо подготовки к школе, большая часть времени уделяется изучению основ коллективного поведения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В России в детский сад ходят многие дети. Родители знают распорядок дня, время прогулок и чем кормят их детей. А как обстоят дела в детских садах других стран?

Детские сады в Великобритании

В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные.

Государственные садики в Великобритании бесплатны. В такие заведения родители могут отдать ребенка начиная с трехлетнего возраста. Ребёнок имеет право на 15 часов бесплатного пребывания в государственном детском учреждении. Ходить в такие детские сады могут даже дети, чьи родители живут в стране нелегально.

Частные детские сады в Великобритании очень дорогие, их могут себе позволить только очень состоятельные люди.

Дети могут есть то, что дают в саду, либо приносить еду с собой. Ни у кого не вызывает недоумения, если ребёнок обедает гамбургером, шоколадкой или печеньем.

Дневной сон в английских детских садах не принят для детей старше двух-трех лет. Но при потребности ребенка могут уложить спать где угодно - даже в игровой комнате.

В английских садиках считается нормой, когда трехлетние дети ходят в памперсах. Памперсы меняют несколько раз в день, но не очень часто.

Еще одна особенность детских садов в Великобритании, которая у нас вызывает удивление: насморк, кашель и даже невысокая температура — не причина для того, чтобы не идти в детский сад. На эти детские недомогания никто не обращает внимания.

Детские сады в Германии

В Германии детей отдают в детский сад с 3-х лет. Оплата за детский сад зависит от дохода родителей. Для малообеспеченных семей действуют льготы. Примерная стоимость яслей - 80 евро, детсадов - 50 евро.

В Германии детские сады работают до обеда, но есть такие, где ребенка можно оставить даже на ночь. Обед стоит 60-100 евро в месяц, но при желании ребенку можно приносить обед из дому.

В садиках не нагружают детей уроками и информацией. Считается, что у малышей должно быть детство, а уже все знания они получат в школе. Поэтому здесь дети поют, рисуют, танцуют, лепят. При этом много внимания уделяется общению.

В Германии есть такое понятие как "детская стипендия". С самого рождения и до 18 лет дети получают стипендии в размере примерно 190 евро в месяц.

Детские сады в Израиле

Детские сады в Израиле работают круглый год. Двухнедельные каникулы есть только в августе. Работают детские сады с 7 часов утра до 5 часов вечера с воскресенья по четверг и с 7:00 до 12:30 по пятницам.

В группах обучается от 8 до 24 детей. На одного воспитателя оставляют всего 9-10 детей.

Обучение в государственных детских садах Израиля бесплатное. Дети посещают дополнительные занятия: музыку, ритмику, йогу, английский и другие уроки по желанию.

Детские сады в Испании

В Испании дети начинают посещать садик в 3 года, при этом обязательное посещение дошкольного учреждения начинается с 6 лет. Это переходной этап - от последнего "класса" детского сада (у нас подготовительная группа) до начальной школы. Если родители не отдали ребенка на учебу в этом возрасте, их могут привлечь к административной ответственности.

В детском саду в Испании дети 2-3 раза в день гуляют, 2 раза кушают. Остальное время посвящено занятиям.

Детские сады в Италии

Итальянские сады делятся на два типа: государственные и частные. Стоимость посещения детского сада, как и в Германии, зависит от дохода семьи. Суммы получаются очень разные - от 4 до 400 евро в месяц.

Питание ребенка в садике оплачивается отдельно - 2-3 евро в день.

Из детских садов малышей забирают до 16:30, но родители могут договориться оставлять ребенка и до 18:30. Для этого нужно предъявить справки с работы и дополнительно заплатить примерно 60 евро в год.

В итальянском детском саду дети занимаются рисованием, музыкой, танцами и другими творческими занятиями, английским языком.

Детские сады в Китае

В Китае детей принимают в ясли примерно с года. руппы большие, примерно как у нас. Режим дня тоже похож. Дети спят, обедают, гуляют. Но отличие все-таки есть.

Здесь большое внимание уделяется подготовке к школьной жизни: дети с трех лет начинают учиться читать и писать. Им дают даже домашние задания. Но из-за большой нагрузки дети мало двигаются, подолгу сидят за партами и играют в настольные игры.

Почти у всех садах есть своя форма. Детей часто водят на прогулки.

Детские сады в США

В США, например, родителям приходиться нанимать няню или искать детское дошкольное заведение, так как декретного отпуска там нет. Отправить ребенка в сад — дорогое удовольствие. Чем младше ребенок, тем дороже его пребывание в саду. Иногда месяц занятий — целая зарплата мамы.

Государственных садов в Америке нет. Все дошкольные заведения платные. Детских садов в США большое количество, и зачастую они специализированные: с уклоном в художественную направленность или, например, делающие упор на интеллектуальное развитие малышей. Такое времяпрепровождения обходится родителям в 1000 долларов в месяц, а то и больше!

Отдать ребенка в сад можно с одного месяца до четырех лет. Пятилетние дети посещают специальные группы при школе. Возрастного разделения в группах нет. Все дети могут играть вместе.

Также дети могут питаться в саду или есть то, что принесут с собой. Считается нормальным, когда малыш обедает пиццей или картошкой фри. Еще одно весомое отличие от наших садов — здесь нет кроватей для сна, разве что для младенцев. Дети спят на ковриках.

Если ребенок не хочет спать, его не будут заставлять. В детских учреждениях США нет родительских собраний. Воспитатель общается с родителями один на один или по электронной почте.

Детские сады в Финляндии

В Финляндии родители в основном отдают детей в общественные сады. Если же они выбирают частный садик, государство может взять часть расходов на себя.

Перед поступлением в сад к ребенку приходит воспитатель, чтобы составить индивидуальный план развития и ознакомиться с его привычками, режимом, питанием.

В садике у детей нет занятий как таковых, но нет и ограничений: основная задача - следить, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Дети могут спокойно лежать на земле или сидеть в луже.

В садики Финляндии детей берут с 9 месяцев. На одного воспитателя здесь оставляют 4 деток до трех лет или 7 детей после трехлетнего возраста. Всего в группах 21 ребенок.

В основном на занятиях дети поют, читают сказки, готовят концерты к праздникам.

Детские сады в Швеции

В Швеции есть государственные и частные детские сады. Устроить ребенка в сад не сложно. Родители платят за посещение дошкольного учреждения малыша в зависимости от своих доходов.

В детских садах Швеции семьям с двумя и больше детьми предоставляются льготы. За обучение в садике второго малыша и последующих детей платит государство или же им предоставляется существенная скидка.

Если родители не имеют необходимых доходов, за обучения ребенка они не платят, но в саду он пребывает меньше часов, чем остальные дети.

Здесь делают акцент на физическом развитии детей. Они много занимаются и играют на свежем воздухе. Им разрешают пачкаться, лежать на земле, ходить по лужам. В этой стране считают, что грязный ребенок — счастливый ребенок. Иногда дети даже спят на улицах в спальных мешках. Так им укрепляют иммунитет и прививают любовь к природе.

Детские сады в Японии

В Японии в детский сад попасть порой очень сложно, а платят за него японцы в зависимости от доходов семьи. Японские детские сады можно назвать «взрослыми»: после трех лет дети уже занимаются спортом, играют на музыкальных инструментах, а в игрушки - не играют, в японских садиках их не предусмотрено. Как нет и перерыва на «тихий час». Детей забирают домой в 2 часа дня. Интересно, что детей в садиках Японии не кормят, еду воспитанники приносят с собой.

Основная задача японского детского сада – не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты.В Япо нии системе народного образования предшествует дошкольное воспитание детей в детских садах (ётиэн), которые находятся в ведении Министерства здравоохранения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ

В Японии системе народного образования предшествует дошкольное воспитание детей в детских садах (ётиэн), которые находятся в ведении Министерства здравоохранения. Дети посещают детсады с 3 месяцев до 6 лет. Чтобы ребенок мог посещать детсад, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности принести документы о том, что оба родителя работают больше 4 ч в день. Детей устраивают через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. В настоящее время произошло резкое увеличение количества детских садов – их посещают 85% японских детей. Причиной такого роста является большая занятость женщин в различных сферах общественной жизни.

Дошкольное воспитание японских и российских детей имеет много общего, как признают сами японские педагоги. Задачей детских садов является умственное и физическое воспитание детей, привитие навыков общения и подготовка к школе. В то же время чувствуется сильное влияние Вальфдорфской школы, которое проявляется в том, что акцент в воспитании делается на физическом развитии детей. Воспитатели, независимо от возраста, наравне с детьми участвуют во всех физических упражнениях и играх. Обязательное требование в каждом детском саду – наличие спортивной площадки, сауны, бассейна. Иногда, в целях экономии земли, одной спортивной площадкой пользуются дети, посещающие детский сад и начальную школу.

В японских детских садах, как и в российских, запланированы занятия по развитию музыкальных, художественных способностей. Но содержание этих занятий носит ярко выраженный национальный характер. Так, в обучении музыке предпочтение отдается хоровому пению. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. На занятиях прикладного творчества большое место занимает обучение детей древнему искусству – оригами (складывание фигурок из бумаги), оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы), тем более что эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам при написании иероглифов. Этот принцип воспитания в духе национальных традиций находит свое продолжение на школьных уроках музыки, домоводства, прикладного искусства. Обучение ведется по западным технологиям, но исповедуется восточная мораль. Таким образом, сохраняется самобытность воспитания.

Обстановка внутри детского сада, по нашим меркам, очень скромная. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого раздвижные окна от пола до потолка, а с другой – раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы – и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят столики и стульчики. Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если дети отправляются на целый день на прогулку или экскурсию, а это происходит примерно раз в месяц, каждая мама должна приготовить своему ребенку бэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся бутербродами, то кулинарное искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно включать в себя 24 (!) вида продуктов.

Группы в японских садах небольшие – 8–10 человек, каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка, а с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

Основная задача японского детского сада – не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. А это противоречит так называемому «групповому сознанию» японского общества. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, – компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, крайне необходимо воспитание группового сознания, основы которого закладываются в дошкольных детских учреждениях Японии.