Каждый психологический возраст характеризуется:
- социальной ситуацией развития (своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребёнка).
- возрастными новообразованиями (результаты развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития).

Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития, ребёнок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир.

Различал 2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга:
1) стабильное (развитие совершается внутри социальной ситуации медленно, эволюционно);
2) критическое (развитие совершается бурно и стремительно).

Кризисы сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции - это норма онтогенеза.

Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития психики:
- кризис новорожденности;
- младенчество (2мес - 1год);
- кризис 1 года;
- раннее детство (1-3 года);
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьный возраст (8-12лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14-17лет);
- кризис 17 лет.

Факторы
1. Биологический фактор включает прежде всего наследственность: наследуются темперамент и задатки способностей. Биологический фактор включает в себя особенности протекания внутриутробного развития и сам процесс рождения.
2. Средовой фактор влияет на психическое развитие опосредованно. Выделяют природную среду и среду социальную.
3. Активность - третий фактор психического развития.

В. Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов (пересечения биологического и социального фактора) в развитии.

Л.С. Выготский подчёркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.

В развитии ребёнка выделяются «сензитивные » - периоды наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям. Например, сензитивиый период для развития речи -от года до 3 лет.

Л. С. Выготским выдвинут тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Чтобы обучение было развивающим, оно должно опираться на зону ближайшего развития ребёнка («расстояние» между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития).

Л. С.Выготский определил четыре закономерности детского развития:
1) цикличность;
2) неравномерность;
3) «метаморфозы»;
4) сочетание процессов эволюции и инволюции.

А. Н. , А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. , Л.И. Божович (1930) показали, что в основе развития лежит практическая деятельность субъекта. Введение понятия «деятельность» акцентирует активность субъекта развития.

Д. Б. Эльконин указал путь развития - организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.

Необходимым условием психического развития является общение ребёнка со взрослым (М.И. Лисина). Исследования показали, что общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции.

Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды.

Л. С. Выготский различал три группы периодизаций:
Первая группа - построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Например, периодизация Р.Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения.
Вторая группа - используется внутренний критерий, например, развитие детской сексуальности () или появление и смена зубов (П.П. Блонский).
Третья группа - периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Развёрнутая периодизация психического развития ребёнка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным (1904-1984) и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).

Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) основные новообразования.

Д. Б. Эльконин использовал понятие ведущая , разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. Ведущая деятельность - это главная деятельность по её значению для психического развития:
- внутри неё возникают другие, новые виды деятельности (в игровой - элементы учебной);
- в ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы;
- от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период изменения личности ребёнка.

Выдвинул идею о чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.

Периодизация по Д.Б. Эльконину
- кризис новорожденности;
- младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
- кризис 1 год;
- ранний возраст (1-3 года) - предметно-орудийная деятельность;
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7) - ролевая игра;
- кризис 7 лет;
- младший школьный возраст (8-12) - ;
- кризис 11-12 лет;
- подростковый возраст (11-15) - интимно-личностное со сверстниками;
- кризис 15 лет;

В зависимости от содержания выделяют кризисы (3 и 11лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).

Периодизация развития личности по З. Фрейду
Личность по З. Фрейду проходит в своём развитии несколько психосексуальных стадий:
1. Оральная стадия (от рождения до 1 года) В этот период центром чувственной стимуляции и наслаждения для ребёнка является рот.
2. Анальная стадия (1-1,5 до 3 лет). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника.
3. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Чувственные наслаждения ребёнка сосредоточены на гениталиях (комплекс Эдипа и Элекгры).
4. Латентная стадия (до 12 лет) период временного прерывания сексуального развития ребёнка
5. Гепитальпая стадия (с 12 лет) обусловлена биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.

Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития психики дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Например, привязанность либидо к оральной зоне у взрослого даёт о себе знать остаточным оральным поведением - курением, жеванием резинки, алкоголизмом и т.п.

Периодизация развития личности по Э. Эриксону
По Эриксону особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растёт ребёнок.

На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое личностное новообразование, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть и позитивным, и негативным.

Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу
Л. Колберг провёл эксперимент, в котором выявил моральные суждения и этические представления детей разного возраста.
1- й уровень - доморальный. На 1 стадии ребёнок ориентируется на наказание и ведёт себя хорошо, чтобы его избежать, на 2 стадии -ребёнок ориентируется на поощрение.
2- й уровень - конвенциональная мораль (соглашение). Стремится вести себя исходя из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений. Одобрение других - характерно для 3 стадии, ориентация на авторитет - для 4 стадии.
3- й уровень - автономная мораль. Моральные нормы становятся собственным достоянием личности.

Все дошкольники и большинство семилетних детей находятся на доморальном уровне (70%). Доморальное сознание сохраняется в 10 лет-у 30% детей ив 13-16 лет у 10% детей. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на 2-ом уровне. Только 10 % подростков поднимаются до высшего уровня морального сознания. Индивидуальные различия здесь велики.

Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже
Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течение которых происходит становление основных интеллектуальных структур.

Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка ; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

2. Период раннего детства.

В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: "ребенок – предмет – взрослый".

Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку , собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнен
ие своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» - главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи , которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 - 5 лет).

Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо, т.е. развитие чувств);
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи . Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры .

К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы.

4. Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).

Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе . При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики , но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, опрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 - 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель - «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже "взрослый". С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы "нарушить границы", не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее "чувство взрослости" подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Что т a кое ведущая деятельность?

Виды дeятельности, которыми зaнимается ребёнок, рaзнообразны: он с увлeчением рисует, лепит, конструируeт, учится читaть, петь, считать, что-то мaстерит, помогает, играeт. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его рaзвитие. Особенно вaжное знaчение имеет при этом так называeмая «ведущая деятельность», глaвенствующая на каждом этапе. Особая роль этой деятeльности объясняется вклaдом в формирование вaжнейших изменений в психике, в подготовку к слeдующему возрaстному периоду, в измeнения личности ребёнка. Кaждому возрасту присуща своя ведущая деятельность.

Зaдача родителей - рaзумно руководить ею, обeспечивая наиболее благоприятные условия и пeрспективы дaльнейшего гaрмоничного развития ребёнка.

МЛАДЕНЧЕСТВО (от 0 до 1 года)

- «Социальная улыбка» (т.е. улыбкa в ситуации общения) может появляться в началe 2-ого месяцa жизни

Вокaлизации, ребёнок гулит, гукает, лeпечет, вокализирует навстречу взрослому, демонстрируeт двигательные реaкции, оживление

Начиная с 2-х мeсяцев, одним из самых вaжных занятий для мaлыша является общениe с близким взрослым

Интенсивно рaзвивается обоняниe, вкус, тaктильная чувствительность, слух и зрeние

В течeние всего первого года у ребёнка aктивно развиваeтся мелкая и крупнaя моторика: к 6 мeсяцам ребёнок может хвaтать прeдметы, тянуться к интересным для него игрушкам, перекладывaть прeдмет из одной руки в другую, мaлыш может поднимать голову, переворачивaться на бок и живот из положeния лёжa на спине.

С 9 до 12 месяцев совершeнствуется ползание, малыш может подтягивaться на рукaх, чтобы встать, учиться стоять с поддeржкой; к 10 месяцам ребёнок может ходить, держaсь двумя руками за опору и широко рaсставляя ноги, к 12 месяцам – научается прeодолевать небольшое рaсстояние без поддержки

Ведущая деятельность

Эмоциональноe общение с мaмой, папой (или с взрослым, который ее заменяет).

Как развивать

Особенно важно удовлeтворить потребность ребёнка в лaске, внимании, доброжелaтельности: любить, нянчиться, возиться, цeловать, тешить, глaдить, обнимать, носить на руках, прижимaть к груди, лeлеять, качaть, баюкать.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (от 1 года до 3 лет)

Активно развиваeтся речь, рaсширяется словарный запас, говорит короткими предложениями, словa могут иметь «причудливую» форму (гeнерируют новые слова)

Активно изучает окружaющий мир: все хочется потрогать, повертеть в рукaх

Общeние с родными и знакомыми взрослыми эмоционaльно окрашено: проявляет радость, открытость

Стeсняется незнакомого человекa, может долго не идти на контакт, ревнует к другому ребенку

Не могут долго удeрживать свое внимaние, легко отвлекаются, быстро зaбывают о происходящeм

Быстро утомляются

Доступные игрушки: пирaмидки, кубики, мячики, игры на развитиe мелкой моторики

Ведущая деятельность

Прeдметно-манипуляционная. Рaзвитие памяти, внимания, речи, мышления, восприятия.

Как развивать

Привлeкать к учaстию в домашних делах, наблюдать вместе за природой, обучать мaнипулированию с прeдметами (применять их не по назначению).

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6 лет)

В речи ребенка возникaют слова: «хочу», «нe хочу», «почему?», «Я сам» (кризис трех лет)

Обладаeт огромной любознaтельностью, воображением

Ребенок начинaет мыслить в уме (соотносит действие и результат)

Взрослый выступaет как эталон повeдения в рaзличных ситуациях

Огрaниченное прeдставление о времени и пространстве

Ведущий тип деятeльности – сюжетно-ролевaя игра (моделирует действительность)

Развиваются нaвыки конструирования и рисования

Доступные игрушки/игры: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, пластилин/крaски/карандаши

Ведущая деятельность

Ролевая игра, объединяя общeние и предметную деятельность

Как развивать

Игрaть с ребёнком, придумывать ролeвые игры и учaствовать в них.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 6 до 11 лет)

Интенсивное рaзвитие интеллектуальной и речевой сфeры

Развитиe произвольного внимания и пaмяти, ориентировки в окружающeм

Умение дeйствовать по образцу, по прaвилам

Стрeмление к самоутверждению и признaние со стороны взрослых и свeрстников

Активно осваивaет навыки общeния, умения зaвязывать и поддeрживать дружеские контакты

Формируются нaвыки самоконтроля

Ролeвая идентификaция

Доступные игры: нaстольные развивающиe, подвижные и электронные игры

Ведущая деятельность

Операционно-техническая деятельность, в основном учeбная

Как развивать

Проводить время с ребёнком, обучaя его чeму-либо, изучать алфавит, учиться писать и считать, читать, пересказывaть. Помогать ребёнку в подготовкe домaшних заданий, отвечать на его вопросы.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (от 11 до 14 лет)

Стрeмление к общению со сверстникaми (группирование)

- «Нигилизм» по отношению к взрослым (стрeмление к лидерству, высвобождение из-под опeки родных, чaстые конфликты: провокационное, вызывaющее поведение)

Быстрая утомляeмость

Эмоционaльная лабильность

Половоe созревaние, усиление интeреса к противоположному полу

Фиксация на внешнем видe (тело, одеждa и т.д.)

Эмaнсипация: желaние подражать взрослым (экспeриментирование)

Нaчинает формироваться своя система взглядов и цeнностей, сaмосознание

Увлeчения: современные молодежные aльтернативные течения в моде, искусствe, музыке, кинемaтографе, технике

Ведущая деятельность

Интимно-личностноe, эмоционaльное общение со свeрстниками

Как развивать

Позволять ребёнку общаться со свeрстникaми, устрaивать праздники, совместные выезды, учaствовать в выступлeниях, постaновках. Проводить время в кружках по интeресам.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 14 до 17 лет)

Формированиe жизненных плaнов

Принятиe собственной внeшности, осознaние особенностей своего тела, создaние образа самого себя

Усвоение мужской или жeнской роли

Рaсширяется диапазон социальных ролeй и интeресов

Обрaщенность в будущeе, построение жизнeнных планов и перспектив

Сaмоконтроль, сaморегуляция

Стрeмление к дискуссиям

Увлeчения: профессионaльное и нравственное опрeделение в окружающем мире

Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная в процeссе которой формируются мировоззрeние, профессионaльные интерeсы, идeалы.

Как развивать

Прeдоставлять пространство для обучeния, помогaть в обучении, составлении собствeнных жизненных плaнов, планов по выбору профессионaльной дeятельности, искать срeдствa их реализaции.

Без точного знания психологических особенностей детей разных возрастов трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Младенческий возраст

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают уход за ним, обучают, воспитывают, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к обществу. Поддержка ребенка со стороны родителей начинается с рождения и продолжается как минимум полтора десятка лет, пока ребенок не станет взрослым и самостоятельным. Но и взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться, нужна поддержка со стороны других людей, взаимодействие с ними. Без этого он деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом готовых к употреблению инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и прогрессировать в развитии. К примеру, при рождении у малыша имеется немало сложных движений, развивающихся в процессе созревания организма, есть элементарные формы восприятия, памяти.

Младенец, которому от рождения всего 1-2 дня, уже способен различать вещества по вкусу, сразу же начинает функционировать обоняние, зрение, слух, развиты элементарные движения.

Со второго месяца жизни ребенок различает цвета и реагирует на людей, отличая их от окружающих предметов. В возрасте 2-3 месяцев младенец реагирует на улыбку матери ответной улыбкой. Это комплекс оживления. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослых с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса, может привести к задержке психического развития.

К 3-4-х месячному возрасту дети поведением показывают, что они предпочитают видеть и слышать лишь знакомых людей-членов семьи. Боязнь чужих людей прогрессирует от 8 месяцев до года.

В первые месяцы жизни появляется интерес к речи. В возрасте около месяца ребенок начинает произносить простые звуки, около 2-4 месяцев - гукание, в 4-6 месяцев -гуление, повторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляется лепет, способность к пониманию речи взрослого, затем в 9-10 месяцев произносятся первые слова. В 6 месяцев ребенок связывает объект с его именем. Около 8 мес. появляется ориентировочно-исследовательская реакция на называние предмета: поворот головы в его сторону, рассматривание, захват руками.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. С 7 месяцев в голосе ребенка появляются интонации, он стремится к общению с родителями путем жестов и мимики. Младенцы знают и понимают больше слов, чем произносят.

Характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет .

Какой возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? По данным, которые имеются сейчас у науки ключевой возраст - ранний детский возраст, от 1 до 3 лет.

Особое значение этого возраста связано с такими приобретениями ребенка, как прямохождение, речевое общение и предметная деятельность. Речь позволяет понимать и пользоваться языком в общении с людьми, что позволяет ребенку получать гораздо больше информации, чем с помощью органов чувств. Ребенок запоминает имена, названия предметов, ему нравится слушать сказки, стихи, он улавливает смысл сказанного по мимике и жестам говорящего взрослого.

Приблизительно с двух лет дети детально изучают окружающие предметы, появляется простейшая игровая деятельность, первые попытки рисования. На третьем году жизни рисунки обнаруживают сходство с изображаемым предметом. В основе двигательного и интеллектуального развития детей лежит подражание, чаще всего родителям.

К 2 годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на небольшой промежуток времени, достаточно развита оперативная память - они не забывают цель, поставленную несколько минут назад.

Происходит переход от наглядно-действенного образа мышления к наглядно-образному. Теперь ребенок может не только решать задачи, наблюдая за предметом, в его воображении уже появляются образы предметов, связанные с их названиями.

Основные процессы и достижения дошкольного возраста.

Основной вид деятельности дошкольника - игра. От 3 до 6 лет игры меняются от предметно-манипулятивных к сюжетно-ролевым, в которых есть правила. А так же появляются такие виды деятельности, как труд и учение. Дошкольный возраст условно делят на 3 периода: младший дошкольный возраст(3-4), средний дошкольный(4-5), старший дошкольный(5-6).

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры воспроизводят наблюдаемые действия взрослых.

К среднему периоду игры становятся совместными и главным в них становится имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, стараются им следовать, следят за их соблюдением.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра превращается в трудовую деятельность. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают физические свойства предметов, развивается практическое мышление.

Среди творческой деятельности большое место занимает рисование. По тому, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Также детей привлекает музыка. Им доставляет удовольствие петь, слушать музыкальные произведения, повторение звуков на музыкальных инструментах.

Дошкольный период характеризуется разнообразием форм межличностного сотрудничества: общение со сверстниками, взрослыми, игры, совместный труд. Развивается долговременная и механическая память, устойчивость внимания, изменяется мышление (способность мысленно разделять и соединять части предмета, не производя при этом действий), формируется воображение, способности понимать логику рассуждений, расширяется словарный запас, появляются «каракули»-предпосылки письма.

Младшие школьники.

Споступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и межличностные отношения, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать их произвольность, продуктивность, устойчивость.

Доказано, что обычные дети в младших классах вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать более сложный материал нежели тот, что дается им по программе.

Особую трудность для детей 6-7 лет представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. Ребенок часто утомляется в начале обучения в школе чаще не от напряженной умственной работы, а от неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу к ребенку предъявляют повышенные требования, появляются обязанности по дому. Все вместе это образует проблемы, которые нужно решать с помощью их родителей.

Развитие в подростковом и юношеством возрасте.

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает личностное развитие детей.

С переходом из младших классов в средние, а потом и в старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими. Все больше времени занимают серьезные дела, все меньше времени остается на отдых. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, рассчитывая на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития, совершенствуется память, речь, мышление. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

В эти годы особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей, расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, людях и мире.


Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.
Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, творчески изменяющего окружающий мир.
Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.
Сравнивая детей двух различных возрастов (например, дошкольника и школьника), мы замечаем, что между ними существует не только различие в количестве знаний. Они мыслят и чувствуют по-разному.
Так, мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того, чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.
В отличие от ребёнка дошкольного возраста, школьник способен уже к абстрактному мышлению. Он может понять что-либо сообщённое ему в обобщённой форме даже тогда, когда налицо нет соответствующего наглядного материала. Подобные же качественные изменения происходят в области развития воли и чувств детей. Чем же объясняется переход ребёнка с одной ступени психического развития на другую?
Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Если у новорождённого вес мозга составляет, в среднем, 380 г, то в семилетнем возрасте он достигает 1350 г. Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности.
Запас безусловных рефлексов, с которыми рождается ребёнок, очень ограничен, что делает новорождённого беспомощным существом, неспособным к сколько-нибудь самостоятельной деятельности. Человеческое дитя должно всему учиться - учиться сидеть, стоять, ходить, действовать руками, говорить и т. д. В нервной деятельности ребёнка очень рано важнейшую роль приобретает работа больших полушарий головного мозга, заключающаяся в образовании временных, условно-рефлекторных связей. Первые условные рефлексы начинают возникать у ребёнка в середине первого месяца жизни. Постепенно, по мере развития ребёнка, под влиянием воспитания условно-рефлекторная деятельность ребёнка становится более сложной. Условные рефлексы начинают возникать не только в непосредственной связи с безусловными, но и на основе ранее сформированных условных рефлексов.
Существенную роль в развитии детей играет подражание. Новые временные связи формируются не только в результате личного практического опыта ребёнка, но и путём подражания словам и действиям окружающих людей.
С возрастом увеличивается влияние больших полушарий на низшие отделы нервной системы. Если на ранних ступенях развития действия ребёнка под непосредственным влиянием работы подкорковых центров имеют несдержанный, импульсивный характер, то позднее, у старших детей, они становятся более организованными, подчиняясь контролю больших полушарий.
Важнейшее значение в развитии ребёнка имеет овладение словарным фондом и грамматическим строем родного языка. Под влиянием речи окружающих людей у ребёнка формируется вторая сигнальная система, что приводит к изменению всей высшей нервной деятельности. С возрастом повышается роль слова в познавательных и волевых процессах детей. Если младенец приобретает знания и умения, главным образом, под влиянием непосредственного восприятия окружающих предметов и действий, с ними совершаемых, то дошкольника уже многому можно научить, многое можно заставлять делать под влиянием словесного описания, под влиянием словесной инструкции.
Вместе с тем ребёнок, научаясь обозначать словами не только отдельные предметы, но и сложные события, с ним происходящие, переходит к более обобщённым формам мышления, отвлекается от второстепенных свойств вещей, выделяет в них более важные, существенные. Таким образом, с формированием второй сигнальной системы у ребёнка появляются новые, более сложные психические процессы.
Образование условных рефлексов зависит от подкрепления одних реакций ребёнка и неподкрепления других. Подкрепление ведёт к закреплению, фиксации временной связи, в то время как неподкрепление ведёт к её торможению, угашению. Подкрепления, способствующие образованию временных связей, изменяются с развитием ребёнка. Если в первые месяцы жизни важнейшую роль в образовании условных рефлексов играет пищевое и защитное (при охлаждении, ярком свете, болевых ощущениях) подкрепление, то в дальнейшем всё большее значение приобретает подкрепление ориентировочное (всякого рода новые раздражители вызывают ориентировочную реакцию ребёнка: внимательное рассматривание, ощупывание нового объекта, прислушивание к новым звукам и т. д.).
Вместе с тем уже на третьем месяце жизни образование новых временных связей начинает подкрепляться эмоциональными реакциями, вызванными общением ребёнка с окружающими людьми. Уже к концу первого года это общение приобретает речевой характер. По мере того как ребёнок овладевает родным языком, всё большую роль в образовании временных связей играет речевое подкрепление. Выраженные в речи требования окружающих людей, их одобрение и порицание закрепляют одни реакции ребёнка и тормозят, угашают другие. Таким образом, под влиянием окружающих условий изменяется высшая нервная деятельность, происходит развитие психики ребёнка.
Психическое развитие ребёнка определяется условиями жизни и воспитанием. Под условиями жизни следует понимать всю совокупность обстоятельств, в которых живёт ребёнок, и прежде всего те общественные условия, в которых он развивается.
В капиталистических странах, где детей трудящихся лишают детства, подвергая с малых лет жестокой эксплуатации, их психическое развитие проходит существенно иначе, чем в стране социалистической, где всячески оберегают права ребёнка, создавая необходимые условия для его всестороннего развития. Говоря об условиях развития ребёнка, необходимо учитывать не только общие особенности существующего общественного строя. Важное значение имеют окружающие ребёнка - его родители, воспитатели и сверстники, те отношения, которые складываются между ними.
Характерные черты жизни советского общества: социалистическое отношение к труду, братская взаимопомощь между советскими людьми, безграничная преданность интересам своей страны - в той или иной степени проявляются в жизни близких ребёнку людей, в жизни его семьи, детского сада, школьного коллектива, что оказывает глубокое влияние на развитие детской психики. Отражение окружающих условий в мозгу ребёнка происходит в процессе его активного приспособления к этим условиям, в процессе его деятельности. Ребёнок является не пассивным созерцателем окружающей жизни, а выполняет в ней активную роль, принимает в ней посильное участие. Активное, деятельное отношение детей к окружающему помогает им яснее его осознать, глубже его пережить. Положительное влияние благоприятных внешних условий на психическое развитие происходит лишь при соответствующей организации жизни и деятельности ребёнка.
Бывает так, что в хороших условиях, у родителей, уделяющих много времени и забот своим детям, ребёнок обнаруживает плохие успехи в ученье, грубит старшим, страдает неряшливостью и ленью. На первый взгляд такие случаи представляются странными. Однако более внимательное их рассмотрение показывает, что при наличии многих благоприятных условий жизнь ребёнка организована неправильно: его балуют, освобождают от выполнения каких бы то ни было обязанностей, не приучают считаться с окружающими людьми, а в результате из ребёнка вырабатывается отрицательный тип эгоиста и лентяя.
Условия жизни ребёнка, характер его деятельности складываются не сами собой, не стихийно, они организуются и создаются путём обучения и воспитания. Ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет воспитание. Родители и воспитатели, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности.
В процессе воспитания необходимо учитывать некоторые врождённые свойства детского организма, в особенности тип нервной системы, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка. Что касается способностей, то они не являются врождёнными.
Для того чтобы сформировались способности к определённой деятельности, необходимы благоприятные условия жизни и соответствующее воспитание. Решающая роль условий жизни и воспитания в развитии способностей особенно ярко обнаруживается в тех случаях, когда люди, обладающие известными органическими недостатками, путём систематических упражнений и упорной работы над собой достигали выдающихся успехов в той или иной области человеческой деятельности.
Так, люди, косноязычные от рождения, делались великими ораторами, хилые и слабые - известными спортсменами, а лишённые абсолютного слуха - знаменитыми музыкантами.
Глубоко неправильными являются взгляды буржуазных лжеучёных - педологов, утверждающих, что наследственные задатки человека якобы неукоснительно, роковым образом, предопределяют ход его психического развития.
Стремясь оправдать преступления буржуазии, безжалостно эксплуатирующей в капиталистических странах детей трудящихся, лишающей их необходимых материальных условий жизни и образования, лжеучёные - педологи клеветнически приписывают этим детям низкий уровень наследственных задатков, якобы не позволяющий им достигнуть той высокой ступени психического развития, до которого подымаются представители эксплуататорских классов.
Центральный Комитет ВКП(б) в своём историческом постановлении от 4 июля 1936 года сурово осудил педологию, разоблачил лженаучность педологических теорий и вредный, антинародный характер педологической практики.
Невиданный расцвет дарований, необычайное развитие способностей в нашей стране, где люди освобождены от капиталистического рабства, где партия и правительство неустанно заботятся о материальном благосостоянии и культурных нуждах народа, где подрастающее поколение воспитывается в духе коммунизма, наглядно показывают нам решающую роль условий жизни и воспитания в психическом развитии человека.
Опыт воспитательной работы и специальные исследования позволили выделить в ходе психического развития детей следующие качественно отличающиеся друг от друга периоды или ступени: младенчество (от рождения до 1 года), преддошкольное детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младшее школьное детство (от 7 до 10 лет), среднее школьное детство, или подростковый возраст (от 11 до 14 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (от 14 до 17 лет).
Изучение психических особенностей детей различных возрастов имеет важное значение для воспитателя. Глубокое изучение психических особенностей детей различных возрастов даёт возможность педагогу успешно реализовать программу учебно-воспитательной работы.
Перейдём к психологической характеристике детей, находящихся на различных ступенях развития.

Младенчество и преддошкольный возраст

В течение первых трёх лет жизни ребёнок делает огромные успехи в своём физическом и психическом развитии. От рождения он уже обладает рядом безусловных рефлексов, среди которых необходимо в первую очередь отметить пищевой и хватательный. На этой безусловно-рефлекторной основе в середине первого месяца начинают образовываться временные условно-рефлекторные связи. Всякого рода внешние раздражители, которые так или иначе оказываются связанными с актом кормления (различные запахи, цвета, звуки, прикосновения и т. п.), начинают также вызывать положительную пищевую реакцию.
Например, если обычно перед кормлением ребёнка берут на руки, то впоследствии достаточно сделать это движение, чтобы голодный плачущий младенец успокоился, открыл ротик и начал губами искать грудь матери. Таким образом, уже в первые месяцы жизни младенец начинает приспосабливаться к окружающим условиям и вместе с тем анализировать внешние и внутренние раздражители. У него развиваются ощущения окружающей действительности.
Постепенно среди многообразных явлений окружающего мира ребёнок начинает выделять одно, имеющее для него чрезвычайно важное значение. В его жизни появление всяких положительных воздействий и устранение отрицательных так или иначе связано с действиями заботящегося о нём человека - обычно матери.
Поэтому очень рано, примерно на третьем месяце жизни, вид и голос человека начинают вызывать у ребёнка условную положительную реакцию, которая раньше появлялась лишь при непосредственном удовлетворении какой-либо органической потребности (в пище, в тепле, в изменении неудобного положения и т. д.). Эта положительная реакция выражается в улыбке, в негромких «радостных» звуках, во всплескивании ручками. Её обычно называют реакцией «оживления».
Появление этой реакции «оживления» имеет огромное значение для всего последующего психического развития ребёнка. У него устанавливается эмоциональный контакт с окружающими людьми, появляется внимание к их голосу и действиям, что расширяет детский опыт, создаёт предпосылки для развития речи.
Важную роль в образовании новых временных связей у младенца играют ориентировочно-исследовательские рефлексы. Изменение окружающей обстановки, появление новых необычных предметов привлекает к себе внимание ребёнка, останавливает на себе его взор, вызывает ощупывающие движения и т. д. Например, если над кроваткой младенца повесить блестящую погремушку, он начинает внимательно смотреть на неё, тянуться к ней ручками. Иногда случайно он наталкивается на неё пальцами или ладонью. При этом, в силу имеющегося от рождения безусловного хватательного рефлекса, ладонь младенца захлопывается, происходит захватывание предмета. Здесь открываются новые возможности для дальнейшего развития его действий и познания окружающего мира.
Благодаря совместной работе глаза и руки в акте хватания у ребёнка начинают образовываться сложные временные связи между зрительными, осязательными и двигательными раздражителями, развивается восприятие местоположения, величины, формы окружающих предметов.
Знакомство младенца с окружающими людьми и вещами неразрывно связано с овладением первыми словами родного языка.
Появление тех или иных людей или вещей взрослый сопровождает их называнием, и у ребёнка постепенно образуется связь между словом и обозначаемым им предметом или человеком. К концу первого года ребёнок узнаёт близких ему людей, знает ряд окружающих предметов и понимает некоторые слова, их обозначающие. Вместе с тем он владеет рядом движений, хорошо захватывает вещи и манипулирует ими, самостоятельно становится на ноги и делает первые попытки ходить.
В последующий преддошкольный период (от одного года до трёх лет) происходит дальнейшее развитие психики ребёнка. Научившись ходить и оперировать предметами, преддошкольник чрезвычайно расширяет поле своей деятельности.
Продолжая под руководством взрослого знакомиться с окружающим, ребёнок постепенно узнаёт не только некоторые физические свойства вещей, но и способы их употребления. Постелька - чтобы спать, стул - чтобы сидеть, ложка - чтобы ею есть.
Таким образом, у детей создаются не только многие полезные навыки обращения с предметами домашнего обихода, но и некоторое понимание их значения. На этой основе возникают первые подражательные игры, очень ещё примитивные по сравнению с играми дошкольника, но уже воспроизводящие окружающую ребёнка действительность.
Так, двухлетний ребёнок, играя, «кормит» ложкой куклу и мишку, укладывает их спать, надевает на них платье и т. д. Новые временные связи возникают у преддошкольника не только в результате собственного практического опыта, но и в процессе общения с окружающими, а также путём подражания их действиям.
Расширение предметного опыта ребёнка неразрывно связано с развитием детской речи. На протяжении преддошкольного возраста быстро увеличивается словарь ребёнка. К концу второго года возникают первые попытки составить предложение из нескольких слов, сообразуясь с грамматическим строем родного языка.
Вместе с развитием речи идёт формирование детского мышления. Называя сходные предметы одним и тем же словом (например, стул или чашка), ребёнок обобщает эти предметы и образует первые понятия.
Вначале такие попытки обобщения часто бывают очень несовершенны. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл словом «яблоко» не только яблоко, но все круглые предметы - мячи, клубок ниток и т. п. Другой ребёнок называл словом «денежки» не только металлические монеты, но и все другие мелкие металлические и блестящие вещи.
Однако как ни несовершенны эти первые детские обобщения, они являются первым шагом в развитии мышления ребёнка.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребёнка.
Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей.
Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.
Положительные условные рефлексы образуются у дошкольников очень легко и быстро, часто в результате двух-трёх подкреплений. При этом возможно образование вторичных и третичных условных рефлексов, которые формируются на основе временных связей, сложившихся ранее.
Что касается условного торможения, то выработка его у дошкольников представляет известные трудности. Однако в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Дети научаются воздерживаться от поступков, которые запрещаются взрослыми или не соответствуют требованиям детского коллектива. В дошкольной возрасте возрастает роль коры больших полушарий в регуляции подкорковых центров, что делает поведение ребёнка более организованным, а его эмоции более сложными и разнообразными.
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Вторая сигнальная система у ребёнка развивается в тесном взаимодействии с первой. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Накопленный в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.
Учебные занятия оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада.
Выполняя совместно с другими детьми под руководством родителей и воспитателей простейшие трудовые задания, ребёнок обогащает свои знания об окружающем, приобретает полезные практические навыки, приучается действовать сообща, сообразуясь с интересами коллектива. Таким образом формируются ценные нравственные качества - трудолюбив, товарищеская взаимопомощь, стремление работать ради общей пользы, что имеет очень важное значение для всего последующего развития ребёнка, для дальнейшего обучения его в школе, а также для его будущей трудовой деятельности.
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей пред-дошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме, представляет для малышей значительные трудности.
Словарный запас младшего дошкольника ещё ограничен. Высказывания его часто носят характер отрывочных предложений, касающихся отдельных сторон наблюдаемых явлений. Малыши ещё не умеют построить связный рассказ о каком-либо предмете или явлении. Иногда наблюдается неправильное произношение некоторых звуков речи (например, ребёнок произносит «Шула» вместо «Шура», «Саса» вместо «Саша» и т. д.).
Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детей в большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства, несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-то неизменным. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с окружающим, организуя их игры и занятия, формируя дружный детский коллектив, приучая каждого ребёнка подчиняться в своих действиях определённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.
Деятельность детей становится более организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Дети постепенно привыкают играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг с другом свои действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразный характер. Малыши приучаются мало-помалу - внимательно слушать воспитателя, выполнять даваемые им задания и поручения.
В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа.
В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.
Вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности, не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимают характер организованной учебной деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.
Вместе с тем отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаях обнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдалённым целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине и вождям советского народа.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,- педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.

Школьный возраст

Поступление в школу - важнейшее событие в жизни ребёнка, в развитии психики.
Дети учатся и до школы. Учится младенец, и учится преддошкольник. Однако в младших возрастах ученье не выделяется ещё в самостоятельную деятельность. Удовлетворяя свои потребности, общаясь с окружающими людьми, действуя с предметами, ребёнок усваивает под руководством взрослого те или иные знания, те или иные умения. Более сложный характер приобретает процесс ученья у дошкольника. Здесь наряду с усвоением нового материала в процессе игры и практической деятельности перед ребёнком начинают ставить учебные задачи, как это имеет место в дидактических играх, в занятиях.
Однако и здесь ученье ещё не стало основной обязанностью ребёнка, основным содержанием его жизни. Положение меняется при переходе к школьному возрасту, где ученье становится основной деятельностью ребёнка.
Выполнение школьником своих обязанностей, успешное усвоение учебных предметов - это не только его личное дело, но и дело общественно важное, за которым следит вся страна. Об этом говорят, пишут в газетах, сообщают по радио. Вместе с тем те знания, которыми школьник должен овладеть, являются значительно более сложными и обширными, чем те, которые усваивает ребёнок дошкольного возраста. Если дошкольник приобретает в основном конкретные представления об окружающих предметах и явлениях, то школьник должен изучить основы наук, овладеть определённой системой научных понятий.
Учебная работа, новые требования, которые предъявляет школа к ребёнку, приводят к дальнейшему изменению его высшей нервной деятельности, к развитию его психики.
В образовании новых временных связей у школьника значительно большую роль, чем в дошкольном возрасте, играет слово - вторая сигнальная система.
В отличие от дошкольника, школьник черпает свои знания в первую очередь из словесных объяснений учителя и путём чтения учебников и другой литературы. Наглядные пособия и иллюстрации играют на этом этапе развития хотя и важную, но вспомогательную роль. В процессе школьного обучения развивается мышление ребёнка; оно приобретает более отвлечённый и вместе с тем обобщённый характер.
Восприятие становится более организованным и целенаправленным. Развивается преднамеренное, логическое запоминание. Происходит и дальнейшее развитие воли. Если у дошкольника мы можем наблюдать лишь отдельные волевые действия, то здесь вся деятельность подчиняется определённому плану, приобретает преднамеренный характер. Школьник учится в классе, выполняет домашние задания, готовится к экзаменам, сознавая свою ответственность перед школой, учителем, семьёй, классным коллективом за добросовестное выполнение учебных заданий, за успешную подготовку к будущей трудовой деятельности.
Систематическая учебная работа, многообразные отношения, в которые вступает ребёнок с членами школьного коллектива, участие в общественной жизни влияют не только на развитие отдельных психических процессов, но и на формирование личности школьника в целом.
Постепенно у него вырабатывается правильное материалистическое мировоззрение, система взглядов на основные явления природы и общественной жизни. Складывается характер, формируется нравственный облик личности, умение руководствоваться в своей деятельности высокими принципами коммунистической морали.
Расширяется круг детских интересов, охватывая разнообразные области науки, производства, литературы и искусства. Сложнее и разнообразнее становятся эмоциональные переживания...

А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.