От развития ребенка в рамках семьи зависит в большей степени все его дальнейшее будущее. Именно здесь закладываются азы поведения, общения и восприятия этого мира. От стиля семейного воспитания дошкольников зависит и детский отклик к окружающей действительности. Нелишним для родителей будет ознакомиться с возможными стилями воспитания, узнать об их положительных и отрицательных сторонах. Такой обдуманный подход поможет создать гармоничные отношения внутри семьи.

Воспитание внутри семьи закладывает основы личности ребенка

Семья - начальная ступень в развитии ребенка

Мальчики и девочки как губки впитывают все семейные способы общения и поведения, воспринимают их как образец, применяя в дальнейшем в обществе. Именно здесь истоки проблем в воспитании.

Являясь первыми воспитателями, родители имеют колоссальное воздействие на детский разум. Это дает им право превосходства по сравнению с педагогами в детских садах и школах, которые тоже начинают применять воспитательные приемы к детям. Хорошая семья отличается взаимопониманием между родителями и детьми, ведь они имеют одинаковые цели и задачи.

От того, какие стили воспитания в семье выберут родители, будет зависеть формирование личности ребенка. Под стилем воспитания подразумевается ряд принципов, в числе которых: контроль, телесный и чувствительный контакт, способ руководить поведением ребенка, влияние на него, наличие поощрений, запретов и пр.

Вопросом стилей семейного воспитания занимались отечественные и зарубежные психологи. Каждая классификация основана на личных критериях авторов, потому единого мнения по этому вопросу нет.



Ответственность родителей за формирование личности ребенка очень велика

Классификация стилей семейного воспитания Дж. Болдуина

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В основу классификации американского психолога Джеймса Мартина Болдуина легли следующие критерии: семейный контроль и требования, эмоциональная поддержка и способы оценки. На этой основе он выделил два стиля воспитания.

Демократический стиль

При данном стиле воспитания повышается уровнь общения в семье, дети, в том числе и дошкольного возраста, активно участвуют в обсуждении семейных вопросов, их мнение является важным и весомым, родители всегда готовы прийти на помощь, но это не предполагает отказа от детской самостоятельности. Родители при демократическом стиле воспитания стараются не замыкаться на собственном восприятии личности ребенка.

Контролирующий стиль

В данном случае налицо большие ограничения в поведенческих возможностях детей дошкольного возраста. Ребенок получает доходчивое и обстоятельное объяснение запретов и их смысла. В данном стиле воспитания подразумевается, что в семье не бывает разногласий по поводу уместности дисциплинарных мер.

Психолог проводил исследования детей, росших в семьях, где применялись различные стили воспитания, в том числе и смешанный тип. Дж. Болдуин пришел к выводу, что мальчики и девочки, выросшие в семьях с демократическим стилем воспитания, имели следующие характеристики:

  • неплохая способность к лидерству;
  • положительное психологическое развитие;
  • высокая социальная активность;
  • легкий контакт с ровесниками;
  • отсутствие альтруизма;
  • недостаток эмпатии и чувствительности.


В контролирующем типе воспитания ребенок сильно ограничен запретами

Использование контролирующего стиля воспитания приводит к тому, что дети:

  • отличаются более высокой степенью послушания;
  • легко внушаемы;
  • являются боязливыми из-за чрезмерного контролирующего давления;
  • не отличаются настойчивостью в достижении целей;
  • не являются агрессивными.

Применение смешанного способа воздействия влияет на дошкольников следующим образом:

  • легкая внушаемость;
  • послушание;
  • высокая степень эмоциональной чувствительности;
  • отсутствие агрессии;
  • низкий уровень фантазии;
  • неоригинальность мышления;
  • отсутствие любознательности.


Минусы смешанного типа воспитания - отсутствие любознательности и фантазии

Классификация стилей семейного воспитания Г.Крайга

Типы и стили семейного воспитания психолог рассматривает через призму двух основных параметров: контроль со стороны родителей и уровень теплоты во взаимоотношениях. Рассмотрим, какие тактики поведения родителей автор выделяет.

Авторитетный стиль

Авторитетный стиль воспитания основан на высоком уровне контроля со стороны взрослых, но одновременно поощряется детское желание к обособленности и самостоятельности, наличие теплых внутрисемейных взаимоотношений. В результате авторитетного стиля воспитания мы видим социально-адаптированных девочек и мальчиков, способных к самоконтролю, с высоким уровнем самооценки и уверенности в себе.

Авторитарный стиль

В авторитарном стиле воспитания большая роль отводится неукоснительному исполнению всех родительских требований, взаимоотношения в такой семье прохладные и далекие. Дети отличаются замкнутостью, угрюмостью, частой раздражительностью и боязливостью. Для девочек, выросших в семьях с авторитарным стилем воспитания, характерна пассивность и зависимость, а для мальчиков – агрессия и неуправляемость.



В авторитарных семьях дети почти не имеют права голоса, их задача - выполнять указания родителей

Либеральный стиль

Либеральный стиль воспитания минимизирует контроль со стороны родителей, а отношения носят теплый характер. Поведение ребенка никак почти не регулируется, но в то же время не теряет своей весомости теплота в общении. Более в этой семье идут на контакт дети, нежели взрослые. Вырастая в семьях с либеральным стилем воспитания, дети учатся быть агрессивными, напористыми в поведении, чрезмерно импульсивными. Для них характерно отсутствие требовательности к себе, но нередко дети становятся очень творческими и активными людьми.

Индифферентный стиль

Автор отделяет также индифферентный стиль воспитания, при котором контроля со стороны родителей нет совсем, равно как и самих взаимоотношений. Взрослые не занимаются с детьми и не общаются, любые ограничения при индифферентном типе общения отсутствуют. Присутствие враждебности по отношению к детям рождает в их юных сердцах злобу и желание вести себя антисоциально. Таковы проявления индифферентного стиля воспитания.

Классификация стилей семейного воспитания Д.Элдера

  • Автократичный стиль подразумевает единовластие со стороны взрослых. Их мнения и решения не обсуждаются и не объясняются. Контроль за детским поведением здесь слабый. Характерно навязывание воли и подчеркивание некомпетентности ребенка в разных сферах жизни.


В автократичной семье все решения принимаются исключительно взрослыми
  • Авторитарный стиль воспитания предполагает приятие всех решений только родителями. Мальчикам и девочкам разрешается высказать свое мнение, но не более.
  • Демократический стиль воспитания - детям отводится равное место в процессе обсуждения. Все имеют право голоса.
  • Эгалитарный стиль полностью уравнивает права и возможности взрослых и детей. Такой способ подразумевает не только равноправие в плане приятия решений, но и равноценное разделение ответственности за этот выбор.
  • Разрешающий стиль характерен для тех семей, где взрослые дают детям очень много свободы, ожидая при этом, что они будут нести ответственность за самостоятельно приятые решения.
  • Следом идет попустительский стиль воспитания, при котором у ребенка появляется полная и бесконтрольная свобода. При попустительском стиле воспитания часто взрослые не соблюдают последовательность собственных действий: за один и тот же поступок кроха может быть как поощрен, так и наказан.
  • Под игнорирующим стилем воспитания подразумевается полное отсутствие интереса к жизни ребенка со стороны взрослых. Запросы, потребности ребенка – все это остается без внимания.

Рассмотренные в данной главе стили, направленные на воспитание детей дошкольного возраста, дают нам полную картину возможных вариантов общения внутри семьи с точки зрения психологии.



Игнорирующее воспитание - незаинтересованность родителей в проблемах и радостях ребенка

Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской

Автор разделяет стили семейного воспитания, основываясь на следующих критериях: эмоциональность и степень включенности взрослых в отношения с детьми. Классификация стилей воспитания насчитывает всего 6 видов:

  1. пристрастие: дети - это единственная цель в жизни;
  2. безразличие к потребностям, интересам и запросам детей;
  3. эгоизм со стороны родителей: взрослые взваливают на мальчиков и девочек непосильные ноши;
  4. ребенок рассматривается как объект для воспитания, но без учета его индивидуальных особенностей;
  5. ребенок – помеха в построении карьеры, личной жизни;
  6. ребенок получает ряд обязанностей, но при этом получает и уважение.

Стили аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера

Основополагающие факторы для разделения стилей воспитания, следующие: эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровень заботы и контроля, учет возрастных и личностных способностей ребенка. Приведем данную классификацию, в которой представлены аномальные стили воспитания:

  • Гипопротекция – контроль и опека находятся на минимальном уровне. Встречаются даже ситуации патологической безнадзорности. Мальчикам и девочкам уделяется мало внимания как в духовном, так и в физическом аспекте. Часто имеет место скрытая гипопротекция, при которой контроль присутствует на формальном уровне, а на деле имеется полное отсутствие заботы и тепла.


Для гипопротекции характерна минимальная забота о ребенке
  • Доминирующая гиперпротекция . Чрезмерная забота угнетается контролем в самых незначительных вещах. Налицо присутствие большого количества запретов и ограничений. Все это приводит к отсутствию самостоятельности, решительности, инициативности у ребенка. Таким детям трудно постоять за себя (рекомендуем прочитать: ).
  • Потворствующая гиперпротекция . При таком аномальном способе общения ребенок является светочем. Все желания, прихоти исполняются в мгновение ока. В результате потворствующего отношения мы видим ребенка с большим желанием быть лидером, при этом не отличающегося упорством и настойчивостью.
  • Эмоциональное отвержение . Взрослые игнорируют потребности детей, нередки случаи жестокого обращения. Родитель выражает свой эмоциональный негатив в виде постоянных недовольств. Ребенок постоянно находится под влиянием фраз: «не такой», «не тот», «слабо развитый, которого любой может поколотить». Порой взрослые пытаются спрятать свое эмоциональное отвержение, чрезмерно заботясь о ребенке, но в то же время холодность выдает себя в виде отсутствия искренности. Взрослому тягостны тесные взаимоотношения, он желает от них быстрее избавиться.
  • Повышенная моральная ответственность . Требования, выдвигаемые к ребенку, не соответствуют его возрастному развитию. К примеру, возложение на дитя ответственности за здоровье и жизнь близких, ожидание безоговорочной честности, порядочности. Такие завышенные требования сочетаются с игнорированием истинных потребностей ребенка и его личных интересов.


Ребенок далеко не всегда в силах выполнить все требования, возлагаемые на него родителем

Хаотический стиль

Выделяет также еще один тип – хаотический стиль семейного воспитания. Данный способ общения подразумевает непоследовательность действий взрослого. Нет единого подхода к воспитательному вопросу, отсутствуют четкие требования и обязанности. При хаотическом стиле воспитания ребенка родители сами не могут договориться о том, что правильно в данном случае, а что нет.

Ребенок при таком стиле воспитания не усваивает необходимой стабильности и размеренности в окружающем мире. У него отсутствуют четкие правила поведения и оценки. Хаотические родительские реакции отнимают у ребенка возможность получить стабильность. Мальчики и девочки из-за непоследовательных наказаний и поощрений становятся тревожными, неуверенными и импульсивными. В тяжелых ситуациях такие дети проявляют агрессию, неуправляемость и антисоциальное поведение. При данном стиле воспитания в итоге мы видим детей с отсутствием самоконтроля, ответственности. Дети имеют низкую самооценку и незрелые суждения. Приведенная классификация стилей детского воспитания отражает только самые резкие отклонения внутри семейного круга.

Традиционная типология подразделяет три основных способа общения внутри семьи. Дадим родителям краткие рекомендации по ним.

Авторитарный тип общения

Авторитарный стиль воспитания подразумевает, что желание родителей является законом для ребенка. Здесь есть свои плюсы и свои минусы. В результате малыш становится замкнутым, тесный контакт со взрослыми теряется. Впоследствии такие дети становятся несамостоятельными и неуверенными в себе. Небольшой процент детей при авторитарном стиле воспитания порой вступает в «противоборство», пытаясь отстоять свои позиции.



Подросший ребенок может открыто протестовать против авторитарного стиля воспитания

Учитывайте его особенности, потребности и склонности. Не желая видеть в будущем неуверенного в себе, замкнутого человека, начинайте использовать наши рекомендации и корректировать свое отношение и свое влияние уже сейчас.

Демократический тип общения

Наиболее гармоничный стиль семейного воспитания – демократический. Дисциплина в семье сочетается с детской самостоятельностью. У ребенка имеется ряд обязанностей, но при этом нет ущемления его прав. Взрослые уважают мнение младших и учитывают его при необходимости. Большие конфликты, как правило, никогда не рождаются в «демократических» семьях.

Во всем царит умеренность. Гармоничное развитие рождает неагрессивных людей с лидерскими способностями. Подросток способен контролировать окружающих, но сам поддается манипулированию крайне редко. Дети из «демократичных» семей коммуникабельны и легко адаптируются в любом обществе. Взрослые уважают авторитетное мнение, желания и интересы ребенка.



Демократичный стиль воспитания предполагает почти полное равенство взрослых и детей в семье

Дружеские взаимоотношения не должны перекрывать родительский престиж. Он необходим, чтобы подросток знал - он сможет к нему прибегнуть в случае проблемы и положиться на вас. Таким образом, частично необходимо использовать авторитетный стиль воспитания.

Либеральный тип общения

Другое название – попустительский стиль семейного воспитания, очень современный. Взрослые совсем не занимаются ребенком, у которого отсутствуют любые ограничения и запреты.

Разрешать ребенку быть целиком в своей власти неправильно. Такая либеральная тактика может родить появление у подростка плохих друзей, негативно на него влияющих, поэтому, если вы не желаете своему ребенку подобного, меняйте свой попустительский способ общения. Для отвыкания от либерального общения важно присутствие правил и обязанностей, занесенных в воображаемую таблицу, равных для всех членов семьи. Проводите с ребенком больше времени, не позволяйте присутствовать бесконтрольности.

В современной литературе можно встретить различные классификации сти­лей и типов родительского воспитания (С. В. Ковалев, 1988; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990; Д. Н. Исаев, 1994 и др.). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный cm иль характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми рас­поряжениями, основывается на запретах. Чувства и эмоции партнера по об­щению в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистан­ция.

Либеральный стиль проявляется в семье как отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. Во взаи­моотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».

Демократический стиль - это сотрудничество и взаимопомощь, равнопра­вие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения в зависимо­сти от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных осо­бенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.

Возможна и иная градация отношений родителей и ребенка. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определенные системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общения с ним. Классификацию нарушенных типов семейного вос­питания можно представить следующим образом:

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвергается опасности в той же степени, что и брошенный ребенок. Встав взрослым, чело­век оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повы­шенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоциональ­но-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе.

2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания ро­дителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспита­ния, в которых сочетаются родительская любовь и ограничительство, будут та­кие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессив-

ность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое воспитание уси­ливает реакцию эмансипации и обусловливает аффективные реакции.

3. Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребенка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родите­лей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта. Детское поведе­ние, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пре­секается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной не­доразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей.

4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характе­ризуется сочетанием высоких требований к ребенку и недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Родители любят не са­мого ребенка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль при­водит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мни­тельной (психастенической) акцентуации характера.

5. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не ин­тересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где на­ходится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опас­ностей, подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему.

6. Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости клиберализму и, наоборот, от вни­мания к ребенку к эмоциональному отвержению.

7. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного об­щения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипо­хондрически настроенным.

Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей создают опасность закрепления последствия неправильного воспитания. Сдругой стороны, всилу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательно­му воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воз­действия адекватны возможностям и особенностям ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней диагностики, профилакти­ки и коррекции нарушений семейного воспитания.

Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сто­ронами отношений родителей к детям, то можно выделить наиболее существен­ные из них в виде трех групп факторов (А. И. Захаров, 1993).

К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны, или ас­пекты, отношений родителей:

1. Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют мно­гие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит ре­активный характер. Например, гиперопека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, ком­пенсирующих нервное напряжение родителей; или бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей исходят из мнительности, чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.

2. Другая особенность родительского отношения - это неосознанная про­екция личностных проблем родителей на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознают этого должным и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так: родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют того, в чем сами не яв­ляются примером. Чем выше степень характерологических изменений у роди­телей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказы­вающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем выше сте­пень невротических нарушений у родителей, тем чаще они впоследствии ис­пытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной оценки ребенка.

3. Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером; или роди­тели говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей лич­ности и непоследовательность суждений.

4. Не могут родители стабилизировать и кризисные ситуации в психичес­ком развитии ребенка, справиться с его страхом и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, име­ющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть доста­точно легко устранены адекватным психологическим воздействием.

5. Проявляется и трудность в установлении ровных, доверительных и эмо­ционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.

6. В воспитании недостает душевной щедрости; широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, конъюнктурными соображениями, рациона­лизмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.

Факторами второго порядка, или основными параметрами, неправильного воспитания являются:

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, роди­тели считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементар­ного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может, и так далее.

2. Непринятие детей - это непринятие индивидуальности ребенка, его сво­еобразия, особенностей характера. Непринятие проявляется неприданием зна-

чимости таким факторам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства; постоянным чувством внутренней неудов­летворенности, недовольством и раздражением в отношениях с детьми, пре­обладанием отрицательных оценок в восприятии их характера, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением к их возможностям и потребностям, чрезмерными разрешениями типа попус­тительства или строгим, нередко формальным отношением.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и по­требностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-пси­хическое перенапряжение у детей.

4. Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: П недостаточным учетом ситуации момента;

□ несвоевременным откликом;

П фиксацией проблем, застреванием на них;

□ трафаретностью, заданностью, запрограммированностью; О отсутствием альтернатив в решениях;

□ предвзятостью суждений;

□ навязыванием мнений.

Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическими состояниями родителей. Из характерологических проявлений обращают на себя внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, властность характера и авторитарность. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутрилич-ностной напряженности и эгоцентризма.

5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток - недостат­ком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.

6. Непоследовательность в обращении с детьми - существенный фактор невротизации, создающей эффект «сшибки» нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непосле­довательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начато­го дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.

7. Несогласованность отношений между родителями, обусловленная нали­чием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Факторы третьего порядка:

1. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект сума-тошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. За­тем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испыты-

вая чувство вины от неспособности справиться со своими выходяшими из-под контроля эмоциями.

2. Тревожность в отношениях с детьми выражается:

□ беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу;

□ стремлением чрезмерно опекать ребенка;

□ не отпускать его от себя;

□ предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери;

П «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чув­ствам, переживаниям;

П непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все де­лать для ребенка заранее;

□ сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

3. Доминантность в отношениях с детьми означает:

□ безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; О категоричность суждения, приказной, повелевающий тон;

□ стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;

□ навязывание мнений и готовых решений;

□ стремление к строгой дисциплине и ограничение самостоятельности;

□ использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания;

□ постоянный контроль над действиями ребенка, особенно над его попыт­ками делать все по-своему.

Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко вы­ражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослуша­нии, упрямстве и негативизме.

4. Гиперсоциальность - особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Ей присущи эле­менты некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоцио­нального контакта, искренность и непосредственность в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной, заданной програм­ме, не учитывая своеобразие его личности, возрастных потребностей и инте­ресов.

5. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается:

П1 настороженностью и подозрительностью в отношении перемен;

□ недоверчивостью к собственному мнению ребенка;

□ неверием в его самостоятельность;

□ чрезмерной регламентацией образа жизни;

□ перепроверкой действий ребенка;

□ избыточной и часто мелочной опекой;

О многочисленными предостережениями и угрозами.

6. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей означает не­своевременный или недостаточный отклик на просьбу детей, их потребности, настроения и аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительско­го чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротичес­ким состоянием, конфликтными отношениями и т. д. Часто у родителей про­является отзывчивость «наоборот», когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие от­клонения в поведении детей и оказываются эмоционально глухими в отноше­нии выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замеча­ния, ругать, тревожиться и предостерегать.

7. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, ча­сто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантно­стью, завышенные требования с родительской беспомощностью. Противоре­чивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.


Похожая информация.


ВВЕДЕНИЕ

  1. Либеральный стиль воспитания

2.1. Гиперопёка

2.2. «Наполеоновские планы»

2.4. Мало времени на ребёнка

2.5. Денежная ошибка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Практически с момента рождения ребёнка и до становления личности именно семья является основой воспитания. Именно в семье закладываются определённые качества, ценности, нравственные ориентиры, основы культуры, происходит формирование характера человека.

Тот багаж, который в раннем детстве ребёнок приобретает в семье, он пронесёт через всю жизнь. К моменту прихода в школу он уже частично сформировался как личность. Родители, бабушки, дедушки, тёти, дяди, сёстры и братья – это главный коллектив, который играет в становлении ребёнка наиважнейшую роль, ведь это то место, где безгранично любят и принимают со всеми недостатками.

Положительное влияние семьи возможно лишь при наличии в ней гармоничных и добрых отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке.

В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо укрепить положительное влияние на воспитание ребёнка и, если имеются, устранить отрицательные стороны такого влияния. В связи с этим необходимо разобраться с ошибками семейного воспитания.

Цель моей работы изучить стили (авторитарный, либеральный, демократический) и основные ошибки семейного воспитания, а также разобраться в их последствиях, влияющих на ребёнка. Ведь, зная ошибки, можно постараться их свести к минимуму или устранить их.

Глава 1. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Большую роль для становления личности ребёнка имеют не только принятые в семье нравственные ценности, но стиль семейного воспитания. Не каждый раз родители задумываются о том, как правильно воспитывать ребёнка и какие последствия воспитания: как они влияют на развитие ребенка. Ведь многие ошибки можно предвидеть и предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского воспитания.

Что же понимается под стилем воспитания? Это наиболее часто встречающиеся способы отношений родителей к ребенку, при которых используются средства и методы педагогического воздействия для поощрения и наказания ребёнка, выражаемые в словесных обращениях и взаимодействиях.

Психологи выделили три основных стиля воспитания:

  • авторитарный
  • либеральный
  • демократический.
  1. Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль можно назвать наиболее древним и привычным. Он подразумевает беспрекословное подчинение младших старшим. Родители чётко знают, каким должен быть их ребёнок и достигают своей цели любыми способами. Они настойчивы, решительны, неуступчивы и категоричны в своих требованиях. При этом подавляют любую инициативу со стороны ребёнка, постоянно контролируют его слова, действия и поступки. За малейшее непослушание наказывают ребёнка, в том числе и физически, могут накричать, принудить, запретить. Они хотят видеть своего ребёнка исполнительным и послушным.

Хотя такие родители и стремятся дать своему ребёнку всё самое лучшее (одежду, питание, досуг, круг друзей, образование, обеспеченную жизнь), только они не дают самого главного – любви, заботы, понимания и ласки.

Последствия такого воспитания:

  1. Дети вырастают немного нервными, робкими и неуверенными в себе, самостоятельно неспособными решать свои проблемы, они с трудом приспосабливаются к жизни в социуме.
  2. Наоборот – в подростковом возрасте активные и сильные представители начинают бунтовать против жёсткого контроля, становятся конфликтными и нетерпимыми, а порой агрессивными и жестокими, относятся к окружающим людям подозрительно и враждебно.
  3. Иногда возможен третий вариант – в присутствии родителей такие дети могут казаться послушными и исполнительными, внешне спокойными, но как только контроль и угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.
  1. Либеральный стиль воспитания

Такие родители предоставляют ребёнку полную свободу, у них отсутствуют правила поведения, всяческие запреты и, к сожалению, реальная помощь и советы. При этом практически нет контроля, всё пущено на самотёк, не поставлены цели воспитания и развития. Они полагают, что приобретая собственный опыт, ребёнок становится самостоятельным и ответственным.

Родители доверяют ребёнку, присутствуют лёгкие и тёплые отношения, прощаются все шалости. Ребёнок имеет возможность раскрыть себя, проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Последствиями такого воспитания являются вседозволенность, инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Ребёнок не понимает слов «нельзя» и «надо», не выполняет требования взрослых. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. Он не способен противостоять жизненным проблемам, конфликтует с теми, кто не потакает ему, может попасть в плохую компанию, имеет психологические проблемы, склонен к депрессии. У него не сформировано чувство собственного достоинства, нет адекватной самооценки. Он замкнут и с недоверием относится к окружающим.

  1. Демократический стиль воспитания

Родители разными способами поощряют инициативу и самостоятельность со стороны ребёнка, при этом учитывая его интересы и потребности. На семейных советах дети участвуют в обсуждении проблем, к их мнению обязательно прислушиваются и принимаются совместные решения.

Родители доброжелательны и заинтересованы к своему ребёнку. Но в то же время они тверды и последовательны, требуют соблюдения дисциплины. Они действуют силой своего авторитета и убеждают ребёнка учитывать и его, и свои интересы, права и обязанности. Но контроль с их стороны не является тотальным.

Постепенно ребёнок учится самостоятельному принятию решений и действиям, не задевающим интересы и желания других людей. Взаимопонимание достигается путем убеждений и обсуждений, а также компромисса. Родители и дети сотрудничают и общаются на равных, но при этом решающее слово остаётся за родителем.

Последствия такого воспитания благоприятны для ребёнка. Он растёт любознательным, с активной жизненной позицией и чувством собственного достоинства. Ребёнок способен быть самостоятельным и ответственным за себя и своих близких. Он практически не подвержен негативному влиянию со стороны сверстников. В коллективе хорошо ладит с людьми, идти на уступки, продуктивно строит взаимоотношения с людьми и часто бывает лидером. Ребёнок становится инициативным, рассудительным, уверенным в себе, в будущем является поддержкой и опорой для всей семьи.

По мнению психологов, демократический стиль является наиболее эффективным стилем воспитания.

Но чаще всего в семьях присутствует комбинированный стиль, в котором присутствуют элементы всех трёх стилей воспитания.

Глава 2. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В этой главе я рассмотрю наиболее распространённые ошибки воспитания, которые встречаются в семьях.

2.1. Гиперопёка

Многие родители заботятся о ребёнке и опекают его, но здесь важно не переступить ту черту, что постоянно тревожась о судьбе ребёнка, они лишают его самостоятельных поступков, неосознанно тормозят формирование у ребёнка навыков и умений. Они привыкают решать все проблемы, излишне беспокоятся о его питании и здоровье, вводят различные ограничения.

В результате такого воздействия ребёнок растёт несамостоятельным, инфантильным, капризным, неуверенным в себе. Потом он или привыкает, что всё решают за него, или в подростковом возрасте будет вырываться от контроля и опёки, научится хитрить и скрывать. Именно гиперопёка виновата в том, что из детей потом вырастают «маменькины сынки».

2.2 «Наполеоновские планы»

В своём ребёнке родители видят, прежде всего, объект для не реализовавшихся их надежд. Они рассуждают примерно так: «Я не хочу, чтобы мой ребёнок упустил свой шанс», «Я хочу, чтобы мой ребёнок занимался музыкой (фигурным катанием, балетом, плаванием и др.), чтобы добился лучших результатов, занимал первые места в соревнованиях».

Казалось бы, что в этом плохого? Но родители чрезмерно увлекаются своими планами и мечтами, абсолютно не задумываясь о том, хочет ли этого ребёнок, интересно ему, а к чему он стремится. Ведь жить нужно не строго по расписанию, но и оставляю время для личных желаний и дел.

2.3. Потребность в эмоциональном контакте

Эта проблема оказывается актуальной для одиноких мам, бабушек, посвятившим своё время и силы воспитанию ребёнка. Безусловно, эмоциональный контакт очень важен для любого человека. Но ребёнок становится единственным объектом этой потребности, смыслом всей жизни. При этом все личные желания матери подавляются, она полностью посвящает свою жизнь ребёнку, забывая о своих интересах и делах. Со временем она бессознательно борется за ребёнка, как объекта своей потребности, и препятствует выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семьи.

2.4. Мало времени на ребёнка

Эта ошибка является актуальной для современных родителей. Они много времени проводят на работе, решают свои личные дела и проблемы. Такие папы, как правило, видят своего ребёнка лишь спящим, а в выходные дни снова торопятся на работу. Это коснулось и мам. Придя домой, надо ещё успеть и ужин приготовить, и постирать, убрать, а на ребёнка не остаётся времени. Родители лишь успевают поинтересоваться успехами в учёбе. Но они забывают о том, что если родили ребёнка, то надо найти для него время. Хотя бы полчаса в день, чтобы поговорить по душам, посидеть у кровати, обнять ребёнка. Ведь ребёнок должен чувствовать, что, несмотря на занятость, его выслушают, он чувствует тепло, помощь и поддержку.

2.5. Денежная ошибка

Эта ошибка созвучна с предыдущей. Родители, у которых не хватает времени, пытаются это компенсировать с помощью дорогой одежды и подарков. Но ведь любовь нельзя курить за деньги. Ласка, совместные игры, совместный поход в кино, на каток в музей для ребёнка намного важнее, чем любой подарок.

Бывает и так, что родители придумывают для ребёнка поощрения в виде подарков за хорошие оценки, вымытую посуду, сделанные дела. Здесь важно не перегнуть палку, чтобы ребёнок не привык, что за всё он будет получать определённую плату. Надо воспитать у него правильное отношение к материальным ценностям и деньгам. Это так же важно, как научить его вести себя в обществе.

2.6. Формирование определенных качеств

Родители подчиняют процесс воспитания тому, чтобы ребёнок был наделён определёнными качествами, которые представляют для них особую ценность. Но эти ценности родителей могут вступать в противоречие с возрастными или индивидуальными особенностями ребёнка.

Такие родители, считают, например, что ребёнок должен расти спортивным, сильным и выносливым, отдают его в различные спортивные секции, не учитывая желания ребёнка. А ему, помимо того, что это не интересно (к примеру, он интересуется компьютером или шахматами), ещё и физически сложно. Ребёнок начинает часто болеть, испытывает неудовлетворение, что у него не получается, становится раздражительным и нервным. А тут ещё родители, которые говорят, что он слабый, поэтому его не берут на соревнования, он хуже других. У таких детей очень страдает самооценка из-за неоправданных родительских ожиданий.

2.7. Подверженность настроению

Бывает так, что настроение родителей слишком подвержено колебаниям из-за своих личных проблем. Ребёнок не может понять причину раздражения или недовольства родителей и думает, что в этом виноват он. Ребёнок может попытаться угодить в этой ситуации или поднять настроение, но если этого сделать не удаётся, то он расстраивается и переживает. В таком случае лучше всего поговорить с ребёнком и всё объяснить ему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В родительском труде, как и во всяком другом, возможны неудачи и ошибки, которые порой сменяются и победами. Воспитание – это сложный процесс, который индивидуален и неповторим. К тому же и родители не похожи друг на друга, как и их дети.

Но главное в процессе воспитания – не потерять эмоционального контакта и духовного единения родителей с ребёнком. Его нельзя пускать на самотёк. Прежде всего, родителям надо начинать этот процесс с самовоспитания, анализа своих поступков, желаний, деятельности. Воспитывая ребёнка, родители воспитывают и самих себя.

Важно умелое использование системы поощрений и наказаний. Умение строить диалог, эмоциональный контакт, демонстрация ласки и любви, уважение интересов, заслуженная похвала – всё это является обязательными составляющими воспитательного процесса.

Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви, понимании и уважении к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.

Таким образом, необходимо подвести к максимуму положительное влияние семьи на ребёнка и свести к минимуму отрицательное воздействие, не допускать ошибок семейного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер,2006.-176с.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение для ребёнка. М.: Педагогика, 1991.
  5. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. – М.: Педагогика, 1988.
  6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001

Современным родителям полезно знать какие бывают стили семейного воспитания детей , чтобы вырастить и воспитать зрелую, самостоятельную и адаптивную личность.

От правильно выбранного родителями стиля воспитания в семье во многом будет зависеть будущий сценарий жизни и судьба ребенка.

Стили родительского воспитания детей в семье

Исторически существовали различные стили воспитания детей — это инфантицид, бросающий стиль; амбивалентный – «лепка» души ребенка по образу приемлемому родителям; навязчивый стиль – тотальный контроль и диктат со стороны родителей.

В наше время в основном используют социализирующий стиль (подготовка к самостоятельной жизни), и помогающий стиль – принципиально новый стиль воспитания , гуманистическая позиция и отношение к ребенку как к равноправной личности.

Коренная перестройка предназначения воспитания в семье и смысла родительства, это когда особое место в детско-родительских отношениях приобретают эмоциональная и духовная близость, эмпатия (сочувствие), а родительская любовь становится главнейшей ценностью семейной жизни.

Семейное воспитание становится диалогическим, где оба субъекта общения (родитель-ребенок) равноправны, и не только родитель учит ребенка, но и сам учится вместе с детьми и у детей.

В нашем современном обществе, когда период детства увеличивается, родители становятся ответственными за воспитание и обучение детей, вплоть до взрослости, до окончания школы, или, даже ВУЗа.

От родительского, семейного стиля воспитания зависят как сами детско-родительские отношения, так и процесс социализации ребенка и, соответственно, его будущей жизни.

Основные стили семейного, родительского воспитания детей

Авторитарный стиль воспитания (приказной, директорский) стиль, как и либеральный стиль воспитания (попустительский) – не благотворно влияют на развитие полноценной личности.

В наше время, в среднестатистической семье не хватает родительского времени, уделяемого детям. При высокой занятости родителей, их усталости и неудовлетворенности жизнью, даже при всей их любви и принятии к своим детям, родители не могут удовлетворить главные потребности ребенка (при этом витальные, т.е. жизненно необходимые потребности, как правило удовлетворяются), потребности в эмоциональной поддержке, сочувствии, понимании.

Зачастую уставшие после работы родители срываются, почем зря, на своих детях, они их ругают и наказывают за самые мелкие проступки. Дети, вместо поддержки и понимания слышат оскорбления, ругательства, обвинения в свой адрес, что крайне отрицательно влияет на развивающуюся личность.

Наказания зачастую переваливают за поощрения, привыкающий, и ожидающий наказания за каждую мелочь ребенок включает (бессознательно) различные виды психологических защит ; он учится врать, чтобы избежать наказания, делается скрытным, непослушным, а порой и агрессивным.

Зачастую можно наблюдать девиантное (плохое) поведение ребенка, как в школе, на улице, так и дома. Не имея, не чувствуя эмоциональной поддержки родителей, особенно матери, ребенок не сможет гармонично развиваться.

Выбираем оптимальный стиль воспитания ребенка в семье

Выбрать оптимальный стиль воспитания детей , жертвуя собой эмоционально принимать и поддерживать ребенка, узнать его темперамент и другие психофизиологические данные (все дети по разному воспринимают, перерабатывают информацию, у них разная скорость нервных процессов, все с разной динамикой выполняют задания, поручения), и основываясь на них вырабатывать правильный стиль воспитания и отношения к ребенку.

Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Физические наказания отвергают как педагоги, так и психологи. Наказание должно быть конгруэнтным, т.е. соответствующим проступку. И ни в коем случае не должно быть оскорбления личности, ни словесного, ни, тем паче физического.

Если родитель видит в своем ребенке, какое либо неправильное поведение, то ему, в первую очередь надо посмотреть на себя, а не ругать свое чадо. Все дети имеют свойство идентифицироваться (отождествляться, копироваться) с родителем, особенно своего пола.

И если вы заметили, что постоянно ругаете ребенка за то, что он ленив, или не выключает свет в туалете, то прежде обратите внимание на членов семьи, и исправьте свое поведение и отношение к людям, вещам и задачам.

Ребенок как губка, впитывает все что происходит вокруг, многие вещи происходящие в семье – совсем не для него: например скандалы между родителями (ребенок одинаково любит обоих родителей), поэтому для предотвращения психических травм ребенка, избегайте ссор при детях.

Каждый ребенок очень чувствителен к эмоциональному отношению к нему. Он почувствует любую фальшь в отношениях, поэтому не стоит претворятся.

Каждому ребенку необходимо родительское тепло; учитесь выражать свои эмоции словами, телесно (обнять, поцеловать), жестами и мимикой.

Уважение личности ребенка, эмоциональное принятие и любовь, поддержка и внимание, авторитетный стиль воспитания – вот основные составляющие успешного, гармоничного воспитания личности и будущего Ваших детей.

Бесплатная консультация и вопросы психологу предварительно

Часто задаваемые вопросы и

Климат в семье

Под психологическим климатом понимается психологическая атмосфера в семье. Четкого определения этого понятия нет. Каждый специалист дает свое определение. Общим в этих определениях является то, что психологический климат включает в себя характеристики, выражающие уровень удовлетворенности членов семьи стилем общения и основными аспектами жизнедеятельности.

Психологический климат определяет устойчивость взаимосвязей в семье и оказывает существенное влияние на воспитание детей и их развитие как личности. Однако психологический климат не является устойчивым показателем, однажды установленным в определенной семье. Он устанавливается членами семьи и может меняться в зависимости от изменения условий. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. От этого зависит, как долго продлятся отношения супругов и в какой атмосфере будут воспитываться их дети.

Благоприятный психологический климат характеризуется следующими критериями:

  • сплоченность всех членов семьи, возможность действовать сообща, решая возникающие проблемы и преодолевая трудности;
  • создание возможности для каждого члена семьи всесторонне развиваться без ущемления прав и интересов других членов семьи;
  • высокий уровень требовательности и доброжелательности членов семьи друг к другу;
  • уверенность членов семьи в своей защищенности;
  • позитивная эмоциональная атмосфера в семье;
  • гордость всех членов семьи за свою принадлежность к ней;
  • высокий уровень ответственности каждого члена семьи друг перед другом.

В семье, где царит благоприятный психологический климат, все члены семьи относятся друг к другу с уважением, любовью и доверием: дети почитают старших, сильные защищают слабых, опытные наставляют советом. Одним из важных показателей того, что в семье благоприятный психологический климат, является стремление членов семьи проводить вместе свободное время, собираться всей семьей за праздничным столом, обсуждать в кругу семьи волнующие вопросы и принимать совместные решения, выполнять сообща домашние дела. Благоприятный психологический климат создает в семье чувство гармонии, единства, общности. В такой семье редко возникают конфликтные ситуации, а если и возникают, то решаются за столом переговоров легко и без накала. Человек в такой семье имеет возможность реализовать свой личностный потенциал, обладает высокой самооценкой. Закладывается благоприятный психологический климат прежде всего взаимоотношениями супругов. Это основа счастливой семейной жизни. Супруги устанавливают надежные партнерские отношения, готовы идти на взаимные уступки, уважают мнение друг друга, а все конфликты решаются при помощи компромисса.

Если в семейной жизни люди испытывают постоянное чувство тревоги и эмоционального дискомфорта, то в семье царит неблагоприятный психологический климат. Это мешает членам семьи чувствовать себя дома защищенными и расслабляться после трудового дня. Человек не хочет возвращаться домой, ищет любые возможности, чтобы провести время вне дома, ему не хватает позитивных эмоций. Очень часто это приводит к возникновению психической напряженности, депрессии, частым ссорам. Если супруги не стремятся такое положение изменить, то ставится под угрозу само существование семьи.

Психологический климат определяется эмоциональным настроем каждой семьи, который возникает в результате общения членов семьи между собой. Это совокупность настроений. душевных волнений, переживаний, чувств друг к другу. Составляющими психологического климата являются также внесемейные отношения. Это отношение к друзьям, к работе, к окружающим. Позитивная эмоциональная атмосфера является залогом эффективности жизнедеятельности семьи, состояния здоровья ее членов, стабильности брачных уз. Эмоциональные факторы позволяют превратить семью в своеобразное психологическое убежище, позволяющее членам семьи расслабляться и черпать позитивную энергию, возвращаясь домой.

Благоприятный психологический климат повышает способность членов семьи успешно противостоять негативным социальным воздействиям окружающей среды. С понятием психологического климата тесно связано понятие психологического здоровья семьи. Под психологическим здоровьем следует понимать душевное равновесие семьи, психологическое благополучие. Здоровая семья способна эффективно регулировать поведение и деятельность в зависимости от жизненных ситуаций и условий. Основные показатели психологического здоровья семьи - это общее понятие всех ее членов о семейных ценностях, согласованность занимаемых ролей, эмоциональная стабильность, высокая способность к адаптации, уверенность в своем будущем. Все эти показатели создают психологический портрет здоровой и благополучной семьи, способной воспитать здоровое потомство.

Стили воспитания

Довольно часто родители выражают недовольство своими детьми, жалуются на их плохое поведение. Особенно часто родителей беспокоят их дети-подростки, с которыми просто невозможно справиться. Подростки начинают протестовать против установленных родителями правил, стремятся выбраться из-под родительской опеки. Тип поведения подростка в переходный период можно предугадать заранее, если знать стиль воспитания, принятый в его семье. От этого зависит также тип личности взрослого человека. Рассмотрим различные стили воспитания и их влияние на развитие личности.

Попустительский стиль воспитания

Этот стиль воспитания основан на применении к ребенку непоследовательных методов воспитания. Родители строят свои отношения с ребенком на основе определенных выгод. Они непоследовательны в проявлении чувств, поощрений и награду используют как подкуп ребенка. Такие родители практически подходят к жизненным проблемам и пытаются те же качества воспитать в своих детях. Они стремятся получить выгоду из любой ситуации, даже спекулируя собственными детьми. Это один из главных жизненных принципов. Родители учат ребенка приспосабливаться к жизни, считают такой стиль поведения абсолютно нормальным. Свобода ребенка почти ничем не ограничивается, его действия не контролируются. Но ребенок по решению взрослых привлекается в семье ко всем взрослым мероприятиям, независимо от того, хочет он этого или не хочет. Однако такая свобода действий, хотя и не ограничивает права ребенка, является проявлением безразличия к его потребностям. Он предоставлен сам себе, его мыслительные процессы направлены на поиск развлечений либо на поиск выхода из сложившейся ситуации.

Ценностные ориентации в такой семье проявляются с двух сторон. С одной стороны - это полная свобода действий, с другой - строгое соблюдение правил и норм поведения в обществе. Ребенок знает эти правила наизусть. Основой воспитания детей в таких семьях являются поощрение и наказание за действия и за намерения. В этом заключается непоследовательность стиля воспитания - родители применяют одновременно и то, и другое. Причем ни в поощрениях, ни в наказаниях, родители не знают меры. Зачастую решение наказать или поощрить ребенка принимается импульсивно, по ситуации. Признаком этого стиля поведения в семье является то, как взрослые члены семьи отзываются об окружающих. Как правило, они часто используют лесть. В присутствии человека они отзываются о нем хорошо, добродушно, открыто улыбаются ему, а за глаза - плохо отзываются, осуждают, дают негативные оценки его действиям.

Родители при таком стиле воспитания ищут от общения с ребенком личную выгоду, поэтому не гнушаются обманом или подкупом детей. В результате, когда ребенок становится взрослым, у него формируется конформный тип личности. Такой человек обычно идет за большинством, склонен к стереотипам, консервативен. Таких людей большинство в нашем обществе. Они обладают банальным мышлением, довольствуются тем, что у них есть, и живут обыденной жизнью, ничем не выделяясь из серой массы.

Состязательный тип воспитания

Родители, применяющие этот тип воспитания, основываются на безграничной любви к своим детям. Ребенок в их представлении является суперличностью, обладающей сверхспособностями. Он - самый умный, самый красивый, самый талантливый. С раннего возраста ребенок обучается этикету, манерам поведения в обществе. Таких родителей волнует прежде всего внешняя сторона вопроса, т.е. то, как ребенок выглядит, как его воспринимают окружающие. Родители предъявляют к нему слишком высокие требования, которые не всегда соответствуют его возрасту и уровню развития. Они очень часто в общении забывают, что перед ними ребенок, и обращаются с ним как со взрослым человеком. Большое значение родители уделяют интеллектуальному развитию ребенка и стараются при любой возможности демонстрировать интеллектуальные способности окружающим. В ребенке стимулируется активная деятельность, а ее результаты воспринимаются как великие достижения. Очень часто родители перехваливают своего ребенка, возвышая его заслуги и способности. Его самооценка при этом резко повышается, что приводит к острым переживаниям в случае любых неудач.

Основной акцент в воспитании родители делают на том, что нужно обязательно достичь цели, чего бы это ни стоило. При этом сути различных явлений практически не уделяется никакого внимания. Родители устанавливают четкие правила и нормы поведения ребенка в обществе, при этом сам ребенок не понимает, что это необходимо для нормального поддержания отношений между людьми. Ребенка с малых лет учат выделяться из серой массы, быть лучшим. Методы воспитания, применяемые в таких семьях, основаны на беспрекословном подчинении правилам, нарушение которых строго наказывается. Хотя основу воспитания составляют все же поощрения. Ребенок слепо следует выполнению правил, не понимая, зачем он это делает, полагаясь только на опыт и знания родителей.

Все окружающие люди делятся на полезных и бесполезных людей, т.е. выступают лишь средством для достижения цели. Если кто-то из знакомых вдруг обидит ребенка, то родители всегда бросаются на защиту, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. Они могут порвать отношения с этим человеком, потребовав еще и возмещения причиненного морального вреда. В результате такого стиля воспитания вырастает человек с доминирующим типом личности. Этот человек использует любые средства для достижения своих целей, поэтому может однажды ответить родителям на их любовь черной неблагодарностью. Так они его воспитали.

Рассудительный стиль воспитания

При таком стиле отношения между детьми и родителями носят спокойный и ровный характер. Родители воспринимают ребенка как равного, как личность. Ребенок никогда не унижается, все его успехи оцениваются по достоинству, взаимоотношения между членами семьи теплые и добрые. Уже с самого раннего возраста ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, он привлекается к обсуждению возникающих проблем наравне с родителями, с его мнением в семье считаются. Родители стремятся развивать в ребенке творческое начало, поощряют самостоятельность, дают возможность приобрести жизненный опыт методом проб и ошибок. Родители поддерживают любые начинания ребенка. Если он проявляет интерес к какой-то деятельности, то обеспечивают ему возможности для реализации своих возможностей на этом поприще. Родители с удовольствием общаются с ребенком, участвуют в его играх и занятиях. При этом происходит удовлетворение всех потребностей ребенка, но малыш не растет разбалованным.

В общении с ребенком родители всегда объясняют ему мотивы своих действий, чтобы он понял, как надо себя вести, и сделал для себя определенные выводы. При таком подходе дети легко учатся правильно взаимодействовать с окружающими, стараются учитывать желания и нужды других людей, обладают определенным набором нравственных качеств. В такой семье к ребенку не применяется наказание, все решается с помощью обсуждения проблемы и объяснения ребенку его ошибок. Однако при таком стиле воспитания родители никак не поощряют активность деятельности ребенка. Если ребенок делает что-то с удовольствием, значит, он сам этого хочет.

Ребенок с раннего детства наблюдает доброжелательные взаимоотношения в своей семье, чувствует внимание и уважение к себе со стороны близких людей. У родителей, как правило, много друзей и знакомых, к которым они всегда почтительно относятся. В такой семье вырастает человек с сенситивным типом личности. Эти люди очень открыты и общительны, привязаны к своей семье. Они очень болезненно реагируют на упреки и критику в свой адрес, вплоть до отчаяния. Но это очень рассудительные люди, всегда готовые за себя постоять.

Стиль воспитания, при котором родители поклоняются своему ребенку

Ребенок для них - кумир, звезда мировой величины. Любые желания и капризы беспрекословно выполняются, родители готовы на все ради него. При этом они очень сильно беспокоятся за ребенка, не спуская с него глаз ни на минуту, вплоть до того, пока он не станет взрослым. Гиперопека проявляется и в том, что ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, он как бы со стороны наблюдает за собственной жизнью, в которой за него все делают родители.

Ребенка в семье балуют абсолютно все родственники. В результате такого отношения у него может произойти задержка в развитии мышления. Ребенку разрешается абсолютно все, поэтому общественными нормами и правилами морали он пренебрегает. Ребенок в такой семье растет эгоистом. Естественно, что его никто, никогда, ни за что не наказывает. Более того, если ребенок совершает какой-либо проступок, то родители перекладывают на себя всю вину и ответственность. В будущем, осознав это, ребенок начинает таким образом манипулировать своими родителями.

В окружении таких родителей преобладают в основном люди, которые могут быть им чем-то полезны. Родители же принимают решение о том, с кем дружить ребенку, проявляя негативное отношение к тем детям, которых ребенок выбрал в друзья самостоятельно. В результате такого воспитания вырастает человек инфантильного типа личности, совершенно не приспособленный к жизни. Ему сложно принимать ответственные решения, он всегда ищет посторонней помощи в любых ситуациях. Он эгоцентричен, не придерживается каких-либо принципов и далек от морали.

Контролирующий стиль воспитания

Родители полностью убеждены в том, что знают, что нужно их ребенку, поэтому воспитание основано на постоянном наставлении его на истинный путь. Методы воспитания отличаются особой жестокостью по отношению к ребенку. Проявление любви считается прямым путем к избалованности, поэтому как метод воспитания отвергается. К ребенку предъявляются слишком завышенные требования, причем планка постоянно поднимается. Не разбираясь в особенностях детской психики, родители перебирают различные способы воспитания, ставя опыты над собственным ребенком. Родители устанавливают строгие рамки и правила поведения, выход за которые строго наказывается. Основой этого стиля воспитания является родительская педантичность. Дети в таких семьях придерживаются строгого распорядка дня, никакого долгого сна в выходной или перекусов на улице быть не может. Дети обладают суетным мышлением. Они легко усваивают любую информацию, но отказываются ее воспроизводить, так как боятся наказания за ошибку. Такие дети испытывают постоянное чувство тревоги, неуверенности в себе. Родители настолько обеспокоены правильностью воспитания, что недовольны любыми действиями ребенка, постоянно пытаются уличить его в непристойных поступках. В результате он теряется, просто не понимает, как надо себя вести.

Став немного старше, дети начинают протестовать против таких методов воспитания. Все их действия приобретают защитную форму. Метод воспитания в семье - это наказание, поощрение практически не используется. Ласка, похвала используются в крайних случаях, а жестокое обращение оправдывается как идущее ребенку на пользу. Родители в общественном месте очень часто извиняются за ребенка, им кажется, что он мешает абсолютно всем. В результате этого стиля воспитания человек вырастает с тревожным типом личности. Это люди - интроверты. У них очень низкая самооценка, им кажется, что все окружающие негативно к ним настроены.

Последний стиль воспитания, довольно распространенный в современных семьях

Основа его заключается в том, что ребенка в семье любят, но не балуют. Родители пытаются обеспечить ему счастливое безоблачное детство, поэтому тщательно ограждают от всех проблем и невзгод. Родители в таких семьях обычно очень занятые люди, поэтому ребенок предоставлен самому себе. В своих играх такие дети очень часто имитируют взрослую деятельность. Они очень самостоятельны, физически и умственно развиты, но, как правило, не творческие личности.

Отношение к детям в семье доброжелательное, поэтому у них с раннего возраста развиваются определенные нравственные нормы. В качестве метода воспитания не применяется ни поощрение, ни наказание. Родители постоянно заняты, много работают, но если у них появляется свободное время, то они с удовольствием проводят его с ребенком. У родителей обычно много друзей, которым они всегда рады и готовы помочь в любой момент. Они ценят человеческие взаимоотношения, не ищут выгоды из любых своих действий и не любят, когда их используют. Ребенок вырастает с интровертивным типом личности. У него есть свой мирок, куда не каждый может попасть. Это общительные и добродушные люди, но несколько скрытные, «себе на уме».

Нужно отметить, что в чистом виде все описанные стили воспитания встречаются нечасто, к тому же это не всегда можно точно определить. Но нужно помнить, что ребенок вырастет таким, каким его воспитают родители, поэтому не нужно потом искать виновных и спрашивать: «Почему он вырос таким?» Он таким вырос, потому что так вы его воспитали.

«Ошибки» родителей

Очень часто можно услышать высказывание, что у хороших родителей вырастают хорошие дети. Все хотят быть хорошими родителями. Но мало кто знает, как быть хорошими родителями. Готовясь стать родителями, будущие мамы и папы обычно штудируют разнообразную литературу, посвященную проблемам воспитания детей, выбирают для себя стили и методы воспитания, некоторые основываются на опыте своих родителей и выбирают семейную линию воспитания. Но, овладевая определенными знаниями, они не становятся от этого хорошими родителями. Вряд ли можно назвать хорошими тех родителей, которые полагают, что они всегда знают, что нужно их ребенку , абсолютно уверены в своей правоте и до мельчайших подробностей планируют будущее своего малыша.

Нельзя назвать хорошими и тех родителей, которых мучают постоянные сомнения , правильно ли они поступают по отношению к ребенку. Ребенок растет, проявляет новые формы поведения, а родители недоумевают: наказать его за это или попытаться поговорить? А если решили наказать, то потом долго терзаются чувством собственной вины за это. Они боятся новых проявлений в развитии личности своего ребенка, всегда и во всем сомневаются, мечутся от одних методов воспитания к другим. Они уверены, что воспитывают своего ребенка как-то не так, но как правильно - не имеют понятия. Им кажется, что они не пользуются авторитетом у своего ребенка, раз он совсем не слушает, что они ему говорят. Они склонны подозревать ребенка в плохих привычках, опасаются за их будущее и даже сомневаются в психической нормальности своих детей.

Конечно, ни тех, ни других назвать хорошими родителями нельзя, несмотря на то, что они желают своим детям только добра. Однако ни чрезмерная уверенность, ни повышенная тревожность не способствуют эффективному воспитанию. Оценивая любую человеческую деятельность, мы обычно отталкиваемся от некоего идеала, общепринятой нормы. В воспитании детей, видимо, такой абсолютной нормы нет. Люди учатся быть родителями так же, как учатся быть супругами, как постигают секреты профессионализма в любом деле.

В процессе воспитания, как в любом другом, невозможно избежать ошибок, сомнения в правильности своих действий, временных трудностей и неудач, поражений, которые рано или поздно сменяются победами. Воспитание в семье - это часть нашей жизни, поэтому наше поведение и наши чувства к собственным детям бывают сложными, переменчивыми и противоречивыми. К тому же все родители разные, так же как и их дети. Нельзя ко всем применять одни и те же методы воспитания и ждать одинаковой реакции. Отношения детей и родителей глубоко индивидуальны, поэтому к каждому ребенку нужен особый персональный подход.

Например, если родители уверены, что знают все о том, как нужно воспитывать ребенка, то они лишают его возможности реализовать потребность к самореализации, к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Родители - это первые люди, с которыми ребенок общается, его первая социальная среда. Личности родителей играют главнейшую роль в жизни каждого ребенка. Не случайно в самые трудные моменты своей жизни мы мысленно обращаемся к матери. Вместе с этим между детьми и родителями возникают особые чувства, которые ни с чем нельзя спутать. Специфика этих чувств заключается в том, что ребенок нуждается в родительской заботе, так как от этого зависит жизнь ребенка. А потребность в любви родителей - это самая большая потребность маленького человечка. Чувства, которые дети испытывают к своим родителям, безграничны и безусловны, особенно в первые годы жизни. Ребенок полностью зависит от родителей, а их любовь является гарантом человеческого благополучия, поэтому ребенок должен чувствовать родительскую любовь. Безусловно, все родители любят своих детей, но любовь эта выражается у каждого по-своему. Рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители по отношению к воспитанию своих детей.

Гипопротекция

Этот стиль воспитания подразумевает предоставление ребенку неограниченной свободы действий. Родители не контролируют его поступки, не знают, где и с кем их ребенок проводит свое время, чем он увлекается, кто его друзья, чего он хочет в жизни добиться. Родители исправно выполняют свои функции - ребенок одет, обут, сыт, но они не вкладывают в процесс воспитания личностный смысл. Ребенок ищет жизненные ценности за пределами семьи. Не всегда эти ценности соответствуют общественным нормам и закону.

Гиперпротекция

В основе такого стиля воспитания заложено повышенное внимание родителей к ребенку. Они контролируют каждый его шаг, устанавливают жесткие нормы и правила и требуют их неукоснительного исполнения. Личность ребенка при таком подходе полностью игнорируется. Ребенок плохо адаптируется к окружающей среде, ему сложно установить контакт со сверстниками, жизненная позиция, которую он занимает, - потребительская позиция. Большинство детей, став чуть старше, начинают протестовать против такого отношения к себе родителей, стремятся выбраться из-под опеки. Такой протест зачастую приводит к семейным конфликтам и вызывает у ребенка отклонения в поведении.

Кумир семьи

Воспитание в семье направлено на удовлетворение абсолютно всех потребностей ребенка. Родители пытаются оградить его от всех проблем, выполняют любые его капризы. Ребенок быстро привыкает к такому отношению, становится эгоистичным в своих желаниях и требованиях, всегда стремится быть в центре внимания многочисленных родственников. Он легко манипулирует родителями и без труда получает желаемое. Оказавшись один на один с жизненными трудностями, ребенок теряется, так как привык, что за него все делают родители.

Эмоциональное отвержение

Ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это. Особенно, если в семье есть другой, любимый ребенок. Человек, воспитываемый в такой семье, становится очень ранимым и обидчивым.

Жестокое отношение

За любые, даже самые невинные проступки ребенок сурово наказывается родителями. Он испытывает постоянное чувство страха перед ними. Взрослея, ребенок ожесточается. Как правило, во взрослой жизни он становится очень жестоким человеком.

Воспитание вундеркинда

Родители пытаются вложить в ребенка максимальное количество знаний, всесторонне его развить. Помимо школьных занятий он посещает музыкальную, художественную школы, углубленно изучает иностранные языки, занимается в спортивных секциях. У него практически нет свободного времени на безобидные детские шалости или игры с друзьями. Он постоянно занят, постоянно спешит. У ребенка нет детства. Рано или поздно он начинает протестовать против такого режима, потому что его желания и интересы в семье практически не учитываются. Он вынужден заниматься тем, чем считают нужным его родители. Протестуя, ребенок начинает избегать занятий, стремится снизить нагрузки, в результате везде становится неуспевающим. Такие чрезмерные нагрузки истощают нервную систему ребенка, делают его тревожным и раздражительным.

Каждому ребенку в первую очередь хочется чувствовать родительскую любовь. Стройте свои отношения с малышом, основываясь на любви и доверии. Воспринимайте вашего ребенка как личность, как равного. Будьте для него другом, а не рабом или тираном. Если ребенок будет чувствовать ваше участие, вашу искренность, то у вас непременно получится вырастить из него достойного человека.