Светлана Шерстянова
Три способа познания.

Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку в области познания и обучения , определив индивидуальные особенности ребёнка в ощущении окружающего мира. В жизни мы естественно используем все свои органы чувств (зрение, слух, осязание, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Это врождённая особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный. Людей, которым свойственны те или иные способы познания называют : зрителями, слушателями и деятелями. Выяснив, каким способом , ребёнок усваивает информацию об окружающем мире, вы сможете в дальнейшем помочь избежать проблем в усвоении учебного материала.

Учитывая способ познания ребёнка нужно целенаправленно заниматься с ним, подбирая необходимые игры, прививая недостающие и развивая врождённые навыки.

Почему так важно развивать у ребёнка все способы познания ? Известно, что основную массу информации ребёнок получает посредствам тех органов чувств, которым отдаёт предпочтение. А детский сад, школа, общество апеллируют сразу ко всем органам чувств ребёнка. К примеру, звуки рассчитаны на слуховое восприятие, буквы и цифры – на зрительное, а ребёнок вынужденный получать информацию каким-то одним способом , неминуемо отстаёт в развитии от сверстника, у которого задействованы все способы познания .

И так, как определить к какому типу относится ребёнок, что характерно для разных способов познания ?

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание обращено на видимые признаки объектов цвет форма, размер. Большинство «зрителей» обладают значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например мускулатуру пальцев. «Зрители» -дети любят рассматривать картинки, им интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл, лепят, вырезают, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, с легкостью запоминают графику коротких слов. Но у них возникнуть проблемы языковых навыков, коммуникативности и общей физической координации.

«Слушатели» познают окружающий мир , воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, «слушатели» раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Они любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению и легко запоминают указания педагога. Предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов. «Слушатели» получают удовольствие от чтения, часто придумывают различные истории. Так как основное внимание «слушателей» приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторными (двигательными) восприятиями.

«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом , то есть непосредственного прикосновения или движения. Такой способ предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног, стопы и тому подобное.

Большинство «деятелей» -младенцев не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают. Они раньше, чем другие дети, начинают ползать и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазанием, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом пространстве! В дальнейшем беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В тоже время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного исполнения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы – гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Конечно, часто встречаются дети, которым в той или иной степени присущи черты поведения нескольких типов познания . Тем не менее, основной способ познания определяется по ярко выраженным признакам.

Так как же развить и укрепить познавательные способности детей ?

Главным в развитии познавательных способностей является игра ;

Помните – ребенок должен получать удовольствие от игры с Вами;

Игры для развития тех или иных способностей Вы можете подбирать на свое усмотрение;

Только терпение и самодисциплина научат Вас понимать ребенка и помогать ему;

Для всестороннего развития ребенка иногда нужно уметь поступиться своими интересами;

Проявите настойчивость и помогите ребенку реализовать новые способности , которые так необходимы ему для сбалансированного развития.

Татьяна Станиславовна Курцаева

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 10.11.2019

Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Основы познавательного развития

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Познавательное развитие включает:
  1. формирование мотивации к познанию;
  2. организацию познавательных действий;
  3. развитие творческой фантазии и деятельности;
  4. становление самосознания;
  5. формирование начальных представлений о себе и других людях.

Методы познавательного развития дошкольников

Чтобы дети дошкольного возраста полноценно развивались, образовательный процесс должен включать различные познавательные занятия и упражнения, как совместные, так и самостоятельные.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

  1. Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
  2. Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
  3. Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Организация совместных занятий

Совместные занятия проходят в форме сюжетно-дидактических игр. Педагог или воспитатель вовлекает детей в игру, показывая собственную заинтересованность и увлеченность. Кроме того, воспитатель может включиться в уже созданную детьми игру, направляя ее ход изнутри, в качестве компаньона.

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми — кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • поисковая и исследовательская работа;
  • проектная работа;
  • игровые технологии.

Проектная работа

Проект – это определенный комплекс действий, организованный педагогом или воспитателем и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Проектная деятельность предполагает совместную работу всех участников.

Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

Младшие дошкольники активно интересуются всем, что происходит вокруг. Каждый день они открывают новые для себя предметы и явления, устанавливают взаимосвязи между ними, их сходства и различия. Именно этот возрастной период характеризуется наблюдательностью, достаточно устойчивым вниманием, развитием аналитических способностей и готовностью к совместным занятиям. Метод проекта предполагает использование различных технологий исследовательской работы и прекрасно подходит для совместных занятий педагога с детьми.

Одной из важнейших задач воспитателя при организации проектной работы является поддержание инициативы ребенка, которая всегда содержит познавательный компонент.

Проектный метод может применяться в занятиях с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Однако задачи и цели исследовательской деятельности различаются и зависят от возраста.

Для малышей в возрасте от 3,5 до 5-ти лет лучше подходит подражательно-исполнительский метод взаимодействия, когда они принимают участие в проекте, выполняя указания взрослого или подражая ему. Такой метод хорошо подходит для маленьких детей, так как у них все еще сохранена потребность в подражании взрослым.

Для детей в возрасте 5-6-ти лет больше подойдет развивающая деятельность. В таком возрасте дети уже умеют взаимодействовать, согласовывать действия и помогать друг другу, реже просят взрослых о помощи. Дети могут самостоятельно понять задачу и выбрать наиболее подходящие способы ее решения.

Творческая деятельность наиболее типична для детей 6-7-ми лет. Задача взрослых в данном случае развивать и поощрять творческую активность детей. Также очень важно создать необходимые условия для самостоятельного поиска задачи или проблемы, содержания деятельности, поиска наилучших способов для работы.

Не менее важной для дошкольников являются такие виды деятельности, как эксперимент и исследование. Здесь дошкольники могут удовлетворить характерную для них любознательность, попрактиковаться в определении причинно-следственных связей, расширить кругозор, а соответственно, достичь высокого интеллектуального развития.

Экспериментирование

Это форма исследовательской деятельности, целью которой является преобразование вещей и процессов. Экспериментирование можно рассматривать как один из наилучших методов познавательной деятельности дошкольников. Эксперименты – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

Исследование

Цель исследования — освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.

Исследовательская активность является естественной для ребенка – он стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений. Поисковая и исследовательская активность – это основной источник информации для ребенка об окружающих его объектах, поэтому основной задачей родителей, воспитателей и педагогов является помощь в проведении таких исследований. Очень важно помочь детям правильно выбрать объект для исследования и способы его изучения, а также оказать помощь в сборе данных и представлении результатов.

Одним из видов экспериментальной деятельности являются опыты – их можно проводить вместе с руководителем или самостоятельно. Проведение опытов проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели.
  2. Выбор средств решения задачи.
  3. Проведение опыта.
  4. Фиксирование наблюдений.
  5. Формулирование выводов.

Опыты формируют способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учатся делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Игровые технологии

В стимулировании познавательного интереса у дошкольников неоценимое значение имеют игровые технологии. Игра – эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся. Она активизирует множество психических процессов – интерес, внимание, мышление, восприятие и запоминание, способствует развитию самостоятельности и инициативности. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации. Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная программа дошкольников должна быть построена с учетом этой особенности.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса дошкольников младшего и старшего возраста. Программа развития детей может включать многообразные обучающие компьютерные игры и мультфильмы, программы-тренажеры, логические и математические игры.

Компьютерные игры учат ребенка планировать ход игры и прогнозировать результат действий. Это является началом развития теоретического мышления, владение которым необходимо для подготовки дошколят к обучению в школе. Не забудьте, что для сохранения правильной осанки при работе за компьютером важен компьютерный стол, соответствующий росту ребенка. Его сможет сделать даже папа по инструкции Как сделать компьютерный стол своими руками .

Компьютерные математические игры способствуют развитию наглядно-действенного и логического мышления, усидчивости и концентрации внимания, учат ребенка анализировать, сравнивать и обобщать.

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста способствуют:

  • легкому усвоению понятий величины предмета, его формы и цвета;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию наглядно-образного, а также теоретического мышления;
  • развитию творческих способностей, фантазии, воображения;
  • повышению концентрации внимания, усидчивости и целеустремленности.

Дети быстрее овладевают навыками чтения и письма, проще усваивают понятия числа и множества, развиваются способности ориентирования в пространстве и на плоскости.

Ребенок познает окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами. Очень важно формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему, так как положительные эмоции способствуют высокой познавательной активности.

Читайте далее:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК»)

Домашняя контрольная работа

по учебной дисциплине «Теория и методика математического развития»

Особенности познания детьми дошкольного возраста величины предметов

Выполнил:

Былина Ольга Ивановна

Слушатель курсов

профессиональной переподготовки

Проверил:

Захарова Г.Н., преподаватель

Томск - 2014

величина общеобразовательный глазомер дошкольный

Введение

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В детском саду у детей закладываются элементарные математические представления и от того, насколько правильно они будут сформированы, зависят дальнейшие успехи детей в математике.

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Прежде при ознакомлении дошкольников с элементарными математическими понятиями число выступало результатом счета, в последнее время число воспринимается ещё и как результат измерения и уже у старших дошкольников происходит знакомство с функциональной зависимостью числа (результата счета) от величины мерки.

Понятие “величина” в математике рассматривается как основное. Величина - это и протяжённость, и объём, и скорость, и масса, и число и т.д. Говоря о проблеме развития представлений о величине предметов у дошкольников, мы сужаем понятие “величина” и характеризуем им размер предметов.

Определить величину предмета, так же как и любую другую математическую величину, можно лишь на основе сравнения. Пользуясь критериями сравнения предметов друг с другом, устанавливают соотношения равенства или неравенства их величин.

Характеристика величины предмета зависит также от расположения его в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.

Действительная величина предмета, независящая от расстояния, на котором находится данный предмет от воспринимающего.

Сравнительная величина предметов, расположенных на разных расстояниях от воспринимающего.

Сравнительная величина предметов, расположенных на одинаковом расстоянии от воспринимающего.

При определении величины предмета следует учитывать её свойства. Основным свойством величины является сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины. Величина также характеризуется изменчивостью. Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом. Третье свойство величины - относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Проблема восприятия величины должна рассматриваться и как проблема мышления. Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания дошкольниками.

2. Особенности восприятия и познания величины дошкольниками

Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения; подводит к пониманию величины как математического понятия; готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой -- опосредуется мышлением и речью. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности восприятия.

Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки. Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т.п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Если поставить перед ребенком 4--5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, например матрешки, и попросить показать самую большую, то он сделает это правильно. Если затем убрать ее и снова попросить указать на большую игрушку, то дети 3--4 лет, как правило, отвечают: «Теперь нет большой»

Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.

Дети 5--6 лет знают, что для определения длины, ширины высоты предмета его надо измерить, и называют, с помощью каких предметов это можно сделать: линейкой, метром, сантиметром. Иногда средства измерения обозначаются ими не совсем точно: «палка», «выкройка», «клеёночка такая с цифрами, на ней всякие цифры нарисованы» и т.д.

Весьма приблизительно дети описывают процесс измерения своего роста, так как не знают, чем он измеряется, хотя измерение роста неоднократно производится в детском саду. Они рассказывают о тех способах, которые обычно применяются в семьях: «нужно поставить вместе, спиной друг к другу», «мерить головами»; «можно на стенке подчеркнуть» и т. д. Дошкольники стремятся пополнить свои знания об измерениях («Мне мама покажет, как измерять, я посмотрю, когда пойду с мамой в магазин»).

Таким образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения); в старшем - применяется и опосредованный способ сравнения (оценка размеров воспринимаемых предметов в сравнении с хорошо известными, встречающимися в опыте ребенка ранее, измерение условной меркой).

Любая программа предусматривает в математической подготовке обучение детей счету, развитие количественных представлений в пределах первого десятка, обучение решению и составлению простых арифметических задач. Программа каждой возрастной группы включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Типовая программа

1 младшая группа.

Сенсорное воспитание

Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название

2 младшая группа.

при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, большой-маленький.

Определять цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

Выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из 2--4 разных предметов.)

использовать в собственной речи слова: такая же...; не такой... («Этот кирпичик такой же большой и красный»).

Средняя группа.

Учить сравнивать два предмета по толщине пользуясь приемами наложения и приложения; длинее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше или равные (одинаковые)по длине, ширине, высоте, толщине.

Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой); вводить в активную речь детей понятия «эта самая высокая, эта пониже, эта еще ниже, эта самая низкая»

Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте(высокий, низкий);по ширине(широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький). Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.

Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный

Старшая группа

Учить устанавливать размерные отношения между 5-10

предметами разной длины

(высоты, ширины, толщины): отражая в речи: (самая широкая, немного уже).

Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по размеру, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны.

Называть все свойства,

присущие объектам

(маленькая, не красная,

не квадратная).

Подготовительная группа.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; находить части целого и целого по известным частям. Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Давать представления о весе предметов и способах его измерения. Познакомить с весами.

Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению, описанию. Уметь пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами. Использовать слова: форма, размер, вес, геометрическая фигура -- для определения и характеристики свойств предметов, их наличия и отсутствия. Использовать слова: все, кроме..., некоторые из...

Программа «Детство» направлена на удовлетворение индивидуальных склонностей и интересов ребенка, на развития любознательности, познавательных способностей, Задачи раскрыты в разделе «Первые шаги в математику» по всем возрастным группам начиная со второй младшей группы.

Программа Воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой несет в себе задачи в отношении формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста, которые очень содержательны и объемны.

4. Выявление уровня представлений детей старшей группы о размерах предметов

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах их величине, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет - на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов.

Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения с использованием специального дидактического материала отдельно для каждой возрастной группы (см. приложение).

В старшей группе детей обучают измерять и определять с помощью условной меры величину предметов и объем жидких и сыпучих тел. Дети должны прочно усвоить правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняют измерения самостоятельно от начала до конца. Важно, чтобы дети не только запомнили последовательность, но и правильно выполняли.

В результате этой деятельности у детей развивается глазомер, они могут определять на глаз величину предметов, проверяя затем правильность своего измерения с помощью выбранной условной мерки. Дети узнают, что разные виды количества измеряются разными мерками.

Заключение

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

В детском саду ребята овладевают несколькими видами измерения условной меркой. К первому виду следует отнести линейное измерение, когда дети с помощью полоски бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Второй вид измерения - определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымерять количество крупы, сахарного песка в пакете. Третий вид - это измерение условной меркой жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов воды в графине и т.п.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер. Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением.

Список литературы

Асмолов А.Г. «Психология личности» .-М.: Просвещение 1990 г.

Макарычев К.Л. Подготовка к школе //Дошкольное воспитание №9 2004 г.

Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2004. - 246 с.

Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: «Детство-ПРЕСС», 2008.

Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений [Текст] / Е.А. Носова. - Л.: Педагогика, 2000. - 235 с.

Силаева М.Н. Использование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.

Фрейлах Н.И. Методика математического развития. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011.

Приложение

Знакомство с признаками: короткий - длинный

Игра на классификацию

На столе лежат сделанные из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета. Педагог раздает детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: одну длинную и одну короткую. В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают. Какая колбаска длинная, а какая - короткая. Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.

Игра на называние

Мы шагаем.

Дети ходят по комнате. При слове "короткий" они делают короткие шаги, а при слове "длинный" - очень длинные шаги. В эту игру можно внести дополнение. Например: дети делают (короткие) шаги на носочках. Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.

Закрепление материала в течение дня.

Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.

Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.

Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то), просит детей рассказать о своих впечатлениях.

Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Можно построить длинный и короткий поезд.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста. Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста. Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей подготовительной к школе группы.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2010

    Понятие о величине, её свойства и признаки. Организация математического развития ребенка. Значение дидактических игр и упражнения в формировании представлений о размере. Исследование уровней сформированности восприятия величины предметов у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2014

    Методические рекомендации по построению занятий, посвященных формированию представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста в концепциях отечественных педагогов. Выявление уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2016

    Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста. Обучение дошкольников решению задач-головоломок. Организация опытно-экспериментальной работы по проблеме развития у старших дошкольников представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2011

    Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства. Пути формирования нравственных представлений и качеств у детей старшего дошкольного возраста, выявление и оценка их эффективности на практике применительно к детям старшей группы.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2016

    Особенности восприятия детьми раннего возраста пространственного расположения предметов. Формирование у детей представлений о пространстве с помощью дидактических игр и упражнений. Обучение дошкольников ориентировкам на занятиях по физической культуре.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Психологические особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Значение математических развлечений при ознакомлении дошкольников с ними. Выявление возможностей задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Анализ методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Исследование особенностей восприятия детьми массы предметов и этапов освоения данной величины. Описания основных различий между весом и массой предмета.

    реферат , добавлен 12.12.2011

    Исследование особенностей восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур. Характеристика программного содержания по разделу "Форма". Описания комплекса дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Выявление уровня математического развития детей дошкольного возраста, дочисловой период формирования количественных представлений. Сравнительный анализ уровня формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста разных программ.

Так, например, одна из испытуемых, девочка 5 лет 7 месяцев, отбросила из серии: кошка, собака, лошадь, миска - собаку, объясняя это тем, что «собака будет мешать кошечке есть из миски»; в другом случае мальчик из серии картинок: лошадь, повозка, человек, лев - выбросил льва, аргументируя это следующим образом: «Дядя запряжет лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев? Лев может съесть и его и лошадь, его нужно отпра­вить в зоосад».

Такого рода подход к решению познавательных задач при отсутствии соответствующего воспитания может у отдельных дошкольников надолго задержаться. Такие дошкольники, становясь школьниками, обнаруживают явление интеллектуальной пассивности, о котором мы уже говорили в связи с изложением вопроса о готовности ребенка к школьному обучению. Однако при нормальном развитии познавательной деятельности у детей, уже в дошкольном возрасте, начинает возникать потребность в решении особых познавательных задач, которые, как таковые, выделяются для их сознания)

По данным, полученным в исследованиях А. В. Запорожца и его сотрудников, первоначально такие познавательные задачи включены в игро­вую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А. В. Запорожца Е. А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным момен­там, связанным с решением головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой - у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучиться решать трудные задачи. Достаточно убедительные данные о росте интереса к задачам интеллектуального порядка имеются и в другом исследовании. Изучалось, какого типа задачи - игрового, трудового или интеллектуального содержания - больше побуждают детей дошкольного возраста к настойчивости. Оказалось, что в разных возрастных группах это были разные задачи. Для детей младшей группы наибольшую побудительную силу имели задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников (т. е. для детей от 5,5 до 7 лет) - собственно интеллектуальная задача.

Надо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

2-3 года.

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую сту­пень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

Знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

Формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со­страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять за­кономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и класси­фицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и пре­образования мира через освоение умений:

Постановка цепи и планирование;

Прогнозирование возможных эффектов действия;

Контроль за выполнением действий;

Оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»)

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ.

Группа Средства Способы
Ясельная Предметы ближайшегоокружения.Предметно-манипулятивная игра.Сенсорные эталоны (мер, цветов, форм, величин).Заместители предметов. Наблюдения.Обследование объектов.Сравнение (зеленый, как трава, круглый, как колобок).Классификация по принадлежности.
Младшая Предметы ближайшегоокружения, практические действия с ними.Сенсорные эталоны.Заместители предметов.Заместители признаков(наглядные модели и образы воображения). Наблюдения.Обследование (цвет, форма, величина, физические свойства).Сравнения по одному признаку или свойству, установление отношений сходства и различия в парных предметах.Классификация по одному признаку. Изменение свойств предметов с помощью действий. Прямые аналогии знакомым предметам.
Средняя. Разнообразие предметоводного вида.Предметы и явления, находящиеся за пределами непосредственного восприятия детей. Слова-понятия, слова-обобщения.Познавательные сказки, рассказы. Сенсорные эталоны.Комментирование своих игровых и бытовых действий. Упорядочивание накопленных представлений (последовательность, смысловые ценности).Сериация по системе выраженности качества.Анализ свойств предметов (форма, цвет, величина, качества, свойства).Классификация по существенным признакам.
Старшая Системные представления об окружающем мире.Сенсорные эталоны различных мер.Знаково- символическая деятельность (активное включение знаков, моделей, схем, планов, чертежей).Слова-понятияПознавательные вопросы.Информация о мире. Наблюдение.Обследование объектов.Сравнение и сопоставление по признакам, функциям (различие, сходство).Классификация по нескольким признакам.Обобщение на основе выделяемых признаков. Сериация (по скорости, твердости и т.д.)Анализ и синтез.Измерения.Умозаключения и оценка.Экспериментирование с предметами, их образцами и моделями.Установление причинно-следственных связей.
Подготовительная Навык работы с информацией: получать из различных источников, анализировать, использовать, классифицировать ее, представлять (эффективная речь).Поисково-практическая деятельность.Познавательная литература. Анализ различных явлений, событий.Обобщения и сопоставления.Умозаключения.Предвидение возможного развития событий.

В заключении параграфа мы рассмотрим модель познавательной сферы дошкольников, которую предлагает Гризик Т.И. (12).

16.12.16 09:00 / 👁 5954 (31 за неделю) / ⏱️ 8 мин. /

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после рождения.
Мозг человека устроен так, что он постоянно должен принимать, обрабатывать ту или иную информацию, что-то из неё игнорируя, что-то оставляя, а от какой-то и вовсе избавляясь. Подобная сортировка информации ярче всего выражена именно у дошкольников. Ребёнок в возрасте до 7 лет учится формировать собственное отношение к людям и предметам. Родители же должны направлять этот процесс в верное русло.
Познание можно, безусловно, считать активной деятельностью, чётко направленной на приобретение и применение знаний. Здесь проявляется познавательная активность малыша и его активная позиция как непосредственного субъекта такой деятельности.

Возраст от года до трёх лет

Самые маленькие дети являются неутомимыми исследователями, поскольку все сферы их деятельности пронизаны стремлением к познанию. Важно здесь и то, что малыш не просто хочет предметы рассматривать, но и манипулировать ими: соединять, разъединять, экспериментировать и конструировать.
Благодаря деятельности с предметами у малыша развивается:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление
  • остальные познавательные процессы.

При этом восприятие развивается наиболее интенсивно, составляя центр детского сознания. Восприятие является фундаментальной психической функцией, которая позволяет ребёнку ориентироваться в окружающем. Активнее всего у дошкольников восприятие происходит в процессе действия - малыш путём проб и ошибок, наконец, собирает пирамидку или вкладывает деталь в отверстие подходящего размера и формы. Неоднократно сравнивая цвет, форму и величину, подбирая подходящие друг другу или одинаковые элементы, или части предметов, малыш, наконец, получает практический результат.
Вначале сравнение бывает достаточно грубое, приблизительное. Малыш пробует примерить, ошибается, исправляет ошибки, пока не достигает результата. Но после полутора лет количество предварительных примерок быстро сокращается, поскольку малыш уже переходит к зрительному восприятию, научившись оценивать отношения между статичными и динамичными предметами. Этот переход происходит в 21-22 месяца и бывает весьма заметен.
Практическая деятельность тренирует у ребёнка помимо восприятия ещё и мышление, которому в этом возрасте присущ наглядно-действенный характер. Экспериментируя на практике, малыш открывает для себя новые способы достижения цели. Так, он учится с помощью одного предмета доставать другой: палкой достаёт закатившийся мячик, забирается на стул, чтобы добраться до интересующего предмета.
При изобретении новых средств перед ребёнком открываются и новые свойства предметов. Например, пытаясь зачерпнуть решетом воду, подобно песку, малыш обнаруживает, что вода из него выливается. Это немало его удивляет и способствует к дальнейшим исследованиям и новым открытиям. Простейшие бытовые предметы (подушки, кресла, стулья) позволяют малышу открыть новые способы передвижения: перекатывание, сползание, скольжение.
К концу третьего года малыш постепенно отказывается от внешних проб, больше фантазируя и экспериментируя в уме. Общение с окружающими предметами получает всё более явный познавательный характер. Обобщение опыта и расширение познавательной деятельности проявляются в многочисленных вопросах ребёнка, которыми он буквально засыпает взрослых. Так, основываясь на практических действиях с предметами и общаясь со взрослыми, дети постепенно выстраивают свои представления об окружающем мире.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

3-5 лет - младший дошкольный возраст

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается в трёх главных направлениях:

  • способы ориентирования в окружающем у ребёнка расширяются и качественно изменяются;
  • появляются новые способы ориентирования;
  • знания и представления малыша о мире содержательно обогащаются.

Познавательная деятельность дошкольников в 3-5 лет значительно обогащается, появляются качественно новые сенсорные процессы восприятия и ощущения. Включаясь в разнообразные виды деятельности (игру, общение, рисование, конструирование и т. д.), ребёнок учится различать отдельные свойства и признаки предметов более тонко. У него совершенствуются цветоразличение, фонематический слух, восприятие формы предметов и острота зрения.
Постепенно восприятие выделяется из предметного действия, после чего развивается уже как целенаправленный самостоятельный процесс со специфическими способами и задачами. Вместо манипуляций с предметом, дети начинают знакомиться с ним на уровне зрительного восприятия. Рука при этом «учит» глаз (движение взгляда по предмету сопровождается движением руки).
В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в один из ведущих процессов непосредственного изучения явлений и предметов. То есть в младшем дошкольном возрасте формируется умение рассматривать объекты. Рассматривая новые объекты (камни, предметы и пр.), малыш не просто зрительно с ними знакомится, но переходит к слуховому, осязательному и обонятельному восприятию - растягивает, сгибает, царапает, встряхивает, подносит к уху, нюхает объект, при этом, часто не умея ещё обозначить его словом. Разнообразная активная ориентировка малыша в отношении нового объекта стимулирует появление в его мозгу более точных образов. Усвоение системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра) помогают развить у ребёнка действия восприятия .
В этом же возрасте детьми начинают применяться символические представления о событиях и предметах, благодаря чему они получают большую свободу от поля восприятия, обходясь часто без прямых контактов с исследуемыми предметами. Маленький ребёнок учится с помощью телесных движений (отсроченного во времени подражания) представлять объекты, а детьми постарше используются хранящиеся в памяти образы (ища спрятанный объект, ребёнок чётко знает, что он ищет). Ещё более высокой формой представления являются символы, с помощью которых можно представить не только конкретные, но и абстрактные объекты.
Речь является ярчайшим примером символических средств. Ребёнок способен думать о предмете, которого нет перед его глазами, он фантазирует с объектами, которых не имел в своём опыте познания. У него формируется умение виртуального воспроизведения скрытых частей предметов на основании лишь их видимых сторон и оперирования образами таких скрытых частей.
В умственном развитии младших дошкольников качественно новым достижением становится символическая функция, олицетворяющая собой формирование внутреннего плана мышления, для которого в этом возрасте ещё необходимы внешние опоры (изобразительные, игровые и прочие символы).
Для мышления младших дошкольников характерно качественное своеобразие. Детская непосредственность делает ребёнка реалистом, поэтому ему сложно отличить реальность от фантазии или сновидения. Детишки ещё эгоцентричны, поскольку не способны посмотреть на ситуацию чужими глазами, а отталкиваются только от своей точки зрения. Детям присущи анимистические представления, то есть у них все окружающие предметы так же думают и чувствуют, как и сам ребёнок. Потому-то малыш кормит и укладывает спать куклу.
При рассматривании объекта он выделяет один, обычно, самый яркий его признак, и в целом оценивает предмет, ориентируясь именно на этот признак. Его больше интересует результат действия, а не процесс его достижения, которые он ещё не умеет проследить. Ребёнок думает о том, что имеется сейчас или будет в следующий момент, но не может ещё осознать, как получилось то, что он сейчас видит. То есть в этом возрасте им ещё трудно соотнести цель и условия, поэтому основная цель легко детьми теряется. Способность к целеполаганию только ещё начинает формироваться, поэтому ставить новые цели самостоятельно детишкам ещё трудно. Им пока удаётся относительно легко прогнозировать только ход таких событий, которые дети много раз наблюдали. Предвидеть изменения явлений младшие дошкольники могут лишь по какому-то одному параметру, благодаря чему прогноз редко бывает точным.
В этом возрасте у детей очень развита любознательность, «зачем?» и «почему?» слышатся от них постоянно. Они начинают интересоваться причинами разнообразных явлений. Также в 3-5 лет у малышей формируются представления о дате, времени и пространстве. Уже упомянутые выше особенности детского мышления формируют у них своеобразные представления, которые заметно отличаются от представлений, имеющихся у детей постарше.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот п...

5-6 лет - старший дошкольный возраст

Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте становится уже сложным комплексным явлением, где продолжают развиваться процессы познания, такие как мышление, восприятие, внимание, память, воображение. Это всё разные формы детской ориентации в самом себе, в окружающем мире, которые регулируют деятельность ребёнка.
Детское восприятие утрачивает свой первоначальный всеобщий характер. С помощью конструирования и различных вариантов изобразительной деятельности малыш начинает отделять сам предмет от его свойств . После этого для ребёнка признаки и свойства предмета становятся уже объектами отдельного рассмотрения. После обозначения словом, они становятся категориями познавательной деятельности - так у дошкольника появляются категории формы, величины, пространственных отношений, цвета. В результате ребёнок уже воспринимает мир категориями, а процесс восприятия становится всё более интеллектуальным.
Различные виды деятельности, а игра - в первую очередь, делают детскую память целенаправленной и произвольной. Ребёнок уже способен сам поставить себе задачу что-то запомнить для последующего, пусть даже не слишком отдалённого, действия. Его воображение перестраивается, становясь из воспроизводящего (репродуктивного) предвосхищающим. В уме или в рисунке ребёнок уже может представить промежуточные этапы, а не только конечный результат усилий. Регулировать и планировать свои действия ребёнок начинает посредством речи. Также формируется внутренняя речь.
У старших дошкольников ориентировка становится самостоятельной, очень интенсивно развивающейся деятельностью. Своё развитие продолжают специальные способы ориентации, например, моделирование или эксперименты с новыми материалами. Экспериментирование у дошкольников тесно увязывается с практикой преобразования явлений и предметов. В процессе этих преобразований творческого характера, ребёнок выявляет в изучаемом объекте новые свойства, зависимости и связи. При этом для развития творчества детей самым значимым становится именно сам процесс этих преобразований.
Когда в ходе экспериментирования ребёнок преобразует предметы, то этому теперь придаётся пошаговый чёткий характер. Проявляется эта пошаговость в том, что преобразование происходит порционно, в виде последовательных актов, а после каждого подобного акта начинается анализ произошедших изменений. Сама последовательность преобразований, производимых ребёнком, говорит о том, что его мышление достигло достаточно высокого уровня.
Дети могут заниматься экспериментированием и умозрительно, в результате чего они могут неожиданно получать новые знания, то есть у них появляются новые возможности познавательной деятельности. В результате детское мышление само подталкивает собственное развитие. Это присуще всем детям и для становления творческой личности имеет огромное значение. Особенно ярко данный процесс проявляется у талантливых детей. Для развития экспериментирования полезно использовать задачи «открытого типа», в которых предлагается несколько верных решений.
У дошкольников моделирование может присутствовать в самых разных видах занятий: игре, рисовании, конструировании, лепке и т. д. Благодаря моделированию ребёнок может решать познавательные задачи опосредованно.
У детей-дошкольников становится шире диапазон моделируемых отношений. Пользуясь моделями, малыш может материализовать логические, математические, временные отношения. Чтобы моделировать скрытые связи, они прибегают к условно-символическим изображениям в виде графических схем.
К наглядно-образному мышлению добавляется словесно-логическое. Но поскольку оно находится в зачаточном периоде развития, то в детской логике видны ещё грубые ошибки. Например, малыш может с удовольствием пересчитать членов семьи, но при этом наверняка забудет посчитать и самого себя. Благодаря развитию познавательной деятельности, содержательному обучению и общению у малыша постепенно формируется образ окружающего мира: систематизируются первоначально ситуативные представления, которые постепенно превращаются в знания, постепенно вырисовываются общие категории мышления (причинность, часть - целое, предмет - система предметов, пространство, случайность).