Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе. Проблеме человека в свое время уделяли большое внимание Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и другие. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но А. С. Пушкин указывает нам на «маленького человека», которого мы обязаны заметить.

Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут.

Н. В. Гоголь целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. У Н. В. Гоголя человек целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха.

У Ф. М. Достоевского «маленький человек» — это прежде всего личность безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Акакий Акакиевич. Ф. М. Достоевского так и называет свой роман «Бедные люди». Автор предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят их духовно богатую натуру. Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об взыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен и на высокие глубокие чувства. Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе “Преступление и наказание”. Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, — он сам.

Кому как подросткам лучше знать, что их волнует? Тем не менее взрослым наладить с ними контакт, понять удается не всегда. О чем свидетельствует и статистика: из всех обратившихся к уполномоченному по правам ребенка в РБ в минувшем году 97% составили взрослые. Именно поэтому в преддверии Международного дня защиты детей в рамках конгресса «Семья и детство» уполномоченный совместно с молодежной общественной палатой при Госсобрании - Курултае республики организовали «круглый стол», пригласив к обсуждению проблем подрастающего поколения взрослых - представителей министерств, органов исполнительной власти, общественных организаций, и детей - учащихся уфимских школ и лицеев.

Предлагайте свои решения

Необходимо научить детей четко видеть смысл жизни, определять свои желания, знать свои права, - подчеркнула детский омбудсмен Милана Скоробогатова, открывая встречу.
Ее поддержал председатель молодежной палаты Николай Самойленко. В частности, он отметил, что обсуждение тем, которые сегодня волнуют молодежь, невозможно без привлечения самой молодежи. Может быть, эти вопросы не новы, но важности они не утрачивают, ведь детям постоянно приходится с ними сталкиваться. Поэтому ребятам предоставили возможность не только рассказать о проблемах, но и предложить свои варианты их решения, задать вопросы чиновникам.

Безопасности много не бывает

Проанализировав печальную статистику ДТП, пожаров и несчастных случаев с участием детей, Эмиль Чингизов (лицей № 5, 16 лет) предлагает создать центр, который обеспечивал бы безопасность детей и подростков. Он считает, что там должны работать «состоявшиеся специалисты», которые могли бы оказывать помощь различного характера: психологическую, консультационную и другую.

Участники «круглого стола» идею поддержали. В то же время большинство из них полагает, что к работе подобных центров необходимо привлекать и молодежь, которая в большей степени, чем взрослые, может понять проблемы сверстников. Ребята также считают, что нынешний подход к преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не дает желаемого эффекта.

Поготовка к ЕГЭ сужает кругозор

Заканчивая 11-й класс, школьники сдают единый государственный экзамен по двум обязательным предметам - русскому языку и математике и нескольким на выбор - тем, которые нужны для поступления в вуз. По словам Валентина Катаева (школа № 35, 16 лет), ЕГЭ - довольно сложный экзамен, на подготовку уходит много времени и сил, приходится сосредотачиваться только на выбранных предметах, нанимать репетиторов. Это не лучшим образом сказывается на общей эрудиции, сужает кругозор. В связи с этим Валентин предлагает ввести обобщающий тест для оценки знаний выпускника по всем предметам.

Желательно, чтобы результат этого теста так же учитывался при поступлении в вуз или колледж. Иначе учеба в 10 - 11-х классах будет сводиться к зубрежке ненужных предметов по принципу «ответил и забыл». Мы будем учиться не ради получения знаний, а чтобы сдать экзамены, - подчеркнул ученик.

Эта мысль оказалась близка и другим школьникам, присутствовавшим на «круглом столе». Представители взрослой стороны отметили, что в рамках данного заседания полноценную дискуссию на эту тему организовать не удастся, но к ней обязательно вернутся.

Возможен ли бизнес-инкубатор в школе?

Таким вопросом задался Владимир Романов (школа № 101, 18 лет). В школе ученикам дают обширные знания в области экономики. Этот предмет дети начинают изучать со второго класса, а в шестом - уже составляют бизнес-планы. Но это теория, а хочется и практики.

Выпускникам нашего потока в основном уже лет по 18 - 19, мы старше предыдущих выпусков, соответственно, и интересы у нас другие, и доходы хочется свои иметь. Если бы в школе без административных и юридических препятствий можно было создать малое коммерческое предприятие, мы бы получали первый практический опыт под руководством наших учителей, узнавали на деле, как организовывать бизнес, продвигать на рынок товары и услуги, - привел аргументы Владимир.

Школьное питание: желаемое и действительное

Как рассказала Диана Маслова (лицей «Содружество», 16 лет), в ее классе и параллельных в столовой питаются менее трети учеников. Несколько лет назад качество предлагаемой пищи вызывало большие сомнения у ребят, поэтому начиная с пятых-шестых классов все массово от нее отказывались.

В прошлом году была проведена реконструкция столовой, качество питания заметно улучшилось, но теперь у нас другая проблема, - рассказала школьница. - К примеру, чтобы купить пирожок, а выпечка появляется только после третьего урока, нам приходится стоять всем вместе в огромной очереди. Двадцатиминутной перемены не хватает, мы опаздываем, пропускаем треть или даже половину следующего урока. Питаться таким образом просто невозможно, - отметила она.

Получается, что детям проще выпить газировки и съесть пакетик чипсов, чем получить полноценную пищу. Тем не менее Диана и ее одноклассники выступают за то, чтобы вопросы школьного питания наконец урегулировали.

Кружки и секции нужны разные

Выступления Алсу Сафиной (лицей № 5, 8 лет), Давида Суханова (гимназия № 16, 13 лет) и Булата Галлямова (гимназия № 1, 15 лет) объединила общая идея - ребятам хочется проводить досуг с пользой. Посещать кружки, секции, бассейны, иметь возможность поиграть во дворе в футбол, баскетбол и другие игры на оборудованных площадках.

Алсу Сафина высказала пожелание, чтобы в школе учили, как правильно обращаться с деньгами. Идея девочки вызвала одобрение собравшихся. Член общественной молодежной палаты Мария Савенко отметила, что если есть такой интерес, то в школе можно организовать центр финансовой грамотности. Милана Скоробогатова поручила Марии Савенко проработать этот вопрос и помочь Алсу.

Дискуссия детей и взрослых продолжалась больше двух часов, но и этого времени оказалось недостаточно, чтобы обсудить все волнующие вопросы. Мнения и предложения участников войдут в резолюцию-обращение.

В День защиты детей это обращение будет оглашено. Дети сами определят, кому оно будет адресовано, - сообщила Милана Скоробогатова.

Г лавное, с чем сталкивается ребенок в детском садике – это новые правила, которые, возможно, не приняты в его семье. Адаптируясь к детскому саду, малыш учится различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение – но уважать правила, защищать себя – но не обижать других, быть личностью – но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы – но допускать и что-то новое.

Психологи утверждают, что у ребенка 3-4 лет период адаптации длится 2-3 месяца. Если период затянулся, стоит проконсультироваться с психологом и помочь ребенку. Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (то есть начался адаптационный период).

Нежелание идти в сад

Плач, капризы каждый раз, когда приходит время идти в садик, – как ни странно, это самый «благоприятный» вариант. Ребенок открыто говорит о том, что ему не нравится. Здесь важно не ругать ребенка за истерики, а посочувствовать, пожалеть, объяснить, что «так уж устроен мир: мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы».

Болезненность

Буквально с первых дней посещения садика ребенок начинает болеть: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Но чаще всего не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей, виновата в этих болезнях.

Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют "послушные" дети, которые не могут позволить себе громкие скандалы, стараются не расстраивать. Как правило, спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.

С уважением Илия Исхаковна.

Большие проблемы маленького человека.

У вас появился малыш? Поздравляем вас и желаем, чтобы он вырос здоровым, умным, добрым, конечно, самым лучшим! Это большая радость и, конечно, большая ответственность. Для молодых родителей все в новинку, возникает много вопросов и волнений, они не просто привыкают к новому режиму жизни, но и пытаются определить, какое состояние для крохи нормально, а когда уже надо начинать переживать за него. Врач-педиатр медицинского центра Формула здоровья Оксана Владимировна Загудаева рассказывает нашим подписчикам о том, на что стоит обратить внимание при уходе за новорожденным, а также – из-за чего не надо волноваться.

Порядок в детской

Комната, в которой находится младенец, должна содержаться в особой чистоте и порядке. Перед появлением ребенка желательно сделать в ней ремонт или генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств.

Для ремонта выбирайте неаллергенные материалы, например, обои рекомендуются только бумажные. Влажная уборка должна производиться ежедневно, проветривание 1–3 раза в день, температура в комнате должна быть постоянная, 20-22 °С.Кроватка рекомендую поставить ближе к окну, но не у самого окна и не возле батареи. Сейчас очень популярны пологи, которые укрывают кроватку. Конечно, это красиво, но очень негигиенично! Под пологом воздух застаивается, в нем скапливаются микроорганизмы и мельчайшая пыль от тканей. Кроме того, ребенок интенсивно дышит (примерно 40 дыхательных движений в минуту, против 16 у взрослого). Значит, ему больше чем нам необходим свежий воздух, его движение. Так что, отдавая дань моде, мы приносим вред здоровью своего малыша.

Если уж вы не можете отказаться от желания украсить кроватку, то хотя бы никогда не закрывайте полог - пусть он будет лишь драпировкой у стены. Матрац должен быть достаточно жестким. Под голову кладут плоскую подушечку (не пуховую).

Постельные принадлежности следует ежедневно проветривать. Детское белье стирают белым детским или хозяйственным мылом. В настоящее время, конечно, есть синтетические стиральные средства для детей, но на них возможна аллергия. Все же первый месяц лучше обойтись натуральными средствами. Пеленки и распашонки на первом месяце жизни лучше проглаживать с двух сторон. Все детское белье должно храниться в специально отведенном месте, ни в коем случае ни с какими другими вещами.

Гигиена малыша

Новорожденного купают ежедневно в кипяченой воде с температурой 37 °С, затем обливают его водой на 1 градус прохладнее (36 °С).

Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22–24 °С, время купания 5–10–15 минут. Лучше купать ребенка вечером, перед кормлением, ни в коем случае не после. Один раз в неделю можно пользоваться детским мылом.

Ребенка следует подмывать каждый раз после опорожнения кишечника, лучше проточной водой. Подмывают спереди назад, от половых органов к заднему проходу, чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы.

Такое подмывание является еще и элементом закаливания, поэтому не стоит отказываться от него в пользу так популярных сейчас специальных гигиенических салфеток.

После купания все естественные складки смазываются прокипяченым растительным маслом или специальным кремом.

Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами по мере необходимости, примерно один раз в 7–10 дней.

Если вы пользуетесь одноразовыми подгузниками, помните, что новорожденный мочится 26–28 раз в сутки, поэтому на первом месяце подгузники меняют не реже, чем через 3–4 часа!

Каждое утро должно начинаться с умывания: влажной салфеткой протирается лицо, ручки малыша. Это тоже не только гигиена, но и закаливание. Протираем глазки влажными тампонами (для каждого глазика свой), смоченными в кипяченой воде, от виска к носу.

Точно так же протираем завитки ушной раковины и за ней, но не лезем в слуховой проход! У детей этого возраста барабанная перепонка находится прямо у входа, не в глубине, как у взрослых.

Носик чистим ежедневно, по мере необходимости. У новорожденного носовые ходы очень узкие!

«Дети всегда внимательно слушают тогда, когда говорят не с ними.»

Элеонора Рузвельт

Наверное, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в , не испытывают тревоги. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке.

Эти тревоги и волнения имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.

Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в ясли после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на два-три месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Результаты исследований показали, что труднее всего восстанавливаются и взаимоотношения с детьми.

Причины плохой адаптации

1. слабо развитая предметная деятельность

Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь).

2. близкий эмоциональный контакт ребенка с мамой

Если первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому и достаточно самых простых знаков внимания, чтобы.он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в 8 месяцев у детей возникает или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.

Родители должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок- привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с другими людьми.Когда к Вам приходят друзья, или Вы сами идете в гости с ребенком, постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили Вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.

Разумеется, семье предстоит встретиться с немалыми трудностями. Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна: будут слезы, капризы и простуды, но нужно помнить, что мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что адаптационный период протекает по-разному и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде.

А теперь проверьте, готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное учреждение. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
  • Как ведет себя ребенок при расставании с близкими и встрече после разлуки?
  • Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
  • Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
  • Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения или просьбы: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
  • Как малыш реагирует на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого, подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка? Есть ли в его поведении элементы конфликтности?
  • Каким образом ребенок налаживает контакты с разными взрослыми?
  • Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, внимание к ним, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?

Если Ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, Вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли. Он готов к новым изменениям в своей жизни.