В этой статье я хочу сделать обзор важных изменений, которые влечет за собой пенсионная реформа в Украине 2017 года , закон о которой уже принят, подписан президентом и вступит в силу с 2018 года. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что изменится в пенсионной системе страны, каким будет возраст выхода на пенсию, как будет рассчитываться пенсия и многие другие важные моменты. Ну а хорошо это или плохо конкретно для вас – сможете сделать выводы сами. Итак, начнем.

Закон о пенсионной реформе в Украине был принят Верховной Радой 3 октября 2017 года и подписан президентом 7 октября. Это закон №6614 от 22.06.2017 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий”, который частично вступил в силу задним числом – с 1 октября 2017 года (с этого числа будет произведено повышение пенсий), а в полной мере вступит в действие с 1 января 2018 года.

Пенсионная реформа в Украине – одно из требований – крупнейшего кредитора страны. Далее предлагаю вашему вниманию обзор основных нововведений принятой пенсионной реформы.

Повышение пенсий в Украине с 1 октября 2017 года.

С 1 октября 2017 года в Украине повысят пенсии для большинства нынешних пенсионеров, в законе для этого придумали специальный термин – “осовременивание”. А именно:

  • Минимальная пенсия для граждан, у которых недостаточно страхового стажа (что это такое – об этом далее) вырастет с 949 до 1373 гривен (на 424 грн или на 45%);
  • Минимальная пенсия для граждан, у которых достаточно страхового стажа, вырастет с 1312 до 1452 гривен (на 140 грн или на 11%);
  • Среднее повышение пенсии украинских граждан с 1 октября 2017 года составит около 700 гривен;
  • При этом примерно на 200 гривен вырастет пенсия 1,3 млн. пенсионеров, на 200-500 гривен получат больше 1,2 млн. пенсионеров, на 500-1000 гривен – 2 млн. пенсионеров, и более чем на 1000 гривен – 1,1 млн. пенсионеров;
  • В целом, будет пересчитана пенсия примерно 9 млн. пенсионеров.

Пересчет пенсий будет производиться автоматически, они будут рассчитаны и выплачены уже в новом объеме, как обещают в правительстве, на протяжении 2-3 недель. При этом, тем пенсионерам, которым уже произведена выплата пенсии за октябрь по старому расчету, будет произведен перерасчет и доплата.

В целом, как правило, чем больше лет назад человек вышел на пенсию, тем большую прибавку к пенсии он сейчас получит после осуществления пересчета.

Какой будет пенсия после пенсионной реформы в Украине?

Главных критериев, от которых будет зависеть новый размер пенсии два: страховой стаж и получаемая заработная плата. До пенсионной реформы 2017 года был еще третий учитываемый показатель – средняя зарплата в Украине, но теперь от его использования решили отказаться, и при перерасчете пенсий будет использоваться единый для всех размер средней зарплаты 3674,40 грн (из расчета за последние 3 года: 2014-2016).

Также при перерасчете учтен размер прожиточного минимума, установленного на декабрь 2017 года, равный 1452 грн – именно такой размер минимальной пенсии получат граждане, отработавшие положенный страховой стаж. Ранее минимальная пенсия была ниже уровня прожиточного минимума, что было несправедливо.

Также ранее возникала ситуация, при которой люди, отработавший одинаковый стаж в одной и той же отрасли, но вышедшие на пенсию в разные годы, получали существенно разную пенсию, теперь проведенная пенсионная реформа исключает этот вариант.

Пенсионная реформа отменяет снижение пенсии на 15% для работающих пенсионеров, практиковавшееся до настоящего времени, теперь работающие будут получать такую же пенсию, как и неработающие.

При этом с их заработных плат будут производиться все полагающиеся отчисления в виде налогов и сборов, в том числе и в Пенсионный фонд.

Также отменяется снижение пенсии женщинам, воспользовавшимся правом досрочного выхода на пенсию в 55 лет. Когда их возраст превысит пенсионный на количество месяцев досрочного выхода на пенсию, им будут производиться выплаты в 100% объеме.

А вот пенсии жителям горной местности будут увеличены на 20%.

Формула расчета пенсии в Украине.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года устанавливает следующую формулу расчета пенсии.

РАЗМЕР ПЕНСИИ = СЗ * ИКЗ * КС
  • СЗ – Размер средней зарплаты (на данный момент он для всех одинаковый, и составляет 3674,40 грн, далее будет меняться);
  • ИКЗ – Индивидуальный коэффициент зарплаты (определяется как соотношение получаемой зарплаты к средней зарплате);
  • КС – Коэффициент страхового стажа (определяется как количество лет страхового стажа, умноженное на размер оценки одного года страхового стажа).

Ранее коэффициент страхового стажа принимали равным 1,35, но теперь он будет равен 1, зато пенсии теперь будут ежегодно индексироваться.

Индексация пенсий в Украине.

Пенсионная реформа в Украине вводит норму автоматической ежегодной индексации пенсий, которая начнет производиться с 2019 года с целью защиты пенсионеров от .

Законом установлена следующая норма: размер индексации будет определяться возможностями Пенсионного фонда, но он не может быть менее 50% роста средней зарплаты за 3 года и менее 50% роста индекса потребительских цен (это и есть уровень инфляции).

Пенсионный возраст в Украине. Страховой стаж.

Реформа 2017 года напрямую не предусматривает повышения пенсионного возраста, но предусматривает повышение требований к страховому стажу.

Страховой стаж – это время работы гражданина, в течение которого с его доходов производились удержания в пенсионный фонд в размере не ниже минимального страхового взноса. Страховой стаж – это не то же самое, что трудовой стаж, и чаще всего он меньше трудового.

Помимо непосредственно трудовой деятельности, в страховой стаж входят:

  • Период прохождения воинской службы;
  • Период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • Период прохождения профподготовки, переподготовки, повышения квалификации с отрывом от производства, без сохранения зарплаты и с выплатой стипендии;
  • Период получения пособий по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы или престарелым, нуждающимся в уходе по заключению медучреждения, либо достигшим 80-летнего возраста;
  • Период оплаты добровольных страховых взносов в Пенсионный фонд на основании договора о добровольном участии.

На текущий момент необходимый минимальный страховой стаж для получения пенсии составляет 15 лет. С момента вступления в силу пенсионной реформы он начнет постепенно расти, и пенсионеры, имеющие разный стаж, будут выходить на пенсию в разном возрасте: 60, 63 или 65 лет.

Чем младше на сегодняшний день человек, тем больший страховой стаж ему потребуется для выхода на пенсию.

Вот некоторые нормы закона:

  • С 2018 года для выхода на пенсию в 60 лет потребуется страховой стаж не менее 25 лет, те, у кого страховой стаж от 15 до 25 лет, смогут получать пенсию только с 63 лет, менее 15 лет – с 65 лет;
  • С 2028 года минимальный страховой стаж для выхода на пенсию будет составлять 35 лет;
  • С 2028 года граждане, наработавшие страховой стаж 40 лет, получают право выхода на пенсию в любом возрасте (даже менее 60 лет).

При этом пенсионная реформа 2017 года вводит возможность докупить себе страховой стаж, то есть, заплатить определенную сумму страховых взносов единоразово, чтобы выйти на пенсию раньше.

1 год страхового стажа на текущий момент стоит около 16,9 тыс. гривен, 5 лет – 84,48 тыс. гривен. Купить более 5 лет страхового стажа невозможно.

Насколько выгодна такая “сделка” – необходимо просчитывать в каждом случае индивидуально.

Досрочный выход на пенсию.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года оставляет право досрочного выхода на пенсию для некоторых категорий граждан:

  • Военнослужащих – участников боевых действий (выход на пенсию в 55 лет);
  • Матерей, воспитывающих 5 и более детей или инвалидов с детства (выход на пенсию в 50 лет);
  • Артистов при наличии трудового стажа 20-35 лет;
  • Журналистов, получивших ранения, контузии, увечья в “горячих точках” при занятии профессиональной деятельностью;
  • Ликвидаторов чернобыльской аварии;
  • Лилипутов и карликов.

Временная государственная социальная помощь.

В 2018-2020 годах неработающие лица, достигшие пенсионного возраста, имеющие страховой стаж не менее 15 лет, но не получившие права на получение пенсии, будут получать временную государственную социальную помощь в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Пенсионная реформа отменяет спецпенсии.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года отменяет большую часть специальных (повышенных) пенсий. Теперь их не будут получать судьи, депутаты, государственные служащие, прокуроры, дипломаты, научные работники.

Исключение здесь составляют военнослужащие и работники силовых структур – для них спецпенсии будут сохранены, но тоже произойдет их “осовременивание”. Как именно это будет происходить – пока неизвестно, по этому поводу должны быть приняты дополнительные законодательные акты:

  • До 1 ноября 2017 года должен быть подготовлен законопроект об осовременивании пенсий военнослужащим;
  • После принятия этого закона в течение полугода должны быть подготовлены законопроекты о введении профессиональной пенсионной системы для отдельных категорий профессий и о порядке получения пенсий, которые граждане не смогли получить, находясь на временно неподконтрольных Украине территориях.

Накопительная пенсионная система.

Пенсионная реформа в Украине предусматривает введение с 2019 года второго уровня пенсионной системы – накопительной пенсии, который будет сосуществовать одновременно с солидарной системой. Согласно этой норме, каждый гражданин будет производить отчисления на специальный личный накопительный счет, с которого впоследствии будет получать дополнительные пенсионные выплаты. Ответственность за сохранность средств на этих счетах возлагается на государство.

Как узнать свой страховой стаж и размер пенсии?

Чтобы узнать свой страховой стаж, размер пенсии и другие, касающиеся этого, персональные данные, можно получить доступ в личный кабинет на сайте Пенсионного Фонда Украины. Для этого потребуется написать письменное заявление в ПФУ, после обработки которого вам выдадут специальный код для создания личного кабинета.

В личном кабинете ПФУ вы сможете увидеть свой страховой стаж и все свои взносы в фонд, начиная с 2000 года.

Пенсионная реформа в Украине – 2017: плюсы и минусы.

В заключения хочу выделить основные плюсы и минусы, которые несет в себе пенсионная реформа.

Пенсионная реформа в Украине, плюсы:

  1. Проведение реформы, как планируется, позволит постепенно сокращать и в результате вообще упразднить дефицит бюджета пенсионного фонда, который сейчас очень велик (141,5 млрд. грн = около 5 млрд. долларов в 2017 году), и его приходится покрывать из государственного бюджета.
  2. Постепенное внедрение накопительной пенсионной системы наряду с солидарной – это уже отлично зарекомендовавшая себя и более справедливая мировая практика (чем больше человек внес – тем больше получит).
  3. Упрощение способа расчета и начисления пенсий. До пенсионной реформы это все производилось на основе более 25 законодательных актов и более сложных формул, теперь 1 закон и простые, понятные формулы расчета.
  4. Упразднено снижение пенсий работающим пенсионерам.
  5. Появилась возможность купить страховой стаж – у людей есть выбор.

Пенсионная реформа в Украине, минусы:

  1. Фактически пенсионный возраст будет постепенно повышаться, только неявным, скрытым способом.
  2. Некоторые периоды, которые ранее учитывались в страховой стаж, теперь не будут учтены (например, во многих случаях обучение в ВУЗе, нахождение в декретном отпуске и т.д.).
  3. Сниженный с 1,35 до 1 коэффициент стажа фактически на треть уменьшит размер рассчитываемой пенсии.
  4. Категории граждан, ранее получающие спецпенсии, перестанут их получать, например, те же государственные служащие.
  5. Внедренные принципы пенсионной системы, основанные на опыте развитых стран, могут плохо адаптироваться к условиям Украины. Например, взносы на накопительную пенсию могут сильно обесцениваться инфляцией и девальвацией.

Вот такие нововведения сулит пенсионная реформа в Украине 2017 года. Хорошо это или плохо – судите сами.

На мой взгляд, в принципе, рассчитывать на государственную пенсию бесперспективно: для того, чтобы достойно встретить старость, необходимо самостоятельно создавать себе альтернативные источники пассивного дохода. Самые доступные варианты таких источников я описывал в статье И в других статьях сайта очень много информации по этому поводу. Поэтому, я рекомендую не слишком переживать об изменениях, которые несет в себе пенсионная реформа, а переключать свое внимание на то, что зависит непосредственно от вас, на что вы сами в состоянии оказать влияние.

Спасибо вам за внимание, надеюсь, что теперь у вас сложилась определенная картина того, что представляет собой пенсионная реформа в Украине 2017 года. До новых встреч на страницах сайта!

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет управления

Курсовой проект

по финансам и кредиту

Пенсионная реформа в РФ

Выполнила: студентка 4 курса

41 группы заочного обучения

специальность:

государственное и муниципальное управление

Ананьина Юлия Федоровна

Проверил:

Старший преподаватель кафедры ГиМУ

Шелюк Евгения Александровна

Архангельск


Введение…………………………………………………………………………...31. Предпосылки к развитию пенсионной системы……………………………...5

2. Пенсионная реформа в Российской Федерации ……………………………12

2.1. Сущность современной пенсионной реформы………………………...12

2.2. Финансовые особенности пенсионной системы в РФ………………...18

3. Современное состояние пенсионной системы……………………………...21

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………………...26


Введение

Пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%)любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. Тем большее значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

80-е и особенно 90-е годы ХХ века – это период массовых реформ пенсионных систем буквально во всем мире. И общее направление, общий смысл этих реформ – переход от широких государственных систем, основанных на массовом коллективном страховании и принципах солидарности поколений, к системам накопительным, основанным на принципе личной ответственности гражданина за свое пенсионное обеспечение и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальный пенсионный счет.

Как подсчитали специалисты, в мире существуют чуть ли не 268 различных пенсионных систем, где самые различные формы сочетания накопительных и распределительных моделей. Если взять конец прошлого века, 2000 год, в мире пять стран перешли на полностью накопительную схему, это Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика и Казахстан.

Если с точки зрения самой конструкции пенсионной системы подходить к российской пенсионной схеме, то она имеет свои преимущества. В ней присутствуют составные части, которые есть почти в каждой пенсионной системе. Единственное существенное отличие в том, что пенсионная реформа в России является менее радикальной, чем пенсионная реформа в других странах с переходной экономикой. И это можно считать ее достоинством. Однако уровень пенсионного обеспечения в России крайне низок. В этом ее недостаток.

Второй момент - это то, что в нашей пенсионной системе очень ослаблен страховой принцип. Страховые платежи поступают в распоряжение государства.

И, наконец, третий момент – это сам переход к новой пенсионной системе. Проблема перехода во всех странах стояла очень остро. Где взять средства, которые нужны на переход к накопительной системе, это один из центральных вопросов пенсионных реформ. И зарубежные страны использовали самые разные способы для того, чтобы создать условия для введения накопительных систем. Это и снижение уровня распределительной системы путем ужесточения правил получения пособий, изменение формул начисления пенсий вплоть до выделения бюджетных средств в пенсионную систему для финансирования перехода к новой системе пенсионной системе.

Цель данной работы заключается, чтобы дать анализ пенсионной системы в России.

Актуальность данного исследования заключается в том, что с помощью данной работы мы можем выявить основные тенденции развития пенсионной реформы, а также, базируясь на данной работе, можно дать оценку регулирования пенсионного обеспечения.


1. Предпосылки к развитию пенсионной системы

Пенсионной системе в России, базирующейся на распределительном принципе, присущ ряд серьезных недостатков. Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.

Анализ динамики соотношения занятого трудоспособного населения и пенсионеров нашей страны за рассматриваемый период выявляет ряд характерных тенденций.

Таблица 1

Динамика соотношения занятых и пенсионеров

Годы Численность занятых в экономике, млн. чел. Изменение численности занятых в % К 1992г. Численность пенсионеров, млн. чел. Изменение численности пенсионеров, в % к 1992г. Численность занятых на одного пенсионера, человек
1992 72,1 100 35,27 100 2,04
1993 70,9 98,34 36,03 102,15 1,97
1994 68,5 95,01 36,78 10-4,28 1,86
1995 67,1 93,07 37,13 105,27 1,81
1996 65,9 91,40 37,83 107,26 1,74
1997 65,38 90,68 38,17 108,22 1,71

Приведенные статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 по 1997 г. уменьшилось на 9,3 % (6,7 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2 %. В результате этого нагрузка пенсионной системы на занятое население возросла с 46 пенсионеров на 100 занятых в экономике в начале переходного периода до 57 пенсионеров в 1997 г.

В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране во многих ранее благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуация осложнилась, и соотношение численности пенсионеров и работающих приблизилось к 50 %, этот рубеж был даже преодолен (в частности, в Республике Карелии – 43,8 в 1992 г. и 56,1 % в 1995 г., Архангельской области – 42,8 и 59,9 %, Еврейской автономной области – 40,9 и 50,7 %).

Для наглядного предоставления структуры пенсионной системы целесообразно более детально рассмотреть динамику численности основных категорий пенсионеров за те же периоды. Как показывает статистика, за пятилетний период общая численность пенсионеров возросла на 7,3 %, или на 2,6 млн. человек, при этом численность получателей трудовых пенсий увеличилась на 7,4 % (2,5 млн. человек), численность получателей социальных пенсий выросла на 25 %, причем численность пенсионеров по труду растет равномерно в каждом году, численность пенсионеров- военнослужащих в течение всего периода ежегодно уменьшалась примерно на 15 – 17% в год.

Вот динамика реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.): в 1990 г. – 80%, 1992 г. – 52%, 1993 г. – 62%, 1994 г. – 58%,1995 г. - 6 %, 1996 г. – 54%, 1997 г. – 53%, 1998 г. – 41%, 1999 г. – 45%, 2001 г. – 47%.

Естественно, были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.

Последствием перечисленных выше процессов явилась катастрофическая деформация финансовой обеспеченности пенсионной системы, при которой уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120 % в дореформенный период до 80-85 % в период перехода к рыночным отношениям. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самых назначаемых пенсий.

Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовом динамике составил относительно среднего размера заработной платы: 1990 г. – 41%, 1991 г. – 37%, 1992 г. – 26%, 1993 г. – 34%, 1994 г. – 35%, 1995 г. – 39%, 1996 г. – 37,8%, 1997 г. – 37,2%, 2001 г. – 36%.

Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось до 50%. При этом следует подчеркнуть, что в 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету, а не уровню прожиточного минимума.

За переходный период произошла также глубинная деформация и другого основного принципа построения системы пенсионного обеспечения: связи размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина. В результате введения наряду с инфляционной индексацией пенсий компенсационных выплат произошло снижение реальных размеров отдельных видов пенсионных выплат, резко сузилась дифференциация между максимальными и минимальными размерами пенсий, вновь возникла тенденция уравнительности пенсионного обеспечения. Вместо предусмотренной законодательством дифференциации в пределах 1: 3 – 3,5 она в 1997 г. составляла не более 1: 1,7.

Немаловажную роль в ухудшении пенсионного обеспечения сыграли и применяемые правительственными органами методы борьбы с последствиями инфляционного роста потребительских цен. При этом единственная антиинфляционная мера – проведение индексации пенсии по итогам предыдущих трех месяцев – в условиях галопирующего роста цен не обеспечивала необходимого уровня компенсации потерь и неизбежно привела к дальнейшему снижению покупательной способности пенсий.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Пенсионная реформа, как ремонт: её невозможно закончить, её можно только остановить. Начало было положено ещё в 2002 году – тогда граждане формально получили право распоряжаться накопительной частью пенсии. Совсем свежи воспоминания о пенсионной формуле для страховой пенсии, которая вступила в силу 1 января прошлого года. Особенно врезалось в память, что в этой формуле не смогла разобраться, по слухам, даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина. И вот очередная инициатива.

Минфин и Центробанк недавно представили концепцию пенсионной реформы, которую, предположительно, запустят уже в 2018 году. Они предлагают ни больше ни меньше – отменить накопительную часть пенсии. Логично, что работодатели перестанут отчислять в Пенсионный фонд обязательные страховые взносы в размере 6%. Вместо этого россияне смогут сами накопить себе на пенсию, направляя часть заработанного в негосударственный пенсионный фонд, который выберут сами в соответствии со своей интуицией. При этом у граждан будет выбор: они смогут не откладывать ничего, но для этого им нужно будет официально «отписаться» от новой системы, написать соответствующее заявление. Те, кто этого не сделает, окажутся «в системе» автоматически. Первый год реформы они станут отчислять на накопительную часть пенсии 0%, затем каждый год будет прибавляться по 1%, пока не дойдёт до 6% – при желании перечислять «на старость» можно будет до 50% от зарплаты. При этом за пять лет до выхода на пенсию «в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств» гражданин сможет забрать из фонда до 20% накоплений. А если уж совсем беда придёт, например человек тяжело заболеет, чиновники обещают отдать ему всё.

Ловкость государственных рук

Идеи вроде бы правильные, но как поверить государству, которое уже не раз беспардонно оставляло пенсионеров без денег? Например, в 2005 году из накопительной системы исключили граждан старше 1967 года рождения, за которых работодатели с 2002 по 2004 год перечисляли на накопительную часть пенсии 2%. Не менее показателен последний опыт: с 2014 года государство постоянно присваивает, используя смешное слово «замораживает», накопительную часть пенсии. Как известно, сегодняшние 22% пенсионных взносов делятся на страховую часть (16%) и накопительную (6%). В результате «накопительные» средства от работодателя не доходят до накопительных счетов работников и направляются на текущие пенсионные выплаты. То есть будущие пенсионеры кормят нынешних, вместо того чтобы откладывать себе на старость. Таким образом у работников уже изьяли 1,2 трлн рублей – столько вернуть-разморозить уже не смогут! Своровали? От этого и появляются сомнения, что вряд ли когда-нибудь они увидят свою честно заработанную пенсию. Естественно, что, не доверяя государству и зная его склонность постоянно менять правила игры, люди стараются сами обеспечить себе спокойную старость. Кто-то надеется на помощь детей и будущих внуков. Те, у кого есть возможность, копят на покупку квартиры, чтобы потом её сдавать, – вложения в недвижимость пока считаются у нас самыми надёжными.

Мрачные уроки выживания

Средний размер пенсии в России составляет сегодня около 13 100 рублей. При этом стоимость потребительской корзины в 2016 году установлена в пределах 10 тыс. рублей. Неудивительно, что те пенсионеры, кто ещё в силах, предпочитают работать. Однако даже в этом случае вряд ли можно позавидовать судьбе одинокого неработающего пенсионера, которому потребовалось серьёзное лечение. Потому старикам остаётся только с завистью смотреть на своих европейских «коллег», которые, выйдя на заслуженный отдых, пускаются в путешествия. Впрочем, если равняться по худшему знаменателю, то можно вспомнить 90-е годы, когда размер пенсионных выплат был даже ниже прожиточного минимума. Так, в 1992 году минимальная пенсия составляла 0,8–0,9 от прожиточного минимума россиянина, а максимальная фиксировалась на уровне 3 прожиточных минимумов.

По данным Госкомстата, на июль 1999 года прожиточный минимум составил 687 рублей, а минимальная пенсия – 304 рубля (45% прожиточного минимума). Максимальная же пенсия составляла 442 рубля (65% прожиточного минимума). То есть в конце 90-х пенсионеры оказались в худшем положении, чем были в начале. Похоже, что история повторяется.

Несмотря на бодрые заявления властей, пенсионеры продолжают оставаться социально незащищённой частью общества, а потому вынуждены искать дополнительные источники дохода. По данным экспертов ВЦИОМ, в России 46% населения занимается подсобным хозяйством. Возможно, с нарастанием кризиса количество людей, решивших перейти на подножный корм, увеличится.

Однако заставляет задуматься новость, пришедшая из Чебоксар – там с начала года оштрафовали на сумму свыше 1,5 млн рублей граждан, осуществлявших нелегальную торговлю. Речь в основном идёт всё о тех же бабушках, выращивающих фрукты, овощи и цветы на продажу. То есть, с одной стороны, государство платит им нищенскую пенсию, с другой – штрафует, когда они пытаются заработать сами. Что поделаешь – бюджет надо наполнять.

В Германии средняя пенсия составляет 800 евро. Каждый немец отчисляет в государственный пенсионный фонд 20,3% месячного заработка. Половину этой суммы платит работодатель. Граждане могут также обращаться в частные пенсионные фонды.

В Великобритании пенсионеры получают 148–218 фунтов в неделю. Там есть государственные пенсии, которые выплачиваются по достижении определённого возраста (65 лет у мужчин и 60 лет у женщин). Эти суммы невелики, но у граждан есть выбор – пенсия по выслуге лет, которая зависит от стажа и заработной платы. Есть и негосударственные пенсии, которые формируются как работником, так и работодателем.

В США средний размер пенсии составляет 1100–1200 долларов в месяц. Причём граждане имеют право на государственное и частное пенсионное обеспечение, которое строится по распределительному и накопительному принципам.

В Китае на государственную пенсию могут рассчитывать только госслужащие и лица, занятые в промышленности. Сельское население пенсию не получает вообще. По традиции пожилых китайцев содержат дети и внуки. Средний размер пенсии составляет 900–1360 юаней (около 80 долларов).

Пенсионная реформа в Российской Федерации - это важный момент, который волнует все население. Ведь каждый налогоплательщик перечисляет определенные денежные средства в И в один прекрасный момент у него появляется возможность получить деньги обратно, только в виде система поддержки граждан, ушедших на заслуженный отдых, постоянно терпит какие-то изменения. Какие новости можно услышать о данной составляющей жизни населения? Какую информацию можно считать реальными изменениями, а какую - мифами и сплетнями? Сейчас очень много разговоров идет на тему пенсий. Поэтому следует точно знать, к чему готовиться.

Отмена пенсий работающим

Первая новость, которая вызвала волну недовольства со стороны населения, - это отмена пенсий работающим пенсионерам. Пенсионная реформа в России подобного типа подразумевает, что гражданам, которые после достижения возраста, в котором можно уйти на заслуженный отдых, продолжают трудиться, прекратят оказывать финансовую поддержку со стороны государства.

Иными словами, для работающих пенсионеров. Существует два варианта трактовки этой новости. В первой говорится, что условие начнет действовать в 2016 году и распространится только на тех, кто зарабатывает больше 1 000 000 в год. Это получается 83 тысячи рублей в месяц. Таким гражданам не будут платить пенсию. Во второй пенсионная реформа указывает на прекращение выплат со стороны государства для всех граждан-пенсионеров, которые продолжают трудиться. Ни доход, ни стаж роли играть не будут.

На данный момент подобные реформы считаются мифом. И если пенсии работающим гражданам уберут, то ближе окажется первый вариант развития событий. Пока что все люди, достигшие пенсионного возраста, в России получают в тех или иных размерах финансовую поддержку со стороны государства.

Ограничение выплат

Следующая новость тоже касается работающих пенсионеров. Некоторые говорят о том, что населению хотят ограничить финансовую поддержку, если люди официально трудоустроены. Фактически планируют снизить перечисляемые пенсионерам денежные выплаты.

Новости пенсионной реформы такого типа - обман. Сейчас в России действительно прорабатываются системы, которые помогут пересчитывать денежные средства. Но никаких жестких ограничений нет. Разве что пенсионные выплаты не могут быть меньше прожиточного минимума на человека. Поэтому бояться подобных новостей не стоит. В правительстве, наоборот, думают, как сохранить и даже повысить пенсии.

Приостановление индексации

На этом обсуждения не заканчиваются. Пенсионная реформа для в 2016 году все равно состоялась. Но только она пока что не слишком заметна. Дело все в том, что в России предусматривается обязательная индексация пенсионных выплат. Но работающие пенсионеры не будут получать индексированных выплат. Вместо этого им положена финансовая поддержка от государства без всяких повышений.

То есть на данный момент в стране граждане, которые достигли пенсионного возраста и продолжают работать, получают пенсию, которая была положена на конец 2015 года. Никакой индексации они не имеют.

Обязательная индексация

Тем не менее это вовсе не значит, что пенсионная реформа в России полностью отменяет повышение выплачиваемых пенсионерам денежных сумм. Это не так. Ведь приостановление индексации распространяется только на трудоустроенных граждан. Все остальные получат в России повышенную пенсию. На данный момент все выплаты проиндексированы на 4%. В 2016 году гражданам должны были 2 раза повысить сумму, которую платит государство поле достижения пенсионного возраста. И данное правило было соблюдено в полной мере. Получается, что для неработающих пенсионеров нет никаких особенностей. Все та же индексация, все те же выплаты. Даже порядок назначения финансовой поддержки остался без изменений.

Возраст

Новости пенсионной реформы в стране на этом не заканчиваются. По поводу данной темы постоянно возникают какие-то вопросы. Уже давно в России планируют повысить пенсионный возраст. Правда ли это? Да, о повышении пенсионного возраста уже несколько лет идут разговоры. Сейчас в России женщины имеют право на уход на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины получают такую возможность в 60. Но, как показывает практика, многие не прекращают работать даже после указанного возраста.

Это натолкнуло на мысль о том, что граждане слишком рано выходят на заслуженный отдых. В большинстве стран пенсионный возраст гораздо выше. И это помогает пополнять государственный бюджет. Новая пенсионная реформа подразумевает постепенное повышение возраста выхода на пенсию. Так, женщинам хотят продлить трудоспособность до 60, а мужчинам до 65 лет соответственно.

Последствия "возрастной реформы"

К каким последствиям может привести повышение пенсионного возраста? Сейчас в России многие остаются недовольны данной перспективой. Она еще не воплощена в жизнь, но уже точно известно, что когда-нибудь новость станет реальностью. Возмущение вызвал тот факт, что правительство РФ старалось равняться на другие страны и не учитывало среднюю продолжительность жизни человека в стране. Так, женщины в среднем доживают до 77, а мужчины - до 65 лет. Получается, практически многие мужчины не будут получать пенсионные выплаты, если заниматься повышением возраста, в котором разрешено официально уходить на заслуженный отдых. По этой причине нововведение пока решили отложить. Но при этом говорят о постепенном повышении возраста ухода на пенсию. Раз в полгода планируется увеличивать его на 6 месяцев.

Стаж и баллы

Пенсионная реформа в Российской Федерации привела страну к тому, что теперь здесь используется так называемая балловая система расчета выплат. За каждый отработанный год гражданину начисляют на счет определенные "очки". В конце положенная пенсия будет зависеть от общего количества набранных баллов. Пока что от граждан требуется 30 очков. А количество положенных к выплате денег в виде пенсий зависит не только от баллов, но и от стоимости одного очка на момент выхода на заслуженный отдых.

Балловая система не всем нравится. Но она введена и в ближайшее время правительство не планирует пересматривать ее. Поэтому гражданам следует помнить о том, что теперь при расчете трудовой пенсии учитываться будет не только стаж, но и количество баллов, набранных за все время работы.

Изменения в условиях назначения пенсий

Что еще приготовила населению пенсионная реформа? Последнее, что действительно заинтересовало граждан, - это условия назначения выплат. Уже было сказано, что планируется повысить пенсионный возраст. Также для получения финансовой поддержки от государства (не социальной) необходимо иметь 30 баллов. Но на этом изменения не заканчиваются.

Чтобы выйти на заслуженный отдых и получать денежные средства от страны, потребуется 7-летний стаж работы. И это независимо от имеющихся баллов у гражданина. Раньше этот срок равнялся 5 годам. В 2016 году повысился до 7. И данная "планка" будет увеличиваться вплоть до 2024 года. Планируется довести минимальный трудовой стаж для до 15 лет. Такие изменения сейчас предусматривает пенсионная реформа. Последние новости указывают на то, что это не миф, а реальность.

Две части одного целого

Следующая информация уже не может считаться новой. Но о ней все равно далеко не всем известно. Дело все в том, что пенсии теперь формируются преимущественно за счет граждан. Выплаты разделили на 2 части: страховую и накопительную. Первая выплачивается в обязательном порядке. Она гарантируется государством. Накопительная зависит напрямую от граждан и обычно формируется в Можно оставить ее и в государственном фонде. Главное, время от времени переводить часть дохода в выбранную организацию, откладывая тем самым на старость.

Формула, по которой необходимо рассчитывать денежные средства, выплачиваемые пенсионерам, имеет вид П=Б*К+С+НЧ, где:

  • П - ежемесячная пенсия;
  • Б - количество накопленных гражданином пенсионных баллов;
  • К - стоимость одного очка;
  • С - страховая часть пенсии (устанавливается государством ежегодно);
  • НЧ - накопительная часть (формируется гражданином).

Многие говорят о том, что сейчас планируется пересмотреть данную схему. На самом деле это не так. Система остается прежней. И в ближайшее время менять ее никто не будет. Год пенсионной реформы позади. Но остаются еще некоторые новости, которые взволновали пенсионеров.

Заморозка

Пенсионная реформа в Украине напоминает изменения, произошедшие в России. В соседней стране на данный момент планируется ввести многокомпонентный расчет положенных выплат, такой же, как сейчас имеется в РФ. Это не слишком страшно, поэтому население не очень боится подобных изменений, ведь пенсии все равно будут перечисляться.

Только в России пошли слухи о том, что правительство в 2016-2017 годах может "заморозить" пенсии, точнее их накопительные части. Предлагается вообще исключить подобный компонент при расчете пенсионных выплат населению. Тем не менее опасаться этого шага пока что тоже не следует. По словам правительства, в 2016-2018 годы не планируется "замораживать" А вот как будут обстоять дела дальше - загадка, которую пока что не дано раскрыть.

Единовременная выплата

Пенсионная реформа в Российской Федерации в 2016 году заставила многих граждан задуматься о том, чтобы самостоятельно откладывать себе на старость и не надеяться на повышение пенсий. В мире сейчас царит кризис. И в России тоже. В таких условиях индексация пенсионных выплат стала невозможна. Поэтому в 2017 году всем пенсионерам (трудоустроенным и неработающим) вместо индексирования в январе выплатят единовременную денежную сумму. Сколько? 5 000 рублей. А все остальные выплаты останутся прежними. Правительство сообщило, что средств для индексации нет. Поэтому приходится пока что действовать таким образом.

И как раз эта новость не является мифом. Это уже установленный закон. Теперь остается только ждать 2017 года. Неизвестно, какие еще изменения могут коснуться пенсионной системы в Российской Федерации. Но даже правительство рекомендует самостоятельно побеспокоиться о накоплениях на старость. Ведь в условиях кризиса иногда приходится принимать серьезные решения. Население должно быть готово к ним. Остается только следить за последними новостями. Может быть, совсем скоро пенсионная система вновь будет пересмотрена полностью.