Режимные моменты. Дежурство.

Дежурство - форма организации труда детей, которая требует от ребёнка самостоятельности, знаний о последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Ребёнок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела.

Дежурные выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Значение дежурства в воспитании детей:

  • формирует ответственность, желание трудиться ради других, проявлять заботу о своих товарищах;
  • развивает трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность;
  • учит трудиться быстро, качественно, охотно;
  • воспитывает уважение к труду взрослых.

Методика организации дежурства по столовой в различных возрастных группах.

Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Дежурство носит характер поручений, которые, с учетом возможностей детей, предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы.

Во второй младшей группе в первом полугодии дети выполняют посильные индивидуальные трудовые поручения по сервировке стола под руководством взрослого. Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, салфетницы.

Во втором полугодии во второй младшей группе может быть введено дежурство по столовой. В этом возрасте решаются задачи научить последовательности в работе, умению не отвлекаться от дела, стремиться к созданию спокойной обстановки. Если ребенок быстро научился выполнять эти требования, задачи усложняются - повышаются требования к аккуратности.

Обязанности дежурных по столовой в этом возрасте: накрыть на стол за которым сидит сам дежурный. Поставить хлебницы, салфетницы, ложки, чашки - все на столы приносит младший воспитатель.

В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь - октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе.

Если же приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, то главная задача в этом возрасте довести до понимания детей важность выполнения обязанностей дежурного по столовой для других людей, находящихся в группе. В средней группе на каждого дежурного один стол.

Обязанности дежурных в этом возрасте до приема пищи - расставить тарелки, принесенные младшим воспитателем, носить чашки с раздаточного стола чашки брать за ручки!), наполнять салфетницы салфетками.

После приема пищи - убирают после еды: хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная самостоятельная сервировка стола, уборка после еды (если позволяют условия).

Задачи, которые мы ставим перед детьми в этом возрасте, формирование ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива. Формирование привычки к систематическому выполнению обязанностей дежурного. Увеличиваются требования к темпу работы, самостоятельности.

В этом возрасте назначаются двое дежурных, которые обслуживают всю группы. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой.

После приема пищи - составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.

Уголки

Для организации дежурства в различных возрастных группах осуществляется через уголки дежурства.Во второй младшей группе такого уголка может не быть,т.к. в данном возрасте -поручения.

В среднем возрасте появляются уголок дежурства (дежурство осуществляется только по столовой).Т.к. в данном возрасте на каждый стол один дежурный,то и карманов в уголке должно быть по количеству столов.

Старшей и подготовительной группах вводятся дежурства по НОД и уголку природы.В каждом уголке двое дежурных.

Обучение сервировки стола

От правильной и красивой сервировки стола зависит многое:улучшается аппетит и настроение, соблюдается хорошее поведение. Эстетичность стола зависит от скатертей,салфеток,столовых приборов.

Существует определенная последовательность действий, которая помогает быстро и правильно расставить многочисленные предметы сервировки.

Каждому ребенку за столом выделяется место-часть стола, где для него стоят тарелки и чашки с блюдцами, лежат приборы.

Чтобы детям было легче и интереснее усвоить правила сервировки стола, используется модель сервировки стола и различные дидактические пособия.

Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОУ

Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.Исходя из этого,мы выделили несколько педагогических принципов:

- Принцип систематичности и последовательности;
- принцип комплексного подхода к воспитанию;
- принцип единства и целостности воспитательного процесса;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип наглядности.

Составляющие процесса организации питания

Возраст детей

ВОСПИТАТЕЛЬ

МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Сервировка стола

Младший

Организует наблюдения детей за сервировкой стола

Сервирует

Старший, средний

Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели

Сервирует стол вместе с дежурными

Организация дежурства детей

Средний и старший

Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки.

Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму. Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает.

Руководство процессом дежурства детей

Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности.



Елена Мытарева
«Методика организации труда - дежурства детей по столовой в группах детского сада»

Воспитатель группы №1

Мытарева Е. В.

Важной задачей организации дежурства дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде . Дежурство дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда , по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе . Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том , чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие :

-дежурство в столовой ;

Подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы .

Например : каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола , складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки , вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы . Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу , относится с уважением к их труду .

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ

В МЛАДШИХ ГРУППАХ

Дежурства имеют большое значение в воспитании детей :

Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других , проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения : правильно поставить за стол стульчики , на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы .

Задачи : помочь помощнику воспитателя накрыть на стол , за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

Перед тем, как ввести дежурство , педагог организует специальные занятия , на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению .

Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться , поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела :

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом . На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех , а завтра – другие дети».

Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит : «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных , воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов : «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу , чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

«Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

Воспитатель поддерживает нерешительных детей , поощряет :

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол . Начинай раздавать ложки : и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными . К ним можно предъявить чуть повыше требования.

По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется . Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Задачи :

Формировать ответственное отношение за порученное дело.

Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

Уметь правильно сервировать стол .

Ребёнок, дежурящий по столовой , должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы : фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола , и навык обращения с ними ещё не сформирован.

Объём работы в средней группе увеличивается : дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы , наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи) .

В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол .

Таким образом, дежурства повторяются часто , и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков .

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу .

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой ).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки , каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола , ручка ложки должна быть справа.

Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных :

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным , обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

Дежурные убирают со стола хлебницы , стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола , складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному .

Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой , и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты , дежурным наливают суп раньше других детей . Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам , а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ

В СТАРШИХ ГРУППАХ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда , так и по форме объединения детей , по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе .

Задачи : формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу , относиться с уважением к их труду .

На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

Дежурные заходят пораньше , моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды .

Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола , складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос) .

Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

Дети благодарят дежурных за оказанную помощь .

Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы , делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей .

Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе , деловитости и самостоятельности.

Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей .

Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т. д.) .

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА ПО СТОЛОВОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Основным воспитательным приемом является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ребенок учится. Если он делает что – то не так, то лучше, не фиксируя его внимание на ошибках сказать: «Кушай аккуратней! Держать ложку нужно вот так» и т. д. надо похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, аккуратность, быстроту, помощь другу.

Педагогам нужно следить за самочувствием детей, и если кто – то устал или плохо себя чувствует, следует помочь, покормить. Не нужно забывать, что очень важно не задерживаться на уже усвоенном, ребенком, а своевременно усложнять требования к нему, совершенствовать его умения, учитывая присущие малышу интерес к новому, стремление овладеть навыками, более сложными движениями и правилами.

Рассмотрим подробнее один из воспитательных приемов – дежурство по столовой.

Дежурство. Так ли оно необходимо в наше время? Не лучше ли перейти к самообслуживанию в процессе организации приема пищи?

Если рассматривать завтрак, обед и ужин только как прием пищи, то, возможно. Дежурство действительно ник чему. Но можно попытаться убедиться в том, какую воспитательную ценность имеет эта «старомодная» форма организации детского труда, как благотворно влияет она на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Начнем с того, что это приятная обязанность, не однообразная, не скучная и ненавязчивая, а приносящая ребенку удовлетворение, чувство причастности к настоящему, полезному и, главное, благородному труду. Дежурства помогают решать вопросы нравственно-эстетического воспитания детей. Ведь ребенок стремиться к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. На красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.

Благодаря дежурству, можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, развить трудолюбие, старательность, аккуратность, самостоятельность, научить трудиться быстро, качественно, охотно, сформировать дружеские взаимоотношения, стремление к взаимообучению, взаимопомощи.

Дежурства помогут педагогам в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке – это, как гласит народная мудрость, «начало всех начал».

Дежурство в младшем дошкольном возрасте

Детей младшего дошкольного возраста уже можно приобщать трудиться не только для удовлетворения своих потребностей. И дежурство по столовой именно тот труд, который поможет в решении нравственного аспекта. С учетом возможностей детей, дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, посуду для хлеба.

Взрослые должны анализировать возможности дошкольников и договариваться с детьми о требованиях, которые им будут предлагаться.

Педагогам следует проанализировать условия своей группы. Достаточно ли близко от столов располагается мойка. Возможно, дежурных детей, не стоит приобщать к уборке грязной посуды. Детей можно научить выполнять довольно большой объем работы, только надо ли это делать сейчас? Наверное, для них важнее увидеть в этом труде привлекательные стороны. Дошкольникам нравится наряжаться в красивые фартучки, им радостно осознавать себя помощниками.

Дежурство в среднем дошкольном возрасте

С этого возраста можно обучать детей сервировке стола. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Теперь можно обратить на уголок дежурных. Где его разместить? Конечно поближе к мойке. На видном месте можно повесить «доску дежурств», которая не является средством украшения интерьера. Это должна быть информационная доска, удобная в использовании. Ее внешний вид – самый разнообразный. Например, напротив условных обозначений («вилка с ложкой») на крючочках можно подвешивать брелоки со значками детей, фотографии детей. Это может быть круг со стрелкой с предметными картинками, детские фартуки, расположенные на крючках. Сшить фартуки и головные уборы для дежурных, лучше из красивой, немнущейся, быстро отстирывающиеся ткани. Можно придумать оригинальный фасон моделей одежды для дежурных, отделку. Главное, чтобы мальчик – дежурный в такой одежде не выглядел нелепо (весь в рюшах и бантиках). Здесь же могут располагаться совки и щетки – сметки для уборки столов.

Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких как «Накроем кукле стол». «Мишка – именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружочки маленькие – блюдца, большие круги – тарелки, полоски – вилки, ложки и т.д. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

После уборки посуды помощник воспитателя может предложить дежурному влажную тряпочку для протирания стола. Попросить протереть под столом пол, если на него что-то пролито. Но это уже отдельные поручения. Которые для дежурных в этом возрасте не являются обязанностью.

Дежурство в старшем дошкольном возрасте

В этом возрасте дети могут самостоятельно под руководством взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Характер труда дежурных иной. Это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. Дети уже могут активно заниматься творчеством: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах (скрутить их в трубочки или нарезать на треугольники, разложить в ряд один на другой, затем свернуть в трубочку и вставить в салфетницу).

Предполагается, что любой обед хорошо бы начать с салата, который можно поставить в салатнице. И тогда каждый мальчик будет иметь возможность поухаживать за девочкой, положить ей салата и о себе позаботиться не забудет. Пусть дети учатся общению. Благодарят дежурных, друг друга за услугу, вежливо просят дежурного, например, принести еще хлеба или поменять ложку, которую случайно, уронили, и т.д.

Дежурство в детском саду

консультация для воспитателей

(октябрь, 2014) Комалова Н.Л.

Образовательная область Социально коммуникативное развитие:

Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы.

На выходе (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО):

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе…
ребенок…. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

У ребенка развита крупная и мелкая моторика…. Способен к волевым усилиям…

К социальным навыкам приучаем с первого дня пребывания в д/с. В яслях – обучаем навыкам самообслуживания, гигиене, опрятности

Чем старше, тем задач больше. Они есть в программе, в ФГТ – тематике недель - это раздел:…..

Чтобы дети учились трудиться – необходимо создать условия. Сегодня мы поговорим о создании условий для дежурства

Задачи дежурства:

Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя

Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива

Умение работать с знаково-символьной системой обозначения трудовых операций. (пояснить)

Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня. (например помощь в накрывании на обед)

На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку (пояснить)

Роль ребенка: помощник взрослого, его полноценный заменитель

Количество детей: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.

Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю

В дежурстве есть три формы объединения детей:

Это объединение в парах;

Дружеские взаимосимпатии;

Избирательные взаимоотношения.

Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.

Дежурство в столовой;

Подготовка к занятиям;

Дежурство в уголке природы.

1 млашая группа: особенности: совместно со взрослым, воспитатель обращается с просьбой помочь ему протереть стол. Рассказывает и показывает как. Дети очень любят быть значимыми. С гордостью выполняют поручения. Могут расставить салфетницы (без салфеток), хлебницы (без хлеба).

2 младшая группа:

Так же простейшие поручения, отдельные дейстия. Должны почувствовать что всякий труд связан с преодолением трудностей. Важно – работа завершалась наглядным результатом.

Со второй половины года – дежурство по столовой.: салфетницы, хлебницы, ложки, тарелки. Неделю – салф, следующ неделю – хлебницы, след – ложки и т.д. постепенно.

Не важно, что количество ложек не совпадает с количеством детей. Нельзя ругать.

Со второй младшей группы вводятся дидактические игры типа «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки»

Средняя группа: занимает значительное место в ж гр. Основная форма – трудовые поручения. 1-3 ребенка, контролируя процесс, направляя и корректируя. Обязательно хвалить, даже если выполнил не совсем аккуратно. Хвалим при всех, ругаем наедине.. чаще даем поручения, которые другим детям не видны: сходи, принеси, попроси, узнай…

В средней группе труд – это не отдельные операции – а целый процесс, состоящий из нескольких этапов. Ребенок сервирует стол пока один, т.к. ему еще тудно согласовать свои действия со сверстником, не умеет договариваться и распределять операции между собой, убирать посуду со стола в средней группе должен взрослый, а не дежурный. Чашки дети сами относят в раковину.

Самостоятельно готовить и убирать рабочее место дети уже могут, действуя по образцу. (схема или пример, приготовленный взрослым)

Старшая группа: коллективный труд, дети сами распределяют роли-обязанности, пролумывают план работы, учатся не мешать товарищам, быть аккуратным, не стесняться, просить помощи. Внимание – на завершение дела. Есть место различным поручениям: сходи, принеси, разовые, и долговременные – эту неледю ты следишь за порядком в уголке природы….

Требования воспитателя – более высокие. Приветствуется творчество. «Сделай сам», Сделай, как у меня но подругому, сделай как хочешь.

Обязательна похвала – тимул на следующее задание, будет стараться еще лучше

Нельзя переделывать работу за ребенка взрослым на глазах этого ребенка

Помощь при подготовке к занятиям и порядку на рабочем месте.

Подготовительная группа: сегодня будем поливать цветы на участке. Подумайте как это можно сделать. Какие у вас предложения.

Вася, возьми себе помощников, сколько тебе нужно и приберитесь в песочнице младшей группы.

Каждые 3 дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства. Дети самостоятельно внутри звена договорятся, кто за что будет отвечать.

Оборудование и внешний вид уголка:

Уголок дежурства

Плакат с кармашками, где есть тематическая картинка – хорошо. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей: картинка с именем – в старших группах. У малышей – это фото ребенка или знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.

Форма: для накрывания столов – фартук, можно головной убор,

Для хозяйственно-бытового труда – клеенчатые фартуки.

Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Учатся завязывать друг другу фартуки (старшая, подг гр)

Схема накрывания – иллюстрация со средней группы (вторая половина года)

Количество схем единовременно висящих перед глазами детей – не больше трех


Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Соликамскбумпром» Детский сад №22

Конспект по организации трудовой деятельности

«Дежурство по столовой в старшей группе».

Технология Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости».

Составила: Воспитатель

первой квалификационной категорий

Вера Валентиновна Ильиных.

Г. Соликамск, 2014 год

Задачи:

  • Продолжать формировать у детей ответственность за порученное дело.
  • Закреплять умение адекватно оценивать себя и друга.
  • Развивать у воспитанников индивидуальный стиль при дежурстве по столовой, проявлять творчество.
  • Уточнять математические понятия: поровну, столько сколько, счёт, местоположение предметов.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание удивить, сделать приятное своим друзьям.

Индивидуальная работа: Закреплять у Ромы правую и левую руку. Кто стоит справа, слева.

Оборудование и материалы : Альбом «Дежурим по столовой». Алгоритм накрывания на стол. Три фартука, салфетки, посуда по количеству детей, салфетница, хлебница, статуэтки, вазы с цветами, подносы.

Методы и приёмы активизаций детей : Подарок от мамы фартуков. Помощь родителей детям дежурным. Рисование дежурными кружков в альбоме «Дежурим по столовой». Эмоциональная поддержка с помощью вопросов, одобрения взрослого, дружков.

Организация: На общих столах приготовлена посуда. Таз с водой и с салфеткой для протирания стола. Ваза, скульптура, скатерть, красиво оформленные салфетки стоят на доступном месте для дежурных. Альбом дежурства размещён на полке дежурства.

Ход:

Мотивация :

Накануне вечером пригласили маму (Викторию Викторовну) в гости в группу. Дети её окружили, поприветствовали.

Мама: покажите как вы тут живёте? Это что? А это что?

Дети проходили по группе, и называли «Миры» на полках.

Мама: А это что за альбом?

Дети: Здесь мы рисуем кружки за дежурство.

Воспитатель: Разговор об этом альбоме серьёзный. Убирайте игрушки, давайте поговорим.

Дети принесли стулья, мама присела рядом.

Рассказали и показали гости альбом, в котором сделан график дежурства с картинками.

Воспитатель: (обратилась к маме) Дети научились сервировать стол к завтраку! Мы старшие и заботимся по очереди друг о друге.

Дети: Приходим рано утром и накрываем на стол. Мы называемся дежурными.

Мама: А как выбираете дежурных?

Дети: Договариваемся, кто будет, заботится о своих друзьях. Приносим красивые вазочки, салфетки для украшения стола. Помогает мама, чтоб было красиво.

Мама: Приятно было, услышать, как вы заботитесь друг о друге. Хотите удивлять друзей. Для вас я тоже приготовила сюрприз. Дежурные должны быть нарядными. Я порадую вас новыми передниками (фартуками). Вот уже сшила. Кто у вас завтра дежурит? Желаю вам всем только красных кружочков.

Дети захлопали в ладоши.

Воспитатель : Спасибо Вам, Виктория Викторовна! Вы нас очень порадовали фартуками! До свидания!

Дежурные подойдите ко мне. Денис, Ксюша, Настя подумайте, чем необычным можете завтра удивить своих друзей. Всего доброго!

Утро. Общая игра «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Кто же сегодня пришёл первым?! А почему ты пришёл первым?

Денис: Я дежурный! О, молодец! А кто ещё дежурный? Я! Я!

Воспитатель : Что же вы задумали?

Дежурные: Позаботится о ребятах.

Воспитатель: А как это позаботится?

Дежурные : Чтоб ребятам было удобно и приятно завтракать.

Воспитатель: Вы подумали чем-то необычным удивить ребят?

Дежурные : Да! Подумали. Я дома свернул салфетки, чтоб было красиво на столе. Мне мама помогала.

Воспитатель: Ну, тогда идите, удивляйте.

Дежурные пошли мыть руки.

Воспитатель : А где же наши дружки!? А вот они где! Вставайте.

А ты, чей дружок?

Ксюши.

А ты, чей дружок? Насти.

Воспитатель : Ты хочешь увидеть, что Настя сделает необычное?

Дружок : А я хочу увидеть, что необычное сделает Денис.

Воспитатель: Да можно чему-то научиться у друга.

Дружок: Наблюдать, как дежурный делает. Как он носит посуду, как раскладывает.

Воспитатель: А они и ведь сами умеют всё делать, зачем наблюдать.

Дети: Да, но им приятно, когда любуются их работой.

Воспитатель: Да к нам тоже пришли гости, чтоб полюбоваться, как мы умеем дежурить. Потом мы пойдём к ним в группу, чтоб увидать, как их ребята умеют заботиться о друзьях.

Ребята встают рядом и наблюдают как Настя, Ксюша, Денис заботятся.

Дежурные надели фартуки и протирают столы - помощник воспитателя следит, помогает.

Основная часть . Настя, Денис, Ксюша определяются, нужна ли схема последовательности накрывания на стол.

Дежурные в деятельности пользуются подносом.

Накрывают на стол по порядку: 1. Тканевые салфетки, 2.Салфетница, 3.Хлебница 4. Чашки 5. Тарелки 6. Ложки. Отсчитывают столько чашек, сколько салфеток, столько тарелок, сколько пришло ребят и т. д. Уточняют у ребят, какого цвета положить салфетку. Ложки и чашки ставят справа. Смотрят взглядом на дружочков, чтоб убедиться правильно ли делают.

Воспитатель: Рома сколько тарелок на столе, за которым ты сидишь? (На столе стоит семь тарелок). Дима сколько углов у салфетки? (У салфетки четыре угла) Лиза, что стоит в центре стола? (В центре стола стоит салфетница, хлебница). Даниил, каких предметов поровну? (Поровну тарелок и чашек – семь тарелок и семь чашек и т. д.)

Дежурные украшают стол вазой с цветами, скульптурой, красиво сложенными салфетками.

Анализ деятельности. Воспитатель: Вот Денис снял фартук. Давайте слушать.

Денис: Я позаботился обо всех ребятах, накрыл на стол. Никите, Савелию, Соне, Ильясу будет приятно. Тарелочки чистые, пальчиками в тарелочку не залазил. Делал всё по порядку.

Воспитатель : Чем ты хотел порадовать ребят? Удалось тебе?

Денис : Да, удалось, я свернул красиво салфетки вместе с мамой. Поставил друзьям на стол.

Воспитатель: Что ты сегодня себе ставишь?

Денис: Я себе поставлю красный кружечек. У меня не было ошибок.

Воспитатель: Дружочек согласен? Выслушаем!

Дружочек рассказывает, получилось ли Денису удивить ребят, что- то сделать необычное. Указывает на ошибки, если заметил. Высказывает мнение, может ли Денис рисовать красный кружок.

Воспитатель: Без единой ошибки позаботился! Ай, какой молодец! Иди, ставь себе оценку.

Аналогичный анализ Ксюши, Насти.

Воспитатель : Ксюша кто твой друг? Егорка.

Егор вставай рядом с Ксюшей. Чем же сегодня Ксюша порадовала? Может, удивила? Егор высказывает, согласен ли с Ксюшей, что она рассказала.

Воспитатель : Ай, умницы. Порадовали нас дежурные. Гостям было приятно за вами наблюдать.