Москву можно назвать настоящим городом колец – сегодня в столице пять кольцевых улиц и одна кольцевая линия в метро. Но архитекторы не собираются останавливаться и на этом – уже начато сооружение второго кольца подземки. А еще раньше были планы по строительству четвертого транспортного автомобильного кольца. МОСЛЕНТА вспомнила, кто и когда впервые окольцевал столицу, были ли сады на Садовом кольце, и зачем архитекторы хотели замкнуть бульвары.

Кольцо вокруг Кремля

Самое первое московское кольцо появилось одновременно со строительством первого крепостного укрепления на месте современного Кремля. Археологи утверждают, что произошло это в XI веке. В то время крепость была деревянной, поэтому часто страдала от набегов противника и пожаров. Кремль защищало укрепление в виде кольца, которое состояло из вала, рва с водой глубиной до девяти метров и частокола.

В то время рядом с Боровицким холмом на берегу Москвы-реки соединялись две торговые дороги – одна шла в Новгород, а вторая из Киева уходила на северо-восток. Рядом находилась и важная водная торговая артерия – Москва-река. Благодаря такому удачному расположению Москва приобрела большое значение для торговли между востоком и западом.

Поселения росли, их часто перестраивали. Вместе с ними перестраивались и оборонительные сооружения. Летописи гласят, что первое единое и достаточно крупное укрепление возникло здесь в 1156 году. Стены крепости имели протяженность около 850 метров, были окружены рвом и семиметровым земляным валом, который был укреплен дубовыми брусьями.

В 1238 году Кремль был разрушен во время нашествия монголов, затем вновь отстроен из дерева. Однако в середине XIV века великий князь Дмитрий Донской посчитал, что деревянное укрепление ненадежно и распорядился заменить деревянные стены постройками из белого камня. Именно с того момента столицу стали называть «белокаменной».

Репродукция гравюры "Общий вид Москвы", выполненной по рисунку Олеария (1636 год), из коллекции Музея истории и реконструкции Москвы.

Изображение: РИА Новости

Каменные стены дважды выстояли против осады войск князя Ольгерда, который несколько раз покушался на московские земли. Однако постепенно укрепления Кремля приходили в негодность. Летописи XV века упоминают о том, что стены начали разрушаться и «поплыли».

Поэтому при Иване III во второй половине XV века началась полная реконструкция крепости. Перестраивали и соборы внутри Кремля, и крепостные стены.

Для выполнения работ в Москву пригласили архитекторов из Италии. На месте белокаменных стен начали выстраивать новые защитные сооружения из красного обожженного кирпича.

В 1508 году вокруг стен обновленного Кремля выкопали глубокий ров, вода в который попадала из реки Неглинной. Тогда крепость приобрела современный вид.

Китай-город и его стена

Москва росла и уже выходила далеко за пределы кремлевских стен. Вокруг крепости образовался так называемый посад – место рядом с крепостными стенами, где селились торговцы и ремесленники. В случае опасности они покидали свои жилища и прятались в Кремле.

Дороги молодого города стали получать названия. Изначально все они были безымянными. Первая улица протянулась вдоль Москвы-реки от Кремля в Зарядье. Она получила название Великой или Большой. Чуть позже появилась улица, которая вела от Кремля в сторону Ростова, Суздаля и Владимира – ее стали называть Никольской.

Ильинку назвали в честь церкви Ильи-пророка, а Варварку – в честь церкви Святой Варвары Великомученицы. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, конторы банкиров и купцов, а также знаменитый Гостиный двор, где останавливались прибывающие в Москву путешественники и послы.

Однако угроза набегов крымских татар привела к тому, что в 1534 году во времена правления Елены Глинской (матери Ивана Грозного) вокруг московского посада стали сооружать еще одну крепостную стену. Она примыкала к Московскому Кремлю, включала в себя 12 башен и имела общую длину более двух с половиной километров.

Стена Китай-города была ниже и толще кремлевской, на ней были сделаны специальные площадки для отражения пушечного огня противника. Китайгородская стена стала вторым настоящим кольцом Москвы.

Впрочем, к Китаю местность и крепостная стена никакого отношения не имели. Есть несколько версий возникновения названия. По одной из них, оно произошло от слова «кита», означающего «вязку жердей», которые использовались при строительстве укреплений. По другой, источником названия стало итальянское слово «citadelle», которое переводится как «укрепление». Также есть версии происхождения Китай-города от тюркского слова «катай» – крепость или английского «city» – город.

Белый город

В столицу продолжали стягиваться купцы и ремесленники, город увеличивался, внутри крепостных стен снова не хватало места, поэтому дома стали появляться и вокруг укреплений. Новую местность стали называть Белым городом, потому что жили здесь в основном дворяне и бояре. Их земля была освобождена от налогов и считалась «белой», в отличие от «черных» земель, на которых жили купцы, крестьяне и ремесленники, исправно уплачивавшие все сборы.

Репродукция картины "Семиверхая башня Белого города" работы художника Аполлинария Михайловича Васнецова из собраний музея истории и реконструкции Москвы.

Изображение: Валентин Черединцев / РИА Новости

В 1593 году Белый город окружила еще одна крепостная стена, ставшая третьим кольцом Москвы. В стене было 27 башен и 11 ворот. После ее появления многие дома Белого города стали перестраивать в камне, а улицы выложили булыжником. Внутри крепости были расположены Охотный ряд, Пушечный и Колымажный дворы, множество монастырей, а также сады, о чем свидетельствует название Старосадского переулка.

С внешней стороны стену окружал ров, вода в него также поступала из реки Неглинной. А под стеной река проходила в трубе – отсюда пошло название Трубной площади и Трубной улицы.

В конце XVIII века стена Белого города потеряла фортификационное значение и ее разобрали. На месте снесенных укреплений стали высаживать деревья, а вскоре здесь создали широкие улицы, которые впоследствии стали Бульварным кольцом.

Земляной вал и Деревянный город

В конце XVI века границы Москвы снова вышли за пределы крепостных стен, и в 1593 году в ее состав вошла территория, находившаяся за Белым городом. Раньше здесь располагались деревни, земли монастырей, дома ремесленников и купцов. Из-за преобладающей деревянной застройки территорию стали называть Деревянным городом. В народе же местность прозвали Скородомом, потому что возводимые здесь дома строились очень быстро.

Для защиты новой городской территории в тот же период были построены деревянные укрепления, общая длина которых достигала 15 километров. Однако постройка была уничтожена пожаром, поэтому в 1630-е годы москвичи возвели на этом месте земляной вал, окруженный рвом.

В границах Земляного вала, который стал четвертым кольцом Москвы, жили крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы. В Замоскворечье же обитали стрельцы, поэтому его стали называть Стрелецкой слободой.

Однако после переезда столицы в Санкт-Петербург, окраинные территории Деревянного города начали ветшать. На Земляном валу появились кабаки и ночлежки. К концу XVIII века вал осел, а ров обмелел, в некоторых местах земляные укрепления срыли, в результате образовались широкие свободные площади.

В 1812 году при пожаре многие строения по обе стороны вала сгорели, поэтому территория нуждалась в реконструкции. Остатки Земляного вала решили снести, а на его месте проложить кольцевую мощенную камнем дорогу.

Владельцев участков, которые стояли вплотную к новой улице, обязали разбить на своих землях палисадники. Так практически на всем кольце появились сады, а само оно стало называться Садовым.

В конце XIX на Садовом кольце появилась линия конного трамвая, а в 1912 году его сменили электрические вагоны. Кольцевой маршрут получил наименование «Б».

В таком виде улицы существовали до 1930-х годов. После этого в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, улицу расширили, а зеленые палисадники закатали в асфальт.

Камер-Коллежский вал

Еще одним кольцевым сооружением столицы стал построенный в 1742 году Камер-Коллежский вал, который обозначил таможенную границу Москвы. Предшественником таможенного вала стала построенная купцами в 1731 году деревянная стена, которая являлась преградой для ввоза в Москву контрабандной водки. Однако заградительное сооружение предприимчивые москвичи быстро разобрали на дрова.

"План Столичному городу Москве" 1830 года из " Полного собрания законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков. Планы городов."

Изображение: Личная канцелярия ЕИВ / wikimedia.org

Новая границы была учреждена Камер-Коллегией, выполнявшей в городе функции налогового органа, для контроля за ввозимыми в Москву товарами. Вал представлял собой высокую земляную насыпь, с внешней стороны окруженную рвом. На нем соорудили 18 застав, где купцы уплачивали пошлины на свой товар. Все заставы были соединены кольцевой дорогой, по которой регулярно проезжал патруль.

В середине XVIII века таможни внутри империи были устранены, на валу остались только посты полиции, а само укрепление вскоре стало уже полицейской границей города.

Во время эпидемии чумы 1771 года кольцо также обозначило и территории, отведенные для погребения. Все городские кладбища вынесли за пределы вала, а проводить захоронения в Москве строго запретили, чтобы болезнь не распространялась.

Камер-Коллежский вал уничтожили в XIX столетии. Сейчас в городе практически не осталось следов этого укрепления – по его периметру, в отличие от Земляного вала и стены Белого города, не были проложены транспортные артерии.

Железнодорожное кольцо

К концу XIX века растущая Москва столкнулась с серьезными транспортными проблемами: работавшие в городе извозчики и конка не справлялись с потоком пассажиров и грузов.

Вскоре московские власти поняли, что спасти город может только строительство кольцевой железной дороги. Сооружение транспортного комплекса поручили инженеру Петру Рашевскому.

Изначально планировали построить четырехпутную железную дорогу: два пути для пассажирских перевозок, а другие два – для грузовых. Однако такие работы оказались слишком дорогими, поэтому в итоге были построены только два пути.

Движение поездов по Окружной железной дороге открылось в 1908 году. Изначально она перевозила не только грузы, но и пассажиров. Грузовые остановки располагались с внешней стороны кольца, а пассажирские – с внутренней. Все станции считаются уникальными образцами московского модерна.

Линия получилась не идеально круглой – на севере она отстоит от Кремля на 12 километров, а на юге, наоборот, приближается к нему на расстояние пяти километров. Для прокладки железной дороги построили четыре больших моста через Москву-реку.

В 1930-х годах МКЖД перестала выполнять функцию транспортной линии для пассажиров. Долгое время здесь перевозили только грузы, но в настоящее время идет подготовка к запуску пассажирского сообщения, которое должно начаться уже в этом году.

Кольцевые линии метро

Следующее московское кольцо оказалось зарытым глубоко под землю. Кольцевая линия столичной подземки появилась на планах развития метрополитена еще до его открытия – в 1931 году. Однако строить ее начали гораздо позже.

1971 Генеральный план города Москвы. Репродукция.

Изображение: Н. Ладыгин / РИА Новости

Первый участок кольца от «Парка Культуры» до «Курской» сдали в 1950 году. Линия проходила точно под Садовым кольцом и соединяла между собой два московских вокзала. Впоследствии строители метро решили отодвинуть подземное кольцо от наземного, поэтому западный и северный участки линии удалены от Садового примерно на полтора километра.

Кольцевая линия замкнулась в 1954 году. Все ее станции признаны образцами сталинского ампира, каждая из них отражают определенную тему. Например, «Проспект мира» рассказывает об успехах советского сельского хозяйства, «Комсомольская» посвящена эпизодам воинской славы из истории России, а «Парк Культуры» символизирует отдых советских граждан.

Вскоре архитекторы и градостроители заговорили о том, что московскую подземку непременно ждет транспортный коллапс, поэтому необходимо решать проблему перегруженного центра города и плохого обеспечения транспортом окраин.

Одним из вариантов разрешения вопроса стал проект строительства второго подземного кольца. Первые планы по строительству полукольцевой линии и юге и юго-востоке Москвы возникли еще в 1947 году. По плану она должна была пройти на расстоянии двух-трех станций от строившегося тогда первого кольца и в перспективе замкнуться в кольцо.

Однако к реализации проекта долго не приступали, более конкретные планы строительства Большого кольца появились только в Генеральном плане 1971 года. В то время даже начали сооружать заделы новой линии, а на станциях подготовили места для строительства переходов. Но дальше этого дело не пошло – второе метрокольцо так и не выкопали.

Но потребность в его сооружении осталась, поэтому строители решили вернуться к кольцевому плану развития столичной подземки уже в новом веке. В 2011 году началась прокладка тоннелей Третьего пересадочного контура, первый участок которого планируют сдать в 2016 году.

Замкнуть бульвары

Генеральный план развития Москвы 1935 года принес в столицу немало изменений. Для расширения и выпрямления улиц передвинули несколько десятков жилых и административных зданий, с Манежной площади убрали торговые ряды и построили здесь гостиницу «Москва», в разных местах города начали сооружать сталинские высотки.

1978 год. Бульварное кольцо опоясывает центральную часть города.

Владимир Вяткин / РИА Новости

Среди прочего градостроители планировали расширить и замкнуть Бульварное кольцо. Для этого планировалось снести несколько домов в Замоскворечье. Следы этих работ хорошо заметны на Садовническом проезде, где сейчас проходит трамвайная линия – ширина дороги в этом месте больше, чем на других улицах Замоскворечья.

Новый участок Бульварного кольца должен был пройти от окончания Яузского бульвара по мосту мимо станции метро «Новокузнецкая» через все Замоскворечье к началу Гоголевского бульвара.

В 1930-е годы был построен Большой Устьинский мост и начался снос домов по трассе будущего проспекта. Однако вскоре после начала строительства грянула война, и работы пришлось отложить.

После ее окончания строители вновь взялись за разрушение старых зданий, но пробивка новой трассы не пошла дальше Пятницкой улицы – Бульварное кольцо так и не соединилось и сегодня имеет форму подковы, проложенной по периметру стоявшей когда-то на этом месте стене Белого города.

МКАД

Первые проекты строительства большой кольцевой дороги для автомобилей вокруг Москвы появились в 1937 году, через два года проект привязали к местности. Но начавшаяся Великая Отечественная война нарушила планы строителей, и в июне 1941 года Государственный комитет обороны принял решение проложить кольцевую дорогу по упрощенной схеме в максимально сжатые сроки – всего за один месяц.

Строительство окружной дороги было необходимо в военных целях – для переброса войск, обороны Москвы и подготовки контрнаступления. Первое время дорога не имела асфальтового покрытия – ее наскоро залили бетоном.

В 1956 году МКАД начали перестраивать, немного изменяя маршрут, который сохранился до сегодняшних дней. Строительство начали около Ярославского шоссе, а первый участок длиной 48 километров, заканчивающийся на пересечении с Симферопольским шоссе, сдали в ноябре 1960 года.

К тому же из-за отсутствия ограждений, многие москвичи часто перебегали дорогу в тех местах, где нет переходов. По статистике в год под колесами машин на МКАД погибали порядка двухсот человек, и еще около тысячи получали увечья, поэтому кольцо получило название «дорога смерти».

Чтобы привести трассу в соответствие с международными стандартами магистралей высшего класса, дорожное полотно было расширено до 50 метров, теперь в каждом направлении проложили по пять полос для движения. Также были проведены работы по замене трубопроводов и коммуникаций, ремонту мостов и сооружению развязок и пешеходных переходов.

В 2011 году началась вторая глобальная реконструкция автомобильного кольца. В ее рамках до конца 2016 года должно быть перестроено большинство развязок, построены дублеры рядом с крупными торговыми и офисными объектами, а также проложены дополнительные полосы для оптимизации движения.

Третье транспортное кольцо

Впервые о строительстве нынешнего Третьего транспортного кольца заговорили в 1935 году, когда его проект появился в Генеральном плане реконструкции Москвы. В то время магистраль задумывалась как «новое бульварное кольцо» и должна была пройти по линии бывшего Камер-Коллежского вала.

Строительство ТТК начали спустя почти тридцать лет в 1960-е годы: тогда была построена трасса от Беговой до Рижской, тоннель под Ленинградским проспектом, Автозаводский мост и Савеловская эстакада. Однако большая часть магистрали была проложена в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Изначально в северной части города планировалось создание двух дуг Третьего транспортного кольца – большой и малой. Они должны были соединяться в двух местах: у платформы Тестовская, где сейчас расположен комплекс «Москва-сити» и недалеко от Волгоградского проспекта. При этом малая дуга кольца должна была стать вспомогательной.

На кольце нет светофоров, что позволяет автотранспорту двигаться непрерывно. В разных частях ТТК расположены развязки для съезда на радиальные улицы. Кольцо четыре раза пересекает Москву реку и столько же раз ныряет под землю, проходя под городом в длинных тоннелях.

Вспомогательный характер, а также частые сужения трассы и сложные схемы развязок приводят к тому, что на Третьем транспортном кольце образуются многокилометровые пробки.

Кремлёвскому кольцу не повезло дважды: сначала его создали, уничтожив застройку и впихнув в центр города огромную дорогу, а затем по воле людей, которые о транспорте знают только "чем больше полос - тем лучше" (что, кстати, совершенно наоборот), кольцо сделали односторонним. В итоге сейчас у стен Кремля безжизненная дорога в 10 полос, которая разрезает собою центр.

Предложения вернуть на Кремлёвское кольцо двухстороннее движение в последние годы звучали часто. Чего уж там говорить, я сам дважды об этом писал: в про вред одностороннего движения и в рамках изменений на транспорте. Долго мы с этим жили, ибо ряд чиновников были уверены, что так и должно быть (ведь так всегда было!), но, судя по рендерам проектов реконструкции улиц, Кремлёвское кольцо таки станет не таким односторонним - по нему пустят общественный транспорт в обе стороны!

Для начала немного истории: бОльшую часть жизни Кремлёвское кольцо было двухсторонним. И это понятно, идея сделать огромное одностороннее шоссе на 10 полос в центре города могла прийти в голову только безумцу: это небезопасно и поощряет аварийность, вызывает дикие перепробеги и убивает наземный общественный транспорт:

Другое дело двухстороннее движение с наземными пешеходными переходами и общественным транспортом - это уже больше походит на улицу в городе, чем на шоссе:

Это же место сейчас:

Судя по рендерам, двухсторонняя выделенная полоса появится на Кремлёвском кольце с внешней стороны, так что, видимо, там будут делать остановочные островки:

Хотя на Моховой видна только одна встречная полоса, вторая, может быть, пойдёт с другой стороны как-то:

А у Красного Октября снова в две стороны:

Помимо кольца, выделенки нарисовали на Воздвиженке в обе стороны:

Плюс на визуализации виднеются минивыделенки, которые делаются, как правило, у светофоров. М. Дмитровка:

На самом деле это очень круто, наконец-то от простых слов про приоритет общественного транспорта, город стал переходить к делу. Тем более в центре где, не побоюсь этого слова, с наземным транспортом полная жопа. Конечно жалко, что не будет выделенных полос на , кольцах (сделают лишь задел, хотя зимой выделенная полоса там уже ), но там общественному транспорту хотя бы не приходится делать дикие перепробеги из-за односторонних улиц, а пассажирам искать нужные остановки (на двухсторонней улице нужно перейти дорогу, чтобы уехать обратно, а на таких магистралях ещё бегать по городу в поисках). Вообще же, если помечтать, то для создания устойчивого транспортного каркаса в центре нужно сделать как минимум следующее:

Если посмотреть на карту города до 2012 года, то можно увидеть, что Москва похожа на слегка вытянутое с севера на юг солнышко. Исторически тут сложилась радиально-кольцевая планировка. Но с каждым новым градостроительным планом границы города менялись.

История строительства Москвы: московские кольца от до МКАД.

Причудливая вязь переулков - характерная черта Москвы. Это особенность старинных городов, таких, например, как Таллинн и Тбилиси. В построенных недавно городах мы не найдем этого лабиринта (вспомним хотя бы Петербург или Одессу). Такая планировка возникала из-за хаотичной застройки и обилия мелких участков, к которым протаптывали и прокладывали узенькие дорожки - «проулки». Со временем они превращались в переулки. Но такая запутанная система и кривизна улиц была необходима и для защиты от врагов и пожаров.

Этот же план лег в основу послепожарного плана Москвы 1817 года, который радикально изменил город. Неглинную спрятали в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, в центре города появился градообразующий ансамбль зданий - и . Тогда же Бове предлагал достроить здания внутри Камер-Коллежского вала до 6 этажей и спрямить улицы. И хотя его предложение приняли, проект остался «лежать на полке».

Одновременно Александр I поручил составить план послепожарной Москвы реконструктору Царского Села В.И. Гесте. Тот Москву не знал, но план подготовил. По его предложению город превращался во французский парк с центральной площадью-клумбой - и отходящими от него улицами-лучиками. План предполагал снос множества зданий и стен Китай-города. Но его не приняли.

Генеральные планы развития Москвы в XX веке.

Следующий генеральный план Москва получила лишь в советское время. В 1920-х специальная комиссия под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева разработала проект «Новая Москва». В его основу положили традиционную для города радиально-кольцевую планировку и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Кремль предполагали использовать как музей, а общественный центр столицы перенести в Петровский парк, силуэту города придать конусообразный вид, а центральную часть Москвы застроить небоскребами.

Проект признали неудовлетворительным, и в 1931 году начался конкурс на разработку нового проекта. Его участники предлагали даже фантастические идеи. Например, французский архитектор Ле Корбюзье высказал идею оставить только Кремль и Китай-город. Эрнст Май, главный архитектор Франкфурта-на-Майне, предлагал расселить весь город. По его плану, старая столица сохраняла только функции административно-делового центра, а ее окружали города-спутники с малоэтажными домами. Приверженец рационализма Николай Ладовский решил, что кольца в дальнейшем не справятся с растущей нагрузкой, и предложил их разомкнуть. После этого столица должна была принять форму параболы и в будущем слиться с Ленинградом. Его план так и назвали «Парабола Ладовского».

В итоге выбрали проект Владимира Семенова и Сергея Чернышева. В утвержденном Генплане 1935 года зафиксировали рост числа жителей до 5 миллионов человек, а территории в 2 раза - до 600 квадратных километров. Проектировщики закрепили основные направления расширения - на юго-запад, восток, запад и северо-запад. В Генплан также включили идею обводнения Москвы - план по созданию судоходных магистралей. Москву предполагали сделать похожей на Венецию.

План реализовали только частично, но многие районы города сильно перестроили. Все это время москвичи посылали проклятия в адрес разрушителей исторической Москвы во главе с Лазарем Кагановичем. Сам он нещадно критиковал старую Москву: мол, улочки прокладывал даже не пьяный строитель, а пьяный сапожник.

В 1950-х Москва уже «поглотила» бывшие деревни и усадьбы и вышла за пределы Окружной железной дороги. Потребовался новый план. Его утвердили в 1971 году. Город делили на 8 зон, а старую радиально-кольцевую планировку улиц дополнили скоростными дорогами. Кроме того, в Москве запретили строить заводы и фабрики и наметили продлить метро.

Концепцию «солнца со множеством лучей» 1935 года заменили «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Также Генплан 1971 года признал нецелесообразным дальнейший территориальный рост города и его населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был стать природной границей Москвы, но рост города оказался более интенсивным, чем планировали. Уже в первой половине 1970-х началось развитие жилых районов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к началу 1980-х московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино - на северо-западе столицы, Солнцево - на юго-западе, Бутово - на юге, Новокосино - на востоке. Поэтому план 1971 года тоже реализовали лишь частично.

Первый постсоветский генплан Москвы разрабатывали с начала 1990-х годов и приняли в 1999, а в 2005 году закрепили законодательно. За последние 15 лет центр Москвы и многие районы сильно изменились из-за реконструкции, а часто и сноса исторических зданий и других объектов. Власти Москвы называли этот план «Генпланом возможностей».

В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил журналистам, что Москва собирается уйти от «возможностей» и прийти к «необходимости». Генплан города до 2025 года разрабатывали более трех лет и приняли 5 мая 2010 года.

Новая Москва.

В 2011 году (после почти 10-летних споров) также приняли проект расширения Москвы -Новая Москва. Этот амбициозный план позволил увеличить размер города в 2,4 раза за счет присоединения южных и юго-западных территорий Подмосковья. Выбор этого направления был неслучайным: на этой огромной площади проживало менее 250 000 человек.

Новые границы установили 1 июля 2011 года, и Москва стала граничить с Калужской областью. А в обществе нововведения раскритиковали: проект называли «выгодным только для бизнеса», а Москву - «Шанхаем развивающейся страны».

Говорят, что... ...когда Хрущев доложил Сталину о протестах против сноса старинных зданий, тот предложил: «А вы взрывайте ночью». ...Лужков украл 20 сантиметров МКАДа: при расширении дороги ее асфальтовые обочины сделали с каждой стороны на 10 см уже, чем планировали. Это позволило сэкономить значительную сумму, якобы присвоенную Лужковым. Такой вывод сделали на основе выборочного замера. Но после проверки на всем протяжении трассы выяснили, что есть места сужения и расширения. А среднее арифметическое по контрольным замерам составило +4 см. ...в начале 1990-х МКАД называли «дорогой смерти» из-за большого количества серьезных аварий. ...в связи с расширением Москвы появилась шутка: «Эй, жители Южного Бутово! Признавайтесь, кто на новый год загадал желание жить в центре Москвы?»

А вам есть что добавить к истории планирования и строительства колец Москвы?

В мае начнется благоустройство десятков центральных улиц города

Летом этого года центр Москвы ожидает глобальный ремонт. После майских праздников начнется благоустройство 59 столичных улиц, в том числе Тверской, Нового Арбата, Моховой, Садового и Бульварного кольца и других. Как пояснил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, работы начнутся одновременно на всех участках. Завершить ремонт планируется к Дню города.

На прошлой неделе был объявлен конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по комплексному благоустройству Тверской улицы от Моховой до Пушкинской площади. Начальная стоимость госконтракта – более 951 млн рублей, итоги будут подведены 8 апреля. Общий же бюджет программы «Моя улица» на 2016 год – 22,4 млрд рублей.

Как рассказал Петр Бирюков на пресс-конференции, посвященной реализации программы, всего в ее рамках только в нынешнем году будет благоустроено 59 улиц, площадей и переулков, 49 парков по месту жительства и 14 рекреационных территорий. Адресный список был утвержден после голосования на проекте «Активный гражданин». «Особое внимание уделено центру города. Будут преобразованы такие знаковые московские улицы, как Тверская, Таганская, Большая Якиманка, Моховая и Новый Арбат.

Обустройство затронет часть Бульварного и Садового кольца», – подчеркнул чиновник. Заммэра отметил, что все проекты были разработаны лучшими архитекторами России и Европы. Цель преобразований – сделать город безопасным, экологичным и комфортным.

Груша уссурийская

В центре города на человека приходится 2 кв. метра зелени, тогда как на периферии – 40 кв. метров. Поэтому в рамках программы «Моя улица» центр ждет тотальное озеленение. На Садовом кольце появятся липы, груши уссурийские, вязы, рябины, ольха, ясени, лещины, клены и яблони. На Тверской вновь будут расти липовые аллеи. Более 180 новых деревьев разных пород появятся на Новом Арбате. Их посадят прямо в грунт, а корни защитят бортиком из бетона. Кремлевскую набережную вдоль проезжей части также озеленят. Всего в 2016 году в Москве планируется высадить более 13 тыс. деревьев, которые смогут удержать более 100 тонн пыли. Кроме того, будут высажены кустарники – барбарис, смородина, боярышник и др. На некоторых улицах вместо асфальта появятся газоны и скамейки.

«Мы отремонтируем более 70 фасадов домов, восстановим мощение, поставим скамейки. На улицы, где сохранилось 50% и более исторических зданий, вернем исторические фонари, созданные по чертежам музея «Огни Москвы», – рассказал чиновник. По его словам, воздушные линии электропередачи будут убраны под землю.

Парковка между деревьями

Заммэра, глава департамента транспорта и развития дорожно-транс-портной инфраструктуры Максим Ликсутов рассказал, как изменится транспортная схема в центре города. Так, троллейбусных маршрутов № 1, 2, 9, 12, 15, 31, 33 и 44 Москва все же лишится, «рогатый» транспорт заменят автобусами экологического класса не ниже «Евро-5». «Совместно с правительством Москвы и ГИБДД мы разработали новый маршрут – «Кремлевское кольцо». Будет создана двусторонняя выделенная полоса от улицы Большая Полянка до Лубянской площади, что увеличит пропускную способность наземного транспорта в центре на 30–50%. Для реализации этого проекта город вынужден заменить 89 троллейбусов автобусами», – сказал чиновник. Он подчеркнул, что «оптимизированные» троллейбусы поступят на другие маршруты. Троллейбусы «Б» и «Бк», так называемые «Букашки», на Садовом кольце останутся.

Полосы для движения на ряде улиц, попавших в зону благоустройства, будут сужены, их количество может уменьшиться. Это позволит расширить тротуары и организовать новые парковочные места. Так, в рамках реконструкции появится порядка 80 парковок для такси, рассчитанных более чем на 200 мест. При этом, по словам Максима Ликсутова, количество легальных парковочных мест для личного транспорта не изменится.

Правда, остается вопрос плоскостных парковок закрытого типа (со шлагбаумами) на нечетной стороне Нового Арбата. Сейчас там шесть паркингов, судя по визуализации проекта благо-устройства Нового Арбата, подготовленного немецкой студией Topotek1 и российским архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», останется один, а автомобили будут припаркованы прямо между деревьев. «Все эти парковки сохранятся, – пообещал Максим Ликсутов. – Но они будут реконструированы». Также он сообщил, что на время городских мероприятий их планируется закрывать для машин, превращая в общественные пространства.

Ремонт спрячут за баннером

«Мы планируем начать благоустраивать улицы в мае, скорее всего сразу после праздников. Работы будут вестись одновременно по всем проектам. Перед нами стоит задача завершить их к Дню города», – сказал Петр Бирюков. Отвечая на вопрос, а как же там будут передвигаться люди, он сказал, что опыт прошлых лет учтен. В прошлом году москвичи нередко жаловались, что пройти по улицам, где идет реконструкция, невозможно – все разрыто, грязь, дорогу преграждают стопки плиток. «Будут установлены специальные ограждения, места работ закрыты баннерами, на проходах выложим специальные мостки», – пояснил он.

Максим Ликсутов, в свою очередь, сообщил, что, например, на Садовом кольце будут установлены новые знаки для автомобилистов и наземного транспорта, внесена соответствующая корректировка в разметку. Кроме того, по словам чиновника, уже после завершения благоустройства будет обсуждаться вопрос организации новых пешеходных переходов на Тверской.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ян Гейл, архитектор и урбанист:
– Меня познакомили с планами по дальнейшему благоустройству города, я вижу, что это многообещающая работа. Многие города имеют такие программы и каждый год улучшают несколько улиц. Необходимо, чтобы горожане проводили больше времени в общественных местах, использовали велосипеды.
На мой взгляд, основной тренд сейчас – восстановление наземного общественного транспорта в центре города. Это позволит разгрузить метро, людям не придется спускаться под землю, чтобы проехать пару остановок. Также городу необходимы широкие тротуары со скамейками. Нужно, чтобы человек мог спокойно пройтись, сесть отдохнуть, попить кофе. И, конечно, необходимо больше деревьев и зелени на улицах. Во время своей поездки по Москве я увидел чудо – в городе появились велодорожки. Конечно, здесь холодно зимой, но это лишь значит, что можно ехать быстрее. Например, в Копенгагене 45% горожан добираются до работы именно на велосипедах.
У меня есть отдельное пожелание: чтобы все подземные переходы были закрыты. В Москве их очень много – через каждые 300 метров. Это негуманно. Мы заводим семьи, детей, стареем, а маленьким детям и пожилым непросто спускаться под землю. Но в любом случае я поражен, как быстро и качественно меняется Москва. Желаю столичному правительству успехов в последующих шагах.

В истории градостроительства существует несколько основных принципов планировки городов: солнечный, сеточный, квадратно-гнездовой и другие. Какой лучше, сказать непросто. А вот схему планировки Москвы в процессе роста и развития города выбрали сами москвичи. Это принцип "город-солнце" с круговыми и диаметрально-расходящимися улицами.

От Кремля до Бульварного кольца

Именно от Кремля расходятся все основные улицы, образуя кремлевское кольцо, улицы которого лучами пробираются сквозь другие кольца: Бульварное, Садовое, и другие современные транспортные кольца, затем устремляясь на все стороны к далеким городам России.

Манежная площадь

Манежная площадь - раньше это Манежная улица и проложена была в 1820 году, название она получила от Манежа, большого здания, построенного по проекту А. А. Бетанкура в 1817 году.

Китай-город

Китай-город - в 1534 году Великий Посад (поселение торговцев и ремеслеников) около Кремля был обнесен рвом и укреплениями из дерева и землипо одним данным, с монгольского "средняя крепость" ("китай" по монгольски - средний, "город" - по-старорусски - крепость)

Варварка

Улица Варварка - на этой улице в XVI веке была построена церковь Варвары, церковь Максима, в XVII веке - церковь Святого Георгия и Знаменский монастырь.

Никольская

Никольская улица - возникла в XIII веке, связав Московский Кремль с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром.

Знаменка

Улица Знаменка - название получила от церкви Знамения Богоматери, известной с 1600 года. В 1929 этот храм был закрыт, а еще через два года разрушен.

Моховая

Моховая улица - известна с XV века, а имя она получила в XVIII веке по площади Моховой (современная Манежная), потому что здесь в те времена крестьяне продавали мох для конопачения срубов.

Воздвиженка

Улица Воздвиженка - в те столетия улица называлась Орбатом, что в переводе с арабского языка означает предместье перед городом, и застраивалась неспеша.

Большая Никитская

Большая Никитская улица - называли эту улицу в древности Полоцкой и новгородской - по дороге, ведущей из Новгорода через Волоколамск до Москвы.

Тверская

Тверская улица - в XV веке напротив Исторического проезда был построен деревянный мост, связавший по прямой линии дорогу из Твери в Москву. В том же столетии дорога в Тверь слилась с дорогой в Великий Новгород, и эта улица стала главной улицей Москвы.

Неглинная

Неглинная улица - до 1922 года была Неглинным проездом, соединял Театральный проезд и Трубную площадь на бульварном кольце, возникла улица (в то время проезд) в 1820-х годах после того, как речку Неглинную заключили в подземную трубу.

Рождественка

Улица Рождественка - появилась в XIV веке и соединяла основанный в те времена Рождественский девичий монастырь с центром города.

Мясницкая

Мясницкая улица - когда-то начиналась с Ильинских ворот Китай-города, делала крутой поворот влево, шла по Лучникову переулку... Лишь в XVIII веке Мясницкая улица обрела современную геометрию.

Маросейка

Улица Маросейка - является продолжением Ильинки и расположена между Лубянским проездом и Покровскими воротами. В XV - XVI веках здесь цвели сады и стояли загородные дворы Ивана III и Василия III.

Солянка

Улица Солянка - в XVII - XIX веках на углу Солянки располагался Соляной двор, отсюда и название улицы.

Улицы вокруг Кремля. Как появились первые улицы Москвы

1147 год принято считать годом основания Москвы. Именно эта дата встречается в летописи в связи с первым упоминанием о Москве и князем Юрием Долгоруким. Хотя торговые и ремесленные поселения близ Москвы-реки существовали еще задолго до этого.

Юрия Долгорукого называют основателем города, потому что при его правлении был заложен облик Москвы как города – с Кремлем, Красной площадью, именовавшейся в те далекие времена Пожаром, с Китай-городом. Место основания Москвы – бывшее имение боярина Кучки, которое располагалось близ нынешних Сретенских ворот. В 1156 возвели первый Кремль – еще из дерева, часто страдающий от пожаров и просуществовавший без малого три столетия. Улицы на территории древнего Кремля были безымянными, и их было намного больше. Крутые, извилистые переулки огибали дворы знати, вели к монастырям и церквям, спускались с Боровицкого холма на Подол.

В начале XVI столетия, после того, как отстроили новую крепость при Иване III, заложен и основной принцип формирования города – солнцеобразный, с улицами-лучами, расходившимися от Кремля.

Древнейшие улицы строили из деревянных настилов, чуть позже, уже на рубеже XVI-XVII веков улицы стали мостить булыжником. Самая первая улица Москвы называлась Великой, или Большой. Великая – не потому, что было в ней что-то величественное, а просто потому, что была она большой, для того времени просто огромной. Тянулась Великая от Кремля вдоль Москвы-реки до самой церкви Зачатия Святой Анны, в том самом месте, где сейчас расположена гостиница "Россия".

Следующая улица образовалась на месте дороги, которая вела из Кремля в сторону Ростова, Владимира и Суздаля. Это улица Никольская, названная в честь расположенного на ней монастыря Николы Старого. Хотя в описании Кремля 1626 года эта улица была безымянной и называлась просто дорогой, ведущей к Никольским воротам.

Известен был в те времена и Чудов переулок. Он пролегал за Чудовым и Вознесенским монастырями.

Пересечение Никольской и Чудова переулка называли Никольским "крестцом". К этому же перекрестку выходила еще одна древняя улица, ведущая от Троицких ворот. Ее название не сохранилось.

Из древних летописей и описаний Кремля и Китай-города известны еще две улицы: Ильинка и Варварка. Они также вели от Кремля и тянулись через весь Китай-город. Ильинка была названа в честь церкви Ильи-пророка. Это была улица купцов и банкиров. Заканчивалась она у Ильинских ворот, там, где в 1887 году возвели часовню-памятник в честь героев Плевны.

А на Варварке располагался самый известный в те времена Гостиный двор, где останавливались купцы, дипломаты и путешественники.

Чуть позднее появились улицы, ведущие к главным городам княжества: Серпуховская, Тверская, Смоленская.

Хаотичность переплетения улиц и переулков в старой части Москвы объясняется тем, что вокруг Кремля, как главного оборонительного сооружения вырастали слободы. Слободы формировались по профессиональному признаку. В них часто проживали люди лишь одной профессии. Именно слободы послужили основой для создания районов города. А их названия до сих пор угадываются в названии улиц: Мясницкая, Серебряническая, Котельная.

Это первые улицы Москвы, сведения о которых сохранились до наших дней.