Девчата, как же мне надоели эти врачи со своими несуществующими диагнозами… Сил нет. У меня здоровый ребенок без малейших отклонений, но даже ему ставят всякую ерунду, не основываясь ни на чем. Хорошо, что хватает ума не впадать в панику и не вестись на этот бред. Сегодня были у невролога и нам поставили ПЭП. Я почему-то так и думала, что без диагноза детей не бывает - так видят наших детей врачи. Послали нас на НСГ… Теперь пока не сделаем, педиатр не отстанет. Вставляю статью для всех кто вериит неврологам с первого слова:

Очень часто после рождения или в , малышу выставляют множество непонятных и пугающих неврологических диагнозов. Кроме того, родителей пугают страшными последствиями этих диагнозов и выписывают большое количество достаточно серьезных препаратов и различные другие методы лечения, довольно часто не такие уж и дешевые. Разобраться в загадочных аббревиатурах диагнозов и немного прояснить ситуацию попробуем в этом материале.

О диагнозах…

Детская неврология – одна из сложнейших отраслей педиатрии – тут еще до сих пор очень много гипердиагностики (постановки множества избыточных диагнозов) и неизученных процессов. Постоянно совершенствуются методы исследования, поэтому с каждым годом происходит постоянный пересмотр подходов к постановке диагноза его лечению. Многие диагнозы, которые выставлялись еще 20 лет назад, сейчас не являются отклонениями или не существуют вовсе. К таким можно отнести и загадочную аббревиатуру ПЭП.

ПЭП или перинатальная энцефалопатия – не существующий во всем научном мире, и давно устаревший и в России диагноз. Это даже не диагноз, а собирательное понятие, характеризуемое нарушениями структуры и(ли) функции головного мозга и нервной системы, которые возникают в период с 28 недели беременности до 7 суток с момента рождения, то есть никакой конкретной информации нет вообще. Более того, в дословном переводе с латыни термин расшифровывается еще проще – «энцефалон» - мозг, голова, «патос, патия» - патология, нарушение или проще говоря – «что-то с головой». Из этого легко можно заключить, что данный диагноз выставлять конкретному ребенку не представляется возможным – потому что, если у ребенка и выявляются болезни нервной системы и мозга в частности, они все имеют свое четкое классифицированное по МКБ-10 (международная классификация болезней) название.

К болезням нервной системы можно отнести – кровоизлияния, пороки, опухоли, воспалительные процессы, инфекции и травмы. ПЭП в этой классификации не включены. Многие неврологи заменяют термин ПЭП на ГТП ЦНС или «гипоксически-травматическое поражение ЦНС», что суть одно и то же, просто выраженное другим терминами и не меняющее ситуации.

Откуда такие диагнозы?

Курс детской неврологии очень сложен, врачи-педиатры и неонатологи не всегда полностью владеют знаниями в области детской неврологии, порой принимая являющиеся нормой для ребенка симптомы за патологию, а штатных детских неврологов в роддомах мало или нет совсем. Неврологический осмотр младенца – дело сложное, на его правильность влияют многие факторы – как внешние, так и со стороны малыша.

Итак, ложные результаты могут быть получены в случае, если малыш голоден, если он спит и его пришлось будить для осмотра, если он тепло закутан и перегрелся. Если в помещении холодно или слишком жарко, и даже если врач чересчур активно проводит свои манипуляции. О правильности осмотра не приходится говорить и в условиях, когда за день это не первый специалист, и малыш уже находится в состоянии стресса вместе с мамой, от хождения по кабинетам и стояния в очередях.

Что не болезнь?

Малыши первого года жизни имеют еще незрелую нервную систему, а мозг младенца формируется в процессе роста и развития. Поэтому многие патологические для взрослых и старших детей симптомы со стороны нервной системы, для малышей раннего возраста - вариант нормы.

Не являются патологией невыраженные и незначительные расширения желудочков мозга и межполушарной щели по результатам нейросонографии (УЗИ мозга). Не может бы выставлено состояние гиперактивности, это диагноз более старших детей. Не являются признаками поражения нервной системы упорные срыгивания после кормления, он требуют наблюдения и обследования, но однозначно приписывать их к проблемам по неврологии нельзя. Нормальной считается мраморная окраска кожи – это когда на фоне белой кожи видно наличие красных и синих разводов, сосудиков, напоминающий окраску мраморных плит. Не стоит беспокоиться и о вставании на цыпочки и хождении на носках, особенно в самом начале формирования навыков хождения.

Часто у детей до 3-4 месяцев отмечается тремор (дрожание) подбородка при плаче или резком волнении, что тоже не является поводом для лечения, кроме этого сюда же стоит отнести и дрожание кистей рук во время плача или испуга. Не стоит волноваться и при наличии у ребенка закатывания вверх глаз таким образом, что видна полоска белка, наличие небольшого косоглазия до полугода.

У малыша могут быть влажными и прохладными стопы и кисти рук, даже если он хорошо одет, это особенности кровообращения ребенка. Коме того, не считается патологией пульсирующий или выбухающий при крике родничок, большой или малый размеры родничка, и динамика его закрытия у всех своя – это требует только наблюдения и контроля. Также для малышей считается нормальной метеочувствительность.

Все описанные состояния требуют динамического наблюдения участкового совместно с неврологом и не более того.

На что обращать внимание

Все малыши индивидуальности с самого рождения, и развитие их идет по своим определенным программам, влияют и здоровье, и наследственность, и даже пол. При оценке психомоторных навыков и общего развития надо обращать внимание только на крайние сроки формирования тех или иных навыков. Приведем экспресс-опросник, который может служить ориентиром при оценке тех или иных симптомов. И на что нужно в случае сомнений обратить внимание врача. Серьезными отклонениями являются сроки превышающие полтора-два месяца.

Когда ваш малыш начал держать голову? – срок 1-1.5 мес.
- когда кроха начал переворачиваться? – начало в 3-4 месяца, активные перевороты к полугоду.
- возникали ли у малыша игры с ножками – хватания, засовывания в рот? – у некоторых начиная с 3-4 месяцев, а общий возраст 6-7 месяцев.
- когда начал садиться? С положения на спине обычно садятся раньше, с положения на четвереньках позже, оба варианта нормальны – средние сроки – в 6-8 месяцев.
- когда начал ползать, как это делал? Сначала малыши раскачиваются, стоя на четвереньках, ползают назад, потом перед. Нормой считают ползание по-пластунски, на четвереньках и даже боком – средние сроки примерно 7-8 месяцев.
- когда стал вставать без опоры? – обычно это 9-11 месяцев.
-хождение без поддержки обычно начинается в 9-18 месяцев.
Ориентируясь на средние сроки, вы сразу можете заметить отклонения, требующие консультации со специалистом.

Последствия…

Отрицательных последствий от таких диагнозов немало, гипердиагностика не проходит даром для семьи. Конечно, выставление таких диагнозов, связанных с нервной системой у родителей, далеких от медицины вызывает состояние тревоги, если не страха. Родители начинают считать ребенка неполноценным, глубоко больным, это приводит к внутрисемейной нестабильности, родители начинают искать причины, обвиняя себя и партнера. У родителей изменяются понятия нормы, и когда независимое исследование или консультация у другого специалиста не выявляет патологии, родители начинают проявлять сомнения. Гипердиагностика приводит к необоснованным тратам на лечение, врачей и реабилитацию, которых не требуется.

Для ребенка негативных последствий может быть и еще больше. Первое, что негативно влияет – это гипердиагностика несет под собой боле частые походы по врачам, что, несомненно, повышает риск контакта с больными малышами и заражения инфекциями, вызывает стресс и боязнь «белого халата».
Второе, все эти диагнозы ведут к назначению ненужного лечения, которое порой не проходило полный контроль на этой возрастной группе и имеет побочные действия, приводя к плачевным результатам.
Третье, часто имеющиеся на самом деле нарушения в нервной системе склонны приписывать ПЭП, хотя проблемы порой совершенно другого характера, и поэтому он не корректируются и не лечатся правильно, что порой еще больше углубляет нарушения.

Как наблюдать за малышом?

Практически все патологии нервной системы выявляются в процессе активного наблюдения за малышом, и иногда требуется не один месяц для принятия окончательного решения о проблеме. Поэтому все осмотры невролога проводятся в строго декретированные сроки – когда у малыша в неврологическом плане наступают ключевые этапы – обычно это первый, третий, шестой месяцы и год. Однако, в случае возникновения сомнений или появлении тревожных симптомов, посещение невролога возможно с первого же дня жизни. Если возникают сомнения в диагнозе и лечении – стоит проконсультироваться у нескольких специалистов, благо, что современные условия это позволяют.

Лечим? Или не лечим?

На самом деле только очень реально существующие, серьезные и четко выставленные диагнозы требуют серьезной медикаментозной терапии. Это всегда препараты, направленные на конкретную проблему – снижение тонуса мышц при спастических параличах, противосудорожные препараты при судорогах. А вот при ПЭП обычно назначают препараты широкого спектра действия и не всегда проверенные и имеющие доказанную эффективность у детей. Многие их данных препаратов в условиях поликлиники назначать вообще запрещено. Они назначаются только под постоянным контролем врача-невролога в условиях стационара и только по строгим показаниям, так как имеют большой список побочных действий.

Итак, какие препараты стоит поставить под сомнения из назначений? Это группа сосудистых препаратов – циннаризин, сермион, кавинтон. Затем группа гидролизатов нейропептидов или аминокислот - актовегин, солкосерил, кортексин, церебролизин. Недопустимы ноотропные препараты – пирацетам, аминалон, фенибут, пикамилон, пантогам. Также стоит ставить под сомнение назначение гомеопатии, растительных препаратов – валерианы, пустырника, брусничного листа, медвежьих ушек и тд.

Все утверждения об улучшении питания мозговой ткани - это мифы, все эти препараты назначают большинству малышей, но они не проходили надлежащих исследований и судить об их эффективности и безопасности нельзя. Использование таких лекарств в лучшем случае окажется бесполезным. А при некоторых болезнях может и навредить – могут возникнут аллергия, вплоть до анафилактического шока, нарушения сердечной деятельности, работы почек или самой нервной системы, которую лечат.

Если диагноз или назначенное лечение показались вам необоснованными, если вы сомневаетесь, всегда стоит проконсультироваться у другого специалиста и в другой клинике.

Даже у детей первого года жизни может обнаруживаться патология нервной системы, причинами которой являются нарушения в периоде внутриутробного развития плода (инфекции, гипоксия плода) или тяжелое течение родов. Последствиями поражения нервной системы может стать задержка умственного и физического развития ребенка, нарушение речи и др. Наблюдение врача-невролога, таким образом, показано каждому ребенку с определенной периодичностью. В данной статье ответим на возможные вопросы родителей и устраним их беспокойство по поводу того, что же смотрит врач-невролог у детей.

Поражение нервной системы у грудничков встречается достаточно часто. Но заболевания эти могут иметь скрытую форму, поэтому на первом году жизни малыши неоднократно осматриваются невропатологом: при рождении, в 1 мес., в 3, 6, 9 мес. и по достижении года. Иногда врачи назначают и более частое наблюдение за младенцем по индивидуальному графику. Особое внимание уделяется .

В некоторых случаях, помимо осмотра невролога, назначается дополнительное аппаратное обследование. Раннее выявление и своевременное лечение могут значительно снизить или даже исключить последствия неврологической патологии у детей старшего возраста.

Осмотры невролога грудничкам следует обязательно проводить даже при отсутствии жалоб у родителей. Именно на первом году жизни малыш интенсивно развивается, и врачу легче выявить отклонения.

При осмотре малыша невролог проводит осмотр головы, определяет размеры ее, состояние и величину родничка. Обращает внимание на симметричность лица и глазных щелей, размер зрачков, движения глазных яблок (выявление ). При каждом осмотре проверяются рефлексы, мышечный тонус, объем движений в суставах, чувствительность, наличие навыков и коммуникабельность ребенка.

Еще в родильном доме младенцу проводят УЗИ головного мозга для исключения кист, которые часто появляются при гипоксии плода. Если обнаружены кисты, то такое обследование проводится в динамике. Кисты размером до 3-4 мм должны исчезать бесследно.

Осмотр в 1 месяц

Врач обращает внимание на позу ребенка (она еще напоминает внутриутробную), проверяет наличие и симметричность безусловных рефлексов у малыша, мышечный тонус (преобладание тонуса сгибателей – согнуты ручки и ножки, кулачки сжаты) – он обязательно должен быть симметричным.

Движения малыша еще хаотичны, координация их отсутствует. Дитя в месячном возрасте может на какое-то время задерживать взгляд на предмете и следить за его движением. Кроха уже улыбается, услышав ласковую речь.

Невролог измеряет окружность головы малыша и проверяет размеры и состояние большого родничка. На первом полугодии ежемесячно размер головы увеличивается на 1,5 см (средняя окружность при рождении 34-35 см), а на втором полугодии – на 1 см.

Осмотр в 3 месяца

Поза малыша более расслаблена, так как тонус сгибателей уже снизился. Ребенок может брать в рот кулачки, захватывать ручками предметы. Он хорошо удерживает головку. Если младенец головку не держит – это может указывать на отставание в развитии. Кроха уже может смеяться, проявляет оживление при контакте и показе игрушки.

Осмотр в 6 месяцев

Малыш должен самостоятельно переворачиваться на живот и на спинку, поднимать головку, опираясь на ручки. В положении на спине дитя может поднимать стопы и играть с ними. К 6 месяцам ребенок сидит, может не только держать игрушку, но и перекладывать из ручки в ручку. Полугодовалый ребенок узнает близких, особенно маму. На чужих людей может реагировать плачем. Иногда малыш в 6 месяцев произносит слоги.

Осмотр в 9 месяцев

Некоторые детки уже ползают, с поддержкой встают на ножки. Ребенок может переступать ножками, удерживаясь за опору. Врач оценивает и мелкую моторику: способность взять предмет двумя пальчиками и удержать его. Малыш подражает движениям взрослого: умеет при прощании помахать ручкой, хлопает в ладошки и т.д.

Кроха хорошо знает родителей, понимает значение многих слов и слово «нельзя», находит (по просьбе) знакомый ему предмет из числа других. Если родничок у ребенка остается открытым, то назначается дополнительное обследование (УЗИ головного мозга, МРТ).

Осмотр в год

Врач оценивает развитие малыша, его навыки и умения. Ребенок должен уметь подняться на ножки, стоять, ходить за ручку. Окружность головы за год увеличивается на 12 см. Грудничок хорошо пьет из чашки, должен правильно держать ложку и кушать из нее. Малыш узнает всех членов семьи, знает названия и показывает части тела (ушко, носик, глазки и т.д.), произносит некоторые слова.


Внеплановое посещение невролога

Родители должны насторожиться и посетить врача внепланово при таких симптомах:

  • частые или обильные срыгивания;
  • повышенная возбудимость, частые вздрагивания;
  • или конечностей (в покое или при плаче);
  • при повышенной температуре;
  • выбухание и пульсация родничка;
  • нарушения в походке: малыш не встает на стопу полностью, ходит на пальчиках или поджимает их;
  • задержка развития.

Осмотры после года


Осмотр и помощь невролога может понадобиться ребенку в любом возрасте.

График осмотров таков: невролог в плановом порядке должен осмотреть детей в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

При осмотрах оценивается физическое развитие, мышечный тонус, наличие и симметричность рефлексов, координация движений, цвет и тургор кожных покровов, чувствительность, речь, умственное развитие, наличие или отсутствие очаговых неврологических симптомов.

При необходимости врач может назначить дообследование: осмотр окулиста с осмотром глазного дна, УЗИ головного мозга, ультразвуковую допплерографию, рентгенографию черепа, МРТ мозга, электроэнцефалографию.

Родители должны обратиться внепланово к неврологу при таких симптомах:

  • нарушение речи ( , задержка речевого развития);
  • недержание мочи ();
  • нарушения сна;
  • тики (повторяющиеся, часто непроизвольные, движения или высказывания, подергивания мимической мускулатуры, гримасничанье, моргание, сопение, ощупывание вещей, отбрасывание волос, повторение слов или фраз и др.);
  • обмороки;
  • укачивание в транспорте;
  • повышенная активность, неусидчивость, рассеянное внимание;
  • черепно-мозговые травмы.


Резюме для родителей

В зависимости от течения беременности и родов, наследственных факторов ребенок может иметь неврологическую патологию даже в самом раннем возрасте. Осмотры врача-невролога дают возможность выявить изменения со стороны нервной системы на ранних сроках, что позволит провести своевременное лечение.

Осмотр невролога для грудничка является обязательным в 1, 3, 6, 9, и 12 месяцев жизни. Что смотрит детский невролог на приеме – этот вопрос интересует каждую маму. Осмотры невролога для грудничков обязательны даже если они абсолютно здоровы. Столь частый контроль совсем не безоснователен, неврологический статус младенца меняется каждые три месяца. Именно в эти периоды происходит интенсивный рост малыша и формирование у него определенных навыков, поэтому любые отклонения будут видны.

Перед выпиской из родильного дома малышам проводится нейросонография (или УЗИ головного мозга). Иногда при данном обследовании у малышей находят кисты головного мозга. Причины возникновения кист у малышей еще недостаточно изучены. Предположительно они появляются вследствие гипоксии (кислородного голодания). Если размеры кисты не более 3-4 мм, то к 3 месяцу они рассасываются бесследно. При обнаружении у младенца кисты головного мозга показана нейросонография в динамике.

Заболевания нервной системы у детей первого года жизни встречаются нередко, и обычно связаны с патологией беременности, тяжелым течением родов, внутриутробными инфекционными заболеваниями крохи, травмами и другими причинами. Особенный контроль со стороны невролога должен осуществляться за малышами, которые родились недоношенными.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  • Тревожный сон ребенка;
  • Частые ;
  • Подергивания конечностей, дрожание (тремор) подбородка и конечностей;
  • Фебрильные судороги;
  • Задержка развития малыша.

Осмотр в 1 месяц

Осмотр невролога в 1 месяц включает оценку позы ребенка, наличие и выраженность . В 1 месяц все безусловные рефлексы новорожденного должны быть ярко выражены и симметричны. Угасает к 1-1,5 месяцам лишь рефлекс автоматической опоры и ходьбы.

Оценивается мышечный тонус , так как мышцы сгибателей еще находятся в гипертонусе, то положение малыша сохраняет еще внутриутробную позу – ножки и ручки согнуты, кулачки крепко сжаты. Тонус мышц с обеих сторон должен быть одинаковым, если с одной стороны гипертонус выражен сильнее, а с другой слабее, то это может говорить о патологии. Но при пробуждении ото сна к концу 1 месяца кроха уже может потягиваться.

Все движения малыша еще нескоординированы и хаотичны. уже может ненадолго сфокусировать взгляд на предмете и проследить за его движением в горизонтальной плоскости. Так же к 3-4 неделе жизни у крохи должна появиться улыбка в ответ на ласковое обращение. Если кроха в возрасте 2-4 недель способен удерживать голову, то это тревожный симптом, который может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления. Осмотр невролога в 1 месяц один из ключевых, поэтому важна квалификация специалиста.

Осмотр в 3 месяца

Осмотр невролога в 3 месяца один из самых важных. Главное достижения жизни – это найденные собственные руки. Кроха может разглядывать их или просто засовывать кулачки в рот. К 3 месяцам начинают угасать большинство рефлексов новорожденных, так как регуляцию на себя все больше берет кора головного мозга. Большинство рефлексов ослабевает или исчезает. Хватательный рефлекс к концу 3-4 месяцев в норме должен угаснуть, вместо него развивается произвольное захватывание предмета. Еще одно достижения – это способность в вертикальном положении. Если к этому сроку кроха еще не способен самостоятельно держать голову, то это может быть проявлением гипотонуса или отставанием в росте и развитии.

К 3 месяцам у малыша присутствует комплекс оживления в ответ на общение или любой оптический раздражитель. Так же обычно к этому сроку мама уже может услышать смех ребенка. Тонус сгибателей к этому времени должен ослабнуть, и поза крохи становится более расслабленной.

Осмотр в 6 месяцев

проводится с оценкой умений крохи. Ребенок в 6 месяцев должен уметь переворачиваться со спины на живот и обратно, в положении на животе высоко поднимать голову и опираться на вытянутые предплечья. Малыш узнает маму, а вот на чужого человека может отреагировать по-разному (например, плачем). К полугоду ребенок уже может уверенно удерживать в руках игрушку и даже перекладывать ее из одной руки в другую. Обычно к 6 месяцам малыши уже могут сидеть (хотя бы с поддержкой). Лежа на спине, кроха может играть со своими стопами. Его движения становятся все более координированными и целеустремленными. Эмоциональные проявления становятся все более разнообразны, малыш повторяет слоги.

После 6 месяцев темпы прироста окружности головы уже составляют 1 см за месяц.

Осмотр в 9 месяцев

На осмотре невролога в 9 месяцев оцениваются данные физического развития малыша – он уже должен самостоятельно сидеть, многие дети уже встают на ножки и ползают. Оценивается развитие мелкой моторики малыша – он способен брать предмет 2 пальчиками и удерживать его. Кроха все больше подражает движениям взрослых, уже может хлопать в ладоши, махать на прощание ручкой. Он хорошо знает своих родителей, подозрительно относится к незнакомым людям. Ребенок уже знает значения произносимых слов, находит знакомые ему предметы среди других. В этом возрасте малыш уже должен понимать запреты.

Осмотр в 12 месяцев

К году малыш становится все более осмысленным человечком. Навыков и умений становится все больше. К 12 месяцам кроха уже может подняться на ножки, стоит и ходит за ручку. Если ваш ребенок еще не ходит самостоятельно, не расстраивайтесь. Волноваться стоит, если и к 1,5 годам малыш не ходит самостоятельно. Малыш уже умеет пить из чашки, самостоятельно держать ложку и есть из нее, знает названия многих предметов, указывает части тела, знает всех членов семьи, произносит отдельные слова. Окружность головы за год должна увеличиться на 12 см.

Очень важным специалистом является детский невролог, который занимается проблемами центральной и периферической нервной системы у пациентов от рождения до 18 лет. По статистике у каждого пятого ребенка отмечаются функциональные или органические проблемы с ЦНС, которые требуют консультации невропатолога. Предотвращение прогрессирования патологий нервов у детей позволяет избежать необратимых нарушений, которые значительно снизят качество жизни.

Детский врач невролог должен быть хорошим и компетентным в своей области специалистом, чтобы эффективно проводить диагностику и лечение соответствующих патологий. У детей нервная система длительное время не является совершенной и продолжает развиваться вплоть до совершеннолетия, нуждаясь во внимательном сопровождении. Пропущенная патология может стать причиной инвалидизации, но при этом редко приводит к смерти.

Когда обращаться к детскому неврологу?

Родители должны знать, что лечит детский невролог и когда к нему обращаться за помощью. В детском возрасте, когда социализация ребенка находится в состоянии активного развития, причем процесс этот происходит индивидуально, трудно заметить какие-либо проблемы в неврологической сфере . Родителей должны настораживать следующие симптомы, которые являются поводом обратиться в клинику неврологии:

  • повышенная возбудимость ребенка, которая проявляется плохим засыпанием, поверхностным сном, постоянными пробуждениями и капризностью;
  • для новорожденных невролог отмечает особенный симптом: дрожание конечностей и головы во время плача или беспокойства;
  • частые, немотивированные срыгивания;
  • апатия малыша, отсутствие интереса к окружающей реальности;
  • судорожный синдром во время лихорадки любого генеза;
  • частые головные боли у детей постарше (у малышей субъективный симптом никак не определить, поэтому следует обращать внимание на общее состояние и настроение ребенка);
  • обморочные состояния (два и более раз за определенный промежуток времени);
  • непроизвольные подергивания мышц разных групп;
  • чрезмерная двигательная активность (самостоятельно оценить ее сложно, поэтому детский невролог проверяет отклонения от нормы с помощью различных тестов);
  • задержка развития на первом году жизни, о которой должен сообщить педиатр;
  • энурез в возрасте после 5-6 лет;
  • заикание и другие дефекты речи.

Нужен ли профилактический осмотр детей?

У малышей младше 12 месяцев детский врач смотрит различные отклонения от нормы каждые 4 недели.

Необходимость подобного подхода обусловлена тем, что родители не смогут самостоятельно оценить физиологию развития малыша и вовремя заметить патологические изменения.

Такая же ситуация обстоит с детским неврологом, которого рекомендуется посещать в следующие периоды:

  • через месяц после рождения;
  • в 3 месяца;
  • в полгода;
  • после достижения годовалого возраста;
  • в 4-5 лет (преддошкольный период);
  • в 7 лет (младший школьный);
  • в 13-14 (подростковый).

Невролог для детей наблюдает за формированием нервной системы вплоть до подросткового периода, где происходят серьезные гормональные перестройки. Профилактические осмотры у данного врача позволяют в начальные сроки заметить нарушения и не довести их до тяжелого течения. Кроме того, невролог вовремя может обнаружить психомоторное недоразвитие или отставание в интеллектуальном плане.

Как проходит прием у специалиста?

На приеме у детского невролога проверяются следующие вещи:

  • зрительные рефлексы;
  • мышечный тонус и сила;
  • координация;
  • поверхностные и глубокие рефлексы;
  • нарушения чувствительности;
  • развитие когнитивных функций (речи, памяти и так далее).

Дополнительно могут назначаться общие лабораторные исследования и специфические инструментальные методики, например, ЭЭГ, МРТ, ультразвук с допплерографией сосудов мозга и другие.