Кризис серьезно отразился на ювелирном рынке России. В период снижения покупательской способности покупатели не в первую очередь, мягко говоря, думают о покупке дорогостоящих украшений. И именно в таких условиях особенно интересно узнать мнение эксперта о тенденциях развития сегмента, и о наиболее перспективных нишах.

Ювелирный рынок нужно анализировать в контексте положения на потребительском рынке в целом. В 2017 году на фоне улучшения макроэкономических показателей и укрепления курса рубля сформировалось ощущение стабилизации рынка, снизился уровень негатива в оценке своих перспектив со стороны потребителей. При этом для прорыва вверх и значительного подъема продаж на потребительских рынках достаточных оснований нет.

Согласно данным исследования Fashion Consulting Group, импорт ювелирных украшений в Россию продолжает сокращаться, и по итогам трех кварталов 2016 года сократился даже относительно очень низких показателей года предыдущего еще примерно на четверть. Рост себестоимости импортной продукции, который произошел для российских закупщиков после снижения курса рубля, заставил часть игроков, производивших продукцию за рубежом, рассматривать варианты перевода производства на территорию России, искать локальных производителей. Появилась надежда на то, что откат импорта освобождает место на рынке для локальных производителей. Кроме того, вследствие непростой экономической ситуации, а также государственной политики продвижения проектов под брендом «Сделано в России» растет лояльность россиян к локальной продукции.

В течение последних 3 лет российские ювелирные ритейлеры и бренды тестируют новые проекты и внимательно изучают локальные возможности для производства, особенно в среднем сегменте, где потребители ждут чего-то более нетрадиционного. Если на 2013 год около 65-70% ювелирных изделий в России приходилось на зарубежную продукцию, то в 2015 году эта доля стала заметно сокращаться в пользу российских товаров. Гильдия ювелиров дает оптимистичную оценку того, что более чем три четверти изделий на рынке сейчас - это продукция отечественного производства.

Тем не менее, несмотря на снижение доли импорта, на фоне резкого падения покупательской способности населения в сравнении с докризисным периодом и, соответственно, катастрофическим падением спроса на ювелирную продукцию, российские производители пострадали не менее, чем закупщики импортных товаров: почти наполовину снизился объем производства в России (-45% золото и -20-30% серебро). Произошел отток покупателей от брендов среднего ценового сегмента к брендам бюджетного сегмента.

Насколько в целом ювелирный рынок пострадал от кризиса?

Объем и динамика рынка золотых украшений, тонны, 2012-2016

В период пика кризиса в 2015 г спрос на ювелирные изделия из золота в России откатился на 14 лет назад – рынок (в валютном эквиваленте) сократился на 43% по сравнению с 2014-м. В 2016г. продолжилось падение спроса – продажи упали еще на 11% по отношению к 2015г.


Объем и динамика рынка ювелирных украшений, руб., 2012-2016Q4/2017F

На рынке ювелирных украшений (включая золотые украшения) наблюдается негативная динамика: 2015 год показал снижение практически вдвое и достиг самого низкого уровня за последние 10 лет. В 2016 году рынок упал еще на 18% и составил 172,2 млрд. долл. Прогноз на 2017 – стабилизация до 3% при оптимистичном сценарии и снижение до -10% при пессимистичном сценарии.


Специфика рынка ювелирных украшений в России 2016

Еще до недавнего времени ювелирный рынок находился под сильным влиянием «постсоветского наследия». Лишь небольшое количество зарубежных ювелирных компаний, представленных в моно и мульти-брендовых магазинах, исключительно в крупных городах смогли укрепиться на рынке в течение последней декады.

  1. Рынок был сформирован крупными «историческими» брендами, капитализирующими на репутации заводов-производителей советских времен;
  2. Динамика развития медленная, инертная. Модели, созданные ещё в 70-е годы – например, цепи «Бисмарк», до сих пор пользуются популярностью.
  3. Упрощённо специфику российского рынка ювелирных изделий в сравнении с европейским рынком можно обозначить как «консервативный спрос». Изделия и коллекции на прилавках отражают любовь населения к демонстративной декоративности с одной стороны и к традиционности, классике с другой.
  4. Качественная дорогая бижутерия не воспринимается адекватной заменой ювелирным украшениям даже для повседневного и дневного использования.
  5. В отличие от европейского рынка, ежедневное ношение ювелирных украшений является нормой со школьного возраста.

Около 40% ювелирного рынка приходится на крупных игроков

На данный момент на рынке ювелирных украшений в России выделяется топ-7 игроков, которые суммарно занимают 32% рынка. Крупнейшей ювелирной сетью по выручке за 2016 год является сеть Адамас – 11,6 млрд. руб. и 6,7% от общего объема рынка. Второе место занимает Pandora с выручкой 8,6 млрд. руб., третье место – Московский Ювелирный Завод, 8,3 млрд. руб. соответственно. Так же на долю брендов люксового сегмента приходится еще около 10% рынка, она попадают на розничный рынок через таких крупных дистрибьюторов как Mercury Group, Jamilco, Космос Золото, Bosco di Ciliegi.


Ключевые тенденции на потребительском рынке

  • Закономерный «уход в серебро» и увеличение предложения в категории легковесные золотые изделия. Повторение колебаний спроса, которые наблюдались и в кризис 2008 года. Покупатели, которые не рассматривают украшение как инвестицию, а покупают его как украшение-аксессуар, обращают больше внимания на серебряные изделия. Ассортимент и разнообразие серебряных украшений в период снижения покупательской способности увеличивается
  • Относительно стабильный спрос на нишевые предложения. Такие изделия оригинального дизайна, четко таргетированные на конкретную ЦА, всегда находят своего покупателя. Ювелирные украшения, в которых можно выразить свою индивидуальность, являются результатом тщательного выбора и в кризис имеют более устойчивый спрос.
  • Карт-бланш российскому производителю. Работа зарубежных ювелиров подорожала в связи с изменениями валютного курса в России, поэтому они не видят особых перспектив в продаже своей продукции в России, и временно уступают место на рынке российским производителям.
  • Большинство торговых предприятий за основу маркетинговой политики приняли концентрацию усилий на специальных ценовых предложениях и на оптимизации ассортимента. Сократилось число компаний-посредников между производителем и розничным оператором. Розничные компании активно развивают собственные бренды и постепенно вытесняют с массового рынка торговые марки, не имеющие сетей сбыта.

Осознанное потребление добралось и до рынка роскоши. Драгоценности покупают не только потому, что «красиво и хочется» - они становятся объектом вложения средств. Надя Менделевич, геммолог, редактор vogue.ru и куратор частных коллекций драгоценностей, дает советы, как правильно инвестировать в ювелирные украшения.

Не будем лукавить: ювелирная индустрия всегда развивалась благодаря стремлению людей продемонстрировать собственное благосостояние. Каким бы чудесным ни был камень сам по себе, желание владеть им определяется не только его красотой, но и ценой, подчеркивающей статус владельца. А что происходит со стоимостью камня после покупки: она падает или растет? Можно ли приобретать ювелирные украшения, не теряя денег и даже зарабатывая? Вполне. И для этого не обязательно быть в списке Forbes. Рассмотрим стратегии внутри бюджета, сравнимого с годовой зарплатой начинающего финансового аналитика, - £ 40 тысяч.

Покупка украшения, которое почти не будет терять в цене

уровень сложности: низкий

бюджет: от £ 3 тысяч до £ 10 тысяч

Проще всего покупать культовые украшения, которыми минимум пять лет хотят владеть все. Есть несколько коллекций известных марок, украшения из которых почти не потеряют в цене на вторичном рынке. Идеальный пример - коллекция Alhambra, которую выпускают Van Cleef & Arpels. Второе и третье места делят украшения Cartier в виде гвоздей и линия B.Zero у Bvlgari. Ранней весной и поздней осенью выходят лимитированные выпуски: если повезет, популярное украшение в редкой версии не опустится в стоимости даже на вполне гуманные в коварном мире ювелиров 20%. Некоторые марки активно вкладываются в промоушн, определяя моду и формируя стабильный спрос на свои хиты. Волны народной любви хватает и на те драгоценности этих марок, которые покинули родной бутик десять лет назад. Главный минус таких покупок - никакой оригинальности.


Кольцо Just un Clou, Cartier. 3050 фунтов, на вторичном рынке Лондона – от 2200.

Покупка простого украшения, которое не потеряет в цене

уровень сложности: средний

бюджет: от £ 5 тысяч до £ 15 тысяч

Для тех, кто не привык подчиняться моде и живет по принципу less is more, существует таблица Рапапорта и шкалы цветности и чистоты бриллиантов. Звучит страшно, но на деле - не сложнее классификации тарифов авиакомпаний. Разобравшись в этом, стоит обратить внимание на повседневные украшения с бриллиантами цветности F–G (практически бесцветные) и чистоты VVS2–VS1 или VS2 (включения не видны без лупы), которые можно купить у малоизвестных ювелиров, заказывающих камни на бирже и отдающих предпочтение коммерческим сертификатам Интернациональной геммологической лаборатории (IGL). А вот сертификат GIA, который является на рынке золотым стандартом, не обязателен: чем переплачивать за него, лучше выгадать пару лишних десятых карата.

На верхней границе бюджета этого уровня имеет смысл обратиться за консультацией к геммологу (его услуги стоят порядка £ 500) и найти симпатичный светло-желтый бриллиант, который имеет все шансы подорожать. За те же деньги можно нанять эксперта другого рода - историка ювелирного искусства, который поможет выбрать достойную старинную драгоценность. Чем выше коллекционное значение такого украшения (необычный, но яркий образец моды 1910-х годов будет стоить дороже классики 1850-х), тем увереннее оно ведет себя как инвестиция. Кстати, антикварная драгоценность стоимостью более £ 5 тысяч, скорее всего, существует в единственном экземпляре.


Серьги с сапфирами и бриллиантами, мастерская Giovane. Подобные вам сделают на заказ за £7-15 тысяч. Окончательную стоимость определяет качество сапфиров

Покупка необычного украшения, которое вырастет в цене

уровень сложности: высокий

бюджет: от £ 15 тысяч до £ 40 тысяч

На верхней границе бюджета этого уровня можно найти заметный (от карата весом) желтый бриллиант. В отличие от бесцветных собратьев до пяти карат весом, даже мелкие цветные бриллианты растут в цене - их можно рассматривать как инвестицию. На этом же уровне имеет смысл обратить внимание на цветные драгоценные камни. Рубины, сапфиры, колумбийские изумруды, австралийские опалы и натуральные александриты высших характеристик и весом от двух карат - не просто потраченные деньги, но и вклад. Здесь не обойтись без сертификатов: приоритет у GIA, AGL и IGL. Если выбор падает на украшение со знаменитым клеймом, то первосортные цветные драгоценные камни являются как минимум гарантией сохранения высокой стоимости. Обратившись к частному ювелиру, можно получить украшение, которое, скорее всего, подорожает уже за первый год. С увеличением бюджета растут и шансы покупки вещи музейного уровня на антикварном рынке.

На этом уровне стоит быть осторожнее с полудрагоценными камнями: вероятность ошибиться в прогнозах велика. Во-первых, последнее время в Африке открывают все больше и больше месторождений, в которых добывают самоцветы, считавшиеся очень редкими и дорогими еще три года назад. Во-вторых, в спрос на полудрагоценные камни вмешивается мода. Популярность разновидности самоцвета за счет модного оттенка может вырасти на пару сезонов. Рыночные цены поднимутся, но инвестиционный потенциал так и останется незначительным.


Кольцо с бриллиантами и изумрудами, созданное в 1920-х годах. Оценочная стоимость £15-20 тысяч, коллекция Jewellery Atelier

На верхнем фото: инвестиционный бриллиант более 50 карат весом в мастерских Chopard.

Сокращается с 2015 года на фоне снижения доходов населения, низкой потребительской активности и склонности к сбережению средств на фоне валютных колебаний, а также выраженной конкуренции со стороны электроники (напр., все чаще молодежь предпочитает приобретать смартфоны вместо ювелирных украшений) и парфюмерно-косметической продукции (ювелирные изделия стали реже восприниматься как дорогостоящее выгодное инвестиционное вложение).

По данным исследования сайтssia, величина оборота ювелирных изделий под брендами МЮЗ, Pandora, Tous и Swarowski в 2017 году составила порядка 19,2 млрд руб. Из них наибольшая доля приходится на МЮЗ и Pandora (49% и 42%). Величина оборота бренда Tous в 2017 году оценивалась на уровне 1 млрд руб., что составило порядка 5,6% от суммарного оборота указанных выше брендов. Бренд Tous наиболее широко представлен в городах Южного федерального округа: Краснодаре, Сочи, Анапе и Ростове-на-Дону.

Объем и динамика российского рынка ювелирных изделий

Объем потребления ювелирных изделий в 2017 году составил 224,7 тонны, оставшись на уровне 2016 года. Спрос на ювелирные изделия снижается с 2015 года, что связано с сокращением доходов населения и уменьшением целевой аудитории (молодежь до 30 лет практически не интересуется ювелирными украшениями, предпочитая покупку смартфонов, планшетов и другой электроники). За последние годы отношение к ювелирным изделиям значительно изменилось: население все меньше воспринимает их как предмет роскоши или дорогое украшение и рассматривает, прежде всего, как аксессуары, которые должны подчеркнуть индивидуальность и стиль владельца. По этой причине решающим фактором выбора ювелирных изделий является цена, в результате чего растет спрос на серебряные украшения и снижается потребление изделий из золота.

В среднесрочной перспективе ожидается снижение потребления ювелирных изделий на 1-2% ежегодно из-за меняющихся потребительских предпочтений, роста спроса на альтернативные и зачастую более доступные товары (парфюмерию и косметику, бижутерию, нестандартные украшения из недрагоценных металлов и прочих материалов).

Объем потребления ювелирных изделий в РФ в 2013-2017 гг. и прогноз на 2018-2025 гг., тонн (в рамках базового сценария развития)

Структура рынка ювелирных изделий: производство, экспорт, импорт, потребление

На рынке ювелирных изделий преобладает продукция российского производства: в 2016 году на нее пришлось около 75,9%, по итогам 2017 года ее доля выросла до 76,9%, что связано с сокращением импортных поставок, прежде всего, из Армении.

Динамика и структура рынка ювелирных изделий в 2013-2017 гг. и прогноз до 2025 г., тонн (в рамках базового сценария развития)


Структура потребления по федеральным округам РФ

По итогам 2017 года крупнейшим потребителем ювелирных изделий остается Центральный федеральный округ с долей 28,2% в натуральном выражении. Второе место с долей 16,7% занимает Северо-Кавказский федеральный округ, третье – Южный федеральный округ (11,9%).

Структура потребления ювелирных изделий по федеральным округам в 2013 – 2017 гг., в натуральном выражении

Рынок ювелирных изделий: Прогноз развития

Ожидается, что в среднесрочной перспективе потребление ювелирных изделий будет снижаться на 1-2% ежегодно главным образом из-за сокращения количества потенциальных покупателей в условиях изменений потребительских предпочтений (молодежь до 30 лет в большинстве случаев не рассматривает вариант покупки ювелирных изделий, предпочитая тратить средства на гаджеты, путешествия или недорогие аксессуары).

Учёные не перестают повторять, что запас драгоценных металлов и камней на Земле ограничен. Вот наверное по этой то причине их цена со временем только увеличивается.

Полезно знать, что стоимость 1 грамма золота, содержащегося в ювелирных изделиях, намного уступает цене золота в слитках или золотых банковских монетах .

Причина кроется в качестве, а конкретней в пробе золота. Для отлива золотых слитков и банковских монет используется червонное чистое золото высшей пробы (999,9), а вот для изготовления ювелирных изделий используют сплавы, которые понижают пробу золота до (585).

Возникает вопрос, во что выгоднее вкладывать деньги: в покупку ювелирных украшений или в золотые банковские слитки и монеты?

По данным социологических опросов, вложение денег в покупку драгоценностей находят выгодным приблизительно 15% россиян.

По мнению экспертов, вложение денег в ювелирные украшения оправдано только в том случае, если они имеют кроме себестоимости ещё и культурную или историческую ценность, являются произведениями искусства или предметами старины.

В любом случае, вкладывая свои деньги в покупку драгоценностей, вы защищаете свои деньги от инфляции, так как цены на драгметаллы и камни имеют очень высокие темпы роста. Ещё плюс заключается в том, что ювелирные изделия не имеют большого износа, и по сравнению с другими капиталовложениями имеют большую сохранность.

Эксклюзивные ювелирные украшения, как объект для инвестиций

Ювелирные украшения всегда в цене, поэтому не удивительно что большинство людей вкладывают деньги именно в эксклюзивные изделия с драгоценными камнями. Такими украшениями могут быть не только колье, сережки, браслеты, брошь, но и часы, запонки.

Главное в данном принципе даже не используемый для изделия металл (серебро, золото, платина), а качество и степень сложности работы. Покупаемая вещь должна быть произведением искусства, что гарантирует ее владельцу прибыль в будущем. Но приобретать ювелирные изделия нужно только в официальных заведениях, иначе можно купить подделку.

Инвестиции в ювелирные украшения как страховка перед кризисом

Вариантов решения вопроса как сохранить деньги во время кризиса? существует несколько, в зависимости от суммы, которую необходимо сохранить, а также от желания рисковать . Не таким уж новым способом считается вложение денег в золото. Это достаточно без рисковый, надежный способ. При этом вариант снижения стоимость золота на международном рынке практически невозможен, так как страны давно пытаются уйти от долларового тупика, и, как альтернативу, выбирают золото.

А вот ювелирные украшения из золота станут не только надежной инвестицией, для которой не потребуется огромные первоначальные средства, а еще намного выгоднее вкладом финансов по сравнению с простым золотом , так как в стоимость ювелирного изделия входит работа по выполнению украшения, которая регулярно увеличивается, а также и само золото растет в цене . Стоит быть внимательным при выборе золотых украшений как инвестиции — не стоит останавливаться на большом количестве камней, так как в случае, если придется золото продавать, то чаще всего камни просто убираются, а также постараться узнать фирму-производителя и убедиться в ее надежности, в узнаваемости имени и качестве изделий.

Состоятельные россияне всегда смотрели на покупку драгоценностей, как на один из эффективных способов вложения денег. Этот вид инвестиций, конечно, уступает по популярности покупке недвижимости и банковским депозитам, но интерес к ювелирным изделиям в России настолько велик, что в 2016 году она вошла в топ 10 стран с наибольшим спросом на украшения из золота. По словам исполнительного директора представительства Sotheby’s в РФ Ирины Степановой, в последние годы интерес к дорогим ювелирным изделиям и редким бриллиантам отчасти обусловлен турбулентностью в экономике.

Инвестируют в драгоценности, конечно, не только в России. Наряду с другими предметами роскоши (старинной мебелью, китайской керамикой, коллекционными часами, ретро автомобилями и проч.) ювелирные изделия входят в индекс Knight Frank Luxury. За последний год они подорожали на 4%, за 5 лет – на 49%, за 10 лет — на 142%. В десятке люксовых товаров Knight Frank драгоценности по доходности на длинном горизонте инвестирования уступают лишь классическим авто, и .

На чем проще заработать?

Не все ювелирные украшения подходят для инвестирования. Продукция массового производства обычно не годится для этих целей, вкладывать деньги имеет смысл только в изделия, соответствующие ряду критериев. При покупке драгоценностей опытные инвесторы руководствуются правилами, примерно такими же, как при покупке предметов искусства. Далеко не все картины подорожают в будущем, но в произведения топовых художников и общепризнанные шедевры можно вкладываться смело.

Эксперты утверждают, что обычные ювелирные изделия, рассчитанные на массового покупателя, не являются инвестиционным инструментом. Продукция, которой заполнены витрины сетевых ювелирных магазинов, продается с очень большой наценкой, не говоря уже о налогообложении. По словам аналитика «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова, такие украшения стоят в 2-3 раза дороже, чем драгметалл и драгоценные камни, из которых они сделаны. После покупки драгоценности сразу теряют в цене, поскольку при перепродаже не получится компенсировать различные наценки – будут смотреть только стоимость материала и художественную ценность, если такая имеется.

Вырасти в цене в перспективе могут лишь отдельные категории драгоценностей. По словам гендиректора Гильдии ювелиров России Эдуарда Уткина, к таковым относятся:

  1. Драгоценности, украшенные крупными природными камнями. В них есть смысл вкладываться, поскольку камни дорожают гораздо быстрее, чем драгметалл. Крупными считаются драгоценные камни от 1 карата и полудрагоценные от 5 карат.
  2. Со второй категорией все сложнее. Только специалист сможет оценить сложность изготовления ювелирного украшения, определить потенциал роста цены изделия, являющегося исторической ценностью или предметом современного искусства.

В любом случае такие инвестиции предполагают расходы, исчисляемые в сотнях тысяч рублей. Если речь идет об изделии ХХІ века, то, возможно, его по достоинству оценят только лет через 20–30. Быстро заработать в этой сфере редко кому удается.

По словам президента Singapore Castle Family office Эльдияра Муратова, инвестиции в ювелирные украшения – привилегия богатых инвесторов. Этим занимается только состоятельная публика, которая не озабочена сиюминутной выгодой, но рассчитывает заработать хорошие деньги в будущем. Под богатыми инвесторами Эльдияр Муратов подразумевает людей, которые распоряжаются $5 млн и более собственных средств.

Однако не все эксперты согласны с Эльдияром Муратовым. Например, Андрей Кочетков утверждает, что заработать можно и на относительно недорогой продукции, предназначенной для массового потребителя. Один из вариантов предполагает поезду в ОАЭ. В Эмиратах всегда в продаже большой ассортимент золотых украшений, которые по весу дороже золотого лома всего на 10–15%. Такая инвестиция может принести прибыль довольно быстро.

Плюсы и минусы

Драгоценности недаром используют уже много столетий в качестве инструмента для накоплений. Цена на них редко демонстрирует резкий рост, зато почти никогда не падает. Обычно после покупки она какое-то время остается постоянной, а потом постепенно растет в зависимости от динамики цен на камни и драгметалл, а также от того, насколько изделие интересно коллекционерам. Потерять деньги на таких инвестициях практически невозможно. Еще один плюс — высокая капиталоемкость активов. Дорогие украшения решают задачу концентрации большого объема денег в предмете маленького размера. В сейфе величиной с обувную коробку можно хранить огромное состояние.

Основные минусы: низкая ликвидность рынка, длинный горизонт инвестирования, неподъемно высокий для многих порог входа. Оптимальный горизонт вложений примерно такой же, как и при — 20–30 лет. Чтобы хватило средств на приобретение подходящего изделия на аукционе, желательно иметь $300–400 тыс. Точную сумму, которая может потребоваться, определить затруднительно. Бывает, торги стартуют с $100 тыс., но в процессе конкурентной борьбы за обладание перспективным лотом планка поднимается до $2 млн.

Выгодно и быстро продать драгоценности очень сложно, поскольку цены растут медленно, да и сопутствующие расходы велики: приходится платить комиссию аукциону или другому посреднику. Покупка тоже сопряжена с серьезными тратами: нужно заплатить за экспертизу, обеспечить безопасную транспортировку. Оценка украшения потянет минимум на 35 тыс. рублей, комиссия посреднику составит 0,5–3%.

По словам Муратова, на ювелирных изделиях можно заработать и в течение одного-двух лет. Прибыль в этом случае идет не от того, что украшение становится более ценным с исторической точки зрения (этого нужно ждать 10–20 лет), а от подорожания драгметалла и камней, увеличения спроса и умения найти покупателя. Удается провернуть такой бизнес редко, тут нужна определенная доля везения.

Одному из клиентов Singapore Castle недавно удалось хорошо заработать на перепродаже золотого кольца с редким голубым бриллиантом. Он купил это украшение у частного коллекционера за $2,1 млн, причем в процессе торга цена была уменьшена на 8% от первоначальной. Через 4 месяца инвестор продал кольцо на закрытом аукционе за $2,75 млн, прибыль превысила $500 тыс.

Нюансы выбора

Среди факторов, влияющих на стоимость драгоценностей, можно выделить: имя ювелира, уникальность, историю владения, характеристику камней и время изготовления. Качество изделия, само собой, должно быть на высоте. Стоимость украшения во многом определяет драгоценный камень. Инвестору при покупке следует обратить пристальное внимание на его уникальность и качество.

Ирина Степанова утверждает, что сейчас хороший спрос на цветные бриллианты, изумруды, сапфиры и рубины. Также в последнее время дорожают и недрагоценные камни: бериллы, аквамарины, бирюза и турмалины. Динамика по ним прослеживается разная, но некоторые камни серьезно прибавляют в цене. Например, 15 лет назад за карат аквамарина давали $15, а сейчас — порядка $300.

По словам Муратова, если инвестор хочет заработать на росте цены драгоценного камня, то возможно имеет смысл заказать украшение у профессионалов. Сделать это несложно: нужно купить камень без оправы и найти ювелира, работы которого востребованы на рынке. Эксклюзивное изделие будет проще продать за хорошую цену. Стоимость работы будет в 2-3 раза меньше, чем если брать аналогичное украшение в магазине. Экономия получится за счет отсутствия посредника и затрат на логистику. Общая стоимость камня, драгметалла и работы всегда меньше, чем готового изделия в магазине.

Еще один важный нюанс — происхождение изделия. Обычно украшения, которые носили известные личности, дорожают быстрее, и интерес к ним со стороны коллекционеров выше. Получить информацию об истории драгоценности можно у ювелиров. Ювелирные дома обычно хранят архивы, по регистрационному номеру изделия зачастую удается найти заказчика.

Что касается ювелирных домов, то сейчас на слуху Buccellati, Bulgari, Cartier, Chopard, Harry Winston, Graff, Mikimoto, Piaget, Tiffany & Co и Van Cleef & Arpels. Однако не вся продукция этих компаний с каждым годом дорожает. Ценятся эксклюзивные украшения, а стоимость массовых изделий со временем особо не меняется.

Эксперты рекомендуют не выпускать из поля зрения и работы отдельных мастеров, известных своими уникальными произведениями. В последние годы на ювелирном рынке высоко котируются украшения от Жоржа Брака​, Питера Чанга, Коко Шанель, Эндрю Грима​ и Сюзанн Бельперрон.

Кроме творений признанных мастеров весьма перспективной является продукция молодых ювелиров. В частности, эксперты рекомендуют вкладывать деньги в молодые российские бренды. Пока их стоимость занижена, поскольку широкая известность еще не пришла, но качество работы и художественный замысел порой на очень высоком уровне. Такие драгоценности явно недооценены и за 5-7 лет намного подорожают. В качестве примеров перспективных компаний Эдуард Уткин приводит участников международной ювелирной выставки, что недавно прошла в Лондоне. Это «Русские Самоцветы», ювелирные дома: Ринго, Аргентов, Кабаровских, Чамовских, Echo, Treasure House и Альдзена.

Значительно подорожать могут и украшения, которые получили широкую известность в определенные исторические периоды: например в 1900–1920 гг. или в 1950-е годы. Такие драгоценности постоянно растут в цене, поскольку обладают культурной и исторической ценностью, пользуются спросом богатых коллекционеров. По информации Knight Frank, в последнее десятилетие античные украшения подорожали на 63%, продукция, созданная в 1945-1975 гг. – на 73%, изделия Прекрасной эпохи (1971-1914 гг.) – на 93%.

При реализации драгоценностей в более выгодном положении находятся коллекционеры. К примеру, если есть несколько брошей Van Cleef редкой серии, то такую коллекцию можно продать дороже, чем все изделия по отдельности. Коллекционировать имеет смысл не только творения одного автора, но и драгоценности одной эпохи. Продав сразу все украшения одного исторического периода, наверняка получится заработать больше. Вот только поиски покупателя могут затянуться.