дошкольного возраста:

Практически все родители знают, как одевать, как кормить и обеспечивать уход, но советы родителям о воспитании детей никто не дает, поэтому папа и мама воспитывают своих детей так, как умеют. Конечно, есть родители, которые читают много соответствующей литературы, где психологи рассказывают о воспитании и учат умению общения с ребенком, но, к сожалению не каждая мама и папа, может найти время для чтения книг.

Как же помочь родителям, которые мало знают о воспитании детей, которые не знают, как быть строгим и одновременно добрым, как стать для своего ребенка близким другом, не потеряв при этом авторитет, вот самые важные советы родителям, которые помогут в воспитании детей:

    Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у вас плохое настроение. Помните, только ваше позитивное настроение поможет наладить тесный контакт с вашим ребёнком.

    Воспитание должно быть поэтапным. Планку поднимайте своевременно, но постепенно.

    Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

    Для успешного общения с ребенком используйте только форму эмоциональной, яркой и доверительной беседы. Речь может быть строгой, но ни в коем случае не резкой или грубой. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребенка мысли и требования родителей.

    Станьте для ребенка близким другом, который в нужной ситуации даст дельный совет, не осудит его поступок.

    Научите его любить себя и окружающих его людей. Это сделает его уверенным в себе человеком и поможет наладить общение с окружающими.

    Научитесь быть строгими, но в тоже время добрыми. Если вы всегда показываете любовь по отношению к ребенку и ругаете его только тогда, когда это действительно нужно, это, безусловно, даст свои результаты в вашем воспитании.

    Научите его умению отстаивать свои принципы в жизни.

    Всегда слушайте ребенка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно вас волнуют.

    Старайтесь максимально больше проводить с ребенком свое свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым.

    Никогда не расставайтесь, поссорившись с ребенком, сначала помиритесь, а потом уже идите по своим делам.

    Всегда хвалите его за то, что он в данный момент дома и тогда он будет всегда спешить домой, чувствуя себя нужным.

    Всегда говорите ему о том, что он очень хороший, но не лучше, чем другие, чтобы он не вырос чрезмерно гордым и лицемерным.

    Считайтесь с его мнением и выбором. Никогда не критикуйте его, пусть даже вы не совсем согласны с ним.

    Учите его отвечать за свои поступки. Всегда оценивайте его поступки, но ни в коем случае его самого и если он не понимает чего-то, укажите на его ошибку, рассказав, как бы вы поступили на его месте, оставив право выбора и принятие решения им самим.

    Никогда не вспоминайте о уже совершенных его ошибках. Все, что было должно оставаться в прошлом.

    Не ставьте ему ультиматумы, не читайте нотации, не допускайте злых насмешек или сравнений, которые могут унизить или ранить его.

    Если вас разочаровывает или обижает его поведение – скажите ему об этом. Но не акцентируйте внимание на его поведении, а просто расскажите о своих чувствах.

    Снизьте по возможности чрезмерный контроль, так как это редко приводит к успеху.

    Не возлагайте на него больших надежд, которые он не в силах оправдать. Сначала ясно для себя определите, чего вы конкретно хотите от ребенка, а потом обязательно узнайте, чего он хочет сам, и постарайтесь договориться о принципиальных и самых важных пунктах.

    В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл беседы.

    Ваше внушение должно носить характер тонкого, разнообразного и последовательного влияния на ребенка.

    Разговаривайте с ним всегда, как с взрослым человеком, без изобилия уменьшительно-ласкательных слов.

    В спорах, если это возможно, уступите, чтобы ребенок не чувствовал свою вечную неправоту, этим вы научите ребенка уступать, признавать поражения и ошибки.

    Любите его не за ум, талант, красоту или одаренность, а просто за то, что он есть!

    Помните, что вам нужно обязательно привить три самых важных качества: находчивость, уважение и ответственность. Помните о том, что успешными людьми становятся те люди, которые никогда не падают духом, относятся с уважением к окружающим людям и умеют отвечать за свои поступки.

Конечно, совет родителям о воспитании детей дать легко, а вот осуществить его довольно трудно, но если по-настоящему хочется вырастить доброго, хорошего, ответственного, любящего и успешного человека, то нужно попытаться сделать все возможное, чтобы никогда не жалеть о своих «ляпах» в воспитании, а только лишь гордиться своим ребенком.

Любите и берегите своих детей!

Юркевич Маргарита Игоревна

Педагог-психолог

МБДОУ Детский сад № 40 «Дружба»,

Ставропольский край, г. Пятигорск

    Составьте и повесьте на видном месте правила поведения в вашей семье. Выработайте их вместе с другими членами семьи и вашим ребенком. Правила могут быть абстрактными («вести себя хорошо»), но лучше, если они будут конкретными (напр., «не произносить плохих слов»). Ознакомьте ребенка с правилами.

    При несоблюдении правил следует наказание. Наказание не должно быть физическим! Это может быть лишение ребенка определенных благ или хорошо действует «правило тайм – аута». Если вы видите, что ребенок «выходит из берегов», то сначала следует предупреждение. Если он нарушает правило(а), то его отводят на «место для шалунов», и объясняют почему он наказан и сколько он здесь пробудет. Если ребенок кричит, плюет и т.п., игнорируйте его. Не надо лишних слов! Сохраняйте спокойствие и невозмутимость. По истечении времени наказания подойдите к ребенку и спросите: «Знает ли он, почему здесь оказался?» (ответ). «Я бы хотела, чтобы ты извинился».

    Соблюдение правил неукоснительно для всех членов семьи. Лучший способ научить чему – либо, это показать на собственном примере.

    Наказание следует сразу после проступка. Не используйте слов: «Вот я тебе сейчас покажу…» за которыми ничего не следует.

    Соблюдайте всегда четкий режим и распорядок дня в будни и в выходные, при любых обстоятельствах.

    Если ребенок обзывает вас, то это должно быть занесено в правила – запреты, при нарушении->наказание или игнорируйте ребенка, сказав ему, что если он так говорит или считает, то «я не желаю с тобой общаться».

    Если ребенок капризничает и закатывает истерику, то:

а) обнимите его, прижав к себе и успокоив, вербализовав его эмоции («Я знаю, ты злишься, потому что…»)

б) оставьте ребенка в безопасном месте, лишив его зрителей.

8. Не ругайте, а критикуйте ребенка! Это значит сказать на проступок ребенка не «ты плохой мальчик (девочка)», а «ты хороший(ая), но сейчас ты поступил(а) плохо».

9. Хвалите своего ребенка при любой возможности, поощряйте его хорошее поведение.

10. Приучайте ребенка к самостоятельности. Распределяйте обязанности в семье. Пусть у каждого будет свой «фронт работы». И ребенок выполняет то, что ему по силам, участвует в обсуждении семейных проблем.

11. Давайте своему ребенку право выбора и прислушивайтесь к его мнению.

12. Придерживайтесь в семье единого стиля воспитания.

13. Не давайте ребенку «лазейки» в воспитании. Он не должен видеть:

а) что мама, папа говорит и требует одно, а делает другое;

б) что мама и папа придерживаются разных взглядов на воспитание или в процесс вмешивается бабушка, дедушка;

в) что сегодня это нельзя, а завтра можно;

г) сегодня за этим следует наказание, а завтра нет;

д) сегодня есть режим, а завтра вдруг нет.

14. Проводите время с ребенком плодотворно – в чтении, в обсуждении мультфильма, игре, совместной деятельности.

15. Если ребенок проявляет агрессивность, то ищите корни проблемы. Чаще проблем кроется в подражании нашему поведению или поведению героев мультфильма, игры. Корректируйте эту сферу. Никакого насилия ни в жизни, ни на экране. Учите добру, заменяйте игры, мультфильмы на альтернативные виды деятельности: чтение, лепка, игры, рисование.

16. Дайте выход агрессии в виде подвижных игр, спорта, искусства.

17. Не выясняйте отношения при ребенке!

18. Всегда озвучивайте свои эмоции («Я сержусь на тебя», «Я недовольна тобой», «Я обижена», «Я горжусь тобой») и учите ребенка этому же.

19. Знайте «острые углы» в общении с ребенком и старайтесь их сглаживать. Предвосхищайте «момент взрыва». Пресекайте плохое поведение на корню.

20. Если чувствуете, что сами готовы взорваться, остановитесь и посчитайте до 10. Умейте признавать свои ошибки, умейте извиниться перед ребенком и он научиться признавать, где он был не прав. Говорите друг с другом обо всем и чаще повторяйте, что вы любите своего ребенка.


У родителей не должно быть никаких сомнений в том, что их чадо, как и все остальные дети, уникален. Но при этом он не является и точной копией одного из родителей. Поэтому неразумно требовать от него реализации придуманной родителями программы жизни и достижения поставленных ими же целей. Пусть ребёнок сам проживёт свою жизнь, найдёт в ней своё место, станет собой со всеми своими достоинствами и недостатками. Его нужно принимать таким, каков он есть, и больше смотреть на его сильные стороны.

Что родителям нужно и не нужно делать в воспитании детей?

  • Не стоит скрывать от ребёнка свою любовь к нему, он должен понять, что родительская любовь будет сопровождать его при любых обстоятельствах.
  • Малыша можно смело брать на колени, обнимать, целовать и заглядывать ему в глаза, когда бы он этого ни захотел. Ласка является хорошим поощрением.
  • Но любовь не должна превратиться в бесконтрольную вседозволенность. Поэтому нужно обозначить чёткие рамки и табу, но при этом их не должно быть слишком много. Зато установленным запретам нужно следовать неукоснительно.
  • Нельзя торопиться с наказаниями, а лучше воздействовать на ребёнка с помощью просьб. Если проявлено неповиновение, то следует прежде убедиться, что просьба соответствует возможностям и возрасту ребёнка.
  • Если же ребёнок открыто демонстрирует неповиновение, то впору подумать о наказании, строгость которого должна соответствовать тяжести проступка, при этом ребёнок должен понимать, за что несёт наказание.
  • Проще всего подобрать ключик к ребёнку через игру, когда ему можно передать знания, навыки и понятия о многих ценностях. В игре взрослым и детям проще понять друг друга.
  • С ребёнком нужно чаще разговаривать и объяснять причины ограничений и запретов. Пусть он учится выражать свои переживания словесно, анализировать своё поведение и поведение других людей.
  • Используя свою любовь, такт и мудрость родители лучше всего сохранят психическое здоровье ребёнка.
  • Общению с людьми ребёнок учится у взрослых, которые являются для него масштабом, мерой, критериями оценки себя и прочих. Вступая в мир сверстников и взрослых, ребёнок начинает с того, что судит мир с оглядкой на законы, преподанные ему взрослыми людьми.
  • Важно понять, что манера обращения взрослых с ребёнком не только влияет на поведение последнего, но и на его психическое здоровье . Если малыш не уверен в положительном отношении взрослого к себе или даже уверен в негативной оценке тем своей личности, то это вызывает подавленную агрессию.
  • Воспитанием ребёнка нельзя заниматься, пребывая в плохом настроении.
  • Воспитывая ребёнка, нужно предоставлять ему самостоятельность, а не контролировать каждый его шаг. Воспитание нельзя подменять плотной опекой. Ведь взрослые сами не любят, когда в их дела вмешиваются, копаются в мелочах, навязывают готовые решения, таковы и дети. Однако у них ещё не достаёт опыта, поэтому, когда они до всего пытаются дойти сами, то им всё-таки нужна помощь взрослых, но ненавязчивая, тактичная и умеренная.
  • Ребёнку следует доходчиво объяснить, что от него требуется и одновременно спросить, что он сам об этом думает. Поскольку у детей неизбежно будет свой жизненный путь, отличный от судьбы родителей, то они необязательно должны хотеть того же, что и их предки.
  • Важнее оценивать не личность, а поступок. Именно здесь чаще всего случаются самые серьёзные ошибки родителей. Надо бы сказать «ты поступил плохо», оценивая поступок, но вместо этого часто говорят «ты плохой», оценивая личность ребёнка.
  • Вернее будет показать путь решения задачи, а не подсказывать самого решения. Периодически вместе с ребёнком нужно анализировать его ложные и верные пути к достижению цели.

Создание в семье благоприятной атмосферы

Воспитание трудолюбия

Ребёнка нужно чаще поощрять за инициативу, самостоятельность, хорошо проделанную работу, а при неудаче - не раздражаться, а ещё раз терпеливо объяснить. Его полезно привлекать к семейным делам и приучать доводить до конца начатую работу. В семье все, в том числе и дети должны иметь свои обязанности. Труд не должен служить мерой наказания.

Воспитание доброты

Жизнь человека проходит в общении. Чтобы ребёнок вырос добрым, в его общении со взрослыми, в совместном труде, игре, отдыхе, познании должно быть много радости. Доброта начинается с любви к природе в целом и ко всему живому в частности. Ребёнка нужно научить не быть равнодушным и злым. К ребёнку нужно одновременно проявлять любовь и требовательность. Взрослые сами должны совершать хорошие поступки и уметь владеть собой, ведь дети всему этому учатся у них.
Взрослые должны помнить, что у детей под влиянием опыта общения с ними формируются самооценка и оценка других людей, при этом появляется и ещё одна важная черта - сочувствие другим людям, умение переживать чужие радости и горести как свои собственные. Общаясь со взрослыми, малыш впервые понимает, что помимо собственной важно учитывать и точку зрения других людей. Проявление при неформальном общении с детьми педагогической авторитарности порождает у них нехватку самостоятельности, неспособность выразить своё мнение и отстоять его. При общении с ребёнком нужно забыть о том, что только в словах взрослых содержится истина, ведь в процессе общения нужно понять оппонента и отождествить себя с ним.

В свете сказанного выше следующие советы родителям по воспитанию детей должны оказаться полезными:

  • Родителям следует вдуматься, какие трудности возникают у их ребёнка при переходе из младших классов в средние. Если он попросит помочь ему в работе над домашним заданием, нельзя в этом отказывать. Но не следует всё делать вместо него, а вместе с ним, тем самым приучая его к самостоятельности.
  • Нужно помочь пятикласснику выучить имена всех учителей по разным предметам.
  • Нельзя негативно высказываться в присутствии ребёнка о его школе и учителях, даже если на то есть основания. Лучше без него разобраться с проблемой, имея учителя в качестве союзника.
  • Нужно обеспечить своему ребёнку соответствующий его возрасту режим дня и удобное рабочее место в его комнате.
  • У подростка дома должен присутствовать эмоциональный комфорт, для чего с ним нужно уметь общаться.
  • Любому достижению ребёнка нужно радоваться, но нельзя его сравнивать с другими школьниками. Оценку следует давать поступкам ребёнка, а не ему самому.
  • Нужно неизменно доброжелательно встречать ребёнка, в каком виде, когда и откуда он не вернулся бы домой.
  • Родителям полезно читать книги на воспитательные темы и помнить, что быть родителем - естественное состояние человека, а не профессия или обязанность.
  • Если уж ребёнка приходится ругать, то только не словами «Вечно ты…», «Ты всегда…», ведь всегда и вообще ребёнок хорош и только в данный момент что-то не так сделал, на что ему и следует указать.
  • Поссорившись с ребёнком, нужно обязательно с ним примириться, и лишь затем его можно покинуть, уйти в другую комнату.
  • Нужно делать так, чтобы ребёнок был привязан к дому.
  • Детям не хватает имеющегося общения с родителями, поэтому полезно читать с ними вслух интересную книгу, благодаря чему духовное общение станет богаче.
  • Если родитель почувствует себя неправым в споре, то он должен суметь признать это, чтобы ребёнок сам учился признавать поражения, ошибки и уступать.
  • Нужно подбадривать подростка, что придаёт ему уверенности. Но в случаях, когда он неправ, не нужно стесняться и покритиковать его. Критику и похвалу нужно сочетать.
  • Есть такие важные качества, которые родители должны воспитать в своих детях - это ответственность и уважение.

Тревожность родителей - хорошо или плохо?

Тревожность - это особенность человеческой психики, когда в разных жизненных ситуациях человек склонен испытывать беспокойство.

Время летит крайне быстро, и скоро ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе? Какой объем знаний к этому времени должен быть у дошкольника? Что важнее: знания или психологическая готовность? Вопросов – море!

Все дети дошкольники разные. Одни ходят в детский сад, изучают там буквы, цифры, посещают занятия у логопеда и психолога. Другие никогда в саду не бывали, а круг общения ограничен родителями и детьми их знакомых. Третьи, не посещая детский сад, успевают заниматься в различных центрах раннего развития, кружках и секциях. К какой из этих категорий ни относился бы ваш ребенок, если до школы остается не менее полугода, то все поправимо!

Психологический аспект

Рекомендации психологов родителям дошкольников очень часто сводятся к тому, что главные критерии – это умение концентрировать внимание более 30 минут, а также усидчивость. Если в детском саду дети знакомы с правилами поведения во время занятий, то для деток, которые дошкольные учреждения не посещают, просидеть за партой более 15-20 минут – это тяжелое испытание. Даже самая интересная тема не способна удержать внимание дошкольника больше 10-15 минут. Лучшее решение – посещение групп кратковременного пребывания в школе. К сожалению, такие группы есть не в каждой школе. Если у вас нет возможности записать ребенка в центр раннего развития, то устраивайте импровизированные уроки дома. Поручите ребенку, к примеру, нарисовать рисунок, но постарайтесь сделать так, чтобы во время рисования он не отвлекался и сидел на одном месте. Еще один совет родителям дошкольников: во время занятий дома старайтесь делать так, чтобы ребенок выполнял то, что вы ему поручили, а не то, что хочет он. То есть, пусть рисует дерево, как вы сказали, а не машинку или солнце.

Не стоит забывать о том, что специального образования большинство мам не имеют, поэтому многие вещи, необходимые для подготовки к школе, могут быть упущены.

Важные умения

Эти качества для дошкольника не менее важны, чем знание букв и цифр. Ребенок должен уметь обслуживать самого себя: причесываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым. Кроме того, в таком возрасте дети владеют информацией о месте своего жительства, фамилии, именах родителей и месте их работы, временах года, возрасте.

Перед школой родители должны позаботиться о . Такие «тренировки» лучше проводить в форме увлекательных игр. Считайте на прогулке птиц, людей, обращайте внимания на цвета автомобилей, а дома, после прогулки, спросите ребенка, сколько белых автомобилей, к примеру, он видел. Чтение и запоминание стихотворений – это отлично, а если ребенок их знает наизусть немало, попросите рассказать стишок на конкретную тему (о маме, о друзьях и тд.).

В памятке для родителей дошкольников следует уделить внимание и развитию логики ребенка. Для этого можно использовать ряд картинок или фигурок, где один-два элемента будут лишними (овощ среди фруктов или живое существо среди предметов).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ежегодно в группах нашего детского сада проводится мониторинг уровня развития детей, готовности детей к обучению в школе, одна из основных задач которого, получение более полной информации об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка и группы в целом. На основании этих дан­ных мы разрабатываем рекомендации для воспита­телей и родителей по оптимизации процесса воспи­тания и развития детей.

Подбор рекомендаций обоснован анали­зом результатов « Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А.Стребелевой, в ходе которой выявлено, что наиболее «слабыми местами», т.е. теми качественными характеристиками психиче­ского развития, которые у большего количества воспитанников не соответствуют возрастной нор­ме, являются - низкий уровень развития слухово­го и зрительного внимания, памяти, мышления и речи, а также низкий уровень сформированности мелкомоторных навыков.

Мы приглашаем Вас, уважаемый родитель,

взяв за руку своего малыша,

вместе подняться по этим

волшебным ступенькам вверх.

Не забудьте прихватить с собой игру

(ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!

Успехов в пути!!!

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ??? Можно:

●Развивать слуховое внимание через упраж­нения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

●Часто менять формы деятельности. На уро­ках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида де­ятельности на другой. Это свойство внима­ния можно формировать с помощью двига­тельных упражнений. Ребенок должен на­чинать, выполнять и заканчивать свои дей­ствия по команде взрослого, быстро перехо­дя от одного вида движений к другому: пры­гать, останавливаться, шагать и т.п.

●Использовать в совместной деятельности элементы игры.

●Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидакти­ческие игры с четко выраженными прави­лами.

●Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

●Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

●Способствовать формированию у ребенка на­выка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предваритель­но разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, ри­сунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с по­мощью схемы.

●Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, состав­ленному вами.

●Учить детей сосредотачиваться на опреде­ленной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно дли­тельного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пе­ресказать сказку и т.п.

●Создавать средства - стимулы, которые бу­дут организовывать внимание ребенка.

●Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

●Предлагать детям:

––повторять слова, цифры, предложения, ска­занные вами;

––неоконченные фразы, которые нужно за­кончить;

––вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще от­вечать на них.

●Предлагать сравнивать, анализировать об­разец и результаты своей или чужой рабо­ты, находить и исправлять ошибки.

Можно использовать

игры и упражнения, способствующие разви­тию внимания:

●«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопро­сы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

●Игры - головоломки.

●Загадки.

●«Найди отличия».

●«Найди два одинаковых предмета».

●«Будь внимателен» (выполнение гимнасти­ческих упражнений по словесной команде).

●«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет толь­ко в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).

●«Где что было» (ребенок запоминает пред­меты, лежащие на столе; ребенок отворачи­вается, взрослый передвигает предметы; ре­бенок указывает, что изменилось).

●«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

●Игра «Карлики и великаны» (ребенок дол­жен слушать словесную инструкцию взрос­лого, не обращая внимание на его действия).

●Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, по­просив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???


Можно

●В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:

––составлять группу из отдельных предметов;

––выделять предметы по назначению, по харак­терным признакам;

––классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;

––понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательно­сти содержание текста с помощью вопросов;

––сравнивать предметы;

––соотносить схематическое изображение с реаль­ными предметами;

––делать самостоятельные выводы;

––отвечать на вопросы, делать умозаключения;

––устанавливать причинно-следственные связи.

●Чаще использовать задания на:

––сравнение пары предметов или явлений - на­хождение сходства и различия между ними;

––нахождение «лишнего» слова или изображе­ния, не связанного общим признаком с осталь­ными;

––складывание целого из частей (разрезные кар­тинки);

––последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

––осознание закономерностей (рассмотреть орна­мент, узор, продолжить его);

––задания на сообразительность, логические рас­суждения и т.д.

●Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предме­тов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

●Способствовать осмыслению содержания жиз­ненных ситуаций, подражанию и проигрыва­нию их с заменой одних объектов другими.

●Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

●Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, кото­рые существенны для решения поставленной задачи.

●Способствовать развитию способности перехо­дить к решению задач в уме.

●Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными пред­метами.

●Расширять кругозор детей, их основные пред­ставления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, об­суждая с ними прочитанные книжки, анализи­руя поведение людей.

Можно использовать

игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

●«Разложи картинки» (учить учитывать после­довательность событий).

●«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

●«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лиш­нюю фигуру» (учить классифицировать предме­ты по признакам и назначению).

●«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначе­ния; ребенок должен придумать, как можно ис­пользовать данный предмет).

●«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

●«Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструк­торы.

●Загадки.


ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???

Можно:

●Развивать у ребенка умения:

––произвольно вызывать необходимые воспоми­нания;

––вспоминать последовательность событий;

––использовать при запоминании мнемотехниче­ские приемы;

––использовать образ как средство развития про­извольной памяти;

––повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

●Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

––анализировать, выделять в предметах опреде­ленные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

––осуществлять обобщения, объединять различ­ные предметы по каким-то общим признакам;

––классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

––устанавливать смысловые связи между предъ­являемыми объектами для заучивания и окру­жающими предметами.

●Способствовать овладению умением для запо­минания использовать вспомогательные сред­ства - сочетать словесное объяснение с пока­зом натуры или с изображением тех предме­тов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

Можно использовать

игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

●«Запомни предметы» (учить ребенка запоми­нать и воспроизводить информацию).

●«Детектив» (развитие произвольного запоми­нания; ребенок в течение 15 минут рассматри­вает 15 картинок, после чего картинки убира­ют; ребенок должен назвать картинки, кото­рые запомнил).

●«Пирамида» (развитие краткосрочной меха­нической памяти. Взрослый называет ребен­ку сначала одно слово, ребенок должен сра­зу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрос­лый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.).

●«Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ре­бенку вопросы о происходящих в отпуске собы­тиях).

●«Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

●«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечис­лить все, что ел на обед).

●«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

●«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на ли­сте бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен на­рисовать точно такой же предмет).

●«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ре­бенка кладет в мешок разные предметы; ребе­нок должен вспомнить, что лежит в мешке).

●«Короткий рассказ» (взрослый читает корот­кий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

●«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запом­нить эти фигуры и назвать).

●«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!

1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:

––катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

––разминать пальцами пластилин;

––запускать пальцами мелкие волчки;

––сжимать и разжимать кулачки, при этом мож­но представлять, как будто кулачок - бутон­чик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался);

––делать мягкие кулачки, которые можно лег­ко разжать и в которые взрослый может про­сунуть свои пальцы; и крепкие, которые не разожмешь;

––двумя пальцами руки (указательным и сред­ним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

––показывать отдельно только один палец - ука­зательный, затем два - указательный и сред­ний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;

––барабанить всеми пальцами обеих рук по сто­лу;

––махать в воздухе только пальцами;

––кистями рук делать «фонарики»;

––хлопать в ладоши тихо и громко в разном тем­пе;

––собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались);

––нанизывать крупные пуговицы, бусины, ша­рики на нитку;

––наматывать тонкую проволоку в цветной об­мотке на катушку, на собственный палец (по­лучается колечко или спираль);

––завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

––застегивать пуговицы, крючки, молнии, кноп­ки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Полезны такие виды деятельности, как изобрази­тельная, конструктивная.

2. Формировать графический навык, для этого можно:

––рисовать по точкам;

––рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисун­ки по клеточкам);

––штриховать разными способами;

––обводить контуры фигур.

Учитель-дефектолог группы № 1 Л.П.Гнатченко