Из опыта работы в старшей возрастной группу ДОУ. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

У детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высоко уровня. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного запаса, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса слов сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а так же многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важный этап развития речи ребенка - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь. В диалоговой речи дети прибегают к краткому и развернутому ответу в соответствии с вопросом.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью завит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Вместе с тем, можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят все звуки правильно, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными, в словообразовании). Есть ошибки в построение связного текста с соблюдением структурных элементов (начало, середина, конец) и их соединение.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др., и вне их - игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т.д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде), перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.).

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?», «Для чего надо рыхлить землю?» и т.д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. Мы предлагаем детям составить или придумать рассказ, сказку об увиденном: о тучке, о бабочке, о снежинке, о первом цветочке и т.д.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи - лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.

Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Перечислю некоторые игры, которые мы используемые в работе с детьми старшей группы:

- «Живые слова» (закрепление знаний о предложении и слове);

- «Назови конец слова» (воспитатель называет первый слог, а дети добавляют конец слова: ра - рак, радуга, ромашка);

- «Звуковые часы»;

- «Скажи наоборот» (антонимы);

- «Многозначные слова» (составить предложения с многозначными словами);

- «Улитка» (ЗКР, лексико-грамматический строй речи, связная речь);

- «Нелепицы» (рассуждать, делать умозаключения);

- «Телефон» (работа над фонетикой);

- «Подарки» (ЗКР);

- «Посчитай предмет» (лексико-грамматический строй речи)

- «Что бывает красное? Красная? Красный?» (лексико-грамматический строй)

- «Составь предложение с использованием заданного слова или звука» (Катя купила куклу);

- «Что делает… медведь?» (назвать как можно больше глаголов);

- «Скажи по-другому» (синонимы);

- «Разложи в правильном порядке и составь рассказ» (составление рассказов по серии картинок);

- «Слова - родственники» (образование слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Чистоговорки, скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умением их приложить к разным ситуациям.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.

Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов. Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

Невского района г. Санкт-Петербурга

Погорская Т.Д.

В современном обществе, его духовной и материальной сфере, проблема общения актуальна. Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет, образовывается. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

  • Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.
  • Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.
  • Оптимизация работы педагогов.
  • Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье.
  • Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, необходимо создание специальных психолого - педагогические условий :

  • Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;
  • Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;
  • Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;
  • Организация воспитатель но - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;
  • Недопустимость стандартизации методических приемов;
  • Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).

Не секрет, что однообразие и шаблонность занятий вызывает у детей апатичность и нежелание работать со звуками, слогами, словами родного языка. В результате происходит блокировка познания родного языка. Все это показывает на необходимость поиска ресурсов для разработки эффективных технологий обучения детей.

Применение разнообразных заданий и форм работы с дошкольниками в течение дня способствует активизации коммуникативной деятельности дошкольников. Это развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседа, сказкотерапия, музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), импровизация, рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п.

На прогулке организуются игры для закрепления правил поведения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах, формирование представлений о себе. Это игры: "Волшебный клубочек", "Соберем волшебные слова в лукошко", "Вручи подарок" и др. Проводятся "кукольные разговоры", т.е. разговоры о здоровье друг друга, помощи, праздниках, родственниках.

Во второй половине дня организуются игры на понимание разного эмоционального и физического состояния (радости, печали, усталости, огорчения, любви, гнева, раздражения), проявляющегося в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: "Найди жильцов домиков", "Угадай настроение", "Определи настроение людей по фотографии" и др.

Все предлагаемые игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.

В ходе проведения данной работы мы ждем следующих результатов:

  • инициативность каждого ребенка;
  • умение сформулировать идею;
  • умение договариваться, не конфликтовать;
  • умение устанавливать контакты с другими детьми;
  • умение согласовывать свои действия с действиями других людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий мир, присваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями человечества.Дети с нарушением зрения не могут в...

"Круг друзей" как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Круг друзей - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проб...

Успешность ребенка в общении со сверстниками - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как: готов ли ребенок к школе, справится ли он с программой обучения, примет ли его коллектив и т.п.

Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению являются социально - коммуникативные навыки.

Особое внимание коммуникативной активности дошкольников уделяет Т.В. Чиркова. По её мнению, коммуникативная активность проявляется во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Ее можно наблюдать в самых различных жизненных обстоятельствах в деятельности ребенка. Коммуникативный компонент проявляется и в учебной, и в игровой деятельности дошкольника. (21, с. 156).

Индивидуальные особенности коммуникативной активности проявляются у детей в сюжетно-ролевых играх. Кроме наблюдения можно специально создавать ситуации, требующие проявления динамических особенностей общения ребенка (например, обращения ребенка к сотрудникам детского сада с просьбой; коллективные формы выполнения поручений; совместная деятельность по изготовлению игрушек, пособий, украшений для помещений детского сада и т.д.). Можно провести индивидуальную беседу-опрос о предпочтении партнерства среди детей; использовать варианты социометрических методик. (2, с. 161).

Т.В. Чиркова предлагает изучить коммуникативную активность по трем показателям: скоростные, эргические и вариативные. Эти показатели находятся в определенном соотношении.

Скоростные показатели - это скорость установления контактов в общении со сверстниками и взрослыми; скорость реакции на действия партнеров; скорость интеракций. (21, с. 154).

Эргические показатели - это стремление к постоянству в общении; отсутствие изолированности; стремление быть в гуще людей; интенсивность и широта круг общения; отсутствие утомления от длительного пребывания в кругу незнакомых людей. (21, с. 154).

Вариативные показатели - это легкость перехода от одних детей к другим в играх; отсутствие постоянной избирательности в партнерстве; общительность в новой обстановке, эмоциональная раскрепощенность; вариативность в способах общения со сверстниками. (21, с. 155).

Чтобы выявить коммуникативную активность ребенка прежде всего воспитатели должны наблюдать за проявлением индивидуальных особенностей динамики в самых разнообразных видах деятельности ребенка.

В подготовительной группе был проведен констатирующий (диагностирующий) эксперимент для выявления коммуникативной активности старших дошкольников по методикам Т.В. Чирковой «Коммуникативная активность» и Р.С. Немова «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Цель данного эксперимента: выявить особенности коммуникативной активности дошкольников со взрослыми и сверстниками.

В эксперименте принимали участие воспитанники МБДОУ № 122 Центр Развития Ребенка (Автозаводский район, ул. Совесткой Армии д.11.). Возраст детей: 6-7 лет, количество обследуемых - 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Цель методики «Коммуникативная активность» Т.В.Чирковой: выявление индивидуальных особенностей коммуникации детей дошкольного возраста.

На основе результатов проведенного эксперимента мы выделили четыре индивидуально-типологические группы.

У детей первой группы в коммуникативной активности наблюдается быстрое установление контактов со сверстниками и взрослыми, но устойчивость и избирательность контактов незначительная, наблюдается повышенная склонность к общению, но поверхностная. Таких детей в группе 7 человек.

Как правило, такие характеристики активности были типичны для детей подвижных, живых, но недостаточно уравновешенных. По ряду показателей эти дети тяготеют к холерическому темпераменту.

У детей второй группы общительность незначительная, но присутствует большая избирательность в выборе партнера и устойчивость взаимоотношений. Количество детей, относящихся к этой группе - 4.

Дети этой группы имеют по ряду жизненных и экспериментальных показателей слабость нервной системы, тяготение к меланхолическому темпераменту. К третьей группе относятся дети, у которых в коммуникативной деятельности скоростные показатели высокие, но наблюдается их неустойчивость. Их в группе 6 человек.

Дети этой группы имеют тяготение к сангвиническому темпераменту.

В четвертую группу вошли те дети, у которых коммуникативная активность имеет средние уровни по всем показателям. Однако, отмечается значительная избирательность и устойчивость в системе взаимоотношений. Таких детей в группе 3.

Эта группа детей спокойных, уравновешенных, несколько даже медлительных, традиционно относится к флегматическому темпераменту.

Подводя итоги данного эксперимента, видно, что при характеристике всех видов активности любая группа детей имеет свои специфические, как положительные, так и отрицательные, особенности. После проведения этого эксперимента воспитателю легче понять сильные и слабые стороны каждого ребенка, чтобы определить дальнейшую индивидуальную и групповую работу с ними.

Таблица 1

Группы коммуникативной активности

Ульяна А.

Ульяна Г.

Максим Г.

Наташа Г.

Тимоша Р.

Таблица 2

Диаграмма 1

У ребенка в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе.

Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась и признается большинством западных и отечественных психологов. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание и т.д.) лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям. (22).

Для сравнения коммуникативных качеств личности у старших дошкольников в группе детского сада было проведено экспертное оценивание по методике Р.С. Немова «Каков Ваш ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Эта методика представляет собой опросник, с помощью, которого можно определить уровень коммуникативности у ребенка.

Цель данной методики - определить уровень коммуникативности детей в подготовительной группе.

Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. (23). С помощью этого опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми: доброта, щедрость, внимательность к людям, правдивость и честность, вежливость, справедливость, общительность, жизнерадостность, ответственность.

В подготовительной группе в опросе участвовали родители 20 детей. Им было предложено подойти к данному эксперименту серьезно и ответить на данные вопросы предельно честно. Родители оказались заинтересованы в диагностики своих детей.

Исходя из ответов родителей на данные вопросы, группа разделилась на две равные части. Было выявлено, что из 20 старших дошкольников, у 10 детей уровень развития коммуникативных качеств личности ребенка средний. А высокий уровень развития имеют 10 детей. Следует отметить, что среди опрошенных родителей отсутствуют результаты низкого и очень низкого уровня развития детей. Также, исходя из результатов, не наблюдается очень высокий уровень развития.

Подводя итог данного эксперимента, следует обратить внимание на то, что общительность, умение контактировать с окружающими людьми - это необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Таблица 4

Уровень развития коммуникативной активности детей

Ульяна А.

Ульяна Г.

Максим Г.

Наташа Г.

Тимоша Р.

Таблица 3


Диаграмма 2

Исходя из результатов, проведенных экспериментов, нужно заметить, что развитие коммуникативных навыков - это одна из главных задач в развитии старших дошкольников.

В ходе исследования были выявлены определенные проблемы коммуникации детей со взрослыми и сверстниками.

Следует отметить, что некоторые проблемы коммуникации детей могут зависеть от типа темперамента ребенка.

Дети, с холерическим типом темперамента очень активны, импульсивны и неуравновешенны. Увлекшись игрой или какой-нибудь идеей, часто перестает слушать требования или просьбы воспитателя и родителей. Такие дети очень редко в общении идут на компромисс, вспыльчивы и, если, что-то им не нравятся, легко впадают в агрессию. Воспитателю и родителям следует уделять таким детям особое внимание и терпение, помогать направлять их энергию в мирное русло, учить терпеливо взаимодействовать и договариваться со взрослыми и сверстниками.

Дети - меланхолики очень ранимы и восприимчивы, с трудом находят себе друзей. Даже самое безобидное замечание может вызвать негативную реакцию. Ребенок будет подавлен и может закрыться в себе. Такие дети тяжело идут на контакт как со взрослыми и сверстниками, неэмоциональны и сдержаны. Педагогам и родителям важно помочь такому ребенку войти в социум, научиться общаться с окружающими людьми. Ребенка - меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если, что-то у него не получается, взрослому, который находится рядом с ним следует всегда демонстрировать свою уверенность в нем. Таким образом такие дети будут поддерживать и ощущать уверенность в самих себе.

Дети с сангвинистическим типом темперамента сильные, уверенные в себе и уравновешенные личности, также они имеют лидерские качества. Дети - сангвиники очень дружелюбны, у них очень широкий круг общения, быстро привыкают к новой обстановке и к новому окружению. Но проблема таких детей в том, что общаясь со многими детьми им трудно установить прочные связи. Общение таких детей часто бывает поверхностное. Также сангвиники часто теряют интерес к начатой деятельности, многое не могут довести до конца. Работая с такими детьми, следует уделять внимание начатому делу и стимулировать доведение его действий до конца. Также помогать ребенку устанавливать крепкие дружеские связи.

Дети - флегматики: неторопливы, спокойны, уравновешены, усидчивы. Им нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке и к новым людям. Таким детям необходимо больше времени на выполнение заданий. Общаясь с такими детьми, важно не ругать их за медлительность, но также не давать возможности долго засиживаться за своей деятельностью. Очень важно давать ребенку проявить инициативу и принимать свои решения.

Также исследуя типологическую группу детей, основанную на ответах родителей, были выявлены чаще встречающиеся отрицательные ответы родителей на вопросы о взаимоотношениях их ребенка с окружающими детьми.

Чаще всего отрицательные ответы родителей были на вопросы: «внимательный ли Ваш ребенок?» и «щедрый ли Ваш ребенок?», а также на вопрос «правдивый ли Ваш ребенок?».

Исходя из отрицательных ответов родителей, следует сделать вывод, что развитие внимательности, щедрости и правдивости напрямую зависит от деятельности родителей и воспитателя. Поэтому формирование данных качеств должно стать приоритетным направлением в развитии коммуникативной сферы детей, что обеспечит более гармоничное общение детей с окружающими людьми.

Подводя итог исследований, следует сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной работе по формированию социально-значимых качеств личности и развитию коммуникативной сферы, так как именно они обеспечивают успех в учебе, принятие ребенка в коллективе сверстников и продуктивное общение со взрослым.

Игры являются наиболее эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому воспитателям и родителям следует уделять особе внимание развитию игры у ребенка. Именно через игру дети усваивают нормы поведения и обыгрывают ситуации взаимодействия, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

Также следует уделять внимание и время проведению специальных психологических игр на развитие коммуникативных навыков.

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОУ следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из наиболее важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое «Я» среди других людей. Таким образом, актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.

В то же время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.

Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым, испытывает при этом сильнейшее эмоциональное неблагополучие. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка, по расширению и обогащению опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

Умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.

Согласно взглядам отечественных психологов Л.С.Выготского,А.В.Запорожеца,А.Н.Леонтьева,М.И.Лисиной,В.С.Мухиной,С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконина коммуникативность выступает в качестве основного условия развития ребенка , важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя и посредством других людей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально- коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, непосредственно связанно не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.

Современный образовательный процесс в детском саду построен на значимых для развития дошкольников видах деятельности. Они определены в ФГОС ДО:

Какие это виды деятельности?

  • Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
  • Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Одним из приоритетных их них является коммуникативная деятельность . Содержание образовательногораздела «коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром через решение определенных задач:

Слайд Задачи коммуникативного развития:

  • Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами современного русского языка.
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Исходя из представленных на слайде задач, нетрудно определить основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

o Создание психолого-педагогических условий для речевой практики детей развития коммуникативных навыков;

o Реализация комплексного воздействия на речевое развитие дошкольников;

o Оптимизация работы педагогов;

o Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье;

o Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Интеграция – один из важнейших принципов ФГОС. Сегодня очень важно перестроиться и предусмотреть интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах деятельности. А коммуникация, как локомотив, который интегрирует, объединяет все значимые для развития наших воспитанников виды деятельности, образовательные области, обеспечивает целостность образовательного процесса.

Важно, чтобы у каждого нашего воспитанника были сформированы коммуникативные способности:

  • желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу»;
  • умение организовать общение «Я умею!»;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим «Я знаю!»

ФГОС приводят в качестве одного их интегральных показателей усвоения программы умение налаживать конструктивное взаимодействие с партнером, свободно общаться со взрослыми и детьми, вести диалог, проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.

Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - личностной со взрослыми.

В соответствии с ФГОС ДО изменилось представление о том, какорганизовать коммуникативную деятельность, изменился способ организации деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми, которая осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов. Сейчас мы используем новые формы работы с детьми, которые позволяют обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с формированием коммуникативных умений детей, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.

А это предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений, ведь игра – ведущий вид деятельности, в процессе которой дети учатся сотрудничать, общаться, взаимодействовать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Именно в игре дети:

  • активно вступают в диалог;
  • задают вопросы,
  • слушают и понимают речь,
  • строят общение с учетом ситуации,
  • легко входят в контакт,
  • ясно и последовательно выражают свои мысли,
  • пользуются формами речевого этикета,регулируют свое поведение в соответствии с нормами и правилами

Таким образом, учитывая, что игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.

В работе по данной проблеме можно использовать научно- методическую литературу таких авторов, как: Богоуславская Н.Е Васильева Н.Н., Ермолаева М., Купина Н.А., Панфилова М.А., Чистякова М.И. и многих других. Основываясь на их взглядах, игрыпо развитию коммуникативных навыков детей можно классифицировать следующим образом:

На первом этапе целью используемых коммуникативных игр является:

Этап

Цель

Игры

первый

Формирование у детей дошкольного возраста базовых коммуникативных навыков таких как: умение выслушать другого, поддержать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать, хвалить другого, выражать чувства с помощью улыбки, спокойной речи, сочувствовать, сопереживать друг другу, четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривать до конца, внимательно выслушивать каждого, не перебивать, научить снимать мышечное напряжение в различных стрессовых ситуациях.

«Комплименты», «Волшебные очки», «Связующая нить», «Как поступить», «Сказка по кругу», «Общий круг», «Глаза в глаза», «Передай настроение», «Покажи стихи руками» и другие.

второй

Формирование адекватной самооценки, развитие интереса к своим товарищам, уважения их мнения таких как: критиковать поступки других, а не личность; понимать индивидуальность других; видеть хорошее в людях; высказываться доброжелательно; фиксировать свое внимание на достоинствах других; ценить общение с ними; создавать атмосферу доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг другу.

«Имя», «На кого я похож», этюды: «Ой-ой, живот болит», «Соленый чай», игры: «Биография по фотографиям», «Связующая нить», коллективная беседа «Что можно пожелать друг другу», упражнение «Проигрывание ситуаций» и др.

третий

Освоение моделей поведения в конфликтной, стрессовой или просто сложной ситуации таких как: чувствовать себя в роли воспитателя; самостоятельно решать ряд сложных проблем; проявлять внимание по отношению к другим

Упражнения: «Шефы в старшей группе», «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «Очередь в магазине», «Волшебный магазин».

Предлагаемые принцип систематизации игр помогает детям пережить чувство общности друг с другом, учит замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии, а так же индивидуальности ребенка в целом. Все игры на развитие коммуникативных навыков можно использовать во всех режимных моментах, а также в различных формах, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры- хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

В основе метода руководства играми дошкольников лежат принципы:

  • Воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
  • на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнерам.

Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные, народные, дидактические и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника - через игру он познает мир.Общение является важным элементом любой игры.И именно играпозволяет интересно, естественно и эмоционально активизировать общение со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать.

Давайте перейдем к конкретным примерам использования игр и игровых приемов в практической деятельности по формированию коммуникативных навыков.

Важнейшей предпосылкой совершенствования коммуникативной деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Создать такие ситуации помогает оригинальный способ – использование волшебной палочки, предметов перевоплощения (короны, колпачка, волшебной ручки), образной игрушки, например, Петрушки. Мой Петрушка – это всегда сюрпризный момент, это способ организовать детей, привлечь внимание, вызвать эмоциональное отношение, побудить к диалогу. Петрушка, изготовленный своими руками, вызывает у детей неподдельный интерес и желание вступать в речевой контакт.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, стоит помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребёнком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку, именно в общении ребёнок воспринимает и усваивает его образцы. Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Особенностью детского коллектива в детском саду является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе, они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а так же как элементы начала любой совместной деятельности детей. С целью организации детей, привлечения их внимания можно использовать игры в кругу: «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Поздороваемся необычно» Такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. В таких играх можно всегда использовать сказочныйперсонаж или предметы перевоплощения, с помощью этих предметов дети с легкостью вступают в диалог, отвечают на заданные вопросы.

Используя Петрушку, можно предложить детям поиграть в очень интересную игру «Петрушкины забавы». Воспитатель должен объяснить правила игры:

когда Петрушка прячется, слова становятся уменьшительными, а когда появляется, - слова становятся увеличительными.

Дом – домик – домище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище. Рука- ручка- ручище. Усы – усики – усищи. Мороз- морозик - морозище. Нос – носик – носище. Ум – умишко – умище.

Организуя игры, не будьте занудами. Не отвлекайте детей, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.

Работая с детьми, следует обратить внимание на развитие у детей организаторских умений, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рекомендую рассматривать картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводить этические беседы.

В моей картотеке очень много словесных игр, которые доставляют детям удовольствие, увлекают их, активизируют словарный запас. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети с удовольствием вступают в игру, которая называется «Отгадай название сказки»

Водящий называет первое слово задуманной сказки, а дети отгадывают и произносят ее полное название:

Сивка…, Заюшкина….., Конек…., Гадкий……, Мороз…….., Царевна…., Гуси….., Мальчик….., Красная….., Крошечка….., Дюй…

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

Существует такое понятие «визуальная коммуникация» - это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. Визуальная коммуникация обладает преимуществом - она понятна большинству. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 70% информации.

Существуетбольшая группа игр на развитие невербальных средств общения, одна из них игра, в которую дети играют с большим удовольствием - « Разговор через стекло», позволяющаяразвивать у детей мимику, жесты, пантомимику, телодвижение.

Для эффективного совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование большого разнообразия методов и приемов, при этом можно работать как индивидуально, так и с группой в целом.

К примеру, игра «Серия картинок».

Задача детей собрать 3 истории в правильной последовательности

Слайд 6 (...)

Первую пару помогает найти взрослый: мишка …(шишка), а остальные пары находят дети сами:

шарик….(фонарик), мак… (рак), подушка…(лягушка), роза…(мимоза), незнайка…(балалайка).

Играя в эту игру, дети могут самостоятельно собирать пары, используя картинки, далее по этим картинкам дети могут составлять свои рассказы.

Следующая игра помогает овладеть связной диалогической речью.

Подчеркиваем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая и монологическая» речь является центральными. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная, естественная форма языкового общения, которое состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как: вопрос, ответ, добавления, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Давайте же познакомимся с игрой, которую я использую на своей практике с детьми - игра «Почемучка»

В начале игры детям надо рассказать историю:

Где-то на белом свете жила – была бабушка с внучкой. Девочка очень любила задавать вопросы. Только и слышала бабушка:

Почему деревья большие?

Откуда приходит дождик?

Кто рисует радугу на небе?

Бабушка отвечала, отвечала, а потом рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка». Как вы думаете, дети, хорошо быть Почемучкой?

Сейчас мы с вами тоже превратимся в Почемучек, надев на голову воображаемую волшебную шапочку. Внимательно посмотрите на иллюстрацию из сказки и придумайте свой вопрос к этой картине.

Сколько медведей на картине? Что делают медведи? Какая погода изображена? Какие медведи? Кто нарисовал картину? и.т.д.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими.

Детям нравится еще одна игра из игровой копилки «Чебурашка».

Для этой игры необходима игрушка, всем полюбившийся детям чебурашка.

Взяв, в руки игрушку, воспитатель начинает свой рассказ:

В одном густом тропическом лесу жил да был забавный зверёк. Однажды он проснулся утром рано и отправился прогуляться. Около фруктового сада он увидел ящики с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Удалив голод, он уснул, а когда проснулся, то оказалось, что он вместе с апельсинами прибыл в далёкий неизвестный город.

Продавщица вытащила его из ящика и посадила на стул. Но так как у него затекли лапы, то он не удержался и чебурахнулся.

Фу –ты, Чебурашка какой!

Теперь он знал, что его зовут Чебурашка, но что он за зверь ему предстояло выяснить. А мы ему поможем.

Итак, Чебурашка оказался в зоопарке. (начинается диалог со зверями; воспитатель задает вопрос от имени Чебурашки, а дети от имени зверей отвечают)

-…может быть я слон, у меня такие же большие уши…

Ребенок говорит свой ответ, почему чебурашка не слон.

-…может быть я мартышка, потому что я так же люблю апельсины…

Ответ

-… может быть я хомячок, я такой же маленький и у меня нет хвостика…

Ответ

-…может быть я медведь, у меня такая же мягкая и коричневая шерсть…

Ответ

Я точно не медведь, тогда кто же я? С кем мне дружить?

Играющие выстраивают свою версию с кем будет дружить, и где будет жить Чебурашка.

Насыщенная игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития позволяет детям овладеть доступными для них способами моделирования окружающей жизни, усвоения образцов речевого поведения. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей.

В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской игровой деятельности, а высокий уровень коммуникативности всегда выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.