Татарстан - один из наиболее самобытных регионов Российской Федерации. Культура края вызывает интерес как внутри страны, так и в остальном мире. Несомненно, что существуют отдельные татарские праздники, которые являются уникальными. Как и культура всего этого народа, они представляют особый интерес.

Традиции края

В России сложно ещё найти такой субъект, который так тщательно оберегал бы свою национальную память и передавал бы её из поколения в поколение. Татарские традиции берут своё начало в седой древности, переплетаясь с религией, они дают на выходе ту самую самобытную культуру.

В качестве примеров свойственных только для Татарстана вещей можно назвать особые обряды при рождении ребёнка (включает в себя целый набор последовательных ритуалов - эбилек, авызландыру, бабай мунчасы, бабай ашы), ухаживании жениха за невестой (именно отсюда стал известным на всю страну такой ритуал, как калым), свадьбе (этот ритуал проходил в несколько этапов и мог длиться до полугода).

Вера и обряды

Татары - давние последователи исламской религии. Мусульманство прочно проникло в саму сущность этой нации, тем самым оказав огромное влияние на ее самосознание. Исламские традиции живы и сейчас, поэтому и не удивительно, что татарские национальные праздники религиозного характера активно отмечаются и в наши дни. Для обозначения торжеств, связанных с верой, даже существуют отдельные наименования - гает и байрам. Особенным почтением пользуются религиозные праздники, посвящённые посту, жертвоприношениям и знаменательным датам из жизни пророка Мухаммеда.

Весенние праздники

Весна - особое время в жизни татарского народа. Это время года всегда приносит с собой долгожданное тепло, что издавна независимо от религии расценивалось как начало чего-то нового, возвращение природы к жизни. Поэтому вполне понятно, что в этот сезон отмечаются довольно крупные татарские Одно из наиболее древних таких торжеств называется «Боз карау, боз багу» и связано с долгожданной оттепелью. Как известно, первое, что приносит с собой оттепель, - это сход льда с водоёмов, поэтому такое событие принято отмечать как первую победу весны над засидевшейся в гостях зимой.

Весенний Новый год

В наши дни, пожалуй, самым главным праздником весны является Новруз-байрам - торжество по поводу По сути, в этот день по лунному мусульманскому календарю наступает самый настоящий Новый год. В Татарстане указанный день празднуется с большим размахом, принято отмечать его в кругу нескольких семей, при этом на столе обязательно должны присутствовать блюда из фасоли, гороха, риса. Для всего народа эти торжества особенные, их проводят шумно и радостно, что по поверьям принесёт удачу и радость на весь следующий год. Одним словом, этот татарский весенний праздник носит семейный характер, способствующий укреплению родственных уз.

Хыдырлез

Древняя культура множества народов так или иначе связана со скотоводством и земледелием. Не стали исключением и татары. Издавна у них было в почёте ремесло пастуха. Скотоводческими традициями полон татарский праздник Хыдырлез, отмечающийся в начале мая. В давние времена это торжество особо почиталось и отмечалось, как правило, два-три дня.

В качестве обрядов в этот праздник обязано присутствовать изготовление специального хлеба - калакая, который запекается в горячей золе. Основные гуляния по случаю Хыдырлеза проходят вечером. Традиционный элемент для этих торжеств - костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. На Хыдырлез татарами принято начинать весенние скотоводческие работы, что ещё раз отсылает к древнему занятию этого народа. Стоит сказать, что это торжество также очень популярно у и родственных им гагаузов.

Сабантуй

Ни одно торжество не известно за пределами республики так, как Сабантуй - татарский праздник, посвящённый началу сельскохозяйственных работ. Сейчас это торжество отмечают 23 июня, однако в давние времена дату выбирали старейшины-аксакалы отдельных селений. Незадолго до начала праздника дети отправлялись по гостям с просьбой подать им угощений. Собранные продукты малыши приносили домой, а уже там женская половина семьи готовила из них угощения к утреннему столу. В особенности внимание уделяли праздничной каше, этот обряд называли «Грачиная каша». После завтрака начинались праздничные мероприятия, первое из которых - сбор яиц детьми. Далее эти яйца красили в разные цвета. В домах пекли булочки, кренделя, маленькие шарики из теста - баурсаки.

Основные торжества должны проходить на площадях (по-татарски - «майданы»). Одно из самых известных состязаний - борьба на кушаках, курэш. В это же время проходят соревнования по бегу, где все участники распределяются по возрастным группам. Состязания завершаются скачками.

В наши дни Сабантуй - татарский праздник, который получил статус главного народного торжества Татарстана. Его отмечают не только в посёлках, но и на площадях больших городов. Также начали проводиться конкурсы талантов среди певцов и танцоров.

Жыен

Традиционные праздники татарского народа чаще всего имеют под собой обоснование, связанное с началом того или иного этапа в земледельческих процессах. Не является исключением и Жыен - торжество по случаю завершения работ в поле и начала покоса сена. В древности Жыен отмечался после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний верхушек от различных татарских общин). Однако со временем традиция этого торжества изменилась. Жителей одних селений приглашали в другие их соседи. Гости везли с собой подарки: еду, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани, на расписанных по особому поводу повозках отправлялись на торжество. Для каждых приехавших накрывали новый Общий ужин начинался при полном присутствии всех гостей.

Также Жыен можно назвать своеобразным праздником для женихов и невест. По татарской традиции существует очень мало торжеств, на которых как юноши, так и девушки могли свободно общаться друг с другом. Жыен - один из таких праздников. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители, в свою очередь, тоже пытались найти для детей достойную партию.

Саламат

Среди традиционных праздников Татарстана, отмечающихся осенью, наиболее примечателен Саламат - торжество, посвящённое окончанию сбора урожая. Своё название праздник получил от главного угощения торжественного стола, каши саламаты. Она готовилась из пшеничной муки и варилась на молоке. Это блюдо делала женская часть семьи, мужская же половина в это время приглашала в гости родственников и друзей. Дальше все собирались за праздничным столом, где кроме каши присутствовали блюда из тех продуктов, которые как раз и были собраны. В качестве угощения после еды всем полагался чай.

Рамадан

Культура Татарстана, как уже стало очевидным, предполагает тесное переплетение с исламом. Так что жители региона считают своим религиозным долгом соблюдать пост во время девятого, священного месяца мусульманского календаря, который называется Рамаданом.

Пост - одна из множества опор ислама. По сути, этот месяц есть не что иное, как период для самоочищения верующего как в физическом, так и в духовном плане. Пост (или же соум) предполагает воздержание от приёма пищи, жидкостей, употребления алкоголя, курения, интимных контактов. Запрет на это длится от рассвета до заката каждого дня священного месяца. Все указанные меры должны подтолкнуть верующего к отречению от греховных намерений и дурных замыслов.

Соблюдать соум обязаны все взрослые и здоровые мусульмане вне зависимости от пола. Послабления в посте могут получить лишь путешественники, а также женщины (по причине месячных или кормления грудью). В качестве отплаты за поблажки они должны как-либо помочь другому постящемуся. Татарские традиции чтят соблюдение поста. Заканчивается Рамадан масштабным праздником под названием Ураза-байрам.

Ураза-байрам

Следующим месяцем после Рамадана является Шавваль. Первый же его день - это праздник Ураза-байрам, торжество по случаю окончания поста. В этот день верующий наконец-то дожидается такого долгожданного разговенья после изнурительного поста. Как и другие религиозные татарские праздники, Ураза-байрам представляет под собой в первую очередь одну из ступеней самоочищения для верующего и способствует становлению крепких семейных уз. В этот день принято собираться одной большой семьей и проводить так время с утра до вечера, ведь по древним мусульманским поверьям, на эту встречу приходят и души умерших родственников.

В целом праздник отмечен очень радостным оттенком, всеми возлагаются надежды, что Ураза-байрам принесёт им счастье и достаток на весь будущий год. В день разговенья положено устраивать различные увеселительные мероприятия, а в городах проводятся ярмарки с активной торговлей.

Курбан-байрам

Татарские праздники нельзя адекватно описать без упоминания о таком торжестве, как Курбан-байрам. Он отмечается ежегодно с 10 по 13 день мусульманского месяца Зуль-Хиджжа. В его основе лежит окончание Хаджа - священного исламского паломничества к религиозным святыням. Праздник этот подразумевает под собой жертвоприношения в угоду Аллаху. Курбан-байрам - самое крупное религиозное торжество не только в Татарстане, но и по всему мусульманскому миру.

Этот праздник уходит к жизнеописанию из Корана одного из пророков - Ибрахима. По легенде, однажды Всевышний приготовил ему испытание: в качестве доказательства своей любви к нему Ибрахим был обязан принести в жертву небесам своего любимого сына, Исмаила. Ибрахим был непоколебим в своей решимости выполнить этот приказ, а потому Всевышний, поверив в намерения пророка и не пожелав смерти его отпрыска, позволил оставить Исмаила в живых, а вместо него принести в жертву животное.

С тех пор мусульмане в честь подвига Ибрахима на Курбан-байрам совершают обряд заклания животного. Смысл этого ритуала состоит в следовании образцу одного из наиболее известных религиозных пророков, который во имя любви ко Всевышнему был готов на самую большую жертву. Мясо животного после приношения обычно делят на три части. Одна идёт страждущим, другая - семье верующего, а третью каждый мусульманин может оставить себе.

«Рождённые солнцем»

25 декабря - особый день с точки зрения татарских традиций. В этот день празднуется Нардуган (в переводе с татарского - «рождённые солнцем»), который, как и Новруз-байрам, можно считать ещё одним новогодним праздником. Это прежде всего молодёжное торжество. Основной элемент праздника - традиционные танцы и песни. Молодые люди, по обыкновению, ходят по домам, где с разрешения хозяев представляют им эти самые праздничные номера. Танцевальная часть состоит из нескольких циклов: приветствия, благодарностей хозяевам, гадальных танцев, прощания. Особой частью торжеств должно становиться костюмированное представление. В танцах и песнях молодые люди пытались всячески задобрить злых духов - шайтанов. По всяческим поверьям, исход следующего земледельческого цикла полностью зависел от этих самых шайтанов, поэтому если угодить им, то они не будут мешать сбору урожая. Для этого исполняли такие танцы, как линейный, танец овцы, танец собаки. Эти обряды существуют и в наши дни в отдельных татарских деревнях.

Государственные праздники

Татарстан в наше время - неотъемлемый субъект Российской Федерации. Однако этот регион издавна претендовал на самоуправление и независимость. Потеряв свой суверенитет в 1552 году, вошло в состав Московского государства, позже преобразовавшегося в Российскую империю. В государстве эти земли назывались просто - Казанская губерния, ни о каких намёках на переименование в Татарстан речи не шло.

Только в 1920 году была выделена в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 30 августа 1990 года была сделана попытка получить независимость: в этот день Верховный совет ТАССР принял решение об объявлении государственного суверенитета республики.

Однако уже после распада Советского Союза этот регион решил остаться в составе Российской Федерации в качестве одного из её субъектов - Республики Татарстан. Впрочем, с тех пор 30 августа отмечается в Татарстане как День образования республики. Эта дата является общереспубликанским выходным днём и главным государственным праздником края. Другие татарские праздники государственного уровня совпадают с общероссийскими - это День Победы, Международный женский день, День солидарности трудящихся, День защитника Отечества.

Уникальные традиции

Подводя итог, можно только удивиться разнообразию татарской культуры. По сути, в ней сплелось всё: народный опыт, историческая память, религиозное влияние и современные события. Вряд ли можно встретить ещё один такой народ с подобной пестротой праздников. С последним утверждением спорить не приходится - где же ещё можно праздновать целых три раза? А потому вывод один: татарская культура заслуживает процветания и последующей передачи более молодым поколениям.

Наврез

Древний праздник земледельцев. Отмечается как начало нового хозяйственного года и весны.

Наврез - это иранское слово: нав - новый и рез (руз) - день. Праздник проводится 21 марта в день вхождения Солнца в созвездие Овна (Овцы), по-крымскотатарски - Къозу, когда день равен ночи. Обычай празднования Навреза среди крымских татар возник не позже XII-XIII вв., вместе с принятием ислама.

Основные этапы празднования Навреза:

Проводы старого хозяйственного года
За неделю до праздника хозяйка начинает готовиться к нему: производит побелку, уборку подсобных помещений, откладывает для сжигания старые, негодные вещи. Мужчины готовятся к пахоте, ремонтируют сельскохозяйственный инвентарь. Мальчики готовят маски и костюмы козы (шуба наизнанку с приделанным к ней хвостом). Накануне праздника женщины варят яйца, но не красят их. Пекут кобете (слоеный мясной пирог), всевозможные национальные печенья. В праздничный вечер разводят костер, в нем сжигают старые вещи, брызгают водой друг на друга. С началом темноты мальчики собираются группами по 3-7 человек. Один из них наряжается козой, другие надевают приготовленные маски. В руках у них ветки с укрепленными цветами подснежника. Мальчики группами переходят от одного двора к другому и поют новогодние песни. Хозяева угощают детей сладостями, орехами. Девушки за два дня до Навреза собираются в одном из домов, где ведут приготовления для гадания в новогоднюю ночь. Для этого в кувшин с водой они бросают свои кольца или ожерелья, и кувшин этот в ночь перед Наврезом ставят под куст розы. На следующую ночь, накануне Навреза, девушки собираются возле этого куста. Самой младшей из них завязывают глаза, и она вытаскивает из кувшина украшения, в шутливой форме предсказывает судьбу их хозяйки в наступающем новом году (выйдет ли она в этом году замуж, каков будет ее суженый, в какой дом она попадет)...

Встреча нового года
В день Навреза пожилые люди после утреннего намаза посещают кладбище, где приводят в порядок могилы, читают поминальные молитвы, в которых просят Бога и духов усопших о хорошем урожае, умножении стада. Таким образом, живые как бы общаются с душами усопших. Накануне праздника женщины варят яйца, готовят белую халву, пекут кобете, готовят суп из курицы с лапшой; считается хорошей приметой, если лапша "убежит" из кастрюли: значит, год будет урожайным. В этот день девочки и мальчики одеты в праздничные наряды зеленого цвета, олицетворяющего пробуждение природы.

Первая борозда

Наврез является первым месяцем начала полевых работ. Мужчины выходили в поле. Самый уважаемый старец, прочитав молитву, проводил первую борозду и бросал в землю первую горсть семян будущего урожая. Этнографические материалы свидетельствуют, что Наврез (21 марта) для крымских татар первоначально означал хозяйственный новый год, который заканчивался 22 сентября - после праздника Дервиза.

Хыдырлез

В празднике Хыдырлез отражается сложная этническая история крымских татар. В его обрядах и обычаях прослеживаются истоки верования, социальной жизни и хозяйственной деятельности народа. Праздник отмечается в пятницу 1-й недели месяца къуралай (май). После Хыдырлеза начинается социальный год. Накануне хозяйки затевают тщательную уборку по всему дому, так как, по поверью, грязный дом Хыдырлез не посещает. Считается, что если беременная женщина нарушит эту традицию, то роды могут быть трудными. Вечером хозяйки выпекают круглые хлебцы (къалакай), кобете. В селах рядом с джами (мечетью) молодежь готовится разжечь костер. Вечером к этому месту собираются жители всего села. После вечернего намаза (молитвы) самый уважаемый житель села разжигает костер и первым прыгает через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики. Прыгая, произносят: "Трудности иноверцу, а благополучие мне". Потом мужчины уходят. За это время пламя угасает, и тогда через костер начинают прыгать женщины и девушки.

По поверью, в ночь перед праздником дети, боясь страшных сновидений, мажут себе головы, губы и ступни чесноком, читают на ночь молитвы. Вечером хозяйки рассыпают по подоконнику горсть пшеницы, скот выводят из хлева и окуривают его дымом от "дурного глаза". В день праздника после утренней молитвы хозяйка доит корову, овец и обрызгивает молоком вход в хлев. В этот день каждая семья старается посадить деревце (мужчины - яблоню, женщины - грушу) или цветы. Этот праздник крымские татары стараются проводить на природе, вблизи родника. На поляне заранее устанавливаются качели. Девушки увивают их цветами и качаются на них. Женщины обсыпают друг друга зеленью и скатываются с горки. Неотъемлемая часть праздника - это спуск с горки заранее испеченных хлебцев. Если хлебец упадет лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот, то год будет неурожайный. Мужчины состязаются в борьбе (куреш). На этом празднике парни и девушки знакомятся друг с другом, происходят смотрины невест, их выбор. Всеобщее веселье завершается обязательным исполнением общего танца хоран (групповой танец, образующий круг).

Из этнографических материалов следует, что крымскотатарские весенние праздники Наврез и Хыдырлез представляют собой комплекс обрядов и обычаев, которые направлены на задабривание сил природы с целью получения богатого урожая и увеличения поголовья скота. В них просматриваются элементы культуры земледельца и скотовода.

"Легенда о Къыдырлез"

"Кыдырлез омыл лицо водой, посмотрел в ручей. - Сколько лет прошла, опять молодой. Как земля - каждый год старой засыпает, молодой просыпается. Посмотрел вокруг. Синим стало небо, зеленым - лес, в ручье каждый камешек виден.
- Кажется, не опоздал, - подумал Кыдырлез и стал подниматься в гору. У горы паслась отара. Блеяли молодые барашки, к себе звали Кыдырлеза. - Отчего в этот день коней, волов не трогают, не запрягают, а нас на шашлык берут? - остановились, спрашивая, овцы. Подогнал их чабан: - Нечего даром стоять. По тропинке ползла змея. - Кыдырлез, видимо, близко, - подумал пастух. - Когда Кыдырлез молодым был, с коня змею копьем убил С тех пор, когда он идет, всегда змея от него убегает.

Поднял чабан камень, чтобы убить змею. Крикнул ему Кыдырлез:
- Лучше ложь в себе убей, чем змею на дороге. Не коснулось слово сердца чабана, и убил он змею.
- Хорошо вышло, Кыдырлез будет очень доволен. Вздохнул Кыдырлез, посмотрел вниз

Внизу, по садам, под деревьями, сидели люди, готовили на шашлык молодого барашка.
- Ай, вкусный будет; когда придет Кыдырлез, есть чем угостить.
- Может быть, прежде ходил, теперь больше не ходит, - сказал один.

Засмеялся другой:
- Наш Абибулла крепко его ожидает. Думает, покажет ему ночью Кыдырлез золото; богатым будет.
Сидел Абибулла на утесе, молчал.
- Отчего молчишь, Абибулла? Старым стал прежде всегда хорошую песню пел.
И запел Абибулла:
- Ждем тебя, Кыдырлез, ждем; прилети, Кыдырлез, к нам сегодня; принесись на светлых струях; заиграй, музыка сердца. Чал, чал, чал!..
Прислушался Кыдырлез, подумал:
- Вот золота ищет человек, а золото - каждое слово его
Протянулись руки к солнцу. Брызнули на землю лучи. Сверкнул золотом месяц на минарете. Пел Абибулла -
- Золотой день пришел к бедняку - Кыдырлез не обидит людей. Чал, чал, чал!.. Пел и вдруг затих.
Не любит его Хатиджэ, хоть говорит иногда, что любит. Нужен ей другой, нужен молодой, богатый нужен.
- Богатый - значит умный, - говорит она. - Был первый муж богат - хочу, чтобы второй еще богаче был. Все сделаю тогда, все будет в руках.

Смотрит Абибулла вперед, не видит - что близко, что далеко - видит, где другие не видят. Ищет глазами Кыдырлеза среди гор и леса. Верит, что придет он. Обещает поставить ему на старом камне свечу из воска, балмуму. Понял Кыдырлез, чего хочет Абибулла, покачал головой. - Те, что пьют и едят по садам, счастливее этого. Пили и ели люди по садам, забыли об Абибулле и Кыдырлезе. Не заметили, как пришла ночь. Зажег Абибулла на старом камне свечу, ждет Кыдырлеза. Долго ждет.

Поднялась золотая луна; услышал шорох в кустах; заметил, как шевельнулись ветки, как осветил их дальний огонь.
- Ты хотел меня, - сказал голос. - Вот я пришел. Знаю, зачем звал. Молодым был, только песню любил, старым стал - женщину хочешь. Для нее золото ищешь.
- Для нее, - сказал сам себе Абибулла.
- Слышишь, Абибулла, как шумит ручей, молодой ручей, как колышется трава, свежая трава. Только старый ты - не услышишь завтра.
- Слышишь, как твое сердце бьется, хочет поспеть за другим, молодым. Не успеет только.
- Имел в себе золото ты, было легким оно. Из земли захотел А поднимешь?
Не слушал дальше Абибулла; бросился в кусты, откуда был свет.
- Не опоздать бы.
Бежал к свету по лесу, рвал о карагач одежду, изранил себя.
- Теперь близко. Слышал сам голос Кыдырлеза. В двух шагах всего.

И увидел Абибулла, как под одним, другим и третьим кустом загорелись огнем груды золота. Подбежал к ним; брал руками горящие куски, спешил спрятать у себя на груди. Плакал от радости, звал прекрасную Хатиджэ. Тяжело было нести. Подкашивались ноги, не помнил, как добрался до деревни. Не было даже сил постучать к Хатиджэ. Упал у порога.
- Кыдырлез дал много золота. Все твое. Принес тебе, моя чудная.
Шли тихо слова, не доходили до Хатиджэ. Спала крепко она, обняв руками другого. Не нужен ей больше Абибулла. И умер Абибулла. Абибулла-ольдю. Может быть, лучше, что умер, не взяв в руки прекрасного. Если бы взял, может быть, оно перестало бы быть таким. Кто знает. Уходил Кыдырлез из тех мест, думал:
- Ушел с земли Абибулла-певец, ничего, придет на его место другой. Пройдет одно лето, придет другое. Оттого никогда не умрет Кыдырлез."

Крымскотатарский народ 18 мая воспринимает, как особый день. Это день скорби о погибших в прошлом, а также в депортации 1944 года, это призыв объединиться во имя возвращения народа на историческую родину. Миру 18 мая 1944 года известно, как последний день демографической политики...


Слово Рамадан (Рамазан) переводится как «гореть», то есть в этом месяце при соблюдении поста «сгорают» все грехи и открываются двери рая, а двери ада — закрываются. Рамадан является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течении года. В настоящее время...

Наврез – это древний праздник землевладельцев, его отмечают как начало весны и нового хозяйственного года. Название дано от иранского слова: нав значит «новый» и рез (руз) – «день». 21 марта проводят праздник, когда Солнце входит в созвездие Овна (Овцы), крымские татары говорят...

Мусульманы соблюдают пять обязательных условий, четвертым из которых является пост. Началом поста является первый день новолуния в месяце Рамазан (Рамадан) и соблюдают пост в течении 30 дней. Значение слова Рамазан (Рамадан) – гореть, то есть все грехи «сгорают», если соблюдать...

Особое место в календарных праздниках крымских татар занимает древний семейный праздник Йыл Геджеси. У него довольно простые обряды. Его отмечают как начало зимы, а именно 22 декабря, когда наступает самая длинная ночь в году. Все крымские татары отмечали этот праздник, но он...

Курбан байрам – это один из самых главных праздников для мусульман. Он начинается на десятый день месяца под названием зу-ль-хидджа и празднуют его на протяжении четырех дней. В эти дни все состоятельные мусульмане режут козу, овцу, верблюда или быка, зависимо от финансовой...

Традиционный праздник крымских татар Ашир куню. Он наступает сразу после Ашир геджеси (ночь Ашира), именно эта ночь является одной из десяти благословенных ночей, которые почитают мусульмане. 10-е число месяца мухаррем (Ашир ай) стал днем Ашир куню. Это считается день, когда поминают...

ХАСХЫЛАР: ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХАКАСОВ (конец 1919 - начало 1930-х гг.) Оттеснённые русской колонизацией в глубину своей территории и зачисленные в оседлые, хакасы были вынуждены использовать более интенсивные методы аграрного производства. Их экономика, в которой приоритетным оставалось животноводство, была многоукладной и характеризовалась низким уровнем товарности. В хозяйствовании на первое место хакасы ставили не столько его эффективность, сколько некую справедливость распределения произведённых продуктов. Свои отношения с любой русской администрацией хакасская общественность прежде всего строила, добиваясь от неё административно-территориального оформления консолидации ачинских и минусинских "инородцев". Находясь в сильной зависимости от человеческого окружения и будучи защищёнными на случай беды, хакасы являлись скованными в своих поступках системой традиционных ценностей. На бытовом уровне поведенческие стереотипы коренного населения складывались под влиянием сложившихся взглядов, норм и привычек, характерных для вольной и коллективной жизни вчерашних полуномад, проживания в степных пространствах, окружённых горно-таёжным рельефом, и специфики народорасселения, что и порождало их некоторые особенности. Так, например, родоплеменной состав населения диктовал компактное проживание 75% всех хакасов селениями, где многие жители относились к одному роду и часто носили одну и ту же фамилию. Такая концентрация родственного населения, укрепляя кровные узы и отношения внутри сельской общины и, напротив, порождая недоверие к чужакам и неприязнь к доносчикам, способствовала созданию круговой поруки. Между тем, основные мотивы поведения хакасов, направленные прежде всего на сохранение и воспроизводство жизни, определялись ещё и внешним фактором – политикой государства, деятельностью его представителей и просто лиц, пытавшихся решить свои проблемы за счёт местного населения. Красный бандитизм Осуществляя зачистку территории от остатков колчаковцев и сторонников их режима, партизаны, чекисты, вохровцы и милиционеры изымали у хакасов продукты и имущество, уничтожали не только "подозрительных" лиц, но и путём провокаций – жителей целых селений. Зимой 1921 года правительственные войска и силы самообороны, преследуя прорвавшихся в Хакасско-Минусинскую котловину крестьянских повстанцев, но, оказавшись не в состоянии справиться с местным "бандитизмом", вымещали своё бессилие на мирных жителях. Распространяя слухи о нахождении в каком-нибудь селении "банды", они врывались в него, подвергая население арестам и расстрелам, а его имущество разграблению. Некоторые руководители в Кызыльской, Шарыповской волостях Ачинского уезда использовали в борьбе с повстанчеством массовое удушение и утопление в водоёмах лиц, подозреваемых в пособничестве. Там же в апреле – мае 1921 года отряды коммунистов и милиционеров, передвигаясь по улусам и требуя от населения в кратчайшие сроки выдать "банды", убили нескольких хакасов. Поведение представителей власти обострило отношение хакасов к русским до такой степени, что собравшийся в июне 1921 года в улусе Тартачаков национальный съезд постановил с целью обособления от русского населения создать в Минусинском уезде новую Черно-Подкаменскую волость. Однако с усилением повстанчества и вводом на территорию Ачинско-Минусинского района частей особого назначения (ЧОН) красный бандитизм продолжил своё существование, вызывая острое недовольство среди коренного населения. Продразверстка Перейдя с лета 1920 года к изъятию у крестьянства продовольствия чрезвычайными мерами, советская власть вовлекла в продразвёрстку и хакасское население. Но её взимание, продолжающееся даже после Х съезда РКП(б) (март 1921 года), объявившего о переходе к продналогу, привело к тому, то из-за постоянного недоедания среди хакасов стали распространяться тифозные заболевания. Заготовки скота сопровождались его гибелью и резким ухудшением отношения населения к коммунистическому режиму. Очевидец, совершивший поездку по уезду, 15 мая 1921 года писал минусинскому руководству: "Проехав обе стороны р. Абакан, пришлось наблюдать картину полного разрушения; широчайшие степи пестрят усыпанными трупами павших лошадей и скота, всюду зловоние… Настроение инородцев в полном смысле антиправительственное… Народ уезда доведён до высшей степени напряжения против действия райпродорганов". К тому же, местные власти потребовали сдачи хакасами охотничьего оружия, что лишило таёжников основного промысла, использовали молодёжь на лесоповале, потворствовали правоохранительным органам в расстрелах добровольно сдавшихся повстанцев и заложников, а бедноте – в сведении личных счётов с "классовыми врагами". Ответными были такие отношения "инородцев" к советской власти, которые милиция называла "враждебными с самого начала". Позднее и западные источники информировали своих читателей о том, что хакасы в 1918 – 1923 годах выступали против коммунистов. Повстанчество Протестное поведение крестьянства, как известно, часто выражалось в форме повстанчества. Данное явление в советское время было упрощённо объединено с уголовной преступностью и скрывалось под понятием "бандитизм". Но, вопреки правовой терминологии, утвердившейся тогда в обществе, хакасы называли своего "бандита" "хасхы" ("беглец"), а группу "бандитов" – "хасхылар" и видели в них прежде всего лиц, вынужденных бежать от преследования властей в тайгу, народных защитников и мстителей. В прошлой социально-политической жизни сравнительно небольшого хакасского этноса хасхылар не были рядовым явлением. Свидетельством этого является народная память, которая сохранилась в легендах и следующих, например, фрагментах хакасского песнопения (в пер. К.Т.Нербышева и в публикации В.А.Солоухина), которое считалось в традиционном обществе проявлением высшей мудрости: Буйный Июс за спиной у нас, Земля отцов за спиной у нас. Мы покинули мирный очаг, Разорил его лютый враг. Но ружьё в руке, а пуля в стволе И сабля острая на боку. С бесчинствующими на родной земле Не сражаться я не могу. О, мой конь гнедой, что меня носил, Где же ты и где же твоё седло? Час последний мой наступил, На расстрел ведут за село. Придёт это время, мой друг, Придут рассветы счастья. Наши голоса не умрут Среди белых берёз и счастья! Напротив, в мемуарных и краеведческих публикациях советского времени хасхылар почти не упоминались или выставлялись сугубо в отрицательном свете, а позднее эта тема в качестве отдельного аспекта не выделялась и не изучалась. Впервые такую форму борьбы и выживания применило население сагайских улусов Верхнего Аскиза, когда в конце ноября – начале декабря 1919 года на их территории появились наступавшие по енисейскому левобережью партизаны Тальского полка армии А.Д.Кравченко – П.Е.Щетинкина. Воспринимая его бойцов как деструктивную силу, способную разрушить налаженную жизнь, и пытаясь уйти от них в соседний Урянхай (сейчас – Тыва), "инородцы" осложнили продвижение партизанских частей и создали ситуацию, о разрешении которой их командир доносил Главштабу так: "Сюда необходимо силу хорошую и потом пройти всю проклятую татарву и загнать (её – А.Ш.) в Ачинский уезд". Одновременно в Ачинско-Минусинском районе существовали группы хасхылар, возглавляемые Аверьяном (Аверко) Аргудаевым, Филиппом Карачаковым, Никитой (Мики) Кулаковым, Мансаром (Манцыркой) Майнагашевым и Матыхом (Матыгой) Шадриным. Советы и коренное население Распространение советской власти в национальных окраинах тормозилось отсутствием соответствующих работников из числа коренного населения. Ещё весной 1920 года Минусинский уездный ревком назначил председателями нижестоящих органов в национальные волости хакасов, знающих русский язык, но они оказались "первыми эксплуататорами сородичей". Поэтому сначала на руководящей работе преимущественно использовались приезжие назначенцы, что позволяло коренному населению считать советы властью сугубо русской. Однако под воздействием различных факторов и прежде всего стабилизации обстановки население пересматривало свои отношения с новым управлением. По-разному относилось к нему крестьянство даже соседних волостей. Например, напуганные разгулом уголовщины мятежные жители Кызыльской волости ко времени ликвидации соловьёвщины уже высказывались за поддержку коммунистов. Напротив, в Синявинской волости, судя по распространяемым весной 1923 года слухам, создание властями "инородческого района" воспринималось некоторыми жителями как совершенная ими якобы из-за боязни вооружённых выступлений хакасов "уступкой", после которой последует полная "автономия" региона, а следом и выселение русских. Внешне, на официальном уровне, национальные отношения, отношения между хакасами и властью, благодаря деятельности активистов, смотрелись вполне пристойно. Но уже летом 1924 года в хакасских селениях проживали 8 тысяч новосёлов. Проникновение в результате массового наплыва переселенцев и строительства Ачинско-Минусинской железной дороги русского населения вглубь территории, заселённой хакасами, вызывало у них негативную реакцию. В ответ на пренебрежительное отношение отдельных русских, считавших коренных жителей "ленивыми", и захвата хакасских земель, например, жителями пристанционного посёлка Шира на Чарковском и Боградском районных съездах советов 1924 и 1925 годов представителями "инородцев" поднимался вопрос о разделении одного из районов на русский и хакасский. В 1925 – 1926 годах жители некоторых селений Аскизского района отказывали переселенцам в приобретении домов, наделении землёй, что заканчивалось драками между ними, отрицательно относились к выдвижению русскими своих представителей в состав сельсоветов и даже принимали решения о закрытии хакасской территории для размещения приезжего населения и полном его выселении. При районировании в уездный ревком поступали десятки заявлений от хакасов, отказывающихся входить в общины с преобладанием некоренных жителей. Отрицательное отношение хакасов к советской власти выражалось не только в поддержке ими соловьёвщины. Представители коренного населения неохотно поступали на службу в милицию, где они в 1925 году составляли лишь 4%, или, будучи учителями, отказывались работать в аппарате советских органов. К осени того же года в регионе насчитывалось только 12 коммунистов и 92 комсомольца из коренного населения. Криминальный протест хакасов. Подключение к борьбе чекистов. Напряжённой с окончанием Гражданской войны оставалась на территории Хакасско-Минусинской котловины и криминогенная обстановка. Росту преступности способствовало психологическое состояние общества, воспитанного на экстремизме Гражданской войны, чрезвычайщине военного коммунизма и настроенного выжить любой ценой. "Когда челюсти динамичного современного мира сжимают статические сообщества, чтобы их разрушить и преобразовать, – писал один из западных исследователей, – возникает разбой, протест слабый и нереволюционный, но способный восстановить справедливость и "доказать, что иногда угнетение может осуществляться в противоположном направлении". По мнению милицейского руководства, неуловимость и активность "банды" Саражакова порождались поддержкой хакасского населения, которая, в свою очередь, была обусловлена направлением её деятельности. В отличие от др. преступных образований, данная "банда" мстила лишь некоторым хакасам, а в основном нападала на представителей власти и русское население, а также совершала налёты на государственные или общественные учреждения. Обстановка в Хакасии оставалась неспокойной: налоговое наступление государства на деревню, всё более раскалывая хакасское общество, сопровождалось случаями ответного сопротивления. 28 марта улус Балганов посетили 15 "бандитов" во главе с "кулаком" Тахтобиным, который объяснял жителям своё поведение так: "Советская власть разоряет крестьян-хакасов, загоняет насильно в колхозы. Вот мы и организуемся для защиты крестьян, как русских, так и хакасов". Так образовались "банды" Е.Н. (Елизара) Тинникова и Е.И. (Хыйлага) Кидиекова, насчитывающие к маю 1930 года 20 – 25 повстанцев. Хыйлаг Кидиеков Бывшие хасхылар потом вспоминали, что раскулаченный Хыйлаг, будучи человеком развитым и авторитетным среди хакасов, учил их: "Пока Советская власть сильнее, будем ждать в тайге переворота. Когда будут нападать красные отряды, стрелять до последнего патрона, есть хороший резерв, хотя мы малочисленны". Замыслив антисоветское восстание, Кидиеков пытался подготовить к нему вооружённые силы и с этой целью проводил среди населения агитацию против выселения "кулаков". Несмотря на наличие сексотов, хакасское население в основном поддерживало "банду" Кидиекова. Зимой 1931 года повстанцы ночами спускались с гор и скрывались в улусах Есинского и Казановского сельсоветов. Их укрывателями были уважаемые и влиятельные среди хакасов бывшие родовые старосты 70-летний А.Н.Чанков (улус Картоев), 60-летний Е.А.Кызласов (Кызласов) и др. Настроенные на восстание, жители улуса Картоев и соседних селений, ожидая выход "банды" из тайги, подготовили для неё лошадей, собрали продукты. Вручая винтовку и патроны приехавшему хасхы Адаю Кызласову, один из них напутствовал его: "Бей гадов-колхозников, коммунистов!" Такие селения подвергались властями зачистке: на 29 апреля 1931 года были арестованы 54 укрывателя, пособника "банды". С целью окончательной ликвидации "банды" в мае 1931 года в улус Кызласов прибыл отряд из 15 оперативников. Но остатки банды продолжали активную деятельность. Наряду с "бандой" Кидиекова короткое время существовали протестные группы, созданные непосредственно в селениях. Например, в аале Чаптыков в июне 1930 года антисоветской агитацией и хищением колхозного имущества занимались 30 "кулаков-лишенцев", вскоре арестованных милицией. Ряд нападений на колхозников в мае 1931 года совершили 11 хакасов из с.Монок Таштыпского района, которые также были задержаны. Последней "бандой" в Хакасии, видимо, являлось сообщество дезертиров во главе с Паткачаковым, возникшее уже во время ВОВ. Они нападали на колхозы, угоняли скот, ограбили жителей рудничного посёлка Немир и были ликвидированы аскизской милицией в конце 1942 года. Квинтэссенция Вышесказанное свидетельствует,что отношение населения одной из национальных окраин страны к советской власти не было простым. Хакасы не сразу перешли к сотрудничеству с коммунистами, а политика советской власти вызывала у них своеобразную реакцию. Так называемое движение хасхылар, периодически возникая, существовало с конца 1919 года и до начала 1930-х годов, то есть во времена конструирования и отлаживания механизмов коммунистического режима, когда он, ещё не располагая мощной и монолитной опорой в массах, удерживался путём использования чрезвычайных мер, которые, в свою очередь, провоцировали людей к неповиновению. Коммунистическому режиму сопротивлялись наиболее сильные и общественно активные представители национального крестьянства. Поведение некоторых из них имело антирусскую, но больше – антикоммунистическую направленность. Поведение данных лиц не укладывалось в рамки определённой формы, выявленной специалистами-учёными: одновременно оно было вооружённой борьбой с коммунистами, "пассивным" сопротивлением и уголовным бандитизмом. Вплоть до 1923 – 1924 годов в деятельности хасхылар преобладали мотивы политического характера, в 1924 – 1928 годах – уголовного и в 1930 – 1931 – снова политического. Между тем, в основе протестного поведения хакасов, которое выражалось в форме бегства, повстанчества и дестабилизации обстановки путём многочисленных грабежей, лежало стремление этноса к выживанию, а явление хасхылар было ещё и способом защиты традиционных ценностей. Спасаясь от действий коммунистов, разрушающих устоявшийся уклад жизни, коренное население пыталось наладить общинное обитание в первозданной обстановке и оттягивало свой переход к существованию по чужим правилам. В условиях крепнущего политического режима и коммунистической модернизации страны хасхылар были обречены на историческое небытие, но остались народными героями. А.П.Шекшеев

С давних времен Крым являлся полиэтнической территорией. С конца XVIII и начала XIX столетий в силу целого перечня важных, исторических событий на этот полуостров начали прибывать представители разных народов из Северного Причерноморья. Все они вносили свой вклад в развитие его экономической, а также социально-политической и, конечно же, культурной жизни.

Полуостров Крым во все времена являлся своеобразной территорией. И какие бы общественные события не случались на его территории или в мире, он сохранял свою самобытность. Загадочный, необъяснимый магнетизм в нем, кажется, заложен самой матерью-природой, это способствовало формированию полиэтнического общества среди местного населения. В различные исторические эпохи тут появлялись и развивались новые этнические группы, а также некоторым образом изменялись существующие. При этом, но ни единая из этнических групп не была стопроцентно обособленной. Каждый из этносов, оседло обосновавшихся на полуострове, внес особое, присущее лишь ему, своеобразие в жизнь и бытность Крыма.

Едва ли можно найти уголок земли, где так же, как в Крыму, было бы представлено настолько удивительное разнообразие этнических культур, в течение многих столетий все население полуострова смешивалось и этим вносило новые черты в местную культуру. И все же, каждой крымской национальное группе присущи особые, самобытные черты.

Своеобразный национальный состав населения Крыма имеет свою особенность. Речь о том, что полиэтничность его отлично сочетается с близостью народов в плане языка и межнационального общения. То есть, почти все этнические, крымские образования знают русский язык, но при этом, они сохраняют и языки своих предков. В полиэтничном крымском обществе было очень сложно обходиться без всем понятного и потому приемлемого варианта общения. Естественно, что таковым стал русский язык. Исторически было предопределено, что процесс общения объективно развивался на основе языка крупнейшей по численности этнической группы, населяющей Крым.


История полуострова Крым представляет собой яркое свидетельство того, что для многонационального населения этой территории характерны дружественные, этнические общности. То есть, между собой мирно сосуществуют представители различных национальностей, присутствует единство экономических и социальных, а также культурных интересов. Имеет место и совместное участие в ведении хозяйства.

Культура народов - это не просто уникальное, а неповторимое и очень многогранное явление. Недаром этнологи говорят, что «Тот, кто знает один народ, на самом деле не знает ни одного». В действительности, понимание уклада жизни и менталитета «иностранцев», в особенности, если они родственные генетически и территориально, даст возможность определять и уяснять роль и место каждого из народов в кругу остальных.


Сегодня уже общеизвестно, что так называемых «чистых» народов либо рас вообще не существует. Многовековая, человеческая история многократно доказала, что ряд сложных процессов формирования и развития, даже исчезновения одних этнических обществ просто превращались в их замену другими.

Историческое развитие всех народностей не происходило изолированно. Соседство с другими народностями отражалось в особенностях культуры и языка, а еще в топонимике.

Впрочем, мирное и гармоничное, одним словом, соседское существование стало возможным благодаря тому, что получило в научных кругах название диалога или полилога культур.


Человек, не зависимо от его национальности, гордится собственным, этническим происхождением. Его язык и верования, одежда и способ отмечания праздников, а еще песни, кухня и другие аспекты жизни помогают поддерживать особенную связь с прошлым собственного народа. Обычаи народностей представляют собой одну из важнейших и наиболее постоянных составляющих этнографической науки.

Обычаем считается любой, установленный, традиционный, а также общепринятый порядок проведения каких-то общественных действий, а также свод правил поведения. Сам по себе термин «обычай» близок к такому понятию, как «обряд» или «ритуал». Дело в том, что во многих случаях оба понятия даже являются равнозначными. Но, термин «обряд» более понятый, чем обычай. Любой обряд можно считать обычаем, но, при этом, не все обычаи являются обрядами. Например, похоронные или свадебные, а также святочные, масленичные обычаи можно считать установленными обрядами. Также есть множество обычаев, в которых отсутствуют обрядовые элементы. К примеру, это: обычай отращивать бороду до определенной длины, придавая ей некую форму, а еще мытье рук перед едой или обычай вести светскую беседу. Сюда же можно отнести и соседскую взаимопомощь.

Народные обычаи весьма разнообразны, так что уложить их в единую систему, проще говоря, классифицировать, очень трудно. И все-таки, среди них возможно выделить несколько преобладающих типов.

Яркими примерами такого будут семейные или календарные обычаи. Первые могут быть приуроченными к определенным, особо важным событиям из семейной жизни. В частности, бытуют свадебные и родильные, а еще погребальные обычаи. Второй подвид охватывает те обычаи, что приуроченные к некоторым моментам жизни и к годовой смене сезонов.

Календарные обычаи вместе с обрядами сложились давно, она сопровождают все важные и заметные отрезки времени в постоянном чередовании сезонов. Существуют зимние, весенние, летние и осенние обряды. Многие из обычаев и обрядов календарного цикла стали частью традиции народов, они превратились в неотъемлемые элементы их образа жизни.

Обряды вместе с праздниками, в своем, подавляющем большинстве имеют народный характер. Церковные элементы в них были внесены значительно позже, она зачастую не меняли сущности обрядов.

Что представляют собой праздники с обрядами? Можно говорить то том, что праздник или праздничный день обязательно посвящен отдыху, он не деловой и не работный, а в противоположность ему выходное. Это может быть и будний день, празднуемый в соответствии с календарем церкви или по местным обычаям, также поводом может стать нечто, относящееся к данной местности или к отдельному ее лицу.


Праздничать или праздновать - это значит гулять, отдыхать и вообще ничего не делать. В старину говорили еще «пировать» или «бражничать». Обряд представляет собой ритуал ил церемонию, а также церемониал. То есть, речь о совокупности условных и традиционных действий, которые лишены прямой, практической целесообразности. Зато она служат символом некоторых, социальных отношений или формой их выражения с последующим закреплением.

Большой интерес представляет то, каким образом отмечали праздники наши предки?

В далеком прошлом почти каждый день календаря был буквально «расписан». То есть, любой день был посвящен определенному празднику. Но, не все они так уж пышно отмечались.

Наши далекие предки знали отличия праздников, а также то, как их следует отмечать. Каждому празднеству присущи свои украшения и сопроводительные действия Важной частью проведения праздника было посещение культовых учреждений, например, поход в церковь. Вне религии также существовало большое количество обрядов, отличающих один праздник от другого.


В жизни сельских жителей огромное значение имела погода. Потому с сезонами года связаны почти все их обряды. Одни приурочены к весеннему севу и к выгону скота, либо к рыбной ловле и охоте, а также к строительству нового жилья и даже к вырыванию колодцев. Но, также были и семейные обряды, которые связывались с рождением ребенка и со свадьбой, либо со смертью. В связи с годовой повторяемостью сельскохозяйственной деятельности и с ее календарной приуроченностью, все обряды сезонной группы принято звать календарными.

Со временем в жизни и в способе отмечания праздников происходили значительные перемены. Они касались обрядовых традиций, так что праздники соответствовали уровню развития общества.


В течение многих столетий учеными неоднократно наблюдалось и сопоставлялось все, что касается празднований. И на основе этого можно сделать определенные выводы. Народная мудрость, кроме праздников, выражалась в приметах, поговорках и пословицах.

Люди во все времена были очень тесно связаны с прошлым. Культура, как и прогресс, непрерывно развиваются лишь потому, что они основаны на фундаменте из знаний и опыта прошедших веков. Их мудрость, пришедшая к нам из таинственной глубины далеких времен, не только учит, но и наставляет следующие поколения.


Культура – живопись и архитектура

Крым – это вполне себе европейский полуостров, активное влияние на архитектуру и на живопись которого оказала культура Греции, Византии, а также Рима. Именно потому тут во всем просматриваются тенденции, характерные для Средиземноморья. Малоазиатское мусульманское верование повлияло на культуру Крыма в период позднего средневековья. Каждая народность, которая в то или иное время прибывала на территорию полуострова, оставила собственный отпечаток, принесши сюда культуру с традициями.


Архитектура Крыма представлена не только древнегреческими, но также итальянскими и даже татарскими, а еще армянскими сооружениями. Во время XV-XVIII столетий происходило полное взаимное смешивание архитектурных стилей, присущих турам, армянам и татарам. Когда этот полуостров стал частью Российской империи, его архитектурная стилистика изменялась, так что теперь она развивается в том же направлении, что и русская культура. В период Российской империи возводились великолепнейшие дворцы для представителей русской аристократии и знати. Также строились разные здания общественного предназначения, как санатории и доходные дома и прочие, им подобные.

В Крыму множество памятников культуры и истории, а также архитектурных памяток, построенных на основе проектов известного архитектора из Ялты - Н.П. Краснова. Это Лидийский дворец и Дюльбер, а также Санаторий Днепр, расположенный во дворце Харакс. Краснов проектировал охотничий дом Юсупова и множество гимназий, а еще один костел в Ялте.


Великолепнейшую крымскую природу на своих полотнах запечатлели многие художники. Даже сам А.С. Пушкин не смог удержаться, сделав канонический набросок «Золотых ворот».

В восточной части Крыма зародилось совершенно новое, культурное направление – это Киммерийская школа живописи. Речь о пейзажной живописи, сложившейся в начале ХХ века. Впервые данное направление продемонстрировали феодосийские, а также коктебельские художники.


В Республике Крым официально зарегистрировано, ни много, ни мало, 1362 религиозные организации. И это притом, что в 1988 году таковых насчитывали всего 37. Все эти организации относятся к пятидесяти концессиям и религиозным направлениям. Действует больше 1330 религиозных общин и 9 духовных учебных заведений. А еще на территории Крыма есть 690 культовых зданий, находящихся в пользовании, либо являющихся собственностью религиозных организаций. Начиная с 1991 года, построили 166 культовых зданий, включая и 80 мечетей.

К традиционным концессиям Крыма относятся православие с исламом суннитского толка, а также иудаизм и караимизм. В этот список можно включить католичество, и даже армянское апостольское христианство.


Популяризация православной религии здесь началась вместе с появлением греков. А было это в I веке нашей эры. В XV столетии в Крыму начались гонения за православными, это логично, ведь тогда турки вторглись на полуостров. Было запрещено говорить на греческом языке, потому на нем велись разве что службы в местных храмах, да и то не во всех. В конце XVIII столетия Крым перешел т во владение русских. Но, данное событие, как не странно, никоим образом не повлияло и не улучшило положение православных. Мусульмане начинают активную антиправославную пропаганду и даже провоцируют стычки с представителями данной религии. Кстати, в Крыму еще сохранились многие древние, даже средневековые церкви.


Ислам

Распространение в Крыму Ислама начинается примерно в VII столетии под влиянием Хорезма, а также Волжской Булгарии. Одной из наиболее древних мечетей считается построенная в 1262 году, она находится в Солхате. В XIII столетием под активным влиянием Чингизхана началось активное распространение исламской религии. Начиная 1475 года, на данном полуострове распространяется Ислам суннитского толка. Это связано с появлением здесь турок. В XVIII столетии в Крыму, находясь под властью великой, Российской империи, начинает активно доминировать Православная община. А с середины 20-х годов XX столетия по всему Крыму изымается из библиотек любая, исламская литература. А сразу после депортации крымских татар, перестали работать мечети вместе с мусульманскими общинами. С возвращением в 80-х годах татар обратно, началось и возрождение Ислама.


Иудаизм

В VI столетии, в Крыму, по мнению А. С. Фирковича, появились пленные евреи. Это было связано с появлением здесь персов. И вот, вместе с приходом к власти партии большевиков еврейские общины с синагогами незамедлительно ликвидировались.


Христианство

Христианство на территории Крыма имеет очень древнюю историю. Если верить древнему преданию, то первым его проповедовал, никто иной, как апостол Андрей Первозванный. А еще, согласно этому же преданию, именно в Крыму примерно в 97 году принял мученическую смерть папа римский - святой Климент.

Территория крымского полуострова входит в Одесско-Симферопольскую епархию, которую сегодня возглавляет епископ Бронислав Бернацкий. Так что в крымских приходах сегодня работают 10 священников, а настоятель севастопольского прихода имени Святого Климента занял должность викария Одесского и Симферопольского епископа. Он вошел в состав консультативного совета, действующего при Республиканском, крымском комитете по делам религий. В Ялте, а также в Севастополе действуют приходы византийского обряда Украинской греко-католической церкви.


Стоит отметить, что из 5 сохранившихся на сегодня исторических зданий, церкви передали лишь ялтинский и керченский храмы. В севастопольский храм, который был в советское время переделан в кинотеатр, до сих пор не возвращён. Что до храмов в сёлах Александровка и Кольчугино, то они находятся в почти разрушенном, одним словом, плачевном, состоянии. В Симферополе и Феодосии, а еще в Евпатории храмы разрушались в советский период, сегодня там отстроены новые здания католических церквей.

Караизм или караимизм, он же иудаизм караимского толка - это особое религиозное вероучение. У него есть отличия от классического иудаизма. Речь о том, что в караимизме не признана раввинистическо-талмудическая традиция. Так сложилось исторически, что караимизм признаётся лишь иудеями-раввинистами еврейской секты. Что до последователей караимизма, то их считают представителями самой чистой формы иудаизма. Некогда обнаруженные в Каирской генизе документы, указывают на то, что в 11 столетии между раввинистами и караимами даже заключались браки. Существует множество исторических свидетельств того, что мусульманские и христианские народы считали караимов иудеями. В Средние века,вместе с иудеями, являвшимися раввинистами, караимов изгнали из Испании и Португалии, а также из Литвы. В Украине караимские общины очень сильно пострадали в результате антиеврейских погромов Богдана Хмельницкого. Даже татары Крыма караимов от евреев не отличали.


Среди тюркоязычных последователей религиозного течения караимизма, компактно живших в Крыму и в Великом княжестве Литовском, был сформирован отдельный этнос, его назвали караимами. В Российской империи на таких людей не распространялось подавляющее большинство дискриминационных правил. И это, в свою очередь, привело к увеличению антагонизма караимов и иудеев-раввинистов.


Язык

Языком междунационального общения тут по-прежнему продолжает быть русский, ведь 90% населения, живущего в Крыму, будь они украинцами и крымскими татарами, считают его своим родным.


Крымские татары – это одна из тех народностей, которая очень ценит, а также бережет собственные традиции. Даже сегодня здесь сохранился особенный этикет, касающийся общения со старшими. Действуют разные ритуалы, касающиеся бракосочетания, рождения ребенка и других, важных событий из жизни людей. Они были бережно пронесены через годы и являются наследием далекого прошлого. К слову, крымские татары во все времена славились особым гостеприимством и большой щедростью, которая проявлялась во встречании гостей со всеми почестями. Такие люди и в дом приведут, и на стол накроют.


Для приема гостя тут существуют особые обычаи. Например, даже, когда в доме открыта дверь, а гости с хозяевами хорошо и близко знакомы, все равно пришедший не может просто так войти внутрь. Он сначала должен постучать, либо позвонить, дождавшись хозяйского ответа. Если ему ответила хозяйка, то гость должен обязательно дать понять, что за порогом находится мужчина.

Незнакомец не должен входить в дом, с ним все обсуждается за порогом. Приехавший с далеких земель близкий человек, обязательно встречается еще на станции. Его привозит в дом сам хозяин. Такой гость не должен беспокоиться по поводу дороги в гости или к родным.

Определенные отличия есть в этикете встречи. Они зависят и от возраста пришедшего. Так, пожилому человеку понадобится поцеловать руку. Это делают не только дети, но и хозяева, а если визитер наоборот - моложе хозяев дома, руку должен будет поцеловать он.

В соответствии с обычаями, гость должен снимать обувь перед входом в любое, жилое помещение, а домочадцы, пока он в доме, вычищают ее и выбирают для нее самое удобное место.


Как распределяются обязанности при встрече гостей?

Гостем всегда занимается хозяин, а гостьей – хозяйка. Развернуться к пришедшему в гости спиной считается в Крыму плохим тоном, потому человек, сопровождающий гостя в дом, всегда идет боком, во избежание этого. Как только посетителя завели в дом, его ведут в самое просторное помещение, чтобы там усалить на почетное место. Если хозяева имеют возможность, то они отводят для встречания гостей специальную комнату, которая выполняет роль гостиной. Летом тут принято принимать гостей в прохладной веранде.

В соответствии с правилами, гостя должны принимать щедро, заставив стол разнообразными блюдами. Пока накрывается стол, хозяин с гостем ведут светскую беседу, задавая типичные, как для таких ситуаций, вопросы. Спрашивать принято о делах и здоровье, а также о близких. За стол усаживается первым гость, а потом, после него, то же самое делают хозяева. В основном, муж с женой усаживаются рядом – к слову, это нововведение, ведь в прошлом обычаи это не позволяли.

Хозяева в соответствии с канонами гостеприимства, к еде не прикасаются, они ожидают гостя. Именно он первым приступает к угощению. Затем домашние должны составить гостю компанию. Также хозяева не прекращают трапезу, даже если они насытились, в противном случае это послужит негласным указанием того, что нужно завершить обед. После окончания трапезы старший участник застолья должен произнести молитву.


Прощание

Традиции татар таковы, что дом не принято покидать сразу после того, как кончилось застолье. Еще некоторое время ведутся беседы на разные обобщенные темы. Когда наступает время уходить, гости сообщают об этом, тогда разговоры на более или менее серьезные темы прекращаются. Впрочем, по традиции, прощание несколько затягивается.

Родственникам в обязательном порядке передают гостинец. Он так и называется - для домашних. Гость с хозяевами на прощание обмениваются наилучшими пожеланиями, по традиции его я еще какое-то время сопровождают, а потом уже окончательно прощаются.


В разные времена многие путешественники, побывавшие в Крымском ханстве, отмечали особенное положение в нем женщин. Об этом можно часто встретить записи в различных мемуарах. Все единогласно восторгались гостеприимством и общей приветливостью, а также особенной красотой, присущей жительницам ханства. Именно местные дамы, по их мнению, являлись основными хранительницами, можно даже сказать, стержнями патриархальных семей, где к женщинам всегда относились с особенным почтением.

В средние века уважительное к женщинам, будь это сестры, матери, жены или дочери, выражалось в материальной заботе о них. Это означало не только то, что мужчина проявлял заботу об экономическом благе собственного семейства. Речь шла также о законодательной заботе про права и свободы женщин.

Часто можно услышать мифы по поводу того, что якобы женщины-татарки имели весьма ограниченную свободу, но такое утверждение далеко от истины. У них было даже больше прав, чем у их современниц в других государствах Европы.

Само собой, что за такие свободы и за уважение со стороны сильной половины человечества, татарские женщины должны благодарить исключительно себя. Они тщательно следят за тем, чтобы с ранних лет воспитывать ребенка в любви и в уважении, прививая ему все национальные традиции и развивая в нем самые лучшие качества, а также хорошие черты характера. Боле всех старались в таком ореоле воспитать девочек, которые потом, во взрослом возрасте, должны были становиться достойными супругами и подругами для мужчин. Такие семейные традиции и ценности передавались буквально с молоком матери.

Традиционно местные женщины были наделены теми же правами, что и у мужчины, они совершенно ничем не обделялись. Тем не менее, все знали, что, прежде всего, каждая женщина являлась хранительницей, берегиней домашнего очага. Она создавала благоприятную атмосферу в семействе и во всем дома, в целом.


Национальные костюмы крымских татар

Национальный, праздничный костюм, вне всяких сомнений, является истинным произведением декоративного и прикладного искусства Он отражает уникальные исторические и этнографические, а также художественные особенности культуры, присущие крымско-татарскому народу. Традиционно костюм второй половины XIX столетия утратил присущие ему, региональные различия, став единым для всех крымских татар.

Основой женского костюма была широкая, сшитая из полотна, рубаха в виде платья. Она называлась «тюб кольмек» и имела туникообразный крой. Также костюм дополняло подобие свободных штанов с широким шагом. На рубаху надевалось длинное, распашное платье - «чабуллу антер». Его отделывали золотым галуном по периметру. У верхней одежды были длинные узкие рукава, отворот которых - «енькъапакъ» - украшался золотистой вышивкой.

Слишком глубокий вырез платья закрывался специальной деталью - «кокуслюк», он выполнял утилитарную, а также декоративную роли. На нее нашивались золотые монеты либо она иным способом декорировалась. В обязательном порядке костюм дополнялся головными уборами. Для девочек и девушек, как и для молодых женщин это были невысокие, похожие на конус, шапочки «фес». Их различным образом украшали, а поверх одевали тонкие и легкие, длинные шарфы - «фырланта». Женщины боле зрелого возраста повязывали головы платками, поверх которых в определенных ситуациях, например, на молитву или поминки, накидывалось длинное, ритуальное покрывало. Оно носило название «марама». Поверх всего накидывалось специальное покрывало - «фередже». Им мусульманские женщины обязаны были «огораживаться» от внешнего мира. То, что использовали для этого крымские татарки, представляло из себя накидку белого цвета, в большей степени использовавшуюся горожанками, нежели жительницами горных поселков.

Зимой крымские татарки одевались в короткие, расшитые курточки - «салта марка» или облачались в курточки с искусной, меховой отделкой. Они назывались «тончукъ». В особо праздничных ситуациях надевались большие, очень теплые платки «шал». Хотя, ими иногда укутывались и в повседневности.

Силуэт у традиционного женского, татарского костюма был Х-образным, то есть, у него была жестко фиксированная линия талии. Это достигалось не только специальным покроем платья, но еще и обязательным поясом, имеющим ювелирную пряжку.

Основой мужского, татарского костюма считалась туникообразная рубаха. У нее были широкие рукава и небольшой воротничок-стойка. В основном они шились из некрашеного, домотканого полотна - оно называлось «кетен кольмек». Сверху рубахи надевался плотно прилегающий к телу жилет, его нарядная вариация имела целый ряд серебряных, либо вывязанных из золотистого шнурка, пуговиц. Штаны имели широкий шаг на вздержке и глубокие внутренние карманы - «унчхурлу штан». Шились они из льна и шерсти, либо из сукна. Куртки, как правило, были короткими, они не имели застежек и самый минимум декора. Это отличало их от курток «проводников», щедро украшенных роскошной «золотистой» вышивкой.


Зимней одеждой мужчин служили плащи с башлыком, сделанные из сукна. Они звались «чекмень». Шубы из овчины были также в ходу. Они шились короткими или длинными и назывались «къысха/узун тон».

Ежедневной обувью считались постолы. Их делали из сыромятной кожи и называли «чарыкъ», а башмаки звались «къатыр». По праздникам обувались высокие сапоги на каблучках - «падворлу чизма». Традиционным была постоянная носка крымскими татарами высокой, каракулевой шапки - «халпах». И эта привычка жива и по сей день.

Традиционным праздничным костюмом, бесспорно, татары могут гордиться. Это и понятно, ведь он является истинным произведением искусства, отражающим уникальность исторических, этнографических и художественных особенностей культуры крымско-татарских людей.


Крымские фестивали и праздники

Широкомасштабные, праздничные мероприятия для Крыма – это частое событие. И проводятся они круглый год, как правило, в крупных, крымских городах. Хотя, есть отдельные празднества, характерные для посёлков. Такие события собирают довольно большое количество участников и зрителей. Люди едут отовсюду, чтобы поучаствовать в крымских праздниках. Одни в погоне за призами, а другие - чтобы увидеть воочию великолепнейшие представления с шоу.

Основным центром подобных мероприятий традиционно стал город Ялта. Разнообразнейшие праздники тут проходят буквально чередой, один за другим, притом, не зависимо от сезона года и от погоды. Например, в конце апреля в этом городе проходит Международный фестиваль -конкурс молодых исполнителей, называемый «Крымской весной2009». Вслед за ним, тоже в мае, курортный сезон открывает Фестиваль творчества народа Крыма. Он зовется «Ялта - берег дружбы». Далее за ним идет другой международный фестиваль - «Золотая колыбель». После их окончания начинается Международный молодежный фестиваль джаза, известный, как «Джалитон». После его окончания, примерно в середине июня, начинается Международный фестиваль искусства «У Черного моря». Под конец июня город начинает подготовку к Международному фестивалю детского, а также юношеского искусства. Он носит название «Ялтинское лето». А потом начинается Международный конкурс-фестиваль камерных, хоровых коллективов. Это мероприятие известно, как «Ялта-Виктория 2009». Концовку лета венчает Международный фестиваль оперы и балета «Ялтинский сезон».


Ялтинская осень нисколько не спокойнее лета. Сентябрь становится временем проведения Международного фестиваля продюсерского кино России и Украины. Он называется «Кино-Ялта». А с октября по ноябрь в Ялте идет Международный фестиваль хорового, а также вокального искусства имени Фёдора Ивановича Шаляпина.

В начале мая Никитский ботанический сад начинает первый бал цветов – это просто грандиознейшая выставка тюльпанов. Не десятки, а сотни изумительных в своей красоте букетов, подобранных талантливыми руками флористов из десятков, разных сортов тюльпанов, заполнят практически всю территорию ботанического сада. Впрочем, такое цветочное изобилие является лишь началом волшебного празднества. Цветочные балы, проводимые в Никитском саду, заменяют один другого в течение всего лета.


Феодосия также обожает крупные праздники различного рода, она начинает подготовку к ним уже с конца весны. В это время город, некогда звавшийся Кафа, торжественно встречает многочисленных гостей, прибывающих сюда для того, чтобы посмотреть на невероятной красоты действо. Речь о Международном фестивале воздухоплавания, именуемом «Воздушным братством». Июнь в Феодосии становится временем проведения Международного фестиваля по эстрадному искусству. Он зовется «Крымские волны». Второй летний месяц - июль знаменателен тем, что в это время проходит Международный фестиваль инструментальной этнической поп-музыки, а также крымско-татарского искусства "Тепреч Кефе". Под конец июля в городе начинается Международный камерный фестиваль с громкоговорящим названием "В гостях у Айвазовского". А потом, в самом начале августа, идет Фестиваль Уличных театров. Весь август Феодосия радостно встречает бардов, приезжающих сюда ради фестиваля авторской песни «Сиваш-Транзит». Осеняя жизнь в этом городе тоже не может называться тихой. В сентябре он ожидает участников туристического фестиваля. Ему присвоено очень романтичное название «Алые паруса», в октябре сюда прибывают гости, желающие поучаствовать в Международном фестивале искусств «Музыка народов Крыма».


Евпатория лишь немногим уступает крымским «соседям» в плане большого числа широкомасштабных праздников. Они начинаются с началом мая. Речь о торжественном открытии курортного сезона, его программа очень насыщенная событиями. Июль для всех, кто окажется в это время в Евпатории, станет временем проведения Международного фестиваля «Земля. Дети. Театр», а также «Танцы народов мира». Что до августа, то он обозначен Международным фестивалем-конкурсом театральных любительских коллективов. Мероприятие известно под названием «Рампа дружбы». Также в это время проходит фестиваль крымско-татарской, тюркской культур. Называется он «Гезлев къапусы - Восточный базар». А с приходом зимы, в декабре Театральная площадь этого города наряжается для республиканского фестиваля-конкурса под названием, которое соответствует времени года: «Санта-Клаус отдыхает, а на арене - Дед Мороз».


В Судаке также всегда есть, чем заняться. Конечно, в свободное от пляжинга и других приморских развлечений время. В мае тут проходит Международный танго-фестиваль, называемый «Крымскими каникулами», в июне открывается Международный фестиваль национальных культур, а также туризма "Алчакъ-Къая". В следующем месяце побывать в Судаке - вообще замечательная идея, ведь июль ознаменован популярнейшим праздником – Международным фестивалем фехтования рыцарей «Генуэзский шлем». Можно посмотреть на массовые сражения людей, закованных в доспехи средневековых воинов. Надо сказать, что зрелище настолько увлекательное и завораживающее, что в нем часто принимают участие даже те, кто является зрителями и в повседневной жизни довольно миролюбивыми людьми.


Что до Алушты, то и тут найдутся празднества, будоражащие жизнь жителей и гостей города. В самом начале лета вся центральная набережная превращается в подобие весёлого муравейника. Здесь проходит Международный фестиваль творчества молодежи и студентов. Потом он сменяется несколько более спокойным, но от того ничуть не менее интересным, республиканским фестивалем «Играй, гармонь». В середине лета Алушта начинает активно готовиться к Международному фестивалю под названием «Жемчужина Крыма», а с приходом осени, в сентябре в городе проходит международный фестиваль бардов. Его ностальгическое название «Встреча с юностью» говорит о многом и, конечно, понукает посмотреть и послушать.


Не чужд помпезным торжествам и знаменитый во всем мире, бальнеологический курорт под названием Саки. Местные празднества начинаются с приходом весны - в самом начале марта. Речь о пышных, общенародных гуляниях, которые посвящёны Масленице. С наступлением апреля в городе начинается региональный праздник танца «Венок дружбы», а вслед за ним идет фестиваль-конкурс классической музыки под названием «Сакская муза». В мае тут проводят Международный Фестиваль крымских народов, Украины и тюркского мира. Он известен, как «Сакские родники».


Каждый из крымских городов может похвастать своими, собственными праздничными традициями, подразумевающими масштабность и значительность мероприятий. Например, в Керчи в мае, когда празднуется День Победы над фашистами, ежегодно на гору Митридат поднимаются не десятки, а сотни людей. И каждый из них в руках несет горящий факел. Особенный праздник для Севастополя – это День Военно-Морского флота. Он отмечается в июле. Данное торжество в обязательном порядке сопровождается просто потрясающим по красоте и по мощи зрелищем. Это военный парад кораблей из Севастопольского гарнизона.

Одним из наиболее ярких и значимых событий в Крыму стали фестивали «Джаз-Коктебель» вместе с «Бархатным танго в Коктебеле». Оба они проходят в сентябре-месяце. Город на время полностью преображается, он становится частично похож на какое-то сказочное государство, в каждом закутке которого звучит фееричная, призрачная музыка.


Виноделие – это древнейшая крымская традиция

Крымские вина известны на весь мир. Она давным-давно заслужили себе славу. Так что побывать в Крыму, но, при этом, не попробовать великолепнейшие, крымские вина будет равнозначно тому, что, будучи в Париже, не направиться к Эйфелевой башне. В общем, отдых без крымских вин называется полноценным с большой натяжкой. Тихий и тёплый, летний вечер где-нибудь на морском побережье будет идеальным, если в руках у вас бокал прозрачного, необычайно вкусного вина. Разве это не сказка? Как истинные ценители, так и новички этого дела по достоинству оценят продукты крымского виноделия.


История виноделия Крыма очень и очень стара. Своими корнями она глубоко уходит в античное время, когда древние жители, в то время населявшие полуостров, являлись теми еще любителями изысканных вин. Они увлечённо и упорно трудились, изобретая новые и новые рецепты напитков из вина. Те, кто населяли древний Херсонес, как свидетельствует история, ещё в далеком шестом столетии до нашей эры возделывали виноградники и производили редкие винные сорта, превращая их после сбора урожая в истинное волшебство. Стоит сказать, что сами по себе, они употребляли алкоголь умеренно, в основном разбавляя его водой. По мнению древних херсонесцев, пить вино для опьянения будет разве что какой-то непросвещённый дикарь.


Культура винопроизводства в Крыму всегда была и остается на высочайшем уровне. Благодаря данному подходу к этому делу, торговля винами в Крыму велась ещё с незапамятных времен. Судак, который в древности носил название Сугдеи, поставлял вина таврам и даже скифам. Однако широкомасштабная, винная промышленность в Крыму появилась лишь с середины девятнадцатого века. Это случилось после того, как полуостров стал частью Российской империи. А в 1886 году, на Всемирной выставке в Париже, крымские вина признали одними из самых лучших. Ровно с той самой поры они многократно завоёвывали призы на различных, международных конкурсах.


Вино можно, без преувеличения, назвать гордостью полуострова, его драгоценностью и его визитной карточкой. Одним из наиболее известных винных сортов, получивших признание во всем мире, стала легендарная Мадера. Такое вино производится по старым, тщательно охраняемым и проверенным временем, рецептурам. Сегодня его выпуском занимается производственно-аграрное объединение «Массандра», его главное предприятие расположено в Ялте. Конструктивно это союз из девяти совхозов, занятых производством этих божественных напитков. Совхозы называются «Ливадия» и «Алуштя», «Судак» и «Гурзуф», «Таврида» и «Веселовский», «Приветный» и «Морской», а также «Малореченский». Они располагаются на Южном берегу Крыма.


«Массандра» сегодня выпускает 28 сортов марочных вин. И двадцать четыре из них на международных конкурсах получили, в общей сложности, сто сорок восемь медалей, а также два кубка «Гран-при». В совхозах, которые являются филиалами вышеназванных, производятся так называемые молодые вина, они потом поступают в Головной завод Массандры, чтобы пройти выдержку. Ее длительность в среднем от двух и до пяти лет.


Винодельческие, крымские предприятия, поддерживающие, а также активно развивающие давние традиции производства изумительных, виноградных напитков, имеются практически в любом регионе полуострова Крым. Так, под Судаком, в посёлке под названием Новый Свет, расположен завод шампанских вин, который был открыт ещё в далеком 1878 году. А основал его никто иной, как князь Голицын. Сегодня этот завод выпускает классическое шампанское под названием «Новый Свет», оно является обладателем многочисленных наград, которые в разное время были полученных на масштабных, международных конкурсах. Здесь же, на заводе работает дегустационный зал, а также музей виноградарства и виноделия.


Если это не подделка, а истинное Крымское вино, то оно довольно дорогое. Высокая цена продукта обусловлена не только степенью его выдержки, но еще и способом его изготовления, а также повышенным спросом на такую продукцию. Однако, столь исключительные по своему качеству напитки оправдывают всю свою стоимость до последнего рубля, ведь качество в совокупности с давней традицией винопроизводства, по сути, бесценно.


Национальная кухня

Для Крыма наибольшую популярность получила крымско-татарская кухня. Так, многие рестораны предлагают сытные, мясные блюда, преимущественно из баранины или из говядины, а еще богатейшее разнообразие местной выпечки.


Крымские мясные блюда

Фаворитами в категории мясных блюд, пожалуй, можно назвать такие, как лагман, плов и сарма. Лакомства эти появились в Крыму благодаря крымским татарам, возвратившимся на полуостров из Узбекистана где-то в 80-х годах. Их туда депортировали в 1944 году.

Лагман - это такое очень наваристое, сытное блюдо. Оно немного напоминает суп, но имеет более густую консистенцию. Готовится лагман из мяса, как правило, из баранины, а также с добавлением специальной, длинной лапши и некоторых овощей. В основном в лагман кладутся баклажаны, перец и редька, а также картофель, лук и морковь. Само собой, что добавляют пряности вместе с различной зеленью – иначе это не было бы татарское блюдо.


Одним из любимых блюд в Крыму традиционно стал плов. В каждом его регионе блюдо готовят по-своему. И все же, основа везде одна – это мясо и рис, лук и морковь со специями. В какой бы вариации его не готовили, но блюдо всегда безумно вкусное и очень сытное.

Мясо, приготовленное в виноградных листьях - это крымское блюдо Сарма. Она также широко распространена в Крыму. В некоторых регионах ее называют долма. По сути, это такие голубцы, начинка которых заворачивается не в капустный листок, как нам привычно, а в виноградный. Неповторимость сочетания мясной начинки с виноградным листком, который дает блюду легкую кислинку, не оставит равнодушным ни единого гурмана.

Крымская выпечка – это нечто совершенно особенное. Истинное наслаждение для гурмана. Здесь очень любят печеные пироги и пирожки, а также прочие изделия из теста. Причем, в ходу, как дрожжевое тесто, так и пресное, и сдобное, и даже кислое.


Например, популярной крымской выпечкой считается кубете – это такой сочный пирог с мясной начинкой, с добавлением картофеля и лука. Также для этого блюда используются и другие варианты начинок, например, рис с курицей, рис с мясом или сыр с картофелем. Печется оно, в основном, для торжественных мероприятий.

Крымские чебуреки называются Чир-чир. И в Крыму они встречаются практически везде. Собственно, это даже не чебурек, а его аналог. Чир-чир относится не к турецкой, а к караимской кухне. Он может быть мясным или овощным. Многие из тех, кто пробовали, утверждают, что крымские чебуреки, в отличие от остальных, не хрустят. Они не жесткие, а прямо тают во рту.

Крымские пирожки треугольной формы- это Самса. Блюдо относится к узбекской кухне, и все же, оно прекрасно прижилось в Крыму. Данная разновидность пирожка делается из пресного теста, а его начинкой вступает рубленое мясо, лук и, конечно же, специи. По форме Самса может быть округлой, либо треугольной. Пекут ее в тандыре. Это такая глиняная печь, имеющая вид цилиндра. Самсу прилепляют к ее стенкам. Сегодня вариаций приготовления таких пирожков множество. А тандырная – это истинная, то есть, традиционная.


Крымские сладости будут самым настоящим гастрономическим раем для всех, даже самых взыскательных гурманов. Для Крыма более всего характерны восточные сладости. А любимым лакомством Крымского побережья считается пахлава. Это такие сладкие пирожки по форме напоминающие ромбы. Они делаются из многослойного теста, пропитанного медом и щедро усыпанного орехами. На вкус пахлава мягкая и рассыпчатая, а еще очень сладкая.

Аналогом пахлавы можно назвать Шекер къыйыкъ. Это такая национальная сладость, характерная для крымско-татарской кухни. Само название обозначает «сахарные платочки». Печется Шекер къыйыкъ тоже из многослойного теста, но сверху он поливается не медом, а сахарным сиропом.

Варенье на лепестках роз, которое сегодня стало повсеместно популярным, на самом деле пришло из Крыма. Здесь оно готовиться в самых разнообразных вариациях. Впрочем, кроме розового популярно варенье из абрикос и клубники, айвы и кизила, а также из изюмэрика - это такие маленькие, местные сливы. Но, варенье из лепестков роз – то истинное нечто. Кроме оригинального вкуса оно издает едва уловимый аромат роз. Такое варенье – превосходное народное средство при лечении ангины и от простуды.


Вывод:

Ко всем традициям, создаваемым народом в течение столетий, нельзя относиться так, словно это что-то, изжившее себя. Ведь многие из них превратились в неотъемлемую составляющую современного этикета, а каждый, воспитанный человек будет вести себя в обществе именно в соответствии с этикетными нормами. Впрочем, куда важнее то, что традиции – это то, что позволяет сохранить между людьми хорошие, человеческие взаимоотношения.


Коротко о традициях и обычаях крымских татар