Тема 5.3. Развитие памяти в дошкольном возрасте

(лекции – 2ч., лабораторные – 2ч., СУРС - 2 ч.)

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цепи запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью И мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

Развитие памяти в младенчестве

С момента рождения на малыша действуют разнообразные раздражители: несоциальные (освещение, температура воздуха или воды для купания и пр.), социальные (голос, лицо матери, предметы обихода). Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, имеют важное значение для его последующего развития. У малыша формируются первые предпочтения, накапливается личный опыт, он осваивает новые формы поведения.
Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объектов. Малютка узнает лицо и голос матери. Это очень важное приобретение для малыша, свидетельствующее об избирательности по отношению к раздражителям. Оно помогает устанавливать контакты со взрослым.


В 3-4 мес. ребенок узнает предметы, связанные с кормлением, в 5 мес. отличает людей по голосам, в 6 мес. выделяет любимую игрушку. На 7-8-м месяце узнавание предмета опосредуется словом, о чем свидетельствует то, что малыш находит какую-либо вещь в ответ на вопрос взрослого: «Где...?» В 8-9 мес. малыш узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки. К 12 мес. он различает мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, а также по просьбе взрослого выполняет несложные движения: делает «ладушки», машет ладошкой при расставании.

Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно происходит по одному, часто несущественному, признаку. Незначительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье. В то же время признака, который находил в опыте малыша наиболее значимое подкрепление, бывает достаточно для узнавания. Дж. Болдуин описывает поведение семимесячного мальчика, который не узнал няню после ее длительного отсутствия, даже когда она заговорила. Узнавание произошло после того, как она запела.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием удлиняется, но остается по-прежнему небольшим. В виде свободных воспоминаний образная память наблюдается только в начале второго года жизни ребенка.

О первом появлении двигательной памяти свидетельствует сформировавшийся у малыша рефлекс на положение для кормления. Находясь в позе «под грудью», ребенок начинает делать сосательные движения, Процесс развития двигательной памяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учится ползать и ходить.

Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно. Если малыша в одно и то же время кормят, купают, постепенно у него формируется рефлекс на время, он начинает «готовиться» к соответствующему режимному процессу, например просыпается к кормлению. Если младенцу показали звучащую или необычную яркую игрушку, вызвавшую у него радость, он снова и снова требует ее; манипулирует с ней. Эмоциональная память все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания).

Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в связи с тем, что речь выступает отличительным признаком человека. Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрослый называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства. Это постепенно приводит к тому, что малыш начинает связывать предмет со словом, запоминает его название.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

Материал фиксируется ребенком непроизвольно;

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Память у новорожденных будет развиваться в несколько этапов. Это постепенный процесс, и нет конкретного возраста для определения полного развития памяти:

Время своего рождения, новорожденный записал у себя в уме, но на самом деле, он совсем не понимал, что с ним происходит. Узнавать ваш голос он начал уже на третьем триместре беременности. Корме голоса малыш с самого рождения распознает еще и ваш запах.

Будет уметь распознать ваше лицо среди незнакомцев уже через четыре дня после рождения. В ближайшее время, малыш начнет распознавать и папу, если он был рядом с вами во время беременности.

Этапы развития памяти новорожденного

В один или два года он будет помнить некоторые факты и слова, но они не будут связаны между собой, у ребенка еще нет собственного опыта. Он будет распознавать и других членов семьи, когда будет видеть их. На самом деле, как ваш новорожденный подрастет, он может удивлять вас тем, насколько много он помнит.

Будет в состоянии запоминать факты и события, которые с ним произошли. Это может быть поход в зоопарк с бабушкой или посещение качелей с папой.

Особенности запоминания у новорожденных

Так, память у детей формируется с обретением опыта (иногда и раньше) рождения. Каждое событие будет откладываться у него в памяти. Ребенок не сможет запомнить все свои переживания, через которые он прошел в раннем возрасте, но они, конечно же, оказывают влияние на развитие его способностей и возможности запоминать вещи.

Память ребенка тесно связана с теми вещами, которые он видит каждый день или просто часто. Если дети часто видят свою бабушку например, они быстро запоминают и могут отличить среди множества других. Эта способность вспоминать людей, которых ребенок раньше видел, дает ему чувство опасения к незнакомцам. Как правило, около восьми-девяти месяцев, ребенок может начать ощущать тревогу рядом с незнакомыми людьми.

Новорожденный, вероятно, будет в состоянии копировать часто происходящие вокруг него действия. В очередном исследовании ученый поднял три пальца вверх, чтобы увидеть, как группа детей будет реагировать на его действие. Некоторые из детей вспомнили и скопировали его движение в точности также, прежде чем могли сказать какие-либо слова!
По мере развития новорожденного, вещи, которые происходили с ним раньше, он сравнивает с теперешним. Затем малыш начинает использовать обретенный опыт, чтобы сформировать свои догадки будущем.

Память – это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?

Когда появляется память?

Многие специалисты уверенны, что память у детей есть с самого рождения. Кроме того существует вполне авторитетное мнение, что дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но только память эта абсолютно бессознательная. Так, когда появляется память у детей и как это происходит?

Только по достижению ребенком возраста 9 месяцев в детском сознании происходит определённый сдвиг – мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта. Этот минимальный объем составляет 750-800 куб. см. и является своеобразным Рубиконом. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам.

При появлении на свет объём мозга новорождённого ребенка достигает всего лишь 360-400 куб. см., не более. К годовалому возрасту мозг существенно прибавляет в размерах. В год его объём равняется 900-1000 куб. см. Нормой данной величины для взрослого человека является примерно 1400-1600 куб. см. и это притом, что «функциональная» часть мозга ничтожно мала, то есть интеллектуальный потенциал человеческого мозга составляет лишь 3-8%, или 10-20% – по разным данным и теориям.

Как формируется память у детей?

Говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.

В возрасте 7 лет детский мозг отличается всего на 10% от мозга взрослого. Но, несмотря на столь несущественную, казалось бы, разницу, думает ребёнок иначе, по-своему. Причем это совершенно не значит, что хуже. Отнюдь, просто по-другому.

Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.

Особенности детской памяти

На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Особенности детской памяти заключаются в том, что она детская память синкретична. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом. Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детская память является более долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства. Особенно это заметно в пожилом возрасте.

В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память у детей напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились. Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки. Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.

Детская память – это потрясающий, удивительный дар, который дается каждому в начале жизненного пути. Очень важно не упустить его, воспользоваться в полной мере, ведь именно в ранние годы в человеке закладываются основы мышления и сознания. Дети получают огромное количество самой разносторонней информации, которая обрабатывается в глубинах мозга, формируя мировоззрение и мировосприятие, которое «сопровождает» человека всю оставшуюся жизнь. Все мы «родом из детства», все мы из того самого удивительного времени, когда самая обычная шляпа походила на удава, который проглотил слона.

Что помнит ребенок?

Память ребенка – это совсем не то, что память взрослых! Родителям, всегда нужно помнить, что ребенок больше эмоционален, нежели логичен. Его способность запоминать проявится в отношении испытанных чувств и эмоций, которые он и запомнит, а не какие-либо факты, связанные с данной ситуацией.

В качестве примера, история из детства знакомого Дмитрия (таких примеров вы наверняка найдете уйму и в жизни своих знакомых, и в своей собственной). Однажды Дима поехал с родителями на дачу. Пока его папа рыбачил на речке, Дима решил построить «домик» в дачном дворе. С воодушевлением мальчик таскал какие-то стройматериалы, старался, мастерил, отстраивал «домик», но… Вернувшийся с рыбалки папа, сломал творение сына и велел убрать мусор. То ли Дима где-то не там разместил постройку, то ли что-то не то сделал, то ли были какие-то иные логичные причины, – по сути, не важно. Важно то, что мальчик запомнил лишь горечь и обиду – и, к сожалению, это именно то, что помнит ребенок всю жизнь. Сейчас, будучи взрослым человеком, Дмитрий даже молоток в руки старается не брать, он считает, что у него некая «аллергия на все, связанное со строительством». Казалось бы, бессмысленная куча хлама на дачном дворе, а каковы последствия…

А вот и еще пример, моя знакомая – знатный кулинар, среди знакомых – любит рассказывать, что она с детства обожала готовить, и даже в школе на уроках труда, учительница всегда ставила ее в пример другим девочкам. Любой мало-мальски грамотный психолог усомнится в правдивости ее рассказа и пояснит, что, скорее всего все было наоборот. Учительница похвала девочку за ее успехи, и та, получив грандиозный заряд положительных эмоций, стала стараться учиться готовить, чтобы вновь заслужить похвалу, и поэтому так полюбила этот процесс.

Главное, что нужно усвоить из этого родителям – это то, что помнит ребенок ощущения, причем как приятные, так и неприятные, а не какие-то конкретные детали. Если вы хотите чему-то научить ребенка, свяжите этот процесс с яркими, положительными эмоциями. И не забывайте, если вы в процессе обучения «сорвались», накричали и т.д., то малыш наверняка отвергнет ваши замыслы, как бы вы не старались объяснять ему важность и нужность этого, каких бы великих педагогов для него не нанимали.

Того же касается и «интересность» процесса обучения. Если он у ребенка вызывает скуку, то он, наверняка, отвергнет даже самое лучшее учение, ему будет трудно запомнить, трудно понять. Изменить подобное отношение к учебе в будущем будет сложно, сохраниться оно может на всю жизнь. Для примера, сын соседки просто бредил компьютером, мечтал научиться, им пользоваться, чтобы играть в какие-то игры, и она записала его на детский кружок информатики. Учительница же, так сосредоточилась на желании «впихнуть» в детские головки, как можно больше нужного и полезного, что вероятно совершенно не обратила внимания на то, чего в действительности хотят дети. В конечном итоге, ребенку стало скучно, неинтересно, он ничему не научился, забросил кружок, да и сам компьютер ему разонравился. Конечно, хорошо, что он целыми днями не сидит у компьютера, но в наше время необходимо обладать некоторыми навыками пользователя, да и опять-таки, скоро начнутся уроки информатики в школе, и какие оценки он будет получать? Теперь маме придется думать, как эту ситуацию исправлять. Ясно одно, если эмоции ребенка связанные с обучением, со школой, с домашними заданиями и т.д. будут приятными, ему и учиться будет легче и успешнее, и запоминать, и усваивать материал.

Мораль такова: так как ребенок помнит гораздо легче чувства, чем факты, нужно, чтобы у него складывалось как можно больше хороших воспоминаний, благодаря которым малыш непроизвольно накопит массу знаний.

Еще немного о том, как формируется память у детей, и как ее развить:

Клуб Увлеченных Мам

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы у его ребёнка была хорошая память. Ведь от этого зависит его успех во многих жизненных сферах. Как развивать память ребёнка? Это, в первую очередь, зависит от возраста малыша и его темперамента. Но, в любом случае, важно иметь представление об особенностях развития памяти у детей.

Какая бывает память?

Ещё несколько десятилетий назад известный психолог и педагог П.П. Блонский, исследующий мышление, память, речь, эмоции ребёнка и взаимосвязь этих психических процессов, выделил 4 вида памяти:

  • Моторная
  • Эмоциональная
  • Образная
  • Словесная

По убеждению профессора, память появляется у ребёнка именно в этой последовательности, и эти этапы развития памяти генетически обусловлены.

Возрастные особенности развития памяти у детей

С рождения до года

У новорожденного первой появляется моторная память , основанная на условных двигательных рефлексах. В первую очередь, это пищевые реакции ребёнка. То есть двухнедельный малыш уже «помнит» (на уровне рефлекса), что требовать еду можно раскрыванием рта или искательными движениями головы.

В первые месяцы жизни ребёнок отлично запоминает различные простые движения. Поэтому родители и акцентируют внимание на простейших подвижных играх и действиях («Ладушки», «Пока-пока», пальчиковые игры).

Примерно в 5 месяцев у малыша начинает функционировать эмоциональная память . Он узнаёт маму и других близких людей, реагирует на их появление улыбкой и радостными движениями рук.

К концу первого года жизни ребёнок знает много предметов. По просьбе найти что-либо, поворачивает голову в нужном направлении.

Второй год жизни

Главное достижение этого возраста - ходьба. Ребёнок научился ходить, а значит, у него теперь в разы больше возможностей для обогащения опыта и знаний об окружающем мире. Именно в этом возрасте у малыша складываются первые представления о людях, окружающих предметах, их величине и размерах, о действиях, которые можно с ними совершать.

В этот период закладываются основы образной памяти , что связано с появлением первых осознанных воспоминаний.

2-4 года

Этот возрастной период характеризуется активным развитием речи, в связи с чем воспоминания становятся более чёткими и полными. Начинает формироваться долговременная память, при этом лучше всего ребёнок запоминает то, что тронуло его эмоционально. Память носит непроизвольный характер, то есть у ребёнка нет цели что-то сознательно запомнить. Он запоминает то, что его впечатлило в рамках какой-либо (преимущественно игровой) деятельности.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

У ребёнка этого возраста прекрасно развита моторика, а значит, всё лучше становятся навыки, вырабатываемые на основе двигательной памяти. Это прыжки, бег, действия рук при умывании и одевании и т.п.

На этом возрастном этапе формируются основы логического мышления. Словесная память (которая начала складываться уже до года) сливается со смысловой. Ребёнок уже может составить осмысленный рассказ.

Старший дошкольный возраст

Всё также память ребёнка носит, в первую очередь, наглядно-образный характер. То есть дети лучше запоминают вещи и предметы через образные и эмоциональные переживания или описания. Отвлечённые понятия и абстрактные рассуждения плохо воспринимаются ребёнком.

К концу дошкольного возраста у ребёнка начинает проявляться произвольная память , то есть ребёнок задаётся целью выучить что-то.

Воспоминания становятся длительными и прочными. Если годовалый малыш способен удержать в памяти лишь то, что случилось несколько дней назад, в 3-4 года — несколько месяцев, то многие впечатления, полученные в старшем дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь.

Как развивать память ребёнка

Так как память ребёнка раннего возраста носит преимущественно непроизвольный характер, то развивать её лучше всего в игре.

Показывайте и называйте грудничку все окружающие предметы, пойте песенки и рассказывайте потешки. С годовалым ребёнком учите простые движения. Подкрепляйте эти движения весёлыми стишками. С 2-3 лет можно начинать играть в логические игры для развития памяти и учить стихи и песни.

О том, как развивать память ребёнка старшего дошкольного возраста, посмотрите в этом видеоролике

Идеи интересных игр для развития памяти ребёнка читайте на нашем сайте .

После того как родился ребенок достаточно скоро начинает различать тембр голоса, звуки, и их громкость. Умение запоминать образы формируется до года. До 4 месяца образ хранится в памяти не больше 1 секунды. Позже это время увеличивается, и ребенок может узнавать родителей в любое время. В 8-12 месяцев появляется умение узнавать предметы, как по частям, так и в целом. Малыш может активно искать какую-либо игрушку, что значит, что у него развивается долгосрочная память. Она развивается к 1,5 годам. Долговременная память нужна для долгого хранения информации. От 1 до 2 лет ребенок может узнать знакомых людей или предметы, не видя их несколько недель, а от 2 до 3 лет – даже через несколько месяцев.
Проверить насколько ребенок запоминает предметы достаточно легко, стоит только спросить, где лежит знакомый ему предмет. Малыш сразу начнет искать его глазами.
Дальше у ребенка развивается умение запоминать все большие объемы информации.
Когда малышу исполняется 7 лет, его детский мозг различен со взрослым мозгом всего на 10%. При этом ребенок думает совсем по-другому.

Чем же особенна детская память?

Дети не раздумывают, они воспринимают окружающий мир таким, каков он есть. Малыши принимают информацию в полном объёме, не разделяя при этом ее на отдельные события, предметы. Детские воспоминания более насыщенные и яркие, нежели у взрослых людей. Именно поэтому взрослые лучше помнят то, что было в детстве, чем то, что было пару дней назад.
Способность запоминать намного выше в детские годы, поскольку неразрывно связана с эмоциями. У ребенка каждый день – это открытие, поэтому информация запоминается и накапливается легче и быстрее.

Что же помнит ребенок?
Взрослым нужно знать, что ребенок чаще всего эмоционален, а не думает логически. Поэтому ему легче откладываются в память именно какие-либо эмоции и чувства, которые он испытал. Это важно знать родителям, поскольку малыш также будет запоминать и негативные эмоции, которых следует избегать.
Вывод: если вы хотите научить ребенка, вы должны сделать все, чтоб процесс был ярким, эмоциональным, позитивным.
Запомните одно, даже если сначала память у грудничка совсем короткая, он в любом случае ощущает вашу заботу, любовь, внимание. Поэтому дарите ему как можно больше положительных эмоций, которые обязательно помогут малышу вырасти спокойным, эмоциональным и любопытным.