Разделы: Работа с дошкольниками

Развитие у детей творческих способностей к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия художественным трудом, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению, хорошо, когда элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общениях, это активизирует творческие способности. Если результаты художественного труда детей бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественный труд способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить,

считать, логически мыслить, и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, художественный труд является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальных реализации возможностей ребенка, а также его становлению как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (аппликация, ручной труд, вышивание, оригами и т.д.), право на творческий поиск и на ошибку.

Сегодня проблема творческого развития приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности художественного труда. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимания с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

На занятиях творческого художественного труда не обойтись без изучения и применения основных художественно-выразительных средств и приемов композиции. Поэтому потребуется разъяснение детям таких терминов и понятий как гармоничность, пропорциональность, динамика, контраст, нюанс, ритм и т.д.

Созидание выступает только показателем усвоения знаний, но и трамплином для их корректировки. Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Художественный труд предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями.

Педагогу, как участнику сотворчества всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что, именно в мире вещей происходит материализация мировоззрения, мировосприятия.

При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание к дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Исходя из выше указанного, мною были составлены этапы работы по данной теме (Приложение 1 ).

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А
. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  • Комарова Т.С
  • . Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

    Опыт работы педагога дополнительного образования. Художественный труд как искусство

    Автор: Царёва Любовь Михайловна
    Место работы: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Планета», г. Томск.

    Описание: Данная статья предназначена для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования.
    Художественный труд-это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследуя свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
    Вот уже несколько лет в своей работе в Доме Детского Творчества я уделяю особое место ручному художественному труду с детьми дошкольного возраста.
    Веду кружок «Крокус», в названии которого зашифрован смысл совместной деятельности детей и педагога: кружок одарённых, креативных, успешных.
    Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала - занимательное и обогащающее ребёнка занятие, во время которого ему приятно будет себя чувствовать творцом.
    Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребёнка. Ведь прямо на его глазах произойдёт превращение обычных бумажных листов и обрезков в прекрасных кукол, невиданных зверей, волшебных птиц.
    Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
    Для создания лучшего эмоционального настроения на занятиях я использую музыку известных музыкальных произведений, которая служит фоном на занятиях по ручному труду.
    Целью данного вида деятельности является: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности.
    Основная задача по ручному труду: научить детей с удовольствием мастерить, работать с разным подручным материалом, фантазировать и делать своими руками красивые и качественные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
    Педагогические и гигиенические требования для занятий по художественному труду с дошкольниками
    *Напомнить детям о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
    *При работе с клеем застелить стол клеёнкой.
    *Повторить с детьми правила техники безопасности во время работы с ножницами, клеем, пластилином.
    *По окончании работы дети должны привести в порядок своё рабочее место и вымыть руки с мылом.
    *Перед каждым началом трудовых занятий проводить специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
    Необходимые условия для успешной организации ручного труда: *насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
    *свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
    *создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
    *использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах;
    *непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
    Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и т.д
    Содержание художественного труда дошкольников составляют:
    *работа с природным материалом;
    *работа с бумагой, картоном;
    *работа с бросовым и искусственным материалом;
    *работа с пластилином.
    Рекомендации по ручному труду:
    *приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вылепил, сам склеил;
    *воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками;
    *не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу;
    *не огорчаться при неудачах, если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, позже обязательно вернись к своей работе;
    *рассмотри и проанализируй свою работу;
    *обратись за помощью к взрослому.
    Ручной труд у детей развивает:
    *речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи, т.е. устной речи;
    *повышает сенсорную чувствительность;
    *развивает воображение, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику, глазомер;
    *синхронизирует работу обеих рук;
    *развивает сенсомоторику;
    *развивает усидчивость, терпение, доводить начатое дело до конца;
    *способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
    Таким образом, теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

    Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

    Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

    Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

    Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

    Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

    С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

    Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

    Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

    Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

    Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

    Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

    Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

    Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

    В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

    · прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

    · развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

    В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

    В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

    Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

    На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

    Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

    Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

    Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

    Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

    Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

    Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

    Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

    Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

    Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

    Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

    · насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

    · свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

    · наличие образцов изделий и поделок;

    · использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

    · создание музея детских поделок, альбомов, книг;

    · непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

    Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

    · создание выставок

    · создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

    · создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

    · экспериментирование

    · просматривание диафильмов

    · чтение литературы

    · рассматривание картин

    · экскурсии

    · коллажи

    Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

    · природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

    · бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

    · бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

    · ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

    · ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

    Заключение

    Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

    В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

    Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

    Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

    Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

    При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

    Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

    Список литературы

    1. Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

    2. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

    3. Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

    4. Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

    5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

    6. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

    7. Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

    8. Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

    9. Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

    Художественный труд как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

    Цель: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности
    Основная задача – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

    Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
    Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала – занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет приятно чувствовать себя творцом.
    Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка.
    Ведь прямо на его глазах произойдет превращение обычных бумажных листов и обрезков в невиданных кукол, утят и других зверей.
    Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
    Для создания лучшего эмоционального настроения во время работы можно использовать фонозаписи известных музыкальных произведений.
    Педагогические и гигиенические требования для трудовых занятий с дошкольниками
    Перед началом выполнения задания педагог обязан напомнить о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
    При работе с клеем целесообразно застелить стол клеенкой.
    К обязательным моментам также относится повторение с детьми правил техники безопасности во время работы с ножницами – нельзя близко подносить ножницы к глазам и класть их на край стола, передавать их можно только концами вперед. По окончании работы дети должны привести в порядок свое рабочее место и вымыть руки с мылом.
    Перед каждым началом трудовых занятий проводить несколько специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. А также выполнять пальчиковые гимнастики в течение 2- 3 минут и после интенсивной трудовой работы.
    Для успешной организации ручного труда, необходимо создать условия:
    насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда
    свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
    создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
    использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
    непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
    Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и др.
    Содержание художественного труда дошкольников составляют
    Работа с тканью, нитками
    Работа с природным материалом
    Работа с бумагой, картоном
    Работа с бросовым и искусственным материалом
    Работа с тестом.
    Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
    Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда:
    функциональность изделия;
    соответствие формы, цвета, пропорций;
    фактура материала;
    использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
    выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
    мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.
    Рекомендации по ручному труду
    Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немало важно, воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
    Правила преодоления трудностей при выполнении поделок
    Не огорчаться при неудачах
    Если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, послушай музыку, полежи на ковре, или посети уголок природы
    Обязательно вернись к своей работе
    Выбери форму попроще
    Рассмотри и проанализируй свою работу
    Обратись за помощью к взрослому
    Что развивает ручной труд у детей
    Развивают речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи
    Повышает сенсорную чувствительность
    Развивает воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
    Синхронизирует работу обеих рук.
    Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика).
    Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
    Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
    Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
    Вывод:
    Теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

    Принята

    педагогическим советом

    протокол № 2 от 31.08.2016

    Утверждена

    приказом по МБОУ

    «Школа-интернат№ 9»

    от 31.08. 2016 № 155п

    Рабочая программа

    учебного предмета

    «Художественный труд»

    Составитель:

    Учитель Гайдрих Ю.А.

    2017-2018 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по художественному труду составлена на основе:

    1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

    2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .

    3. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа-интернат № 9» от 31.05.2016 № 121п.

    Программа по художественному труду включает два раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование с конкретным распределением учебных часов по разделам предмета.

    Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд» носит коррекционный характер и предназначен для трудовой и творческой организации детей, занимающихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, 5 класса. Художественный труд - конкретная практическая деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Роль художественного ручного труда в становлении некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства детей с умственной отсталостью, в их трудовом, нравственно-эстетическом, и патриотическом воспитании неоценима.

    Программа включает два основных содержательных раздела: «Виды художественной техники» и «Конструирование и моделирование». В рамках первого раздела закладываются основные представления о различных видах художественной техники:

    Работа лоскутная мозаика, вытынанка - ажурное вырезание из бумаги, нетрадиционная аппликация, расширяют мировоззрение, представления учащихся о различных художественных техниках, о способах их выполнения, развивается эстетическое мировосприятие.

    Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся по обработке различных легкообрабатываемых материалов, технического кругозора, развитию умственных способностей и предусматривает: конструирование из растений, объёмное моделирование из бумаги, картона, ткани, различных материалов. Красной линией данного курса является коррекционная работа с учащимися.

    В практической деятельности у детей с умственной отсталостью воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, бережливость, стремление как можно лучше и качественнее выполнить работу. Особое внимание на занятиях по художественному труду уделяется технике безопасности труда и правилам поведения при работе с режущими и колющими инструментами. Художественный ручной труд является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются - это указывает на широкие

    возможности этой увлекательной полезной, творчески продуктивной и практической деятельности в целях всестороннего развития детей.

    Цель предмета: Приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

    Задачи:

    1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

    2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства,

    формировать основы эстетического восприятия.

    3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

    Предмет «Художественный труд» имеет специфические особенности, в частности носит коррекционный, воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

    Коррекционная цель: в процессе обучения максимально корректировать недостатки развития личности детей имеющих отклонения в здоровье.

    Для достижения коррекционной цели ежедневно на занятиях решаются следующие задачи:

      развитие кругозора, речи, мышления, глазомера и мелкой моторики;

      формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в задании, делать выводы, обобщать, видеть главное, анализировать проделанную работу;

      воспитание самостоятельности, самоконтроля, эстетического вкуса, коммуникативности и корректности в общении с окружающими людьми.

    В коррекционном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия детей с различной умственной отсталостью. Систематичность требует, не только решать задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения детей, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

    При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения. Для успешного обучения, на занятиях используется наглядный материал и натуральные образцы. Для формирования и закрепления умений и навыков предлагается большое количество упражнений в разных вариантах. Для поддержания устойчивой мотивации к занятиям художественным трудом, упражнения учитывают интересы воспитанников. Дети с нарушениями интеллекта обычно затрудняются в овладении такими обще трудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется индивидуальный практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретический материал даётся небольшими дозами, в основном при выполнении практической работы с опорой на наглядность в рисунках и доступных схемах с опорными словами, так как учащиеся имеют недоразвитие речи.

    Таким образом, программа не только способствует трудовой и социальной адаптации воспитанников, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на их личностные свойства, но и открывает воспитателю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения.

    Планируемые результаты.

      название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

      название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

      правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

      правильно пользоваться ручными инструментами;

      способы обработки различных материалов;

      правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

      соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

      анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

      экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

      соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

      организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

      бережно относиться к инструментам и материалам;

      экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

      самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

      выполнять работу, используя художественные материалы;

      правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;

      самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

    Учебно – тематический план

    п/п

    Наименование раздела

    Всего часов

    Вводное занятие

    Работа с бумагой

    «Волшебница природа»

    «Бумажные фантазии»

    «В царстве тканей и ниток»

    «Пластилиновая страна»

    «Остров ненужных вещей»

    Итого: 204 часа

    Календарно-тематическое планирование

    5 класс (6 часов в неделю).

    Всего часов

    Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

    Обработка бумаги. Оригами.

    Оригами « Рыбка».

    Оригами « Лягушка».

    Аппликация из бумаги. Листопад.

    Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

    Симметричное вырезание из бумаги. Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук).

    Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина. Головоломка-соревнование.

    Симметрия и асимметрия в композиции. Панно из бумажных листьев различной формы.

    Изготовление коробочек для карандашей.

    Аппликация «Рыбки в аквариуме»

    Флористика. Поделки из осенних листьев.

    Поделки из засушенных листьев и цветов.

    Рельефное изображение растений

    Рисуем бабочку.

    Аппликация из листьев «Бабочка».

    Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.

    Коллективное панно «Снова осень к нам пришла»

    Панно из семян «Узоры осени».

    Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами).

    Бумажные фантазии»

    (работа с бумагой и картоном)

    Теоретическое занятие;

    Изготовление цветов из салфеток;

    Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

    Поделки из бумажных тарелок;

    Изготовление елочки из бумажных салфеток;

    Контурное вырезание из бумаги

    «В царстве тканей и ниток»

    (работа с тканью, нитками, пуговицами)

    Теоретическое занятие;

    Панно «Аквариум»;

    Панно из разноцветных косичек;

    Знакомство со схемами по вязанию крючком;

    Вязание цветов по схеме;

    Вязание салфеток по схеме.

    «Остров ненужных вещей»

    (работа с бросовым материалом)

    Теоретическое занятие;

    Изготовление сувенира «Яблоки»;

    Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

    Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

    Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

    Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

    Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

    Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы «Лебединое озеро».

    Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

    Изготовление поделок по выбору детей.

    Учимся шить.

    Коврики из лоскутов

    Кукла-полотенцедержатель.

    Вышивание крестиком.

    1. Из истории вышивки.

    2. Подбор инструментов и материалов для работы.

    3. Простейшие виды вышивки.

    Изготовление салфеток с элементами вышивки.

    Лоскутная мозаика.

    1. Из истории лоскутной техники.

    Эскизы узоров. Подбор цветового решения. Изготовление лекал.

    2. Раскрой. Сборка фрагментов и изделия в целом.

    3. Наволочки для диванных подушек.

    4. Накидка на табурет.

    Цветы из лоскутов.

    Ваза обшитая кусочками ткани .

    Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

    Соленое тесто

    Из истории соленого теста

    Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

    Рецепт соленого теста

    Инструменты и материалы

    Обжиг и сушка

    Раскрашивание изделий

    Изготовление изделий из соленого теста

    Миниатюрные фигурки

    «Сова»

    «Гусеница»

    «Пчелки»

    «Ежик»

    Папье-маше

    Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской

    Из истории папье-маше

    Материалы и приспособления

    Технология выполнения изделий в технике папье-маше

    Оклеивание формы

    Изготовление простейших изделий

    Шар

    Ваза

    Изготовление имитации древнего сосуда из глины (пластика).

    Коллаж из ткани .

    Мозаичная аппликация .

    Выпуклые плетёные изделия. Браслет .

    Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами «Цветы в вазе».

    Обложка для книги (ткань, аппликация).

    Пригласительные билеты, поздравительные открытки с аппликацией.

    Жгутиковая керамика, изготовление контурного рельефа.

    Пластилиновая живопись. Зима. Пейзажи.

    Вырезки из бумаги. Силуэт.

    Бумажная пластика. Игрушки из конусов.

    Эстамп .

    Упаковки для подарков .

    Изготовление филимоновской и дымковской игрушки из глины.

    Создание собственной игрушки .

    Пасхальные сувениры. Расписное яйцо (папье-маше).

    Цветы из ткани «Подарочный букет».

    Бумажная филигрань. «Квиллинг» .

    Работа с природным материалом .

    Аппликация « Гроздья рябины» .

    Аппликация из салфеток « Розы» .

    Изготовление кашпо папье- маше. Роспись по мотивам декоративно- прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Жостово,Городец).

    Работа с солёным тестом .

    Изготовление поделки « Фрукты» .

    Коллективная работа « Натюрморт в корзинке».

    Панно « Цветы» .

    Изготовление статуэтки « Коты» .

    Изготовление фоторамки .

    Работа с глиной .

    Карандашница « Медвежонок» .

    Изготовление героев сказки « Волк и 7 козлят».

    Изготовление героев сказки « Три поросёнка».

    Изготовление героев сказки « Бурёнка из Матрёнкино».

    Изготовление поделки « Подсвечник» .

    Работа с тканью и нитками.

    Аппликация из ниток « Утёнок» .

    Аппликация из ткани « Герои мультфильмов».

    Изготовление сувениров из помпонов .

    Изготовление пальчиковых игрушек. Инсценирование театра.

    Изготовление мягкой аппликации на салфетке.

    Коллективная работа. Шитьё плоскостной куклы в русском костюме.

    Шитьё игольницы. Подарок маме.

    Работа с бросовым материалом .

    Эти волшебные коробки. Изготовление домиков « Улицы города».

    Изготовление цветов из пластиковых бутылок.

    Изготовление подставки под горячее из пробок.

    Изготовление шкатулки из открыток .

    Итого: 204 часа.

    Используемая литература:

    1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

    2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

    3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

    4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

    5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

    6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

    7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

    8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

    9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

    10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

    11. Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

    12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

    13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

    14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

    15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

    16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.