Все как-то привыкли считать, что раз в России в 2000-е появилась твердая власть, то все решения, принимаемые из Федерального центра, неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и состоит «вертикаль власти», гарантирующая суверенитет и целостность государства.

Поэтому, когда в августе 2009 г. появилось поручение Президента Российской Федерации Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения... с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики», многие православные родители нашей страны вздохнули с облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в общеобразовательной школе реализовать право, которое дает п.1. статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования». Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер религиозного образования в школе, но «светский» уже не значит «советский», т.е. атеистический. Это вселяло (и вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в школе узнавать о Православии, за которым государство (в уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.

Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?

Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.

Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.

В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.

Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») - в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.

А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.

Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».

Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.

Филиал МБ ОУ Никитинской СШ – Шагаевская ОШ

Открытый урок по ОПК

Тема урока

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Учитель: Шипилова Любовь Николаевна

Цели и задачи урока:

Образовательные: знакомство с понятием семьи, дать представление о христианском понимании семьи; рассказать о последнем Императоре Николае II ; о празднике «Семьи, любви и верности». Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, уважительное отношение друг к другу

Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.

Ключевые понятия урока : семья, любовь

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, ромашки, дерево, видео и аудиоматериалы.

Ожидаемые результаты:

дети должны научиться:

отличать понятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, запомнить и воспроизвести историю Петра и Февронии, дать чёткое определение понятия «Семья»

План урока

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин

2

Ввод в тему урока

Представление притчи

8 мин

3

Сообщение темы урока

Наводящие вопросы учителя

2 мин

4

Беседа по теме

Понятие семьи из словарей и народная мудрость

5 мин

5

Физкультминутка

«Солнышко»

1 мин

6

Погружение в тему урока

Любовь (настоящая, ненастоящая – отличие).

6 мин

7

Слово и Семье Николая II

Связь темы урока с примером настоящей православной семьи

3 мин

8

Связь с заповедями

«Чти отца своего и мать свою». «Дарите любовь»

3 мин

9

Праздник

2 мин

10

Пётр и Феврония

История

2 мин

11

Видеоклип

«День семьи, любви и верности»

Ромашки

7 мин

12

Запись д/з

Оформить альбом. Мини сочинение о своей семье.

1 мин

13

Рефлексия

Я увидел… Я узнал… Я почувствовал…

2 мин

14

Итог

Ключ любви.

2 мин

ХОД УРОКА

На сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие, раскроем тайну и узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека!

А сейчас мы с вами увидим и послушаем притчу. Смотрите и слушайте очень внимательно.

Представление притчи

Старые птицы: Максим Пантюшин (4 класс), Денис Акулов (3 класс)

Рассказчики: Даша Власова, Настя Терешина (3 класс)

Птицы-дети: Данил Захаркин, Женя Козлов, Саша Никонов(4 класс).

Птица-разумница: Даша Якушкина(3 класс)

Спасибо за выступление, садитесь, пожалуйста!

Сообщение темы урока

Назовите главную мысли данной притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни). Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №3)

Беседа по теме

Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

А сейчас послушаем как раскрывается понятие Семья в различных источниках.

1 ученик ( группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе - Ушаков)

2 ученик (основанная на браке или кровном родстве малая группа людей - БЭС)

3 ученик (залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...)

4 ученик (Моя семья – моя крепость).

1 ученик (В семейной жизни самый важный винт - это ) .2 ученик (Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро). (слайды 4-9)

Физкультминутка

«Солнышко» (слайд №10)

Погружение в тему урока

Слово о Николае II

Связь с заповедями

Праздник

Пётр и Феврония

Видеоклип

Объяснение д/з

Ни одна семья невозможна, если нет любви.

«Любовью весь мир держится» (слайд №11). Мир без любви невозможен, немыслим. Но как понять «держится любовью»? (ответы детей) Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться? Ведь иногда за прекрасной наружностью человека скрывается чудовище, и наоборот за внешней неприметностью – преданное и любящее сердце. Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел: «Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит» (слайд 12). Давайте разберёмся, что значит, всё извиняет? (прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит. Это значит, полностью доверяет тому, кого любит). На всё надеется… (значит верит в лучшее). Всё переносит … (любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым).

Истинная христианская любовь в семье и должна быть такой.

Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать.

В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго. (слайд №13) Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Какая самая важная заповедь? (Чти отца своего и мать свою.) Человек, который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком. Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас (Смолин Артём) вам прочитает стихотворение, из дневника Государыни Императрицы Александры Фёдоровны.

(чтение стиха «Дарите любовь») (слайд № 14)

Дарите любовь. Взгляните кругом.
Помогайте
Тем, с кем рядом вам выпало
в жизни идти,
Дни их, как можете, украшайте,
Чтоб свой жизненный крест было им легче нести.

Дарите любовь. Взгляните -
поодаль ваш брат,
Отчаявшись, грех уж готов совершить.
Вы руку ему протяните, и рад
Он будет чистою, новою жизнию жить.

Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд № 15)

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.

А сейчас мы с вами посмотрим видеоклип. (во время видео открывается доска с семейными фото)

Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)

А теперь прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи.

Дома оформите страничку нашего альбома: приклеите фотографию своей семьи, ромашку и напишите мини сочинение о своей семье

Рефлексия

Я увидел…

Я узнал…

Я почувствовал… (слайд 16)

Итог

Что является ключом к счастливой семейной жизни? (любовь)

Сегодня я хочу подарить вам вот такие ключи, которые приоткроют дверцу любви в ваших сердцах! Спасибо за внимание! (слайды 17-18)

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

а) образовательные: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
б) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Ход урока

I. Оргмомент.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья)

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя : тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви. – Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Что значит благо тебе будет? (будет хорошо) (Слайд 16)

– Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

(заполнение строки: «Уважение родителей, старших членов семьи»).

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. (Слайд 17)

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

(заполнение строки: « Дети, радость»).

Задание по вариантам.

– Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

– В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

– Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате.

(заполнение строки: «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.

– Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные традиции. Что такое семейные традиции? (Слайд 18,19)

– В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

– Какие традиции и праздники есть в вашей семье? (Слайд 20)

(заполнение строки «Традиции и праздники»)

– Ребята, посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд 21)

(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.
  10. Воспринимай людей как равных себе.

V. Итог урока.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. (Слайд 22, 23)

Домашнее задание (по выбору):

1. – Отгадайте кроссворд:

По вертикали: 1. Имя, которое получила Феврония в монашестве. 2. Город, где жили и были прославлены святые Пётр и Феврония.

По горизонтали: 3. Имя муромской крестьянки, ставшей супругой князя и прославленной Церковью. 4. Имя князя, супруга Февронии. 5. Имя, полученное князем Петром в монашестве.

2. – Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

3.– Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.

Семья - это самое емкое слово. В нем слышится «семя» - жизни основа. Семь «я» - это семеро, связанных прочно, И будущих жизней - надежный источник. Семья - это радостный детский смех. Семья - то, что в жизни нам дарит успех! Пусть будут опорой друг другу родные, И пусть всех минуют несчастья любые! Семья - нашей жизни надежный оплот, Что в детстве и в старосты нас бережет. Семья - на любви построенный дом, Пусть радость и счастье царствуют в нём!




Библейское повествование о сотворении мира завершается установлением брачного союза. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). Мужчину и женщину соединяет Сам Бог, дающий их совместному выбору Божии освящение и благословение.


ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ От супругов требуется, чтобы они хранили "брак честен и непорочен", жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех» – говорили старцы. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом,оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»(1 Пет. 3,7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф. 5, 22–23). Поэтому в христыанской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав.


Хорошая, крепкая, полноценная семья – та семья, где супруги уважают друг друга, не протывопоставляю т себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся.




«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радосты для них обоих восхитытельнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудосты само единодушие приятнее богатства. У них одно питые из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святытель Григорий Богослов)


СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА ХРАНИТ ЛЮБОВЬ В ДОМЕ Молитва, усиленная и постоянная, является связующей основой каждой православной семьи. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство во всем остальном. Молитва – это духовная пища для души. Вся жизнь и быт членов православной семьи строятся на молитве. Все вместе молятся, вместе трудятся, ходят в храм, соблюдают посты и другие церковные традиции. Семейная молитва сильна.


РОДИТЕЛИ – ВСЕГДА ПРИМЕР ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ Процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Образ жизни в семье имеет огромное значение. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. Приобресты смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участые в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка в православной семье приучают с детства.


ЧЕМУ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ? С детства в православной семье приучают следующему порядку: старшие деты должны уступать младшим, прислужить им, если нужно, младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Детей приучают помогать друг другу. Когда деты маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком.


Родители – естественные посредники между Богом и своими детьми, так как именно им Господь вверил рождение детей, их воспитание и заботу о них. Вот почему важно и сильно благословение родительское, особенно же, если родители благословляют от всего сердца. Родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу родительского благословения. Деты должны дорожить родительским благословением: Делом и словом чты отца твоего и матерь, да найдет ты благословение от них. (Сир. 3, 8. 9).


Должносты в отношении к родителям предписывает пятая заповедь: чты отца твоего и матерь твою, да благо ты будет, и да долголетен будешь на земли. Итак, пятая заповедь предписывает следующие особенные должносты в отношении к родителям: 1) почтытельно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить родителей во время болезни и старосты; 4) после смерты родителей так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не протывные закону Божию и гражданскому.


А закончить свою презентацию мы бы хотели стыхотворением о маме… Я мамины добрые Руки люблю. Она мой хороший И преданный друг! В беде утешает Чудесным теплом. И молится Богу Со мной перед сном. Когда я болею, Не спит она ночь, Словами и лаской Мне хочет помочь. Она мне нужнее Всех в мире лекарств. Она мне важнее Всех взятых богатств!



1. Политова Светлана Валерьевна , учитель истории и обществознания

МБОУ Возрожденской средней школы Княгининского района

2. Модуль: Основы православной культуры

3. Урок №27 «Христианская семья»

4. Цели и задачи урока: Формирование у детей понятий семья, семейные традиции; воспитывать любовь и уважение к своей семье; развивать умение вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения. Воспитывать уважительное отношение к старшим.Формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

5. Предварительная подготовка учащихся к уроку : 1. Рисуют на тему «Счастливая семья» 2.Приносят фотографии своей семьи для подготовки учителем слайд-шоу « Когда моя семья со мной »3. Подготовленные ученики учат наизусть притчу о происхождении слова «Семья», стихотворение «Дружная семья». 4. Разучивают песню «Когда моя семья со мной».

6. Оборудование : запись фонограммы к песне «Когда мои друзья со мной», учебник А.В. Кураева ОПК, компьютер,мультимедийный проектор, презентация,электронное приложение к учебнику А. В. Кураева,раздаточный материал,рисунки детей на тему «Счастливая семья».

7. План урока:

1.Организационный момент (1 минута)

2.Эмоциональный настрой на урок (2 минуты)

3. Актуализация знаний (2 минуты)

4. Объяснение нового материала (20 минут)

5. Физминутка (1минута)

6. Первичное осмысление и закрепление (10 минут)

7. Рефлексия (2 минуты)

8. Итог урока (5 минут)

9. Домашнее задание (2 минуты)

8. Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Дети приветствуют учителя . Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Все ли готовы к уроку? А сейчас мы поиграем в игру «Желаем всем хорошего настроения».

2.Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Встаньте те, кто сегодня получил пятерки. - Встаньте те, кто знает как зовут прабабушку. Те, кто встал, говорят: «Желаем всем хорошего настроения».- - -Встаньте те, кто дорожит своей семьей. Те, кто встал, говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

Учитель: Ребята! Давайте отгадаем загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... Дети хором добавляют(Семья)

Учитель: - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Да, ребята, тема урока - Христианская семья.

3.Актуализация знаний.

Учитель: А знаете ли вы, как произошло слово «семья»?И что означает венчание?Почему святые Петр и Феврония-символы счастливой семьи и любви? Дети предлагают варианты ответов. Об этом и многом другом мы узнаем на уроке.

Работа с выставкой рисунков «Счастливая семья» по вопросам: Кто изображен на рисунке, почему это счастливая семья, какие цвета красок чаще всего использовались и т.д. Дети рассматривают рисунки, отвечают на вопросы учителя.

4.Объяснение нового материала (учитель рассказывает новый материал по презентации «Христианская семья»по плану)

Происхождение слова «семья». Подготовленная ученица наизусть рассказывает притчу (см. приложение)

Учитель: А какое определение семьи дается в учебнике? Дети работают со стр.86, поиск определения, записывают его в словарь в тетради.

Смысл Венчания. Дети слушают рассказ и работают с иллюстрациями в учебнике и слайдами презентации.

Рассказ о Петре и Февронии.

Учитель: Почему эти святые считаются покровителями семьи? Дети высказывают свои предположения.

Рассказ о Семье Романовых. (слайд)

Учитель: Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему вы так решили? Дети приводят свои аргументы .

Учитель: Действительно, это удивительная семья, глубоко верующая. Семья, в которой жила любовь. Ребята, а вам интересно знать, о чем писали любящие друг друга люди 100 лет назад?
Итак, перед нами строчки из писем русской императрицы Александры Федоровны с начала к своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу(читает письма)
.

Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.)

Какие слова говорят о любви? Дети ищут в тексте писем нужные слова и называют их.

5. Физминутка

Мы семья - всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем
С полок пыль мы вытираем,
Моем гладкие окошки
Со стола смахнем все крошки,
Протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

Рождение детей-смысл семейной жизни

Учитель: Вспомните 5-ую заповедь об отношениях родителей и детей. Дети читают вслух со слайда: « Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» - Как вы понимаете эти слова? Дети высказывают свои мысли.

Но иногда дети нарушают эту заповедь и ведут себя не по- христиански, по-хамски, нетактично. Прочитайте на с. 87 рубрику «Это интересно» и узнайте как и почему в нашем языке появилось слово «хамство», а затем значение слова «тактичность» в тексте параграфа с.87 и запишите в словарь. Дети читают про себя текст в учебнике, отвечают на поставленный вопрос, сверяя правильность записи в словаре с слайдом с помощью самопроверки.

Учитель: Семья-это не только дети и родители, но и другие близкие родственники.О них я и буду загадывать вам загадки.(см. приложение) Дети разгадывают загадки.

Семейные традиции

Учитель: Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции». Какие семейные традиции изображены на слайдах?(венчание, крещение, семейный обед, праздники )А какие традиции есть в вашей семье мы узнаем, посмотрев слайд-шоу « Когда моя семья со мной ». Дети комментируют фото своей семьи(Кто на фото? Где и когда сделаны снимки? Чем и почему запомнился запечатленный момент? и т.п.)

Учитель: Счастлива та семья, где царит любовь и дружба, как в стихотворении «Семья» М. Тахисовой. Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение «Семья» М. Тахисовой.(см. приложение)

6.Первичное закрепление

Работа по раздаточному материалу(см. приложение). Дети работают по раздаточному материалу в парах, при необходимостипомогая друг другу. Задания проверяются фронтально.

Выполнение задания тренажер(Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева). Дети работают фронтально с учителем.

7.Рефлексия.

Учитель: Ребята, я вам предлагаю дополнить фразу:

Я сегодня узнал новое….

Я расскажу дома о…

Мне особенно понравилось (запомнилось)… Дети в свободной форме высказывают свои мысли.

8.Итог урока.

Учитель: На память об уроке я подарю вам, ребята, памятки-заповеди о семье. Надеюсь, что они помогут вашим семьям быть счастливыми.(см.приложение). Учитель раздает детям памятки.

В заключении давайте исполним песню«Когда моя семья со мной» (см. приложение). Дети поют хором песню .

9 . Домашнее задание (1 по выбору учащихся).

1.Написать мини-сочинение о своей семье.

2.Составить генеалогическое древо своей семьи.

3.Сделать презентацию о своей семье.

Приложение

Семья.

Когда о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я»

Кто платья сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, Я» - тихо молвила Ева. - «Я, Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья!

Загадки

1. То сидит носочки вяжет,то пирог нам испечет. На ночь сказочку расскажет или песенку споет. (бабушка)

2.Вместе с бабушкой живет он уже немало лет.

Знаем все мы без сомненья это самый лучший …(дед)

3.В гараже кто пропадает, меры времени не знает, говорит приду сейчас, ждем его четвертый час.(папа)

4.Доброе слово, нежные рукитебя приласкают, возьмут на поруки,Учит нас правде, поступкам красивым, как стать человеком добрым и сильным.(мама)

5. Он для деда лучший друг, потомучтоэто…(внук)

6.Мамина помощница рядом день и ночь. Кто же эта умница? Эта наша …(дочь)

«Семья» М. Тахисова

Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничьей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень лю блю!

Раздаточный материал

Задание 1. Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока и подчеркни их.

Любовь пламенная, крепче ограды каменной;

Нет такого дружка, как родная матушка;

Семь раз отмерь и один раз отрежь;

Вся семья вместе — и душа на месте;

Любовь, да совет, на том и стоит свет.

Задание2.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду, и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ

ВЕРНОСТЬ

Памятка-Заповедь

1. Свято храни честь своей семьи.

2. Люби свою семью и делай ее лучше

3. Будь внимательным и чутким, готовым всегда прийти на помощь членам своей семьи.

4.Дари родителям радость.

5.Умей приносить пользу своей семье.

Песня «Когда моя семья со мной»

1.Рассказать хочу вам я,рассказать хочу вам я. От друзей не скрою:

Дом родной, моя семья, дом родной, моя семья-самое родное.

Припев:

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

Когда моя семья со мной (2 раза)

2.Суп варить и гвоздь забить, суп варить и гвоздь забить здесь меня научат.

Вместе время проводить,вместе время проводить не бывает скучно.

Припев:

3.Мамой я своей горжусь, мамой я своей горжусь, всех она дороже.

Если где-то ошибусь,если где-то ошибусь, мамочка поможет.

Припев:

4.Есть ребята у меня, есть ребята у меня папа самый лучший.

И скворечник смастерить, и скворечник смастерить он меня научит.

Припев:

9.Литература:

1. Учебник А. В. Кураев « Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012г.;

2. Дивный свет. Дневниковые записи, М.: Русский паломник, 2005г.

3. М. Тахисовастихотворение «Семья».

4. Концепция просветительского проекта « Сормовская слобода».Выпуск1 Н. Н.2011 г.